Е Л Ь С T I
фгротота
Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice
ISSN 2782-4543 (online) ISSN 1997-2911 (print)
2022. Том 15. Выпуск 8. С. 2605-2610 | 2022. Volume 15. Issue 8. P. 2605-2610
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru
RU
Жанровая специфика современных англоязычных новостных медиатекстов коронавирусной тематики
Сыресина И. О., Бондаренко С. В., Корзова Е. Н.
Аннотация. Цель исследования - определить дискурсивные механизмы создания жанровой специфики современных англоязычных новостных медиатекстов, объединенных темой пандемии ШУГО-19. В статье медиатекст рассматривается как особый тип коммуникации вербального и медийного уровней, несущий интерпретационную нагрузку, жанровая специфика которого определяется как дискурсивными, так и текстовыми категориями. Особое внимание уделяется анализу малоформатных однодиктемных медиатекстов новостных заголовков с позиций диктемной теории текста. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении новостного медиатекста как диктемного образования, жанровая специфика которого детерминируется категориями тематизации и стилизации. В результате было установлено, что жанровая специфика новостных медиатекстов коронавирусной тематики на уровне дискурса определяется такими категориями, как интерпретация, диалогичность, целеполагание, на уровне диктемы (текста) - категориями тематизации и стилизации, что ведет к выбору определенных лингвостилистических средств их выражения.
EN
Genre Specifics of Modern English-Language News Media Texts on Coronavirus Topics
Syresina I. O., Bondarenko S. V., Korzova E. N.
Abstract. The aim of the study is to determine discursive mechanisms for creating the genre specifics of the modern English-language news media texts united by the theme of the COVID-19 pandemic. In the article, the media text is considered as a special type of communication at the verbal and media levels carrying an interpretive load, the genre specificity of which is determined by both discursive and textual categories. Particular attention is paid to an analysis of the small-format one-dicteme media texts of news headlines from the standpoint of the dicteme text theory. The scientific novelty lies in the consideration of the news media text as a dictemic formation, the genre specificity of which is determined by the categories of thematization and stylization. As a result, it has been found that the genre specificity of the corona-virus news media texts at the discourse level is determined by such categories as interpretation, dia-logueness, goal-setting; and by the categories of thematization and stylization, which leads to the choice of certain linguo-stylistic means of their expression at the dicteme (text) level.
Введение
Новостные тексты современного медиапространства активно формируют информационную картину мира человека, проникая и воздействуя на его сознание. Определение жанровой природы современного медиадис-курса поможет раскрыть механизмы моделирования культурной (идеологической) картины мира как отдельных народов, так и всего человечества, именно поэтому медиатексты, а в нашем случае - новостные тексты, как центральная часть современного медиамира представляют несомненный интерес для исследователей, что и определяет актуальность работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть понятия «медиатекст», «жанр» и «стиль»; 2) изучить новостной медиатекст как диктемное образование 3) описать линг-востилистические языковые средства, определяющие тематизацию и стилизацию новостных медиатекстов коронавирусной тематики.
Работа выполнена на материале 200 новостных статей, посвященных теме COVID-19 и размещенных на веб-сайте газеты "The Daily Mail" (https://www.dailymail.co.uk).
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil20220438
© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 License): https://creativecommons.org/Licenses/by/4.0/
При анализе материала использован метод научного описания, диктемного анализа, а также метод линг-востилистического анализа.
Теоретической базой исследования послужили следующие работы: М. М. Бахтина (1996), заложившая основу теории речевых жанров, М. Я. Блоха (2019), раскрывающая особенности функционирования текстовой единицы -диктемы, Т. Г. Добросклонской (2017), в которой рассматривается информационная модель анализа новостных текстов, а также Л. Р. Дускаевой (2012), описывающая положения о диалоговой природе медиатекстов.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования полученных результатов в вузах гуманитарного направления при изучении спецкурсов по теории и прагматике ме-диадискурса. Полученные данные могут найти применение в процессе учебно-методической деятельности при подготовке учебных пособий по проблемам создания и редактирования различных типов медиатекстов.
Основная часть
Бурное развитие современных информационных технологий за последние десятилетия дало импульс появлению и разработке многих актуальных научных направлений, одним из которых является медиалингви-стика, центральной единицей исследования которой становится медиатекст, объединяющий такие понятия, как публицистический текст, газетный текст, журналистский текст, рекламный текст, текст интернет-СМИ, РК-текст, новостной текст. Так, Н. А. Кузьмина (2011) определяет медиатекст как «динамическую сложную единицу высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение в сфере массовых коммуникаций» (с. 13). Действительно, современный медиатекст - это сложное и многогранное явление, где часто наряду с вербальным компонентом особую значимость приобретают также и визуальные компоненты, такие как фотографии, иллюстрации, графики, комментарии, которые, имея прагматическую направленность, формируют «облик» современных медиатекстов. Т. Г. Добросклонская (2020) определяет медиатекст как «актуализированное в определенном медиаформате и объединенное общим смыслом последовательное сочетание знаковых единиц вербального и медийного уровней» (с. 28). Нельзя не заметить, что в современном мире создается особый тип коммуникации, который несет в себе интерпретационную нагрузку и требует декодирования переданных визуально-текстовых сообщений. Так, В. И. Ивченков (2019) утверждает, что «в современной медийной практике выстраиваются новые модели коммуникации, которые не вписываются в "поле действия" линейного (вербального, сегментного) текста и усложняются паравербальными, суперсегментными (креолизованными, семиотически обогащенными, поликодовыми) формами» (с. 139). Итак, определим медиатекст как тип коммуникации вербального и медийного уровней, несущий интерпретационную нагрузку. Понятие интерпретации медиатекста тесно связано с понятием диалогичности медиатекстов, под которой понимается «выражение в речи взаимодействия двух или нескольких смысловых позиций, многоголосия общения с целью достижения эффективности коммуникации в той или иной сфере общения. Это фундаментальное для газетных текстов свойство, помимо аспекта адресованности, включает аспект ответности и присуще не только диалогическим текстам (типа интервью) и межтекстовым единствам (в виде диалога текстов), но и внешне монологическим публикациям (в виде внутримонологической диалогичности)» (Дус-каева, 2012, с. 9). Именно диалогичность медиатекстов, их «незавершенность, открытость» открывает возможность их интерпретации как адресантами, так и адресатами сообщений. Так, например, Т. Г. Доброс-клонская (2017) предлагает информационную модель анализа новостного текста, которая состоит из пяти компонентов: отбор фактов, интерпретация событий, создание образов, формирование стереотипов и культурно-идеологический контекст, где особую роль играет компонент интерпретации событий, который обязательно несет в себе коммуникативную интенцию автора и оценку.
Хотя на сегодняшний день уже сложилась жанровая классификация ведущих типов медиатекстов, к которым относят новостные (информационные) тексты, статьи (информационно-аналитические тексты) и рекламные (воздействующие) тексты, каждый их этих типов медиатекстов требует детального изучения и определения их жанрового своеобразия. А значит, обратимся к понятиям «жанр» и «стиль». В лингвистике понятие «жанр» неразрывно связано с именем М. М. Бахтина (1996), который определил, что каждая сфера человеческой деятельности, используя язык, вырабатывает свои относительно устойчивые типы высказываний, объединенные тематическим содержанием, стилем и композиционным построением, которые он и назвал речевыми жанрами. Вслед за М. Я. Блохом (2021) определим жанр как «композиционное целеполагание речи», а стиль - как «выразительность речи» (с. 49). Следовательно, жанровая природа новостных текстов главным образом определяется коммуникативной целью, а именно: проинформировать адресата о фактах, связанных с событием, ситуацией или персоной. Элементарной единицей формирования строя текста служит диктема, формирующая различные типы информации; наиболее важными из которых с точки зрения строя текста являются фактуальная, интеллективная и импрессивная разновидности информации (Блох, 2019). И действительно, все медиатексты можно условно разделить на три группы, в каждой из которой на первый план выступает фактуальная информация, если мы говорим, например, о новостных текстах, интеллективная информация, если речь идет об аналитических статьях, или импрессивная, если мы рассматриваем рекламные тексты. Итак, текст строится диктемами, которые образуют функционально-смысловые типы речи, а именно: диктемы-повествования, выражающие фактуальную информацию, характерные для новостных текстов, диктемы-рассуждения, несущие интеллективную информацию, характерные для аналитических статей, и диктемы-описания, содержащие импрессивную информацию, которые образуют рекламные тексты.
Следует также указать, что диктема выражает следующие семантико-содержательные функции языка: «...номинацию, предикацию, тематизацию и стилизацию. Номинация осуществляет именование общей ситуации, отражаемой диктемой. Предикация относит это именование к действительности. Тематизация (то-пикализация) включает диктемо-выраженную информацию в разворачивающийся текст. Стилизация снабжает текст коннотациями, осуществляющими его воздействие на слушающего, соответствующее коммуникативной цели говорящего» (Блох, 2019, с. 9).
Исследуя новостные тексты, нельзя не остановиться на новостных заголовках, которые не раз становились предметом лингвистического анализа. В современных лингвистических исследованиях заголовок наряду с такими жанрами текстов, как аннотация, новостной анонс и др., рассматривается как малоформатный текст, которому присущи характерные черты текстов большего объема; «в силу своего обозримого объёма, малоформатные тексты позволяют максимально наглядно проследить механизмы взаимодействия элементов на всех уровнях текстовой структуры» (Черкунова, Пономаренко, 2021, с. 100). Как справедливо отмечает А. А. Харьковская (2016), «в условиях современного, постоянно обновляющегося коммуникативного пространства малоформатные тексты занимают особое место в связи с повышенной способностью адаптировать свои параметры и свойства к новым коммуникационным каналам, требующим ограниченных по объему информационных форматов при сохранении смыслов и эмоционально экспрессивных текстовых составляющих, которые, например, в интернет-дискурсе могут дополняться видеорядом, эмотиконами и т.п.» (с. 245). В рамках диктемной теории текста определим заголовок новостного сообщения как малоформатный одно-диктемный текст, который обладает всеми свойствами диктемы, а именно номинацией, предикацией, топи-кализацией и стилизацией. Остановимся подробнее на анализе новостных заголовков и рассмотрим их тематизацию и стилизацию, определяющие их жанровую специфику.
Тематизация новостных диктем, представленных на современных новостных медийных интернет-порталах, определяется на главной странице сайта, разбивая тексты по рубрикам, которые освещают события, связанные определенной темой. Исследуемые нами новостные тексты объединены общей темой COVID-19. На протяжении более двух лет мир продолжает бороться с пандемией COVID-19, но даже и сейчас, в июне 2022 года, эта тема остается актуальной в новостных текстах. Их тематическое содержание можно охарактеризовать как поиски путей преодоления последствий, вызванных коронавирусной инфекцией. На примерах новостных заголовков можно проследить, что тематическое информирование происходит вокруг:
- персоны, столкнувшейся с жизненными трудностями, причиной которых стал COVID-19. Приведем пример:
Blow for Prince Andrew as he 'tests positive for Covid' and is forced to miss key Jubilee thanksgiving service at St Paul's after being told to stay away from Trooping the Colour today (The Daily Mail, 2 June 2022). / Положительный результат теста на Covid оказался ударом для принца Эндрю; его попросили пропустить благодарственный молебен в соборе Святого Павла после того, как ему велели держаться подальше от торжественного развода караула с выносом знамени (здесь и далее - перевод авторов статьи. - И. С., С. Б., Е. К.).
Информирование разворачивается вокруг принца Эндрю, чье имя много раз появлялось в скандальных публикациях. Само существование монархии в Великобритании основано на положительных стереотипах по отношению к королевской семье, поэтому любая «отрицательная» новость вызывает общественный интерес. Участие известных людей и негативного компонента повышает ценность новостного текста и привлекает внимание читателей, выдвигая на первый план импрессивную информацию, что выражается использованием номинативной фразы в начале предложения, которая вводит сложное предложение с союзной связью, осложненное герундиальным оборотом; отсутствием артикля со словом "blow", использованием настоящего времени вместо прошедшего;
- ситуаций, вызванных коронавирусными ограничениями. Приведем пример:
Australians are STILL chasing money for holidays cancelled by Covid more than two years later (The Daily Mail, 6 June 2022). / Австралийцы все еще пытаются получить деньги за поездки, отмененные из-за Ковид более двух лет назад.
Информирование разворачивается вокруг ситуации, которая возникла из-за отмены поездок в связи с ковид-ными ограничениями. Импрессивная информация передается настоящим продолженным временем, акцентируя внимание на затяжном периоде данной ситуации, и графическим выделением усилительного слова STILL;
- заявлений политиков и известных людей. Приведем пример:
Dr Nick Coatsworth issues a brutal message to those demanding MORE Covid restrictions after revealing the rules that served 'no useful purpose' (The Daily Mail, 6 June 2022). / Доктор Ник Коутсворт категорически требует не вводить дополнительных ковидных ограничений, так как выяснилось, что они бесполезны.
Информирование разворачивается вокруг заявления о бесполезности ограничительных правил. Импрес-сивная информация выражена прилагательным пейоративной окраски "brutal", выделением слова MORE;
- данных опросов или экспертных мнений. Приведем пример:
Extremely infectious Omicron variant BA 2.12.1 is now DOMINANT in the US - overtaking the 'stealth' form of Covid to make up nearly 80% of cases in New York and New Jersey, CDC reveals: Daily infections rise 13% over past week, deaths stay flat (The Daily Mail, 25 May 2022). / Чрезвычайно заразный омикронный вариант BA 2.12.1 в настоящее время ДОМИНИРУЕТ в США, обгоняя «скрытую» форму Covid, составляя почти 80% случаев в Нью-Йорке и Нью-Джерси, сообщает Центр по контролю и профилактике заболеваний США: за прошедшую неделю число случаев заболеваний Covid выросло на 13%, число же случаев со смертельным исходом осталось на прежнем уровне.
Такие новостные диктемы нацелены на передачу фактуальной информации, что выражается в широком использовании цифровых данных, цитировании экспертных данных. Следует отметить, что визуальные компоненты таких сообщений представлены графиками и/или диаграммами. Импрессивная информация выражается выделением слова DOMINANT, использованием настоящего времени, сложным синтаксическим составом предложения.
Рассмотрим подробнее лингвостилистические языковые средства, которые, стилизуя новостные диктемы, определяют их жанровую специфику.
Среди номинативных языковых средств, характерных для исследуемых новостных диктем, можно выделить существительные и номинативные фразы, которые формируют тематическое поле COVID-19 (pandemic, lockdown, mask, symptoms, vaccine, coronavirus, Covid cases, daily deaths, anti-vaxxer, vaccine mandate, Covid's impact, testing positive, rapid PCR test, Covid booster shot, recovering from the virus, Covid restrictions, catching Covid, coronavirus complications, isolation). Приведем примеры:
Pfizer asks FDA to authorize its COVID-19 vaccine for children from six months to four years (The Daily Mail, 2 June 2022). / Компания «Пфайзер» просит Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (ФДА) разрешить использование ее вакцины против COVID-19 для детей от шести месяцев до четырех лет.
Lionel Messi reveals he couldn't run at full intensity for SIX WEEKS because of Covid's impact on his lungs after testing positive in January... as the PSG star admits he rushed back into action too quickly after recovering (The Daily Mail, 31 May 2022). / Лионель Месси признался, что не мог бегать в полную силу в течение ШЕСТИ НЕДЕЛЬ из-за поражения легких коронавирусной инфекцией, которую обнаружили в январе... звезда футбольного клуба «Пари Сен-Жермен» признает, что он слишком быстро вернулся к активной деятельности после выздоровления.
Современные медиатексты стремятся к языковой компрессии, поэтому предикативная природа новостных диктем представлена не только простыми двусоставными распространенными предложениями, но и синтаксически сложными структурами, внутренняя когезия которых основана как на сочинительных и подчинительных связях, так и на бессоюзном соединении, которые, в свою очередь, осложнены предложениями со вторичной номинацией, включая инфинитивные, герундиальные и причастные конструкции, а также вводные структуры (парантезы). Нужно также отметить, что традиционно в заголовках встречаем отсутствие артиклей, употребление настоящего простого (Present Simple) вместо прошедшего простого (Past Simple) времени. Приведем примеры:
- простое двусоставное распространенное предложение:
Covid masks may trigger symptoms of hayfever such as sneezing and itchy nose (The Daily Mail, 3 June 2022). / Маски от Covid могут вызывать симптомы сенной лихорадки, такие как чихание и зуд в носу;
- сложноподчиненное предложение с обстоятельственным придаточным:
Mark McGowan SCRAPS Western Australia's vaccine mandate for millions of workers as the state finally drops tough Covid rules (The Daily Mail, 1 June 2022). / Марк Макгоуэн ОТМЕНЯЕТ мандат Западной Австралии на вакцинацию миллионов работников, поскольку штат наконец-то отменяет жесткие правила борьбы с Covid;
- сложноподчиненное предложение с определительным придаточным, осложненное герундиальным оборотом:
Ex-KGB agent who poisoned Alexander Litvinenko dies of coronavirus complications aged 56, 14 years after lacing exile's tea with polonium in London (The Daily Mail, 4 June 2022). / Бывший агент КГБ, отравивший Александра Литвиненко, умер от осложнений, вызванных коронавирусом, в возрасте 56 лет, через 14 лет после того, как привез чай с полонием в Лондон;
- сложное предложение с подчинительной союзной и сочинительной бессоюзной связями:
Post-pandemic staff shortages cause Memorial Day travel misery as another 338 flights are canceled and 1,000
are delayed: Total of 5,000 have been nixed over long weekend (The Daily Mail, 30 May 2022). / Постпандемическая нехватка персонала привела к сложностям с поездками в День памяти, поскольку еще 338 рейсов отменены и 1000 задержаны: в общей сложности 5000 рейсов были отменены в период длительных выходных;
- сложное предложение, где бессоюзное соединение выделено двоеточием и запятой:
Britain's WFH trend is waning: Three in four UK workers are now travelling into office at least once a week compared to only two-thirds in April, data shows (The Daily Mail, 27 May 2022). / Британский тренд «работать из дома» ослабевает: согласно данным, трое из четырех британских работников в настоящее время ездят на работу по крайней мере раз в неделю по сравнению с двумя третями в апреле.
Wales FINALLY ends Covid restrictions: Mark Drakeford will announce today that face masks in health and social care services will be scrapped next week (The Daily Mail, 27 May 2022). / Уэльс НАКОНЕЦ-ТО отменяет ковидные ограничения: Марк Дрейкфорд объявит сегодня, что масочный режим в службах здравоохранения и социального обеспечения будет отменен на следующей неделе.
Первый компонент таких синтаксически сложных образований может быть представлен номинативной фразой:
Britain's long Covid: Just 21% believe the pandemic is 'over' with a third still claim to wear masks while food shopping (The Daily Mail, 27 May 2022). / Затяжной Covid в Великобритании: только 21% населения считают, что пандемия «закончилась», а треть по-прежнему утверждает, что надевает маски во время походов за продуктами.
Стилизация однодиктемных текстов новостных заголовков проявляется также в употреблении модальных глаголов и отрицательных конструкций. Приведем примеры:
Why you might need blood pressure pills - even if you feel perfectly well: Leading experts think the threshold for getting treatment should be lowered in line with other countries. But would this put some people at risk? (The Daily Mail, 6 June 2022). / Почему вам могут понадобиться таблетки от артериального давления, даже если вы чувствуете себя очень хорошо: ведущие эксперты считают, что нормативные показатели артериального давления должны быть пересмотрены так, как это сделали в других странах. Но не поставит ли это под угрозу здоровье людей?
Стилизация данного новостного текста построена на выражении сомнения в правильности предложенных мер по изменению нормативных показателей артериального давления, так как это может вызвать проблемы со здоровьем, что передается модальными глаголами "might", "need", "should".
В следующем примере употребление отрицательной структуры заостряет внимание на проблеме и требует принятия соответствующих мер, чтобы изменить ситуацию:
Inquest into death of railway worker Belly Mujinga who died of Covid after being 'spat on' at London Victoria station during first lockdown will NOT look at whether she was infected by a passenger (The Daily Mail, 27 May 2022). / Расследование смерти железнодорожной работницы Белли Муджинги, которая умерла от Covid после того, как на нее «плюнули» на лондонском железнодорожном вокзале во время первого карантина, не будет связано с вопросом о том, заразилась ли она от пассажира.
Стилизацию новостных заголовков определяют и графические языковые средства: на синтаксическом уровне употребляются многоточие, тире, кавычки, восклицательный и вопросительные знаки. Приведем примеры:
'Let them compete!': Florida Gov. DeSantis touts victory as Special Olympics removes their COVID vax mandate after he threatened them with a $27.5m fine for excluding non-vaccinated athletes (The Daily Mail, 3 June 2022). / «Пусть они соревнуются!»: Губернатор Флориды ДеСантис анонсировал победу, так как комитет Специальных Олимпийских игр отменил мандаты вакцинированных от COVID после того, как он пригрозил им штрафом в размере 27,5 млн долларов за исключение непривитых спортсменов.
What happened to the fresh-faced stars of Melrose Place? As actor Brad Johnson dies of COVID at age 62, a look at the rollercoaster lives of his fellow cast members - from enduring success in Hollywood to sensational scandals and arrests (The Daily Mail, 5 June 2022). / Что случилось с новыми звездами Мелроуз Плейс? Актер Брэд Джонсон умер от COVID в возрасте 62 лет, а жизнь его коллег по актерскому составу похожа на катание на американских горках - от продолжительного успеха в Голливуде до сенсационных скандалов и арестов.
На морфологическом уровне используется капитализация, чаще всего графически выделяются вспомогательные глаголы и отрицательная частица "not" (WILL, WILL NOT, DOESN'T, HAVEN'T, NOT), усилительные слова (VERY, REALLY, STILL, FINALLY), наречия времени (AGAIN, TOMORROW), глаголы (DIE, LOSE, REJECT, RESIGN, STAY), прилагательные (POSITIVE, WORSE, FREE, USELESS, HUGE), местоимения (NOTHING, ANOTHER), модальные глаголы (SHOULD, NEED, COULD, MAY). Существительные и числительные также выделяются в текстах новостных заголовках, но повторения определенных слов не было отмечено; один раз встретился союз AND и один раз герундий (signs of COOLING). Приведем примеры:
The Covid jab data which reveals one VERY surprising detail about pandemic deaths - and it's certain to spark HUGE debate (The Daily Mail, 28 May 2022). / Данные о заражении Covid, которые раскрывают одну ОЧЕНЬ удивительную деталь о смертности от пандемии - и это, несомненно, вызовет БУРНЫЕ дебаты.
How a fit and healthy mum who caught Covid months ago is now unable to WALK and has to use a wheelchair -but to her disbelief doctors say it has NOTHING to do with the virus (The Daily Mail, 26 May 2022). / Спортивная и здоровая мама, которая заразилась Covid несколько месяцев назад, теперь не может ХОДИТЬ и вынуждена пользоваться инвалидной коляской, но врачи говорят, что это не имеет никакого отношения к вирусу.
Здесь необходимо отметить, что современные новостные медиатексты имеют нелинейный характер; визуальные компоненты, такие как фотографии, графики, иллюстрации, являются их неотъемлемой частью и оказывают влияние на стилизацию диктем, выполняя не только информативную, но и контактно-устанавливающую функцию, определяя диалогичность новостных медиатекстов, которая, в свою очередь, проявляется и в возможности для читателей оставить комментарий после прочтения новостного текста.
Заключение
Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Современный медиатекст представляет собой особый тип коммуникации вербального и медийного уровней, жанровая специфика которого определяется как дискурсивными, так и текстовыми категориями.
Жанровая специфика медиатекстов на уровне дискурса реализуется категориями интерпретации и диало-гичности. Рассматривая новостной медиатекст как диктемное образование, можно заключить, что жанровую специфику новостных текстов коронавирусной тематики определяет также категория целеполагания, которая, тематизируя диктемы, направляет информирование вокруг определенных тем: персоны, которая столкнулась с жизненными трудностями, причиной которых стал COVID-19; ситуаций, вызванных коронавирусны-ми ограничениями; заявлений политиков и известных людей; данных опросов или экспертных мнений.
Жанровая идентичность новостных медиатекстов коронавирусной тематики проявляется и в выборе морфологических, лексических, синтаксических и графических языковых средств на уровне текста. Лингво-стилистический анализ новостных заголовков, которые представляют собой малоформатные однодиктемные тексты, позволил выделить номинативные языковые средства, формирующие тематическое поле COVID-19, описать синтаксические (двусоставные распространённые предложения, полипредикативные предложения
с сочинительными и подчинительными связями, осложненные, в свою очередь, предложениями со вторичной номинацией) и графические языковые средства, такие как многоточие, тире, кавычки, восклицательные и вопросительные знаки, а также капитализация значимых лексических единиц, которые, стилизуя диктемы, определяют их жанровую специфику.
Перспективы дальнейшего исследования заключаются в более детальном изучении дискурсивных и текстовых категорий, которые формируют жанровую специфику медиатекстов различной направленности.
Источники | References
1. Бахтин М. М., Проблема речевых жанров. 1996. URL: https://www.iprbookshop.ru/49879.html
2. Блох М. Я. Жанрово-стилевая дифференциация языка, отраженная в дискурсологии как третьей части описания грамматики // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2021. № 3.
3. Блох М. Я. Текст-дискурс в замысле и развитии // Язык: категории, функции, речевое действие: мат. XII Между-нар. науч. конф. (г. Коломна, 11-12 апреля 2019 г.). Коломна, 2019.
4. Добросклонская Т. Г. Актуальные направления изучения новостного дискурса // Язык в координатах мас-смедиа: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2017.
5. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: актуальные направления изучения медиаречи // Вестник Московского университета. Серия 19 «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2020. № 4.
6. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров / под ред. М. Н. Кожиной. Изд-е 2-е, доп. и испр. СПб., 2012.
7. Ивченков В. И. Новые модели коммуникации и стилистические приоритеты современного медиадискурса // Медиалингвистика. 2019. Т. 6. № 1.
8. Кузьмина Н. А. Современный медиатекст: уч. пособие. Омск, 2011.
9. Харьковская А. А. Дискурсивный мир малоформатных интернет-текстов на сайтах британских и американских университетов // Язык, литература и культура как грани межкультурного общения / отв. ред. О. Д. Вишнякова. М., 2016.
10. Черкунова М. В., Пономаренко Е. В. Динамические свойства аннотаций к англоязычным произведениям художественной литературы // Филологические науки в Московском государственном институте международных отношений. 2021. Т. 7. № 2 (26).
Информация об авторах | Author information
RU
Сыресина Ирина Олеговна1, к. филол. н., доц. Бондаренко Светлана Владимировна2, к. филол. н. Корзова Елена Николаевна3, к. филол. н. 1 2' 3 Московский педагогический государственный университет
EN
Syresina Irina Olegovna1, PhD Bondarenko Svetlana Vladimirovna2, PhD Korzova Elena Nikolaevna3, PhD
1 2' 3 Moscow Pedagogical State University
123 i.syresina@mail.ru
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 22.06.2022; опубликовано (published): 31.08.2022.
Ключевые слова (keywords): новостной медиатекст; жанр; диктема; диктемный анализ; малоформатный одно-диктемный медиатекст; news media text; genre; dicteme; dictemic analysis; small-format one-dicteme media text.