3. Бокарев Т. Энциклопедия интернет-рекламы. Москва, 2010.
4. Васильев С.Е. Современная лингвистическая семантика. Москва, 1990.
5. Гак В.Г. Теория грамматики французского языка. М., 1981.
6. Кортленд Л.Бове, Уильям Ф.Аренс. Современная реклама. Довгань, 1995.
7. Назайкин А.Н. Рекламная служба газеты: Структура. Принципы. Функции. Учебное пособие. Москва, 2006.
8. Репина Т.А. Теоретическая грамматика румынского языка. М.: Издательство С.-Петербургского университета, 2003.
9. Encyclopedia of Advertising. New York, 2033.
10. GoddardAngela. Limbajul publicitatii. Polirom, 2012.
11. Gramatica limbii romane / Editura Academiei. Vol. 2. Bucuresti, 1966.
12. Kotler Ph. Mamagementul marketingului. Bucuresti, 2016.
13. ParlogH. Analiza anunturilor publicitare la nivelul vocabularului. Bucuresti, 2007.
ЖАНРОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КАРАКАЛПАКСКИХ НАРОДНЫХ ЛЕГЕНД Бекимбетов А.М. Email: [email protected]
Бекимбетов Азамат Мырзабаевич - младший научный сотрудник, каракалпакское отделение, Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук Академии наук Республики Узбекистан, г. Нукус, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье речь идет об исследовании малоизученной в каракалпакской фольклористике виде фольклора, как притча и сказка, жанр «легенды», который до сих пор живет и существует среди групп народной прозы. Этот жанр изучается в сопоставительном плане с национальным фольклором и жанром легенды устной прозы русских, узбекских, казахских народов.
Автор исследует в сопоставительном анализе специфические особенности и функцию жанра легенды с жанром мифа и разделяет жанровую классификацию на шесть видов.
Ключевые слова: легенда, предание, миф, классификация, жанр, народная проза, этиология, топонимика, генеалогия.
GENRE CLASSIFICATION OF THE KARAKALPAK NATIONAL
LEGENDS Bekimbetov A.M.
Bekimbetov Azamat Myrzabayevich - Junior researcher, KARAKALPAK BRANCH KARAKALPAK RESEARCH INSTITUTE OF HUMANITARIES OF THE ACADEMY OF SCIENCES OF UZBEKISTAN, NUKUS, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in this article we are talking about the study of the type of folklore in the Karakalpak folklore study, a genre of legend, which still exists and is widely known among groups of folk prose. This genre is studied in comparison with the national folklore and the genre of the legend of oral prose of the Uzbek, Kazakh and Russian peoples. Author, dividing the genre classification into six types and using the method of comparative analysis, studies the specific sides and functions of the genres of legend and myth. Keywords: myth, legend, tradition, folk prose, genre, classification, etiology, toponimics, genealogy.
УДК: 398.2
Нам известно, что в каракалпакской фольклористике все виды жанров фольклора собраны в полном виде и до сих пор не получил достойной оценки. Один из богатых образцов такого жанра каракалпакской устной народной литературы - это народная проза. Каракалпакская народная проза - это сказка, предание, легенда, притча, миф, они несколько отличаются от других жанров фольклора. Также, эти жанры, входящие в народную прозу отличаются друг от друга своим содержанием и выполняемой функцией. Были проведены исследования по жанру сказки из народной прозы [5, с. 110]. Легенды с эстетической функции сохраняет в себе все особенности фольклора, а жанры из других групп совсем отличаются от сказок, они ставят цель передать слушателям исторические реалии, а также оценку и взгляд народа, и все это является важной задачей для науки. Они следующие: миф, легенда, притча, предание, народные рассказы. Мы в предыдущих исследованиях остановились на сборе и исследовании этого жанра [1, с. 74-78]. Отмеченный в этой статье исследование поэтики жанра легенды, входящий во вторую группу и определение его видов является одним из важных задач в каракалпакской фольклористике сегодняшнего дня.
Отдельные фольклористы-ученые отмечают жанровые особенности легенды и указывают, что исторические предания с течением времени впитывают в себе фантастические особенности и переживают состояния превращения в легенду, «от правдивости быта рождается устный рассказ, от него предание, дальше легенда [7]. Эта научная концепция в основном правильна. Предание возникает там, где есть историческое событие, он имеет в виду исторические реалии события. К этим историческим реалиям на протяжении веков добавляются фантастические абстрактные элементы и он превращается в легенду. Это можно назвать как «диффузионное явление» среди жанров фольклора, переход с одного на другой, можно назвать как односторонний переход. Соглашаясь с эти рассуждением, мы хотим привести еще одно утверждение. Тут возникает вопрос: легенда возникает через предание или есть другие пути? Здесь между легендой и преданием стоит единица времени. Через временное пространство предание превращается в легенду. Судя тому, что это не единственный путь в возникновении легенды, он лишь один из многочисленных процессов, но превращение предания в легенду основной путь рождения легенды. Хоть и так, около них есть и вспомогательные пути, или есть такие моменты, когда легенда неожиданно как предание рождается с жанровыми особенностями.
События, которые произошли в истории, распространяются как предания об исторических личностях. Это легенды об исторических личностях, об исторических местах, а также отдельные из них о религиозных деятелях. Самый главный признак художественность, художественное изложение и гиперболизация, особо выделяется принцип чудесного и особенного изложения события. «Жанр легенды как и предание совсем отличается от сказок. Предание и легенда по сравнению со сказкой схожие между собой жанры. Разница между ними - в выполняемой функции. Например, если в предании рассказывается определенное историческое событие, то в легенде событие передается в художественно оформленном виде. Выделяются гиперболизация образов в легенде, их усиление и особенности. Если герои преданий создаются на основе определенного события, то герои легенд обогащаются художественными приукрашиваниями. Используются художественное мышление, художественная обрисовка и художественная фантазия. Этими специфическими особенностями предания и легенды близки между собой, также вместе с тем являются самостоятельным жанром не похожими друг на друга.
Близость двух этих жанров в том, что они рассказывают о событиях и людях, реально существовавших в истории, рассказывавшая в предании история еще не впитала всю силу фольклора, это рассказы, рассказанные в том виде, в каком был
передан народом. Когда он превращается в легенду к нему добавляется красочность легенды или преувеличиваются события, приукрашиваются и т.д. Произведение, когда превращается в легенду не растеряет своего отношения к историческому событию и первоисточнику.
Главный отличительный признак легенды от предания, в нем больше гиперболизации, используются фантастические элементы в обрисовке событий из жизни, смешан в быт людей сказочные, мифологические мотивы. В передаче исторического факта реальный быт людей имеет фольклорный вид и содержание, добавлена художественная передача события, а отличие от сказки в том, что это жанр ставит цель - передать правду. События, рассказывающие в легенде - это исторические события, которые произошли на самом деле, исторические личности показаны в эпическом плане, в изложении события в народной прозе уход из эпической традиции является одним из главных особенностей жанра легенды.
Под легендой подразумевается пересказ и интересная передача слушателям события, которое произошло давним давно, с фантастическими элементами, книжных, религиозных деятелей, прошлое историческое событие, сюжетам о жизни людей добавляются фантастические сюжеты, устное народное произведение, к которому добавляется фантастичность и гиперболизация для понимания слушателем произведения.
В легенде меньше внимания уделяется сведениям о том, когда произошло это историческое событие, иногда об этом вовсе не говорится, вместо этого встречается близость события к мотивам фантастических сказок, но сказочные мотивы полностью не используются, отдельные формы сказок встречаются в легкой форме. Например, «В древности под Аральском морем был город Адак», «Раньше женщины с луком на руках защищали родную землю», «у царя Сулаймана было кольцо, которое показывало что происходит во всем мире», «В древности жил человек по имени Хаким Улыкпан, котрый знал язык трав и растений», т.д. так начинается история, эта традиция не встречается в предании.
Легенда это устный рассказ народа, который берется из жизни народа, к которому добавляется фантастические мотивы, тут возникает вопрос кто же является носителями и распространяется они кем. Исполнители легенд - это рассказчики, знающие люди из народа и сам народ. Легенда не требует исполнения в специально отведенном месте, так как его объем небольшой и поэтому исполняется в любом месте. При этом исполнитель, рассказчик должны суметь поверить слушателей в правдоподобность истории, его реакции к интересной истории, между ними должен быть надежный контакт. В легендах сказочные мотивы и миф переплетаются с историческими событиями.
Еще одна жанровая особенность легенды - фантастические герои и фантастические истории ставит целью для разъяснения одного события или факта в свойственной жанровой специфике. Такие легенды во многом рассказывают об исторических местностях, о названиях исторических городов, добавляется в сюжет мифологические, фантастические мотивы и объясняется все это названием города или местности. Например, памятник «Назлымхан сулыу» имеет сюжет со сказочным мотивом, перекликается со встречающейся в каракалпакских дастанах «Гарип ашык Шахсанем», «Тахир Зухра» смертью одного из возлюбленных, услышав это другой бросается с высокой (минарет) местности и остается в народе историческим памятником.
Фольклористы, исследовавшие жанр легенды в основном пользуются принципом тематического разделения. В труде К.Имомова «Узбекская народная проза» разделение легенды по тематическим признакам на 4 является, думаем, одним из критериев в различении основных жанровых особенностей легенды. Это: а) легенды о фантастической истории и фантастических героях; б) легенды об историческом событии и исторических личностях; в) героические легенды; г) легенды с
топонимическим характером [3, с. 68]. А, второй ученый, специально исследовавший узбекские легенды М. Рахмонова по содержанию легенды делит на 7 групп:
1. В героической борьбе против завоевателей герои просят потустороннюю помощь, легенды с мотивом перехода в другой вид, или переход в другой мир;
2. Любовь двух молодых людей, легенды об их гибели;
3. Легенды об исторических личностях и легенды о жизни пророков;
4. Легенды о возникновении рода и населенных пунктов;
5. Мифологические басни (урод, ведьма, джин, т.д.) легенды;
6. Легенды о происхождении определенных существ, птиц, животных;
7. Легенды в названиях о происхождениях местностей, рек, гор, пустынь, священных мест [6, с. 9].
А, казахский фольклорист С.Каскабасов казахские легенды делит на тематические группы, из 3 - «историческое пространство», «религиозное чтение» и «утопическое явление» [4]. Белорусский фольклорист М.Я. Гринблат белорусские легенды разделяет тематически на «космогонический, или этиологический, (земля, река, гора, различные явления природы); этносоциальные (происхождение родов, различных социальных групп народа); религиозно-этнический (пророк, мудрецы, различные религиозные праздники, возникновение традиций) [2, с. 202].
Разделяемый один жанр народной устной литературы и со схожим и несхожим языком в науке фольклористики трех народов рассуждения хоть и отличаются друг от друга являются ценными сведениями в исследовании основных жанровых особенностей легенд, ее поэтических стилей. Мы беря во внимание исследования этих ученых, по содержанию и выполняемой функции каракалпакские легенды думаем разделить на следующие группы:
1. Этиологические легенды (рассказывающие о происхождении птиц и животных).
2. Исторические (об исторических событиях и личностях) легенды.
3. Топонимические (о происхождении наименований местности) легенды.
4. Религиозные (о наставниках и пророках) легенды.
5. Генеалогические (происхождение племен и родов) легенды.
6. Легенды, связанные с творчеством (мелодии кобыза, дутара происхождение музыкальных инструментов).
В заключении следует отметить, жанр легенды каракалпакской народной прозы специально не исследован и по нему до сегодняшнего дня каракалпакская фольклористика имела разные запутанные теоретические определения. Поэтому исследование с современной точки зрения каракалпакских народных легенд, раскрытие их воспитательного значения, изучение бесценного наследия наших предков, воссоздававших веками - являются важной задачей сегодняшнего дня.
Список литературы /References
1. Бекимбетов А. К вопросу исследования каракалпакской народной прозы // Вестник КК ОАН РУз. 2011. № 2. С. 74-78.
2. Гринблат М.Я. Белорусские легенды и предания //Прозаические жанры фольклора народов СССР. Минск, 1974.
3. Имомов К. Узбекская народная проза. Ташкент: Фан, 1981.
4. Каскабасов С. Казахская народная проза. Алматы: Гылым, 1984.
5. Мамбетназаров М. О каракалпакских сказках. Нукус, 1981.
6. Рахмонова М. Художественность узбекских народных легенд. Ташкент: Фан, 2009.
7. Саримсоцов Б. Состав жанров узбекского фольклора //Очерки узбекского фольклора. Тошкент, 1988. Т. I.; Жураев М. Исторические основы узбекских народных космогонических легенд.: Автореф. дис. ... докт. Филол. наук. Ташкент. 1996.