Гендерная политология
А. Е. Чирикова
ЖЕНЩИНА-РУКОВОДИТЕЛЬ ВО ВЛАСТИ И БИЗНЕСЕ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
В статье анализируются социально-психологические особенности женщин-руководителей, достигших высоких карьерных позиций во власти и бизнесе. В качестве метода исследования используется метод интервью с женщинами и мужчинами — представителями власти и бизнеса. Анализ показывает, что успешный менеджмент не имеет пола. Женщины, достигшие успеха в бизнесе и власти, отличаются двойным репертуаром управленческих технологий: и мужским, и женским, причем отличаются от мужчин большей гибкостью и ответственностью. Это позволяет автору сделать вывод о том, что способности женщин к лидерству в бизнесе и власти пока недооцениваются и элитами, и массовым сознанием.
Ключевые слова: женщина-предприниматель, деловые и личные качества, самовосприятие преимуществ и ограничений, «Я-концепция», «стеклянный потолок», эффективный менеджмент.
Нередко исследователи гендерных проблем задаются вопросом: отличаются ли женщины, добившиеся карьерного роста в бизнесе или власти, от других женщин или мужчин, не добившихся карьерных успехов? Всегда ли женщина, добившаяся высокого статуса во власти или бизнесе, имеет личностные особенности, отличающие их от других женщин? Отличаются ли по своим психологическим характеристикам мужчины, добившиеся высоких статусных позиций, от женщин, проделавших тот же карьерный путь?
Материалы, полученные в ходе двух исследований женщин-руководителей в бизнесе и власти с интервалом в десять лет, позволяют утверждать, что действующие здесь закономерности достаточно предсказуемы. Более того, они расходятся с представлениями здравого смысла, согласно которым женщина, достигшая успеха в бизнесе или власти, больше похожа на мужчину, чем на женщину. Картина, описывающая особенности психологического статуса мужчин и женщин, добившихся успеха во власти и бизнесе, оказывается достаточно сложной и не поддается однозначной интерпретации. Она зависит от нескольких переменных, каждая из которых может предопределять итог карьерного продвижения.
Первое исследование, проведенное в 1998 г. и посвященное лидерству женщин в бизнесе, показало, что женщины, достигшие
© А. Е. Чирикова, 2011
успеха в этой сфере, добивались этого как за счет качеств, которые сближают их с мужчинами, так и тех, которые являются сугубо женскими.
Исследование 2008 г. по изучению женского лидерства во власти практически подтвердило сделанные ранее выводы, но вскрыло ряд новых закономерностей, позволяющих понять, какими качествами должна обладать статусная женщина во власти, чтобы пробить «стеклянный потолок» (Женщина..., 2009).
Оба исследования проводились с использованием метода интервью. Всего нами было опрошено около 140 респондентов из 8 регионов, непосредственно занимающих руководящие позиции в бизнесе и власти на уровне руководителей компаний, вице-губернаторов, руководителей ведущих департаментов в областной и муниципальной власти, региональных экспертов.
Исследования фактически подтвердили тот факт, что эффективный менеджмент не имеет пола. Эффективный менеджер, мужчина или женщина, для успешного осуществления руководящих функций должен обладать двойным репертуаром управленческих технологий: и мужских, и женских. Если руководитель предпочитает опираться исключительно на женские или мужские линии поведения, то чаще всего успеха не достигает.
Женщина-руководитель в бизнесе: самовосприятие
преимуществ и ограничений
Женщины-предприниматели, как показывают зарубежные исследования, демонстрируют высокий уровень самооценки и не стремятся к его намеренному повышению. Поэтому анализ самооценок женского менеджмента в лице его ежедневных проводников может дать возможность определить, связывают ли женщины «мягкий менеджмент» с женским лидерством, а «жесткий» — с мужским.
Начать свои размышления по этому поводу хотелось бы с короткого рассказа о женских и мужских стратегиях в бизнесе предпринимательницы из Набережных Челнов Елены Шульгиной, который может служить своеобразным эпиграфом к последующему материалу статьи: «Когда меня спрашивают, кто лучше руководит фирмой, то мне вспоминается реальная житейская история. Вначале, когда я создавала агентство, там был психолог-мужчина, с которым мы разошлись в принципах. Поскольку мы — друзья, то решили вместе не работать. Он уехал в Казань и через год открыл там свое агентство. Продержалось оно полгода. Он приехал и поделился горьким уроком: "Ты была права. Эту работу может сделать только женщина". Женщина обладает такими качествами, как методичность, кропотливость, педантичность. Одновременно она может
быть достаточно жесткой и решительной как мужчина. Сочетание мужских и женских ролей в одном и том же человеке есть условие успешного бизнеса». Несмотря на категоричность данного утверждения, с ним в разных вариациях согласны около 70% опрошенных женщин в Москве и в регионах. На вопрос: «Может ли женщина управлять фирмой не хуже мужчины?», они отвечают, что может и делает это каждый день, несмотря ни на что.
«В женщине-руководителе больше интуиции, больше эмоциональности, больше эмпатии, — считает психолог, руководитель фирмы Вероника Моисеева, вице-президент Российской ассоциации Public Relations. — Ее возможности как руководителя намного шире. Она может снять со своих подчиненных гораздо больше сливок. Мужчины легче решают стратегические задачи. Но женщины, у которых присутствуют компоненты мужского ума, тоже с этим справляются. Я не встречала ни одного мужчину, который мог бы столь четко увязывать все детали дела, как это удается женщине. Женщина прекрасно контролирует ошибки. У женщины более детальный и ответственный подход, она имеет вкус к мелочам и умеет доводить до результата мужские фантазии. Теперь относительно мягкого менеджмента. Я не могу отнести себя к его сторонницам. Но России все равно нужна женская рука. России необходима дополнительная дистанция в управлении персоналом. Любое разыгрывание, то ли семейных отношений, то ли дружеских, приводит к неэффективным последствиям. Это еще более ухудшает результаты по сравнению с тем, если бы такая модель действовала на западной фирме. Для своей фирмы я, с одной стороны,— хороший, добрый, обаятельный директор, к которому можно прийти и что-то попросить, который поймет проблемы сотрудников, с другой — жесткий руководитель, похуже любого мужчины. Для меня важен результат. Но я способна адекватно прореагировать на состояние человека, которое порождается не рабочими ситуациями. Необходимо постоянное лавирование между человеческими эмоциями и задачами управления. Женщина справляется с этим лучше мужчин».
Несмотря на то, что Дания Вагапова относит себя к потомственным банкирам и никогда не обучалась психологии и психологии менеджмента, она столь же уверена в необходимости не оставлять за женщинами «мягкого менеджмента», а за мужчинами — жесткого: «Мне кажется, что нет прямой связи между "женским" типом и "мягким" лидерством, "мужским" типом и "жестким" лидерством. Если взять ситуацию работы и профессиональные задачи, то я — жесткий человек но, если взять жизненные ситуации и человеческие отношения, то я — мягкий человек. Если приходит человек и просит помочь, поскольку у него что-то случилось в семье, я никогда не от-
кажу. Я могу первой прийти на помощь и всегда это делаю. Моим бывшим сотрудникам я стараюсь помочь первой, если я могу что-то сделать. Всегда считала, что есть люди, у которых невыносимый характер, с которыми я бы не могла жить или общаться по жизни. Но если это хороший специалист, я могу не замечать всех этих недостатков. Но если как специалист он не дотягивает, то я не буду сомневаться».
Способность сочетать в себе позиции жесткого лидера и человека, способного понять и воспринять эмоциональный мир другого, дает возможность творить «модели управления персоналом» с учетом человеческих состояний и человеческих эмоций, сохраняя при этом за собой право на жесткие технологии, которые традиционно приписываются «мужскому менеджменту».
Весьма точно в психологическом смысле описала это в своем интервью Тамара Румянцева, в ту пору заместитель председателя правительства Архангельской области: «Преимущество женщины — в умении слушать. Женщина ежедневно развивается как руководитель и дает возможность постепенно развиваться окружающим. Отличается большим терпением, когда хочет дойти до конца в деле. Женщина, несомненно, более внимательна к тем, кто работает рядом. Умение заметить успех, выработать у человека потребность в большом успехе — это особенности женского лидерства. В женщине проявляется большее стремление собрать вокруг людей, которые могут организовать общее дело, помочь в достижении целей. Как в семье, женщина может разделить на всех обязанности поровну и все вместе делают общее дело сообща. У женщины меньше честолюбия и самолюбия. Она себя не выпячивает. Позволяет лидировать другим, при этом сама оставаясь лидером "в тени". Мужчине надо всегда подчеркивать, что он здесь начальник. Мужчинам больше присущ начальственный тон, желание властвовать: "Я не потерплю. Вы уволены". У мужчины меньше терпения и меньше житейской мудрости. Женщина понимает: этим днем всё не кончается. Как ее слово отзовется завтра? Женщины-руководители сейчас стали бережнее. Когда люди живут в состоянии постоянного стресса, иначе нельзя».
Важное преимущество женского менеджмента перед мужским выделила респондент Татьяна Собко: «Женский бизнес по сравнению с мужским всегда более стабилен... И этому есть простое объяснение. У женщины более развито внутреннее чутье. Она пропускает информацию не через разум, а через собственные ощущения. Эти собственные ощущения и помогают ей избегать ошибок в бизнесе. Мужчина думает и просчитывает шаги в деле умом, а женщина сердцем. Для мужчины главное сделать экономические расчеты,
понять, какие экономические выгоды он будет иметь завтра. Женщина анализирует, чтобы чувствовать».
Интервью свидетельствуют, что женщины при управлении людьми демонстрируют находчивость, реалистичность, гибкость, целеустремленность в получении профессиональных знаний. Однако не стоит переоценивать женскую мягкость и чуткость. В случае необходимости женщина умеет делать жесткие и рискованные шаги.
Материалы интервью показывают, что женщины достаточно позитивно оценивают свои управленческие возможности и около 70% из них, убеждены в том, что женский менеджмент имеет свои преимущества перед мужским или, по крайней мере, способен дополнять мужское лидерство в тех или иных ситуациях (60%).
При этом исследования дают возможность утверждать, что женщины не стремятся дотянуться до мужчин в своих методах управления фирмой. Более половины из опрошенных не считают целесообразным различать мужские и женские составляющие в менеджменте. 30% женщин убеждены, что их умение управлять не только не хуже, но даже лучше мужского. При этом женщины полагают, что преимущества мужчин расположено в пространстве стратегии и анализа. Женщина, напротив, — весьма эффективный стратег в деле конкретной реализации поставленных целей.
Можно утверждать: успеха в бизнесе женщина достигает не за счет мимикрии к мужскому стилю управления, а посредством творческого использования своего характера и стереотипов поведения, присущих женщинам и еще недавно считавшихся недопустимыми в руководстве.
Ограничения, с которыми женщине наиболее трудно справиться, согласно данным опроса, распределились следующим образом:
а) мягкость характера, трудность санкционирования за ошибки — 50%;
б) долгое проживание событий, эмоциональность — 40%; в) сниженный потенциал риска, отсутствие авантюризма — 25%; г) повышенная скрупулезность и ответственность — 25%; д) преобладание тактических линий над стратегическими — 15%; е) недостаток амбициозности — 15%. Обращает на себя внимание то, что женщины-предприниматели из региональной выборки своей мягкостью недовольны практически в 1,5 раза реже по сравнению с москвичками. Более того, именно в региональной выборке выделилась группа руководителей, которые своими недостатками считают «жесткость и упрямство», «нежелание идти на компромиссы» (10%). Хотя эту группу многочисленной нельзя назвать, наметившаяся тенденция свидетельствует о том, что региональный бизнес, в большей степени, чем московский, строится на «технологиях прорыва», когда ключевое значение приобретает «умение настоять на своем и действо-
вать быстро». Это, возможно, дает определенные результаты, если команда способна «компенсировать» такие поведенческие стратегии своего лидера.
«Может быть мне надо чаще идти на компромисс, — размышляет Людмила Петрукович. — Чаще надо прислушиваться к другим. Надо больше думать, прежде чем действовать. Не везде можно гору разгребать лопатой. Может быть, удобнее ее обойти. Я импульсивна по характеру и все пытаюсь сделать быстрее и нахрапом. За мной надо подчищать камни. И моя команда знает, как это делать». Самооценки женщин относительно недостатков собственного менеджмента практически совпадают с оценками, которые дают им менеджеры-мужчины. Более того, у женщин этот перечень недостатков значительно шире. Это свидетельствует об адекватности женской оценки и позитивном прогнозе достижений в наращивании управленческого профессионализма.
Наряду с выделением «чисто женских ограничений» около 60% респонденток настаивают на ограничениях, которые свойственны им не как менеджерам определенного пола, а как менеджерам вообще. Такими ограничениями, не имеющими «гендерной окраски», по мнению женщин, являются: а) приоритет работы над всем остальным — 40%; б) боязнь делегирования полномочий — 30%; в) трудное отключение от дел — 15%; г) недостаток аналитичности — 15%. По мнению аналитиков, весьма характерной чертой российского менеджмента являются такие качества российского бизнесмена, как «неумение думать ни о чем другом, как о работе» и неумение делегировать полномочия. Как это ни парадоксально, российские женщины, несмотря на большую долю здравого смысла в своей работе по сравнению с мужчинами, демонстрируют модели поведения, где эти ошибки повторяются.
Вице-президент Российской ассоциации Public Relations Вероника Моисеева убеждена: «Российским предпринимателям сегодня не хватает главного — умения делегировать полномочия... Это сейчас нужно выводить на первое место профессиограммы российского предпринимателя. Знание реального управления, экономики, маркетинга важно, но главное — это побороть страх собственника перед менеджерами. Боязнь того, что собственника обязательно обворуют, глубоко засела в подсознании российских предпринимателей. Это мешает развиваться. Я уверена в том, что если фирма хочет расти, она должна делегировать менеджеру свои права. Если собственник решил отдать фирму для управления менеджеру, а сам в глубине души думает, что его обворуют, то именно это с ним произойдет. Нужна внутренняя глубокая перестройка собственников. Тогда и управленцы будут добросовестно делать свое дело».
Итак, наш анализ позволяет утверждать, что женщины достаточно адекватно оценивают свои преимущества и ограничения, причем их оценки возможностей женского менеджмента являются более «строгими» в сравнении с мужскими. Несмотря на то что женский менеджмент отличают свои специфические недостатки, обусловленные полоролевыми характеристиками, сегодня, как и десять лет назад, можно утверждать, что для российского менеджмента более существенны ограничения, связанные не с принадлежностью к тому или иному полу, но имеющие общий институциональный, социальный или ресурсный характер.
Преимущества женского управления в ситуации неопределенности, способность женщин обеспечивать своим фирмам не только возможность выживания, но и развития, свидетельствуют об общественной и экспертной недооценке способностей женщин управлять фирмой. Переосмысление возможностей женского менеджмента в развитии предпринимательства в России позволило бы привлечь к управлению новый кадровый потенциал, который не только быстро обучается, но является гораздо менее требовательным и при этом — более работоспособным.
Деловые и личностные качества. «Я-концепция» лидеров
мужского и женского бизнеса в России
Проблема деловых и личностных качеств, составляющих психологический портрет успешных российских бизнесменов, исследуется зарубежными и российскими социологами и психологами в контексте рассмотрения важнейших личностных предпосылок успешного предпринимательства. С. К. Рощин, анализируя современное состояние проблем психологии предпринимательства, с одной стороны, с другой — выделение личностных профилей разных групп людей в мире бизнеса в США, показывает, что существенное значение для понимания этого вопроса имеет принадлежность предпринимателей к разным сферам бизнеса (Рощин, 1993, с. 98109). Так, по мнению исследователя, следует различать предпринимателя в сфере производства, предпринимателя в сфере посреднической деятельности, «внутреннего предпринимателя», выполняющего функции менеджера, управляющего производственными структурами. Автор обзора показывает существующие психологические различия между предпринимателем-производителем и спекулянтом-перекупщиком. Весьма важны также различия между управляющим-менеджером и собственником.
По мнению североамериканских исследователей, типичный портрет успешного предпринимателя включает такие личностные способности или свойства, как реалистическая оценка при выборе
альтернатив, критичность в представлении своих возможностей и одновременно высокий уровень притязаний, готовность идти на смелый, но вместе с тем разумный риск, преодолевать узкоконъюнктурные оценки и хорошо прогнозировать развитие событий. Высокий интеллект предпринимателей проявляется в стремлении к высокому уровню профессионализма, широкой эрудиции, в творческом мышлении, связанном в данном случае с готовностью к инновациям.
В России изучение проблемы личностных особенностей предпринимателей находится в русле западных работ, а результаты исследований повторяют в основном выводы, полученные зарубежными социологами и психологами. Несмотря на то, что ряд российских исследователей неоднозначно относятся к «психологии черт» по нескольким основаниям (см.: Леонтьев 1997, с. 18-21), за последние годы в научной литературе появились исследования, пытающиеся определить проблему деловых и личностных качеств посредством проведения конкретных социально-психологических исследований. Приведем результаты некоторых из них.
Исследование, проведенное социологической службой «Мониторинг» под руководством В. Нечаева (Нечаев, 1996, с. 18), для выявления образа предпринимателя использовало метод ролевых конструктов Дж. Келли. Опрос проводился в два этапа. Социологи просили опрашиваемых экспертов-предпринимателей указать качества, необходимые для предпринимательства, а также качества, благоприятные и не благоприятные для делового контакта.
На основе анализа выявленных качеств были выделены 12 параметров, представляющих условно 3 группы: деловитость, общительность, благотворительность, которые затем оценивались с помощью метода семантического дифференциала. Исследование показало, что преуспевающему предпринимателю сопутствуют такие качества (в баллах), как компетентный (6,2), обаятельный (6,2), реалист (6,0), обстоятельный (5,9). В самооценке эксперты больше придавали значение таким качествам, как порядочность (6,3), обязательность (6,1), компетентность (5,8) и не меркантильность (5,8). Согласно полученным данным, предприниматели не страдают от скромности, и их самооценка тождественна, а в некоторых случаях превосходит средние оценки преуспевающего предпринимателя. Это важный методический вывод, который позволяет рассматривать самооценки предпринимателей либо как завышенные, либо как адекватные, что в контексте данной работы весьма важно.
В исследовании Т. Корниловой с соавторами при изучении факторов риска и других личностных свойств у российских брокеров, оказавшихся раньше других в новых условиях экономической дея-
тельности, были получены некоторые другие характеристики, свойственные успешным предпринимателям (Корнилова, Булыгина, Корнилов, 1993). Среди них: меньшие показатели «социального догматизма», устойчивость при давлении авторитетов, независимость, стремление полагаться только на самих себя, подчиненность поведения внутренним ориентирам. Для менее успешных предпринимателей характерно большее стремление к внешним формам выражения своей активности, не подкрепленных необходимым уровнем внутренней работы.
В более поздней работе Т. Корнилова (Корнилова, 1997) вернулась к изучению личностных особенностей предпринимателей и наряду с другими социально-профессиональными группами провела оценку предпринимателей по «определителю личностных предпочтений» А. Эдварса (Edwards, 1959), которая позволяет диагностировать мотивационные тенденции, которые могут рассматриваться в качестве репрезентированных самой личностью общих направлений, предпочитаемых ею способов действий и взаимодействий с социальным окружением.
Данные, полученные на группе предпринимателей, показали ее отличия от других социально-профессиональных групп. Психологический портрет группы предпринимателей включал 15 характеристик мотивационных тенденций. Среди них: мотивация достижения, уважение авторитетов, любовь к порядку, демонстративность, автономия, аффиляция, самопознание, принятие опеки, доминирование, чувство вины, оказание опеки, радикализм, стойкость в достижении целей, ориентированность на лиц противоположного пола и, наконец, агрессия.
Исследования показали, что наибольший количественный индекс в группе предпринимателей приходится на выносливость или на стойкость в достижении целей. Именно по этому показателю предприниматели значимо отличались от группы военнослужащих. Следующими по величине выборочных средних были такие моти-вационные предпочтения, как самопознание и доминирование. Высокие индексы по «выносливости» и «доминированию» были наиболее ожидаемыми результатами, поскольку соответствовали тем же или сходным личностным свойствам, выделявшимся в зарубежных исследованиях «усредненных» психологических профилей. Таким образом, превалирование среди других мотивационных тенденций желания и умения доводить начатое дело до конца и стремления к познанию себя, готовность брать на себя функции лидера и оказывать давление на других людей отличало группу предпринимателей от других социально-профессиональных групп. В свою очередь, такие свойства, как принятие авторитетов и демон-
стративность группой предпринимателей отвергались как неприемлемые в поведении или как недостаточно осознаваемые.
При разработке шкалы деловых и личностных качеств для предпринимателей мы с профессором В. В. Щербиной базировались на наиболее типичных высказываниях, полученных в ходе проведенных ранее интервью. В определенном смысле этот перечень включал «смысловые конструкции» самих предпринимателей. Это было принципиально для методологии исследования и обусловливалось тем, что предприниматели «высокого ранга» быстро выходят из ситуации исследования, если не воспринимают исследователя человеком, компетентным в их проблемах.
Шкала, разработанная для реализации поставленной задачи, включала в себя 25 суждений об умениях, необходимых для ведения своего бизнеса, которыми располагают респонденты. Респондентам следовало оценить по 10-балльной шкале степень присутствия этих качеств в характере и в деловых стратегиях предпринимателей мужчин и женщин. Проставленные респондентами баллы затем получали ранговую оценку, ранги суммировались и делились на число респондентов. В результате получалась средняя рейтинговая оценка по каждому из качеств — отдельно для мужчин и для женщин.
Всего было опрошено 185 предпринимателей, из них 105 женщин и 80 мужчин. Основные результаты, полученные в ходе опроса, и индексы рейтинга качеств приведены в таблице. Мы видим, что исследование самооценок деловых и личностных качеств показало, что существуют серьезные отличия между мужчинами и женщинами в восприятии тех умений, с помощью которых они действуют и достигают успехов в бизнесе.
У женщин первые девять позиций в общем ряду выделенных характеристик, согласно рейтингу, занимают следующие качества:
1. Умение идти на компромисс, гибко вести переговоры, учитывать позиции других сторон.
2. Уверенность в себе и своей миссии.
3. Умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска.
4. Постоянная готовность к изменениям, способность к нововведениям.
5. Умение быстро делать выбор.
6. Умение эффективно использовать навыки и способности других людей.
7. Трезвое отношение к новшествам, здоровый консерватизм.
8. Умение противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию.
9. Умение жить сегодняшним днем «здесь и сейчас».
Сравнительные индексы рейтинга качеств у мужчин и женщин предпринимателей (N=185)
Качества
Индексы рейтиг качеств — мужч Индексы рейтин качеств — женщ № ранга — мужч № ранга — женщ
Умение точно просчитывать ходы на несколько шагов вперед 2,77 3,35 14 22
Умение рискнуть, поставить всё «на карту» и выигрывать 3,24 3,87 22 24
Умение рационально распоряжаться вложенным капиталом 3,12 2,71 21 15
и контролировать его использование
Умение чувствовать себя свободными и извлекать выгоду в 1,94 2,96 3 18
рамках принятых ограничении и правил
Умение при необходимости играть «вне правил», извлекать 2,91 3,51 19 23
выгоду из неопределенных и нестандартных ситуации
Умение быстро переключаться с одного дела на другое 2,90 2,48 18 10
Умение длительно работать и концентрировать внимание в рамках одной проблемы 2,76 2,70 13 16
Умение противостоять давлению и нажиму, отстаивать 2,52 2,35 9 8
свою позицию
Умение понять и принять чужую точку зрения 3,48 2,54 23 12
Умение идти на компромисс, гибко вести переговоры, учи- 2,83 1,70 16 1
тывать позицию других сторон
Умение при необходимости навязать другим свою пози- 1,82 2,93 2 17
цию
Постоянная готовность к изменениям, способность к ново- 1,81 2,25 1 4
введениям
Трезвое отношение к новшествам, здоровый консерватизм 2,66 2,35 12 7
Умение эффективно использовать навыки, способности, 2,0 2,29 4 6
знания других людей в зависимости от ситуации
Умение жить сегодняшним днем «здесь и сейчас» 4,0 2,41 24 9
Умение строить деловые стратегии с учетом длительной 3,0 2,67 20 14
перспективы
Уверенность в себе и своей миссии 2,46 2,12 8 2
Умение быстро делать выбор 2,40 2,26 6 5
Умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска 2,54 2,16 10 3
Умение вовремя выйти из трудной ситуации конфликта, при необходимости поменять партнеров 2,81 3,03 15 19
Умение ставить цели, увлекать других людей 2,24 2,51 5 11
Умение использовать чужие идеи для реализации собст- 2,63 3,21 11 20
венных целей
Умение производить впечатление, налаживать и поддер- 2,42 2,55 7 13
живать взаимоотношения с другими людьми
Умение находить и создавать новые сферы деятельности или бизнеса 2,85 3,22 17 21
Умение прямо или косвенно влиять на высшие эшелоны 4,72 4,98 25 25
власти и политические решения
Мужской перечень частично совпадает с женским, но включает в себя и дополнительные качества-лидеры. У мужчин такими умениями лидерами являются:
1. Постоянная готовность к изменением, способность к нововведениям.
2. Умение при необходимости навязать свою позицию.
3. Умение чувствовать себя свободным и извлекать выгоду в рамках принятых ограничений и правил.
4. Умение эффективно использовать навыки и способности других людей.
5. Умение использовать чужие идеи для реализации своих целей.
6. Умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска.
7. Умение производить впечатление, налаживать и поддерживать отношения с другими людьми.
8. Уверенность в себе и своей миссии.
9. Умение противостоять давлению и нажиму, отстаивать позицию.
Сравнивая пространство совпадений и различий выделенных качеств-лидеров у мужчин и женщин, отметим, что женщины в своих стратегиях ориентированы опираться на качества «компромисса», «уверенности» при высоком влиянии качеств «пластичности» на фоне выраженной способности к доминированию. Мужчины, в свою очередь, склонны лидировать, опираясь на умение доминировать, действовать в ситуации неопределенности и угрозы риска, эффективно использовать для реализации своих целей других людей. В определенном смысле мужчины способны в большей степени использовать потенциал других людей, в то время как женщины в большей степени рассчитывают на себя и доверяют только себе. Парадоксально, но мужчины в своих оценках больше, чем женщины, ориентированы на «демонстративные качества», в то время как женщины в меньшей степени стремятся к «самопрезентации».
Так, существенные расхождения у мужчин и женщин наблюдаются в оценках таких качеств, как умение просчитывать ходы вперед (22-е место у женщин и 14-е — у мужчин), умение чувствовать себя свободным и извлекать выгоду (18-е место у женщин и 3-е — у мужчин), умение при необходимости навязать другим свою позицию (17-е место у женщин и 2-е — у мужчин), умение ставить цели (11-е место у женщин и 5-е — у мужчин), умение производить впечатление (13-е место у женщин и 7-е — у мужчин).
Данная конфигурация качеств подчеркивает, что мужчина в бизнесе — «больший игрок», ориентированный на «доминирова-
ние» и достижение целей «во чтобы то ни стало», нежели женщина. Это относится к таким качествам, как «умение рационально распоряжаться капиталом» (15-й ранг у женщин и 21-й — у мужчин), «умение быстро переключаться с одного дела на другое» (10-я позиция у женщин и 18-я — у мужчин), «умение понять и принять чужую точку зрения» (12-я позиция у женщин и 23-я — у мужчин), «умение идти на компромиссы, гибко вести переговоры» (высший ранг у женщин и 16-я позиция у мужчин), «умение жить сегодняшним днем, здесь и сейчас» (9-я позиция у женщин и 24-я — у мужчин), «уверенность в себе и своей миссии» (2-я позиция у женщин и
8-я — у мужчин), «умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска» (3-я позиция у женщин и 10-я — у мужчин).
Обращает на себя внимание, что женщины по сравнению с мужчинами в своих оценках более «рациональны», «гибки», «компромиссны», умеют жить «сегодняшним днем». Эти качества вполне можно было предсказать, опираясь на данные, полученные западными исследователями. Но вот более значительная уверенность женщин в своем умении действовать в ситуации конфликта и угрозы риска свидетельствует о том, что женщины не оценивают свои возможности действовать адекватно в ситуации угрозы риска ниже, чем мужчины, и склонны выводить это качество на одно из первых мест в общем ряду своих умений.
Отличает женщин от мужчин также большая уверенность в том, что они занимаются тем делом, каким хотят, что, безусловно, повышает их «потенциал выживания» в ситуации угрозы риска. Несмотря на то, что приводимый анализ фокусируется в основном на отличиях в оценках «потенциалов преимуществ» женщин и мужчин, нельзя не отметить, что, занимая разные позиции среди 9 качеств-лидеров, 5 из них присутствуют у представителей той и другой группы. Это свидетельствует об общей природе лидерских качеств, которые востребуются у предпринимателей при ведении собственного дела.
Относительно совпадающими качествами у мужчин и женщин предпринимателей являются уверенность в себе и своей миссии (2-я позиция у женщин и 8-я — у мужчин), умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска (3-я позиция у женщин и 6-я — у мужчин), постоянная готовность к изменениям, способность к нововведениям (4-я позиция у женщин и 1-я — у мужчин), умение эффективно использовать навыки и способности других людей (6-я позиция у женщин и 4-я — у мужчин), умение противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию (8-я позиция у женщин и
9-я — у мужчин).
Завершая анализ, отметим, что женщины, в отличие от мужчин,
действительно являются сторонниками «консервативного бизнеса» и пытаются избавиться от взгляда на бизнес как на «большую игру». При этом женщины чаще рассматривают бизнес как возможность самореализации и достижения независимости, в то время как мужчины видят в бизнесе возможность самоутвердиться и обрести свободу. На наш взгляд, ни те, ни другие устремления не способны качественным образом влиять на достижения в бизнесе. Скорее, они описывают гендерные различия, обусловленные характером социализации и полоролевыми особенностями мужчин и женщин, чем роковыми преимуществами одних над другими.
Вряд ли в этой связи правомерно рассуждать о психологических преимуществах мужчины по сравнению с женщиной, хотя бы оттого, что пользуются они разными стратегиями достижения успеха и формируют хоть и не совпадающий, но соизмеримый потенциал личностных и деловых качеств, независимо от характеристик пола, чтобы действовать в бизнесе успешно. Вывод о том, что успешный менеджмент не имеет пола, в данном случае вполне подтверждается эмпирически.
Какие женщины пробивают «стеклянный потолок» во власти?
Сегодня пока рано говорить о том, что российская власть одинаково открыта для мужчин и женщин, особенно власть законодательная. В связи с этим возникает вопрос, какой набор социально-психологических и иных качеств, социальных связей, особенностей субкультуры власти обусловливают проникновение женщин во власть и их удержание на лидирующих позициях? Как сами женщины оценивают качества, обеспечившие им достижение высших этажей региональной власти и удержание на них?
Начнем со «стеклянного потолка». Женщины, чтобы оказаться на руководящей должности во власти, по их собственным оценкам, должны иметь хорошие профессиональные качества, личностный ресурс, в том числе репутационный, доверие и социальный капитал. Нехватка какого-либо из названных ресурсов может ограничить возможности женщины попадания во власть, так как ее стартовые возможности всегда снижены по сравнению с мужчинами. Таким образом, женщины должны обладать синтетическим набором возможностей, отсутствие одного из которых может сыграть роковую роль.
Эксперты в этой связи справедливо подчеркивают, что «кто не хочет преодолеть "стеклянный потолок", тот говорит, что он непреодолим. Преодолеть его можно. Хотя сложности у женщин есть: много сил у них уходит на развитие других жизненных сфер. Часть общества патриархально настроена, и это мешает феминизации
власти. Однако никакие другие сферы, как политика или управление, не ставят перед профессионалами такого количества новых масштабных задач. Это сферы, которые дают постоянное ощущение новизны. Поэтому преодолевать "стеклянный потолок" будут амбициозные женщины. Другие просто не будут этого делать». Данное замечание пермского политолога Петра Панова, на наш взгляд, вполне справедливо.
Размышляя о том, на каком уровне власти легче разрушить «стеклянный потолок», респонденты не без основания предполагают, что это — местный уровень власти, так как там конкуренция за властные позиции не так сильна, «там власть просто валяется под ногами, ее просто надо подобрать». Аргументируя свою позицию, руководитель управления взаимодействия со СМИ Пермской областной думы Нина Баяндина замечает: «Чем меньше поселение, чем меньше у него ресурсов, тем легче женщине разрушить "стеклянный потолок". Более активный приход женщин во власть начнется именно с маленьких поселений и городов. Однако есть опасность, что выше женщинам будет подняться трудно, если на это не будет воли первого руководителя. Все зависит от того, к чему склонен первый руководитель. Если он традиционных взглядов, тогда никакой опыт не поможет. Но если активные мужчины постепенно будут уезжать в Москву или более крупные города, тогда женщинам будет легче бороться за места во власти. Справиться с властью сегодня они вполне могут».
Самое главное качество, которое предопределяет возможность сохранения женщин во власти, — это профессионализм в сочетании с ответственностью. Женщины трактуют профессионализм управленца по-разному. Но многие из них сходятся во мнении, что для власти наиболее востребованными профессиональными навыками являются умение выстраивать отношения с подчиненными и вышестоящим начальством, умение делегировать полномочия, способность мотивировать членов команды, обеспечивать их самореализацию, нетрадиционный подход к делу, способность предсказывать ситуацию, обновлять свое образование и т. д. Хотя это достаточно традиционный набор профессиональных качеств, все же обращает на себя внимание тот факт, что в этом наборе доминируют качества, связанные с умением работать в команде, умением взаимодействовать со всеми структурами властной иерархии. Не менее востребованы во власти прогностические возможности, образование как непрерывный процесс, хотя они являются вторичными по отношению к навыкам взаимодействия и мотивирования.
Размышляя о личностных качествах, необходимых для преодоления «стеклянного потолка» как дополнения к профессионализму,
большинство женщин говорят об умении не отступать перед проблемами, о работоспособности, личностной эффективности, эмоциональной устойчивости, коммуникабельности, ответственности. Не менее важно умение держать свое слово и доводить дело до конца, быть конструктивной. Все эти качества важны не только для прихода во власть, но и для последующей работы во власти. «Самое важное для руководства людьми — это умение признавать свои ошибки. Если я была не права, я могу публично в этом признаться, могу взять на себя смелость и сказать, что я была не права. Люди мне доверяют, они понимают, что я требую не из самодурства, а потому что так надо. Я вообще очень персонально ориентирована, стремлюсь учитывать индивидуальность каждого конкретного человека. Не люблю действовать по готовым схемам. Иначе количество проблем в коллективе нарастает», — убеждена депутат городской думы, главный врач детской поликлиники города Тамбова.
Некоторые из женщин как особый набор качеств, помогающим им выживать во власти, выделяют такие, как «умение держать удар», «гипертрофированное чувство долга» и даже «мужской склад характера при достижении поставленных целей, а именно не жалуясь на трудности», «умение делать все быстро» и др. Особое место в этом ряду, по мнению женщин, занимает стрессоустойчи-вость и способность держать удар, наличие которых только и могут свидетельствовать о том, может ли человек расти во власти и бизнесе или нет. «Есть у меня качество, которое мне очень помогает, — я стрессоустойчива. Это можно назвать так: умение держать удар. Это очень важная штука в бизнесе и власти. О возможностях человека можно судить после того, как его пару раз "ударило". Если он после этого не "растекся", а встал и пошел снова, тогда он чего-то стоит. Мне в моей жизни пришлось очень много раз начинать сначала», — делится министр сельского хозяйства правительства Пермского края Елена Гилязова.
Описывая механизмы появления наиболее востребованных по сравнению с мужчинами качеств у женщин, респондентки подчеркивают особое значение семейных ролей, которые не только не мешают, но и помогают женщине пробиваться там, где мужчины отступают. «Я считаю, что женщина достаточно конкурентоспособна на любом поприще. У нее есть явные преимущества перед мужчинами. Многие женщины, несмотря на бытующее мнение, более стрессоустойчивы, подготовлены к жизни, ответственны и исполнительны. Они меньше склонны поддаваться дурным привычкам, особенно если у них есть дети. Ведь женщина ответственна перед детьми. Она ответственна за свое и за их будущее. Эти обстоя_ 157
ЛОЛИТЭКС. 2011. Том 7. № 1
тельства дают явное преимущество женщине перед мужчиной в любой трудной работе», — считает советник вице-губернатора администрации Тамбовской области.
Некоторые женщины убеждены, что дорасти до карьерных высот и сохраняться в команде им помогают высочайшая работоспособность, профессиональная смелость, любовь к своему делу, а также отсутствие страха потерять свое место. «Я никого не боюсь. Я не боюсь потерять место. Я не воспринимаю это место, как "ах, королева, принцесса!". У каждого своя работа. Я ее просто люблю. Для меня работа — это реальная жизнь. Я живу здесь, я трудоголик, мне это нравится. Как бы сложно ни было. Когда меня уволили, у меня было 113 дней неиспользованного отпуска. Мне в этой череде дел и постоянном аврале — нормально. У меня есть только один страх — страх перед непонятным», — убеждена 33-летняя заместитель председателя правительства Пермского края Татьяна Галици-на.
Некоторые из женщин, занимающих потенциально коррупцион-но-ёмкие места во власти, убеждены, что главное — «это умение противостоять соблазнам жизни» и умение «не прогибаться под влиянием обстоятельств». Обоснованность наличия особых личностных качеств как ресурса попадания во власть и удержания в ней подтверждает и мужчина-руководитель, занимающий высокую позицию во властной иерархии. Личностная устойчивость, отсутствие страха перед авторитетами, вовлеченность в дело, способность к мотивационной мобилизации первых лиц региона, по мнению эксперта, предопределяют эффективность женского руководства. «В диалоге с губернатором женщины во власти за словом "в карман не лезут". Они позволяют себе спорить с ним и не соглашаться. Они на аппаратных совещаниях подвергают сомнению некие вопросы. Задают вопросы "не в бровь, а в глаз". И даже заставляют иногда чувствовать первых лиц не совсем уютно. Они заставляют их не оправдываться, но искать какие-то аргументы, которые усиливают изначальную позицию. Иначе говоря, они заставляют их думать», — такова позиция респондента Павла Блусь.
Симптоматично, что, называя свои преимущества, обеспечивающие им выживание во власти, женщины реже упоминают об умении чувствовать состояния вышестоящих руководителей, тогда как эксперты-мужчины в подобном умении женщин резонировать психологическому состоянию руководителей видят одно из главных свойств, обеспечивающих им преимущества перед мужчинами. «Женщины умеют и хотят попадать в психологическое состояние губернатора. Они ему хорошо резонируют. Изначальные качества женщины — это большая гибкость и большая ориентированность
на любого партнера, большая готовность к контакту, к налаживанию связей. У мужчин же во многих ситуациях действует фактор агрессии. В разных формах, иногда скрытых. Готовность и возможность женщин попадать в состояние партнера или начальника очень важны. Мотивация такого попадания у женщин явно выше. Губернатор достаточно жестко выстраивает систему в плане ее способности решать задачи. Сознательно или бессознательно он ищет тех людей, которые способны работать в заданной системе жесткой эффективности. У женщин это получается лучше. Они гибче и более легко подчиняемы», — полагает один из мужчин-руководителей.
Однако какими бы личностными и профессиональными качествами ни обладали женщины, их вероятность попадания во власть во многом определяется не только их собственными заслугами, но и субкультурой власти. Интересный взгляд относительно того, как внутренние правила функционирования власти влияют на подбор мужчин или женщин на должности во власти, предложил вице-губернатор Пермского края Сергей Булдашов: «Существуют два уровня власти. Средний и высокий. Чем один уровень власти принципиально отличается от другого? Средний уровень работает внутри системы. А верхний уровень соприкасается с другими системами. Это и есть концептуальное различие. Для среднего уровня власти женский педантизм, аккуратность, потенциал внутренней саморегуляции важен, он позволяет женщинам быть эффективными. Они умеют ее достигать в рамках тех обстоятельств, в которых находятся. У нас заявлено прокуратурой и всеми остальными нормами столько ограничений, что от мысли до действия проходит минимум полгода. Даже когда идея всех устраивает. Все равно нужно три месяца, чтобы появились деньги для реализации идеи. Для моторных мужчин это трудно. А женщины более приспособлены к ожиданию. В верхнем эшелоне — обратная ситуация. Там надо выстраивать отношения различного уровня, в том числе и неформальные. У женщин это получается хуже».
Возможность проникновения женщин в законодательную власть региона во многом определяется финансовыми ресурсами, которые необходимы для проведения избирательной кампании. В этом убеждены как сами женщины-депутаты, так и эксперты, обсуждавшие эти вопросы в процессе интервью. Важную роль может играть также социальный капитал женщин-претенденток, но он срабатывает лишь тогда, когда в него вкладываются солидные средства во время проведения избирательных кампаний. По мнению работников аппарата представительной власти, сниженное представительство женщин в законодательных структурах объясняется не только недостатком ресурсов, но многими другими факторами, в том числе
конкуренцией, гендерными стереотипами, сниженной политической активностью самих женщин.
Как сломать укоренившееся представления мужчин о том, что женщины на самых верхних этажах власти менее эффективны? Женщины убеждены: разбить «стеклянный потолок» в будущем будет легче в том случае, если проникновение женщин во власть пойдет более активно, и прежде всего на федеральном уровне. «Две женщины в российском правительстве — это большой плюс. При Медведеве их будет еще больше. Мне нравится, что Хиллари Клинтон стала госсекретарем США. Для нашего региона это важно, это свидетельство того, что женщины могут участвовать в борьбе за самый высокий политический пост. Этот процесс сверху обязательно дойдет до регионов. Сегодня можно говорить о том, что в России процесс феминизации власти уже начался», — убеждена Нина Ба-яндина.
По мнению некоторых женщин, далеко не все претендентки, успешные в своем деле, могут попасть на руководящие позиции во власти. Именно поэтому те женщины, которые не выросли из власти, а были приглашены извне, должны были обладать не только личностными или профессиональными качествами, но и социальным капиталом и лояльным отношением к ним первого или второго лица во власти. Например, некоторые из женщин говорят о том, что их попадание во власть на руководящие должности было обусловлено «знакомством с губернатором по прежней работе» или «руководством общественными или социально ориентированными организациями». Особенно подчеркивается роль социальных связей, выстраивание которых позволяет впоследствии успешно работать на своих местах.
Похоже, что извечный спор о том, что во власти важнее — профессионализм или лояльность, — решается в пользу симбиоза этих двух качеств при ведущей роли первого. По крайней мере, именно так считают не только женщины, но и мужчины - руководители кадровых служб, осуществляющих подбор персонала для власти. «Власть профессионализируется, и это неизбежный процесс: искать для нее людей профессионально сильных. Кто этого не понимает, тот отстает. Важно, чтобы во власти были люди креативные, которые бы могли двигать ситуацию в области вперед. Балласт из исполнителей пусть остается, его сразу не снимешь. Сплав профессионализма и лояльности при отборе пока существует. Его никто не отменял. Но в идеале, я думаю, от этого пора уходить. Меня больше не устраивает слепая преданность. Время такое, что невозможно содержать балласт. Иначе власть будет оставаться трясиной», — говорит эксперт Борис Эсаулов.
Итак, наш анализ позволил убедиться в том, что профессиональные и личностные качества женщин во многом предопределяют их попадание и дальнейший рост в структурах власти. Однако не только это обеспечивает изменения в женской карьере. Не менее важен капитал социальных связей, в том числе опыт совместной работы с руководителями, уже работающими во власти. Необходимо особо отметить, что женщины не рассматривают свою работу во власти как «подарок судьбы», они продолжают оставаться «рабочими лошадками» и согласны на многое, чтобы достигнуть поставленных перед ними целей. Они склонны, скорее, недооценивать свои успехи, чем переоценивать их, оставаясь при этом сторонницами признания ведущей роли команды в их собственных достижениях. Важно то, что женщины не строят особых иллюзий относительно «проницаемости» власти для слабого пола и соглашаются с тем, что разбить «стеклянный потолок» на региональном уровне будет тем легче, чем большее число женщин придет в органы российской федеральной власти. Убеждение, что все изменения начинаются с Центра, в данном случае воспроизводится вновь. Эксперты, в свою очередь, считают, что женщины вполне успешно справляются со своими обязанностями во власти, но предел карьерного роста женщин все же существует. Именно поэтому «стеклянный потолок» со временем не исчезает, а лишь несколько приподнимается, пропуская женщин на средние и лишь в исключительных случаях — на высшие этажи власти, исключая позиции губернатора, председателя правительства или председателя Законодательного собрания.
В принципе результаты исследования позволяют говорить о том, что возможности проникновения российских женщин во власть на основе капитала знакомств со временем значительно сужаются, а зависимость этого процесса от профессиональных и личностных качеств заметно нарастает. Это свидетельствует о том, что при всей инерционности властных институтов они меняются, причем
динамика таких изменений скорее позитивна, нежели негативна.
* * *
Проведенное исследование дает основание предположить, что «полоролевая конструкция» при восприятии и анализе менеджмента в российских условиях явно нуждается в концептуальном пересмотре. Переосмыслению в первую очередь должны быть подвергнуты устоявшиеся как в массовом сознании, так и в среде аналитиков представления, что женщина обладает меньшими лидерскими возможностями по сравнению с руководителями-мужчинами.
Как показывают данные исследования, женщина располагает
гораздо большим репертуаром управленческих стратегий по сравнению с мужчиной-руководителем и пользуется ими избирательно. Наше исследование дает также все основания для того, чтобы согласиться с выводом, что женщины демонстрируют достаточно вариативные модели деловых стратегий, которые опираются не на полоролевые особенности, а на требования эффективности.
Полученные нами данные, прежде всего, дают возможность предположить, что идет «слияние» мужских и женских технологий, причем женщины овладевают мужскими технологиями более динамично, чем мужчины — женскими. Это может привести к тому, что в скором будущем женщины с их большей гибкостью и склонностью к компромиссам завоюют значительное пространство лидерства в России, чем это можно было бы предположить, сохраняя традиционные представления о женских перспективах.
Литература
1. Женщина на высших этажах власти: российские практики и французский опыт. М.: ИСРАН ИНАБ, 2009. № 3.
2. Корнилова Т. В. Диагностика и мотивация готовности к риску. М.: ИП РАН, 1997.
3. Корнилова Т. В., Булыгина В. Г., Корнилов А. П. Личностные предпосылки успешности деятельности брокера // Психологический журнал. 1993. № 1. С. 90-99.
4. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997.
5. Нечаев В. Я. Предприниматель и благотворительность // Деньги и благотворительность. 1996. № 2.
6. Рощин С. К. Психология успешного предпринимательства в США // Психологический журнал. 1993. № 5. С. 98-109.
7. Edwards A. Edwards Personal Preference Schedule. Manual. New York, 1959. P. 1-231.