Litera
Правильная ссылка на статью:
Ши Ю. — Жанровые разновидности рассказа и типология характеров в творчестве Николая Носова // Litera. -2022. - № 5. - С. 21 - 30. DOI: 10.25136/2409-8698.2022.5.36947 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php? id=36947
Жанровые разновидности рассказа и типология характеров в творчестве Николая Носова
Ши Юйцин
кандидат филологических наук
преподаватель Института иностранных языков Нанкинского университета науки и технологии (210094.
Китай, провинция Цзянсу, город Нанкин, улица Сяолинвэй, дом 200), fdsyq@outlook.com
210094, Китай, провинция Цзянсу, г. Нанкин, ул. Сяолинвэй, 200
И fdsyq@outlook.com
Статья из рубрики "Литературоведение"
DOI:
10.25136/2409-8698.2022.5.36947
Дата направления статьи в редакцию:
24-11-2021
Дата публикации:
21-04-2022
Аннотация: Цель данной работы заключается в выявлении и анализе жанровых разновидностей рассказа и типологии характеров в творчестве Н. Носова. В статье представлена жанровая система рассказов Н. Носова, на конкретных примерах показаны основные типы рассказов и их подтипы, отмечены типичные образы героев в каждом виде рассказа. При проведении исследования применены историко-литературный, дискурсивньш, типологический, аналитический, сопоставительный и герменевтическии методы.В статье выявлены три основных жанровых типа: рассказ-действие, рассказ-исследование и рассказ-размышление, а также выделены и проанализированы основные типы героев - герой-деятель и герой-мыслитель. Установлены соответствия типов персонажей и жанровых разновидностей рассказа. Теоретическая значимость работы заключается в определении жанровой специфики рассказов Н. Носова. Результаты исследования могут быть использованы при изучении проблемы жанровой специфики рассказа и творческого наследия Н. Носова. Практическая значимость связана с возможностью использования результатов для дальнейшего изучения творчества Н. Носова, а также преподавания курсов по истории русской детской литературы и теории литературы в вузах. Материалы исследования могут быть использованы не только для разработки специальных курсов по творчеству Н. Носова, но и для создания историко-литературоведческих и теоретических курсов,
посвященных проблемам детской литературы.
Ключевые слова: Николай Носов, жанровая разновидность, типология характеров, рассказ-действие, рассказ-исследование, рассказ-размышление, деятель, мыслитель, исследователь, фантазер
Детский юмористический рассказ - это особое явление в русской литературе. Этот жанр формируется в 20-30-е гг. XX века, а его основные черты закладываются в 40-50-е гг. Среди писателей, которые работали в жанре юмористического рассказа и развивали его, одной из самых значительных фигур является Н. Н. Носов (1908-1976).
По словам О. С. Октябрьской, Н. Носов «закладывает основы детского юмористического рассказа»[1, с' 91]. Кроме того, «веселый рассказ - излюбленный жанр Носова, и ему он остался верен до конца»""2, с 233"". Главные адресаты рассказов Носова - это в основном дошкольники и школьники младшего возраста. Писатель «постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик».
Уже не дитя, но еще не юноша. А именно мальчик», - отмечает В. КатаеЕ""3, с- 83"". Во многих рассказах Носова мы видим повседневные, типичные события из жизни ребёнка, например, ночевка в пионерлагере, варка каши на даче, игра в прятки, расчет ступенек лестницы, строение катка на дворе и т. д. Автор рассказов очень хорошо знаком с особенностями детской речи и детского мышления, что позволяет ему с большой точностью описывать поступки своих героев, наделяя их достоверностью и реалистичностью.
Произведения Носова становились объектом изучения таких исследователей, как С. Б. Рассадин, Э. Ш. Недува, С. И. Сивоконь, Л. В. Долженко, И. Н. Арзамасцева, О. А Москвичева, О. С. Октябрьская и др. В основном учёные обращают внимание на своеобразный юмор Носова - доброжелательный, веселый, «великолепный,
неистощимый»!"4, с- 851 и затрагивают следующие вопросы: источник юмора, комические дуэты и их характеры, дидактическое и воспитательное воздействие юмора на ребенка. Однако проблемы жанровой специфики рассказа и типологии характеров в творчестве писателя всё еще остаются малоизученными.
В ходе анализа рассказов Носова нами были выделены три основных жанровых типа: рассказ-действие , рассказ-исследование и рассказ-размышление . Каждому типу соответствует определенная деятельность ребенка и определенный тип героя.
1. Рассказ-действие
Это наиболее распространённый тип рассказа в творчестве Носова. Для него характерна большая активность, экспрессивность, самостоятельность персонажей. Деятельность героев в таких рассказах очень разнообразная и многогранная. Отсюда вытекает большое разнообразие типов героев.
В рассказах-действиях читатель сталкивается с тремя типами деятельности героев. Например, в произведениях «Мишкина каша», «Про репку», «Огородники», «Дружок», «Заплатка» герои трудятся, и их труд является для них способом познания и освоения окружающего мира. В таких рассказах, как «Наш каток», «Ступеньки», «На горке», «Замазка», «Находчивость», «Прятки» в центре изображения - детские игры, а в рассказах «Автомобиль», «Клякса», «Огурцы», «Саша» Носов изображает детские шалости.
10.25136/2409-8698.2022.5.36947 Таблица 1. Модели рассказа-действия в творчестве Н. Носова
Litera, 2022 -
5
Тип рассказа Тип деятельности героев Название рассказа Тип героев
Рассказ-действие труд «Мишкина каша», «Про репку», «Огородники», «Дружок», «Заплатка» Герой-деятель (оптимист, хвастун, деструктор, шалун, спаситель) Герой-мыслитель (наблюдатель, исполните ль, спаситель)
игра «На горке», «Наш каток», «Прятки», «Ступеньки», «Замазка», «Находчивость»
шалость «Саша», «Огурцы», «Автомобиль», «Клякса»
Источник: данные автора
В рассказах-действиях основные типы характеров - герой- деятель и герой-мыслитель . С одной стороны, эти типы противопоставлены друг другу как герои в «комических дуэтах»"5, с- 82], один из которых - «строгий, подтянутый, пунктуальный»"5, с- 82], а другой - «разболтанный, забывчивый, ничего не умеющий»"5, с- 82], но они взаимно дополняют и уравновешивают друг друга. Что касается типа героя-деятеля, то его можно разделить на подтипы: герой-деструктор , который разрушает все вокруг себя, герой-созидатель и герой-спаситель и т. д.
Рассмотрим рассказ «Мишкина каша». Образ, главного героя, Мишки, имеет несколько сторон: он и деятель-оптимист, и деструктор, и хвастун. Он уверенно, с большим энтузиазмом принимается за приготовление каши, даже хвастается перед другом: «Я
такую кашу сварю, что пальцы оближешь»"6, с- 10". Но потом, из-за своей неопытности и опрометчивости поступков, Мишка оказывается растерян. Сначала он кладёт слишком много крупы, и каша постоянно лезет из кастрюли. Потом он пытается исправить ситуацию, по совету друга начинает перекладывать лишнюю крупу в тарелки, но случайно роняет ведро с веревкой в колодец. В конце концов каша у Мишки получается горькая, несолёная, с запахом гари. Но герой по-прежнему не теряет уверенности в себе: он уже готов к другому занятию - жарить пескарей, результат чего также оказывается плачевным:«В комнате дым и смрад, а от пескарей одни угольки
остались»"6, с 19]. Сюжет строится на такой цепи поступков Мишки: герой всё время стремится исправить ситуацию, но в итоге только приходит к новой проблеме. Можно сделать вывод, что это тип героя-деструктора, но однако Мишка не теряет оптимизма и целеустремленности, несмотря на неудачи и поражения. Кроме «Мишкиной каши», такой тип героя можно встретить в рассказах «Телефон», «Бенгальские огни» и т.д.
Именно активность и уверенность Мишки привлекают Колю, который верит ему и попадает под его влияние. Коля - полная противоположность своего друга: он более рассудителен, спокоен, говорит Мишке об его ошибках и помогает исправить их. Это тип героя-мыслителя , который доверяет и увлекается идеями приятеля, но в то же время он осторожен и может в случае необходимости противостоять чересчур разрушительным
действиям друга. Он не генерирует идеи, но наблюдает за ситуацией, в чём-то контролирует её. Такой тип героя мы также видим в рассказах «Автомобиль», «Дружок», «Огородники» и т.д.
Но в рассказе «Огородники» активность героя-деятеля представлена несколько иначе. Здесь Носову интересен герой не с каким-то устоявшимся типом характера, а герой в его развитии, способный понять и исправить свои ошибки и промахи. В начале рассказа герой изображён как лентяй, обманщик и аферист, но постепенно у него начинают появляться черты труженика. При этом герой не перестаёт быть ребенком, усердие в рассказе не выглядит слишком искусственным и нарочитым. Его проявление всегда связано с определёнными обстоятельствами и имеет своё объяснений. Также автор создаёт контраст между характером Мишки и Коли. Например, когда Коля вскапывает землю и трудится, чтобы получить красное знамя, Мишка то и дело отвлекается от работы на разные пустяки: то выдирает корень, измеряет землю. У него не получается сосредоточиться на каком-то одном деле и закончить его. Носов показывает, что Мишка не любит труд, и именно этим объясняются попытки героя «рационализировать» и «оптимизировать» свою деятельность. Желая завладеть знаменем, мальчик совершает нечестный поступок. Он предлагает Коле: «...давай, когда все лягут спать, удерём на огород и вскопаем свой участок. Оставим на утро кусочек маленький, завтра быстро
вскопаем и получим знамя»[7, с 48]. Мишка - лентяй, но эта лень проявляется в основном только при однообразных, скучных занятиях. Дело в том, что призвание героя в другом - в том, чтобы генерировать идеи. Носов показывает Мишку постоянно в какой-то деятельности, живой и оригинальной, это герой-деятель . Здесь он проявляет себя не только как деятель-изобретатель, но и как хитрец. Положительными и честными поступки Мишки назвать нельзя, но и полностью деструктивной его деятельность не является - он активно вскапывает грядку, правда, только ночью, борется за знамя и т. д.
Обратимся к образу Коли, Мишкиного антипода. Он хорошо понимает, что затея друга плоха, но не может противостоять ему, а наоборот, поддерживает. Коля оказывается не просто исполнителем Мишкиной идеи, но и активным её воплотителем. Таким образом, он выступает здесь не просто в качестве сообщника и послушного исполнителя, но и как изобретатель и наблюдатель. В целом же Колю можно охарактеризовать как деятеля-исполнителя . Пара деятеля-лидера и деятеля-исполнителя встречается и в других произведениях Носова - в рассказе «Мишкина каша», «Автомобиль», «Дружок». Но при этом тип героя-деятеля не остаётся одним и тем же: в каждом рассказе он индивидуализирован и ведёт себя по-разному.
В рассказе «Автомобиль» мы видим типы деятеля-шалуна и деятеля-спасителя .
Мишка - инициатор сразу двух действий. Это он предлагает усесться на бампер автомобиля и прокатиться, но потом он же предлагает написать письмо милиционеру и сказать, что шофер ни в чем не виноват. Из-за первой идеи Мишки герои оказываются в очень опасной ситуации: мальчишки цепляются за автомобиль и катаются на нём, а потом спрыгивают на ходу. Но во втором поступке Мишки - сказать милиционеру правду о своем проступке и таким образом спасти от наказания шофера автомобиля -проявляется честность героя. Носов показывает не только шаловливость мальчиков, но и их смелость, желание преодолеть свой страх и эгоизм.
Друг Мишки в этом рассказе выступает как деятель-исполнитель и спаситель. Он понимает всю опасность Мишкиной идеи, но не пытается переубедить друга и становится исполнителем его воли. Но когда мальчики оказываются в опасности, в Коле
просыпается решительность. Он трезво анализирует ситуацию. Чтобы Мишку не увлекла за собой мчащаяся машина или не задавили другие, Коля хватает друга за шиворот и тащит вверх. Таким образом, друг Мишки тоже выступает здесь как герой-спаситель, смелый и решительный.
2. Рассказ-исследование
Второй тип рассказа в творчестве Носова - это рассказ-исследование. Называя Носова «мастером популяризации политехнических знаний» ^———^ЗШ, и.Н. Арзамасцева отмечает увлечение писателя техническими знаниями. Такой талант «популяризатора знаний»^5—с!—^ Носов проявляет в рассказах-исследованиях. В них писатель обращается к творческой, изобретательной составляющей детской личности. Герои рассказов оригинально решают различные проблемы, придумывая новые способы использования повседневных предметов. Это герои изобретатели-исследователи и наблюдатели-исполнители . Их можно встретить в рассказах «Телефон», «Шурик у дедушки», «Бенгальские огни».
Таблица 2. Модели рассказа-исследования в творчестве Н. Носова
Тип рассказа Название рассказа Тип героев
Рассказ- «Телефон», Герой-деятель
исследование «Шурик у (исследователь,
дедушки», из о б ре та те ль,
«Бенгальские озорник)
огни» и др. Герой-наблюдатель (мыслитель, исполнитель, спаситель)
Источник: данные автора
Обратимся к рассказу «Телефон». Его герой, Мишка, выступает в нём деятелем-изобретателем и деятелем-исследователем . Герой любознателен, живо интересуется окружающими предметами. У Мишки появляется новая игрушка - телефон, и мальчик начинает с любопытством его исследовать: развинчивает трубку, вытаскивает батарею. Но это не просто разрушение. Мишка пытается сделать из телефона электрический звонок или телеграф и т. д. Он экспериментирует, занимается познавательной деятельностью, проявляя себя как герой-исследователь. Мишка всегда старается придумать оригинальный, нестандартный способ использования вещей и сразу же воплощает свои идеи в жизнь. Такой тип героя также можно найти в рассказах «Шурик у дедушки» и «Бенгальские огни».
Что касается друга Мишки, то он проявляет себя по-другому. Коля внимательно подмечает каждую деталь, каждое действие, он тонко чувствует, как меняется его настроение и настроение других людей, что делает этого героя хорошим наблюдателем и рассказчиком, ведущим повествование. Это герой мыслитель и наблюдатель. Он следит за тем, что делает Мишка, пытается понять: «Почему Мишка такой нескладный? Зачем он все ломает?» "7' с- 31]. Коля тоже познаёт окружающий мир, но у него нет того творческого, исследовательского импульса переделать вещи, он всегда придерживается определённой инструкции. Коля только принимает идеи своего друга, делает выводы и
доводит эти идеи до полной реализации. Например, когда Мишка разбирает телефон и делает из него электрический звонок, Коля делает то же самое. Когда Мишка разбирает батарейку, его друг повторяет за ним. Он тоже хочет узнать, откуда в батарейке берется электричество, и делает свои выводы. Но в своём любопытстве, в своём желании познать окружающий мир и его явления он идёт не своим путём, а следует за Мишкой.
В рассказе «Бенгальские огни» мы также сталкиваемся с типом героя деятеля-изобретателя . Мишка пытается понять, как сделаны бенгальские огни, и хочет самостоятельно изготовить их. Этим самым он проявляет себя ещё и как деятель-созидатель : «По целым дням он толок в ступе серу и сахар, делал алюминиевые опилки и поджигал смесь на пробу»[7, с 32]. Мишка со всей серьёзности подходит к делу, он проявляет упорство, не опускает руки при неудачах, учится на своих ошибках. Обо всём этом и о результатах Мишкиного труда мы узнаём из рассказа героя-повествователя, который описывает эмоциональное воздействие, оказанное на зрителей вспыхнувшими бенгальскими огнями: «...бенгальские огни вспыхнули, засверкали и рассыпались кругом огненными брызгами. Это был фейерверк! Нет, какой там фейерверк - северное сияние! Извержение вулкана! Вся елка сияла и сыпала вокруг серебром. Мы
стояли как зачарованные и смотрели во все глаза» [7, с 32]. Целеустремленность и упорство Мишки видны и в том, как он ищет лучшую елку, из-за чего герои вынуждены долго блуждать по ночному лесу. Друг Мишки в этой ситуации проявляет себя не только как хороший рассказчик, описывающий происходящее, но и как решительный деятель и настоящий друг . Он не оставляет Мишку один на один с трудностями, а в конце рассказа отдает Мишке свою единственную елку на новогоднюю ночь, чем проявляет свое великодушие и верность дружбе.
3. Рассказ-размышление
Этот тип рассказа является еще одной важной жанровой разновидностью в творчестве Носова. Неотъемлемая составляющая таких рассказов - фантазии и размышления героев (см. рассказы «Фантазеры», «Затейники», «Тук-тук-тук», «Бобик в гостях у Барбоса», «Леденец», «Три охотника», «Федина задача», «Живая шляпа» и др.) Главные герои этих рассказов - фантазеры, обманщики и хвастуны.
Таблица 3. Модели рассказа-размышления в творчестве Н. Носова
Тип рассказа Главное Название Тип
содержание рассказа героев
Фантазия, «Фантазеры», «Бобик в гостях у Герой-фантазер,
обман, Барбоса»,
хвастовство «Леденец», герой-обманщик,
Рассказ- «Три охотника» герой-
размышление хвастун
Страх «Тук-тук-тук», «Затейники», «Живая шляпа» Герой-фантазер, герой-трус
Источник: данные автора
В рассказах-размышлениях Носов создает типичные ситуации, в детские фантазия и вранье. При этом он старается провести
которых проявляются границу между этими
ситуациями, ведь ребенок имеет право на фантазии, но в то же время в нём нужно воспитывать честность.
Например, в рассказе «Фантазеры» представлены типы героя-фантазера и героя-обманщика. Мишутка и Стасик - творческие личности. Они рассказывают друг другу разные небылицы, соревнуясь в их оригинальности и яркости. При этом герои получают удовольствие от этого и взаимно восхищаются ловкостью вымысла. Их фантазии нет границ: это и появление второй головы после того, как первую откусила акула, и мечты о покорении океана, о полете в космос и на Луну. В этом проявляется такая особенность детского мышления, как мечтательность и богатое воображение.
Им противопоставлен такой тип, как герой-враль и обманщик, каковым является Игорь. Ему свойственна агрессивность, деловитость и прагматичность. Игорь обрушивает критику на безобидные фантазии Стасика и Мишутки, но в то же время сам врет, чтобы получить выгоду. При этом он пытается переложить свою вину на маленькую сестру Иру. Контраст между этими героями становится более резким, когда Стасик и Мишутка дарят Ире мороженое, для чего прибегают к благородному обману и говорят ей: «Мы уже по
десять порций съели сегодня» с 94].
Игру фантазии мы видим также в рассказе «Три охотника». Название и сюжет этого произведения содержат отсылку к картине В. Г. Перова «Охотники на привале». Перед читателем появляются три фантазера («дядя Ваня», «дядя Федя» и «дядя Кузьма»), которые рассказывают друг другу охотничьи байки. Несмотря на такие взрослые имена, героям свойственна детскость, наивность и непосредственность. Их выдают яркие фантастические ситуации, которые они описывают, и уменьшительно-ласкательные формы слов в их рассказах, желание похвастаться своей смелостью и ловкостью. Например, «дядя Федя» рассказывает о том, как он ловко ушёл от медведя. Однако подбор лексики, упоминание о том, что он был одет в «трусики», разоблачают в нём ребёнка.
Образы фантазера, а также хвастуна и обманщика Носов воплотил в рассказе «Бобик в гостях у Барбоса». Дворовый пес Бобик пришёл в гости к собаке Барбосу, который живет в квартире хозяина. Бобик с любопытством осматривает комнату, пытается понять, для чего нужны те или иные вещи, а Барбос занудно, но не всегда внятно объясняет назначение каждого предмета. В противовес путаным объяснениям Барбоса Бобик выдвигает свои оригинальные предположения. Например, он удивляется тому, что часы ходят без ног, сравнивает гребешок с пилой и никак не может поверить тому, что та «противная собака»"7, с-151"" в зеркале является его отражением: «Нет, это ты меня
обманываешь! Посадил туда каких-то двух собак и думаешь - я тебя верю»"7, с-151"". Барбос же знает намного больше своего гостя, но у него нет ни такой образности мышления, ни такой метафоричности языка, как у Бобика. И он пытается компенсировать это хвастовством и гордыней: «Я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу - гребешком причёсываюсь, хочу - на телевизоре играю, ем и пью что хочу или на кровати
валяюсь»"7, с-1511. Он с удовольствием хвастается, преувеличивает свое значение в доме, что делает его фантазии бахвальством и даже враньем.
В рассказах Носова также переосмысливаются типы вруна и фантазёра: появляются образы совестливого обманщика, обманщика-казуиста и постоянного обманщика
(«Карасик», «Леденец», «Про Гену»). Например, Виталик в рассказе «Карасик» -совестливый обманщик . Герой меняет рыбку на свисток друга, но, боясь маминого наказания, сваливает всю вину на кота Мурзика. Он боится и поэтому не признает вины,
но при этом его мучит совесть: «За обедом Виталик сидел грустный и даже не хотел
ничего есть»[7, с 1141. Все эти душевных переживания героя ярко выражены в рассказе. Подобный типаж также можно найти в рассказах «Замазка», «Огурцы» и т. д.
В рассказе «Леденец» автором выведен тип обманщика-казуиста . Герой очень хочет съесть награду, обещанную за хорошее поведение, - вкусный леденец, и ему непросто сдержать себя. В итоге он идёт на решительные поступки. Мишка залез на буфет, взял сахарницу, открыл крышку, вытащил леденец, пососал, пососал и... съел. Во всех поступках и словах героя показан тонкий психологический конфликт, который Носов очень хорошо передаёт. Так, перед каждым действием Мишка ищет себе какое-нибудь оправдание. Например, когда мама возвращается домой и обнаруживает разбитую сахарницу, Миша обманывает её: «Это не я. Это она сама...»[7, с' 1211. А перед допросом об исчезновении леденца он начинает оправдываться: «Леденец. Леденец. Я его съел.
Я себя вел хорошо, ну и съел его. Вот...»[7, с1 1221. Носов очень точно воспроизводит ход мыслей героя и логику его поступков, подводя читателей к неожиданной развязке.
В рассказе « Про Гену» реализован тип постоянного обманщика . Гена любит приврать, он обманывает родителей и учительницу, чтобы отлынивать от учёбы или получить похвалу от взрослых. Его ложь легка и естественна, она уже вошла у него в привычку, и порой он врёт это неосознанно. Но несмотря на то, что с помощью вранья герою удавалось довольно долго прогуливать уроки, его обман в конце концов был раскрыт, и Гена получил серьёзное наказание.
В рассказе « Тук-тук-тук» читатель встречается с типами героя-фантазера и героя-труса. Трое детей ночуют в пионерлагере, и за это время у них несколько раз возникает чувство страха. Мишка - трус и хвастун. Он хвастается перед лагерным сторожем, что им ничего не страшно и они будут ночевать в доме одни. Но всё оказалось совсем иначе. Незнакомая обстановка и отсутствие взрослых вызывает у друзей чувство страха. Причем они сами своими рассказами и действиями нагнетают его. Например, Коля специально рассказывает страшную историю, а потом стучит по стене, выдавая эти стуки за дьявольские. Этим он хочет напугать Мишку, но в итоге сам поддается этому страху. Мишка придумывает опасные ситуации с разбойниками: он «запер на крючок дверь и
еще веревкой за ручку привязал»[7, с- 41], просил пустить его спать в середину, «взял в кухне топор и сунул его себе под подушку»[7, с 42]. Фантазия героев преувеличивает созданные образы, и вот детям уже кажется, будто кто-то стучится в дверь. Носов очень точно описывает процесс появления такого страха: «Я подскочил в постели от неожиданности <...> Бросились снова к дверям <...> Забрались мы на кровать и дышать боимся <...> Вскочили мы с кроватей, закрыли дверь в соседнюю комнату, откуда был ход на чердак. К двери стол придвинули и ещё другим столом и кроватью подпёрли <...>
Я схватил топор, подбежал к двери»[7, с 43-441. Но разгадка этих звуков оказывается проста - это ворона стучит клювом по крыльцу и крыше.
Таким образом, в рассказах Носова можно выделить три основных типа рассказов -рассказ-действие, рассказ-исследование и рассказ-размышление. Предмет изображения в рассказах-действиях - какая-либо деятельность ребенка, в рассказах-исследованиях -творческие, изобретательные, полные идей личности детей, а в рассказах-размышлениях - детские фантазии и размышления, процесс возникновения различных эмоций, например страха, и пути его преодоления. Каждый тип рассказового повествования предполагает определённый тип героя. В рассказах-действиях распространены типы героя-деятеля и наблюдателя-исполнителя. В рассказах-исследованиях можно встретить
героя-изобретателя, исследователя, наблюдателя, а также исполнителя. В рассказах-размышлениях представлены типы героя-фантазера, обманщика и хвастуна. Во всех этих типах воплощаются различные черты комизма. Кроме того, такое многообразие обогащает художественный мир Носова и помогают решать различные нравственные вопросы.
Библиография
1. Октябрьская О.С. Формирование и развитие жанровой системы в русской детской прозе 1920-50-х годов: монография. М.: МАКС Пресс, 2016. 248с.
2. Эбин Ф. И детям и взрослым // Жизнь и творчество Николая Носова: Сборник. Сост. С.Е. Миримский. М.: Дет. лит., 1985. С. 229-247.
3. Катаев В. О Николае Носове // Жизнь и творчество Николая Носова: Сборник. Сост. С.Е. Миримский. М.: Дет. лит., 1985. С. 82-84.
4. Кассиль Л. Большая, весёлая слава // Жизнь и творчество Николая Носова: Сборник. Сост. С.Е. Миримский. М.: Дет. лит., 1985. С. 85-86.
5. Сивоконь С.И. Веселые ваши друзья: Очерки о юморе в советской литературе для детей: монография. М.: Дет. лит., 1986. 270 с.
6. Носов Н.Н. Мишкина каша: рассказы. М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2017. 112 с.
7. Носов Н.Н. Собр. соч. в 4 т. Т.1. М.: Современный писатель, 1993. 400 с.
8. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. 576 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В рецензируемой статье «Жанровые разновидности рассказа и типология характеров в творчестве Николая Носова» проводится анализ рассказов Н.Н. Носова, в результате которого автор выделяет три основных жанровых типа: рассказ-действие, рассказ-исследование и рассказ-размышление. Выделенные автором типы анализируются детально на материале собрания сочинений в 4 томах (Том 1) и издания «Мишкина каша: рассказы», написанные Н.Н. Носовым. Актуальность выбранной автором темы не вызывает сомнений, поскольку проблемы жанровой специфики рассказа и типологии характеров в творчестве писателя всё еще остаются малоизученными. Рецензируемая работа соответствует целям и читательской аудитории журнала «Litera», её содержание релевантно теме, заявленной в названии, и будет интересно широкому кругу читателей. Автор выстраивает свою работу логично и последовательно, анализируя сначала рассказ-действие, далее рассказ-исследование и затем рассказ-размышление. При описании каждого из данных жанровых типов автор использует таблицы, которые позволяют визуализировать полученные результаты, однако в связи с этим считаю необходимым указать на техническое замечание - необходимо вставить название таблиц. По структуре у статьи есть введение, основная часть и выводы. Во введении обосновывается причина выбора темы исследования, в основной части автор представляет ход проведенного анализа, в результате которого приходит к выводу, что предмет изображения в рассказах-действиях - какая-либо деятельность ребенка, в рассказах-исследованиях - творческие, изобретательные, полные идей личности детей, а в рассказах-размышлениях - детские фантазии и размышления, процесс возникновения различных эмоций, например страха, и пути его преодоления. Автор
также отмечает, что каждый тип рассказового повествования предполагает определённый тип героя: в рассказах-действиях распространены типы героя-деятеля и наблюдателя-исполнителя, в рассказах-исследованиях можно встретить героя-изобретателя, исследователя, наблюдателя, а также исполнителя, в рассказах-размышлениях представлены типы героя-фантазера, обманщика и хвастуна. Во всех этих типах, по мнению автора, воплощаются различные черты комизма. Автор также отмечает, что такое многообразие обогащает художественный мир Н.Н. Носова и помогают решать различные нравственные вопросы. Выводы, полученные лично автором, представляются аргументированными, они не вызывают сомнений. Автор в работе соблюдает основные правила цитирования других авторов и материала исследования. Библиографический список состоит из восьми наименований, в связи с чем рекомендуем его расширить до 15, поскольку экспертный совет РИНЦ считает это количество источников наиболее оптимальным. Качество представления результатов исследования на высоком уровне, за исключением нескольких предложений, требующих стилистической правки: 1) «можно сделать вывод, что это тип героя-деструктора, но в однако Мишка не теряет оптимизма»; 2) «его проявление всегда связано с определёнными обстоятельствами и имеет своё объяснений»; 3) «мишка - лентяй, но это лень проявляется в основном только при однообразных, скучных занятиях». В целом же, статья соответствует основным требованиям, предъявляемым к подобным публикациям, и может быть рекомендована к публикации в журнале «Litera» при условии устранения отмеченных выше замечаний.