Научная статья на тему 'Жанрово-стилевая организация рассказов Тамерлана Тадтаева'

Жанрово-стилевая организация рассказов Тамерлана Тадтаева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / LITERARY TEXT / ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / РАССКАЗЫ О ВОЙНЕ / STORIES ABOUT WAR / ГРУЗИНО-ОСЕТИНСКИЙ КОНФЛИКТ / GEORGIAN-OSSETIAN CONFLICT / МОДАЛЬНО-ЭМОТИВНЫЙ СМЫСЛ / MODAL-EMOTIVE MEANING / КОНЦЕПТ "ВОЙНА" / CONCEPT OF "WAR" / АВТОР-РАССКАЗЧИК / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / INTERPRETATION / GENRE-STYLE PECULIARITIES / THE WRITER-NARRATOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тотиева Антонина Николаевна

В статье рассматривается жанрово-стилевая организация рассказов современного осетинского писателя Тамерлана Тадтаева. Автор статьи анализирует концептуальные основы и художественные особенности рассказов писателя. Т. Тадтаева в его военных рассказах интересует человек, его мысли и чувства, поскольку любая война это испытание человека на прочность и нравственную состоятельность. Рассказы писателя вписываются в общий контекст произведений данной тематики, продолжая реалистические традиции в изображении войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE AND STYLE ORGANIZATION OF STORIES BY TAMERLAN TADTAEV

The article examines the genre-style organization of stories of a contemporary Ossetian writer Tamerlan Tadtaev. The author of the article analyzes the conceptual foundations and literary peculiarities of the writer’s stories. T. Tadtaev in his war stories is interested in a man, his thoughts and feelings, as any war is a test of a man’s endurance and moral capability. The writer’s stories fit into the general context of works of this subject matter and continue realistic traditions in describing the war.

Текст научной работы на тему «Жанрово-стилевая организация рассказов Тамерлана Тадтаева»

Тотиева Антонина Николаевна

ЖАНРОВО-СТИЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАССКАЗОВ ТАМЕРЛАНА ТАДТАЕВА

В статье рассматривается жанрово-стилевая организация рассказов современного осетинского писателя Тамерлана Тадтаева. Автор статьи анализирует концептуальные основы и художественные особенности рассказов писателя. Т. Тадтаева в его военных рассказах интересует человек, его мысли и чувства, поскольку любая война - это испытание человека на прочность и нравственную состоятельность. Рассказы писателя вписываются в общий контекст произведений данной тематики, продолжая реалистические традиции в изображении войны. Адрес статьи: от№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/3-1/14.11^1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 3(57): в 2-х ч. Ч. 1. C. 58-60. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/3-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

58

^БЫ 1997-2911. № 3 (57) 2016. Ч. 1

УДК 82.0

В статье рассматривается жанрово-стилевая организация рассказов современного осетинского писателя Тамерлана Тадтаева. Автор статьи анализирует концептуальные основы и художественные особенности рассказов писателя. Т. Тадтаева в его военных рассказах интересует человек, его мысли и чувства, поскольку любая война - это испытание человека на прочность и нравственную состоятельность. Рассказы писателя вписываются в общий контекст произведений данной тематики, продолжая реалистические традиции в изображении войны.

Ключевые слова и фразы: художественный текст; жанрово-стилевые особенности; рассказы о войне; грузино-осетинский конфликт; модально-эмотивный смысл; концепт «война»; автор-рассказчик; интерпретация.

Тотиева Антонина Николаевна, к. пед. н., доцент

Северо-Осетинский государственный педагогический институт a_totieva10@mail. т

ЖАНРОВО-СТИЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАССКАЗОВ ТАМЕРЛАНА ТАДТАЕВА

Осетинский прозаик Тамерлан Тадтаев известен по сборникам рассказов «Сын», «Отступник», «Судный день», «Полиэтиленовый город» и «Литеры». Его называют хроникером грузино-осетинского конфликта. Психотерапия через прозу, по признанию самого автора, превратилась в творчество, а очевидец и непосредственный участник войны стал начинающим, но уже известным писателем.

Тема войны - одна из ключевых как в русской классической, так и в современной литературе - достаточно обратиться к творчеству М. Лермонтова, Л. Толстого, М. Шолохова, Ю. Бондарева, Б. Васильева, В. Маканина. Но о какой бы войне ни шла речь, писателя всегда интересует человек, его мысли, чувства, душевное состояние, поскольку любая война - это испытание человека на прочность, нравственную состоятельность. И рассказы Т. Тадтаева вписываются в общий контекст произведений данной тематики, продолжая реалистические традиции в изображении войны, выпукло и зримо представляя неискушенному читателю правду времени, изображая национальный конфликт изнутри.

Существенный параметр художественного текста - его жанрово-стилевая оформленность. С точки зрения М. М. Бахтина, жанр как «устойчивый тип высказывания» характеризуется тремя неразрывно связанными друг с другом составляющими: «тематическим содержанием», «стилем» и «композиционным построением» [1, с. 428]. Жанрово-стилевые особенности текста подготавливают читателя к восприятию содержания, заключенного в нем.

Обратимся к рассказам Тамерлана Тадтаева о войне - именно так определяется автором жанр анализируемых эпических текстов.

В основе сюжета «Судного дня» - события 8 августа 2008 года, когда Цхинвал подвергся бомбардировке и массированному обстрелу из гранатометов, минометов и других видов современного оружия массового уничтожения и практически был стерт с лица земли.

Повествование ведется от лица автора-рассказчика, свидетеля и участника описываемых событий, что придает ему особую достоверность и убедительность. Эмотивное пространство текста сгущается, поскольку его диктально-эмотивные и модально-эмотивные смыслы исходят из мировидения автора-рассказчика и составляют эмотивное содержание текста.

Ключевой концепт в рассказе - война, поскольку именно он держит на себе сюжет и композицию, определяет эмотивные смыслы текста, представляет собой ядро индивидуальной авторской художественной картины мира, воплощенной в тексте. Композиционной особенностью рассказа является прием контраста: мирная, размеренная жизнь с такими ценностями, как любовь, дружба, семья, противопоставлена жестоким реалиям войны, уродующим сложившиеся национальные стереотипы о моральных устоях общества. Усиливает контрастность в описаниях войны и всего, что с нею связано, включение автором в текст «Стихов из мобильника», лирические интонации которых диссонируют с основной темой рассказа («Моя жизнь - чередование войн, и даже в перерывах между ними я воюю с сами собой», «Мать моя! Ты видишь, как седеет твой сын, и впадаешь от этого в детство» и др.) и являются выражением авторского «я» в раскрытии темы.

В начале рассказа война предстает как некая фантасмагория, ирреальность, поскольку сознание автора-рассказчика отказывается ее воспринимать как объективную сущность: «Мы актеры, играющие в дешевом боевике...

Внимание: снимаем сцену прощания с родными. Так, больше драмы, больше слез! Вас в любой момент могут убить или взять в плен. Так, хорошо. Снято! Молодцы. Отдохнули? Теперь выбираетесь из сада на улицу и ужасаетесь при виде младенца, раздавленного гусеницами танка» [4, с. 58-59].

Ирреальность восприятия происходящего сменяется осознанием трагедийности событий: война дамокловым мечом падает на головы всех, кто вовлечен в ее водоворот, и не щадит никого. Растерянность и чувство животного страха уступают место жестокости, когда размываются складывавшиеся веками нравственные понятия, определяющие ментальность кавказских народов - почитание старших, уважение к женщине, сострадание к беззащитным. Впечатляет рассказ юного осетинского ополченца: «Вытащив гранаты из "лифчика", быстро пересек двор и закинул лимонку в окно. Взрыв тряхнул дом, и я вошел в комнату, где стонал уже не один раненый. Подобрал вот этот автомат и прикончил пятерых солдат. Шестой умолял не убивать его. Говорил, что он

10.01.00 Литературоведение

59

один у больной матери... Я пообещал. Все это страшно меня развеселило. Из гаража я принес канистру с бензином и, облив горючим раненого, засунул ему в рот лимонку...» (курсив автора - А. Т.) [Там же, с. 65].

Следует отметить, что речь и автора, и персонажей в жанровом отношении достаточно разнообразна и отражает развитие сюжета рассказа. Так, информационный жанр представлен не только в авторской речи, но и в речи персонажей, например, в приведенном выше рассказе юного ополченца, хотя доминирует в речи персонажей, безусловно, жанр беседы.

Символично название рассказа - «Судный день», отсылающее читателя к библейскому судному дню, когда человек предстанет перед Всевышним и на чашу весов будет положено все, что он совершил в своей жизни.

Рассказ «8 августа» построен как воспоминание автора-рассказчика о трагических событиях, произошедших в этот день в 2008 году. Эмотивный смысл концепта «война» репрезентируется в нем следующим рядом словосочетаний: сожженные дома, самая страшная война, проклятый день, вопли раненых, город в агонии, испуганные женщины, смертоносные гостинцы, ввязываемся в бой, прошил голову стрелка...

Интерпретативная и регулятивная функции текста исходят при этом из экстенсиональных эмотивных смыслов текста, его эмотивной лексики, которую вводит автор, стремясь повысить эмотивное воздействие на читателя. В этом небольшом по объему рассказе слово «война», как, впрочем, и в других рассказах Тад-таева, - его текстовая доминанта, отражающая авторскую позицию и концепцию: война - трагедия для народа, разрушение национальных устоев бытия, ведущее к деградации общества в целом и личности в частности. В рассказе «8 августа», описывая трагические события этого дня, автор не скупится на краски: «Спотыкаюсь о чью-то оторванную ногу и падаю на безголовое тело женщины. На асфальте красной краской нарисован младенец с отпечатком гусениц. Что это, сон или явь?» [5].

Можно упрекнуть автора в натурализме, излишних подробностях в описании военных событий, но как уйти от «правды сущей» тому, кто все это видел собственными глазами, пережил смерть своих родных и друзей и остался со всем этим жить? «В какой-то момент война перестает восприниматься как аномалия, становится сначала привычной, а впоследствии просто заменяет жизнь или становится другой формой жизни. Подобное переформатирование человеческой сущности... совершается на глубинном, подсознательном уровне и приводит к созданию психогенномодифицированного человеческого продукта» [6, с. 204].

Повествователь в рассказе персонифицирован, выступает в качестве действующего лица, он непосредственный участник действий, лицо, вспоминающее о потрясших его душу событиях, что придает особый эмотивный смысл тексту.

Как и в анализируемых выше рассказах, в «Отступнике» повествование ведется от первого лица. В основе сюжета - один день из жизни автора-рассказчика и его друзей-ополченцев, защитников Цхинвала, однако в центре повествования не военные действия как таковые, а столкновение различных жизненных позиций персонажей, безусловное осуждение автором мародерства и его отвратительных проявлений. Автор не скупится на лексические средства, подчеркивающие негативную оценку происходящего. Эмотивный смысл слова «мародеры» представлен следующим рядом словосочетаний: рыщущих по ночному замерзшему городу, встретил отмороженного, мерзкие твари, гнусную рожу, похожий на шакала дружок, пристрелить ублюдков. «Установка на передачу субъектно-речевого плана героя, его точки зрения приводит к субъекти-визации авторского повествования» [2, с. 93]. Речевой контекст при этом содержит собственно авторское повествование, одноплановое и объективное.

Однако смысловая доминанта текста, отсылающая к заглавию рассказа, - осознание бессмысленности и чудовищности происходящего, неприятие братоубийственной войны грузин с осетинами, жившими в добрососедстве века на благословенной кавказской земле и ставшими заложниками политических интриг правителей.

«Мы же люди! Неужели не понимаете? Мы стреляем друг в друга, убиваем! Ради чего, а? Это просто невыносимо! Я не могу больше этого терпеть! Не хочу стрелять в вас! Не хочу, чтоб вы стреляли в нас! Мы же не звери, а? Посмотрите на солнце, на небо, разве мы не можем просто жить и радоваться, глядя на эту красоту?» [3] -эти слова грузинского милиционера, обращенные к осетинским ополченцам, - лейтмотив повествования.

Трагичен финал рассказа: милиционера уводят «свои», воспользовавшись коротким перемирием, и расправа над ним неминуема: ведь для грузин «отступник» является предателем. Однако состояние катарсиса, овладевшее душой главного героя рассказа и подвигшее его на отчаянный и на первый взгляд бессмысленный поступок, вносит в повествование оптимистичную ноту.

Рассказы Т. Тадтаева вписываются в контекст современной русской прозы, ориентированной на опыт реализма в его неореалистическом варианте: откровенно публицистических романов А. Проханова «Последний солдат Империи» (1993), «Чеченский блюз» (1997), документальной повести С. Алексиевич о войне в Афганистане «Цинковые мальчики» (1991), романа З. Прилепина «Патологии» (2004) о войне в Чечне.

Список литературы:

1. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. 543 с.

2. Николина Н. А. Филологический анализ текста. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 256 с.

3. Тадтаев Т. Х. Отступник [Электронный ресурс]. URL: http://biWio.darial-online.ru/text/Tadtaev/3.shtml (дата обращения: 23.09.2015).

4. Тадтаев Т. Х. Судный день. Рассказы // Дарьял. 2009. № 5. С. 43-67.

5. Тадтаев Т. Х. 8 августа [Электронный ресурс]. URL: http://biblio.darial-online.ru/text/Tadtaev/24.shtml (дата обращения: 09.09.2015).

6. Шаронова Е. А., Гудкова С. П., Дубровская С. А. Война как карнавал смерти (на материале романа З. Прилепина «Патологии») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 6 (36): в 2-х ч. Ч. 1. C. 204-207.

60

ISSN 1997-2911. № 3 (57) 2016. Ч. 1

GENRE AND STYLE ORGANIZATION OF STORIES BY TAMERLAN TADTAEV

Totieva Antonina Nikolaevna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor North Ossetian State Pedagogical Institute atotieval 0@mail. ru

The article examines the genre-style organization of stories of a contemporary Ossetian writer Tamerlan Tadtaev. The author of the article analyzes the conceptual foundations and literary peculiarities of the writer's stories. T. Tadtaev in his war stories is interested in a man, his thoughts and feelings, as any war is a test of a man's endurance and moral capability. The writer's stories fit into the general context of works of this subject matter and continue realistic traditions in describing the war.

Key words and phrases: literary text; genre-style peculiarities; stories about war; Georgian-Ossetian conflict; modal-emotive meaning; the concept of "war"; the writer-narrator; interpretation.

УДК 82

Статья раскрывает содержание публицистической деятельности учёного-фольклориста Хамида Хуснут-диновича Ярмухаметова (Хамида Ярми), которая отображает огромный документальный материал о самых разных явлениях социально-культурной жизни сибирских и поволжских татар и является источником изучения татарской культуры 1930-1980-х гг. Публицистический метод Хамида Ярми является целостным идейно направленным отображением важных событий современной ему культурной жизни. Как публицист, он сочетает в себе черты общественного деятеля и качества исследователя и художника. В статье рассмотрены особые идейно-тематические разновидности, повествовательные формы и жанры, выделяющиеся в публицистической деятельности Хамида Ярми.

Ключевые слова и фразы: публицистические произведения Хамида Ярми; учёный-фольклорист; культура сибирских и поволжских татар; фольклор; устное народное творчество татарского народа; общественно-политическая жизнь; жанры и формы публицистической деятельности.

Уразова Насия Мухамедчановна, к. филол. н.

Тюменский государственный нефтегазовый университет nasiyaurazova@yandex. ги

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХАМИДА ЯРМИ КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Актуальность темы исследования заключается в том, что публицистика, формируя общественное мнение, взгляды, интересы и стремления граждан, оказывая влияние на социальные институты, играет особую роль в жизни социума и служит острейшим инструментом культурной, воспитательной и пропагандирующей, организационной и информационной формами работы в обществе. Научная новизна работы состоит в том, что публицистическая деятельность учёного-фольклориста Хамида Ярми как часть советской татарской публицистики и как источник изучения культуры, до сих пор почти не рассматривалась в работах исследователей [11].

Цель работы: исследовать публицистическую деятельность учёного-фольклориста Хамида Ярми как источник изучения культуры сибирских и поволжских татар.

Уроженец с. Казарово Тюменского округа Хамид Хуснутдинович Ярмухаметов (литературный псевдоним - Хамид Ярми), известен как учёный-фольклорист, а также как яркий и своеобразный талантливый публицист. Отображение и оценка ситуаций современности в публицистических произведениях Хамида Ярми протекали в свете социально-классовых идеологических позиций как комсомольца, а в последующем, как коммуниста, и сопровождались, несомненно, пропагандой идеалов социализма. Однако Хамид Ярмуха-метов всегда стремился создавать правдивую картину жизни, объективно оценивать явления современности, выносить справедливые «приговоры» и показывать реальные перспективы.

Публицистическая деятельность Хамида Ярми содержит огромный документальный материал о самых различных явлениях социокультурной жизни сибирских и поволжских татар, свидетелем которых, по воле судьбы, ему суждено было стать. В связи с этим для представителей последующих поколений публицистика Хамида Ярми выступает как история общественной и политической деятельности, как источник истории, который содержит общие фактические материалы, характеристику соотношений разных общественных и политических групп, художественные образы культурных явлений, личностей, бытовых форм, сведений о научной и культурной жизни.

Публицистический метод Хамида Ярми является целостным идейно направленным отображением важных событий современной ему культурной жизни. Ещё в тюменский период жизни, будучи молодым учителем и инспектором национальных школ, Хамид Ярми беседовал с трудящимися города и села, слушал народные пословицы и поговорки, сам знал и исполнял образцы фольклора сибирских татар, исследовал устное народное творчество своего народа. Собирая конкретные сведения, он применял эмпирические методы: наблюдал,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.