Научная статья на тему 'Жанровое разнообразие американской постмодернистской прозы малой формы'

Жанровое разнообразие американской постмодернистской прозы малой формы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
387
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ПРОЗА МАЛОЙ ФОРМЫ / АМЕРИКАНСКИЙ РАССКАЗ / ЖАНРОВАЯ ПОЛИСТИЛИСТИЧНОСТЬ / ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ПОЭТИКА / THE AMERICAN POSTMODERN SHORT FICTION / AMERICAN SHORT STORY / GENRE OF POLYSTYLISTIC CHARACTER / POSTMODERN POETICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Худолеева Т.Е.

Статья посвящена изучению жанрового разнообразия американской постмодернистской прозы малой формы сквозь призму трансформации различных стилей письма. Цель данной статьи очертить жанровые разновидности американской постмодернистской прозы малой формы с позиций лингвостилистики. Основными методами исследования являются литературно-исторический, компаративный и структурный. Американский рассказ трактуется как национальное американское творение, для которого характерна жанровая полистилистичность. Отмечено, что американская постмодернистская проза является полиморфной по своей природе и охватывает необычные, подвижные, гибридные жанровые образования, построенные на межжанровой диффузии, межродовом взаимопроникновении, жанровой интеграции и дифференциации. Показано, что современная американская постмодернистская проза малой формы в полистилистическом аспекте отображает три этапа эволюции жанра американского рассказа: допостмодернистский, постмодернистский и постпостмодернистский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Genre Variety of American Postmodern Prose of Small Form

The article is devoted to the study of the genre diversity of the American postmodern prose of small form through the prism of the transformation of various writing styles. The purpose of this article is to outline the genre varieties of American postmodern prose of small form from the standpoint of linguistic stylistics. The main research methods are literary-historical, comparative and structural. The American story is treated as a national American creation, for which polystylistics of the genre is a characteristic feature. It is noted that American postmodern prose is polymorphic in nature and covers unusual, mobile, hybrid genre formations built on inter-genre diffusion, intergeneric interpenetration, genre integration and differentiation. It is shown that contemporary American postmodern prose of small form in the polystylistic aspect reflects three stages in the evolution of the American story genre: pre-modernist, post-modernistic, and post-postmodernist.

Текст научной работы на тему «Жанровое разнообразие американской постмодернистской прозы малой формы»

УДК 82-1/-9

ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПРОЗЫ МАЛОЙ ФОРМЫ

Т. Е. ХУДОЛЕЕВА,

преподаватель иностранного языка, СГБОУ ПО «Севастопольский

медицинский колледж им. Жени Дерюгиной», г. Севастополь, ул.

Руднева 26/4, тел.: + 7(978)1170272, e-mail: tanyadams@gmail.com.

Аннотация

Худолеева Т. Е. Жанровое разнообразие американской постмодернистской прозы малой формы.

Статья посвящена изучению жанрового разнообразия американской постмодернистской прозы малой формы сквозь призму трансформации различных стилей письма. Цель данной статьи - очертить жанровые разновидности американской постмодернистской прозы малой формы с позиций лингвостилистики. Основными методами исследования являются литературно-исторический, компаративный и структурный. Американский рассказ трактуется как национальное американское творение, для которого характерна жанровая полистилистичность. Отмечено, что американская постмодернистская проза является полиморфной по своей природе и охватывает необычные, подвижные, гибридные жанровые образования, построенные на межжанровой диффузии, межродовом взаимопроникновении, жанровой интеграции и дифференциации. Показано, что современная американская постмодернистская проза малой формы в полистилистическом аспекте отображает три этапа эволюции жанра американского рассказа: допостмодернистский, постмодернистский и постпостмодернистский.

Ключевые слова: американская постмодернистская проза малой формы, американский рассказ, жанровая полистилистичность, постмодернистская поэтика.

Summary

Khudoleeva Т. Е. The Genre Variety of American Postmodern Prose of Small Form.

The article is devoted to the study of the genre diversity of the American postmodern prose of small form through the prism of the transformation of various writing styles. The purpose of this article is to outline the genre varieties

© Т. Е. Худолеева, 2018

of American postmodern prose of small form from the standpoint of linguistic stylistics. The main research methods are literary-historical, comparative and structural. The American story is treated as a national American creation, for which polystylistics of the genre is a characteristic feature. It is noted that American postmodern prose is polymorphic in nature and covers unusual, mobile, hybrid genre formations built on inter-genre diffusion, intergeneric interpenetration, genre integration and differentiation. It is shown that contemporary American postmodern prose of small form in the polystylistic aspect reflects three stages in the evolution of the American story genre: pre-modernist, post-modernistic, and post-postmodernist.

Keywords: the American postmodern short fiction, the American short story, genre of polystylistic character, postmodern poetics.

В современной лингвопоэтике художественные произведения постмодернистской прозы малой формы с точки зрения их многообразия трактуются как тексты, лишенные жанрового кода [1, с. 25; 5, с. 141]. Это объясняется, с одной стороны, стремлением авторов показать современного человека, растерянного и отчаявшегося в абсурдном мире повседневной жизни, а с другой - искажением грамматических норм, осложненным синтаксисом, яркими новообразованиями, метафоричностью и амбивалентностью постмодернистского стиля письма. Анализ современных литературных направлений и течений показывает, что именно жанровая сфера становится полем эксперимента постмодернистской деконструкции [4, с. 61; 5, с. 142]. Этот процесс отмечен трансформацией жанровых форм, их смелым сочетанием, отталкиванием от традиции и одновременно плодотворным ее использованием.

Создание формальной жанрологической классификации осложняется несколькими причинами. Во-первых, проза малой формы граничит с рядом смежных явлений. Во-вторых, постмодернистская проза настолько многогранна, что завершить перечень ее динамических жанровых новообразований практически невозможно. Назовем некоторые из них: лирическая, психологическая, философская, интеллектуальная, абсурдистская, бытовая, юмористическая, сатирическая, эссеистическая, притчевая, авангардистская, дневниковая, суггестивная, повествовательная, новеллистическая.

Цель данной статьи - очертить жанровые разновидности американской постмодернистской прозы малой формы с позиций лингвостилистики.

Для этого планируется решение следующих задач:

- уточнить содержание понятия «американская постмодернистская проза»;

- проследить становление «американского рассказа» как национального жанра в рамках американской прозы малой формы;

- выявить сущностные признаки американского постмодернистского повествования сквозь призму лингвостилистики;

- определить периоды эволюции жанра американского постмодернистского повествования в лингвостилистическом аспекте и установить его жанровые разновидности.

Основными методами исследования являются литературно-исторический, компаративный и структурный.

Актуальность исследования обусловлена недостаточной степенью изученности вопроса, касающегося жанровой классификации американской прозы малой формы.

В американской постмодернистской прозе сегодня свободно сосуществуют различные литературные формы без четко определенной жанровой дифференциации [1, 2, 5]. Они являются результатом трансформации, или интеграции, которые были начаты новыми маргинальными жанровыми образованиями. Иными словами, на уровне жанра имеет место своеобразная «интержанровость» (по аналогии с интертекстуальностью), которая заключается в заимствовании жанровых клише прошлых эпох, их необычном сочетании, модификации, растворении друг в друге, в своеобразной игре с читателем - навязывании ему мысли о «безжанровости» произведения [1, с. 47].

Смешение жанров и жанровых форм американской постмодернистской прозы является проявлением ее полисти-листичности, под которой понимают жанровое разнообразие

вплоть до нарушения литературных канонов и трансформацию традиционных средств поэтики [19, с. 224]. В постмодернистском произведении автор выходит за узкие рамки стилизации, и, экспериментируя с различными жанровыми формами, создает свою собственную особую манеру письма и новые, необычные жанровые сочетания.

Изучая современную прозу, В. Луков вводит понятие «жанровая генерализация» и определяет художественное творчество ХХ века как литературу «культурного запроса» [5, с. 146]. Под жанровой генерализацией имеется в виду процесс объединения жанров для реализации нежанрового (проблемно-тематического) общего принципа. Поэтому независимо от того, к какому именно жанру автор относит свое произведение, оно является текстом без иерархии, все фрагменты которого автономные и самодостаточные. Это «гротескно яркая смесь образов, точек зрения и лексики, которая толпится на поверхности, довольная тем, что она только поверхность без глубины значений» [1, с. 102]. Можно утверждать, что американская постмодернистская проза в целом является полиморфной по своей природе и охватывает необычные, подвижные, гибридные жанровые образования, построенные на межжанровой диффузии, межродовом взаимопроникновении, жанровой интеграции и дифференциации.

В современной лингвопоэтике отдельную проблему представляют те художественные тексты, которые отличаются своим жанровым своеобразием. Среди ведущих жанровых тенденций, постулированных Ж.-Ф. Лиотаром для периода раннего постмодернизма, - кризис «большого романа», который стал результатом «распада метанарратива» [15, с. 34]. Учитывая эту тенденцию в рамках постмодернистской прозы малой формы, особую популярность приобретает жанр американского рассказа / новеллы (the short story) [18, с. 76], что отражает не только динамику становления национальной литературы, но и социально-культурные и идеологические

тенденции развития американской нации. Отметим, что в XIX веке для обозначения рассказов использовался термин tale (рассказ, история, повесть). Впоследствии в 1883 термин story ввел Г. Джеймс, а термин short story в 1899 - Б. Гарт. Именно последний термин получил широкое распространение, начиная с ХХ в.

В современных литературоведческих источниках термин «американские рассказы» для обозначения исследуемого жанра употребляется как синонимический терминам «короткий рассказ», «новелла», «новеллета», «повесть», «проза малой формы» [10; 21]. Однако первый, по нашему мнению, все же релевантный именно американскому жанру рассказа с присущими ему характерными особенностями изображаемой американской действительности.

Еще Э. По в 1842 г. впервые определил основные признаки рассказа классического типа, среди которых единство формы, целостность, заранее спланированная композиция. Главным отличием американского рассказа от остальных жанров малой формы он считал подчинение всех изобразительно-выразительных средств единому интродуктивному (заранее определенному) эффекту автора. По словам Дж. Тейлора, «в произведении не должно быть ни одного слова, которое прямо или косвенно не способствует предыдущему авторскому замыслу» [21, с. 6].

Назвав рассказы национальным американским жанром, Бернард Маламуд отмечал, что рассказ - это умение показать на нескольких страницах сложность жизни. Предоставленный автору время крайне ограничено, за которое надо произвести у читателя впечатление, что ты глубоко осведомлен в том, о чем рассказываешь. «Сила и красота американского рассказа заключается в его краткости, которая побуждает автора к непревзойденному творчеству в системе символов произведения, нарративной перспективе и интенции» [22, с. 177].

Этот жанр был настолько специфическим, что за ним за-

крепилось название «американский скетч» [11, с. 3; 15, с. 20]. Действительно, первые образцы комического американского рассказа точно передавали противоречия национального характера американцев: скупой практицизм и пуританское благочестие, демократичность и нетерпимость, свободолюбие и культ успеха, достигнутого любой ценой. Это дало основание исследователям и писателям назвать этот жанр американским творением [11; 20]. Впоследствии появились такие рассказы, которые через юмористически-сатирическое изображение освещали обычаи, быт, характеры людей отдельных регионов Соединенных Штатов, в частности юга и юго-запада.

Благодаря своему небольшому размеру такой текст рассказа требует «однолинейного, четкого по строению сюжета, характеры персонажей показаны в основном в сложившемся виде, а немногочисленные описания из-за ограничений повествовательного пространства сжатые и лаконичные» [9, с. 4]. В тексте малой формы достаточно четко проявляются все его структурные и семантические характеристики, а традиционные категории текста (связность, когезия, когерентность, рекуррентность, информативность и т.д.), определенные в свое время И. Р. Гальпериным [3], становятся более сконцентрированными. Указанные особенности, вслед за К. М. Шпетным, можно объединить понятием лапидарности [7, с. 4], которая характеризуется следующими параметрами: от одного до трех небольших эпизодов; несколько персонажей, характеры которых представлены схематично; отсутствие глубокой характеристики их поступков, действий и мотивов. Поэтому можно утверждать, что специфика американского рассказа заключается не в количестве событий и персонажей, а в способе художественного отражения этих событий.

Под терминопонятием «американские рассказы» понимаем небольшое прозаическое произведение, особенностью которого является кратковременность изображаемых событий, ограниченное количество действующих лиц и описательно-по-

вествовательный характер.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. постмодернистская проза в целом становится местом наслоения социальных и культурных сдвигов современной эпохи, вызванных интенсивным наступлением на повседневную жизнь высоких технологий, СМИ и других современных форм аудиовизуальной и интерактивной коммуникации. Специфический тип американской постмодернистской культуры, ориентированной на массового потребителя, с соответствующей прагматикой языка, семантикой «мифологии успеха» [6] отражается на поэтологических особенностях постмодернистской прозы. В своем творчестве писатели-постмодернисты опираются на такие достижения национальной культуры, как фольклорный юмор, литературу фронтира, традиции вестерна, мюзикла и «черного юмора» (Д. Бартельми, К. Воннегут, Дж. Барт, В. Берроуз).

В постмодернистской поэтике актуализируются «второстепенные» формы малой прозы, такие как эссе, мемуары, письма, комментарии, трактаты. Они освобождены от канонов, ограничений, стереотипов, а также происходит «мутация» жанров высокой и массовой литературы. Жанр американского рассказа тоже претерпевает изменения: он становится своеобразной экспериментальной «творческой лабораторией», где применяются новые методы изображения и шлифуются уже известные. Благодаря специфическим жанровым характеристикам американского рассказа (гибкости, лаконичности, жанровой подвижности, возможности легкого освоения новых тем и художественных приемов) [18] писатели быстро реагируют на требования времени. В результате, появляются кардинально видоизмененные новейшие произведения, в которых классические литературные каноны нарушены, стандарты обычной манеры письма разрушены, объединены ранее несовместимые стили и техники. Созданный широкий пласт разнообразных литературных экспериментов получил название экспериментальная литература «experimental literature» [13;

25], «experimental prose» [15; 22], «experimental fiction» [12], основным признаком которой являются новаторство техники или стиля письма [13].

Среди сущностных признаков американского постмодернистского повествования как художественного текста малой формы, по нашему мнению, следует назвать заостренную гиперболизацию [2], семантический и грамматический алогизм, полифонизм разнотипных рассказчиков, что подчеркивает противоестественность, аномальность и фантастичность описываемых ситуаций [14; 27]. Через гиперболизацию, алогизм характеров героев и изображаемых ситуаций в художественных произведениях, с одной стороны, создается эффект необычного, а с другой - показывается негативный смысл изображаемых явлений, которые умышленно подаются извращенно, искаженно, преувеличению. Такая обостренная гиперболизация дает возможность воспринимать описываемые события как уродливые, преступные или вредные. Особенно это оказывается целесообразным, «когда игнорируются гуманистические и демократические ценности, когда ход жизни противоречит разуму и логике» [14, с. 774].

По нашему убеждению, именно размер текста, изменчивость и интенциональная амбивалентность американской постмодернистской прозы малой формы как раз выступают теми факторами, которые наглядно демонстрируют принципы построения этих художественных текстов и способствуют их жанровой пестроте. Поэтому иерархия американской постмодернистской прозы малой формы по объему текстового материала выглядит примерно так: новелла, новеллета, рассказ (short story), короткий рассказ (short short story), очень короткий рассказ (short short short story). Далее следуют: «внезапная проза» (sudden fiction), что охватывает рассказы объемом 1-2 страницы, еще меньшие по объему рассказы «прозы вспышки» (flash fiction) и микропрозы (micro fiction), рассказы объемом сто слов (drabble) и рассказы объемом пятьдесят

слов (dribble). Самым маленьким по объему новейшим видом американской постмодернистской прозы малой формы считают начатую писателем Робертом Свартвудом «прозу намека» (hint fiction), которая охватывает рассказы объемом не более 25 слов [22, с. 24]. Сущностным признаком таких произведений является то, что автор и читатель находятся на полпути друг от друга, а потому читатель получает от автора лишь намек на длинную, более сложную историю. Несмотря на свой малый объем, рассказы прозы намека создают свой особый художественный мир, они захватывают, заставляют задуматься и возбуждают определенные эмоции.

Формирование американской постмодернистской прозы малой формы начинается еще в XVIII веке, однако, в эволюции этого жанра в течение ХХ - XXI веков можно выделить допостмодернистский, постмодернистский и постпостмодернистский периоды. Охарактеризуем каждый из указанных этапов отдельно.

Допостмодернистский период (1930-1950 гг.). В жанре американской постмодернистской прозы малой формы сказался наработкой новых нарративных форм, когда монологическая доминанта трансформировалась в диалогическую (интертекстуальную). Среди лингвостилистических приемов доминируют простые синтаксические конструкции с редуцированными репликами прямой речи, что способствует возникновению «телеграфного стиля» письма [21, с. 45]. Начинается применение лингвостилистического приема гротескной гиперболизации, основанного на гротескно-карикатурном преувеличении черт внешности героев, свойств объектов, хода событий и придающего образам гиперфантастичность.

Для постмодернистского периода (1960-1980 гг.) характерно влияние массовой культуры на общество: новая постмодернистская проза малой формы последовательно создается с помощью чисто постмодернистских лингвостилистических приемов, прежде всего с опорой на средства интертекстуаль-

ности. Благодаря интенсивному использованию заимствований из кинофильмов, песен и устных преданий о прошлом, интертекст уже используется не как отдельные цитаты или иноязычные вкрапления, а как сознательный стилистический прием и реализуется через перелицовку известных тем и сюжетов и открытые заимствования. Введение в основной текст повествования интертекстов и использование новых технологий словообразования способствовало формированию постмодернистской чувствительности [17], которая воспроизводила хаос жизни искусственно организованным хаосом фрагментарного повествования. Постепенно разрушалась логика и линейность повествования, деконструиро-вался нарратив, создавался новый стиль постмодернистского нелинейного письма. Именно в этот период возникает прием постмодернистской языковой игры, к которой привлекаются языковые единицы всех уровней.

Постпостмодернистский период (1990-е гг. - настоящее) характеризуется возникновением нового типа эссеистического сознания: автор перестает быть категорией самовыражения, центром становится сам текст или письмо, что творится читателем «здесь и сейчас» и основывается на отрицании традиционных логических норм формулирования мысли и построения произведения. Мозаичность, фрагментарность, композиционная деструкция, монтажность сюжета, экран-ность изображения способствовали созданию новых композиционно-стилистических приемов, среди которых приемы «телевизионного вещания» и «монтажного мышления» [21, с. 48], имитирующие современное мышление и язык, в котором различные лексические единицы сочетаются наподобие монтажа и образуют несовместимый алогичный набор слов. Поэтому перед читателем стоит сверхсложная задача: овладеть текстуальным хаосом и разрозненностью текстовых фрагментов, реконструировать вербально невнятную и мерцающую текстуальную целостность на основе лишь отдельных

«следов» органического единства.

Подводя итоги, отметим, что американская постмодернистская проза является полиморфной по своей природе и охватывает необычные, подвижные, гибридные жанровые образования, построенные на межжанровой диффузии, межродовом взаимопроникновении, жанровой интеграции и дифференциации. Под терминопонятием «американский рассказ» понимаем небольшое прозаическое произведение, особенностью которого является кратковременность изображаемых событий, ограниченное количество действующих лиц и описательно-повествовательный характер. Среди базовых признаков американского постмодернистского повествования как художественного текста малой формы следует назвать заостренную гиперболизацию, семантический и грамматический алогизм, полифонизм разнотипных рассказчика.

Современная американская постмодернистская проза малой формы в лингвостилистичном аспекте отражает три этапа эволюции жанра американского рассказа. Первый -допостмодернистский (1930 - 1950 гг.), когда этот жанр был обозначен наработкой новых нарративных форм, а монологическая доминанта трансформировалась в диалогическую (интертекстуальную). Второй - собственно постмодернистский (1960 - 1980 гг.), который характеризуется разрушением логики и линейности повествования, созданием нового стиля постмодернистского нелинейного письма. Третий - постпостмодернистский (1990-е гг. - настоящее), которому присущ новый тип эссеистического сознания, когда автор перестает быть способом самовыражения, а центром становится сам текст, который создаётся читателем «здесь и сейчас».

Список использованных источников

1. Барри П. Введение в теорию: литературоведение и культурология. Киев: Факел, 2008. 360 с.

2. Белянин В. П., Белянин В. П., Бутенко И. А. Антология

черного юмора. М.: ПАИМС, 1996. 192 с.

3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Эдиториал УРСС, 2004. 144 с.

4. Кузнецов И. Проблема жанра и теория коммуникативных стратегий нарратива // Критика и семиотика. - 2002. - Вып. 5. - С. 61-70.

5. Луков Вл. А. Жанры и жанровые генерализации // Проблемы филологии и культурологии. - 2006. - № 1. - С. 141-148.

6. Маньковская Н. Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. СПб.: Университетская книга, 2009. 495 с.

7. Шпетный К. М. Лингвостилистические и структурно-композиционные особенности текста короткого рассказа: (на материале американской литературы): автореф. дис. ... канд. филол. наук : спец. 10.02.04 «Германские языки». М., 1980. 23 с.

8. A Glossary of Contemporary Literary Theory. J. Hawthorn. L.: Arnold, OUP, 2000. 400 р.

9. Bendixen A. The Emergence and Development of the American Short Story. N. Y.; L.: John Wiley & Sons Ltd, 2010. P. 3-19.

10. Bensko T. Writing Experimental Fiction: Leaving the Problem Out of the Plot [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.writing-world.com/fiction/experimental.shtml (дата обращения 15.09.2018).

11. Experimental Literature ^d. F. P. Miller, A. F. Vandome, J. McBrewster]. VDM Verlag Dr. Mueller e.K., 2010. 76 p.

12. Hoberek A. Postmodern Fiction. The Encyclopedia of Twentieth-century Fiction. Twentieth-Century American Fiction [gen. ed. B. W. Shaffer; volume ed. P. O'Donnell, D. W. Madden, J. Nieland, J. C. Ball]. N. Y.: John Wiley & Sons, 2011. V. II. P. 773-777.

13. Irr C. Between the Avant-Garde and Kitsch: Experimental

Prose in U. S. and Canadian Leftist Periodicals of the 1930's // Journal of Canadian Studies. - V. 30. - № 2. - 1995. - P. 19-38.

14. Kelly J. P., Kessel J. Introduction. / Feeling Very Strange: The Slipstream Anthology [ed. J. P. Kelly, J. Kessel]. N. Y.: The Free Press, 2006. P. ix-xxiii.

15. Lyotard J.-F. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge. Manchester: Manchester University Press, 1984. 110 p.

16. May C. E. The Experimental Short Story: Part II: David Means, Stephen Millhauser, George Saunders, Steven Dixon [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://may-on-the-short-story.blogspot.com/search/label/Experimental%20Short%20Story (дата обращения 10.09.2018)

17. Monteiro G. The Hemingway Story / G. Monteiro // A Companion to the American Short Story / [ed. A. Bendixen, J. Nagel]. N. Y.: John Wiley & Sons Ltd, 2010. P. 224-243.

18. Rangno E. V. R. Contemporary American Literature: 1945-Present. [Ed. J. Phillips]. N. Y.: Facts On File, 2006. 96 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.