Научная статья на тему '"Жемчужина у моря" под микроскопом этнологов и историков: этнология Одессы в исторической и современной перспективах'

"Жемчужина у моря" под микроскопом этнологов и историков: этнология Одессы в исторической и современной перспективах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
192
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДЕССА / ЭТНОЛОГИЯ / "ОДЕССКИЙ МИФ" / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шевченко Кирилл Владимирович

В коллективной монографии «Этнология Одессы в исторической и современной перспективах», изданной в 2017 году, представлен всесторонний анализ социокультурного феномена Одессы. Коллектив авторов прослеживает различные аспекты формирования и функционирования уникального социокультурного механизма, который способствовал формированию особого «одесского мифа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Жемчужина у моря" под микроскопом этнологов и историков: этнология Одессы в исторической и современной перспективах»

РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ

К. В. Шевченко (Минск)

«Жемчужина у моря» под микроскопом этнологов и историков: этнология Одессы в исторической и современной перспективах

В коллективной монографии «Этнология Одессы в исторической и современной перспективах», изданной в 2017 году, представлен всесторонний анализ социокультурного феномена Одессы. Коллектив авторов прослеживает различные аспекты формирования и функционирования уникального социокультурного механизма, который способствовал формированию особого «одесского мифа».

Ключевые слова: Одесса, этнология, «одесский миф», этнокультурная ситуация, межнациональные отношения.

DOI: 10.31168/2073-5731.2018.3-4.8.01

Коллективная монография «Этнология Одессы в исторической и современной перспективах», изданная в одесском издательстве «Ирбис» в 2017 г., стала заметным явлением в международной научной жизни и серьезным вкладом в междисциплинарное изучение социокультурного феномена Одессы. Несмотря на почти тридцать лет, прошедших после распада СССР, и растущее размежевание между постсоветскими государствами, Одесса продолжает оставаться городом-брендом и городом-легендой для среднего и старшего поколения постсоветских граждан. Данная монография, опираясь на последние достижения гуманитарных наук, раскрывает многие социокультурные механизмы, способствовавшие формированию особого «одесского мифа». Авторами монографии являются известный чешский антрополог, доктор философии, заведующий кафедрой антропологии Западночешского университета (г. Пльзень, Чехия) П. Лозовюк, одесский этнолог, доктор исторических наук, профессор Одесского национального университета им. И. И. Мечникова А. Пригарин, а также другие одесские историки и этнологи.

На богатом и разнообразном эмпирическом материале авторы монографии анализируют различные аспекты социокультурной эволюции Одессы как полиэтничного и мультикультурного мегаполиса, стремительное развитие которого в XIX — начале XX в. было в значительной степени связано как с уникальным географическим положе-

нием Одессы, ставшей южными воротами Российской империи, так и с рядом других факторов социально-экономического, демографического и культурного развития России в XIX — начале XX в. Как отмечает П. Лозовюк, доминирование мигрантов из различных областей России, а также с Балкан и Центральной Европы среди основателей Одессы в конце XVIII в. (город был основан в 1794 г.) предопределило исключительно пестрый состав и мультикультурный, многоязыковой, поликонфессиональный и полиэтнический облик населения Одессы, что надолго стало визитной карточкой города (с. 358).

Анализируя место Одессы в перспективах различных культур и ретроспекциях исследователей, П. Лозовюк и А. Пригарин отмечают характерную для Одессы «переплавку» этнических различий и образование «метаэтнических общностей» как конструктов высшего порядка; при этом, по мнению авторов, одессита можно обоснованно считать «примером множественной идентичности, подчиненной прагматике жизнедеятельности» (с. 14). И если в настоящее время «подобные процессы модернизации и глобализации никого не удивят», то важным отличием Одессы является то обстоятельство, что в данные «тренды» она оказалась втянута принципиально раньше (с. 15). Особенностью урбанистической среды Одессы как мегаполиса является то, что она «выступает синтетической конструкцией взаимодействия примордиальных традиций в конструктивных моделях инноваций», а характерный для одесского региона «масштаб фронтира позволяет одесскому обывателю жить сразу в нескольких измерениях этнично-сти, не рефлексируя об их противоречиях» (с. 15).

В своей статье, посвященной протоэтнографическому восприятию одесского пространства, П. Лозовюк приводит целый ряд ярких примеров, иллюстрирующих зачатки этнологически мотивированного интереса к урбанистической среде на примере Одессы. Автор, в частности, отмечает важность и колоссальную научную ценность одесских наблюдений немецкого исследователя Коля в конце 1830-х гг., нашедших отражение в его пространных «Очерках о путешествиях по Южной России». Данная работа Коля, для которого всегда было характерно внимание к городу как к особой этносоциальной среде, имела «формирующее влияние на ряд последователей Коля и его подражателей (например, Юзефа Игнацы Крашевского)» (с. 55). Ценные с этнологической точки зрения отзывы об Одессе оставили и чешские путешественники, в частности С. Геллер и известные чешские литераторы Й. С. Махар и С. Чех. Так, для Й. С. Махара самой яркой чертой Одессы было «вавилонское смешение» народов и

языков, «под которым Махар понимал <.. .> присутствие множества этноконфессиональных групп в ограниченном пространстве большого города» (с. 78).

Большой интерес представляет исследование П. Лозовюка, раскрывающее особенности чешского восприятия Одессы на рубеже

XIX и XX вв. Одесса, привлекавшая многих чехов своей этнокультурной экзотикой, космополитизмом и приморским расположением, стала местом творческой самореализации известного чешского музыканта и дирижера Й. Прибика, который, приехав в Одессу еще в 1893 г., стал здесь первым дирижером городского оркестра и профессором Одесской филармонии. Прибик остался «в Одессе на позиции шеф-дирижера и педагога до конца своей жизни, вплоть до 1937 г.», получив впоследствии почетное звание народного артиста УССР (с. 92-93). Примечательно, что «чешский одессит» Й. Прибик прославился в Одессе как неутомимый пропагандист русских композиторов и инициатор замены итальянского репертуара одесской оперы на русский репертуар, став своего рода «будителем» русского патриотизма в области оперного искусства. Нельзя не вспомнить в этой связи, что известный чешский политик К. Крамарж после своих поездок в Россию в конце XIX в. с явным неудовольствием отмечал чрезмерный космополитизм русской интеллигенции, призывая русских стать «сознательными националистами». Примечательно и то, что инициаторами переименования Санкт-Петербурга в Петроград после начала Первой мировой войны были представители именно петербургской чешской общины. Чехи на рубеже столетий, таким образом, нередко выполняли в России вакантную здесь миссию «будителей», прививая русским искусство любви к родине и в существенной мере способствуя «пробуждению» русских национальных чувств. Именно эту роль в области оперного искусства сыграл в Одессе на рубеже XIX и

XX вв. и Й. Прибик.

Известный одесский этнолог и историк А. Пригарин в своих статьях прослеживает зарождение и раннюю историю знаменитой одесской Молдаванки, анализирует этнологические аспекты торговли современной Одессы, а также исследует весьма сложный культуроге-нез городской системы питания, уделяя особое внимание балканским субстратам в одесской кухне и демонстрируя при этом отменное знание этой специфической части культуры повседневности. Культуроге-нез специфической одесской кухни довольно убедительно отражает успешный процесс взаимопроникновения и взаимовлияния различных кулинарных традиций среди полиэтничного населения Одессы.

Возможно, особенности одесской кухни в известной степени объясняют витальность и развитое чувство юмора одесситов, ибо, как известно, человек является отражением того, что он ест и пьет.

Предметом исследования Е. Князевой стали непростые межнациональные отношения и культурно-языковая ситуация в Одессе за годы независимости Украины. Е. Князева подчеркивает, что, несмотря на рост численности тех, кто считает себя украинцем, за последние двадцать лет только украинским языком предпочитают пользоваться не более 3-4% взрослых одесситов; при этом только русским языком — 80-85% населения Одессы (с. 182). Автор отмечает, что среди одесситов, считающих себя украинцами, с 1991 г. доля предпочитающих пользоваться русским, а не украинским языком за последние десятилетия выросла почти на 30%, объясняя данный феномен тем, что «попытка осуществить украинизацию русскоязычных одесситов

административными методами <.. .> не удалась» (с. 182).

* * *

Коллективная монография «Этнология Одессы в исторической и современной перспективах», выполненная на высоком академическом уровне с учетом самых последних достижений истории, этнологии, социологии и других гуманитарных наук, вносит колоссальный вклад в постижение одесского социокультурного феномена и его истоков. Данная монография обречена стать настольной книгой не только для историков и этнологов, занимающихся Одессой и одесским регионом, но и вообще для всех тех, кто интересуется историей и оригинальной культурой любимой всеми «жемчужины у моря».

Остается пожелать, чтобы успешное междисциплинарное комплексное изучение Одессы было продолжено и чтобы наряду с Одессой объектами исследования стали и другие знаковые города постсоветского пространства с богатой имперской родословной, интересным историческим наследием и ярким социокультурным имиджем. Представляется, что первым в этом ряду может стать современная столица юга России — город Ростов-на-Дону, имеющий весьма схожую с Одессой историческую судьбу и социокультурные характеристики. Общеизвестно, что популярный в южнорусском этнокультурном пространстве образ «Одессы-мамы» органично соседствует с не менее популярным образом «Ростова-папы».

K. V. Shevchenko "The Pearl at the Sea" under the microscope of ethnologists and historians.

Ethnology of Odessa in historical and contemporary perspective

The collective monograph "Ethnology of Odessa in historical and contemporary perspectives" published in 2017, presents a wide-scale analysis of the social and cultural phenomenon of Odessa. The authors of the collective monograph trace various aspects of the formation and functioning of the unique socio-cultural mechanism, which contributed to the formation of the special "myth of Odessa"

Keywords: Odessa, ethnology, "myth of Odessa", ethnocultural situation, interethnic relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.