Научная статья на тему 'ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕДАЧ БРИТАНСКОГО ТЕЛЕКАНАЛА "БИ-БИ-СИ 1"'

ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕДАЧ БРИТАНСКОГО ТЕЛЕКАНАЛА "БИ-БИ-СИ 1" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
540
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ЖАНРЫ / ЖУРНАЛИСТИКА / НОВОСТИ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горобий Алексей Викторович

Актуальность исследования определяется тем, что телеканал «Би-Би-Си 1» представляет интерес, прежде всего, как образец общественного телевидения, сохраняющего престиж и конкурентоспособность в глобальном рыночном медиапространстве. Целью является анализ эфира «Би-Би-Си 1» с точки зрения форм журналистского и операторского творчества. Для проведения исследования была выбрана семиотическая методология, которая позволяет интерпретировать знаковые системы, будь то журналистские тексты или телевизионные кадры, как взаимосвязанные явления культуры. В результате выявлены важные социокультурные и мировоззренческие элементы, заложенные в телепередачах «Би-Би-Си 1» и определяющие их жанровый профиль. Таковыми являются социальная миссия общественного телевидения, сочетание региональных и столичных мотивов, преобладание серьезных информационных передач. Кроме того, программы открыты для развлекательной продукции, в том числе импортной. Имеет место также визуально-эстетическая адаптация дотелевизионных культурных форм театра, бульварной прессы и т. д. В связи с этим можно говорить о гибкой программной политике «Би-Би-Си 1», которая может быть полезным примером для разработки стратегий развития общественного телевидения в других странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF GENRES OF THE BBC ONE TV PROGRAMS

The relevance of the study is based on the fact that the BBC One channel is interesting as an example of a public service broadcaster which retains its image and competitiveness on the global media market. The goal of the research is to analyze the BBC One programming with regard to its forms of journalists’ and cameramen’s work. The semiotic methodology is chosen for interpreting sign systems, i. e. journalist’s texts or TV frames, as interconnected phenomena of culture. As a result, important sociocultural and philosophical elements integrated into the BBC One programming and determining its genre profile have been revealed. The social mission of the public broadcasting, combination of regional and metropolitan grounds, the prevalence of serious news genres are among them. Moreover, the programs are open for entertaining content including a foreign-made one. There is also a visual and aesthetic adaptation of pre-TV cultural forms of theater and the tabloid press, etc. Therefore, we can speak of a rather flexible programming policy of the BBC One, which can be a good model to develop strategies for public service broadcasters in other countries.

Текст научной работы на тему «ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕДАЧ БРИТАНСКОГО ТЕЛЕКАНАЛА "БИ-БИ-СИ 1"»

RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism

Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика

2021 Vol. 26 No. 1 115-122

http://journals.rudn.ru/ literary-criticism

DOI 10.22363/2312-9220-2021 -26-1-115-122 УДК 82.01

Научная статья / Research article

Жанровая характеристика передач британского телеканала «Би-Би-Си 1»

A.B. Горобий

Тверской государственный университет, Российская Федерация, 170002, Тверь, пр-кт Чайковского, д. 70 El alexogor@mail.ru

Аннотация. Актуальность исследования определяется тем, что телеканал «Би-Би-Си 1» представляет интерес, прежде всего, как образец общественного телевидения, сохраняющего престиж и конкурентоспособность в глобальном рыночном медиапространстве. Целью является анализ эфира «Би-Би-Си 1» с точки зрения форм журналистского и операторского творчества. Для проведения исследования была выбрана семиотическая методология, которая позволяет интерпретировать знаковые системы, будь то журналистские тексты или телевизионные кадры, как взаимосвязанные явления культуры. В результате выявлены важные социокультурные и мировоззренческие элементы, заложенные в телепередачах «Би-Би-Си 1» и определяющие их жанровый профиль. Таковыми являются социальная миссия общественного телевидения, сочетание региональных и столичных мотивов, преобладание серьезных информационных передач. Кроме того, программы открыты для развлекательной продукции, в том числе импортной. Имеет место также визуально-эстетическая адаптация дотелевизионных культурных форм театра, бульварной прессы и т. д. В связи с этим можно говорить о гибкой программной политике «Би-Би-Си 1», которая может быть полезным примером для разработки стратегий развития общественного телевидения в других странах.

Ключевые слова: Великобритания, телевидение, жанры, журналистика, новости, культура

Заявление о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

История статьи: поступила в редакцию 28 июля 2020 г.; принята к публикации 9 января 2021 г.

Для цитирования: Горобий А.В. Жанровая характеристика передач британского телеканала «Би-Би-Си 1» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021. Т. 26. № 1. С. 115-122. http://dx.doi.org/ 10.22363/2312-9220-2021-26-1-115-122

© TopoSHH A.B., 2021

0 I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecomn10ns.0rg/licenses/by/4.O/

Analysis of Genres of the BBC One TV Programs

Alexey V. Gorobiy

Tver State University, 70 Chaykovskogo Ave, Tver, 170002, Russian Federation El alexogor@mail.ru

Abstract. The relevance of the study is based on the fact that the BBC One channel is interesting as an example of a public service broadcaster which retains its image and competitiveness on the global media market. The goal of the research is to analyze the BBC One programming with regard to its forms of journalists' and cameramen's work. The semiotic methodology is chosen for interpreting sign systems, i. e. journalist's texts or TV frames, as interconnected phenomena of culture. As a result, important sociocultural and philosophical elements integrated into the BBC One programming and determining its genre profile have been revealed. The social mission of the public broadcasting, combination of regional and metropolitan grounds, the prevalence of serious news genres are among them. Moreover, the programs are open for entertaining content including a foreign-made one. There is also a visual and aesthetic adaptation of pre-TV cultural forms of theater and the tabloid press, etc. Therefore, we can speak of a rather flexible programming policy of the BBC One, which can be a good model to develop strategies for public service broadcasters in other countries.

Keywords: Great Britain, television, genres, journalism, news, culture

Conflicts of interest. The author declares that there is no conflict of interest.

Article history: submitted 28 July 2020; revised 5 November 2020; accepted 9 January 2021.

For citation: Gorobiy, A.V. (2021). Analysis of genres of the BBC One TV programs.

RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 26(1), 115-122. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-1-115-122

Введение

Великобритания - страна с одной из самых старых и развитых систем телевизионного вещания, которой удается в эпоху глобализации поддерживать особый облик и высокий авторитет своей экранной продукции. Основоположником телевидения в Великобритании была Британская вещательная корпорация («Би-Би-Си»), которая и в наши дни остается лидером британской телевизионной отрасли (несмотря на наличие сильных конкурентов) и одним из самых авторитетных мировых производителей телевизионного контента. В отечественной науке есть ряд исследований, касающихся британского телевидения, однако в них либо изложена общая картина развития общественного телевещания в Великобритании [1-4], либо рассматриваются отдельные жанры [5], однако в литературе недостаточно представлен культурологический взгляд на телепередачи, в частности канала «Би-Би-Си 1», сочетающий внимание к вербальной и визуальной стороне экранной продукции.

Анализ сетки вещания «Би-Би-Си 1»

Общественный характер «Би-Би-Си 1» проявляется в стремлении быть «телевизионным каналом смешанного жанрового профиля с самым большим охватом аудитории по всей Великобритании и транслировать широкий спектр высококачественных передач» [6-7]. Эта задача реализуется, среди прочего, за счет «региональных вариаций» эфира «Би-Би-Си 1», которые созданы для Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии и отдельных общин, говорящих на гэльском языке. Кроме того, в сетке вещания «Би-Би-Си 1» предусмотрены окна для выхода локальных выпусков новостей в каждом из 12 регионов Англии [8].

О выполнении задачи соблюдения жанрового разнообразия свидетельствует следующая статистика, являющаяся результатом анализа программы передач «Би-Би-Си 1» в период с 30 марта по 12 апреля 2020 года: 33 % эфирного времени занимают информационные передачи, 24 % - документальные и образовательные передачи, 21 % - художественные фильмы и сериалы, 9 % - спортивные трансляции, 6 % - развлекательные передачи, 4 % - передачи о культуре. Такой расклад свидетельствует, с одной стороны, о серьезности экранной продукции «Би-Би-Си 1». С другой стороны, значительная доля художественных фильмов и сериалов (в том числе мини-сериалов), объединяющих в себе интеллектуальные (просветительские) и развлекательные компоненты [5. С. 8], говорит об учете рыночных факторов при выработке программной политики телеканала.

Информационные передачи и инфотейнмент

Основа общественного телевидения - новости. Первоначально главный выпуск новостей выходил на «Би-Би-Си 1», как и на «Ай-Ти-Ви» (коммерческом канале - главном конкуренте «Би-Би-Си 1»), в 21:00, но затем оба ведущих британских телеканала передвинули этот выпуск на 22:00, с тем чтобы освободить прайм-тайм для показа фильмов и сериалов [4. С. 21]. При этом и «Би-Би-Си 1», и «Ай-Ти-Ви» ввели в сетку вещания выпуски новостей в 18:00 - сейчас они имеют подчас даже более высокие рейтинги, чем выпуски в 22:00. Это связано с тем, что после них на обоих каналах выходят региональные информационные передачи, традиционно представляющие интерес для аудитории на местах. Данная программная политика - пример того, как за счет регионализации эфира телеканалам удалось добиться «расширения» прайм-тайм, то есть привлечь зрителей к телеэкранам даже ранним вечером, когда обычно люди не склонны смотреть телевизор [9].

В 19:30 (то есть в прайм-тайм) на «Би-Би-Си 1» выходит «Панорама» -самая долгоживущая в мире информационно-аналитическая передача, выдержанная в русле расследовательской журналистики и впервые вышедшая на экраны в 1953 году. Если в «Панораме» расследовательская журналистика имеет политическую направленность, то в передаче «Сторожевой пес» (Watchdog, с 2020 года в рамках шоу «Один») - социально-экономическую: журналисты разбирают случаи нарушения прав работников, клиентов или деловых партнеров, а также проявления мошенничества и халатности при

ведении дел. Обе передачи отвечают социальной миссии «Би-Би-Си», однако существенно различаются по части визуального оформления. Для «Панорамы» характерен формат классических «больших» репортажей с соответствующей манерой съемки (длинные планы, тщательный подбор мизансцены для интервью), в то время как «Сторожевой пес» отличается более смелой, динамичной картинкой с быстрой сменой ракурсов и тем.

Интерес представляет политическое ток-шоу «Время вопросов» (Question Time), выходящее по четвергам после прайм-тайма (в 22:35) и воспроизводящее, в сущности, расклад мнений в британском парламенте: на ток-шоу обычно приглашаются представители правительства, официальной оппозиции (теневого кабинета) и других политических партий [10]. Организаторы ток-шоу избегают конфронтационности по обе стороны экрана, и в этом им помогают операторы: равномерное освещение, однообразные, долгие планы без «перебросок» камеры вносят вклад в поддержание спокойной атмосферы (стиль съемок напоминает экранную продукцию 1970-1980-х годов).

Что касается жанра «инфотейнмент», необходимо отметить, прежде всего, шоу «Один» (The One Show), выходящее каждый будний день в 19:00 и совмещающее в себе информационный журнал и ток-шоу. Оно охватывает чрезвычайно широкий круг тем - от серьезных политических новостей до шуточных сплетен, однако кроме предметного разнообразия у этой передачи есть еще одна особенность - благотворительность. В рамках шоу «Один» периодически проводится сбор средств на помощь сиротам, охрану дикой природы и т. п. Жанру «инфотейнмент» соответствует и визуальное оформление: студийный фон состоит из разноцветных вертикальных полос, а операторы часто используют внутрикадровую динамику («перебросы», приближения и отдаления камеры).

Кроме того, к жанру «инфотейнмент» относятся передачи о «стиле жизни», которые не только рассказывают о жизни, но и «программируют стиль жизни» (lifestyle programming). «Побег за город» - весьма показательная передача с точки зрения британского менталитета: это «шоу частной собственности». Оно заключается в том, что эксперты осматривают недвижимость в сельской местности, в действительности выставленную на продажу: для телезрителей познавательно-страноведческие аспекты здесь сочетаются с деловыми - с желанием узнать, сколько может стоить та или иная собственность. Подобным образом деловую сторону британского (и шире -англо-американского) менталитета отражает и американское реалити-шоу «Подмастерье», выходящее на «Би-Би-Си 1» по франшизе: начинающие бизнесмены должны выполнить задания и заслужить похвалу магната - ведущего шоу.

Культурная миссия «Би-Би-Си 1»

Авторитет «Би-Би-Си» основывается, наряду с информационными передачами, и на художественных телефильмах. Поколение «рассерженных молодых людей» дало не только выдающихся писателей и кинорежиссеров, но и теледраматургов, которые привнесли в экранную продукцию острую социальную направленность. В частности, телефильм Кена Лоуча «Домой,

Кэти» о жизни бедняков, показанный «Би-Би-Си 1» в 1966 году, считается одной из лучших передач в истории британского телевидения [11. С. 196]. Социальная направленность как реализация функции заботы об обществе проявляется и в мелодрамах. В частности, мыльная опера «Жители Ист-Энда», выходящая в эфир с 1985 года (с момента масштабного обновления программы «Би-Би-Си»), стала важной частью британской культуры. Она рассказывает о повседневной жизни в вымышленном округе Уолфорд (Лондон), но затрагивает многие спорные или запрещенные темы из реальной жизни -социальное неравенство, безработицу, расовую дискриминацию, насилие, сексуальные меньшинства. Среди драматических сериалов на «Би-Би-Си 1» можно выделить медицинские сериалы «Город Холби», «Несчастный случай» (Casualty) и «Доктора», а также криминальный сериал «Новые трюки» (New Tricks). Интересно, что действие всех перечисленных сериалов разворачивается в Лондоне, а значит, «Би-Би-Си 1», в отличие от центральных телеканалов некоторых других стран (например, Германии), не избегает акцентирования столичных мотивов в своей экранной продукции.

Наряду с демонстрацией социальных проблем «Би-Би-Си 1» видит свою миссию и в просвещении телезрителей, причем эта миссия реализуется как в художественном, так и в документальном жанре. Широкую международную известность получили документальные циклы английского натуралиста Дэвида Эттенборо «Голубая планета» и «Планета Земля». Книги другого популярного писателя, ветеринара Джеймса Хэрриота послужили основой для телесериала «О всех созданиях, больших и малых». Еще один пример художественного продукта с большим познавательным потенциалом -научно-фантастический сериал «Доктор Кто» [12].

В области культуры заметным явлением в эфире «Би-Би-Си 1» в последнее десятилетие стал документальный цикл «Вообразите», создателем и ведущим которого выступает Алан Ентоб. Сериал охватывает чрезвычайно широкий круг тем и личностей - биографии драматургов, певцов, танцоров, истории музыкальных и литературных направлений. Важно отметить, что Алан Ентоб отнюдь не ограничивается британской тематикой, видя свою миссию в том, чтобы привносить в дома телезрителей культуру всего мира. Если в вышеназванных информационных передачах наблюдалось совпадение их профиля и визуального стиля, то цикл «Вообразите» строится на визуальном контрасте: эта передача о культуре снимается не по канонам телевизионной эстетики, как можно было бы ожидать, а в динамичном стиле, порой перекликающемся даже с любительскими съемками (например, когда при записи интервью собеседники идут и журналист сам держит камеру в руке). По-видимому, такой стиль выбран с целью сделать передачу о культуре современной, новаторской, интересной широкой аудитории.

Развлекательный блок вещания «Би-Би-Си 1»

В то же время не следует воспринимать «Би-Би-Си 1» как телеканал, занятый исключительно просвещением и воспитанием населения. Немало на «Би-Би-Си 1» и развлекательных передач, из-за чего канал нередко обвиняют в популизме и подражании конкурентам из числа коммерческих телекана-

лов. Действительно, такие шоу, как танцевальный конкурс «Просто приходи танцевать», имеют большое сходство с продукцией «Ай-Ти-Ви» или «Ченнел 5». Коммерческий налет проявляется и в демонстрируемых «Би-Би-Си 1» импортных передачах, в первую очередь американских (например, в реалити-шоу «Подмастерье» или криминальном сериале «Диагноз: убийство»).

Отдельно следует остановиться на комедийных передачах в составе развлекательного блока. «Шоу Грэма Нортона» классифицируется как ток-шоу, однако в действительности оно совмещает в себе несколько поджанров варьете - юмористические стендап-монологи ведущего, музыкальные номера, игры со зрителями. В передаче встречается достаточно грубый юмор, который в целом соответствует традициям английской бульварной прессы, но в котором можно увидеть влияние и американских комедийных традиций. Более четкую корреляцию с жанром стендап-комедии обнаруживает шоу «Напрямую из Аполло»: оно транслируется в прямом эфире из театра «Хаммерсмит Аполло» в Лондоне и не имеет постоянного ведущего, каждый выпуск ведет тот или иной приглашенный артист. Традиционным британским жанром развлекательных телепередач являются ситуационные комедии, ситкомы (первым ситкомом в истории считается британский сериал 1940-х годов «Успехи Пинрайта», Pinwright's Progress).

Как видно из приведенной выше статистики, спорт не относится к приоритетам программной политики «Би-Би-Си 1»: телеканал показывает только те соревнования, которые считаются неотъемлемыми для британской спортивной культуры - обзоры чемпионата Англии по футболу, Уимблдон-ский теннисный турнир, Лондонский марафон, Олимпийские игры и финальную игру по американскому футболу «Супербоул» (последний факт говорит о влиянии американской культуры на британское телевидение).

Заключение

Подводя итоги, необходимо констатировать, что телеканал «Би-Би-Си 1», несмотря на давление рынка, остается серьезным и качественным средством массовой информации, ориентированным в первую очередь на непредвзятое информирование и просвещение телезрителей. Новости составляют профиль телеканала, однако информирование идет рука об руку с социальной миссией: многие передачи «Би-Би-Си 1» направлены на то, чтобы помогать людям, подсказывать им решение жизненных неурядиц, давать ориентиры. Немалый вклад в выполнение телеканалом своей социальной миссии вносит и региональный аспект вещания. Анализ показал, что, несмотря на серьезность телеканала, развлекательные передачи играют важную роль в его вещании, что подчеркивается тем фактом, что многие шоу, игры и сериалы идут в прайм-тайм. Это свидетельствует о гибкой программной политике руководства «Би-Би-Си 1», направленной на привлечение разных категорий телезрителей с целью их постепенного приобщения к стандартам качественной тележурналистики. На выполнение этой задачи ориентирована и визуальная сторона эфира: работая по линии сочетаемости или контраста с профилем той или иной телепередачи, режиссеры и операторы стараются придать ей дополнительную эстетическую привлекательность.

Список литературы

[1] Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. М.: Икар, 2011. 178 с.

[2] Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. М.: Аспект Пресс, 2014. 191 с.

[3] Любимов Б.И. Общественное вещание: британская модель. М.: ВК, 2006. 279 с.

[4] Орешкина Н.Е. Общественное телевидение в информационном обществе: британская модель: автореферат дис. ... к. ф. н. М.: МГУ, 2005.

[5] Покровская С.И. Жанр мини-сериала Би-Би-Си в условиях коммерциализации телевидения Великобритании: автореферат дис. ... к. ф. н. М: МГУ, 2010.

[6] Broadcasters' audience research board. Weekly TV set viewing summary (Jan 2010 -Jan 2020). URL: https://www.barb.co.uk/viewing-data/weekly-viewing-summary (accessed: 27.07.2020).

[7] About the BBC. Mission, values, and public purposes / BBC. URL: https://www.bbc.com/ aboutthebbc/governance/mission (accessed: 27.07.2020).

[8] Information about BBC English regions / BBC. URL: http://www.bbc.co.uk/england/ about.shtml (accessed: 27.07.2020).

[9] Nairn A. Mid-80s BBC One: the benefits of one big relaunch over piecemeal changes // Clean Feed. URL: https://cleanfeed.thetvroom.com/3312/opinion/mid-80s-bbc-one-the-benefits-of-one-big-relaunch-over-piecemeal-changes (дата обращения: 27.07.2020).

[10] BBC One. Question time. Frequently asked questions. URL: https://www.bbc.co.uk/ programmes/articles/5HrMm77Yz7vwzCZZ570nTdp/frequently-asked-questions (accesssed: 27.07.2020).

[11] Bignell J., Lacey S. British television drama. Past, present, and future. London: Palgrave Macmillan, 2014.

[12] Booth R. Doctor Who one of biggest shows in the world, says BBC following 'simulcast' // The Guardian. 2013, 24 November. URL: https://www.theguardian.com/tv-and-radio/2013/nov/24/doctor-who-biggest-show-world-bbc-simulcast (accessed: 27.07.2020).

References

[1] Boretskiy, R.A. (2011). Besedy ob isorii televideniya [Conversations about the history of television]. Moscow, Ikar Publ. (In Russ.)

[2] Golyadkin, N.A. (2014). Istoriya otechestvennogo i zarubezhnogo televideniya [History of television in Russia and abroad]. Moscow, Aspect Press. (In Russ.)

[3] Lyubimov, B.I. (2006). Obschestvennoe veschanie: Britanskaya model [Public broadcasting: The British mode!]. Moscow, VK Publ. (In Russ.)

[4] Oreshkina, N.E. (2005). Obschestvennoe televidenie v informatsionnom obschestve [Public television in the information society: The British model] (Dissertation of the Candidate of Philological Sciences). Moscow, Lomonosov Moscow State University. (In Russ.)

[5] Pokrovskaya, S.I. (2010). Zhanr mini-seriala Bi-Bi-Si v usloviyakh kommertsializatsii televideniya Velikobritanii [The genre of miniseries at the BBC in the context of commercialization of the British television] (Dissertation of the Candidate of Philological Sciences). Moscow, Lomonosov Moscow State University. (In Russ.)

[6] Broadcasters' Audience Research Board. Weekly TV set viewing summary (Jan 2010 -Jan 2020). Retrieved July 27, 2020, from https://www.barb.co.uk/viewing-data/ weekly-viewing-summary

[7] BBC. About the BBC. Mission, values, and public purposes. Retrieved July 27, 2020, from https://www.bbc.com/aboutthebbc/governance/mission

[8] BBC. Information about BBC English regions. Retrieved July 27, 2020, from http://www.bbc.co.uk/england/about.shtml

[9] Nairn A. (n.d.). Mid-80s BBC One: The benefits of one big relaunch over piecemeal changes. Clean Feed. Retrieved July 27, 2020, from https://cleanfeed.thetvroom.com/ 3312/opinion/mid-80s-bbc-one-the-benefits-of-one-big-relaunch-over-piecemeal-changes

[10] BBC One. Question Time. Frequently asked questions. Retrieved July 27, 2020, from https://www.bbc.co.uk/programmes/articles/5HrMm77Yz7vwzCZZ570nTdp/frequentl y-asked-questions

[11] Bignell, J., & Lacey, S. (2014). British television drama. Past, present, and future. London, Palgrave Macmillan.

[12] Booth, R. (2013, November 24). Doctor Who one of biggest shows in the world, says BBC following 'simulcast'. The Guardian. Retrieved July 27, 2020, from https://www.theguardian.com/tv-and-radio/2013/nov/24/doctor-who-biggest-show-world-bbc-simulcast

Сведения об авторе:

Горобий Алексей Викторович, кандидат исторических наук, соискатель кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Тверского государственного университета. ORCID iD: https://orcid.org/0000-0003-3640-7999. E-mail: alexogor@mail.ru.

Bio note:

Alexey V. Gorobiy, Candidate of History, External Doctoral Candidate at the Department of Journalism, Advertising and Public Relations of the Tver State University. ORCID iD: https://orcid.org/0000-0003-3640-7999. E-mail: alexogor@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.