вся семья поднялась в воздух и, покружив над местом гнездования, улетела в поля. Сезонная жизнь колонии, составившая около трёх месяцев, завершилась.
К врагам луней в этой колонии относятся, предположительно, лисы, бродячие кошки и собаки, каменные куницы, хори, но наибольший ущерб оказывают, по нашим наблюдениям, вороны Corvus corax. В течение всего гнездового периода они постоянно появлялись на противоположном склоне балки, в 300 м, где рассаживались по засохшим берёзам. Часто ворон, заметив опустившуюся на гнездо самку луня, резко срывался и, энергично работая крыльями, устремлялся к месту её посадки. Подлетев, он на малой высоте точно над гнездом делал два-три круга, пытаясь рассмотреть его расположение. Если в воздухе находились луни, то они немедленно атаковали и изгоняли ворона. Но несомненно, часть гнёзд находилась и разорялась воронами именно таким способом.
На появление человека около гнездового участка реакция луговых луней была всегда одна и та же — птицы, в основном самки, летали кругами и тревожно кричали. В начале гнездового периода в этом принимали участие и самцы.
Ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1860: 5782-5785
Желтолобая трясогузка Motacilla lutea в ООПТ «Озеро Песчаное» Ульяновской области
Е.А.Артемьева, И.В.Муравьёв, Д.А.Калинина
Второе издание. Первая публикация в 2013*
Экспедиционный выезд 19-20 мая 2012 на территорию ООПТ «Озеро Песчаное» (54°23' с.ш., 48°52' в.д.) подтвердил факт гнездования желтолобой трясогузки Motacilla lutea S.G.Gmelin, 1774 на территории Ульяновской области.
В настоящее время это пока единственная известная находка совместного поселения группы «жёлтых» трясогузок в Ульяновской области. M. lutea содоминирует в совместном гнездовом поселении c M. flava и преобладает по сравнению с M. citreola. На данном участке M. lutea образует совместное гнездовое поселение с M. flava и M. citreola в соотношении 40% M. lutea - 40% M. flava - 20% M. citreola.
* Артемьева Е.А., Муравьёв И.В., Калинина Д.А. 2013. Желтолобая трясогузка в ООПТ «Озеро Песчаное» Ульяновской области // Охрана птиц в России: проблемы и перспективы. М.; Махачкала: 38-41.
В Ульяновской области 9 мая 1997 на болотистом лугу в окрестностях села Кременские Выселки Старомайнского района было найдено гнездо M. lutea с полной кладкой из 5 яиц (Т.О.Барабашин, устн. со-общ.). Также в Левобережной части Ульяновской области 20 мая 2012 на старом подсолнечниковом поле в окрестностях озера Песчаное, в 3 км северо-западнее посёлка Чердаклы найдено гнездо M. lutea с полной насиженной кладкой из 6 яиц (5-6-я степень насиженности) (Нумеров и др. 2010). Гнездо было расположено под куртиной чертополоха среди старых сухих стеблей подсолнечника и зарослей ежи сборной. Размеры гнезда, мм: диаметр гнезда 95; диаметр лотка 63; глубина лотка 30. Состав гнезда: сухие стебли злаков, лоток хорошо выражен, выстлан конским волосом и шерстью домашних животных. После выведения птенцов гнездо было вновь измерено 12 июля 2012, его размеры изменились, мм: диаметр гнезда 100; диаметр лотка 70; глубина лотка 40; высота гнезда 60. Толщина стенок гнезда составила 30 мм, толщина дна - 20 мм. Размеры яиц (n = 6), мм: 18.2х14.9, 19.0x15.0, 19.9x15.0, 20.0x15.9, 18.9x14.9 и 19.0x15.0; в среднем 19.17x15.12. Фон окраски скорлупы яиц серовато-бежевый, выражен рисунок из светло-коричнево-шоколадных штрихов, сгущающийся к инфундибулярному концу, на котором хорошо заметна тонкая извитая коричневая линия. Данная кладка относится к тёмной морфе В, маркирующей биологическую (экологическую) расу M. lutea, предпочитающей гнездование на относительно сухих и мезофильных участках.
2 июня 2012 в гнезде M. lutea наблюдалось 3 птенца недельного возраста, 10 июня птенцы уже покинули гнездо. В окрестностях посёлка Октябрьский Радищевского района наблюдался кочующий выводок северных популяций (5 особей) — 5 августа 2006; в посёлке Пригородный Ульяновского района 3 кочующих особи — 20 августа1983.
Основными лимитирующими факторами для M. lutea в европейской части России, в том числе в Поволжье и Волжско-Камском крае, являются гибридизация с близкими видами в условиях симпатрии, наличие определённых растительных ассоциаций в гнездопригодных биотопах, кормовой базы, характерной для данного вида, и подходящих условий для гнездования в черте урбанизированных ландшафтов.
Существование гибридизации желтолобой трясогузки с другими видами данного комплекса, а именно с M. flava и M. feldegg — явления распространённого и окончательно доказанного (Зарудный 1891; Береговой 1970, 1974; Гричик 1992), является важнейшим лимитирующим фактором распространения и численности M. lutea. Накопление сведений о биотопической разобщённости мест гнездования желтоло-бой и близких видов «жёлтых» трясогузок, устойчивых отличий структуры коммуникативных сигналов, размеров и пигментации яиц, сим-патрическом распространении с другими представителями комплекса
M. flava sensu lato, а также результаты анализа мтДНК дают возможность рассматривать данную форму в качестве самостоятельного таксона видового ранга (Pavlova et al. 2003; Сотников 2006).
M. lutea — кальцефил и псаммофил, занимает интазональные биотопы в лесостепях и степях, ортофаг и колеоптерофаг. Ключевые группы беспозвоночных — индикаторы потенциальной кормовой базы — включают следующие таксоны для M. lutea (n = 358): Scarabaeidae, Elateridae, Curculionidae - в северных областях ареала, Acrididae, Sep-sidae, Syrphidae, Dolichopodidae, Muscidae — в центральных областях ареала, Acrididae — в южных областях ареала. M. lutea выбирает в качестве кормовых объектов представителей Acridiidae, Cicadellidae, Muscidae, Curculionidae. M. lutea в северных областях ареала занимает гидрофильные и мезофильные биотопы, в центральных областях ареала — мезофильные и ксерофильные, а в южных полностью переходит к обитанию в ксерофильных биотопах и агроценозах.
Основными тенденциями в изменении современных границ ареала M. lutea является активное продвижение данного вида на север по поймам крупных рек Волжско-Камского бассейна и расширение его северо-западной границы. Продвижение M. lutea в северные и западные области европейской части России стало возможным вследствие продвижения к северу и западу ключевых растительных сообществ и объектов кормовой базы данного вида. Вслед за расширением границ ареала исторически изменился и выбор гнездовых биотопов в северных и западных областях европейской части России: здесь M. lutea чаще использует сырые луга, заболоченные участки, сельскохозяйственные угодья, очистные сооружения крупных населённых пунктов.
К выявленным видоспецифическим особенностям гнездовых биотопов и фенологии, этологии, нидологии и оологии, биологии и экологии птенцов M. lutea в условиях широкой симпатрии в Волжско-Кам-ском крае и Поволжье относятся: достаточная степень псаммофильно-сти или кальцефильности биотопа для развития определённых растительных ассоциаций; выраженные лимиты параметров гнёзд и яиц; определённый состав строительного материала для сооружения гнезда; средняя размерность кладок; сроки насиживания и вылупления, роста и развития птенцов; определённый набор видов насекомых для выкармливания птенцов (Муравьёв 2010).
Таким образом, совместное гнездовое поселение трёх видов группы «жёлтых» трясогузок на территории памятника природы областного значения «Озеро Песчаное» маркирует собой перспективную КОТР, которая нуждается в дальнейшем изучении.
Литератур а
Береговой В.Е. 1970. Феноанализ окраски головы жёлтой трясогузки в зоне контакта сероголовой и желтолобой форм // Экология 6: 102-107.
Береговой В.Е. 1974. Феногеография внутривидового полиморфизма животных. Авто-
реф. дис. ... докт. биол. наук. Новосибирск: 1-31. Гричик В.В. 1992. Изменчивость рисунка рулевых перьев у жёлтой трясогузки (M. flava L.) как объект феногеографического анализа // Вестн. Белорус. ун-та (Сер. 2) 2:. 3639.
Зарудный Н.А. 1891. О гибридах между Budytes flava и Budytes campestris // Тр. С.-
Петерб. общ-ва естествоиспыт. Отд. зоол. и физиол. 22, 1: 27-38. Муравьёв И.В. 2010. Экология группы «жёлтых» трясогузок в Среднем Поволжье // Бу-
турлинский сборник. Ульяновск: 241-252. Нумеров А.Д., Климов А.С., Труфанова Е.И. 2010. Полевые исследования наземных
позвоночных: учебное пособие. Воронеж: 1-301. Сотников В.Н. 2006. Птицы Кировской области и сопредельных территорий. Т. 2. Во-
робьинообразные. Ч. 1. Киров: 1-448. Pavlova A., Zink R., Drovetski S.V., Red'kin Y., Rohwer S.A. 2003. Phylogeographic patterns in Motacilla flava and Motacilla citreola: species limits and populations history // Auk 120, 3: 744-758.
Ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1860: 5785-5788
Редкие птицы Усинского края и их охрана
Н.А.Супранкова
Второе издание. Первая публикация в 2013*
Усинский край является частью территории Западного Саяна. Это долина реки Ус с притоками по склонам гор и собственно Усинская котловина. Она в наибольшей степени подвержена антропогенному воздействию. Исследования проводились на неохраняемой территории в 1982, 2005, 2007, 2008, 2011, 2012 годах.
Чёрный аист Ciconia nigra. До формирования водохранилища в Саянском каньоне Енисея в заповеднике встречались летующие одиночные птицы. После заполнения водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС в 1990-е годы в заповеднике и его охранной зоне не отмечен. В долине реки Ус неоднократно встречали одиночных чёрных аистов и пару. Гнездится по притокам реки Ус от 1 до 3-4 пар.
Малый лебедь Cygnus bewickii. Очень редкий пролётный вид. Одиночные птицы зарегистрированы 4 мая 1980 и 29 апреля 1994 на Енисее в устье реки Ус в стае лебедей-кликунов Cygnus cygnus.
Скопа Pandion haliaetus. Гнездящийся и пролётный вид. Гнездовой биотоп — лесные побережья водохранилища и низовий его притоков. На заповедном участке долины Енисея до формирования водо-
* Супранкова Н.А. 2013. Редкие виды птиц Усинского края и их охрана // Охрана птиц в России: проблемы и перспективы. М.; Махачкала: 123-125.