Научная статья на тему 'ЖАРОСТОЙКОСТЬ ИНТЕРМЕТАЛЛИДНЫХ СПЛАВОВ НА ОСНОВЕ ОРТОФАЗЫ TI2NBAL'

ЖАРОСТОЙКОСТЬ ИНТЕРМЕТАЛЛИДНЫХ СПЛАВОВ НА ОСНОВЕ ОРТОФАЗЫ TI2NBAL Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЛАВ ТИ-2 / ИНТЕРМЕТАЛЛИДЫ ТИТАНА / ЖАРОСТОЙКОСТЬ / ОКАЛИНА / ОКИСНЫЙ СЛОЙ / ПРИВЕС / Ti2NbAl alloy / titanium intermetallic compounds / heat resistance / scale / oxide layer / weight gain

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Мочалова Олеся Николаевна

В работе изучено взаимодействие сплава ТИ-2 (пат. 2375484 РФ от 10.12.2009) с воздухом при рабочей температуре 600-800 °С. Для определения жаростойкости исследуемого сплава рассматривалась толщина окисного слоя, выраженная в виде увеличения массы, т.е. привеса образца (Ат). Проводились детальные исследования микроструктуры окалины и границы раздела окалина/ подложка с расчетом содержания элементов внутри заданной области, а также распределения микротвердости по глубине газонасыщенного слоя при температуре 700 °С и различных выдержках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEAT RESISTANCE OF INTERMETALLIC ALLOYS BASED ON THE TI2NBAL ORTHOPHASE

An interaction of Ti - 10,0 Al - 43,5 Nb alloy (Patent 2375484 RF dated of December 10, 2009) with air at operating temperatures of 600-800 °C was studied in this work. To determine the heat resistance of the alloy under study, the thickness of the oxide layer was considered, which was expressed as an increase in mass, i.e. sample weight gain (Am). A detailed study of the scale microstructure and the scale/substrate interface was carried out and accomplished with the calculation of the content of elements within the given area. We also studied the distribution of microhardness over the depth of a gas-saturated layer at 700 °C for various holding times.

Текст научной работы на тему «ЖАРОСТОЙКОСТЬ ИНТЕРМЕТАЛЛИДНЫХ СПЛАВОВ НА ОСНОВЕ ОРТОФАЗЫ TI2NBAL»

_ МЕТАЛЛОВЕДЕНИЕ _

Научный редактор раздела докт. техн. наук, профессор Е.Б. Качанов

УДК 669.295

DOI: 10.24412/0321-4664-2021-3-4-10

жаростойкость интерметаллидных сплавов

НА ОСНОВЕ ОРТОФАЗЫ Ti2NbAl

Олеся Николаевна Мочалова, аспирант

Всероссийский институт легких сплавов, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В работе изучено взаимодействие сплава ТИ-2 (пат. 2375484 РФ от 10.12.2009) с воздухом при рабочей температуре 600-800 °С. Для определения жаростойкости исследуемого сплава рассматривалась толщина окисного слоя, выраженная в виде увеличения массы, т.е. привеса образца (Am). Проводились детальные исследования микроструктуры окалины и границы раздела окалина/ подложка с расчетом содержания элементов внутри заданной области, а также распределения микротвердости по глубине газонасыщенного слоя при температуре 700 °С и различных выдержках.

Ключевые слова: сплав ТИ-2, интерметаллиды титана, жаростойкость, окалина, окисный слой, привес

Heat Resistance of Intermetallic Alloys Based on the Ti2NbAl Orthophase.

Post-graduate student Olesya N. Mochalova

All-Russian Institute of Light Alloys, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. An interaction of Ti - 10,0 Al - 43,5 Nb alloy (Patent 2375484 RF dated of December 10, 2009) with air at operating temperatures of 600-800 °C was studied in this work. To determine the heat resistance of the alloy under study, the thickness of the oxide layer was considered, which was expressed as an increase in mass, i.e. sample weight gain (Am). A detailed study of the scale microstructure and the scale/substrate interface was carried out and accomplished with the calculation of the content of elements within the given area. We also studied the distribution of microhardness over the depth of a gas-saturated layer at 700 °C for various holding times.

Key words: Ti2NbAl alloy, titanium intermetallic compounds, heat resistance, scale, oxide layer, weight gain

В последние годы в ОАО «ВИЛС» разрабатывали новый жаропрочный сплав системы Т1-ЫЬ-А! на основе ортофазы. Были выплавлены слитки различных химических составов и из них изготовлены полуфабрикаты, у которых испытывали физико-химические и механические свойства при различных температурах. В результате этих работ получены два патента [1, 2]. Из слитка выбранного химического состава сплава марки ТИ-2 была изготовлена кованая заготовка модельного диска ТНД 0 462 х 57 мм по разработанной в ВИЛСе тех-

нологии [3], проведены всесторонние испытания. По этим работам получены положительные результаты и оценена возможность опробования материала в изделиях авиационной техники, в частности в производстве полуфабрикатов для перспективных ГТД.

В статье представлена работа по изучению жаростойкости данного сплава по сравнению с другими титановыми сплавами при различных температуре и времени выдержки.

Как известно, сплавы интерметаллидов титана заметно превосходят существующие

металлические материалы по удельным значениям жаропрочных свойств и упругих модулей в широком диапазоне температур, а также характеризуются высокой невозгораемостью и жаростойкостью в атмосфере воздуха. Использование интерметаллидных сплавов фазовых составов гамма-, орто- и а2-алюминидов титана (ИД!, Т12ЫЬД! и Т13Д! соответственно) в газотурбинных двигателях взамен жаропрочных сталей и сплавов на основе титана и никеля позволяет сократить потребление дорогостоящих и дефицитных элементов, а благодаря малому удельному весу существенно повысить соотношение тяга-вес летательных аппаратов [4-6].

Механические свойства интерметаллидов при комнатной температуре сильно зависят от чистоты по примесям, типа и параметров микроструктуры, величины и формы микрозерна. Поэтому механические свойства интерметаллидов меняются в широких пределах (рис. 1).

Основным препятствием для широкого применения интерметаллидных сплавов является пластичность (удлинение при комнатной температуре 5к). Анализ большого числа литературных источников показал весьма низкие значения удлинения при комнатной температуре у а2- и у-сплавов (порядка 0,5-2,0 %) по сравнению с довольно высокими значениями у сплавов на основе ортофазы (порядка 6-10 %). Однако с повышением температуры ~ 700 °С удлинение интерметаллидных сплавов возрастает до 6-12 %, хотя при этом теряется их основное преимущество - жаропрочность. На рис. 1 видно, что значения предела прочности при 700 °С наиболее высоки у сплавов на основе у-фазы 900-1150 МПа, после них следуют ортофазы 700-900 МПа и самые низкие значения у сплава ВТ25У 450-500 МПа [7, 8].

ав,МПа

8,%

1200 1000 800 600 400 200 0

900—И 50 МПа

7—10 % 700—900 МПа

700—800 МПа

0,76 г/м2

420—500 МПа

5,15 г/м2

г/м2

9 г/м2

у-сплавы а 2-сплав ВТ25У Ортосплавы 0700, МПа 8К, % Привес при 700 °С

Рис. 1. Механические свойства титановых сплавов

12 10

8|

, о 6 й

I

20 30

Время выдержки, ч

Рис. 2. Окисляемость титановых сплавов при 700 °С [9-13]

В открытых публикациях наибольшее количество работ, посвященных процессу окисления интерметаллидных сплавов на основе ортофазы, кроме России, принадлежит США, Китаю и Японии. На рис. 2 приведены данные по увеличению привеса образцов жаропрочных титановых сплавов и интерметаллидов титана на основе орто- и а2-фаз.

В сравнении с жаростойкими титановыми а + р-сплавами ВТ25У и Т1-7Д!-3Мо интерме-таллидные сплавы на основе а2- и ортофаз имеют значительное преимущество. Их привес при 700 °С и выдержке 50 ч не превышает 2,0 г/м2, в отличие от привеса сплавов ВТ25У (практически 5 г/м2) и Т1-7Д!-3Мо (~7 г/м2). Значительно большая скорость окисления а + р-сплавов объясняется, по-видимому, меньшим содержанием алюминия по сравнению с интерметаллидными сплавами на основе титана. Ощутимая разница в значениях привеса жаростойких титановых сплавов ВТ25У и Т1-7Д!-3Мо, вероятно, связана с наличием в сплаве ВТ25У таких легирующих элементов, как кремний, ванадий и олово, которые заметно снижают скорость окисления.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные взаимодействию Т12ЫЬД! с воздухом при нагреве, большинство из них проведено при высоких температурах (порядка 900-1000 °С), и наши знания об окалиностой-кости интерметаллидных титановых сплавов в области более низких (рабочих) температур еще далеко неполные. Наиболее интересно для практического применения интерметал-лидных титановых сплавов на основе ортофа-зы - это определить степень развития процесса окисления во времени при постоянной температуре в интервале от 600 до 800 °С.

В работе было изучено взаимодействие сплава ТИ-2 с воздухом при рабочей температуре 600-800 °С. Для определения жаростойкости исследуемого сплава рассматривали толщину окисного слоя, выраженную в виде увеличения массы, т.е. привеса образца Am. Образцы для исследования имели форму цилиндров размером 8 s 20 мм и общей площадью около 0,006 м2. Для анализа состава структурных составляющих использовали световую (микроскоп Neophot-21) и растровую ионно-электронную микроскопию (Quanta 200 3D).

По данным измерения привеса образцов при 600, 650, 700 и 800 °С были построены кривые изменения веса образца для различных условий нагрева в зависимости от продолжительности и температуры (рис. 3). Эти кинетические кривые непосредственно отражают те изменения, которые происходят в металлической матрице и окалине при окислении.

Сплав ТИ-2 демонстрирует довольно хорошую стойкость к окислению при 700 °C и ниже (см. рис. 3).

По кинетическим кривым, а также приведенным микроструктурам краевой поверхно-

сти образцов непосредственно можно судить о тех изменениях, которые происходят в металлической матрице и в окалине при окислении при данных температурах. При 600 °С, как и при 650, 700 °С и выдержке 50 ч, слой окалины не заметен, привес незначителен, в то время как при 800 °С происходит резкий скачек привеса, что говорит о стремительном образовании окисного слоя. Подтверждение этому видно на микроструктуре краевой поверхности. Микроструктура центральной части образца сплава ТИ-2 представлена р-, а2- и О-фазами. Фаза а2 выделяется в виде отдельных частиц или непрерывной окантовки по границам и в виде пластин внутри зерен. Структурная неоднородность в виде полос с различной степенью распада связана, очевидно, с химической микронеоднородностью вследствие ликвации легирующих элементов при плавке и кристаллизации слитка. На поверхности же окисленного образца при 800 °С и выдержке 50 ч наблюдается довольно плотный слой оксидов толщиной 17 мкм.

Как видно на рис. 3, в, образовавшаяся окалина при 800 °С и выдержке 50 ч имеет струк-

Рис. 3. Окисляемость сплава ТИ-2 при различных температурах:

а - микроструктура центральной части образца сплава ТИ-2 при 700 °С, 50 ч; б - микроструктура краевой поверхности при 600 °C, 50 ч в - микроструктура краевой поверхности при 800 °C, 50 ч

б

Т

туру, состоящую из чередующихся слоев. Поэтому, помимо полученных данных о привесе образцов, при этой температуре проводили расчет содержания элементов внутри заданной области на растровом ионно-электронном микроскопе (рис. 4).

Образование такой слоистой окалины связано с массопереносом, что является сущностью реакции окисления. Во время высокотемпературного окисления кислород и азот диффундируют внутрь, тогда как алюминий, титан и ниобий диффундируют наружу. Атомы алюминия и кислорода способны генерировать непрерывный и плотный защитный слой Д!203 на поверхности сплава и, таким образом, улучшать стойкость сплавов к окислению. Однако это не относится к сплавам на основе Т12ЫЬД!,

так как свободная энергия Гиббса Д!203 и ТЮ2 настолько схожа, что оба оксида образуются почти одновременно. Кислород диффундирует через слой, богатый ТЮ2, и взаимодействует с материалом, обогащенным ниобием и алюминием (вследствие диффузии титана на поверхность). В результате такого взаимодействия формируется слой, наиболее вероятно обогащенный Д!ЫЬ04. Под слоем, богатым Д!ЫЬ04, титан снова обогащается. Поэтому образуется многослойная окалина, состоящая из чередующихся слоев, богатых ТЮ2 и Д!ЫЬ04 [14, 15]. Эти данные нашли подтверждение в исследованиях, частично опубликованных в [9-18].

Процесс окисления титана и его сплавов состоит из двух составляющих: роста окисных пленок и образования газонасыщенных слоев.

Рис. 4. Микроструктура краевой поверхности сплава ТИ-2 при 800 °С, 20 ч:

1-4 - распределение химических элементов

Второй этап исследования заключался в изучении глубины и характера диффузии кислорода путем измерения микротвердости окисленных образцов на различных расстояниях от границы металл - окисел. Известно, что при растворении кислорода в титане образуются твердые растворы; с возрастанием в них количества кислорода пропорционально увеличивается микротвердость.

Результаты исследования микротвердости образцов для сплава на основе ортофазы представлены на рис. 5.

Данные кривые можно разделить на два участка: первый участок - слой с повышенной миктротвердостью и высокой растворимостью кислорода в а-Т1; второй участок - с пониженным содержанием кислорода - характеризует глубину диффузии кислорода в р-Т1. Разделение всего газонасыщенного слоя на два участка и, что особенно важно, установление участков с пониженным содержанием кислорода представляют интерес для многих практических вопросов изготовления полуфабрикатов и изделий из интерметаллидных титановых сплавов на основе ортофазы.

Участки с пониженной микротвердостью по величине значительно больше участков с повышенной микротвердостью. Так, при температуре 700 °С у сплава на основе ортофазы при выдержке 65 ч участок с пониженной микротвердостью в 5 раз больше участка с повышенной микротвердостью, а при выдержке 150 ч - в 6 раз, что можно объяснить изменением скорости диффузии.

Хотя количество кислорода на участках с пониженной микротвердостью меньше, чем на участках с повышенной микротвердостью,

его все же достаточно, чтобы повлиять на механические свойства металла, так как содержание кислорода больше 2 % ат. приводит к снижению пластических свойств.

Для повышения стойкости к высокотемпературному окислению при повышенных температурах интерметаллидных сплавов Т12ЫЬД! существуют три метода: легирование, предварительное окисление и защитные покрытия (например, такие как Т1Д!Ог, Т1Д!О^Ы, композитное Т1Д!3-Д! и т.п.). В зарубежной литературе приводиться немало экспериментальных данных по этим методам [19-22], каждый из которых заслуживает отдельного внимания и дает превосходную стойкость к окислению при рабочих температурах. Например, на рис. 2 приведено изменение окисляемости ортосплавов в зависимости от легирования. Как видно, коррозионная стойкость возрастает с увеличением добавки кремния от 0,3 до 0,9 %, вероятно, благодаря образованию силикатов. Итак, незначительный привес при 700 °С ортосплавов при этом уменьшается вдвое, что говорит, несомненно, о благоприятном воздействии добавок кремния как средства защиты от роста слоя окалины.

На данный момент в двигателях, а именно в узлах КВД и ТНД, даже при незначительном снижении массы деталей повышаются мощ-ностные характеристики. Поэтому широкое внедрение интерметаллидных сплавов имеет большие перспективы для авиации в целом. Детали из интерметаллидов могут применяться в энергетическом машиностроении для турбин электрогенераторов не только за счет высоких характеристик жаропрочности, но и высокой жаростойкости и хорошего сопротивления окислению. Они также могут приме-

L, мкм g L, мкм

Рис. 5. Кривые распределения микротвердости по глубине газонасыщенного слоя сплава ТИ-2

при 700 °С и выдержках б5 (а) и 150 ч (б)

няться в поршневых и дизельных двигателях как материал для изготовления впускных и выпускных клапанов. Применение последних из интерметаллидных титановых сплавов вместо стальных приводит к снижению их массы на 45-50 %, механических потерь при изготовлении на 20-22 %, повышению топливной экономичности на 6-8 % и снижению эмиссии выбросов, шума и вибраций. Эффективное снижение массы можно получить и для поршня (20-30 %), поршневого пальца (35-40 %), шатуна (35-45 %). Перспективно применение интерметаллидных титановых сплавов и для газо- и нефтеперерабатывающих установок химической промышленности [7, 9, 22].

Интерметаллидные сплавы до сих пор развивают, но при этом их уже можно применять как высокопрочные жаропрочные конструкционные материалы, способные обеспечить стабильную работу изготовленных из них деталей и повысить работоспособность всего изделия за счет низкой плотности при высокой жаропрочности.

Выводы

1 . Проведенные исследования показывают, что прирост массы увеличивается со временем и при температурой выдержке. Сплав интер-металлида титана на основе ортофазы ТИ-2

практически не подвержен окислению на воздухе при температурах до 700 °C и выдержках до 500 ч. Отсутствие значительного привеса, по всей видимости, связано с образованием на поверхности оксидной субмикронной пленки, в состав которой могут входить алюминий и ниобий, образуя сложные соединения с TiO2, определить которые возможно при очень высоких разрешениях.

2. В результате изотермического окисления на воздухе при температуре 800 °C на поверхности сплава ТИ-2 наблюдается довольно плотный слой оксидов толщиной 17 мкм, который продолжает расти с увеличением времени выдержки. Образовавшаяся окалина имеет слоистую структуру, содержащую в основном TiO2 и AlNbO4, состоящую из чередующихся слоев, что связано с диффузией кислорода и азота внутрь, а алюминия, титана и ниобия наружу образца.

3. Показана жаростойкость сплава ТИ-2 при высоких температурах 700-800 °С. Результаты позволяют рекомендовать данный сплав для опробования в изделиях авиакосмической и химической промышленности на рабочие температуры 650-700 °С. Применение этого сплава при температурах выше 700 °С требует дополнительного легирования или нанесения защитного покрытия, препятствующего образованию и стремительному росту окалины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пат. 2375484 РФ, С22С 14/00. Сплав на основе титана / Саленков В.С., Фридман А.Г.; заявитель и патентообладатель ОАО «Всероссийский институт легких сплавов»; опубл. 10.12. 2009. Бюл. № 34.

2. Пат. 2500826 РФ, С22С 14/00. Сплав на основе алюминида титана / Зенина М.В., Саленков В.С., Мочалова О.Н., Амирджанян Г. В; заявитель и патентообладатель ОАО «Всероссийский институт легких сплавов»; опубл. 10.12. 2013.

3. Пат. 2520924 РФ, С22С 14/00. Способ изготовления поковок дисков из сплава алюминия титана на основе ортофазы / Ваулин Д.Д., Зенина М.В., Клевков П.А., Саленков В.С., Мочалова О.Н.; заявитель и патентообладатель ОАО «Всероссийский институт легких сплавов»; опубл. 27.06. 2014.

4. Банных О.А., Поварова К.Б. Перспективы создания жаропрочных и жаростойких сплавов и интерметаллических соединений // В сб.: Новые металлические материалы. - Киев: ИЭС им. Е.О. Пато-на. 1989. С. 29-33.

5. Поварова К.Б., Банных О.А. Структура и свойства сплавов на основе алюминидов титана // В сб.: Металловедение и технология легких сплавов. - М.: ВИЛС, 2001. С. 197-212.

6. Колачев Б.А., Ильин А.А., Полькин И.С. Титановые сплавы. Состав, структура, свойства. Справ. -М.: ВИЛС-МАТИ, 2009. 491 с.

7. Полькин И.С., Гребенюк О.Н., Саленков В.С.

Интерметаллиды на основе титана // Технология легких сплавов. 2010. № 2. С. 5-15.

8. Мочалова О.Н., Саленков В.С. Ортосплавы в семействе жаропрочных титановых сплавов // Технология легких сплавов. 2013. № 4. С. 77-83.

9. Xiang J., Mi G., Chen D. Thermodynamic and microstructural study of Ti2AlNb oxides at 800 °C // Scientific Reports. 2018. Vol. 8. Article number: 12761.

10. Zhao H., Lu B., Tong M. & Yang. Tensile behavior of Ti-22Al-24Nb-0.5Mo in the range 25-650 °C // Mater. Sci. Eng. A. 2017. 679. 455-464.

11. Leyens C., Gedanitz H. Long-term oxidation of or-thorhombic alloy Ti-22Al-25Nb in air between 650 and 800 °C // Scripta Mater. 1999. 41. 901-906.

12. Leyens C. Oxidation of orthorhombic titanium aluminide Ti-22Al-25Nb in air between 650 and 1000 °C // JMEPEG, ASM International. 2001. 10. 225-230.

13. Zhu H.P., Qu S.J., Qi G.Y., Shen J. High temperature oxidation behavior of as-rolled Ti2AlNb-based alloy. China // J. Rare Metals. 2016. 40. 104-109.

14. Солонина О.П., Глазунов С.Г. Жаропрочные титановые сплавы. - М.: Металлургия, 1976.

15. Павлинич С.П., Зайцев М.В. Применение интер-металлидных титановых сплавов при литье узлов и лопаток ГТД с облегченными высокопрочными конструкциями для авиационных двигателей новых поколений // Технология машиностроения.

2011. С. 200-202.

16. Dang W., Li J., Zhang T., Zhong H., Xue X., Hu R. The phase transformation and microstructure evolution during heating of Ti2AlNb-based alloys // Proceedings of the 12th World Conference on Titanium (Ti-2011), Beijing, China, Science Press Beijing.

2012. Vol. 3. P. 1475-1477.

17. Matecka J. Investigation of the oxidation behavior of orthorhombic Ti2AlNb alloy // Journal of Materials Engineering and Performance. 2015. 24 (5). P. 1834-1840.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Braun R., Leyens C. Protective coatings on ortho-rhombic Ti2AlNb alloys // Materials at High Temperatures. 2005. 22 (3-4). P. 437-447.

19. Гребенюк О.Н., Саленков В.С. Исследование окисления титановых интерметаллидов при рабочих температурах // Технология легких сплавов. 2010. № 2. С. 29-33.

20. Matecka J. Oxidation behavior of Al2O3 coating on Ti-25Al-12,5Nb alloy // Journal of Materials Engineering and Performance. 2016. 25 (7). May.

21. Wang Q.M., Zhang Ke, Gong Jie. NiCoCrAlY coatings with and without an Al2O3/Al interlayer on an orthorhombic Ti2AlNb-based alloy: Oxidation and interdiffusion behaviors // Acta Materialia. 2007. 55 (4). P. 1427-1439.

22. Lingyan Kong, Jianzhong Qi, Bin Lu, Rui Yang.

Oxidation resistance of TiAl3-Al composite coating on orthorhombic Ti2AlNb-based alloy // Surface and Coatings Technology. 2010. 204 (14). P. 2262-2267.

REFERENCES

1. Pat. 2375484 RF, C22C 14/00. Splav na osnove ti-tana/ Salenkov V.S., Fridman A.G.; zayavitel i paten-toobladatel Vserossiyskiy institut lyogkikh splavov; opubl. 10.12. 2009. Byul. № 34.

2. Pat. 2500826 RF, C22C 14/00. Splav na osnove alyu-minida titana/ Zenina M.V., Salenkov V.S., Mochalo-va O.N., Amirdzhanyan G. V; zayavitel i patentoobla-datel Vserossiyskiy institut lyogkikh splavov; opubl. 10.12. 2013.

3. Pat. 2520924 RF, C22C 14/00. Sposob izgotovleniya pokovok diskov iz splava alyuminida titana na osnove ortofazy / Vaulin D.D., Zenina M.V., Klevkov P.A., Salenkov V.S., Mochalova O.N.; zayavitel i paten-toobladatel Vserossiyskiy institut lyogkikh splavov; opubl. 27.06. 2014.

4. Bannykh O.A., Povarova K.B. Perspektivy sozda-niya zharoprochnykh i zharostoykikh splavov i inter-metallicheskikh soyedineniy// V sb.: Novye metal-licheskiye materialy. - Kiyev: IES im. Ye.O. Patona. 1989. S. 29-33.

5. Povarova K.B., Bannykh O.A. Struktura i svoystva splavov na osnove alyuminidov titana // V sb.: Metallo-vedeniye i tekhnologiya lyogkikh splavov. - M.: VILS, 2001. S. 197-212.

6. Kolachov B.A., Il'in A.A., Pol'kin I.S. Titanovye splavy. Sostav, struktura, svoystva. Sprav. - M.: VILS-MATI, 2009. - 491 s.

7. Pol'kin I.S., Grebenyuk O.N., Salenkov V.S. Inter-metallidy na osnove titana // Tekhnologiya lyogkikh splavov. 2010. № 2. S. 5-15.

8. Mochalova O.N., Salenkov V.S. Ortosplavy v se-meystve zharoprochnykh titanovykh splavov// Tekhnologiya lyogkikh splavov. 2013. № 4. S. 77-83.

9. Xiang J., Mi G., Chen D. Thermodynamic and microstructural study of Ti2AlNb oxides at 800 °C// Scientific Reports. 2018. Vol. 8. Article number: 12761.

10. Zhao H., Lu B., Tong M. & Yang. Tensile behavior of Ti-22Al-24Nb-0.5Mo in the range 25-650 °C // Mater. Sci. Eng. A. 2017. 679. 455-464.

11. Leyens C., Gedanitz H. Long-term oxidation of orthorhombic alloy Ti-22Al-25Nb in air between 650 and 800 °C // Scripta Mater. 1999. 41. P. 901-906.

12. Leyens C. Oxidation of orthorhombic titanium aluminide Ti-22Al-25Nb in air between 650 and 1000 °C// JMEPEG, ASM International. 2001. 10. P. 225-230.

13. Zhu H.P., Qu S.J., Qi G.Y., Shen J. High temperature oxidation behavior of as-rolled Ti2AlNb-based alloy. China // J. Rare Metals. 2016. 40. P. 104-109.

14. Solonina O.P., Glazunov S.G. Zharoprochnyye ti-tanovyye splavy. - M.: Metallurgiya, 1976.

15. Pavlinich S.P., Zaytsev M.V. Primeneniye inter-metallidnykh titanovykh splavov pri lit'ye uzlov i lopa-tok GTD s oblegchennymi vysokoprochnymi kon-struktsiyami dlya aviatsionnykh dvigateley novykh pokoleniy// Tekhnologiya mashinostroyeniya. 2011. S. 200-202.

16. Dang W., Li J., Zhang T., Zhong H., Xue X., Hu R.

The phase transformation and microstructure evolution during heating of Ti2AlNb-based alloys// Proceedings of the 12th World Conference on Titanium (Ti-2011), Beijing, China, Science Press Beijing. 2012. Vol. 3. P. 1475-1477.

17. Matecka J. Investigation of the oxidation behavior of orthorhombic Ti2AlNb alloy // Journal of Materials Engineering and Performance. 2015. 24 (5). P. 1834-1840.

18. Braun R., Leyens C. Protective coatings on orthorhombic Ti2AlNb alloys // Materials at High Temperatures. 2005. 22 (3-4). P. 437-447.

19. Grebenyuk O.N., Salenkov V.S. Issledovaniye okisleniya titanovykh intermetallidov pri rabochikh temperaturakh // Tekhnologiya lyogkikh splavov. 2010. № 2. S. 29-33.

20. Matecka J. Oxidation behavior of Al2O3 coating on Ti-25Al-12,5Nb alloy // Journal of Materials Engineering and Performance. 2016. 25 (7). May.

21. Wang Q.M., Zhang Ke, Gong Jie. NiCoCrAlY coatings with and without an Al2O3/Al interlayer on an orthorhombic Ti2AlNb-based alloy: Oxidation and interdiffusion behaviors// Acta Materialia. 2007. 55 (4). P. 1427-1439.

22. Lingyan Kong, Jianzhong Qi, Bin Lu, Rui Yang. Oxidation resistance of TiAl3-Al composite coating on orthorhombic Ti2AlNb-based alloy // Surface and Coatings Technology. 2010. 204 (14). P. 2262-2267.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.