Научная статья на тему 'Жанровое своеобразие драматургии Оскара Уайльда в контексте его философии нереального'

Жанровое своеобразие драматургии Оскара Уайльда в контексте его философии нереального Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1699
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАГЕДИЯ / КОМЕДИЯ / КОНФЛИКТ / ФИЛОСОФИЯ НЕРЕАЛЬНОГО / КОНСТАНС УАЙЛЬД / TRAGEDY / COMEDY / CONFLICT / PHILOSOPHY OF UNREAL / CONSTANCE WILDE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Валова Ольга Михайловна

В статье рассматривается вопрос об отражении философии нереального Оскара Уайльда в жанровых формах трагедии и комедии. Уайльд ориентировался на классические образцы, но создавал тексты в соответствии со своими философско-эстетическими взглядами. Трагедии Уайльда отличает глубокий напряженный конфликт, в котором высвечивается неблагополучие современной действительности, обусловленное опорой на материализм, рассудочные решения. В центре трагедии - всегда женский образ, женщина становится источником подлинной драмы, что связано со взглядами автора. Комедия под пером Уайльда также становится философским произведением, в понимании содержательной стороны большое значение имеет разрешение конфликтов, поскольку многочисленные случайности, безрассудные решения персонажей подчеркивают идею власти иррационального. Жанр трагедии показывает катастрофу, которая будет неизбежной, если современники не вспомнят о высших ценностях, о духовности и красоте, комедия напоминает о том, что человек может обрести настоящую гармонию, если забудет о кажущемся всемогуществе его рассудка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Generic identity of Oscar Wilde’s drama in the context of his philosophy of unreal

The article reveals the reflection of Oscar Wilde's philosophy of unreal in the genre forms of tragedy and comedy. Wilde was guided by the classic patterns, but created his texts in accordance with his own philosophical and aesthetic views. Wilde's tragedy features a deep intense conflict which highlights contemporary life troubles caused by the reliance on materialism, rational solutions. In the center of the tragedy there is always a feminine image, a woman becomes the source of the true drama, which is associated with the views of the author. Wilde's comedy also becomes a philosophical work. The resolution of conflicts is of great importance in understanding the subject matter, as many accidents, reckless decisions of the characters emphasize the idea of the power of the irrational. Tragedy shows the disaster that will be inevitable, if contemporaries don't remember the supreme values, spirituality and beauty, comedy recalls that a person can find true harmony if he forgets about the seeming omnipotence of his mind.

Текст научной работы на тему «Жанровое своеобразие драматургии Оскара Уайльда в контексте его философии нереального»

6. Bliss Isabel St. John. Edward Young. N. Y., 1969. P. 125-126.

7. Феррарский текст. Цит. по: Делюмо Ж. Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII—XVIII вв.). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. С. 97.

8. Делюмо Ж. Указ. соч. С. 102.

9. Вершинин И. В., Луков Вл. А. Литературная эстетика английского предромантизма // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2008. № 10. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/ 2008/ 10/Vershinin&Lukov/

10. Элиот Т. С. Избранное: религия, культура, литература. Т. I—II. М.: РОССПЭН, 2004. С. 640.

Notes

1. Solovyeva N. A. Robert Blehr [Robert Blair] // Istoriya zarubezhnoj literatury. Predromantizm -History of foreign literature. Preromantism. Moscow. Publishing center "Academy". 2005. P. 68.

2. Fowler A. Kinds of Literature. An Introduction to the Theory of Genres and Modes. Oxford. 1982.

3. Churumov S. Y. «Nochnaya», «kladbishchenskaya» anglijskaya poehziya v vospriyatii S. S. Bobrova: avtoref. ... kand. filol. nauk ["Night", "cemetery" English poetry in the perception of S. S. Bobrow: autoref. ... Cand. of Philology]. Moscow. 1998. Available at: http://cheloveknauka.com/nochnaya-kladbischenskaya-angliyskaya-poeziya-v-vospriyatii-s-s-bobrova#ixzz3Do2spYZ0

4. Zalomkina G. V. Goticheskij mif kak literaturnyj fenomen: dis. ... d ra filol. nauk [Gothic myth as a literary phenomenon: dis. ... Dr. Pilology]. Samara. 2011. 491 p. Available at: http://www.dissercat.com/ content/goticheskii-mif-kak-literaturnyi-fenomen#ixzz3IJwugRxc

5. Botting F. Gothic. L., N.Y.: Routledge, 1996. Pp. 32-33.

6. Bliss Isabel St. John. Edward Young. N. Y., 1969. Pp. 125-126.

7. Ferrara text. Cit. by: J. Delumo. Grekh i strah: Formirovanie chuvstva viny v civilizacii Zapada (XIII-XVIII vv.) [Sin and fear: the creation of a sense of guilt in Western civilization (XIII-XVIII centuries)]. Ekaterinburg. Publ. of the Ural University. 2003. P. 97.

8. Delumo J. Op. cit. P. 102.

9. Vershinin V. I., Lukov Vl. A. Literaturnaya ehstetika anglijskogo predromantizma [Literary aesthetics of English pre-romanticism] // EHlektronnyj zhurnal «Znanie. Ponimanie. Umenie» - Electronic journal "Knowledge. Understanding. The ability". 2008, No. 10. Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/ 10 /Vershinin&Lukov/

10. T. S. Eliot Izbrannoe: religiya, kul'tura, literatura [Favorites: religion, culture, literature]. Vol. I-II. Moscow. ROSSPEN. 2004. P. 640.

УДК 821.111."19"

О. М. Валова

Жанровое своеобразие драматургии Оскара Уайльда в контексте его философии нереального

В статье рассматривается вопрос об отражении философии нереального Оскара Уайльда в жанровых формах трагедии и комедии. Уайльд ориентировался на классические образцы, но создавал тексты в соответствии со своими философско-эстетическими взглядами. Трагедии Уайльда отличает глубокий напряженный конфликт, в котором высвечивается неблагополучие современной действительности, обусловленное опорой на материализм, рассудочные решения. В центре трагедии — всегда женский образ, женщина становится источником подлинной драмы, что связано со взглядами автора. Комедия под пером Уайльда также становится философским произведением, в понимании содержательной стороны большое значение имеет разрешение конфликтов, поскольку многочисленные случайности, безрассудные решения персонажей подчеркивают идею власти иррационального. Жанр трагедии показывает катастрофу, которая будет неизбежной, если современники не вспомнят о высших ценностях, о духовности и красоте, комедия напоминает о том, что человек может обрести настоящую гармонию, если забудет о кажущемся всемогуществе его рассудка.

The article reveals the reflection of Oscar Wilde's philosophy of unreal in the genre forms of tragedy and comedy. Wilde was guided by the classic patterns, but created his texts in accordance with his own philosophical and aesthetic views. Wilde's tragedy features a deep intense conflict which highlights contemporary life troubles caused by the reliance on materialism, rational solutions. In the center of the

© Валова О. М., 2015

tragedy there is always a feminine image, a woman becomes the source of the true drama, which is associated with the views of the author. Wilde's comedy also becomes a philosophical work. The resolution of conflicts is of great importance in understanding the subject matter, as many accidents, reckless decisions of the characters emphasize the idea of the power of the irrational. Tragedy shows the disaster that will be inevitable, if contemporaries don't remember the supreme values, spirituality and beauty, comedy recalls that a person can find true harmony if he forgets about the seeming omnipotence of his mind.

Ключевые слова: трагедия, комедия, конфликт, философия нереального, Констанс Уайльд.

Keywords: tragedy, comedy, conflict, philosophy of unreal, Constance Wilde.

Оскар Уайльд - уникальный писатель, который с одинаковым успехом работал в самых разных поэтических, прозаических и драматических жанрах: сонеты и поэмы, трагедии и комедии, сказки, рассказы, роман, трактаты - все его тексты вошли в сокровищницу мировой культуры. Уайльд много писал о значении формы, и жанр избирался в соответствии с творческими задачами, но любое произведение отвечало прежде всего эстетико-философским взглядам автора. Начиная с первых литературных опытов Уайльд экспериментировал со структурой популярных в конце XIX в. детектива («Преступление лорда Артура Сэвила»), готической повести («Кентер-вильское привидение»), анекдота («Натурщик-миллионер»), фельетона («Сфинкс без загадки»). «Он препарирует их схемы, - пишет А. Аствацатуров, - вскрывая их внутренние механизмы и тем самым обнаруживая их условность, неспособность полностью освоить непредсказуемую реальность» [1]. Трагедия и комедия также не избежали уайльдовской переработки, традиционные жанры, при соблюдении классических канонов, совершенствовались им, преобразовывались, наполнялись особым содержанием.

Перу Уайльда принадлежат три трагедии: «Вера, или Нигилисты» (1880), «Герцогиня Паду-анская» (1883), «Саломея» (1892) и четыре комедии: «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьезным» (1895). К трагедии также относится и произведение, дошедшее до нас лишь в отрывках (авторский экземпляр рукописи был утерян при аресте и распродаже имущества писателя) - «Святая блудница, или Женщина, осыпанная драгоценностями» (ок. 1894).

Уайльд говорил, что основой его эстетики является философия нереального [2]. Его всегда интересовал мир непознаваемого, трансцендентального, он был уверен, что наше существование обусловлено множеством факторов, которые невозможно осознать, проанализировать, подвергнуть логическому анализу.

Философия нереального Уайльда базируется прежде всего на идеалистических учениях Платона и Аристотеля, немецкой классической философии, философии иррационализма конца XIX в. Писатель не имеет безоговорочных авторитетов, нельзя сослаться на того или иного мыслителя, школу, которые стали бы для него единственным ориентиром. Опираясь на идеи многих предшественников, он создает нечто оригинальное. Уайльд высказывает мысль о некоем Духе, который скрывается за очарованием красоты, и говорит о своих поисках мистического в искусстве, жизни и природе. Писатель полагает, что поступки человека определяет мир неизвестного, а для постижения его сущности более подходит созерцание, интуиция, искусство. Уайльд не был одинок в своих убеждениях, на рубеже XIX-XX вв. многие писатели и мыслители разделяли его мнение, это было обусловлено господствующими философскими установками, сложившейся исторической ситуацией, декадентскими настроениями.

Уайльдовская философия нереального ближе всего к идеям М. Метерлинка, считавшего, что человек живет в окружении неизвестного. В работе «Сокровище смиренных» он говорил, что мы существуем «бок о бок с нашей настоящей жизнью» [3]. «По мере того, как входишь в жизнь, замечаешь, что все происходит без слов, по какому-то предварительному согласию, о котором даже не думаешь, но которое, мы знаем, - пишет Метерлинк, - существует где-то над нами» [4]. Сходство можно найти между рядом идей Уайльда и Шопенгауэра, Уайльда и Ницше, Уайльда и Шестова, и сходство это прежде всего в критичном отношении к закрепощению человека в рамках «разумных» истин, к строгому ограничению его индивидуальности моралью.

В основе философии нереального лежит представление Уайльда о глубине, многомерности мира, который в основе своей иррационален и непознаваем. Те, кто считает, что тайны жизни может открыть опыт, естественные науки и опора на рассудок и логику, по мнению Уайльда, глубоко заблуждаются. Писатель полагает, что необходимо «прислушиваться» к зову сердца, больше доверять чувствам и интуитивным решениям, стремиться жить в гармонии с иррациональным, во власти которого пребывает человек [5]. Практицизм и здравомыслие, царящие в современном

обществе, не только схематизируют мировосприятие, но, как считает Уайльд, ведут к самым разрушительным последствиям.

Свое учение, о котором писатель говорит в трактатах, письмах, эстетических миниатюрах, он обосновывает, систематизирует, развивает в художественных произведениях. Так, в письме 1893 г. к английскому поэту и журналисту Ричарду Ле Галльену, посвященном интерпретации «Саломеи», Уайльд отмечал: «Почему холодную, скептическую рационалистку Иродиаду Вы называете "прозаичным, практичным созданием"? Ведь она гораздо больше, нежели только это: она олицетворяет рассудочность в ее трагическом одеянии, рассудочность с ее трагическим концом» [6]. Это очень важное высказывание Уайльда, поскольку в нем раскрывается авторское представление о роли материалистических воззрений в современном мире. Не только в письмах, но и в иных работах Уайльда встречаются подобные замечания. Одно из самых известных — в трактате «Упадок лжи», где истинным декадентством названо изгнание Искусства Жизнью [7].

Уайльд считает, что безверие, рационализм гибельны для человечества, и в художественном мире автора мы находим доказательства этого убеждения. Отчасти перефразируя писателя, можно сказать, что настоящей драмой становится торжество «разумных» решений: в произведениях Уайльда жанр трагедии всегда рисует бесперспективность прагматизма человека.

Уайльд был знатоком античной литературы и культуры, творчество древних авторов считал образцовым, и в своих произведениях ориентировался на них. При сравнении уайльдовских текстов с классическими становится очевидно, что драматург представляет проблему деградации современного общества, начиная с измельчания интересов и ценностей, заканчивая популярными драматическими формами. В античной трагедии, как отмечает М. К. Кадубина, «изначальное неблагополучие в мире (коллизия) побуждало трагического героя к действию, в результате чего противоречия обострялись до предела, приобретая форму конфликта, который предстояло разрешить осознанием скрытой сути явлений и утверждением в мире (ценою страдания, переживания катастрофы, а зачастую и собственной гибели) новых онтологических ценностей» [8]. Рассуждая о современной английской драме, Уайльд указывает на постепенный процесс ее негативных изменений: от условности и декоративности, постепенно насыщаясь жизненными реалиями в форме и содержании, искусство пришло к мелодраме — образцу «подмены творчества имитацией и отказа от воображения как главного способа создать форму» [9]. Здесь же автор высказывает еще одно существенное замечание, он говорит, что «искусство — это форма преувеличения, а отбор, составляющий его основу, представляет собой не что иное, как особенно действенный способ выделить самое важное» [10]. Создавая свою трагедию, Уайльд представляет публике напряженные, непримиримые, исключительные по своей значимости конфликты, не уступающие по масштабам трагедии античной.

В традициях «новой драмы» конца XIX в. автор показывает конфликты внешнего и внутреннего действия. В «Вере» внешний конфликт связан с темой терроризма, в «Герцогине Падуан-ской» — мести, в «Саломее» — с темой разрушительности пороков и порочных слабостей человека. Внутренний конфликт в «Вере» определяется уже заглавием произведения: «Vera, or the Nihilists», он связан с проблемой выбора веры, доверия, любви (главная героиня) либо террора, схематизма в мыслях и поступках, материальных ценностей (нигилисты) [11]. В «Герцогине Па-дуанской» — снова проблема выбора, Гвидо решает отказаться от мести, которая несовместима с глубоким чувством любви, охватившим его. В «Саломее» внутренний конфликт обусловлен темой судьбы, одной из центральных в его творчестве.

При ближайшем рассмотрении уайльдовских текстов обнаруживается трагическая вина женщин. Вера Сабурова мстит за брата и борется с царем-угнетателем, который, в свою очередь, необдуманными действиями провоцирует народное недовольство. Беатриче убивает мужа, так как считает, что он — та «преграда», о которой говорил ее возлюбленный. Результат этого осознанного поступка — отвращение со стороны Гвидо, что обусловило дальнейшие трагические события. Еще очевиднее вина Саломеи, которая буквально «до смерти» желала Иоканаана.

Взгляд Уайльда на роль женщин вполне согласуется с концепцией античной драмы: «Центральным назвали мы женский тип в трагедии, — пишет Вяч. Иванов. — И в самом деле, обозревая хотя бы Эсхилово творчество, нельзя не учесть особенного значения, принадлежащего в нем типам женским. Эсхил стремится выявить гигантские лики мужей-полубогов, но как бы принужден постоянно прибегать к женским образам. Вспомним его Клитэмнестру, Кассандру, Антигону; вообразим, по свидетельствам древности, его потерянную для нас Ниобу. <...> Женщина осталась главною выразительницею глубочайшей идеи трагедии» [12]. Вместе с тем связь женщины и трагедии в свете философии нереального Уайльда намного глубже.

Негативная сторона власти иррационального проявляется прежде всего в том, что связано с воздействием людей друг на друга, это убеждение и влияние, а принятие чужих мнений противоречит уайльдовской теории индивидуализма. Известно, что Уайльд негативно относился к

97

процессам, заставляющим человека отказаться от своих взглядов, таким, как, например, влияние. Под влиянием понимается такое воздействие на мысли, поступки, настроения человека, которое вызвано не рассудочным убеждением или приказом, а не всегда объяснимыми причинами. Магией влияния и способностью управлять мужчинами, не прилагая для этого никаких особых усилий, обладают женщины, и уже поэтому они очень опасны: в их власти заставить представителей сильного пола изменить своему индивидуализму, своим убеждениям, своему я.

Очень четко авторская позиция была выражена в романе «Портрет Дориана Грея», где лорд Генри заявлял, что хорошего влияния не существует. Лорд Генри относится к типу героев, которых принято называть героями-денди, они воплощают уайльдовский идеал индивидуализма, их мудрость в том, что они видят бессмысленность борьбы с судьбой и опираются прежде всего на интуитивное чувство, что позволяет им свысока взирать на суетность людских стремлений, они не подвластны влиянию со стороны женщин. Это не означает, что они не влюбляются, но, например, лорд Горинг («Идеальный муж») - женится на Мейбл, потому что она не планирует искоренять его недостатки, ее очарование не лишает Горинга самостоятельности. А что касается уже упомянутого лорда Генри, то его жена была не способна что-либо изменить в муже, поскольку все в ней как-то несуразно: голос был высоким и резким, туалеты - словно «задуманы в припадке безумия и надеты в бурю», она «старалась быть эффектной, но выглядела только неряшливо» [13], смеялась неожиданно и некстати, а в целом напоминала промокшую райскую птицу.

В комедии «Как важно быть серьезным» показаны две пары влюбленных, в одной из них Уайльд в комедийной форме показывает героиню, которая вскоре «перевоспитает» избранника: Джон Уординг просит прощения Гвендолен за то, что всю жизнь говорил правду. Девушка, конечно, прощает его, «потому что он непременно изменится». Что же касается другой пары, то здесь Уайльд ограничивается восклицанием Алджернона (героя-денди): «Сесили! Наконец-то!» [14], показывая тем самым, что очень нечасто попадаются дамы, не мечтающие изменить своих спутников.

В трагедиях Уайльд представляет женщин-разрушительниц, женщин, по чьей вине могли погибнуть или погибают достойнейшие мужчины, а образ Саломеи вообще прочитывается как символ, поскольку духовность, святость (в лице пророка Иоканаана) уничтожается приземленно-стью страсти. Произведения Уайльда создавались в тот период, когда положение женщины в обществе меняется, появляются университеты, где девушки получают высшее образование, возникают новые профессии, активно осваиваемые дамами, начинается их борьба за избирательные права и т. д. Самостоятельные поступки героинь трагедий оборачиваются жестокостью и несправедливостью, и в целом проблема усиления женского влияния на уровне общества показана Уайльдом апокалиптически.

В комедиях «Женщина, не стоящая внимания» и «Как важно быть серьезным» герои-денди произносят следующую фразу: «Все женщины со временем становятся похожи на своих матерей. В этом их трагедия. Ни один мужчина не бывает похож на свою мать. В этом его трагедия» [15]. Интересно, что в ряде пьес Уайльда есть дочери, которые со временем, к сожалению, скопируют матерей, это герцогиня Бервик и ее дочь Агата («Веер леди Уиндермир»), леди Брэкнелл и Гвен-долен («Как важно быть серьезным»), Иродиада и Саломея («Саломея»). Все матери расчетливы и настойчивы, и преемственность поколений не становится поводом для оптимизма драматурга.

Лорду Иллингворту, герою-денди из комедии «Женщина, не стоящая внимания», принадлежит очень важное замечание о том, что единственный способ перенести трагедию - смеяться над ней [16]. Это говорит нам, что и в комедиях Уайльда присутствует трагическое начало, так, в один из самых трудных периодов, в преддверие катастрофы, сломавшей его жизнь, драматург создает легкий, совершенно беззаботный, на первый взгляд, фарс «Как важно быть серьезным». Изучение драматургии Уайльда показывает, что художественными средствами трагедии и комедии автор представляет схожие проблемы и схожие конфликты, которые он считал наиболее актуальными.

В комедиях есть высказывания, проливающие свет на уайльдовские представления о специфике литературных жанров. Очень любопытный эпизод в «Идеальном муже» раскрывает особенности уайльдовского понимания трагедии и комедии:

«МИССИС МАРЧМОНТ (пожимает руку леди Бэзилдон). Бедная моя Оливия! Мы с вами вышли замуж за примерных мужей и вот теперь страдаем.

ЛОРД ГОРИНГ. Я думал, что в таких случаях страдают мужья.

МИССИС МАРЧМОНТ (оскорбленно выпрямляется). Как бы не так! Они совершенно счастливы и довольны. А уж до чего они нам верят - это просто трагедия!

ЛЕДИ БЭЗИЛДОН. Да, истинная трагедия!

ЛОРД ГОРИНГ. А может быть, комедия, леди Безилдон? [курсив мой. - О. В.]

ЛЕДИ БЭЗИЛДОН. Комедия, лорд Горинг?.. Как вам не стыдно так говорить!» [17]

Миссис Марчмонт и леди Бэзилдон показаны Уайльдом сатирически, и к их словам нужно относиться критично. Обе дамы убеждают, что доверие мужей - трагедия, но Горинг сомневается в их словах. Во всех комедиях Уайльда героев, попавших в затруднительную ситуацию, выручает доверие, и, напротив, недоверие их губит: леди Уиндермир («Веер леди Уиндермир») чуть было не попала в скандальную ситуацию, когда усомнилась в супруге, доверие своему сердцу позволило принять верное решение Роберту Чилтерну («Идеальный муж»). Побеседовав с миссис Чивли и приняв ее аргументы, сэр Роберт решает поддержать проект Аргентинского канала, который сам же назвал аферой. Чуть позже, выдержав разговор с женой, он занимает противоположную позицию, и обещает ей поступить честно и публично разгромить эту финансовую сделку. Однако в этом случае разоблачение грозит самому Чилтерну, поскольку на свет выйдет его письмо, которое сломает всю его карьеру. Но герою удалось успешно «проскочить» между Сциллой и Харибдой, решив довериться интуиции, он поступает так, как подсказывает ему чувство, и сохраняет все самое ценное для себя: любовь жены и карьеру политика.

Проблема выбора и доверия своим чувствам становится одной из центральных в ранней трагедии «Вера, или Нигилисты». Героиня мечется между любовью к справедливому и доброму царевичу Алексею и принципами нигилистской организации, в соответствии с которыми любой царь - это враг, заслуживающий только смерти. Шаблонность мышления Веры, логическая обоснованность ее поступка приводят к трагедии. В «Герцогине Падуанской» Гвидо оказывается перед страшным выбором: ему необходимо отомстить за отца и убить мужа своей возлюбленной. Чувства подсказывают, что он должен сохранить жизнь этому всеми ненавидимому человеку, любовь не совместима с убийством. Но Беатриче, не разобравшись в истинных мотивах «промедления» своего избранника, сама лишает жизни мужа. В итоге трагедия завершается гибелью и Беатриче, и ни в чем не повинного Гвидо.

Представляя, как уже говорилось, схожие проблемы и конфликты, трагедия и комедия решают их по-своему. В комедиях Уайльд дает понять, что судьбы людей меняет случайность, их нарочитое нагромождение, с одной стороны, является осмеянием современных «хорошо сделанных пьес», с другой стороны, освещает один из аспектов уайльдовской философии нереального и еще раз подчеркивает, что человек живет во власти неизвестных ему сил [18].

Трагедии Уайльда лишены случайностей (помимо тех, которых требует специфика жанра), поскольку здесь властвует человеческий рассудок, здесь нет места непреднамеренным обстоятельствам.

Различие кроется в философских воззрениях драматурга. Трагедия - это победа Жизни над Искусством в различных ее проявлениях: кризис церкви, преобладание в современной действительности прагматизма над духовностью («Саломея»), чрезмерное увлечение естественными науками, да и просто элементарная расчетливость в быту, предпочтение материальных ценностей, шаблонность поведения («Вера, или Нигилисты»). В этом контексте рассматривается грубый шантаж (миссис Чивли - «Идеальный муж»); стремление к «удобной» жизни (со стороны правительства и со стороны заговорщиков - «Вера»); действия, обусловленные теми или иными клише («Вера», «Герцогиня Падуанская», комедии); усиление влияния американской культуры («Женщина, не стоящая внимания») [19] и т. д.

Настоящая трагедия, катастрофа, как показывает Уайльд, происходит, когда человек пренебрегает нравственными или юридическими законами. Вера («Вера, или Нигилисты») идет против божественной власти, воплощенной в земном правителе. Беатриче («Герцогиня Падуанская») нарушила и нравственный, и юридический закон. Саломея вообще совершает неслыханное преступление, лишая жизни пророка. Современный человек забывает о высших моральных основах. Гегель писал, что «духовная субстанция воли и свершения есть нравственное. Ибо нравственное <...> - это божественное в его мирской реальности...» [20]. В этом контексте очевидно, что человек XIX в. забыл о божественном. В этом и есть, по Уайльду, главная трагедия.

Уайльдовские комедии имеют счастливый финал не только по традиции. В соответствии с мировоззрением драматурга, человек существует во власти иррациональных сил, которые могут проявлять себя через случайности, любовь близких, безрассудные решения. Если человек прислушивается к своим чувствам, поступает по велению сердца, путь его будет успешен (что подтверждают истории героев).

Комедии и трагедии - не просто более или менее успешные опыты писателя, но стремление представить свою философию с помощью самых распространенных жанровых форм. Трагедия представляет катастрофу, которую влечет за собой прагматизм и бездуховность современников, комедия напоминает, что человек живет во власти более мощных, нежели его рассудок, сил, и духовность, существование в гармонии с иррациональным позволят с оптимизмом смотреть в будущее.

Примечания

1. Аствацатуров А. Феноменология текста: игра и репрессия. М.: Новое литературное обозрение, 2007. С. 21.

2. The complete letters of Oscar Wilde. Ed. by Merlin Holland and Rupert Hart-Davis. L., 1988. Р. 504.

3. МетерлинкМ. Сокровище смиренных. Погребенный храм. Жизнь пчел. Самара: Агни, 2000. С. 29.

4. Там же. С. 17.

5. Валова О. М. «Философия нереального» Оскара Уайльда: к вопросу об истоках и сущности явления // Филология и культура. Philology and Culture. 2013. № 2(32). С. 85-88; Валова О. М. «Философия дендизма» в комедиях Оскара Уайльда // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. 2012. № 2(2). С. 161-165.

6. Уайльд О. Письма. М.: Аграф, 1997. С. 119.

7. Уайльд О. Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. М., 1993. С. 228.

8. Кадубина М. К. Трагедия // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко]. М., 2008. С. 268.

9. Уайльд О. Избранные произведения. Т. 2. С. 229.

10. Там же. С. 229.

11. До настоящего времени многие исследователи считают «Веру» прямым откликом на исторические события в России, указывают на актуальную ныне проблему терроризма, но не видят в ней показа подлинной трагедии, связанной с перспективами развития нигилизма (Robertson S. The terrorist, the artist and the citizen: Oscar Wilde and Vera // Journal for Cultural Research. Apr. 2014, Vol. 18 Issue 2. Р. 146-157).

12. Иванов Вяч. О существе трагедии. URL: http://az.lib.ru/i/iwanow_w_i/text_0440.shtml

13. Уайльд О. Избранные произведения. Т. 1. С. 55.

14. Там же. С. 438.

15. Там же. С. 403.

16. Уайльд О. Пьесы. М., 1960. С. 256.

17. Уайльд О. Избранные произведения. Т. 1. С. 449.

18. Подробнее об этом см: Валова О. М. Эстетико-философская проблематика драматургии Оскара Уайльда. Киров: Радуга-Пресс, 2013.

19. После лекционного турне по Америке в произведениях Уайльда появляется тема прагматизма американской цивилизации и ее усиливающегося влияния. В «Женщине, не стоящей внимания» одной из центральных героинь является юная американка Эстер Уэрсли, которая смотрит на жизнь не по-европейски просто. В финале Эстер вместе со своим возлюбленным Джеральдом и его матерью миссис Арбетнот отправляются жить в Америку, стремясь больше не соприкасаться с ложью и несправедливостью англичан. В соответствии со взглядами драматурга этот поступок не украшает героев, поскольку они выбирают на самом деле, как он полагает, более примитивное рассудочное существование.

20. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. Т. 3. М., 1971. С. 575.

Notes

1. Astvatsaturov A. Fenomenologiya teksta: igra i repressiya [Phenomenology of the text: the game and repression]. Moscow. New literary review. 2007. P. 21.

2. The complete letters of Oscar Wilde. Ed. by Merlin Holland and Rupert Hart-Davis. L., 1988. P. 504.

3. Maeterlinck M. Sokrovishche smirennyh. Pogrebennyj hram. ZHizn' pchel [Treasure of the humble. Buried temple. The life of bees]. Samara. Agni. 2000. P. 29.

4. Ibid. P. 17.

5. Valova O. M. Filosofiya nereal'nogo» Oskara Uajl'da: k voprosu ob istokah i sushchnosti yavleniya ["Philosophy of the unreal" by Oscar Wilde: on the origins and the essence of the phenomenon] // Filologiya i kul'tura. Philology and Culture. 2013, No. 2(32), pp. 85-88; Valova O. M. «Filosofiya dendizma» v komediyah Oskara Uajl'da ["Philosophy of dandyism" in the comedies of Oscar Wilde] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta - Herald of Vyatka State Humanities University. Philology and art history. 2012, No. 2(2), pp. 161-165.

6. Wilde O. Pis'ma [The Letters]. Moscow. Agraf. 1997. P. 119.

7. O. Wilde Izbrannyeproizvedeniya [Selected works]: in 2 vols. Vol. 2. Moscow. 1993. P. 228.

8. Kadubina M. K. Tragediya [Tragedy] // Poehtika: slovar' aktual'nyh terminov i ponyatij - Poetics: dictionary of actual terms and concepts / [ed. in chief N.D. Tamarchenko]. Moscow. 2008. P. 268.

9. O. Wilde Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Vol. 2. P. 229.

10. Ibid. P. 229.

11. Until now, many researchers believe that "Faith" is a direct response to historical events in Russia, indicate relevant now with the problem of terrorism, but do not see it as showing the true tragedy of prospects of development of nihilism (S. Robertson The terrorist, the artist and the citizen: Oscar Wilde and Vera // Journal for Cultural Research. Apr. 2014, Vol. 18 Issue 2. Pp. 146-157).

12. Vyacheslav Ivanov. O sushchestve tragedii [On the substance of the tragedy]. Available at: http://az.lib.ru/i/iwanow_w_i/text_0440.shtml

13. O. Wilde Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Vol. 1. P. 55.

14. Ibid. P. 438.

15. Ibid. P. 403.

16. Wilde O. P'esy [Plays]. Moscow. 1960. P. 256.

17. O. Wilde Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Vol. 1. P. 449.

18. For more details see: O. M. Valova [Aesthetic and philosophical problems of the drama of Oscar Wilde]. Kirov. Raduga-Press. 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. After a lecture tour around America in the works of Wilde appears the theme of the pragmatism of American civilization and its growing influence. In "Woman not worth attention" one of the Central characters is a young American Ester Worsley, who looks at life not so simply as the European. Finally Ester along with her lover, Gerald, and his mother, Mrs. Arbuthnot traveled to live in America, trying not to touch the falsehood and injustice of the British. In accordance with the views of the playwright this act does not decorate heroes because they choose actually, he believes, more primitive rational existence.

20. Hegel G. W. F. EHstetika [Aesthetics]: in 4 vols. Vol. 3. Moscow. 1971. P. 575.

УДК 398.1+398.4

Г. А. Трофимов

Пережитки анимистических представлений в фольклоре европейских народов

В данной статье рассмотрена сущность анимистических верований и отражение их пережитков в фольклоре и мировоззрении европейских народов. Автор раскрывает ключевые аспекты анимизма и связанных с ним культов, а затем, обращаясь к материалу сказок, баллад и легенд, демонстрирует проявление в них пережитков анимизма. Особое внимание обращено на отношение героев к представителям иномирия, а также на образ дракона (змея) как на пример такого представителя.

In this article the essence of animistic beliefs and the reflection of their remnants in the folklore and world view of the European peoples are considered. The author reveals the main features of animism and the cults that are concerned with it. Further a series of examples of animistic remnants in European folk tales, ballads and legends is cited. A special attention is focused on the characters' attitude to the representatives of the magical "other world", as well as to the image of a dragon or serpent. The author recognizes the dragon as a striking example of such representative.

Ключевые слова: анимизм, религия, фольклор, сказка, фетишизм, животное, дракон, дух, тотемизм, загробный мир.

Keywords: animism, religion, folklore, fairy tale, fetishism, animal, dragon, spirit, totemism, the other

world.

Современной философии и психологии известно, что мировоззрение человека представляет собой сложную систему, совокупность известных ему знаний об окружающем мире. В соответствии с хронологией духовного развития человечества, можно выделить три основных типа мировоззрения: мифологическое, характерное для первобытных форм общественной жизни; пришедшее ему на смену религиозное; и, наконец, философское [1]. Однако качественный и количественный рост доступной информации об окружающем мире, а также совершенствование способов её получения, так же как и логически вытекающее из них совершенствование знаний человека, вовсе не означает полного отказа от старых убеждений, а также традиций и жизненного уклада. С каждым поколением человечество аккумулирует знания и убеждения предков, отчасти изменяя их в соответствии с новыми реалиями существования.

В результате в мировоззрении наших современников могут проявляться установки и убеждения, казалось бы, неактуальные в современном ему социальном окружении, несостоятельные с точки зрения последних данных науки и т. д. Одним из ярких и устойчивых примеров подобных пережитков, берущих своё начало в глубокой древности, являются суеверия. Разумеется, их фактическое содержание с течением времени изменяется, «адаптируясь» под реалии современности,

© Трофимов Г. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.