Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 2
М.М. Бичарова
ЖАНРОВАЯ КОНСТЕЛЛЯЦИЯ В СИСТЕМЕ
МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННОГО ДИСКУРСА1
Статья посвящена проблеме жанрового многообразия текстов современного массово-информационного дискурса. В основе исследования лежит гипотеза о том, что в системе жанров печатной прессы отдельные жанровые разновидности, обладающие устойчивыми конститутивными признаками, в зависимости от заложенной в тексте прагматической цели, вступают друг с другом в определенные взаимоотношения. Тогда один текст по конкретным конститутивным признакам, прагматической направленности и структуре можно отнести не к одному, а к двум и более жанрам. В процессе такого взаимодействия формируется новая форма организации языкового пространства, для которой автор предлагает ввести термин «жанровая констелляция».
Ключевые слова: массово-информационный дискурс, жанр, текст, межжанровое взаимодействие, констелляция.
The article is devoted to the problem of genre variety of texts in modern mass-media discourse. The hypothesis that separate genre types of printed press having stable constitutive features interact to each other according to pragmatic aim is put into the investigation. This way with the help of special constitutive features, pragmatic orientation and structure it is possible to consider a text among two or more genres. In the process of such interaction a new form of organizing language area is formed. The author proposes to use for it a new term "genre constellation".
Key words: mass-information discourse, genre, text, genre interaction, constellation.
Теория речевых жанров — это интересное и оригинальное направление, которое, несомненно, относится к достижениям отечественной лингвистической мысли, благодаря ее основателю М.М. Бахтину. Несомненный интерес в рамках изучения речевых жанров представляют тексты массово-информационного дискурса, в силу уникальных особенностей деперсонализированного общения коммуникантов этой сложной системы, а также большого влияния,
Бичарова Мария Михайловна — канд. филол. наук, доц. кафедры гуманитарных дисциплин и английского языка Каспийского института морского и речного транспорта филиал ФГБОУ ВО «ВГУВТ». E-mail: [email protected]
1 Статья написана при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 14-06-31067 мол_а «Жанровая констелляция как принцип организации текстов массово-информационного дискурса».
которое средства массовой информации оказывают на формирование общественного мнения, ценностных ориентиров и установок. Требует специального исследования проблема жанровых разновидностей массово-информационного дискурса, так как набор жанров печатных и электронных средств массовой информации непрерывно изменяется и усложняется. Появление новых коммуникативных ситуаций, являющихся следствием развития общества, обусловливает рождение новых жанров и отмирание старых, обновляя, таким образом, всю жанровую систему.
Исследования жанров и различных типов дискурса сегодня активно развиваются в российском и зарубежном языкознании. В частности, различные стороны массово-информационного дискурса как сложного лингвистического объекта освещаются в работах М.М. Бахтина, В.Г. Костомарова, В.В. Ворошилова, Н.В. Вакуровой, С.М. Гуревича, Б.А. Зильберта, М.Р. Желтухиной, В.И. Конькова, И.П. Лысаковой, Л.М. Майдановой, Г.Я. Солганика, А.А. Тертыч-ного и др. На сегодняшней день можно вполне четко обозначить круг проблем, связанных с изучением жанров массовой информации и их разновидностей. Становится очевидной необходимость комплексного подхода к жанровой классификации и формулирования четких критериев, параметров, на основе которых происходит группировка жанров этого сложного явления2.
Во-первых, до сих пор актуален вопрос самого понятия речевого жанра. Имея классическое определение М.М. Бахтина, называющего жанрами «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний»3, ученые дополняют его новыми признаками и характеристиками, которые в итоге существенно усложняют понимание явления жанра и зачастую даже противоречат друг другу. Во-вторых, на наш взгляд, остается нерешенной проблема жанровой классификации, поскольку ни одну существующую на сегодняшний день типологическую модель нельзя в полной мере назвать идеальной, так как она либо охватывает не все жанры, либо не включает полный спектр критериев типологической классификации. Наконец, не существует единого мнения относительно статуса новых жанровых образований, которые появляются вследствие того, что одни жанры, утрачивая некоторые присущие им признаки, приобретают новые, порой не свойственные им черты.
2 Cм.: Кузьмина Е.В. К вопросу о жанровом разнообразии текстов интернет-коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 2.
3 Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
Современные авторы, объясняя трудности, связанные с изучением жанровой палитры средств массовой информации, говорят о модификации традиционных жанров, которые стремятся к актуализации первичной формы, образуя переходные, гибридные4 или синтетические жанры5. Возникает множество так называемых авторских жанров, фактически создаваемых, даже как бы инспирируемых, под конкретную личность и маркируемых конкретным именем6. Более того, одни и те же жанровые образования могут по-разному классифицироваться разными учеными как жанры, субжанры, гипержанры, жанроиды и пр. Взаимодействие и взаимовлияние жанров, по утверждению некоторых исследователей, в системе проявляются двояко: во-первых, любой жанр как таковой «оттеняется», выделяется другими жанрами, бытие одного жанра опосредованно влияет на функционирование соседних жанров; во-вторых, жанры испытывают непосредственное взаимовлияние вплоть до взаимопроникновения7. Двуединство этого процесса проявляется также в том, что, с одной стороны, каждый вновь появившийся жанр может оказывать значительное воздействие на систему существующих жанров, демонстрируя свои собственные возможности и укрепляя границы, а с другой — новый жанр не становится причиной отмирания старых, уже ранее существовавших, а только расширяет их круг8.
Жанр — это комплексное, многоаспектное, динамично развивающееся языковое образование, границы которого порой настолько расплывчаты, что сложно понять, с какой разновидностью приходится иметь дело. Работая с жанром как объектом лингвистического исследования, следует это четко понимать. Можно говорить о жанре как о языковом единстве, пусть даже относительном, чем-то неразделимом целом. Тогда вопрос определения и классификации жанров будет сопряжен с трудностями, связанными с размытостью их границ, процессами перехода одних жанров в другие, что в ко-
4 См.: Юрова Г.И., Королькова Е.В. К вопросу об особенностях жанрообразования в современных СМИ // Язык, коммуникация и социальная среда: Сб. ст. Вып. 2. Воронеж, 2002. С. 132-136. URL: http://lse2010.narod.ru/index/0-259 (дата обращения: 29.04.2015).
5 См.: Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. М.; Волгоград, 2003. С. 134.
6 См.: Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции / Под ред. проф. Р.А. Борецкого. Ин-т современного искусства. Мастерская телевизионной журналистики. М., 1997. URL: http://www.evartist.narod.ru/ text3/08.htm (дата обращения: 29.04.2015).
7 Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. 3-е изд., испр. и доп. М., 2005. URL: http://evartist.narod.ru/text5/44.htm (дата обращения: 29.04.2015).
8 См.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
нечном итоге ломает представление о жанре как отдельной языковой единице, так как она de facto неустойчива. Можно также утверждать, что жанр — это модель спонтанного либо запланированного вербального оформления «типичной ситуации взаимодействия людей»9, т.е. это больше процесс, чем явление. В этом случае возникает угроза потери целого ряда ключевых характеристик жанра, а также невозможности выстроить сложную иерархию типов, видов и подвидов, создающих жанровую палитру того или иного институционального дискурса.
Помня, что любой жанр, будучи относительно самостоятельной единицей, является элементом сложной системы. На наш взгляд, важно также осознать, что сам жанр — это система. Осмысливая существующие интерпретации понятия жанра различных авторов (М.М. Бахтин, Ф.Л. Косицкая, ТВ. Шмелева, А. Вежбицка, К.Ф. Седов, О.Б. Сиротинина и др.), мы видим, что определение сводится к следующему: это вербально оформленная коммуникативная ситуация, воплощенная в одном или множестве речевых актов, объединенных прагматически, тематически и композиционно и образующих целостную единицу речи. Строго говоря, жанр «под микроскопом» — это нечто целое, состоящее из множества взаимодействующих и взаимозависимых частей. Именно поэтому жанр можно назвать сложной, многоаспектной, динамичной системой вербальных и невербальных элементов, состоящих друг с другом в отношениях по принципам соподчиненности, взаимозависимости и взаимовлияния. Признание того факта, что жанр как целое состоит из элементов и их отношений, позволяет уяснить, почему жанр, с одной стороны, является динамично меняющимся и многоаспектным явлением с нечетко очерченными границами, а с другой — считается относительно устойчивым образованием. В первом случае причина в многокомпонентности жанра как системы. Каждый из компонентов — это самостоятельный элемент, который успешно может существовать в составе совершенно другой системы, а зачастую и вполне самостоятельно, безотносительно того или иного жанра. Упразднение одной составляющей или замена одного элемента другим может стать причиной существенных изменений самой системы. Во втором случае мы говорим об отношениях между элементами. Именно устойчивость отношений обусловливает устойчивость жанра как системы. Когда разрываются отношения между элементами, происходит изменение внутри системы, которое ведет к тому, что жанр утрачивает одни признаки и приобретает новые. Благодаря этому система жанров постоянно пополняется
9 Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 187.
и развивается, а вопрос жанрового разнообразия текстов различных типов дискурса, в том числе массово-информационного, не теряет своей актуальности. К важным вопросам относится и проблема характеристики отдельных жанров массово-информационного дискурса.
Система жанров необратимо подвержена изменениям, и объясняется это тем, что все возможности жанротворения в «моделировании» действительности, воздействии на нее10. В процессе вычленения новых жанров или обретения существующими дополнительных признаков, а также при их взаимопроникновении и взаимообогащении появляются новые формы организации текстового пространства, которые не всегда сразу можно отнести к конкретному жанру. В этом случае исследователю приходится решать, с чем он имеет дело. Когда жанровые границы объекта исследования довольно зыбкие, некоторые ученые предлагают использовать термины «гипержанр», «жанроид» либо «полижанровая организация текста», исследуя их теми же методами и по тем же принципам, что и жанры (К.Ф. Седов, В.В. Дементьев, В.И. Тюпа и др.). Если же такое образование не репрезентативно в системе дискурса, т.е. встречается один раз либо крайне редко, процесс изучения такого явления в определенном смысле не позволяет основываться на традиционных представлениях о жанрах и заставляет задуматься о новых принципах и законах текстовой организации информационного пространства.
Типичная проблема, с которой сталкивается исследователь в процессе изучения определенной группы текстов со схожими признаками, связана с тем, что один текст можно абсолютно легко по конкретным конститутивным признакам, прагматической направленности и структуре отнести не к одному, а к двум и более жанрам. Чтобы понять, как это происходит, рассмотрим пример.
В американской печатной прессе часто встречается раздел под названием "book review". Переведем его условно как «книжное обозрение». С одной стороны, тексты в данном разделе вполне можно отнести к отдельной жанровой разновидности под названием «книжное обозрение», поскольку они обладают специфическими конститутивными признаками, выполняют конкретную функцию и призваны выполнять определенную цель: довести до адресата информацию о вновь вышедшей книге, чтобы она нашла своего читателя11.
10 См.: Ученова В.В. Современные тенденции развития журналистских жанров // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1976. № 4. С. 17—27.
11 См.: Бичарова М.М. Книжное обозрение как жанр массово-информационного дискурса (на материале американской прессы): Дисс. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2011.
С другой стороны, детальное изучение текстов данной рубрики совершенно явно показало, что некоторые тексты могут иметь конститутивные признаки других жанров, например, критической заметки или рекламы, при этом не теряя признаков книжного обозрения. Эти признаки настолько гармонично сочетаются друг с другом в одном тексте, что становится невозможным сказать, к какой жанровой разновидности он относится. Таким образом, мы можем предположить, что в зависимости от того, какая цель, помимо основного намерения привлечь внимание читателя, преследуется в обозрении, его текст может представлять некую взаимозависимость жанровых направлений, которые могут фигурировать в дискурсе как по отдельности, так и сосуществовать в одном тексте. Для обозначения такого явления мы вводим термин «констелляция жанров» или «жанровая констелляция».
Термин «констелляция» в лингвистике впервые был введен автором глоссематики датским ученым Л. Ельмслевом в процессе описания взаимосвязей в структуре языка. Он был определен в качестве свободных зависимостей, в которых оба члена совместимы, но ни один не предполагает существования другого12. На наш взгляд, подобное явление вполне можно обнаружить и при изучении взаимосвязей между жанрами. Каждый жанр, будучи относительно самостоятельной единицей, может существовать как самостоятельно, так и объединяться с другим жанром, образуя новую форму текстовой организации. Эту новую форму уже нельзя назвать конкретным жанром, но и довольно сложно отнести к таким устойчивым явлениям, как, например, гипержанр или жанроид, так как его репрезентативность в системе дискурса единична. Изучение более 1000 таких текстовых образований13 показало, что вариаций таких сочетаний может быть множество, а частота похожих сочетаний одних и тех же жанров относительно невелика. Именно поэтому мы не можем утверждать, что «жанровая констелляция» — это самостоятельная новая форма организации текстового пространства. Это не явление или объект, а процесс, который характерен для системы массово-информационного дискурса. Это принцип, по которому происходит взаимодействие жанров. Результатом такого взаимодействия как раз и может стать образование новых более сложных форм, таких как гипержанр. Таким образом, введенный нами термин «жанровой констелляции», не опровергает и не исключает уже существующие в научном обиходе явления и понятия, а лишь дополняет и объясняет их появление.
12 См.: ЕльмслевЛ. Пролегомены к теории языка. М., 2006.
13 Исследовательский корпус текстов «Жанровая констелляция». URL: http:// constellation.aspu.ru/ (дата обращения: 29.04.2015).
Образование жанровой констелляции обусловлено прежде всего прагматической направленностью текста, т.е. желанием сделать текст более заметным, конкурентоспособным и привлекательным для читателя. Это своего рода маркетинговая стратегия, тактика14, позволяющая выделить текст из всего информационного потока медийного пространства. Важно отметить, что, как правило, автор, создающий текст для СМИ, может в конечном итоге преследовать одну из двух целей, которые отражают два важных аспекта воздействующей функции средств массовой коммуникации: аттрактивный и идеологический. В стремлении непосредственно привлечь внимание к событию, явлению, факту, автор сочетает элементы разных жанров, в полной мере реализуя аттрактивный аспект воздействующей функции СМИ. Назовем такой вид констелляции окказиональной (от англ. occasion — происшествие, случай, явление, важное событие). Если же для автора важно распространить среди получателей информации идею, идеологию, версию, мнение, тогда на первый план выходит идеологический аспект воздействующей функции СМИ, и комбинация двух и более жанров образует иной вид констелляции, назовем его концептуальной (от англ. conception — осмысление понимание, постижение).
Итак, предлагая термин «жанровой констелляции», ранее не используемый в исследованиях дискурса и жанра, мы предпринимаем попытку объяснить присутствие в массово-информационном дискурсе текстов, обладающих признаками не одного, а двух и более жанров. Мы считаем, что в массово-информационном дискурсе отдельные виды жанров, обладающие устойчивыми конститутивными признаками, в зависимости от заложенной в тексте прагматической цели, вступают друг с другом в определенные взаимоотношения по принципу «свободной зависимости», формируя новую форму организации языкового пространства, которую мы предлагаем определить как «констелляция жанров» или «жанровая констелляция».
Следующие конститутивные признаки жанровой констелляции: нестабильность, низкая репрезентативность, вариативность, прагматическая направленность и высокая динамичность — дают нам основание полагать, что это самостоятельное явление, отличное от известных текстовых образований типа гипержанр или жанроид.
Данные признаки позволяют определить жанровую констелляцию как «горизонтальное» взаимодействие жанров, имеющее место
14 См.: Молчанова Г.Г. Вербальный символ и маркетинговые коммуникативные стратегии текста // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 3.
в массово-информационном дискурсе, когда два простых жанра, переплетаясь в едином текстовом пространстве, сохраняют структуру и конститутивные признаки каждого из жанров, одновременно изменяя либо усиливая прагматическую составляющую текста.
Список литературы
Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Бичарова М.М. Книжное обозрение как жанр массово-информационного дискурса (на материале американской прессы): Дисс. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2011. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции / Под ред. проф. Р.А. Борецкого. Ин-т современного искусства. Мастерская телевизионной журналистики. М., 1997. URL: http://www.evartist.narod.ru/text3/08.htm (дата обращения: 29.04.2015). Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка. М., 2006. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. М.; Волгоград, 2003. Кузьмина Е.В. К вопросу о жанровом разнообразии текстов интернет-коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 2. Молчанова Г.Г. Вербальный символ и маркетинговые коммуникативные стратегии текста // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 3. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. 3-е изд., испр. и доп. М., 2005. URL: http://evartist.narod.ru/text5/44.htm (дата обращения: 29.04.2015). Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000. URL: http://www.evarist.narod.ru/text2/01/htm (дата обращения: 29.04.2015).
Ученова В.В. Современные тенденции развития журналистских жанров // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1976. № 4. Юрова Г.И., Королькова Е.В. К вопросу об особенностях жанрообразо-вания в современных СМИ // Язык, коммуникация и социальная среда. Сб. ст. Вып. 2. Воронеж, 2002. URL: http://lse2010.narod.ru/ index/0-259 (дата обращения: 29.04.2015).