Научная статья на тему 'Железодефицитные состояния как фактор, снижающий качество жизни студентов'

Железодефицитные состояния как фактор, снижающий качество жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
686
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНАЯ АНЕМИЯ / ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНЫЕ СОСТОЯНИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ / IRON DEFICIENCY ANEMIA / IRON DEFICIENCY / LIFE QUALITY OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дзюба Елена Витальевна, Жданова Екатерина Васильевна, Галиева Гюзель Дарвиновна

Проведено целенаправленное обследование студентов на наличие дефицита железа. Проанализировано влияние дефицита железа на качество жизни и успеваемость студентов. Выявлено, что студенты с анемией имеют более низкую работоспособность по сравнению со здоровыми или имеющими скрытый дефицит железа. Определены факторы риска развития железодефицитных состояний (ЖДС) и их манифестации (ЖДА). Симптомы гипомикроэлементоза и гипоксии являются показанием для обследования студентов на наличие анемии и латентного дефицита железа. Своевременная диагностика этих состояний необходима для разработки индивидуальных программ коррекции гипомикроэлементоза и формирования здоровья студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Iron deficiency as life quality limit factor on students

The students were examined on iron deficiency presence. We studied the relationship between iron deficiency and life quality of students. The students with anemia have low work capacity comparison the healthy students and patients with latent iron deficiency. The risk factors of iron deficiency and anemia were founded. The symptoms of hypomicroelementosis and hypoxia have been implicated as adverse prognostic factors iron deficiency. Timely diagnostics of iron deficiency is necessity for development of individual programs to the hypomicroelementosis correction and health formation of students.

Текст научной работы на тему «Железодефицитные состояния как фактор, снижающий качество жизни студентов»

УДК 615.26:615.451.3:616-003.214

ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНЫЕ СОСТОЯНИЯ КАК ФАКТОР, СНИЖАЮЩИЙ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Е.В. Дзюба, Е.В. Жданова, Г.Д. Галиева

ГБОУ ВПО «Тюменский государственный медицинский университет» г. Тюмень, Россия

Аннотация. Проведено целенаправленное обследование студентов на наличие дефицита железа. Проанализировано влияние дефицита железа на качество жизни и успеваемость студентов. Выявлено, что студенты с анемией имеют более низкую работоспособность по сравнению со здоровыми или имеющими скрытый дефицит железа. Определены факторы риска развития железодефицитных состояний (ЖДС) и их манифестации (ЖДА). Симптомы гипомикроэлементоза и гипоксии являются показанием для обследования студентов на наличие анемии и латентного дефицита железа. Своевременная диагностика этих состояний необходима для разработки индивидуальных программ коррекции гипомикроэлементоза и формирования здоровья студенческой молодежи.

Ключевые слова: железодефицитная анемия, железодефицитные состояния, качество жизни студентов.

Проблема здоровья молодежи и в частности студентов, стоит на государственном уровне. По данным Минздрава России за 2010 год только 10—15% выпускников школ относятся к 1-й группе здоровья и более 60% имеют хронические заболевания [1], с поступлением молодых людей в учебные заведения высшего и среднего звена данная ситуация только усугубляется.

В процессе обучения студенты испытывают на себе влияние различных неблагоприятных факторов, таких как значительные учебные нагрузки, постоянные стрессовые ситуации, несоблюдение физических и гигиенических требований к организации учебного процесса, нарушение режима сна и отдыха, а так же зачастую они имеют минимальные знания по поводу здорового образа жизни (ЗОЖ) [2; 3]. Данные факторы ведут к снижению адаптации студентов во время учебы, а так же препятствуют восприятию учебной программы [4; 5].

На данный момент в целях содействия улучшения здоровья студентов в России на разных уровнях государственной власти разрабатываются программы по здоровьесберегающей и здоровье-формирующей деятельности образовательных уч-

реждений. На федеральном уровне в 2011 году утвержден перечень поручений по вопросам социального положения студентов, в котором прописано проведение ежегодной диспансеризации и совершенствование медицинской помощи студентам. Минобрнауки РФ проводит среди учебных заведений ВПО ежегодный конкурс «Вуз здорового образа жизни», в рамках которого вузы разрабатывают комплексные программы по сохранению здоровья и выявлению факторов риска развития различных заболеваний, а так же просвещения студентов на тему здорового образа жизни.

В данных программах прописывается ежегодное проведение медицинских осмотров студентов, которые, как правило, ограничиваются осмотром определенных специалистов и клиническим минимумом лабораторных исследований, в том числе общий анализ крови, который позволяет определить наличие у студентов анемии, тогда как латентный дефицит железа остается не выявленным.

Цель исследования. Оценить влияние дефицита железа на качество жизни студентов и определить критерии для прогнозирования ЖДС.

—--—-

~ 88 ~

Материалы и методы. В рамках ежегодного медицинского осмотра обследованы 330 юношей и девушек в возрасте 20—26 лет, студенты 3 курса Тюменского государственного медицинского университета. 27 студентам (8,2%) с подозрением на дефицит железа было проведено углубленное обследование, включающее анкетирование на наличие факторов риска и признаков дефицита микроэлемента, а также исследование венозной крови. В периферической крови определяли уровень эритроцитов, гемоглобина, ферритина, эритропо-этина, эритроцитометрические параметры (MCH, MCV, MCHC) и концентрацию сывороточного железа.

Результаты и обсуждение. По результатам обследования анемия была подтверждена у 9 студентов, латентный дефицит железа был выявлен в 8 случаях. Анемия была выявлена только у девушек в возрасте 20—26 лет. Студенты с анемией имели низкие показатели количества эритроцитов в периферической крови (3,89 ± 0,20 • 1012/л) и содержания гемоглобина (112,0 ± 6,0 г/л). На желе-зодефицитный характер анемии указывали снижение цветного показателя до 0,84 ± 0,08 и MCH 27,2 ± 2,2 пг, микроцитоз эритроцитов (MCV = = 84,8 ± 5,8 фл), снижение уровня ферритина до 7,3 ± 3,74 нг/мл и сывороточного железа до 7,0 ± ± 1,6 мкмоль/л. Уровень эритропоэтина в крови был

Процент неуспевающих студентов по итогам полусеместровой аттестации составил 45% и был значительно выше по сравнению с контрольной группой студентов без анемии (10%).

повышен до 11,8 ± 3,7 Ед/л, как компенсаторная реакция организма в ответ на гипоксию.

Несбалансированное питание было свойственно всем студентам согласно данным анкетирования. Манифестации дефицита железа способствовали полименорея (у 45% опрошенных), повышенная потребность в железе в результате занятий спортом и интенсивных физических нагрузок (22%), а также сочетание этих факторов (11%).

У 2 студентов анемия не сопровождалась нарушениями обмена железа (снижением содержания в сыворотке микроэлемента и ферритина). Эритроциты этих пациентов содержали достаточное количество гемоглобина и имели нормальный объем. При анализе факторов риска анемии в этих случаях выявлена белковая недостаточность в рационе питания.

Все случаи анемии сопровождалась симптомами недостаточности минералов и гипоксии. У 100% пациентов из этой группы пациентов с анемией были жалобы на изменения кожных покровов и придатков (ломкость ногтей, сухость кожи), довольно часто встречались симптомы поражения слизистых оболочек (жжение языка при приеме пищи, образование трещин в углах рта, нарушения вкуса и обоняния). Гипоксический синдром проявлялся в виде мышечной слабости, повышенной утомляемости и склонности к обморочным состояниям (табл.).

Латентный дефицит железа был диагностирован у 7 девушек и одного юноши на основании низких значений концентрации ферритина в крови (10,05 ± 2,42 нг/мл), а также гипохромии (цветной

Таблица

Частота проявлений дефицита железа у обследованных студентов

Симптомы и синдромы Контроль ЖДС ЖДА

Синдром сидеропении

— эпителиальные изменения; 20% 63% 100%

— изменения придатков кожи; 10% 50% 100%

— извращение вкуса и обоняния. 10% 38% 78%

Гипоксический синдром

— мышечная слабость и повышенная утомляемость; 40% 88% 100%

— одышка и учащенное сердцебиение при небольших 30% 63% 67%

физических нагрузках;

— склонность к обморочным состояниям 10% 38% 67%

—--—-

~ 89 ~

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 3

—--—

показатель 0,84 ± 0,02; МСН 27,9 ± 0,7 пг) и мик-роцитоза (МСУ 82,2 ± 1,6 фл) эритроцитов при нормальном их уровне в крови (4,28 ± 0,13 • 10 /л) и содержания гемоглобина (122,00 ± 1,73 г/л), а также концентрации сывороточного железа (21,0 ± 3,9 мкмоль/л). Уровень эритропоэтина составил 9,6 ± 2,5 Ед/л., что является компенсаторной реакцией, ускоряющей кругооборот железа на фоне железодефицитного эритропоэза. Симптомы сидеропении у этих пациентов проявлялись реже: эпителиальные изменения были у 63% студентов, у 50% повреждение придатков кожи и у 38% извращения вкуса и обоняния. 88% студентов отмечали мышечную слабость и повышенную утомляемость. Процент неуспевающих по результатам полусеместровой аттестации составил 12,5%.

Факторами риска ЖДС у студентов по данным анкетирования выступили несбалансированное питание (100%), полименорея (15%), повышенные физические нагрузки (15%) и гипоацидный гастрит (15%).

Выводы. Манифестная форма дефицита железа — ЖДА, приводит к снижению умственной и физической работоспособности студентов, что отрицательно сказывается на качестве их жизни и, в частности, обучения.

Симптомы гипомикроэлементоза и гипоксии, несмотря на их неспецифичность, являются показанием для обследования студентов на наличие анемии и латентного дефицита железа.

Своевременная диагностика нарушений обмена микроэлементов и эритропоэза, особенно на донозологическом этапе, необходима для разработки индивидуальных программ коррекции ги-помикроэлементоза и формирования здоровья студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзман Р.И. Здоровье педагогов и обучающихся ключевая задача современной школы // Электронный журнал «Вестник новосибирского государственного педагогического университета». 2012. Т. 7, № 3. С. 25—35. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-pedagogov-i-obuchayuschihsya-klyuchevaya-zadacha-sovremennoy-shkoly (дата обращения 28.05.2016).

2. Агарков Н.М., Акинкина Н.В. Реализация здо-ровьесберегающих технологий в вузах // Вестник новых медицинских технологий. 2011. Т. XVIII, № 1. С. 176— 177.

3. Красноруцкая О.Н., Зуйкова А.А., Петрова Т.Н. Актуальные проблемы здоровья студентов медицинского вуза и пути их решения // Вестник новых медицинских технологий. 2013. Т. XX, № 2. С. 453—456.

4. Анфиногенова О.И., Бондарь Т.П. Мониторинг здоровья студентов в целях оптимизации их адаптации к условиям обучения в вузе // Наука. Инновации. Технологии. 2014. № 2. С. 222-230.

5. Хлущевская О.А., Химич Г.З. Проблемы адаптации и здоровье студентов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7problemy-adaptatsii-i-zdorovie-studentov (дата обращения 28.05.2016).

IRON DEFICIENCY AS LIFE QUALITY LIMIT FACTOR ON STUDENTS

Dzyuba E. V., Zhdanova E. V., Galieva G.D.

Tyumen State Medical University, Tyumen, Russia

Annotation. The students were examined on iron deficiency presence. We studied the relationship between iron deficiency and life quality of students. The students with anemia have low work capacity comparison the healthy students and patients with latent iron deficiency. The risk factors of iron deficiency and anemia were founded. The symptoms of hypomicroele-mentosis and hypoxia have been implicated as adverse prognostic factors iron deficiency. Timely diagnostics of iron deficiency is necessity for development of individual programs to the hypomicroelementosis correction and health formation of students.

Key words: Iron deficiency anemia, iron deficiency, life quality of students.

—--—-

~ 90 ~

REFERENCES

1. Ajzman R.I. Health of teachers and schoolchildren is a key problem of modern school. E-magazine «Vestnik novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta», 2012, vol. 7, no. 3, pp. 25—35. Available at:: http://cyberleninka.ru/article/n7zdorovie-pedagogov-i-obuchayuschihsya-klyuchevaya-zadacha-sovremennoy-shkoly (Accessed 26.05.2016) (in Russian)

2. Agarkov N.M., Akinkina N.V. Realization of health preserving technologies in higher educational institutions. Vestnik novyh medicinskih tehnologij, 2011,-vol. XVIII, no. 1, pp. 176—177 (in Russian)

3. Krasnoruckaja O.N., Zujkova A.A., Petrova T.N. Actual problems of health of the medical university students and theirs solutions. Vestnik novyh medicinskih teh-nologij, 2013, vol. ХX, no. 2, pp. 453—456. (in Russian)

4. Anfinogenova O.I., Bondar' T.P. Monitoring of the health students in order to optimize their adaptation to the conditions of study at the University. Nauka. Innovacii. Tehnologii, 2014, no. 2, pp. 222—230. (in Russian)

5. Hlushhevskaja O.A., Himich G.Z. Problems of adaptation and health of students. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2015. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-adaptatsii-i-zdorovie-studentov (Accessed 26.05.2016) (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.