Научная статья на тему 'Жанровое своеобразие писем святителя Игнатия (Брянчанинова) к Н. Н. Муравьеву-Карскому о духовно-нравственном совершенствовании'

Жанровое своеобразие писем святителя Игнатия (Брянчанинова) к Н. Н. Муравьеву-Карскому о духовно-нравственном совершенствовании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
102
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ЖАНР / GENRE / ЖАНР ДУХОВНОЙ ПОДДЕРЖКИ / SPIRITUAL SUPPORT GENRE / ЖАНР ДУХОВНОГО СОВЕТА / GENRE OF SPIRITUAL COUNCIL / ЖАНР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПРИЗЫВА / GENRE OF PATRIOTIC APPEAL / ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА / LINGUISTIC FEATURES OF THE GENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баланчик Нина Сергеевна

Статья посвящена письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) к Н. Н. Муравьеву-Карскому о духовно-нравственном воспитании с точки зрения их жанрового разнообразия. Главная идея статьи заключается в том, жанры духовного совета, духовной поддержки, патриотического призыва играют важную роль в духовном и нравственном воспитании человека. Также в работе уделяется особое внимание особенностям языкового воплощения в выше названных жанрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The genre peculiarity of the letters of St. Ignatius (Bryanchaninov) to N.N. Muraviev-Karsky on the spiritual and moral development

The article is devoted to the letters of St. Ignatius (Bryanchani-nov) to N.N. Muraviev-Karsky about spiritual and moral education in terms of their genre diversity. The main idea of the article is that the genres of the spiritual council, spiritual support, patriotic appeal play an important role in the spiritual and moral education of a person. Also in the work special attention is paid to the peculiarities of the language embodiment in the above genres.

Текст научной работы на тему «Жанровое своеобразие писем святителя Игнатия (Брянчанинова) к Н. Н. Муравьеву-Карскому о духовно-нравственном совершенствовании»

4. Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе / А.М. Егорова // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.gl/An6tEU (дата обращения: 15.12.2017).

5. Из записки Министерства восточных территорий об ошибках в церковной политике руководства рейхскомиссариата «Украина» // Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг. Сборник документов / О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова. Москва: Издательство Крутицкого подворья, 2009. - С. 615-616.

6. Из отчета оперативной группы «А» (Айнзатцгруппы «А») о положении христианских конфессий в Прибалтике и Белоруссии за период с 16 октября 1941 по 31 января 1942 // Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов / О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова. - Москва: Издательство Крутицкого подворья, 2009. - С. 549-559.

7. Обращение митрополита Сергия (Страгородского) 22 июня 1941 года // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.pravmir.ru/obrashhenie-mitropolita-sergiya-stragorodskogo-22-iyunya-1941-goda/ (дата обращения: 15.12.2017).

8. Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения / В.А. Орлов // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2003/0416.htm (дата обращения: 15.12.2017).

9. Осуждение лжеучения социализма первым всезарубежным Русским Церковным собором // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eshatologia.org/512-osuzhdenie-socializma-soborom-1921.html (дата обращения 15.12.2017).

10. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке / Д.В. Поспеловский // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.gl/9XCeTp (дата обращения: 15.12.2017).

11. Рогова Г.А. Элективные курсы как содержательная основа профильного обучения / Г.А. Рогов // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.gl/PVOsNb (Дата обращения: 15.12.2017).

12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://goo.gl/nWkAKO (дата обращения: 15.12.2017).

13. Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - №.1 - С. 148-157.

14. Функ Р.В. Конструирование элективных курсов по истории для профильного обучения // Наука и школа. - 2013. - №6. - С. 130-134.

15. Широких Т.А. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. - 2014. - №5, том 5. - С. 198-203.

16. Шкаровский М.В. Русская церковь и Третий рейх. - Москва: Вече, 2010. - 464 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Баланчик Нина Сергеевна

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПИСЕМ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ (БРЯНЧАНИНОВА) К

Н. Н. МУРАВЬЕВУ-КАРСКОМУ О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

Аннотация. Статья посвящена письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) к Н. Н. Муравьеву-Карскому о духовно-нравственном воспитании с точки зрения их жанрового разнообразия. Главная идея статьи заключается в том, жанры духовного совета, духовной поддержки, патриотического призыва играют важную роль в духовном и нравственном воспитании человека. Также в работе уделяется особое внимание особенностям языкового воплощения в выше названных жанрах.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, жанр, жанр духовной поддержки, жанр духовного совета, жанр патриотического призыва, языковые особенности жанра.

Annotation. The article is devoted to the letters of St. Ignatius (Bryanchani-nov) to N.N. Muraviev-Karsky about spiritual and moral education in terms of their genre diversity. The main idea of the article is that the genres of the spiritual council, spiritual support, patriotic appeal play an important role in the spiritual and moral education of a person. Also in the work special attention is paid to the peculiarities of the language embodiment in the above genres.

Keywords: spiritual and moral education, genre, spiritual support genre, genre of spiritual council, genre of patriotic appeal, linguistic features of the genre.

Введение. Русская литература XIX века включает в себя величайшие произведения русских духовных писателей. Среди них сочинения святителя Игнатия, в миру Брянчанинов Дмитрий Александрович, епископ Кавказский и Черноморский, автор многочисленных творений, аскет и учитель христианской жизни, труды которого по глубине и духовному содержанию раскрывают дух святоотеческого предания. В них раскрывается православно-христианское понимание вопроса о духовности с нравственно-богословской точки зрения.

Обращение к творческому наследию святителя Игнатия (Брянчанинова) в настоящее время особенно актуально в силу того, что современный человек, ищущий надежные и точные ориентиры в духовной жизни в условиях кризиса культуры, находит искренние и убедительные ответы в произведениях святителя. «В этой связи велика роль эпистолярного наследия святителя Игнатия Брянчанинова, особенно той его части, в которой Святитель обращается к мирянам. Здесь мы можем говорить о разработанной в его трудах системе духовно-нравственного воспитания, применимой и в наше время», - пишет Л. И. Бронская [1, с. 26].

Изложение основного материала статьи. Биография и творчество святителя Игнатия (Брянчанинова) давно исследуются богословами (архиепископ Аверкий (Таушев), иеромонах Серафим (Роуз), игумен Марк (Лозинский) и лингвистами (Г. В. Судаков, С. Н. Ипатова и др.).

Менее всего привлекало внимание исследователей эпистолярное наследие святителя Игнатия (Брянчанинова), хотя оно является неотъемлемой частью творчества писателя-проповедника, который на

протяжении всей своей монашеской жизни вел обширную переписку. Это была и деловая переписка, и общение со своими духовными чадами, родственниками, друзьями.

Эпистолярное наследие святителя Игнатия (Брянчанинова) многогранно, разнопланово, однако оно подчинено одной цели - духовно-нравственному совершенствованию человека. Одним из основных своих занятий святитель считал «... утверждение ближних в христианской вере и нравственности» (6 октября 1847 года) [2, с. 776].

Спасение души через веру в Бога, соблюдение Евангельских заповедей и уподобление Христу - то, к чему стремится автор письма и к чему пытается привести своего адресата.

Среди адресатов святителя Игнатия (Брянчанинова) был Н. Н. Муравьев-Карский - выдающийся военный и государственный деятель. Переписка с ним охватывает период в двадцать лет: с 1847 года до конца жизни Н. Н. Муравьева-Карского. В 1854 году Н. Н. Муравьев-Карский был назначен главнокомандующим и наместником на Кавказе. Принимая ответственный пост, он обратился к святителю Игнатию (Брянчанинову) с письмом, в котором высказал свои мысли по поводу нужды в духовной поддержке. С этого времени начался наиболее интенсивный этап их переписки.

Переписка святителя Игнатия (Брянчанинова) с Н. Н. Муравьевым-Карским показывает и глубину личной привязанности, и общность системы ценностей, а также раскрывает взаимообусловленность религиозных и государственных сторон жизни России: «Всякому православному христианину свойственно желать всевозможных благ: во-первых, православному Отечеству, во-вторых, единоплеменным и всем православным народам, наконец, всему человечеству» (25 января 1856 года) [2, с. 801, 802].

Как православный священник святитель Игнатий (Брянчанинов) видел свою задачу в поддержке и укреплении духа адресата. В христианстве духовность - высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке. Дух есть действие Божьей благодати, поэтому в письмах к Н. Н. Муравьеву-Карскому особенно актуален жанр духовной поддержки.

О Н. Н. Муравьеве-Карском современники отзывались как о человеке безукоризненно честном, прямолинейном. Эти черты характера позволяли иметь много недоброжелателей, препятствовавших служебной карьере, доставлявших много тяжелых ситуаций.

В тяжелые периоды жизни Н. Н. Муравьева-Карского письма святителя Игнатия (Брянчанинова), тонкого знатока человеческих душ, были, безусловно, мощной духовной поддержкой.

Так, в первом письме от 6 августа 1847 года (в этот нелегкий период Н. Н. Муравьев-Карский находился в вынужденной отставке) святитель пишет о «переменчивости земного счастия», что земные неприятности требуют от людей такого качества, как терпение, и человек, терпеливо относящийся к земным неприятностям, достоин уважения.

Письмо построено на противопоставлении благополучного прошлого и трудного настоящего: «Живо в памяти моей Ваше последнее посещение Сергиевой Пустыни. Видел я Вас в ней, когда земная слава Вам улыбалась. Ныне Вы мне показались гораздо величественнее. Уважаю все добродетели; но ни одна из них не возбуждает во мне такого уважения, как великодушное терпение переменчивости земного счастия. В переворотах жизни можно быть героем только от величия души» (6 августа 1847 года) [2, с. 775].

Смысловое содержание жанра духовной поддержки складывается из оценки духовно-нравственного поведения человека, сопоставления его с основами православно-христианской морали.

Духовная поддержка в письмах святителя Игнатия (Брянчанинова) к Н. Н. Муравьеву-Карскому оказывается либо путем личного сопереживания: «Ощущаю в душе моей особенное сочувствие к Вам» (21 декабря 1865 года) [2, с. 844]; либо как высказываемая вера в адресата: не только автора письма, но и знакомых и незнакомых людей: «К величайшему утешению моему, слышу и вижу, что все преисполнены к Вам доверенности, а люди знающие в восторге от Ваших действий. В них видят логику, в них видят предусмотрительность» (4 августа 1855 года) [2, с. 788]; либо путем согласия с реакцией адресата: «С утешением и умилением прочитывал я Ваши строки: надежда на Бога и скромный взгляд на свои способности - эти плоды опытности и житейских скорбей - суть верный залог и предвестник благоволения Божия и успеха» (15 марта 1855 года) [2, с. 782, 783]; либо путем описания личного опыта христианской жизни: «Написал я Вам так подробно о себе, чтоб Вы видели мой образ суждения о человеках, так как всякий человек судит о ближних по самому себе» (12 июня 1856 года) [2, с. 807].

В выражаемой поддержке автором письма часто используется прием метафорического объяснения: «Муж доблестный, оставивший поприще подвигов воинских, перековавший на плуг или соху булатный меч свой, меч - грозу Отечества.» (6 октября 1847 года) [2, с. 775, 776]. Далее разворачивается череда аргументов, поддерживающих, объясняющих правильность этого выбора: «... всякий истинный гражданин, а за ним история и потомство с почтением взглянут на этот плуг» (6 октября 1847 года) [2, с. 776]. Весомым аргументом является обращение к истории: «Скажите, что в том, что на голове Гришки Отрепьева был венец Мономаха? Какова его слава? - Слава лихого, бесстыдного злодея. Избави Бог всякого от этой славы» (6 октября 1847 года) [2, с. 776].

Обращение к истории используется и в качестве обоснования для примирения с настоящим: «Невозможно предвидеть всех обстоятельств, многие из них являются неожиданно. Думала ли Франция в начале прошлого столетия, вырабатывая у себя республику, что она вырабатывает императорский трон для Наполеона I? Думал ли Наполеон, что он победами своими приготовит себе ссылку на пустынной скале океана?» (20 ноября 1863 года) [2, с. 841].

В качестве критериев, вселяющих уверенность, поддерживающих адресата святитель использует библейский текст: «Справедливо сказано в жизнеописании Иосифа, сына Иаковлева, проданного братьями в рабство, что «Промысел Божий обыкновенно ввергает в горнило скорбей тех человеков, которых он предназначает для дел великих» (14 мая 1863 года) [2, с. 839].

В духовном восхождении человека мудрый совет опытного наставника особенно важен. В письмах святителя Игнатия (Брянчанинова) к Н. Н. Муравьеву-Карскому представлен жанр духовного совета. Исследователи жанра духовного совета (А. Н. Смолина, А. А. Соловьева, И. В. Бугаева) отмечают, что духовный совет «направлен на получение читателем духовной пользы, содержательно соответствует христианскому вероучению» [3, с. 172]. Однако святитель Игнатий (Брянчанинов) в письме монаществующим писал об отношении к советам в православной среде на своем личном примере, указывая на то, что без собственного вопрошания человека он никак не дерзнет преподать ему совет: это воспрещено

святыми отцами. Поэтому следует отметить, что если в письме дается тот или иной совет, то это свидетельство духовной близости авторов переписки.

О характере своих советов святитель Игнатий (Брянчанинов) выражался весьма точно: «... займитесь... определительным воспитанием Вашего духа» (6 октября 1847 года) [2, с. 779].

Изучение, воспитание духа, по мнению святителя Игнатия (Брянчанинова), необходимая составляющая деятельности государственного человека, каковым являлся Н. Н. Муравьев-Карский: «Изучение духа дает человеку характер постоянный, соответствующий вечности. Горизонт для него расширяется, взоры его досягают за пределы земли и времени, оттуда приносят твердость неземную» (6 октября 1847 года) [2, с. 778].

Советы адресату, находящемуся в борьбе с внешними и внутренними неприятностями, сфокусированы на воспитании твердости духа: «Закалитесь. в крепкую сталь, сделайтесь бесценным сокровищем для ближних.» (30 апреля 1848 года) [2, с. 779].

Советы святителя в письмах Н. Н. Муравьеву-Карскому касаются разных сторон жизни.

В отношении к недоброжелателям святитель советует: «. подвижник правды должен взять меры предосторожности и вооружиться не только против злонамеренных человеков, но и против злонамеренных духов (12 июня 1856 года) [2, с. 811].

Особое внимание в своих советах святитель Игнатий (Брянчанинов) уделял чтению ученой аскетической литературы как важной, необходимой составляющей части постижения духа: «Примите мой искреннейший совет: займитесь глубоко чтением всех сочинений святителя Иоанна Златоустого, - далее объясняет свой выбор. - Рекомендую Вам того церковного писателя, который необыкновенною чистотою, ясностию, силою христианского учения возносит читателя превыше земли; на высоте заоблачной витает этот духовный орел и оттуда показывает своему питомцу землю. Думаю: величайшее приобретение для государственного человека взглянуть на землю с этой высоты» (6 октября 1847 года) [2, с. 779].

Святитель пишет не только о том, к каким произведениям и почему он советует обратиться, но и дает советы, как надо читать сочинения того или иного автора: «Не знаю, рекомендовал ли я Вам книгу «Письма Георгия, Задонского Затворника». Эта книга отлично хороша для практического христианина, и читать ее надо понемногу» (18 ноября 1859 года) [2, с. 822].

Однако советы святителя порою касаются и конкретных земных дел: «В нынешней войне не нужны действия блестящие, нужны действия существенно полезные. поход к Трапезунду, как и ко всякому другому приморскому месту, считаю малополезным, если не вполне бесплодным, в войне с неприятелем, имеющим все преимущества на море.» (4 августа 1855 года) [2, с. 789].

Иногда автор письма предполагает, что следование его совету может быть непростым и заранее предупреждает об этом: «На настоящем Вашем поприще Вы можете совершить гораздо более добра. Не оставляйте его; если же интрига неблагонамеренных сведет Вас с него, то Вы сойдете с него с мирною совестию, не неся в себе упрека, что Вы не устояли пред силою зла.» (12 июня 1856 года) [2, с. 809].

Естественными для писем святителя являются его советы об обращении к молитве в поисках духовного пути: «. бывают такие затруднительные эпохи, в которые теряется всякое человеческое соображение. Тогда надо предаться воле и Промыслу Божьему. Бывают сильные средства человеческие; но молитвы несравненно сильнее их, потому что она вводит в дело всемогущего деятеля - Бога» (16 ноября 1861 года) [2, с. 830].

Совет в письмах к Н. Н. Муравьеву-Карскому может оформляться напрямую: «Примите мой искренний совет.», но чаще совет не носит прямой оформленности к адресату: «В храме Божием очень часто повторялась молитва: «Сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Очень часто повторяется эта молитва потому, что она душеполезна: утешает, ободряет, укрепляет душу верою и преданностию Богу». Совет опирается на личный жизненный опыт: «Когда же уму моему предстанут затрудненные вопросы, то стараюсь разрешать их вышеприведенною молитвою (20 ноября 1863 года) [2, с. 842].

Советы святителя разнообразны по характеру: это могут быть рекомендации, предостережения и предупреждения об опасностях: «Святые отцы. изложили признаки по которым познается помысел, приносимый злым духом. Вглядитесь в Ваш помысел сомнения, о котором Вы пишете. не имеет ли он этих признаков? (12 июня 1856 года) [2, с. 811].

Среди писем к Н. Н. Муравьеву-Карскому выделяются письма, в которых используется жанр патриотического призыва. Эти письма особенно эмоциональны, наполнены чувством истинного патриотизма. В православном понимании духовности обязательным условием ее обретения являются любовь к Богу, к небесному Отечеству и Отечеству земному как творениям Бога.

Русский патриотизм, являясь выражением русского духа, вдохновляется верою. Защищая себя от врагов или наступая на них, русские всегда были убеждены, что проливают свою кровь за отеческую веру. Особой чертой русского патриотизма является жертвенность. В письмах святителя Игнатия (Брянчанинова) мыслям о воспитании патриотизма, жертвенности уделено особое место.

Так, в письме по поводу возвращения Н. Н. Муравьева-Карского в действующую армию святитель Игнатий (Брянчанинов) с глубоким воодушевлением призывает адресата воспитывать в русских воинах любовь к Отечеству и Богу: «Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых» (30 апреля 1848 года) [2, с. 781]. «Слово мое, - пишет святитель, - призывает к храбрости, победе.»; при этом он видит определенную особенность русского патриотизма: «... у русского, по свойству восточного православного исповедания, мысль о верности Богу и Царю соединены воедино. Понимая Вас, что Вы будете совершать великий подвиг, как истинный подвижник Царя Небесного и Царя земного, призываю на Вас из глубины моего сердца благословение Божие» (30 апреля 1848 года) [2, с. 781, 782].

Призывая адресата к активным действиям на благо Отечества, святитель усиливает свой призыв, опираясь и на библейские тексты: «Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя. Надеющийся на Господа, яко гора Сион», - говорит слово Божие»; и исторические факты: «Христианская вера порождает героев, сказал герой Суворов, - и постоянных героев, а не минутных. Российская история представляет единственный пример христианского мученичества: многие русские, - не только воины, но и архиереи и бояре - приняли добровольно насильственную смерть для сохранения верности Царю» (30 апреля 1848 года) [2, с. 781].

Горячая любовь святителя Игнатия (Брянчанинова) к Отечеству выражается не только в призывах к ратным подвигам на благо Отечества, но и призывом к борьбе против внутренних врагов, готовых погубить

Отечество: «... России невыносимо тяжки ее внутренние враги - взяточники, воры, слуги без чести и без совести. Если не обуздать их благовременно, то они погубят Отечество. Вы призваны к борьбе против них! Не отступайте и не уступайте». С точки зрения христианской веры такая борьба имеет высокую цену: «В Вас пускают стрелы и кинжалы, Вам наносят сердечные раны; эти невещественные оружия и язвы видны Богу и оценены им. Страдания за правду причисляются к мученичеству» (12 июня 1856 года) [2, с. 809].

Призыв в письмах святителя Игнатия (Брянчанинова) иногда оформляется описательно: характеризуется предстоящий труд и рисуется некий абстрактный образ человека, способного к этому труду: «Предстоит тяжкий труд, соединенный с самоотвержением. Для совершения подвига нужен человек способный, образованный теоретически и практически, человек, которому ничего не было бы нужно, кроме блага Отечества». Однако этот образ совпадает с образом адресата: «... вижу над Вами особенный Промысел Божий. Он провел Вас по тернистому пути различных скорбей, воспитав Вас ими, и сохранил.» (14 мая 1863 года) [2, с. 838], то есть автор письма призывает адресата выполнять эту миссию особого человека.

Призывая к деятельности для пользы Отечеству, святитель Игнатий (Брянчанинов) четко указывает цель: «Подвизайтесь, но подвизайтесь единственно для Бога и добродетели, а не для истории и мнения о вас человеков» (12 июня 1856 года) [2, с. 810].

В языковом оформлении выделяемые жанры духовной поддержки, духовного совета патриотического призыва характеризуются активным использованием форм повелительного наклонения глагола: закалитесь. в крепкую сталь, примите мой искренний совет, займитесь глубоко чтением, развивайте в русских воинах, подвизайтесь, примите. мой отзыв.

Однако побуждение, заключаемое в императивных жанрах, в письмах святителя Игнатия (Брянчанинова) выражается не только глагольными формами, но и описательно: «Думаю: величайшее приобретение государственного человека взглянуть на землю с этой высоты [христианского учения - Н.Б.].» (6 октября 1847 года) [2, с. 779].

Форма первого лица единственного числа глагола думать указывает на отнесенность действия к говорящему: думаю, а далее форма именительного падежа отвлеченного существительного приобретение и инфинитив глагола взглянуть представляют побуждение как отвлеченное суждение: и выбор решения предоставляется адресату.

Для обозначения соединения действий, усилий в письмах используются формы совместного действия глагола: «Что значит победа? - спросил Наполеон. - Победа - соединение больших сил на стратегическом пункте, нежели сколько их имеет неприятель». На отечественной почве всемирный гений произнес свое определение, произнес его, конечно, и для нас. Уравновесим наши силы с силами врагов!» (6 декабря 1855 года) [2, с. 794]. В данном случае форма совместного действия подчеркивает не только реальные совместные действия, но и духовное единение не только адресата и адресанта, но и всего русского народа.

При оформлении совета, в котором подчеркивается необходимость выполнения чего-либо, используются лексемы нужны, необходимы, должны: «В нынешней войне не нужны действия блестящие, нужны действия существенно полезные» (4 августа 1855 года) [2, с. 788]; «невозможно, по одному соображению, отвергнуть старую методу. Необходимы факты для определения достоинств прежнего и нынешнего оружия. Опыты должны указать на способ действия, наиважнейший для настоящей войны» (13 октября 1855 года) [2, с. 793]. В общеязыковом плане эти лексемы подчеркивают необходимость сделать так, как советует автор письма. Однако в письмах святителя Игнатия (Брянчанинова) эти слова не ассоциируются с волей адресанта, они характеризуют обстановку в целом, а описание ситуации содержит логичное решение.

Письма святителя Игнатия (Брянчанинова) - яркий образец талантливого использования глубокого знания русского языка и речевой культуры в деле духовно-нравственного совершенствования человека.

Выводы. Эпистолярное наследие святителя Игнатия (Брянчанинова) - это документ, в котором представлена эпоха не только в изображении внешней стороны исторических событий и явлений, но что несомненно важнее - этот документ раскрывает внутреннюю жизнь человеческого духа.

Переписка святителя Игнатия (Брянчанинова) с Н. Н. Муравьевым-Карским позволяет увидеть, что духовная жизнь человека - это непрерывный процесс, в котором согласованы бытие человеческое и бытие Божественное. Духовно-нравственное воспитание складывается из многих составляющих: духовной поддержки, духовного совета, патриотического призыва к любви к своему Отечеству.

Изучение эпистолярных жанров в творчестве Игнатия (Брянчанинова) студентами историко-филологического факультета позволяет использовать знания о воспитательном потенциале писем святителя, их жанровом многообразии и языковых особенностях в своей профессиональной деятельности педагога, учителя русского языка и литературы.

Литература:

1. Бронская Л. И. Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова // Духовное наследие святителя Игнатия Брянчанинова: материалы IV Свято-Игнатиевских чтений. -Ставрополь: Издательский центр СтПДС, 2012. - Вып. I. - С. 24-31.

2. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. - М: Правило веры, 2009. - 878 с.

3. Смолина А. Н. Речевой жанр совета в духовных письмах русских церковных писателей XX века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Изд-во «Грамота», 2016. - №9(63): в 3-х ч. - Ч. 3. - С. 171-179.

Педагогика

УДК: 378

старший преподаватель кафедры живописи и методики

преподавания изобразительного искусства Батчаева Зумат Сулеймановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С АБИТУРИЕНТАМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ИМЕЮЩИМИ ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБУЧАТЬСЯ ПО

ПРОГРАММАМ ВУЗА

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью, имеющими потенциальную возможность обучаться по программам вуза. Определены этапы реализации и порядок мероприятий, направленных на организацию профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью.

Ключевые слова: профориентационная работа, абитуриенты с инвалидностью, учебные программы вуза, центр профессиональной ориентации, адаптация.

Annotation. The article deals the questions of Organization of professional orientation work with students with disabilities that have the potential to study at a university. The stages of implementation and the procedure of measures aimed at organization of vocational guidance work with applicants with disabilities are defined.

Keywords: career guidance, students with disabilities, the curriculum of the university, the center for professional orientation, adaptation.

Введение. Реализации прав инвалидов на получение полноценного высшего образования является одним из успешных и эффективных способов повышения социального статуса и социального самочувствия для данной категории граждан. Актуальность и необходимость пристального изучения проблемы социального сопровождения людей с инвалидностью в образовательной среде со всей очевидностью диктуется преобразованиями, которые происходят в настоящее время в российской системе образования. Данные преобразования реализуются в виде новой модели отношения общества к людям с инвалидностью и в стремлении проявить их личностный и профессиональный потенциал в максимально полной мере.

При анализе и обобщении регионального опыта осуществления профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования выявлены типичные затруднения, которые возникают в практике образовательных организаций при осуществлении профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования:

- отсутствие системы профориентационной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, ориентирующей на выбор профессий;

- неоднородность групп лиц, выделяемых по принципу ОВЗ, характеризуемых специфическими особенностями развития;

- отсутствие или недостаток специальных условий, необходимых для проведения профориентационной работы и обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ;

- стереотипность выбора профессий и специальностей лицами с ОВЗ и инвалидностью ориентируемого общественным сознанием, культивируемого современными средствами массовой информации;

- разрозненность деятельности ПМПК, БЮРО МСЭК, ПМСС-Центров, образовательных организаций, в том числе реализующих адаптированные образовательные программы в области профессионального консультирования и профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ;

- недостаточное взаимодействие с региональными предприятиями-партнёрами, общественными организациями (родителей, инвалидов, волонтеров и др.) по вопросам выбора профессий и специальностей среднего профессионального образования;

- недостаточная профессиональная компетентность педагогов в сфере профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Описанные затруднения, которые возникают в практике организации и осуществления профориентационной работы с детьми с ОВЗ в системе высшего образования, учтены при разработке проекта профориентационной для работы профессиональных образовательных организаций с детьми с ОВЗ, ориентирующей на выбор профессий и специальностей высшего профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Разработка и реализация модели профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ, включающей профессиональную ориентацию потенциальных абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, просветительскую работу с семьей, информационную работу с общеобразовательными организациями, информационную работу с профессиональными образовательными организациями субъекта, информационную работу с потенциальными работодателями. Накопление опыта осуществления ресурсной и координирующей деятельности по реализации, развития и распространению инновационной образовательной практики инклюзивного профессионального образования, поддержки региональной системы инклюзивного профессионального образования в направлении профориентационной работы, профессионального сопровождения и консультирования студентов, в том числе лиц с ограниченными возможностью здоровья и (или) инвалидностью.

Нормативно-правовая база:

• Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

• Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.