Научная статья на тему 'Женщина нового времени (история портретов первого выпуска Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге)'

Женщина нового времени (история портретов первого выпуска Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
362
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЛЕВИЦКИЙ / СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / БЕЦКОЙ / СЕРИЯ ПОРТРЕТОВ / ЖЕНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ENLIGHTENMENT / LEVITSKY / SMOLNY INSTITUTE / BETSKOY / SERIES OF PORTRAITS / WOMEN'S EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фанталов Алексей Николаевич, Малязина Маргарита Александровна

В статье рассматривается серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц работы художника Д.Г. Левицкого. Данная серия отразила принципы эпохи Просвещения в сфере женского воспитания в России. Смольный институт был создан императрицей Екатериной II как место для внедрения инноваций. В рамках воспитания «нового человека» ставилась задача создать «женщину нового времени». Д.Г. Левицкий (мастер парадного портрета XVIII века) раскрыл образы смолянок при помощи технических средств живописи того времени. В статье прослеживается отражение основополагающих характеристик периода второй половины XVIII века в портретах и биографиях портретируемых девушек: сочетание классицистического Просвещения и фривольного рококо. В портретах воспитанниц Смольного института благородных девиц выражены черты характера девушек дворянского сословия, оказавшихся в культурной ситуации трансформации современного им российского общества.The article examines a series of pupils’ portraits of the Smolny Institute of Noble Maidens by the artist D.G. Levitsky. This series reflected the principles of the Enlightenment in the field of women's education in Russia. The Smolny Institute was created by Empress Catherine II as a place for pedagogical innovations. As part of the education of the "homo novus" the goal was to create a "woman of the new time." D.G. Levitsky (master of the 18th century ceremonial portrait) revealed the images of tars using the technical means of painting at that time. The article traces the fundamental characteristics of the period of the second half of the 18th century in the portraits and biographies of the portrayed girls: a combination of the classic Enlightenment and the frivolous rococo. In the portraits of the Smolny Institute pupils expressed of the noble class girls’ character traits, caught in the cultural situation of the transformation of modern Russian society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женщина нового времени (история портретов первого выпуска Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге)»

REFERENCES

1. Egorov A.D. Istorija liceev v Rossii ot osnovanija do zakrytija (daty, sobytija, fakty) [The history of lyceums in Russia from foundation to closing (dates, events, facts)]. Ivanovo: Izd-vo IISI, 1992. 152 p.

2. Ivanov A.N. Konstantin Dmitrievich Ushinskij v Jaroslavle [Konstantin Dmitrievich Ushinsky in Yaroslavl]. Jaroslavl': Izd-vo JaGPI, 1963. 492 p.

3. Lerner N. Pushkin v Licee [Pushkin in the Lyceum]. In Vengerova S.A. (ed.) Pushkin: v 6 t. [Pushkin. Vol. 1.]. Saint Petersburg: Brokgauz-Efron, 1907.

4. Licej [Lyceum]. Davydov V.V. (ed.) Rossijskaja pedagogicheskaja jenciklopedija: v 2 t. [Russian pedagogical encyclopedia. T. 1]. Moscow: Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija, 2011, pp. 520-522.

5. Abakumov A.A. (eds.)Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshheobrazovatel'naja shkola: sb. dok. 1917-1973 gg. [Public education in the USSR. Comprehensive school]. Moscow: Pedagogika, 1974. 560 p.

6. Oficial'naja chast' [Official part]. Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshhenija [Ministry of Education Journal], 1846, ch. 52, pp. 10-11.

7. Petuhov E. Gimnazija vysshih nauk knjazja Bezborodko v Nezhine [Grammar School of Higher Sciences of Prince Bez-borodko in Nezhin]. Zhurnal ministerstva narodnogoprosveshhenija [Ministry of Education Journal], 1895, sent., pp. 72-129.

8. Peshkom po Vjatke [Elektronnyi resurs] [Walking along the Vyatka]. URL: http://vyatkawalks.ru/wiki/kazimir-varfolomeevich-shapalinskiy (Accessed 04.08.2019).

9. Pomelov, V.B. Rossijskaja pedagogika v licah: monografija [Russian pedagogy in persons]. Saarbrjukken (Germanija): LAP Lambert Academic Publishing, 2013. 612 p.

10. Pomelov V.B. Rossijskie pedagogi: XIX-XX vv. T. I: ucheb. posobie [Russian teachers: XIX-XX centuries. Vol. I]. Kirov: Raduga-PRESS, 2012. 406 p.

11. Pomelova E.V. Vjatskij ssyl'nyj professor K.V. Shapalinskij [Vyatka exiled professor K.V. Shapalinsky]. Shtykova L.A. (ed.) Problemy vuzovskoj i shkol'nojpedagogiki: tez. dokl. region. nauch.-prakt. konf. «Chetvertye Esipovskie Chtenija» [Problems of university and school pedagogy]. Glazov: Izd-vo GGPI, 2001, pp. 20-22.

12. Pomelova E.V. Ssyl'nyj professor K. V. Shapalinskij (iz Vjatskogo okruzhenija A.I. Gercena) [Exiled professor K.V. Shapalinsky (from Vyatka entourage A.I. Herzen)]. Korshunkov V.A. (ed.) YIII Gercenovskie Chtenija: materialy nauch. konf. [YIII Herzen Readings]. Kirov, 2002, pp. 92-95.

13. Ravkin Z.I. Pedagogika Carskosel'skogo liceja pushkinskoj pory. 1811-1817: istor.-ped. ocherk [Pedagogy Tsarskoye Selo Lyceum of the Pushkin era. 1811-1817]. Moscow: Izd-vo RAO, 1993. 230 p.

14. Rozhdestvenskij S.V. Istoricheskij obzor dejatel'nosti Ministerstva narodnogo prosveshhenija 1802-1902 [Historical review of the activities of the Ministry of Education 1802-1902]. - Saint Petersburg, 1902. 785 p.

15. Rudenskaja M.P., Rudenskaja S.D. «Nastavnikam... za blago vozdadim»: ocherki ["Mentors ... we will reward for the good"]. Leningrad: Lenizdat, 1986. 319 p.

16. Shapalinskij Kazimir Varfolomeevich [Shapalinsky Kazimir Varfolomeevich]. Sitnikov V.A. (ed.) Jenciklopedija Zem-li Vjatskoj (Otkuda my rodom?): v 10 t. [Encyclopedia of Vyatka Land (Where are we from?)]. Kirov: Vjatka, 1996.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

В.Б. Помелов, доктор педагогических наук, профессор, Член-корреспондент РАЕН, действительный член Международной академии наук педагогического образования, отличник народного просвещения РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, кавалер медали К.Д. Ушинского, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: vladimirpomelov@mail.ru, ORCID: 0000-0002-3813-7745.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

V.B. Pomelov, Doctor of Pedagogy, Professor, Associate Member of the Academy of Natural Sciences of Russia, Member of International Academy of Pedagogical Sciences, the Outstanding Educator Award of Russia, Honorary Educator of Higher Education of Russia, Medal of K.D. Ushinsky, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: vladimirpome-lov@mail.ru, ORCID: 0000-0002-3813-7745.

УДК 37.014

Алексей Николаевич Фанталов

г. Санкт-Петербург Маргарита Александровна Малязина

г. Санкт-Петербург

Женщина Нового времени (история портретов первого выпуска Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге)

В статье рассматривается серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц работы художника Д.Г. Левицкого. Данная серия отразила принципы эпохи Просвещения в сфере женского воспитания в России. Смольный институт был создан императрицей Екатериной II как место для внедрения инноваций. В рамках воспитания «нового человека» ставилась задача создать «женщину нового времени». Д.Г. Левицкий (мастер парад-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 146_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-0291

ного портрета XVIII века) раскрыл образы смолянок при помощи технических средств живописи того времени. В статье прослеживается отражение основополагающих характеристик периода второй половины XVIII века в портретах и биографиях портретируемых девушек: сочетание классицистического Просвещения и фривольного рококо. В портретах воспитанниц Смольного института благородных девиц выражены черты характера девушек дворянского сословия, оказавшихся в культурной ситуации трансформации современного им российского общества.

Ключевые слова: Просвещение, Левицкий, Смольный институт, Бецкой, серия портретов, женское воспитание.

Alexey Nikolaevich Fantalov St. Petersburg Margarita Alexandrovna Malyazina

St. Petersburg

The New Age woman (history of pupils' portraits of the Smolny Institute in Saint-Petersburg)

The article examines a series of pupils' portraits of the Smolny Institute of Noble Maidens by the artist D.G. Levitsky. This series reflected the principles of the Enlightenment in the field of women's education in Russia. The Smolny Institute was created by Empress Catherine II as a place for pedagogical innovations. As part of the education of the "homo novus" the goal was to create a "woman of the new time." D.G. Levitsky (master of the 18th century ceremonial portrait) revealed the images of tars using the technical means of painting at that time. The article traces the fundamental characteristics of the period of the second half of the 18th century in the portraits and biographies of the portrayed girls: a combination of the classic Enlightenment and the frivolous rococo. In the portraits of the Smolny Institute pupils expressed of the noble class girls' character traits, caught in the cultural situation of the transformation of modern Russian society.

Keywords: Enlightenment, Levitsky, Smolny Institute, Betskoy, series of portraits, women's education.

Век Просвещения рассматривается во многих исследованиях. Мы хотим сделать акцент на изменении в живописи и образовании. На живописи делается акцент потому, что в рассматриваемый период времени в России появляется костюмированный «театральный» портрет. Образование тоже претерпело значительные изменения.

Век Просвещения, коснулся многих развитых стран Европы. Одной из задач эпохи Просвещения было воспитать нового, идеального человека и Российская империя не была здесь исключением. Екатерина II решила изменить роль женщины в высшем обществе. И этот подход был противоположностью более ранним видам женского воспитания в России, включая даже реалии реформаторской петровской эпохи [2].

До XVШ века женщины получали домашнее воспитание: готовившее их вести хозяйство и воспитывать детей. Век Просвещения открыл двери образовательного учреждения и для женщин. Екатерина II хотела воспитать женщину нового времени, которая будет способна не только вести хозяйство, но у самой вести учет домашних расходов, поддержать беседу, быть хозяйкой салона. Для этого и был создан Смольный институт при кураторстве И.И. Бецкого, сподвижника российской императрицы [3].

В Смольном институте обучались девушки из дворянских, и, позднее, еще и мещанских семейств. Екатерина II очень любила свое детище. У нее были доверенные лица среди воспитанниц, которые лично писали письма императрице об их жизни в институте. После окончания института почти все выпускницы стали фрейлинами двора ее величества, часть из них стали гувернантками или преподавали в женских заведениях.

К первому выпуску в Смольном институте Екатерина II заказала у своего известнейшего придворного художника Д.Г. Левицкого портреты выпускниц: Ф.С. Ржевской, Н.М. Давыдовой, Е.И. Нелидовой, Е.Н. Хрущевой, Е.Н. Хованской, А.П. Левшиной, Е.И. Молчановой, Г.И. Алымовой, и Н.С. Борщовой.

Серия портретов смолянок, изображенных в сценических костюмах, отражают увлечением искусством в XVШ веке, которое все воспринималась очень близкой к игре [4].

Данная серия, своеобразная галерея появилась не случайно - это своеобразная реализация возможности эпохи Просвещения в России. Существовали разные типы таких галерей: государственные, частные, темы воспитания, благотворительности и т.д.

Часто изображались благотворители, но Д.Г. Левицкий изобразил и воспитанниц. Данная серия состоит из 7 картин, на которых можно проследить сложный путь добродетели [1].

На картинах смолянки изображены, как на театральных подмостках, так как во время обучения они неоднократно участвовали в театральных постановках.

Портреты: Е.Н. Хрущовой, Е.Н. Хованской, Е.И. Нелидовой, Н.С. Борщовой, А.П. Левшиной можно отнести к «театральным» портретам, так как они изображены в театральных костюмах, в момент выступлений. Данная серия портретов-ситуаций отображала величие императрицы и ее деяний в области образования [4].

Смольный институт был создан для воспитания образованных светских жен, которые, воспитанные по новейшей культурной моде, будут обладать разнообразными культурными навыками: ри-

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (45) 2020

147

сованием, игрой на музыкальных инструментах, танцами, ведением домашним хозяйством и участием в театральных постановках. То есть такая жена мыслилась как украшение локального светского общества. Опираясь на данную концепцию, Д.Г. Левицкий писал не отдельные портреты, а целую серию, которая может быть размещена в определенном помещении, объединенная композиционной и колористической взаимосвязью.

Век Просвещения отложил отпечаток и на педагогические воззрения, считалось, что при помощи благотворного воспитания, можно добиться преображения личности. На этих основах и строилось воспитание в Смольном институте. На картинах Д.Г. Левицкого изображены любимицы Екатерины II, которые отличались среди прочих своими успехами и дарованиями. Главная идея данной серии картин заключалась в том, чтобы передать привлекательность, нежность, грациозность воспитанниц.

Д.Г. Левицкий (мастер парадного портрета XVIII века) постарался раскрыть образы смолянок при помощи технических средств живописи того времени: правильности построения композиции (которая сочетает в себе элементы линейной перспективы), цветового и светового построения картины. Благодаря этому, портреты Нелидовой, Борщовой, Левшиной, Хованской с Хрущовой, представляет собой единую композицию из нескольких зарисовок, объединенных общей идеей - театрализованного представления. Тем не менее, несмотря на общую тематику, каждая картина неповторима по-своему художественному решению [4].

Если рассматривать портреты в комплексе, то можно увидеть разнообразную палитру красок, которая состоит из каждого портрета в отдельности, со своим цветовым ключом.

Парный портрет Феодосии Ржевской и Анастасии Давыдовой является первым в данной серии. На нем художник еще «отрабатывал» портретный стиль смолянок.

Принадлежность к классу обучения можно было определить по цветам. Например, на картине Д.Г. Левицкого Ф.С. Ржевская изображена в платье голубого цвета - принадлежность ко второму возрасту, Н.М. Давыдова - в платье кофейного цвета, что говорит о принадлежности к первому возрасту.

Парный портрет Е.Н. Хованской и Е.Н. Хрущевой - самый сложный по композиционному решению, так как в нем более четко прослеживается сюжет. Передний план как бы сливается с задним планом, благодаря виртуальному пространству фона, поддерживающему передний план и является его ирреальным продолжением. Кулисами служат камни и листва на переднем плане. Благодаря этому край холста иллюзорно срезан и сделан акцент на позы фигур. Перспектива построения картины построена так, что пастушка находится неподалеку от зрителей. Это происходит из-за эффекта освещения листвы, которая чем дальше, тем свет-

лее и в конце переходит в тонкое сфумато на заднем плане. Несмотря на то, что Левицкий не ставил себе задачи написать психологический портрет, все же в этих его холстах можно угадать иллюстрацию к теории темпераментов.

Девушки с портретов напоминают фарфоровые статуэтки из-за своей естественности, где-то фривольности поз. Е. Хрущева очень лаконично смотрится озорным юношей, а Е. Хованская -наоборот, выглядит очень, нежно, скромно и женственно. Можно предположить, что персонажи соответствуют их темпераменту [4].

Особенности композиции парного портрета Хрущевой и Хованской объясняются тем, что девушки разыгрывают театральную сценку из оперы-пасторели «Капризы любви, или Нинетта при дворе», причем Хрущева играет роль влюбленного пастушка. Подобные фривольные сюжеты были немыслимы во французском прототипе Смольного института - Королевском институте Святого Людовика (Сен-Сире), однако, оказались приемлемы в России Екатерины II.

Остальные портреты являются одиночными. Екатерина Молчанова изображена с книгой в руке, радом поставлен вакуумный насос. Предположительно она несет дополнительную смысловую нагрузку, представляя аллегорию «Науки».

В портрете другой смолянки - Е. Нелидовой четко видна грань между передним и дальним планами. На переднем плане изображена живая, воздушная и пластичная фигура. Этот эффект достигается благодаря объемности человеческого тела, переданного перекрестному освещению. Особое эмоциональное настроение создается при помощи цветового акцента, созданного жемчужно-серыми оттенками с использованием розовых тонов. Особое внимание привлекают глаза, так как темный цвет использован только для изображения глаз. Надо отметить, что Е. Нелидова покоряла всех своими танцами и была награждена Екатериной II [4].

Стоит сказать, что Нелидова на некоторое время стала фавориткой императора Павла I.

Еще одной смолянкой, покорявшей всех своим искусством танца и драматическим талантом -была А.П. Левшина. В портрете переданы ее величественная осанка и самоуважение (но и некоторая жеманность).

Александра Левшина была любимицей Екатерины II, которая вела с ней частую переписку, называя ласково «Черномазой Левушкой», а по окончании Смольного сделала ее своей фрейлиной. Правда, императрица очень быстро забыла свою воспитанницу после ее безвременной кончины (в чем, по-видимому, сказался бессердечный характер Екатерины).

В портрете Н. Борщовой хорошо обыгран контраст белой кожи с черным бархатом, что создает особый контраст со светлым платьем Г. Алымовой. Так как художник отобразил Н. Борщову не в кон-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 148_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (45) 2020_2542-0291

кретной роли, то можно сказать, что она олицетворяет весь театр как культурное явление [4].

В портрете Глафиры Алымовой большое место отведено арфе, на которой данная воспитанница Смольного прекрасно играла. Это обстоятельство объясняют ее соперничеством с Левшиной и желании «выделиться» из общей массы смолянок.

Вообще, Г. Алымова - весьма «романтический персонаж» института и «прославилась» своим романом с куратором данного учреждения И. Бецким (о чем она оставила собственные мемуары). Мы можем предположить, что «треугольник» в

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

романе Ф. Достоевского «Подросток»: «старый князь» - Анна Андреевна Фанариотова и дочь князя Катерина Николаевна был списан автором с треугольника: И. Бецкой, Глафира Алымова и дочь Бецкого де Рибас.

Таким образом, мы видим, что в портретах смолянок кисти Левицкого отразилась сложная эпоха конца XVIII века в сочетании классицистического Просвещения и фривольного рококо. Так же, как она отразилась и в судьбах портретируемых девушек.

1. Караев, А.А. Портретная галерея в России XVIII века как ансамбль: типологический аспект [Текст] / А.А. Караев // Исторические исследования. - 2005. - № 2. - С. 218-229.

2. Фанталов, А.Н. Исторические особенности развития высшего образования в Санкт-Петербурге в XVIII веке [Текст] / А.Н. Фанталов, М.А. Малязина // Современные направления развития вузовского образования : коллект. моногр. / под ред. А.Ю. Нагорновой, Т.Б. Михеева. - Ульяновск, 2019. - С. 151-161.

3. Фанталов, А.Н. Homo novus и деятельность И.И. Бецкого на ниве российского Просвещения [Текст] / А.Н. Фанталов, М.А. Малязина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. -№ 3 (43). - С. 161-166.

4. Чежина, Ю.И. Театр и костюмированный «театральный» портрет в России XVIII в. [Текст] / Ю.И. Чежина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. - 2006. - Вып. 2. - С. 127-142.

REFERENCES

1. Karaev A.A. Portretnaja galereja v Rossii XVIII veka kak ansambl': tipologicheskij aspekt [Portrait Gallery in Russia of the 18th Century as an Ensemble: Typological Aspect]. Istoricheskie issledovanija [Historical research], 2005, no. 2, pp. 218-229.

2. Fantalov A.N., Maljazina M.A. Istoricheskie osobennosti razvitija vysshego obrazovanija v Sankt-Peterburge v XVIII veke [Historical features of the development of higher education in St. Petersburg in the XVIII century]. In Nagornovoj A.Ju. (eds.) Sovremennye napravlenija razvitija vuzovskogo obrazovanija: kollekt. monogr. [Modern directions of development of higher education]. Ul'janovsk, 2019, pp. 151-161.

3. Fantalov A.N., Maljazina M.A. Homo novus i dejatel'nost' I.I. Beckogo na nive rossijskogo Prosveshhenija [Homo novus and the activity of I.I. Betsky in the field of Russian Enlightenment]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta [Modern directions of development of higher education], 2019, no. 3 (43), pp. 161-166.

4. Chezhina Ju.I. Teatr i kostjumirovannyj «teatral'nyj» portret v Rossii XVIII v [Theater and costume "theater" portrait in Russia of the 18th century]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 2. [Theater and costume "theater" portrait in Russia of the 18th century], 2006, issue 2., pp. 127-142.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

А.Н. Фанталов, кандидат культурологии, доцент, старший преподаватель, ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: fantalov@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8971-7141.

М.А. Малязина, заведующий кабинетом института детства, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: malyzinamaggi@gmail.com.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.N. Fantalov, Ph. D. in Cultural Studies, Associate Professor, Senior Lecturer, St. Petersburg Academy Graduate Pedagogical Education, St. Petersburg, Russia, e-mail: fantalov@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8971-7141.

M.A. Malyazina, Head of Cabinet of the Institute of Childhood, Russian State Pedagogical University of. A.I. Herzen, St. Petersburg, Russia, e-mail: malyzinamaggi@gmail.com.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (45) 2020

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.