Уразова Насия Мухамедчановна
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХАМИДА ЯРМИ КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ
КУЛЬТУРЫ
Статья раскрывает содержание публицистической деятельности учёного-фольклориста Хамида Хуснутдиновича Ярмухаметова (Хамида Ярми), которая отображает огромный документальный материал о самых разных явлениях социально-культурной жизни сибирских и поволжских татар и является источником изучения татарской культуры 1930-1980-х гг. Публицистический метод Хамида Ярми является целостным идейно направленным отображением важных событий современной ему культурной жизни. Как публицист, он сочетает в себе черты общественного деятеля и качества исследователя и художника. В статье рассмотрены особые идейно-тематические разновидности, повествовательные формы и жанры, выделяющиеся в публицистической деятельности Хамида Ярми.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/3-1/15.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 3(57): в 2-х ч. Ч. 1. C. 60-62. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/3-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
GENRE AND STYLE ORGANIZATION OF STORIES BY TAMERLAN TADTAEV
Totieva Antonina Nikolaevna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor North Ossetian State Pedagogical Institute a_totieva10@mail. ru
The article examines the genre-style organization of stories of a contemporary Ossetian writer Tamerlan Tadtaev. The author of the article analyzes the conceptual foundations and literary peculiarities of the writer's stories. T. Tadtaev in his war stories is interested in a man, his thoughts and feelings, as any war is a test of a man's endurance and moral capability. The writer's stories fit into the general context of works of this subject matter and continue realistic traditions in describing the war.
Key words and phrases: literary text; genre-style peculiarities; stories about war; Georgian-Ossetian conflict; modal-emotive meaning; the concept of "war"; the writer-narrator; interpretation.
УДК 82
Статья раскрывает содержание публицистической деятельности учёного-фольклориста Хамида Хуснут-диновича Ярмухаметова (Хамида Ярми), которая отображает огромный документальный материал о самых разных явлениях социально-культурной жизни сибирских и поволжских татар и является источником изучения татарской культуры 1930-1980-х гг. Публицистический метод Хамида Ярми является целостным идейно направленным отображением важных событий современной ему культурной жизни. Как публицист, он сочетает в себе черты общественного деятеля и качества исследователя и художника. В статье рассмотрены особые идейно-тематические разновидности, повествовательные формы и жанры, выделяющиеся в публицистической деятельности Хамида Ярми.
Ключевые слова и фразы: публицистические произведения Хамида Ярми; учёный-фольклорист; культура сибирских и поволжских татар; фольклор; устное народное творчество татарского народа; общественно-политическая жизнь; жанры и формы публицистической деятельности.
Уразова Насия Мухамедчановна, к. филол. н.
Тюменский государственный нефтегазовый университет nasiyaurazova@yandex. т
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХАМИДА ЯРМИ КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
Актуальность темы исследования заключается в том, что публицистика, формируя общественное мнение, взгляды, интересы и стремления граждан, оказывая влияние на социальные институты, играет особую роль в жизни социума и служит острейшим инструментом культурной, воспитательной и пропагандирующей, организационной и информационной формами работы в обществе. Научная новизна работы состоит в том, что публицистическая деятельность учёного-фольклориста Хамида Ярми как часть советской татарской публицистики и как источник изучения культуры, до сих пор почти не рассматривалась в работах исследователей [11].
Цель работы: исследовать публицистическую деятельность учёного-фольклориста Хамида Ярми как источник изучения культуры сибирских и поволжских татар.
Уроженец с. Казарово Тюменского округа Хамид Хуснутдинович Ярмухаметов (литературный псевдоним - Хамид Ярми), известен как учёный-фольклорист, а также как яркий и своеобразный талантливый публицист. Отображение и оценка ситуаций современности в публицистических произведениях Хамида Ярми протекали в свете социально-классовых идеологических позиций как комсомольца, а в последующем, как коммуниста, и сопровождались, несомненно, пропагандой идеалов социализма. Однако Хамид Ярмуха-метов всегда стремился создавать правдивую картину жизни, объективно оценивать явления современности, выносить справедливые «приговоры» и показывать реальные перспективы.
Публицистическая деятельность Хамида Ярми содержит огромный документальный материал о самых различных явлениях социокультурной жизни сибирских и поволжских татар, свидетелем которых, по воле судьбы, ему суждено было стать. В связи с этим для представителей последующих поколений публицистика Хамида Ярми выступает как история общественной и политической деятельности, как источник истории, который содержит общие фактические материалы, характеристику соотношений разных общественных и политических групп, художественные образы культурных явлений, личностей, бытовых форм, сведений о научной и культурной жизни.
Публицистический метод Хамида Ярми является целостным идейно направленным отображением важных событий современной ему культурной жизни. Ещё в тюменский период жизни, будучи молодым учителем и инспектором национальных школ, Хамид Ярми беседовал с трудящимися города и села, слушал народные пословицы и поговорки, сам знал и исполнял образцы фольклора сибирских татар, исследовал устное народное творчество своего народа. Собирая конкретные сведения, он применял эмпирические методы: наблюдал,
10.01.00 Литературоведение
61
опрашивал, беседовал, брал интервью, анализировал документальные материалы и др. Для того, чтобы получить обобщённые выводы и характеристики, Хамид Ярми использовал методы социально-исторического исследования и художественного творчества. Это приводило к созданию таких статей, своеобразие стиля которых заключается в сочетании выраженных в рационально-понятийной форме характеристик и оценок событий, явлений и процессов текущей истории, пропагандируемых идеалов с художественно-образным воссозданием картин жизни, портретов современников, характеров и судеб участников событий.
Будучи комсомольцем, в тюменский период жизни (1904-1930 гг.), Хамид Ярми участвовал в организации и ликвидации неграмотности населения среди сибирских татар, в проведении среди жителей «недель» и «месячников» просвещения, сборов одежды для детей, оборудования и учебников для школы, ремонте школьных помещений, изыскивал средства для оплаты учителей и технических работников школ.
Хамид Ярми, как публицист, сочетает в себе черты общественного деятеля и качества исследователя и художника. Хамид Ярми вёл активную общественную работу, как комсомолец, активист Татаро-башкирского клуба, общества «Яналиф», член профсоюза учителей татар. В казанский период жизни (1930-1981 гг.) Хамид Ярми был избран в коммунистическую партию, многие годы избирался депутатом законодательных органов власти г. Казани, впоследствии - республиканским депутатом, занимал руководящие должности от заведующего сектором фольклора до директора Казанского института языка, литературы и истории, где также избирался профсоюзным, партийным руководителем.
В создании публицистических произведений Хамид Ярми часто использовал способы научной популяризации. Результаты почти всех научных фольклорных экспедиций, а их было более тридцати, он опубликовал в форме научно-популярных статей в периодической печати, где также освещал проблемы литературоведения и фольклористики.
Рассмотрим особые идейно-тематические разновидности, повествовательные формы и жанры, выделяющиеся в рамках публицистической деятельности Хамида Ярми. Среди идейно-тематических разновидностей его произведений важнейшее место занимают просветительские статьи: «Подпишись на газету "Сабан-Чукеч"!» (газета «Красное знамя», 1928 г.), «Научная экспедиция по следам В. В. Радлова» (газета «Красный Татарстан», 1940 г.), «Татарский фольклор» (газета «Красный Татарстан», 28.03.1948 г.), «Как проводить национальный праздник "Сабантуй"» [4] и др.
Немало было опубликовано передовых и проблемных статей Хамида Ярми на национально-культурные темы: статья «Ликвидация неграмотности среди национальных меньшинств» (газета «Красное знамя», № 245, 1928 г.) [5]; экономические темы: статья «В рядах партии комсомола» (газета «Сабан-Чукеч»), от 14.11.1927 г. [2]; морально-этические и политические темы: «Выбираем городской Совет» (газета «Красное знамя», № 38 (3001) от 16.02.1929 г.) [3]; «Письмо татарского народа фронтовикам-татарам» (газета «Красный Татарстан», март 1943 г.) и др. [10].
Многообразны формы публицистической деятельности Хамида Ярми. Большое место занимают такие формы, как событийно-информационная (например, статья «Областной совет национальных меньшинств», газета «Красный Татарстан», март 1943 г. [1]), позитивно-аналитическая (статья «О сборнике "Татарское народное творчество"», газета «Советская Татария», № 46, 23.02.1952 г. [Там же]), критико -аналитическая (статья «Мы должны сделать крутой поворот в заготовке кормов и сена в Ембаево» с подзаголовком «Муслимов ставит подножку общему делу», газета «Социализм юлы» (Путь социализма), № 119, 3.09.1931 г. [Там же]) и дискуссионная (статья «Бережно относиться к народному творчеству», газета «Советская Татария», 24.01.1955 г. [Там же]).
В публицистике Хамида Ярми присутствуют почти все жанры газетно-журнальной публицистики: интервью [4; 6-9], корреспонденция [1], комментарий [12; 13] и рецензия [14; 15], передовая и проблемная статьи [3], воззвание [10], обозрение и путевые заметки, письмо, очерк, фельетон [1] и др. Такие жанры ораторской публицистики, как выступление, речь, доклад, беседа и др., Хамид Ярми активно использовал на телевидении и радио [8; 9].
В публицистике учёного-фольклориста Хамида Ярми значительную роль сыграло его субъективное авторское (гражданственно-лирическое) начало, передававшее темперамент общественного деятеля, способность убеждать, приводить в защиту своих позиций не только логические доказательства, но и обращение к социальному опыту и моральным чувствам читателей. Важную композиционную роль в его статьях играет то, что убедительным методом Хамида Ярми служат богатейшие образцы татарского устного народного творчества и поэтического синтаксиса, широко используемая словесная образность. Публицистические свойства проникают и в научные произведения Хамида Ярми, придают им черты публицистики, когда он откликается на актуальные общественные явления современности.
Таким образом, наибольшего подъёма публицистика Хамида Ярми достигла в переломные моменты социального развития нашей страны. В тяжёлые послереволюционные годы, в период Великой Отечественной войны и в годы проведения успешных фольклорных экспедиций. Публицистические произведения учёного-фольклориста Хамида Ярми обращены к явлениям современности, во всём богатстве складывающихся в ней конкретных социальных ситуаций: общественно-политических, экономических и культурных.
Список литературы
1. Архив Хамида Ярми // Фонды Тюменского музейного комплекса. Дополнительный фонд временного хранения (ДВХ).
Ед. хр. 3614.
2. В рядах партии комсомола // Сабан-Чукеч (Серп и Молот). Тюмень, 1927. 14 ноября: Архив Хамида Ярми // Фонды
Тюменского музейного комплекса. ДВХ. Ед. хр. 3614.
3. Выбираем городской Совет // Красное знамя. № 38. Тюмень, 1929. 16 февраля: Архив Хамида Ярми // Фонды Тюменского музейного комплекса. ДВХ. Ед. хр. 3614.
4. Как проводить национальный праздник Сабантуй: радиопередача. Казань, 1971: Архив Хамида Ярми // Фонды Тюменского музейного комплекса. ДВХ. Ед. хр. 3614.
5. Ликвидация неграмотности среди национальных меньшинств // Красное знамя. № 245. Тюмень, 1928. 05 сентября: Архив Хамида Ярми // Фонды Тюменского музейного комплекса. ДВХ. Ед. хр. 3614.
6. На просторах Сибири: телепередача. Казань, 1967: Архив Хамида Ярми // Фонды Тюменского музейного комплекса. ДВХ. Ед. хр. 3614.
7. О книге Гумера Баширова «Родная сторона - зелёная колыбель моя». Казань, 1969: Архив Хамида Ярми // Фонды Тюменского музейного комплекса. ДВХ. Ед. хр. 3614.
8. О татарском фольклоре, о секторе фольклора ИЯЛИ: радиопередача. Казань, 1965: Архив Хамида Ярми // Фонды Тюменского музейного комплекса. ДВХ. Ед. хр. 3614.
9. Об Антологии татарской поэзии: радиопередача. Казань, 1957: Архив Хамида Ярми // Фонды Тюменского музейного комплекса. ДВХ. Ед. хр. 3614.
10. Письмо фронтовикам-татарам от татарского народа. Казань - М., 1943: Архив Хамида Ярми // Фонды Тюменского музейного комплекса. ДВХ. Ед. хр. 3614.
11. Уразова Н. М. Хамид Ярми о влиянии фольклора на формирование татарской литературы: дисс. ... к. филол. н. Тобольск, 2008. 152 с.
12. Ярмухаметов Х. Х. О диалектологическом словаре под ред. Л. Жаляя / сост. Н. Бурханов и Г. Якупов. Казань, 1958: Архив Хамида Ярми // Фонды Тюменского музейного комплекса им. И. Я Словцова. ДВХ. Ед. хр. 3614.
13. Ярмухаметов Х. Х. О работе З. Ахмерова «Пути изучения устного народного творчества в школе». Казань, 1968: Архив Хамида Ярми // Фонды Тюменского музейного комплекса им. И. Я Словцова. ДВХ. Ед. хр. 3614.
14. Ярмухаметов Х. Х. О разделе «Фольклор» в Хрестоматии по татарской литературе / сост. Я. Агишев и В. Хажиев. Казань, 1951: Архив Хамида Ярми // Фонды Тюменского музейного комплекса им. И. Я Словцова. ДВХ. Ед. хр. 3614.
15. Ярмухаметов Х. Х. О татарско-русском словаре (два раздела: «Б» и «О»). Казань, 1966: Архив Хамида Ярми // Фонды Тюменского музейного комплекса им. И. Я. Словцова. ДВХ. Ед. хр. 3614.
PUBLICIST ACTIVITY OF KHAMIDA YARMI AS THE SOURCE OF CULTURE STUDY
Urazova Nasiya Mukhamedchanovna, Ph. D. in Philology Tyumen State Oil and Gas University nasiyaurazova@yandex. ru
The article reveals the content of publicist activity of the scientist- folklorist Khamid Khusnutdinovich Yarmukhametov (Khamid Yarmi), which reflects a vast documental material about the most various phenomena of socio-cultural life of the Siberian and the Volga Region Tatars and is the source of the Tatar culture study in the 1930-1980s. The publicist method of Khamid Yarmi is an integral ideologically oriented reflection of important events of contemporary to him cultural life. As a publicist, he combines the features of a public figure and qualities of an explorer and artist in himself. The paper examines specific ideological and thematic varieties, narrative forms and genres, highlighting in the publicist activity of Khamid Yarmi.
Key words and phrases: publicist works by Khamid Yarmi; scientist-folklorist; culture of the Siberian and Volga Region Tatars; folklore; oral folk arts of the Tatar people; socially-political life; genres and forms of publicist activity.
УДК 8; 821.161.1
В статье осуществлено исследование добра и зла в рассказе «Крыжовник» А. П. Чехова. Результатом исследования стало раскрытие главной идеи - перерождение человека в обывателя. Выявлено, что зло и добро тесно взаимосвязаны, иногда сложно отличить истинное добро от мнимого. Зло коварно, многолико и способно даже добрую мысль обращать в иллюзорную. Чехов показал результат мнимой мечты, способной вытеснять совесть у человека. Отличать естественное добро от мнимого способна лишь свободная от всех футляров личность.
Ключевые слова и фразы: добро; зло; равнодушие; совесть; сытое самодовольство; главная идея; напряжение сюжета; светлый образ; повествователь; символ; мировоззрение; гуманистические взгляды; высокий смысл; монолог; контраст; рассказчик; иронический мотив; художественное сравнение; образный язык.
Фомина Мария Анатольевна
Московский педагогический государственный университет [email protected]
«НЕ ВСЯКОЕ ДОБРО ЕСТЬ ДОБРО» (ПО РАССКАЗУ А. П. ЧЕХОВА «КРЫЖОВНИК»)
В человеческой жизни есть добро и есть зло. Проблема добра и зла - предмет повышенного внимания философов, ученых разных эпох. В труде немецкого философа Артура Шопенгауэра «Свобода воли и нравственности» заслуживает особого внимания его высказывание: «...в каждом человеке прежде всего гнездится колоссальный эгоизм. <...> Все это мы видим в обыденной жизни» [10, с. 660-661].