Научная статья на тему 'ЖАНРЫ УЧЕБНОГО ОНЛАЙН-ДИСКУРСА: ОТ УЧЕБНОГО САЙТА ДО СИНХРОННОГО ОНЛАЙН-УРОКА'

ЖАНРЫ УЧЕБНОГО ОНЛАЙН-ДИСКУРСА: ОТ УЧЕБНОГО САЙТА ДО СИНХРОННОГО ОНЛАЙН-УРОКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жанры речи
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ОНЛАЙН-ДИСКУРС / ИНТЕРНЕТ-ЖАНР / СТРУКТУРА / СИНХРОННЫЙ / УСТНЫЙ / ПИСЬМЕННЫЙ / УЧЕБНЫЙ САЙТ / СИНХРОННЫЙ ОНЛАЙН-УРОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щипицина Лариса Юрьевна

Статья посвящена обоснованию, определению и жанровой характеристике одной из новых сфер интернет-коммуникации – учебному онлайн-дискурсу, который приобретает все большую значимость в современной образовательной практике вследствие различных общественных процессов и технологического развития общества, но предметом лингвистического и жанрового анализа до сих пор не становился. Применяя методы наблюдения и сравнения различных жанров, складывающихся в онлайн-обучении и иллюстрируемых онлайн-дискурсом по изучению иностранных языков, и беря за основу анализа модель жанра интернет-коммуникации, включающую медийные, прагматические, структурные и языковые параметры, мы предложили определение учебного онлайн-дискурса как коммуникативной деятельности по формированию предметных знаний и умений обучающихся, опосредованной цифровыми технологиями. Как представляется, в определение вида дискурса и отдельных жанров важно включать ведущие медийные и прагматические параметры соответствующей разновидности дискурса или его единицы. Среди жанров учебного онлайн-дискурса логично выделить асинхронные (ориентированные на письменный формат речи) и синхронные (устные). Примерами первых является учебный сайт и его виды (учебный сайт как отдельный курс уроков, учебный сайт как часть персональной страницы, учебный сайт как часть портала), вторая разновидность иллюстрируется синхронным онлайн-уроком, его видеозаписью и записанным видео-занятием. Разным жанрам учебного онлайн-дискурса свойственна эксплицированность шагов занятия, а в их структуре выделяются две составляющих: инструктивная, для которой характерна адресованность, директивность и использование компьютерной лексики, а также предметная (объяснительная) составляющая, в которой отметим использование лексики изучаемой предметной сферы и тематической лексики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRES OF ONLINE LEARNING DISCOURSE: FROM LEARNING WEBSITE TO E-LESSON

The article aims at the substantiation, definition and genre characteristics of a new sphere of Internet communication – learning online discourse, which is becoming increasingly important in modern educational practice due to various social processes and technological development of society, but has not yet become the subject of linguistic and genre analysis. The research is based on observation and comparison of various genres emerging in online learning and illustrated by the online discourse on studying foreign languages. The basis for the analysis is the model of the Internet genre, which includes media, pragmatic, structural and linguistic parameters. The paper gives the definition of the online learning discourse as a computer mediated communicative activity for the formation of subject knowledge and skills of students. The given definition illustrates that it is important to include the leading media and pragmatic parameters in determining the type of discourse or a particular genre. Among the genres of online learning discourse the author singles out asynchronous (based on written speech format) and synchronous (oral) communication forms. Examples of the former are a learning website and its types (a learning website covering a separate course of lessons, a learning website as part of a personal site, a learning site as part of a learning portal), the latter is illustrated by a synchronous online lesson, its video recording and a recorded video lesson. Different genres of online educational discourse are characterized by the explication of the steps of the lesson. In the structure of the genre there is an instructive component, which is characterized by addressing, directiveness and the use of computer vocabulary, as well as an explanatory component, where the vocabulary of the studied subject area and thematic vocabulary are used.

Текст научной работы на тему «ЖАНРЫ УЧЕБНОГО ОНЛАЙН-ДИСКУРСА: ОТ УЧЕБНОГО САЙТА ДО СИНХРОННОГО ОНЛАЙН-УРОКА»

ИНТЕРНЕТ-ЖАНРЫ

Жанры речи. 2023. Т. 18, № 2 (38). С. 175-185 Speech Genres, 2023, vol. 18, no. 2 (38), pp. 175-185

https://zhanry-rechi.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2311-0740-2023-18-2-38-175-185, EDN: ITLMFS

Научная статья УДК 81'38'42

Жанры учебного онлайн-дискурса: от учебного сайта до синхронного онлайн-урока

Л. Ю. Щипицина

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Россия, 163002, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, д. 17

Щипицина Лариса Юрьевна, доктор филологических наук, профессор кафедры немецкой и французской филологии, l.shchipitsina@narfu.ru, https://orcid.org/0000-0002-5308-8726

Аннотация. Статья посвящена обоснованию, определению и жанровой характеристике одной из новых сфер интернет-коммуникации - учебному онлайн-дискурсу, который приобретает все большую значимость в современной образовательной практике вследствие различных общественных процессов и технологического развития общества, но предметом лингвистического и жанрового анализа до сих пор не становился. Применяя методы наблюдения и сравнения различных жанров, складывающихся в онлайн-обучении и иллюстрируемых онлайн-дискурсом по изучению иностранных языков, и беря за основу анализа модель жанра интернет-коммуникации, включающую медийные, прагматические, структурные и языковые параметры, мы предложили определение учебного онлайн-дискурса как коммуникативной деятельности по формированию предметных знаний и умений обучающихся, опосредованной цифровыми технологиями. Как представляется, в определение вида дискурса и отдельных жанров важно включать ведущие медийные и прагматические параметры соответствующей разновидности дискурса или его единицы. Среди жанров учебного онлайн-дискурса логично выделить асинхронные (ориентированные на письменный формат речи) и синхронные (устные). Примерами первых является учебный сайт и его виды (учебный сайт как отдельный курс уроков, учебный сайт как часть персональной страницы, учебный сайт как часть портала), вторая разновидность иллюстрируется синхронным онлайн-уроком, его видеозаписью и записанным видео-занятием. Разным жанрам учебного онлайн-дис-курса свойственна эксплицированность шагов занятия, а в их структуре выделяются две составляющих: инструктивная, для которой характерна адресованность, директивность и использование компьютерной лексики, а также предметная (объяснительная) составляющая, в которой отметим использование лексики изучаемой предметной сферы и тематической лексики.

Ключевые слова: учебный онлайн-дискурс, интернет-жанр, структура, синхронный, устный, письменный, учебный сайт, синхронный онлайн-урок

Для цитирования: Щипицина Л. Ю. Жанры учебного онлайн-дискурса: от учебного сайта до синхронного онлайн-урока // Жанры речи. 2023. Т. 18, № 2 (38). С. 175-185. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2023-18-2-38-175-185, EDN: ITLMFS

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Genres of online learning discourse: From learning website to e-lesson

L. Yu. Shchipitsina

Northern (Arctic) Federal University, 17 Severnoi Dviny Emb., Arkhangelsk 163002, Russia Larisa Yu. Shchipitsina, l.shchipitsina@narfu.ru, https://orcid.org/0000-0002-5308-8726

Abstract. The article aims at the substantiation, definition and genre characteristics of a new sphere of Internet communication - learning online discourse, which is becoming increasingly important in modern educational practice due to various social processes and technological development of society, but has not yet become the subject of linguistic and genre analysis. The research is based on observation and comparison of various genres emerging in online learning and illustrated by the online discourse on studying foreign languages. The basis for the analysis is the model of the Internet genre, which includes media, pragmatic, structural and linguistic parameters. The paper gives the definition of the online learning discourse as a computer mediated communicative activity for the formation of subject knowledge and skills of students. The given definition illustrates that it is important to include the leading media and pragmatic parameters in determining the type of discourse or a particular genre. Among the genres of online learning discourse the author singles out asynchronous (based on written speech format) and synchronous (oral) communication forms. Examples of the former are a learning website and its types (a learning website covering a separate course of lessons, a learning website as part of a personal site, a learning site as part of a learning portal), the latter is illustrated by a synchronous online lesson, its video recording and a recorded video lesson. Different genres of online educational discourse are characterized by the explication of the steps of the lesson. In the structure of the genre there is an instructive component, which is characterized by addressing, directiveness and the use of computer vocabulary, as well as an explanatory component, where the vocabulary of the studied subject area and thematic vocabulary are used.

Keywords: learning online discourse, internet-genre, structure, synchronous, oral, written, learning website, e-lesson

For citation: Shchipitsina L. Yu. Genres of online learning discourse: From learning website to e-lesson. Speech Genres, 2023, vol. 18, no. 2 (38), pp. 175-185 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2311-0740-2023-18-2-38-175-185, EDN: ITLMFS

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение и теоретические основы исследования

В условиях современной действительности каждый человек - как учитель, студент или родитель - в большей или меньшей степени вовлечен в образование в онлайн-формате. Это приводит к появлению и стихийному освоению новых дискурсивных форм. Среди таких форм отметим рабочие листы онлайн, конструкторы онлайн-уроков и сайты, используемые для образовательных целей. Все они преимущественно используются интуитивно, как со стороны создателя материала, так и со стороны студента или стороннего наблюдателя. В то же время отмечаем насущную потребность терминологически правильного обозначения появляющихся жанровых форм, их описания, а также выявления отличий между ними и связанных с этими отличиями особенностей коммуникации на их основе. Особенно это актуально в отношении учителей, которые не только наполняют имеющиеся шаблоны своим учебным материалом, но и «оживляют» данный материал, используя его во время очных и дистанционных занятий.

Несмотря на необходимость систематизации возникающих новых форм образовательного (или учебного) интернет-дискурса, научных лингвистических работ по их изучению практически нет. Появляются публикации, посвященные методическим аспектам применения конструкторов онлайн-уроков на платформе Core [1, 2] или конструктора сайтов

Wix [3]. Упоминаются также методические аспекты создания интерактивных рабочих листов [4]. Во всех случаях авторы публикаций используют обозначения жанров «конструктор онлайн-уроков» или «конструктор сайта», определение которым, впрочем, не предлагают.

В англоязычной литературе предмет нашего исследования - жанры учебного онлайн-дискурса - исследуются также большей частью с педагогических позиций, при этом обычно используется понятие «инструктивный (учебный) дизайн» [5] или «электронные уроки» [6, 7]. Но с точки зрения используемой методологии ближе всего к целям нашего исследования работы, дающие определение сайту (на примере сайта социальной сети [8]), посвященные описанию дискурсивных стратегий языковых онлайн-школ [9] или языковому анализу веб-лекций как жанров академического дискурса [10, 11]. Интересны также наблюдения над структурными элементами учебного сайта [12].

Очевидно, что накопленные к настоящему моменту эмпирические наблюдения позволяют говорить об особом виде дискурсивного взаимодействия - учебном онлайн-дискур-се, который является частью педагогического дискурса, с одной стороны, и осуществляется в условиях интернет-коммуникации, с другой стороны. При этом к настоящему моменту сложились определенные жанры данного вида дискурса. Выявлению и пер-

вичному описанию данных жанров посвящена данная работа. В качестве методологии исследования применим общенаучные методы наблюдения, сравнения, описания, а также лингвистического анализа жанров согласно модели жанров, предложенной в работе [13]. Материалом исследования выступают учебные сайты по немецкому и английскому языку (курсы по достижению уровня А1, А2, В2, курс «Академический английский»), созданные преподавателями в сервисе Google sites, учебные материалы, размещенные на персональном сайте учителя (создан с помощью сервиса Jimdo) (в связи с ограниченной целевой группой сайтов ссылки на них и персональные данные создателей сайтов здесь не приводятся), а также учебный портал по самостоятельному изучению иностранных языков (https://lingust.ru/). В качестве материала для исследования синхронных онлайн-уроков использовались наши занятия по немецкому и английскому языкам, проводимые в сервисах Zoom, Skype, Teams, BigBlueButton на платформе Sakai, а также видеозаписи уроков, размещенные на платформе YouTube.

Далее представим определение учебного онлайн-дискурса и некоторых смежных понятий охарактеризуем некоторые складывающиеся в нем жанры.

1. Учебный онлайн-дискурс и смежные понятия

Учебный онлайн-дискурс является частью более широкого понятия педагогического дискурса, который традиционно определяется как процесс совместной деятельности участников образовательного процесса, имеющий педагогическую цель - изменение в ценностях, установках, деятельности, поведении, развитии соответствующих знаний, умений и навыков [14: 54]. Учитывая достаточно широкое понимание педагогического дискурса, в котором затрагиваются и воспитательные, и социальные, и чисто предметные задачи образовательного процесса, предлагаем сузить предмет рассмотрения до учебного дискурса, который трактуется как совместная деятельность участников образовательного процесса, нацеленная в первую очередь на формирование новых знаний обучающихся в определенной предметной области (ср. [15: 195]).

Понимаемый таким образом учебный дискурс соотносится с дидактическим дискурсом как совокупной коммуникативной деятельностью «взаимодействующих сторон в пределах коммуникативной ситуации урока» [16: 66]. Похожая пара терминов существует и в английском языке и включает learning design [5], с одной стороны, и instructional design [6] -с другой. Очевидно, что используя термины

«учебный дискурс» и «дидактический дискурс», мы акцентируем внимание либо на совместной коммуникативной деятельности по освоению предмета (первый термин), либо на деятельности учителя (второй термин). Для целей нашего исследования, учитывая ориентацию на обучающегося в современной методике, предлагаем говорить об учебном онлайн-дискурсе.

Учебный дискурс осуществляется в устном и письменном виде. Примером взаимодействия первого типа выступает общение учителя с учениками в ходе урока иностранного языка, примеры второго типа - зафиксированы в учебниках в формулировках письменных заданий для учеников. Оба типа учебного дискурса -письменный и устный - в настоящее время все чаще переносятся в условия интернет-коммуникации, в итоге развиваются интернет-разновидности устного и письменного учебного дискурса. При сравнении традиционного учебного дискурса в классе и онлайн-дискурса исследователи выявляют общие и различные черты, преимущества и недостатки обоих видов дидактического взаимодействия [17], и это свидетельствует о том, что интернет-разновидность учебного дискурса, действительно, обладает особым статусом по сравнению с устным и письменным общением. Тем не менее, на наш взгляд, следует говорить не о триаде устный - письменный - интернет-дискурс, а о неком сдвиге устных и письменных форм из традиционной сферы общения в интернет-среду. Схематично это соотношение представлено в табл. 1, примеры жанров приведены с опорой на наш собственный опыт осуществления учебного взаимодействия на уроках иностранного языка.

Таблица 1/Table 1

Примеры жанров учебного дискурса на основе

параметра устный / письменный формат речи

Non-online and online learning discourse genre samples according to oral / written communication mode

Канал коммуникации Communication channel Устный формат Oral mode Письменный формат Written mode

Традиционная (без использования технических устройств) - Урок в классе - Экзаменационный ответ - Задание в учебнике - Эссе

Компьютерно-опосредованная - Вебинар - Запись монологического высказывания - Учебный сайт - Учебный чат

Отметим, что в табл. 1 приведены примеры как комплексных (урок в классе / вебинар /

учебный сайт), так и простых жанров учебного дискурса (учебный диалог / задание / эссе), причем вторые обычно выступают частью первых. Это демонстрирует принадлежность форматов общения в учебном дискурсе к разным уровням жанровой иерархии - уровню гипержанра, жанра или субжанра учебного дискурса.

Можно также заметить, что в рамках традиционной и компьютерно-опосредованной коммуникации мы встречаем не только устные и письменные, но и монологические / диалогические разновидности жанров учебного дискурса. Это отвечает многогранности учебного дискурса, ориентированного на всестороннее развитие практических предметных умений обучающихся, что особенно актуально для такого предмета, как иностранный язык. Кроме того, диалогические разновидности учебного дискурса, предполагающие смену говорящего в пределах одного законченного коммуникативного произведения, в полной мере отвечают современному запросу на интерактивность занятия, проводимого в традиционной или компьютерно-опосредованной форме.

Не останавливаясь на учебном дискурсе в целом, обратимся далее к анализу его компьютерно-опосредованной разновидности, т. е. к учебному онлайн-дискурсу1. Опираясь на определение учебного дискурса, приведенное выше, мы предлагаем понимать учебный онлайн-дискурс как совместную коммуникативную деятельность участников образовательного процесса с помощью цифровых устройств и средств связи, выраженную в вербальных и невербальных, устных и письменных коммуникативных продуктах и нацеленную на формирование новых знаний обучающихся в определенной области знания. В связи с особым акцентом в нашей деятельности на учебном дискурсе по формированию знаний иностранного языка и соответствующих речевых умений, в дальнейшем примеры и характеристику жанров учебного дискурса будем производить именно в отношении онлайн-дис-курса по изучению иностранных языков.

Интересно отметить, что в учебном он-лайн-дискурсе актуально деление не только

на устные / письменные, диалогические / монологические, но и на синхронные / асинхронные жанры. То, что синхронные жанры не всегда осуществляются только через устный канал речи, и, наоборот, асинхронные жанры не всегда только письменные, демонстрируют данные, приведенные в табл. 2.

Таблица 2/Table 2

Соотношение параметров (а)синхронная коммуникация и устный / письменный формат речи в учебном онлайн-дискурсе

Corrélation of (a)synchronous communication and oral / written communication mode in online learning discourse

Форма коммуникации Communication form Устный формат речи Oral mode Письменный формат речи Written mode

Синхронная (в режиме реального времени, участники коммуникации одновременно находятся онлайн) - Вебинар - Учебный диалог - Учебный чат - Викторина

Асинхронная (в отложенном режиме, участники общаются в удобное им время) - Скринкаст учителя - Запись веби-нара - Запись ответа - Учебный сайт - Учебный бот - Ответы ученика в рабочем листе

Обобщим особенности речевого оформления синхронных и асинхронных жанров учебного онлайн-дискурса, примеры которых собраны в табл. 2.

- Устное синхронное взаимодействие является самым спонтанным, протекающим во времени, преходящим, а потому здесь встречается особое, характерное для устного канала, оформление речи и нередки оговорки или неточности.

- Синхронная письменная коммуникация дает несколько секунд на формулировку ответа и проверку написанного, при этом результат речи фиксируется визуально, что несколько

1В приведенных размышлениях мы условно употребили термины «компьютерно-опосредованный» и «онлайн» как синонимы, хотя строго говоря к компьютерно-опосредованным формам общения относятся как онлайн-, так и офлайн-общение, при этом под первым часто понимаются разные понятия: 1) с подключением к сети, в этом случае онлайн противопоставлен офлайну, означающему «без подключения к сети, но с использованием компьютера», 2) с одновременным присутствием коммуникантов в одной и той же программе общения, такое понимание онлайна противопоставлено офлайну как подключению к сервису в удобное для коммуникантов время; это различие условно обозначается зеленым и красным цветом значка пользователя в разных сервисах, зеленый цвет обозначает присутствие в сервисе и готовность к коммуникации, красный - отсутствие в сервисе. В последнее время также появляется новая трактовка термина «онлайн» - с использованием компьютера (или любых других гаджетов) и телекоммуникационных сетей, в то время как «офлайн» соотносится с неопосредованным, устным общением. Именно в последнем понимании термина «онлайн» мы и используем сочетание «учебный онлайн-дискурс» в данной статье.

облегчает коммуникацию, но все равно требует особого - телеграфного - стиля выражения мыслей.

- Асинхронная устная коммуникация позволяет адресанту некоторое время поработать над своим речевым произведением, которое при этом фиксируется в звучащем виде и длительное время доступно для всех участников коммуникации. Например, записывая скринкаст, учитель может сделать несколько попыток записи и выбрать наилучшую, а после этого отредактировать запись в видеоредакторе, добавить письменный текст и другие эффекты (стрелки, выделения) в кадр, тем самым обеспечивая мультимодальность коммуникации.

- Асинхронная письменная коммуникация -самая осознаваемая и свободная в плане затрачиваемого времени форма коммуникации, ориентированная на продуманную и подготовленную письменную речь, к которой обращаются неоднократно. Адресат также имеет достаточно времени, чтобы поразмышлять над ней, чем достигается наибольшее запоминание информации и ее воздействие на адресата. На наш взгляд, здесь выделяется четко заметная фаза подготовки к коммуникации (когда письменный коммуникативный продукт еще не достиг адресатов, а только готовится адресантом), длительная фаза осуществления коммуникации (восприятия опубликованного коммуникативного продукта адресатами), к которой примыкает фаза обратной реакции на исходный коммуникативный продукт, когда адресаты исходного сообщения формулируют свою реакцию на исходное сообщение, причем эта реакция может осуществляться уже в ином формате: синхронно или асинхронно, устно или письменно.

Так, при написании сообщения в форуме, который относится к асинхронным письменным формам онлайн-взаимодействия, по правилам сетевого этикета рекомендуется при формулировке реакции не отсылать свое сообщение сразу, а сначала перечитать его, эмоционально «остыть», а потом снова вернуться к редактированию сообщения и уже тогда отправить его. Это помогает избежать случайных недопониманий и негативных последствий непродуманных эмоциональных всплесков в асинхронной онлайн-коммуника-ции, где участники не могут видеть друг друга, а потому лишены возможности использовать широкий невербальный контекст, считывая правильную информацию по взгляду, мимике и жестам.

Сформулировав особенности различных сочетаний (а)синхронной и устной / письменной коммуникации, отметим все же, что один и тот же жанр (например, викторина) может

быть использован в синхронном и асинхронном взаимодействии, а также «обрастать» устными или письменными комментариями. Так, онлайн-викторина как соревнование между игроками на скорость и правильность ответов на сформулированные учителем заранее вопросы обычно интереснее всего протекает в синхронном формате: ученики присоединяются к викторине в режиме реального времени, учитель запускает ее, некоторое время происходит соревнование, а затем подводится итог - демонстрируется рейтинг игроков и подиум, на который попадают участники, которые чаще и быстрее других отвечали правильно. Во время подключения к викторине и ее проведения учитель, несомненно, будет давать устные инструкции и пояснения, как присоединиться к игре, зачитывать задания и указывать на промежуточных лидеров. Но та же викторина путем нехитрых манипуляций в сервисе может превратиться в асинхронное домашнее задание с сохранением соревновательного момента, но уже отсроченного по времени. Здесь учитель также дает пояснения как проходить викторину и отправляет ученикам ссылку на нее. Подведение итогов такой асинхронной викторины с рейтингом / подиумом игроков происходит через несколько часов или дней.

Итак, учебный онлайн-дискурс сегодня включает достаточно большое количество разных жанров, как устных, так и письменных, синхронных и асинхронных. В следующем параграфе рассмотрим особенности двух смежных жанров учебного онлайн-дискурса -учебного сайта и синхронного онлайн-урока, проводимого на его основе. Выбор именно этих жанров для иллюстрации жанровых форм учебного онлайн-дискурса продиктован тем, что они соотносимы с основной единицей учебного взаимодействия - уроком, при этом наш опыт онлайн-обучения свидетельствует о наибольшей востребованности в образовательной практике именно этих жанров.

2. Учебный сайт и синхронный онлайн-урок: понятие и виды

2.1. Определения жанров

Учебный сайт мы предлагаем понимать как совокупность веб-страниц, предназначенных для освоения обучающимися содержания определенного предмета или его части, представленного в мультимедийном формате. Во многих определениях сайтов даются технические подробности (размещенные на одном домене, соединенные перекрестными ссылками и т. д., ср. [18]). Но, на наш взгляд, в определении жанров определенного вида дискурсивного взаимодействия важны не столько

форматные технические детали, сколько совокупность основных параметров из числа тех, которые вкладываются в описание жанра [19], в том числе жанра интернет-среды [13]. Именно поэтому мы предлагаем включать в определение учебного сайта и формальные особенности его интерфейса и структуры (совокупность веб-страниц), и прагматические параметры (цель, участники), и ведущий технический параметр (мультимедийность).

Принимая во внимание указанные требования к дефиниции жанра, синхронный онлайн урок предлагаем определять как один из видов вебинаров, синхронное коммуникативное взаимодействие учителя и учеников при помощи средств телеконференц-связи (типа Zoom, Teams или Skype), нацеленное на освоение относительно самостоятельного фрагмента изучаемого предмета. В предложенном определении также упоминаются прагматические (цель, участники), медийные (синхронность, сервисы для доступа со свойственным им интерфейсом), а также содержательно-структурная характеристика синхронного онлайн-урока (относительно законченная часть предмета).

Отметим, что и учебный сайт, и синхронный онлайн-урок являются способами использования (или видами) соответствующих технических форматов (сайт, вебинар). Сочетание технических (форматных) особенностей сайта и вебинара, соответственно, а также содержательно-структурных и языковых особенностей учебного дискурса обусловливают специфику каждого жанра. Сами названия жанров являются комплексными и включают в себя, с одной стороны, медийную (сайт; синхронный онлайн-...) и прагматическую составляющую (учебный; урок).

Мы предлагаем включать в название жанра «синхронный онлайн-урок» указание на синхронность его осуществления, поскольку существует также жанр асинхронного онлайн-урока, т. е. некий аналог страницы учебного сайта, создаваемый с помощью специальных сервисов типа CORE или OnlineTestPad. Методические размышления по их использованию можно найти в работах [1, 2], а лингвистическая и жанровая характеристика асинхронного онлайн-урока составляет перспективу дальнейших исследований.

Учебный сайт (learning website) существует наряду с сайтами университетов, кафедр, школ, учителей, учебных групп в рамках более крупного дискурсивного образования -образовательного дискурса. Каждым видом сайтов решаются свои задачи. Учебный сайт предназначен, как мы сформулировали в его определении выше, для освоения определенного фрагмента предметного знания. Именно поэтому обозначение «учебный сайт» может

быть рассмотрено как синонимичное сочетанию «предметный сайт», но оно не является синонимом сочетаниям «сайт университета / школы» или «персональный сайт учителя».

Сущность каждого жанра помогает понять выявление его видов. Соответственно, в следующих разделах рассмотрим виды учебных сайтов и синхронных онлайн-уроков и представим общую краткую характеристику двух анализируемых жанров.

2.2. Виды учебных сайтов

В рассмотренном нами материале учебные сайты созданы в разных сервисах (Jimdo, Google sites, отдельный портал). Но их виды мы предлагаем выделять в зависимости не от технических, а от структурно-семантических и прагматических факторов. В итоге получаем следующий перечень учебных сайтов (который, впрочем, не претендует на полный охват).

1. Учебный сайт как сопровождение курса - самостоятельная, относительно законченная совокупность страниц, способствующая достижению определенного уровня в развитии предметных компетенций (например, уровня А1, В2 и т. д. общеевропейских рамок развития языковых компетенций при обучении иностранным языкам). Каждая страница сайта соотносится с определенной порцией учебного материала (уроком), сайт в целом может включать справочный аппарат (при обучении иностранным языкам - словарь изученной в курсе лексики, грамматические правила, тест по курсу и т. п.). Информация о личности учителя или других его курсах минимальна и может помещаться лишь на стартовой странице сайта. Этот вид учебных сайтов по содержанию соотносим с мультимедийным учебником или курсом на платформах электронного обучения типа Moodle или Sakai. Тем не менее, поурочная ориентация содержания курса, непосредственное погружение ученика в материал занятия, легкость ориентирования в содержании курса и корректировки каждой страницы делают учебный сайт более удобным и гибким жанром учебного онлайн-дискурса по сравнению с жанрами, названными выше.

2. Учебный сайт как часть персонального сайта учителя - совокупность страниц предметного содержания, которые учитель интегрирует на свой персональный сайт. В этом случае предметная информация носит фрагментарный характер, нередко предлагаются учебные материалы к нескольким курсам учителя наряду с подробной информацией о личности и профессиональной деятельности учителя (участие в профессиональных конкурсах, внеурочная деятельность и т. п.). Информация по предмету здесь дается скорее

не как сопровождение целого курса, а как сопровождение отдельных уроков. Тем не менее, в плане медийного, структурного и языкового оформления урока (т. е. единицы учебного сайта) особых отличий от единиц первого вида учебных сайтов мы не наблюдаем. Это свидетельствует о гибкости такого формата, как вебсайт, который в зависимости от нужд адресанта (в данном случае - учителя) приобретает предметную (курсовую) или профессионально-личностную ориентацию содержания.

3. Учебный сайт как часть портала для самостоятельного обучения - совокупность страниц предметной направленности, способствующая достижению определенного уровня в развитии предметных компетенций, размещенная на портале по изучению разных предметов, ср. курс обучения английскому языку на портале Lingust (https://lingust.ru/english). В содержательном плане как отдельных уроков, так и целого курса данный вид учебных сайтов близок к первой из названных нами разновидностей и отличается от нее только включением в большой блок разных учебных курсов, которые могут вызвать затруднения в ориентации читателя и, как следствие, отвлечение его внимания от изучаемого содержания. Прагматические их различия связаны с тем, что первая разновидность сайтов ведется учителем, интегрируется в непосредственное учебное взаимодействие (например, в синхронный онлайн-урок) и предназначена для конкретной группы с возможностью учета их интересов, а в случае с размещением предметного содержания курса на портале происходит ориентация на усредненного ученика, который при возникновении вопросов и сложностей с усвоением материала может только воспользоваться форумом курса. В этом третий тип учебных сайтов схож с массовыми открытыми онлайн-курсами, предназначенными для самостоятельного изучения предмета, отличается он от них только своими медийными параметрами. Еще одно отличие учебных сайтов первого и третьего типов обусловлено тем, что в материалы учебных сайтов для самостоятельного освоения языка интегрируются дидактические пояснения о том, как пользоваться сайтом, ср. названия отдельных страниц портала Lingust «Структура и организация уроков немецкого языка (тоже надо почитать!)» или «Урок 1(0). Английский алфавит. О курсе». При использовании учебных сайтов 1-го типа всю эту информацию учитель обычно предоставляет ученику по его запросу устно.

В целом все названные виды учебных сайтов имеют общие медийные характеристики. Среди них отметим:

- мультимедийность, т. е. использование в коммуникативном содержании страниц сайта не только вербальной информации, но также изображений и видео;

- интерактивность (предполагают активность пользователя на странице, например, заполнение пропусков в интерактивном упражнении с возможностью сразу после сдачи упражнения получить ответ о количестве правильных ответов и заложенную учителем автоматическую обратную связь);

- гипертекстуальность - каждый вид сайта дает возможность переключаться между отдельными страницами, причем ссылки могут быть интегрированы в основное меню (вверху или в боковой части страницы) или текст страницы (например, мы можем перейти по ссылке к видео из содержания урока);

- асинхронность - учебный сайт не требует обязательного одновременного восприятия его содержания всеми участниками коммуникации, и обычно ученики осваивают учебные материалы в нужном им темпе; тем не менее, учебный сайт может служить основой урока, обычного или компьютерно-опосредованного, а в этом случае его единица (урок) включается в синхронный контекст восприятия всеми участниками коммуникации;

- преимущественно письменный формат речи - учебный сайт как и любой другой вид сайтов ориентирован преимущественно на визуальное восприятие информации вербального и невербального характера, при этом вербально зафиксированная информация наиболее однозначно передает цели и содержание коммуникации. Ср. пример формулировки задания на одном из учебных сайтов:

(1) Step 3. Present your viewpoints on the board (Шаг 3. Представьте ваше мнение на он-лайн-доске)

В примере (1) мы получаем представление об этапе учебных действий по освоению предметного содержания урока (третий, т. е. до этого уже состоялись два этапа, а после данного этапа последуют и другие действия), а также о тех действиях, которые нужно совершить на текущем этапе (сформулировать свое мнение по проблеме и поместить его на онлайн-доске). Обращение сформулировано предельно кратко (все предложение включает только 6 слов), при этом для формулировки задания используется изучаемый язык, т. е. сам процесс восприятия вербальной информации уже связан с тренировкой предметных умений и навыков. Если ученик только начинает изучать иностранный язык, то вербальная информация по объяснению

материала и инструкции к заданиям даются на родном языке учеников. Так, на портале Lingust Занятие 1.1.1 Приветствие. Порядок слов в немецком предложении начинается с формулировки целей занятия на родном (русском) языке:

(2) Изучив материал этого занятия, вы сможете:

• поздороваться

• начать разговор с незнакомым лицом

• представиться

• спросить, как зовут собеседника (https:// lingust.ru/deutsch/thema-1-1/lehre-1-1). Отметим адресованность примеров (1) и (2):

в них используются местоимения 2-го л. мн. ч., что отражает обращенность учителя как автора сайта к ученикам в инструктивной части учебных сайтов. При объяснении материала речь приобретает предметный характер: Порядок слов характеризуется ...; Article is a functional word that indicates ... (Артикль является служебным словом, которое маркирует ...).

Структура каждой учебной единицы (страницы учебного сайта) соотносится со структурой урока и включает вводную часть (обозначение цели или темы занятия), введение материала, его тренировку и завершающую часть, в которой проводится рефлексия или обобщение пройденного. Выделенные части, как мы отмечали выше, могут нумероваться как отдельные этапы урока или иметь подзаголовки. Подобная экспликация структуры страницы учебного сайта облегчает ориентацию в содержании и придает четкость и ясность материалу.

В целом, как представляется, языковое и структурное оформление учебных сайтов близко к языковому оформлению учебников (печатных или мультимедийных), при этом интерактивность и гипертекстовый характер позволяют сделать коммуникацию на учебном сайте более компактной, поскольку здесь не требуется давать пояснения, где ученик может найти правильные ответы.

Смежные с учебными сайтами жанры асинхронного учебного онлайн-дискурса (группы по обучению предмету в социальных сетях, блогах или мессенджерах, курсы на различных платформах, чат-боты и т. д.) отличаются от рассмотренных нами учебных сайтов своими медийными и прагматическими особенностями, и вытекающими из них структурно-семантическими и языковыми параметрами.

2.3. Синхронный онлайн-урок и смежные с ним виды учебного взаимодействия

Материал для исследования синхронных онлайн-уроков в связи с условиями его осуществления - непосредственное взаимодей-

ствие учителя и учеников в режиме реального времени - достаточно сложно собрать. Большую помощь в этом оказывает самонаблюдение и самоанализ, а также использование записей занятий, размещенных на платформе YouTube.

Наш анализ показывает, что синхронный онлайн-урок - это самостоятельный жанр, и его виды можно выделить только на основе типологии самих уроков (непосредственных или технически-опосредованных), например, урок-введение нового материала или урок-повторение. В плане же выделения жанров онлайн-общения в рамках учебного дискурса можно говорить лишь о непосредственном синхронном онлайн-уроке и смежных с ним устных асинхронных онлайн-уроках. В результате получаем следующую классификацию:

1) синхронный онлайн-урок - взаимодействие онлайн учителя и учеников по освоению определенного предмета длительностью от 20 минут до 1,5 часов в зависимости от возраста учащихся и целей занятия. Ведущий канал речи - устный, но поскольку доступ к жанру осуществляется через сервисы телеконференц-связи, то мульти-медийность и включения синхронных форм письменного общения (чат, работа на он-лайн-доске) в данном жанре играют более значимую роль, чем, например, во время урока в аудитории. Особенностями этого жанра является его спонтанность и преходящий характер: коммуникативное взаимодействие разворачивается во времени, при этом несмотря на наличие у учителя плана занятия, разные факторы могут повлиять на то, как оно будет складываться дальше;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) видеозапись синхронного онлайн-урока -фиксация синхронного взаимодействия учителя и учеников по освоению учебного материала, по сути выступающая асинхронным жанром. Для учебных целей, т. е. для непосредственного изучения учебного материала учениками (например, пропустившими занятие) такое взаимодействие малопродуктивно, поскольку шаги и выполнение заданий синхронного занятия достаточно трудно осуществлять индивидуально, в тех же временных рамках, что и само он-лайн-занятие. И если во время синхронного занятия учитель обеспечивал смену видов деятельности, то при работе с видео такой смены видов деятельности нет, однообразный просмотр и отсутствие взаимодействия с учителем и другими учениками быстро утомляет, вызывает потерю внимания. Более продуктивен с точки зрения использования видео следующий жанр;

3) запись подготовленного учебного занятия - предназначенная для асинхронно-

го восприятия последовательность шагов по освоению учебного материала небольшого объема (5-10 минут). Учитель готовит визуальный материал, продумывает формы интеракции, выстраивает логику учебного взаимодействия, затем публикует свое видеозанятие, а ученики в удобное им время знакомятся с видео и выполняют задания. Весь учебный объем материала, соответствующий синхронному онлайн-занятию, в этом случае разбивается на небольшие порции (отдельные видео), которые можно осваивать в предложенном порядке, пропускать некоторые из них или менять последовательность.

Общим для названных жанров является ведущий устный канал речи, дополняемый в большей или меньшей степени различными визуальными способами коммуникации (надписи, схемы, видео и т. д.). Интерактивность, являющаяся характеристикой современного учебного и академического дискурса (ср. [18]) в большей степени проявляется в синхронном онлайн-уроке и носит здесь как социальный (смена говорящего), так и технический характер (включение микрофона и использование других функций сервиса общения каждым из участников). Социальную интерактивность труднее реализовать в записанных видео, но даже здесь каждый асинхронно просматривающий запись ученик может остановить видеопросмотр и выполнить задание, предлагаемое учителем. Обратная связь (результат выполнения задания и анализ ошибок) выходит за рамки видео, но может быть предусмотрена учителем через комментарии к видео или общение в других форматах. Синхронность в звучащих учебных жанрах является варьируемым фактором: она обязательна для синхронных онлайн-уроков и отсутствует в записях и видеоуроках.

В структурном и языковом плане мы наблюдаем те же явления, что и в асинхронных письменных жанрах учебного онлайн-дискурса:

- экспликация частей и шагов учебной деятельности, реализуемая в устных жанрах не только через их названия и порядковые номера, но и с помощью специальных сигналов смены вида деятельности в инструктивной составляющей учебного дискурса («Теперь закрепим это правило...», «Какие новые слова вы видите в следующем задании номер 2?» и под.);

- адресованность, эксплицируемая личными местоимениями 2-го л. ед. и мн. ч., а также вопросительными и побудительными конструкциями в инструктивной и интерактивной составляющих учебного дискурса;

- содержательно-тематическое наполнение учебного дискурса связано с использовани-

ем лексики предметной сферы (в нашем случае - обозначения языковых явлений и описание правил изучаемого языка), тематической лексики (поскольку изучение иностранных языков организовано вокруг различных тем обыденного и профессионального общения), компьютерной лексики типа «микрофон», «чат», «онлайн-доска» (когда требуется проверить связь или уточнить функционал канала речи). Для синхронного онлайн-урока и в определенной степени для видео характерны также разнообразные признаки спонтанной устной речи: паузы вследствие поиска слов, самокоррекция, повторы, редукция звуков и т. п. Темп речи в учебном дискурсе по изучению иностранных языков может быть разным и зависеть от статуса говорящего (учитель или ученик), а также от уровня владения языком учениками: чем он выше, тем более приближен к естественной речи темп говорения. От уровня владения языком, а также от выбранной учителем методики зависит и количество случаев переключения кода между родным и изучаемым языком: чем увереннее ученики говорят на иностранном языке, тем меньше ситуаций переключения кодов на родной язык; при достижении определенного уровня языковых и речевых умений учеников учитель может применить методику языкового погружения и полностью отказаться от привлечения родного языка для объяснения учебного материала.

Выводы

Учебный онлайн-дискурс мы предлагаем определять как коммуникативную деятельность по формированию предметных знаний и умений обучающихся, опосредованную цифровыми технологиями. Учебный онлайн-дис-курс по своему содержанию тесно связан с учебным дискурсом, а по форматным и медийным параметрам - с интернет-дискурсом. Подобная двуплановость и сочетание специфических медийных и прагматических особенностей находят отражение в обозначениях отдельных жанров (учебный сайт, синхронный онлайн-урок), а также в их определениях, которые мы предлагаем в данной статье. Анализ характеристик учебного онлайн-дискурса (мультимедийность, интерактивность, гипертекстуальность, (а)синхронность, ориентация на письменный / устный канал речи, адре-сованность, экспликация структурных элементов, использование предметной и тематической лексики) и сопоставление данного понятия со смежными явлениями (педагогический/ образовательный/дидактический дискурс) позволяют лучше понять его сущность и выявить разновидности и некоторые распространенные

жанры данного дискурсивного образования. Одной из важнейших характеристик учебного онлайн-взаимодействия является одновременность (синхронность) или неодновременность (асинхронность) его осуществления. Соответственно, в данной статье мы представили анализ и характеристику двух типичных жанров, репрезентирующих асинхронную и синхронную разновидность учебного онлайн-дискурса:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьева А. А. Создание интерактивных он-лайн-уроков на платформе CORE // Интернет-технологии в образовании: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2020. С. 98-105.

2. Клименко Н. Е. Возможности системы CORE для создания интерактивных онлайн-уроков. Реализация метода смешанного обучения на уроках английского языка при изучении наиболее трудных грамматических тем на средней ступени обучения // Педагогический форум. 2021. № 1 (7). С. 30-34.

3. Григорьева К. С., Яхина Р. Р. Конструкторы сайтов как средство повышения мотивации в рамках предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017. № 4 (42). С. 8188.

4. Попова Л. А. Интерактивный рабочий лист как средство дистанционной поддержки школьника в процессе обучения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 5. С. 271277.

5. Sun S. Y. H. Using patterns-based learning design for CALL tasks // Computer Assisted Language Learning. 2020. https://doi.org/10.1080/09588221.2019.1657902

6. Khine M. S. Strategic Use of Digital Learning Resources in Designing E-Lessons // International Journal of Instructional Media. 2006. Vol. 33, № 2. P. 127-134.

7. Smyshlyak K. V. ESL/EFL Online lesson development (based on SkyEng practices and techniques) // Professional Discourse & Communication. 2020. Vol. 2, iss. 4. P. 81-95. https://doi.org/10.24833/2687-0126-2020-2-4-81-95

8. Boyd D. M., Ellison N. B. Social network sites: Definition, history, and scholarship // Journal of ComputerMediated Communication. 2007. Vol. 13, № 1. Article 11. URL: https://jcmc.indiana.edu/vol13/issue1/boyd.ellison. html (дата обращения: 03.03.2022).

9. Kozar O. Discursive practices of private online tutoring websites in Russia // Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2015. Vol. 36, № 3. P. 354368. https://dx.doi.org/10.1080/01596306.2013.871238

10. Щипицина Л. Ю. Веб-лекция как устный жанр интернет-коммуникации // Жанры речи. 2019. № 3 (23). С. 215-226. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-323-215-226

11. Матяшевская А. И. Интернет-лекция как особый жанр // Жанры речи. 2020. № 3 (27). С. 238-245. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-3-27-238-245

учебный сайт и синхронный онлайн-урок соответственно.

Продолжение исследований в области складывающихся практик общения в цифровой среде, в том числе с жанровых и языковых позиций, позволит пользователям более четко обозначать их и сознательно использовать жанры интернет-коммуникации, грамотно и эффективно облекая свои коммуникативные продукты в языковую форму.

12. Данилов О. Е. Учебные сайты для школьников и студентов // Молодой ученый. 2014. № 18 (77). С. 540-544. URL: https://moluch.ru/archive/77/13130/ (дата обращения: 02.03.2022).

13. Щипицина Л. Ю. Жанровая модель компьютерно-опосредованной коммуникации // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2008. Вып. 11 (67). С. 225-230.

14. Ежова Т. В. К проблеме изучения педагогического дискурса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. Т. 1, № 2. С. 5256.

15. Гончар Н. Н. Характеристика основ учебного дискурса в рамках взаимодействия его конституэнтов (обучающий-текст-обучаемый) // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2011. Вып. 1. С. 195-199.

16. Олешков М. Ю. Основные параметры модели профессиональной коммуникации (на примере дидактического дискурса) // Социокультурные проблемы в образовании: межвуз. сб. науч. трудов / под ред. А. А. Вербицкого, Н. В. Жуковой. М. : РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2006. С. 62-71.

17. Sujata U. Face to Face vs. Online Instruction: An Analysis // Psychology, Society & Education. 2021. Vol. 2. P. 5128-5133. https://doi.org/10.17762/pae.v58i2.3069

18. Марчук С. В. Учебный сайт как эффективный инструмент повышения качества образования // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 5. С. 42-52. https://doi.org/10.15293/1813-4718.1905.05

19. Дементьев В. В. «Анкета речевого жанра» Т. В. Шмелёвой: прошлое, настоящее, будущее (к 30-летию жанроведческой модели) // Жанры речи. 2020. № 4 (28). С. 252-262. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-4-28-252-262

REFERENCES

1. Afanasieva A. A. Creation of interactive online lessons on the CORE platform. In: Internet technologies in education: coll. of materials of the All-Russian scientific and Practical conference. Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University Publ., 2020, pp. 98-105 (in Russian).

2. Klimenko N. E. Features of the CORE system to create interactive online lessons. Implementation of the blended learning method in English language classes for the most difficult grammatical subjects at the secondary level. Pedagogy Forum, 2021, no. 1 (7), pp. 30-34 (in Russian).

3. Grigoryeva K. S., Yakhina R. R. Designers of sites as a means of improving motivation in the framework of Content and Language Integrated Learning (CLIL). Bulletin of the Moscow City Pedagogical University, Informatics and Informatization of Education series, 2017, no. 4 (42), pp. 81-88 (in Russian).

4. Popova L. A. Interactive worksheet as a means of distance support of students in the learning process. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences, 2018, no. 5, pp. 271-277 (in Russian).

5. Sun S. Y. H. Using patterns-based learning design for CALL tasks. Computer Assisted Language Learning, 2020. https://doi.org/10.1080/09588221.2019.1657902

6. Khine M. S. Strategic Use of Digital Learning Resources in Designing E-Lessons. International Journal of Instructional Media, 2006, vol. 33, no. 2, pp. 127-134.

7. Smyshlyak K. V. ESL/EFL Online lesson development (based on SkyEng practices and techniques). Professional Discourse & Communication, 2020, vol. 2, iss. 4, pp. 81-95. https://doi.org/10.24833/2687-0126-2020-2-4-81-95

8. Boyd D. M., Ellison N. B. Social network sites: Definition, history, and scholarship. Journal of ComputerMediated Communication, 2007, vol. 13, no. 1, article 11. Available at: https://jcmc.indiana.edu/vol13/issue1/boyd. ellison.html (accessed March 03, 2022).

9. Kozar O. Discursive practices of private online tutoring websites in Russia. Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education, 2015, vol. 36, no. 3, pp. 354-368, https://dx.doi.org/10.1080/01596306.2013.871238

10. Shchipitsina L. Yu. Web Lecture as an Oral Internet Genre. Speech Genres, 2019, no. 3 (23), pp. 215-226 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-3-23-215-226

11. Matyashevskaya A. I. E-Lecture as a Special Genre. Speech Genres, 2020, no. 3 (27), pp. 238-245 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-3-27-238-245

12. Danilov O. E. Learning websites for school and university students. The Young Scientist, 2014, no. 18

(77), pp. 540-544. Available at: https://moluch.ru/archive/ 77/13130/ (accessed March 2, 2022) (in Russian).

13. Shchipitsina L. Yu. Genre model of computermediated communication. Tambov University Review. Series: Humanities, 2008, no. 11 (67), pp. 225-230 (in Russian).

14. Ezhova T. V. To the problem of studying the pedagogical discourse. The Herald of Orenburg State University, 2006, vol. 1, no. 2, pp. 52-56 (in Russian).

15. Gonchar N. N. Discourse characteristics of educational interaction from the point of view of its constituent units (a teacher - text - a student). The Herald of Tver State University. Series: Philology, 2011, iss. 1, pp. 195199 (in Russian).

16. Oleshkov M. Yu. The main parameters of the model of professional communication (on the example of didactic discourse). In: Sotsiokulturnye problemy v obrazovanii: mezhvuz. sb. nauch. trudov. Pod red. A. A. Verbitskogo, N. V. Zhukovoy [Verbitskiy A. A., Zhukova N. B., eds. So-ciocultural issues of education: interuniv. coll. of sci. arts]. Moscow, Moscow State Pedagogical University named after M. Sholokhov, 2006, pp. 62-71 (in Russian)

17. Sujata U. Face to Face vs Online Instruction: An Analysis. Psychology, Society & Education, 2021, vol. 2, pp. 5128-5133. https://doi.org/10.17762/pae.v58i2.3069

18. Marchuk S. V. Educational website as effective tool in improving quality of education. Siberian Pedagogical Journal, 2019, no. 5, pp. 42-52 (in Russian). https://doi.org/10.15293/1813-4718.1905.05

19. Dementyev V. V. "Questionnaire of a Speech Genre" of T. V. Shmeleva: Past, Present, Future (for the 30th Anniversary of the Genre Model). Speech Genres, 2020, no. 4 (28), pp. 252-262 (in Russian). https://doi.org/ 10.18500/2311-0740-2020-4-28-252-262

Поступила в редакцию 02.03.2022; одобрена после рецензирования 18.04.2022; принята к публикации 28.04.2022 The article was submitted 02.03.2022; approved after reviewing 18.04.2022; accepted for publication 28.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.