Научная статья на тему 'ЖАНРЫ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА В ХОРОВОМ ЦИКЛЕ "РУССКИЙ КАЛЕНДАРЬ" Л. В. ГОРБУНОВА'

ЖАНРЫ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА В ХОРОВОМ ЦИКЛЕ "РУССКИЙ КАЛЕНДАРЬ" Л. В. ГОРБУНОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
129
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л. В. ГОРБУНОВ / ХОРОВОЙ ЦИКЛ / ЖАНРЫ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА / КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ / ХОРОВОЕ ПИСЬМО / СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Макина Анна Владимировна

Автор данной статьи впервые в музыковедческой литературе обращается к сочинению пермского композитора Л. В. Горбунова. В статье рассматриваются особенности претворения песенных жанров в цикле для хора «Русский календарь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRES OF SONG FOLKLORE IN A CHORAL CYCLE "THE RUSSIAN CALENDAR" OF L. V. GORBUNOV

The author of this article addresses to the choral composition of the Perm composer L. V. Gorbunov for the first time in musicological literature. In the article features of realization of song genres in the cycle «The Russian calendar» are considered.

Текст научной работы на тему «ЖАНРЫ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА В ХОРОВОМ ЦИКЛЕ "РУССКИЙ КАЛЕНДАРЬ" Л. В. ГОРБУНОВА»

© Макина А. В., 2016

УДК 784.1

ЖАНРЫ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА В ХОРОВОМ ЦИКЛЕ «РУССКИЙ КАЛЕНДАРЬ» Л. В. ГОРБУНОВА

Автор данной статьи впервые в музыковедческой литературе обращается к сочинению пермского композитора Л. В. Горбунова. В статье рассматриваются особенности претворения песенных жанров в цикле для хора «Русский календарь».

Ключевые слова: Л. В. Горбунов, хоровой цикл, жанры песенного фольклора, календарно-обрядовые песни, хоровое письмо, современные приемы изложения

Пермское отделение Союза композиторов России имеет двадцатилетнюю историю существования. За столь небольшой период объединение сумело занять достойное место среди многочисленных общественных и профессиональных организаций Прикамья. Его деятельность способствует объединению творческих сил региона для осуществления крупных проектов, содействующих укреплению и распространению общероссийских культурных традиций.

Творчество современных композиторов г. Перми является неотъемлемой частью региональной музыкальной культуры и вносит большой вклад в сохранение и развитие хорового наследия Пермского края. В настоящее время хоровая музыка пермских композиторов востребована и исполняется ведущими профессиональными коллективами (Уральским государственным камерным хором, муниципальным академическим хором «Млада», хором театра оперы и балета им. П. И. Чайковского) и учебными хорами (студенческими коллективами Пермского музыкального колледжа, Пермского государственного института культуры), а также в городах России. Наиболее яркое претворение хорового жанра представлено в творчестве И. В. Ануфриева, Д. А. Батина, Л. В. Горбунова, О. В. Изотовой, В. Л. Куликова и др.

Хоровое творчество пермской композиторской школы в настоящее время все больше привлекает внимание исследователей. На фоне развития пермской хоровой музыки последнего десятилетия выделяется имя современного композитора, члена Союза композиторов РФ, лауреата Всероссийского конкурса современной народной песни имени Лидии Руслановой, лауреата областной премии в сфере культуры и искусства — Льва Вячеславовича Горбунова (1965 г. р.). Среди его вокально-хоровых сочинений — кантата «Рождество Иисуса» для хора и камерного оркестра; вокальные циклы на слова С. Есенина, А. Блока, собственные тексты; кантата «Сельский часослов» на народные тексты и стихи С. Есенина; сюита

на темы народных песен («Купальская», «Свадебная», «Протяжная», «Скоморошина», «Духовный стих»); цикл для хора «Русский календарь», а также множество обработок народных песен и песен для детей. Также композитор выпустил компакт-диск с переложениями произведений Г. В. Свиридова и грампластинку фирмы «Мелодия» с записями хора «Млада», с которым композитор тесно сотрудничает (художественный руководитель — заслуженный деятель искусств РФ, Заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии губернатора Пермского края О. В. Выгузова). Творческой вершиной этого союза стала победа Академического хора «Млада», исполнявшего его музыку на Международном хоровом конкурсе в г. Оскарсхамн (Швеция, 1997).

Основной ролью композитора в современном мире Л. В. Горбунов считает сохранение традиционных культурных ценностей. «Современные композиторы — это хранители. <...> Начинаются новые технологии: компьютер, кнопки, синтезирование почти реального оркестрового звучания. То, что мы пишем сейчас — попытка сохранить оставшееся...» [3, с. 147]. Впитав традиции русской музыкальной классики, опирающиеся на народно-песенные истоки, композитор создает свой оригинальный хоровой стиль, в котором значительное место принадлежит русскому фольклору. Свой талант собирателя-фольклориста Л. В. Горбунов раскрывает в хоровом цикле «Русский календарь», материал для создания которого был собран им в фольклорных экспедициях на севере Пермского края (г. Чер-дынь). Этот цикл многократно исполнялся хором «Млада», однако в музыковедческой литературе до настоящего времени сочинение не было исследовано.

Хоровой цикл «Русский календарь», в котором почти все напевы подлинные, состоит из 11 номеров. Цикл включает различные жанры народной песни, которые отражают влияние не только народного календаря, но и церковного. Об этом говорит сам композитор в комментариях к циклу в аудиоза-

писи. Песни цикла разделяются по жанровой принадлежности: песни календарно-обрядового цикла (№ 2 «Колядка», № 3 «Закличка», № 5 «Троицкая», № 6 «Купальская»); песни семейно-бытового цикла (№ 9 «Свадебная», № 10 «Крестьбинская»); песнопения церковного календаря (№ 4 «Христослав-ная», № 7 «Петров день», № 11 «Рождественский стих»); игровая песня (№ 8 «Игра в горелки»). В хоровом цикле композитор сочетает традиционный музыкальный фольклор и современный подход к жанровому воплощению. Проследим особенности претворения некоторых традиционных жанров русской песни в хоровом цикле Горбунова.

Колядка — народная величальная песня, приуроченная к зимним обрядовым празднествам. Л. В. Горбунов в колядке «Ай, во боре, боре» сохраняет ряд признаков рождественской поздравительной песни. Напев колядки делится на сольный запев и многоголосный припев. В

припеве колядки упоминается овсень, овсяной сноп, символизирующий Новый год и счастливую зажиточную жизнь, а мостик, о котором поется в запеве, по словам композитора — это связь прошлого и будущего, старого года и нового, путь в счастливое время, в котором живет Христос. Исследователи отмечают, что для целого ряда колядок типично распевание силлабического стиха 5+5 слогов с удлинением последнего слога. Запевный стих колядки Л. В. Горбунова состоит из двух 6-слоговых полустиший с ритмическим растягиванием двух последних слогов. Если первая часть припева мелодически сходна с запевом (6 слогов), то во второй части за счет многократного повторения слова «овсень» увеличивается метроритмическая структура, которую можно разделить на 6+7 слогов. В целом строение строфы образует характерную для русской музыки асимметричную структуру — семитакт (3+4).

□и, ое - сень, ой, ое - сень, ое -сень, ей, 01 ■ сень, ое - сень.

Пример 1. Колядка «Ай во боре...»

Поскольку рождественские колядки пелись детьми или молодежью, то чаще их мелодически несложный напев не превышал диапазона кварты или квинты. Повторность коротких мотивов узкого диапазона воздействовала как музыкальное заклинание. Колядка данного хорового цикла отличается распевным, мелодически развитым напевом с переменным размером (4/4, 2/4) и ладом (Н-то11-В-ёиг), что влечет за собой и увеличение объема голосового диапазона до децимы.

Закличка — песня ранневесеннего периода, связанная с обрядом закликания весны в день весеннего равноденствия. Исполнялась в свойственной детям манере ритмизованного скандирования. Мелодика детских закличек развита слабо и, как правило, строится на коротких оборотах в диапазоне терции или кварты. Еще одним жанром ранневесеннего периода является веснянка. Эти песни исполняют девушки и имеют более развитый текст и напев. В песнях этих жан-

ров встречается упоминание и подражание птицам (жаворонку, кулику, сороке). В данном цикле композитор объединяет два песенных жанра: от заклички остается запев, для которого характерен узкий песенный диапазон, и ритмизованный текст; от веснянки — более распевный напев, конец каждой строфы которой заканчивается особым выкриком, так называемым «гуканием». Характерная для веснянок перекличка двух хоров также нашла претворение в «Закличке»: это сочетание двух манер исполнения — народной в запеве и академической в припеве. Кроме того, Л. В. Горбунов использует подражательный компонент: это имитация кукушки (нисходящие квартовые ходы), птичьего гомона (скандирование в грудном регистре, секундовое остинато), разлива воды (кластер), озвученные выдохи (глиссандо).

Христославная (волочебная) — песня, приуроченная к празднованию Пасхи. На Пасху, как и на Рождество, песельники ходили по домам,

славили Христа и хозяев, получали сладкие угощения. Но певчие назывались уже не колядов-щиками, а волочебниками, от слова «волочиться, странствовать». По словам композитора, народные поэты как бы подчеркивали, что Воскресение — это конец странствия по земному пути. Эти песни могли исполняться любой половозрастной группой, как отдельно, так и в различных сочетаниях. Стихи заканчиваются рефреном «Христос воскрес, сын Божий». В мелодике песен заметно влияние инструментального начала, так как обычно они исполнялись в сопровождении волынки, гармони или скрипки. По ритму и по композиционному строению волочебные песни близки к колядкам. В цикле «Русский календарь» песня «Христославная», исполненная смешанным хором, отличается светлым, эмоционально приподнятым характером образа. В номере композитор использует наиболее распространенный вариант данного жанра — политекстовый воло-чебный напев цезурированного типа, опирающийся на силлабический стих 4+4. Включение мелодики тропаря, антифонной переклички хоровых групп и колокольного звона говорит о связи этого праздника с церковью. В целом композитор сохраняет оригинальную природу волочебных песен, что выражается также в унисонном начале с последующим узком диапазоне запева (в

пределах кварты) и мелодически развитом припеве в гомофонно-гармонической и имитационной фактуре.

Троицкая — песня весеннего цикла тро-ицко-семицких действ. В содержании подобных песен участвуют такие образы, как растения и деревья — символы расцветающей природы, венок — оберег от нечистой силы, река — символ быстротекучего времени, зеленый цвет — символ вечной жизни. В песне хорового цикла рассказыва-

ется о традиционном народном гадании: девушки плетут и пускают венки по реке, а парни стараются поймать венок своей избранницы. Характерными чертами троицких песен являются строфическая форма изложения, узкообъемные лады, ладовые устои на звуках терции или кварты, гетерофонная фактура, мелострофа, завершающаяся возгласом на кварту или октаву. В «Троицкой» Л. В. Горбунов вновь использует две манеры пения: народную (грудное пение), символизирующую женское начало в обряде, и академическую — девичье. Узкий диапазон в пределах квинты, нисходящее поступенное движение, интонации «завивания», умеренный темп создают в этом номере ощущение движения хоровода, который характерен для троицко-семицких обрядов. Несмотря на традиционный характер изложения «Троицкой», композитор использует современные средства выразительности (кластеры, имитации пиццикато струнных) и пространственно-акустические приемы (наложение звуков, эффект реверберации).

Купальская — песня летнего периода, сопровождающая обряды важнейшего праздника — дня Ивана Купалы — соответствующего летнему солнцестоянию. Купальские песни Иванова дня исполняются особенным однообразным, протяжным и унылым напевом, своим содержанием напоминая свадебные. Как правило, они пелись в низком грудном регистре, в мелодике ан-гемитонного лада с главным опорным тоном на нижнем звуке. В этом номере ощущение неспешности и проникновенности композитор создает благодаря развитой мелодической линии с сохранением кварто-квинтовых скачков, свойственных купальским песням. Колоритные созвучия двойного женского состава хора создаются наложением напевов, имитирующих эхо, переклички, отклики.

Пример 2. «Купальская»

Свадебная выделяется среди других песенных жанров яркой самобытностью напева. Издавна традиционные свадебные лирические песни представляли большую художественную ценность, отличались красотой поэтического изложения и мелодики. «Свадебная» хорового цикла Л. В. Горбунова, близкая по жанру к лирической протяжной песне, повествует о разлуке с родной стороной и семьей, а также о жизни в родном доме, с которым девушке предстояло вскоре расстаться. Для данного номера характерно широкое лирическое развитие, связанное с раскрытием мира душевных переживаний невесты. Характерную особенность прекрасной льющейся темы с многочисленными внутрислоговыми распевами составляет непрерывность мелодического развития, гибкость ритмического узора. Свадебный на-

пев, начинающийся с унисона, вырастает в полнозвучную хоровую ткань.

Крестьбинская — это песня на крестины, по содержанию связанная с темой дороги, путешествия новорожденной души, отправляющейся в новый путь. Композитор по-своему трактует жанр крестьбинской, приближая ее к колыбельной «Ай, хорошо месяц». На это указывает ритмически равномерный напев с мягко колышущимся движением традиционных интонаций малой терции и квинты, неширокий звуковой объем, приглушенная динамика. Имитационная хоровая фактура с элементами подголосочности дополнена перезвоном колокольчиков и мерным покачиванием органных переборов, создающих особый оттенок эмоциональной мягкости и «ласковости».

Пример 3. «Ай, хорош месяц...» (крестьбинская)

В целом в номерах цикла соединяются классический и свободный типы хорового письма. Классический тип подразумевает гомофонно-гар-моническую хоровую фактуру, изложение материала со строго определенным составом хора, правильное голосоведение, вокально-мелодическую трактовку выразительных возможностей хора. Свободный тип хорового письма, превращающий хор в «нечто вроде вокального оркестра», подразумевает изложение с изменчивым, непостоянным характером хорового многоголосия; увеличение или уменьшение количества голосов за счет эпизодического divisi и соединения голосов в унисон; подголосочно-гармоническое изложение, разделение партии для создания приема кластера; темброво-колористическая трактовка выразительных возможностей хора (колористические приемы: пение с закрытом ртом, вокализация, звукоподражание, шумовые эффекты).

Из вышеизложенного можно заключить, что Л. В. Горбунов, с одной стороны, во многом сохраняет черты традиционного песенного жанра. Это связано с использованием узкого диапазона напевов, часто основанных на повторении и варьировании одной-двух попевок, ладовой и метроритмической переменности, разнообразного ритмического рисунка, эффектов звукопод-

ражания, фактуры подголосочного типа. Почти все песни в цикле начинаются одноголосно, а затем основной напев словно обрастает другими голосами. Для исполнительской манеры типично резкое, звонкое пение, направленное вдаль, в пространство, при этом отдельные музыкальные построения часто завершаются возгласами-зовами в высоком головном регистре.

С другой стороны, Л. В. Горбунов творчески подходит к обработке традиционных песенных жанров, соединяя академическую и народную манеры пения, активно используя различные приемы хорового изложения: тембровые средства (solo, divizi, tutti); приемы, определяемые соотношением хоровых партий и групп (постепенное включение и выключение хоровых партий, дублирование, наложение, хоровая педаль); колористические приемы (пение закрытым ртом («Троицкая», «Купальская»), «текстовое остинато» («Закличка»), глиссандо, кластер («Троицкая», «Закличка»)). Таким образом, используя черты традиционного песенного фольклора, композитор стремится к обновлению системы музыкально-выразительных средств на основе достижений современного музыкального языка, создавая неповторимо индивидуальный стиль хорового изложения.

Литература

1. Бородин Б. Б. Уральская композиторская организация: история и современность: монографический справочник. Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2012. 400 с.

2. ЛевандоП. Хоровая фактура: монография. Л.: Музыка, 1984. 124 с.

3. Композиторы Прикамья: к 10-летию Пермского отделения Союза композиторов России: сб. ст. и материалов / под ред. Е. М. Березиной, Н. Б. Зубаревой. Пермь: Реал, 2003. 162 с.

4. Пермская организация Союза композиторов России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vk.com/perm_sk (дата обращения: 10.01.2016).

5. Народное музыкальное творчество: учебник для вузов / отв. ред. О. А. Пашина. СПб.: Композитор, 2005.568 с.

6. Петров А. К. Особенности претворения русского фольклора в современной хоровой музыке (1981-2005) // Музыковедение. 2007. J№ 6. С.54-59.

7. Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество. Вып. 1. М.: Музгиз, 1955. 240 с.

8. Попова Т. В. Основы русской народной музыки. М.: Музыка, 1977. 224 с.

9. Творческие союзы / Муниципальное образование, город Пермь. Администрация города Перми [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.gorodperm .ru/social/cul-ture/leisure_time_culture/creative_unions/ (дата обращения: 10.01.2016).

10. Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора: учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ. Ч. 1. М.: Музыка, 2007. 400 с.

© Сыченко Г. Б., 2016

УДК 781.1/24

«ВИДИМОЕ» VS «СЛЫШИМОЕ»: К ПРОБЛЕМЕ НОТИРОВАНИЯ ШАМАНСКОЙ МУЗЫКИ

В статье привлекается внимание к актуальным проблемам, возникающим при использовании этномузыковедами современных компьютерных программ, таких как Speech Analyser, SPAX и других. В частности, на примере сопоставления слуховых нотировок шаманской музыки и их компьютерной графической версии ставится фундаментальный вопрос о соответствии «видимого» и «слышимого».

Ключевые слова: шаманская музыка, интонирование, нотирование, компьютерная расшифровка, методология

Как известно, проблема нотирования народной музыки является ключевой и при этом — одной из наиболее сложных для этномузыколога. Огромное количество звуковой информации, которое слышит искушенное ухо опытного шифровальщика, желание в деталях отразить все богатство нюансов народного интонирования зачастую приводят к переусложненным, нечитаемым нотациям [1]. Проблема еще больше усугубляется с расширением технических возможностей процесса нотирования. Использование компьютерных программ с возможностью замедления скорости звучания и многократным прослушиванием любого, самого мельчайшего элемента звуковой ткани (например, программы Adobe Audition) позволяет бесконечно уточнять нотную запись, вводя все новые диакритические знаки.

Настоящий переворот совершила возможность точной компьютерной фиксации звуковы-сотной линии одноголосой вокальной музыки,

которую предоставляют различные программы, среди которых весьма удобной является программа Speech Analyzer, разработанная Летним Институтом лингвистики1. Аналогичная возможность содержится в программе SPAX, разработанной российским исследователем А. В. Харуто [9].

Все эти технические новшества, с одной стороны, являются огромным подспорьем для но-тировщика, с другой стороны, ставят перед ним целый ряд новых проблем. Этномузыковедами уже не раз обсуждалась проблема несовпадения «слышимого» и «видимого». С появлением программ, позволяющих визуализовать высоту, тембр, динамику, временную развертку музыкального текста, эта проблема выходит на первый план. Она всесторонне рассматривалась, в частности, на XIX Европейском семинаре по этномузыколо-гии, избранные материалы которого были опубликованы [12]. В статье М. Мариан-Балаша ставит-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.