Научная статья на тему 'Жaнрообразующие признаки самопрезентации (на материале самопрезентации студентов)'

Жaнрообразующие признаки самопрезентации (на материале самопрезентации студентов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевая самопрезентация / речевая стратегия / сценарий самопрезентации / риторический приём / speech self-presentation / speech strategy / self-presentation scenario / rhetorical technique

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Веселкова Татьяна Вячеславовна

Статья посвящена относительно новому жанру речи – самопрезентации. Исследование проводится на материале самопрезентаций студентов-нефилологов географического, социологического, биологического, механико-математического факультетов, факультета компьютерных наук и информационных технологий, Института физической культуры и спорта Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского и филологов, обучающихся в Институте филологии и журналистики. Цель исследования – выявление жанровых черт этих текстов. В ходе многоаспектного анализа самопрезентаций выявлены жанрообразующие черты, наиболее типичные когнитивные модели (сценарии) самопрезентации, которые позволяют сделать вывод о том, что самопрезентация студента – синтетический речевой жанр, преследующий информативные, императивные, оценочные цели. Также можно отнести его к жанру-реакции. Жанр самопрезентации взаимодействует с другими речевыми жанрами, как правило, в самопрезентацию включаются призыв, послание, благодарность. Бакалавры и специалисты выбирают стратегию – желание понравиться, казаться привлекательным для окружающих, магистранты – самопродвижение, саморекламу, доказывая профессиональную компетентность. Выбор данных стратегий связан с базисными характеристиками, которые автор определяет для себя как существенные: у магистрантов – карьера, у бакалавров и специалистов – семья, в которой они живут, и положительные качества личности. Представлен обзор форм самопрезентаций студентов. Примерами нетипичной самопрезентации являются тексты в стихотворной форме и сказки, в которых в качестве средств воздействия на аудиторию выступают словесно-логические и эмоционально-экспрессивные элементы речи. Ирония, шутка, игра слов удачно используются в самопрезентациях студентов, но в целом степень серьёзности очень высока, в большинстве своём самопрезентации являются вариантом деловой коммуникации. В работах студентов всех специальностей, кроме филологов, продуктивным и частотным является риторический приём – использование цитаты и ссылки на мнение известных людей, филологи используют лирические раздумья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genre-forming signs of self-presentation (based on the material of students’ self-presentation)

The article is devoted to a relatively new genre of speech – self-presentation. The research is based on self-presentations of non-philological students of the geographical, sociological, biological faculties, Faculty of Mechanics and Mathematics, Faculty of Computer Science and Information Technology, the Institute of Physical Culture and Sports of Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky and philologists studying at the Institute of Philology and Journalism. The purpose of the study is to identify the genre features of these texts. The multidimensional analysis of self–presentations revealed genre-forming features, the most typical cognitive models (scenarios) of self-presentation, which allow us to conclude that the student’s self-presentation is a synthetic speech genre pursuing informative, imperative, evaluative goals. It can also be attributed to the genre of reaction. The genre of self-presentation interacts with other speech genres, as a rule, self-presentation includes a call, a message, gratitude. Bachelors and specialists choose a strategy – the desire to please, to seem attractive to others, Master’s students – self-advertisement, self-promotion, proving their professional competence. The choice of these strategies is related to the basic characteristics that the author defines for himself as essential: for Master’s students this is a career, for bachelors and specialists – a family, in which they live, and positive personality qualities. The article presents an overview of the forms of students’ self-presentations. Examples of atypical self-presentation are poetic texts and fairy tales, in which verbal-logical and emotionally expressive elements of speech as means of influencing the audience. Irony, jokes, puns are successfully used in students’ self-presentations, but in general the degree of seriousness within the genre is very high, for the most part self-presentations are a variant of business communication. In the works of students of all faculties, except philologists, a rhetorical technique is productive and frequent – the use of quotations and references to the opinions of famous people, philologists use lyrical reflections.

Текст научной работы на тему «Жaнрообразующие признаки самопрезентации (на материале самопрезентации студентов)»

Жанры речи. 2024. Т. 19, № 3 (43). С. 247-255 Speech Genres, 2024, vol. 19, no. 3 (43), pp. 247-255

https://zhanry-rechi.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2311-0740-2024-19-3-43-247-255, EDN: LXJXTJ

Научная статья

УДК 811.161.1'38'42-057.87

Жанрообразующие признаки самопрезентации (на материале самопрезентации студентов)

Т. В. Веселкова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Веселкова Татьяна Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики, kyznecova.08@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5546-7893

Аннотация. Статья посвящена относительно новому жанру речи - самопрезентации. Исследование проводится на материале самопрезентаций студентов-нефилологов географического, социологического, биологического, механико-математического факультетов, факультета компьютерных наук и информационных технологий, Института физической культуры и спорта Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского и филологов, обучающихся в Институте филологии и журналистики. Цель исследования - выявление жанровых черт этих текстов. В ходе многоаспектного анализа самопрезентаций выявлены жанрообразующие черты, наиболее типичные когнитивные модели (сценарии) самопрезентации, которые позволяют сделать вывод о том, что самопрезентация студента - синтетический речевой жанр, преследующий информативные, императивные, оценочные цели. Также можно отнести его к жанру-реакции. Жанр самопрезентации взаимодействует с другими речевыми жанрами, как правило, в самопрезентацию включаются призыв, послание, благодарность. Бакалавры и специалисты выбирают стратегию - желание понравиться, казаться привлекательным для окружающих, магистранты - самопродвижение, саморекламу, доказывая профессиональную компетентность. Выбор данных стратегий связан с базисными характеристиками, которые автор определяет для себя как существенные: у магистрантов - карьера, у бакалавров и специалистов - семья, в которой они живут, и положительные качества личности. Представлен обзор форм самопрезентаций студентов. Примерами нетипичной самопрезентации являются тексты в стихотворной форме и сказки, в которых в качестве средств воздействия на аудиторию выступают словесно-логические и эмоционально-экспрессивные элементы речи. Ирония, шутка, игра слов удачно используются в самопрезентациях студентов, но в целом степень серьёзности очень высока, в большинстве своём самопрезентации являются вариантом деловой коммуникации. В работах студентов всех специальностей, кроме филологов, продуктивным и частотным является риторический приём - использование цитаты и ссылки на мнение известных людей, филологи используют лирические раздумья.

Ключевые слова: речевая самопрезентация, речевая стратегия, сценарий самопрезентации, риторический приём

Для цитирования: Веселкова Т. В. Жанрообразующие признаки самопрезентации (на материале самопрезентации студентов) // Жанры речи. 2024. Т. 19, № 3 (43). С. 247-255. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2024-19-3-43-247-255, EDN: LXJXTJ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Genre-forming signs of self-presentation (based on the material of students' self-presentation)

T. V. Veselkova

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

Tat'yana V. Veselkova, kyznecova.08@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5546-7893

Abstract. The article is devoted to a relatively new genre of speech - self-presentation. The research is based on self-presentations of non-philological students of the geographical, sociological, biological faculties, Faculty of Mechanics and Mathematics, Faculty of Computer Science and Information Technology, the Institute of Physical Culture and Sports of Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky and philologists studying at the Institute of Philology and Journalism. The purpose of the study is to identify the genre features of these texts. The multidimensional analysis of self-presentations revealed genre-forming features, the most typical cognitive models (scenarios) of self-presentation, which allow us to conclude that the student's self-presentation is a synthetic speech genre pursuing informative, imperative, evaluative goals. It can also be attributed to the genre of reaction. The genre of self-presentation interacts with other speech genres, as a rule, self-presentation includes a call, a message, gratitude. Bachelors and specialists choose a strategy - the desire to please, to seem attractive to others, Master's students - self-advertisement, self-promotion, proving their professional competence. The choice of these strategies is related to the basic characteristics that the author defines for himself as essential: for Master's students this is a career, for bachelors and specialists -a family, in which they live, and positive personality qualities. The article presents an overview of the forms of students' self-presentations. Examples of atypical self-presentation are poetic texts and fairy tales, in which verbal-logical and emotionally expressive elements of speech as means of influencing the audience. Irony, jokes, puns are successfully used in students' self-presentations, but in general the degree of seriousness within the genre is very high, for the most part self-presentations are a variant of business communication. In the works of students of all faculties, except philologists, a rhetorical technique is productive and frequent - the use of quotations and references to the opinions of famous people, philologists use lyrical reflections.

Keywords: speech self-presentation, speech strategy, self-presentation scenario, rhetorical technique

For citation: Veselkova T. V. Genre-forming signs of self-presentation (based on the material of students' self-presentation). Speech Genres, 2024, vol. 19, no. 3 (43), pp. 247-255 (in Russian). https://doi.org/10.18500/ 2311-0740-2024-19-3-43-247-255, EDN: LXJXTJ

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

В последние десятилетия активизируются процессы формирования новых форм и типов высказываний, проявляется постоянный интерес к изучению речевых жанров. Основной тенденцией лингвистических исследований является разработка универсальных методов анализа речевого поведения людей в разных коммуникативных ситуациях.

Коммуникативная компетентность является элементом профессиональной компетентности: в любой сфере деятельности необходимо знать особенности коммуникативной среды, определять цели и стратегии контактов, учитывая намерения и способы коммуникации партнёров, менять при необходимости собственные речевые тактики и стратегии. Способность и готовность представить себя, свою точку зрения и коммуникативные намерения позволяют эффективно выстраивать профессиональное общение, повышая конкурентоспособность специалиста на рынке труда. Развивая идею М. М. Бахтина: «Новый тип общения всегда порождает и новые формы речевой жизни: новые речевые жанры, переосмысление или упразднение некоторых старых форм и т. п. ...» [1: 22], лингвисты выделяют, описывают и изучают новые жанры речи, сформировавшиеся в университетской среде [2-4]. Мы изучаем самопрезентацию студентов, которая являет-

ся подготовленным заданием, развивающим умение позиционировать себя в общении при помощи вербальных и невербальных средств, оценивать впечатление, производимое на аудиторию, создавать определенный имидж. Цель исследования - выявление жанровых черт этих текстов.

Предлагаемая статья является продолжением изучения самопрезентаций студентов-нефилологов [5]. В предыдущем исследовании подробно анализировались языковые особенности самопрезентации, выделены лексические и синтаксические средства, выявлялись и описывались прагматические характеристики жанра самопрезентации студента, в данной работе рассматриваются соотношение формы и содержания, стилистические особенности. Анализируя работы филологов, мы выявили наличие специфики, связанной со специальностями студентов, так как в работах студентов-нефилологов разных специальностей специфика не проявилась. Материалом исследования послужили 380 самопрезентаций студентов-нефилологов и 120 самопрезентаций студентов-филологов. Перед выполнением задания студенты изучают теоретический материал, формулировка задания не ограничивает объём представленной информации, стиль, форму, а также временные рамки.

Основная часть

Жанр самопрезентации привлекает специалистов-исследователей социологии, психологии, социальной философии, культурологии, психолингвистики, литературоведения. Существует множество теорий самопрезентации и их классификаций. В теории родоначальника понятия «самопрезентация» американского социолога Ирвина Гофмана представлен широкий взгляд на проблему определения данного понятия - в каждом акте коммуникации предполагается наличие феномена самопрезентации [6]. Более узкий взгляд представлен в теории Е. В. Михайловой, она рассматривает самопрезентацию в качестве коммуникативного умения [7]. Исследователи анализируют самопрезентацию и как средство формирования Образа - Я и поддержания самооценки [8]. В некоторых работах самопрезентация представляется как сознательная игра «adomzatюn» - красование [9]. Ю. М. Жуков рассматривает самопрезентацию в аспекте делового общения, выделяя свод правил самопрезентации [10]. Изучение самопрезентации субъекта в том или ином типе дискурса является одним из направлений развития презентационной теории дискурса [11]. Под речевым жанром самопрезентации вслед за А. В. Курьянович мы будем понимать тип текста, появление которого обусловлено авторской целевой установкой самоподачи, самохарактеризации и самораскрытия в условиях определенной ситуации общения [12].

Определяя место самопрезентации студента в типологии речевых жанров, в качестве основания на первом этапе выбрано предложенное Т. Г. Винокур противопоставление двух полярных речевых замыслов -«фатики» и «информатики» [13]. Коммуникативная цель самопрезентации студентов очевидна, информативный замысел в самопрезентации является основанием отнести её к информативным речевым жанрам. Самопрезентация студента - это учебное задание, в этой ситуации предшествует определённое коммуникативное намерение адресата, которое выражается в необходимости проверить у студента знания, полученные за период изучения определённого курса. Следовательно, самопрезентация студента выполняет две функции: информативную и контролирующую, которые зависят от коммуникативной ситуации (автор / адресат). Наличие данных функций даёт основание говорить о самопрезентации студента как о «жанре-реакции» [3: 269] на требования, предъявляемые к автору со стороны адресата (преподавателя).

В иллокутивно-прагматическом (целевом), языковом, стилистическом, риторическом и т. д. отношении анализируемые тексты

различаются: среди них есть 2 сказки, 17 занятных и грустных судьбоносных реальных историй из жизни, 5 стихотворений, остальная большая часть представлена типичными рассказами о себе. Большая часть студентов отметила, что для них это первый опыт самопрезентации. Многие сравнивали своё выступление с минутой славы, некоторые воспользовались возможностью продемонстрировать свои таланты, чтобы произвести «вау-эффект», меньшая часть студентов оказалась в полной растерянности. Очевидно, что разное восприятие привело к разным формам самопрезентации: восторг - к стихам, растерянность - к официальной форме типичного резюме.

Сказки предложили только студенты механико-математического факультета. В обеих работах повествование ведётся от 3-го лица. Приведём пример одной:

Жила-была Юля, которой было 22 года. С детства она была любознательной и умной девочкой. Она умела рисовать, помогала папе в гараже, но самым большим её увлечением были математика, физика и химия.

В школе Юля училась хорошо, но иногда ей говорили, что она могла бы быть отличницей, если бы больше усердствовала. Но это не так уж её интересовало, потому что её страстью были именно точные науки.

Летом Юля обычно проводила время у дедушки с бабушкой в деревне. Там она зарабатывала карманные деньги на заводе вместе с друзьями, где сортировала разного рода железяки и болтики. Но это не повод для грусти, потому что деревенская жизнь была увлекательной и весёлой. В деревне Юля виделась с близкими друзьями, ходила на пикники и на озеро, а вечерами с удовольствием рисовала что-нибудь новое.

Когда настало время выбирать университет, Юля поступила на факультет физики, где получила основы своего образования и открыла для себя программирование. Она быстро поняла, что ей нравится создавать новые вещи, и начала изучать программирование самостоятельно.

Однако Юля всегда интересовалась педагогикой и занималась репетиторством ещё во время учёбы в университете. С течением времени она поняла, что именно обучение и воспитание молодого поколения - это то, что ей нравится и что она хочет делать в жизни.

К сожалению, в каждой истории есть трудности, история нашей героини не исключение. После перевода на другую специальность Юле пришлось забрать документы из вуза и поступить заново. Выбор пал на механико-математический факультет. Она продолжает учиться и работать, а уже летом Юля будет получать дополнительное образование по педагогике.

Юля - это прекрасный пример того, что следование своим мечтам и желаниям помогает в нахождении своего места в жизни. Она стала

перспективным педагогом благодаря своей целеустремлённости, усердию и неотступности.

Пол и имя главной героини совпадают с реальными. На наш взгляд, этот вариант можно рассмотреть как пример сознательной игры - красования, хотя автор пытается это завуалировать, выбирая повествование от 3-го лица вместо типичного 1-го. Во второй сказке главным героем является пчелёнок по имени Перец, хотя самого студента зовут Никита. Оказывается, что имя это он выбрал неслучайно, оно означает «прорывающийся» и очень подходит этому студенту, на занятиях он спорит, много знает, всегда имеет свою точку зрения.

Самопрезентации в стихотворной форме встретились редко: две у студентов-филологов и три у студентов-нефилологов, обучающихся в Институте физической культуры и спорта. Приведём один пример:

Был довольно трудный год. К нам в страну пришёл дефолт. Я, подумав «это мало», Родилась в тот год у мамы. Быстро промелькнули годы, В ожидании свободы Шла я гордо в первый класс Показать всем высший класс. Я хотела рисовать, Петь, хотя бы вышивать... Но меня спросить забыли И в бассейн запустили. Привыкая по чуть-чуть, Приняла я этот путь. Пролетели так года. Я меняла города. Лишь одна была константа. Я, со стойкостью сержанта, В дождь и в снег, в палящий зной Шла в бассейн как домой. Тренировки, вкус побед... Так прошло двенадцать лет. Мне пророчили ИФКиС, Но запал мой как-то скис. И, отринув этот путь, Я решила улизнуть. Поступила в ИИиМО И теперь могла легко Быть экспертом в разговорах Про межстрановые споры. Сердце ж было неспокойно. Экономика и войны Ему были не близки. Изнывая от тоски, Я решила всё вернуть И ступить на старый путь. Пусть прошло немало лет, Снова, спорт, физкульт-привет!

Так как в рамках статьи не можем разместить все работы, приведём пример того, как

описывает ещё один автор свой путь в спорте: Долго думали, гадали и, конечно, в спорт отдали. / Ну а так как я ж артистка, то отдали в фигуристки. // Я вставала в 6 утра, в 7 уже на лёд пора. / Было сложно, было больно, было холодно довольно. / сборы, ОФП, коньки, / Слёзы, сопли, синяки... //Школу жизни здесь прошла, / Множество друзей нашла, / 2-й взрослый получила, / Только травма подкосила. / Врач сказал: «На лёд нельзя!» / Мир мой рухнул навсегда. Ирония, шутка, игра слов удачно используются в самопрезентациях, написанных в стихотворной форме. В начале стихотворений описываются сложные обстоятельства, сопровождающие рождение автора: Шёл 2003 год. Дел у всех невпроворот. / Мама сессию сдаёт, 3 курс уже идёт. / Тут вмешалась в планы я, и в итоге января / Появилась я на свет, я - Полина, всем привет. В текстах самопрезентаций важными являются детали, подробности, описания. По-видимому, авторы сказок и стихов являются креативными личностями. Данные примеры могут быть подтверждением идеи В. В. Дементьева: «Многие классификации и выделяемые в них типы личностей естественным образом имеют ре-чежанровое выражение: креативные личности владеют "творческими жанрами", такими как жанры художественной речи, занимательный рассказ, изощрённый тост, и способны к творческому переосмыслению жанров.» [14: 9].

Занятные и грустные судьбоносные реальные истории из жизни, как правило, рассказываются, чтобы показать, каким путём пришли к выбору учебного заведения и специальности. Приведём примеры грустной и забавной судьбоносных историй:

1) Спустя четыре месяца подготовки я сдаю экзамены, но не без проблем - во время сдачи экзамена по химии я почувствовал боль в животе, из-за которой мне пришлось провести много времени в медкабинете. Это потерянное время не позволило мне дописать экзамен. И в ночь после экзамена меня отвезли в больницу с подозрением на аппендицит. Совокупность этих факторов не позволила мне поступить на бюджетное направление в университетах Санкт-Петербурга, в которых я хотел обучаться. 2) А поступила я на КБ, даже можно сказать, случайно. В последний день подачи документов мы с мамой приехали в 12 корпус СГУ, я написала согласие, но оригиналы документов не оставляла. После чего я собиралась поехать на мех-мат, так как проходила по баллам на Бизнес-информатику. Перед этим мы с мамой зашли в Сбербанк. Затем вызвали такси и поехали на мех-мат. Но по приезде я поняла, что забыла папку со всеми документами на банкомате в Сбербанке, поэтому мне пришлось отправиться обратно. Когда я зашла туда, рядом с банкоматами стояла инкассация, её сотрудники сказали, что отдали мою

папку какой-то пожилой женщине. Я очень испугалась, расплакалась и позвонила маме, чтобы она приехала, так как она осталась у корпуса мех-мата. Рядом с этим банком находится полицейский участок, оттуда вышел сотрудник полиции, я ему объяснила ситуацию, и он сказал мне писать заявление, что я и сделала, и в процессе его написания мне позвонила мама и сказала, что моя папка нашлась. После того, как я её забрала, у меня оставалось примерно 20 минут до конца срока подачи документов, я решила уже никуда не ехать, а оставить оригинал аттестата на Компьютерной безопасности. Первый семестр я не очень понимала, что я тут делаю, но после первой лекции по предмету «Введение в специальность» я осознала, что это направление действительно меня интересует и та бабушка из Сбербанка была этакой рукой судьбы.

В ходе анализа нами выявлены наиболее типичные когнитивные модели (сценарии) самопрезентации, лежащие в основе соответствующего речевого жанра. Самой частотной оказалась модель идентификации «Я = Я / Я = другому», она выбирается как основная во всех формах: «Я перфекционист, особенно в учёбе. Поэтому все учебные заведения, в которых я училась, я окончила с максимальными результатами». «Ещё в школе я поняла, что стану тренером, потому что спорт в моей жизни появился в раннем детстве». «Что касается моих личных качеств, то без угрызений совести могу сказать, что считаю себя самостоятельной, инициативной, ответственной, но главное качество, которое я ценю в себе - это дружелюбность, надеюсь, что многие из вас это заметили». «За прожитые 6743 дня я успела стать частью "Узбечки", а точнее целых двух (проработала в этой чайхоне около полугода), заняться ушу, танцами, волейболом».

На втором месте выделяется модель, в основе которой лежит ирония «Я - 'Я,», она выбирается в реальных историях из жизни, в стихах: «Переболела короной два раза, поэтому по праву можете называть меня королевой». «Я крутилась, я вертелась, / Мне на месте не сиделось. / Бегала как ураган, фору дав всем пацанам». «Я пришла на стадион, он зелёный, как газон. / Я взглянула и влюбилась, / Так в атлетку превратилась». «На данный момент я студентка 151 гр. социологического факультета, по совместительству мать и жена». Редко встречались другие модели: • модель отстранения «Я ф Я», выбирается в типичных самопрезентациях и стихах: «На данный момент ассоциирую себя с осой, представленной на слайде, так как продаю запчасти на осу». «Я хотела рисовать, петь, хотя бы вышивать... / Но меня спросить забыли и в бассейн за-

пустили». «Планировал стать актёром: посещал театральный кружок 3 года, курсы актёрского мастерства в театре "Грани" год и подготовительные курсы в Саратовском Театральном институте. Разочаровался в выбранной профессии». «Несмотря на имеющуюся почву, позволившую развиться пристрастию к биологии, на период с начала средней школы и по конец старшей меня интересовало всё, что бы ни попалось мне на глаза или всё, за что бы я ни брался. Эта заинтересованность всем, что я мог только увидеть, создала большую для меня проблему в виде трудности в определении моего будущего направления и профессии. Меня интересовала механика и инженерия, архитектура и дизайн, в какой-то момент меня интересовала айти-сфера. Также эта затруднённость подпитыва-лась моим опытом работы в разных сферах: флористике, инженерии слаботочных систем и пожарной безопасности и многом другом»; • модель сопоставления «Я ^ другой», выбирается в типичных самопрезентациях: «Вначале я боялся, что меня могут не принять и останусь белой вороной, но, как оказалось, все мои одногруппни-ки - добрые и хорошие люди». «Могу вас заверить, как и у вас, у меня есть грамоты по русскому медвежонку, кенгуру и британскому бульдогу». «Меня всегда отличало от других неповторимое чувство стиля. Я умело сочетала цвета и оттенки, а от моей одежды всегда веяло тяжёлым люксом». «К сожалению, мне трудно сокращать дистанцию в общении с людьми, но многие воспринимают эту мою особенность как агрессию». Самопрезентант сообщает информацию о себе, своих чувствах и намерениях, оценивает себя с общепринятой точки зрения, как правило, положительно, очень редко отрицательно: «...пристальное внимание всех к одному заставляет индивидуума "соответствовать" их представлениям о себе, или наоборот, продвигать своё собственное представление о себе в общественное сознание, заставляя это сознание признать индивидуальное представление в качестве образцового» [11: 112]. В самопрезентации часто встречается оценка профессиональных качеств и личности учителей, тренеров и наставников. Интересно в перспективе выделить и проанализировать речежанровые формы в этих оценках [4: 114-115].

Т. В. Анисимова и Е. Г. Гимпельсон отмечают, что в самопрезентации содержание речи задаётся адресатом, его потребностью

в информации, а композиция текста зависит от конкретной ситуации общения: является представление себя инициативой коммуникатора или просьбой реципиента, существовала предварительная договорённость о коммуникации, является она первичной или вторичной [15]. Наш материал показывает, что для бакалавров и магистрантов характерны разные стратегии, первые выбирают стратегию - желание понравиться, так как самопрезентация даёт возможность представиться коллективу более привлекательным, быть замеченным и высоко оценённым. Мы получаем представление о них как о личности, узнаём о том, чем интересовались в детстве и юношестве, о творческих и спортивных достижениях, жизненных ценностях и целях дальнейшей жизни. Магистранты выбирают стратегию самопродвижения или саморекламы, так как стремятся выглядеть компетентными в своей сфере, рассказывая не только о личных достижениях, но и об успехах воспитанников. Выбор стратегий связан с базисными характеристиками, которые автор самопрезентации определяет для себя как существенные. У магистрантов это карьера: «И так я стала с 18 лет работать тренером по художественной гимнастике, чтобы передавать свои знания и опыт воспитанницам». «В 20 году я в своём посёлке открыла спортивный зал со всем необходимым оборудованием, изучаю новые методы и приёмы для обучения». «Благодаря моему желанию тренироваться, упорству, я очень быстро выполнила разряд КМС, стала чемпионкой Саратовской области». У бакалавров и специалистов к базисным характеристикам относится семья, в которой они живут, и положительные качества личности: «Самая большая ценность в моей жизни - это моя большая семья, члены которой проживают не только в Саратове, но и в разных городах России». «Мне посчастливилось родиться в большой семье. Только в рамках города Саратова у меня примерно 20 близких родственников. Я считаю это одной из своих главных ценностей». «Начала писать книгу - пошла по стопам дедушки. Как вы могли догадаться, мой дедушка - писатель. Он посвятил мне книгу, которая рассказывает о моём отце, других родственниках. В ней он наставляет меня на тот самый верный путь, заставляя задуматься о многих вещах, переосмыслить семейные ценности». «Мы вместе с папой занимались спортом». «Скорее всего мой интерес к биологии начал появляться с 3-х лет благодаря постоянным походам и выездам с моими родителями». Авторы раскрывают себя с тех сторон, которые актуально / потен-

циально востребованы именно собеседником: «равновеликими» одногруппниками и преподавателем.

Наше исследование подтвердило ранее выявленный факт: «РЖС в некоторых работах, которые отличаются творческим подходом, взаимодействует с другими речевыми жанрами, в частности, с выражением: а) призыва., б) послания., в) благодарности.» [5: 201-202]. В самопрезентацию включается призыв к здоровому образу жизни, не бояться трудностей, идти к своей мечте; послание встречается не только к слушателям, но и к себе в будущее; благодарность звучит в адрес родителей, учителей и наставников.

Хорошая самопрезентация требует тщательной подготовки и наличия определённых умений у коммуникатора, продуманной композиции выступления, которая позволит систематизировать свое выступление. Вступление в типичной самопрезентации, как правило, содержит приветствие, тему выступления и мотивацию аудитории к слушанию -привлекающий внимание элемент, который одновременно отвечает на вопрос «Почему аудитории это может быть важно и интересно?» и позволяет логически перейти к основной части выступления: «Всем привет! Меня зовут Краснов Егор Александрович. В настоящее время я учусь в СГУ на первом курсе на факультете КНИиТ, и моя будущая специальность - это компьютерная безопасность». «Дорогие друзья, я Урюков Александр Александрович, и я рад, что сегодня у меня есть возможность рассказать вам о себе». «Здравствуйте! Меня зовут Куренкова Елена Сергеевна. Многие из вас меня знают, но я буду рада познакомиться поближе». «Как и некоторые ребята до меня я расскажу о причине моего поступления на биологический факультет, а именно в Саратовский государственный университет». В основной части, как правило, все стремились избежать излишней затянутости, исключая несущественные подробности. Стандартный набор тем, которые освещались, включает дату и место рождения, краткий рассказ об обучении в учебном заведении, представление достижений в различных областях, демонстрацию хобби, краткий рассказ о том, почему выбрал вуз, в котором обучается, и специальность.

Так как в самопрезентации есть возможность визуального сопровождения, большая часть студентов показывала книги, которые любят читать, фотографии, сделанные в путешествии, связанные с детскими годами, а также домашних животных. Один студент показал бирку из роддома, комментируя, что родился он в 2001 г. 17 мая в 12 часов 49 ми-

нут, данный факт, конечно, не столько важен для аудитории, сколько показывает некий способ запомниться.

В единичных примерах автор формально указывал, что рассказ завершён: «Всем удачи, до свидания», «На этом пока всё». Большая часть работ заканчивалась фразами, в которых звучит благодарность слушателям: «Спасибо за возможность рассказать о себе». «Благодарю за внимание». «На этом у меня всё, спасибо за внимание». «Благодарю вас за то, что вы выделили время, чтобы узнать обо мне чуть больше». «Благодарю за возможность предоставить информацию о себе от первого лица». Нередко заключение было наиболее эмоционально насыщенной частью выступления, содержало цитату: «Я хотела закончить цитатой: "Ты должен верить в себя, особенно в те моменты, когда в тебя никто не верит"» Андре де Грасса. «Своё выступление хочу закончить цитатой человека, благодаря которому мы, возможно, и получили возможность развиваться в и, а также благодаря этому человеку компьютеры получили массовое распространение среди обычных пользователей. По мнению Стива Джобса: "Быть самым богатым человеком на кладбище - это не главное... Ложиться спать и говорить себе, что сделал действительно нечто прекрасное, - вот что главное"». «Своё выступление хочу закончить любимой цитатой: "Найди дело по душе, и тебе не придётся работать ни дня в своей жизни" (Конфуций)». Данный риторический приём оказался продуктивным и частотным, студенты всех специальностей, кроме филологов, используют цитаты и ссылки на мнение известных людей. Студенты-филологи заканчивали свой рассказ лирическими раздумьями: «Пока пишу, читаю книги / Ищу себя по всем путям. // Ведь люди в целом многолики / Какой же я себя создам?».

Очевидно, что в самопрезентациях выделяются общие структурные особенности и вполне четкие границы высказывания.

Частотными оказались клишированные, стандартные фразы с элементами наукообразности, официальности: «Однако, несмотря на желание трудоустроиться и получать хорошую зарплату, я всё же считаю, что каждый человек должен стремиться не к материальным благам, а к весомому вкладу со своей стороны в какой-либо отрасли, для меня гораздо важнее, что человек оставит после себя, какой вклад он внесёт в развитие мира. Поэтому необходимо ставить перед собой действительные сложные задачи, но при решении их впоследствии вы преис-

полнитесь в том или ином деле. Заявить о себе миру является действительно достойной задачей человека». «Считаю, что открытое общение помогает создавать крепкие и долгосрочные взаимоотношения». «Я с уверенностью смотрю в завтрашний день. Сегодня я хочу посвятить себя тому, что мне действительно нравится, по-настоящему интересно». «Иногда полезно выходить из зоны собственного комфорта».

Некоторые характерные признаки самопрезентации студента, выделенные в нашем анализе, совпадают с выявленными в высказываниях студентов-активистов: «рассказывая о событиях, вольно или невольно создает собственный положительный образ» [2: 196], «стабильность целого ряда устойчивых выражений в словаре студента-активиста приводит к появлению штампов, клишированных оборотов, которые кочуют от одного высказывания к другому» [2: 195]. Этот факт можно рассмотреть с двух сторон, во-первых, он подтверждает наши выводы о том, что в своих самопрезентациях студенты хотели выделиться, запомниться, во-вторых, эти признаки характерны не только для высказываний студентов-активистов, а для высказываний, связанных с определённой ситуацией общения.

Заключение

С точки зрения коммуникативных целей самопрезентация студента - синтетический речевой жанр, преследующий информативные, императивные, оценочные цели. В типичных самопрезентациях автор представляет себя как личность с помощью описания лучших черт своего характера. Рассказывая о своих увлечениях, большая часть студентов с удовольствием описывает профессиональное занятие спортом, поэтому неслучайно в нашем материале много примеров, в которых так или иначе упоминается спорт. В сфере увлечений проявляется некоторая специфика: студенты-филологи в большей части увлекаются театральным мастерством и отмечают высокие результаты в обучении в художественной и музыкальной школе. В рассказах о любимых занятиях описываются детали, эмоции, в работах филологов встречаются лирические раздумья. Определённая специфика выявлена в сфере личностной и социальной самоидентификации: бакалавры и специалисты рассказывают преимущественно о своих личных качествах, магистранты - о профессиональных, при этом очевидно, что самопрезентация у магистрантов представляет собой более отработанную речевую практику. В самопрезентации студен-

та степень серьёзности очень высока: ирония, шутка, игра слов используются редко в самопрезентациях, представленных в форме стихотворения, сказки и в реальных историях из жизни, самопрезентации студентов в большинстве своем являются вариантом деловой коммуникации. В качестве специфических,

жанрообразующих признаков речевого жанра самопрезентации студента выделяются осмысленность самопредставления, положительный характер представления себя. Форма самопрезентации может быть разной, она зависит от коммуникативной цели самопрезентанта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахтин M. M. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. M. : Худож. лит., 1990. 543 с.

2. Елина Е. Г. Устный рассказ студента-активиста как речевой жанр // Жанры речи. 2019. № 3 (23). С. 193-199. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-3-23-193-199

3. Абросимова А. В. Отчёт о производственной практике как речевой жанр // Жанры речи. 2019. № 4 (24). С. 267-272. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-4-24-267-272

4. Анисимова А. Т. Студенческий отзыв о преподавателе как оценочный речевой жанр в российском и американском образовательных дискурсах // Жанры речи. 2021. № 2 (30). С. 109-117. https://doi.org/10.18500/2311-0740- 2021-2- 30-109-117

5. Веселкова Т. В. Самопрезентация студентов-нефилологов: речежанровые и лингвистические характеристики // Жанры речи. 2021. № 3 (31). С. 198-206. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2021-3-31-198-206

6. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. M. : Канон-пресс, 2000. 304 с.

7. Михайлова Е. В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. СПб. : Речь, 2007. 224 с.

8. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль / сост. Е. И. Кравченок ; под ред.

B. И. Добренькова. M. : Изд-во Mry. 1994. 495 с.

9. Leary M. R. Self-presentation: Impression Management And Interpersonal Behavior (Social Psychology Series). Brown & Benchmark Publishers, 1995. 246 p.

10. Жуков Ю. M. Эффективность делового общения. M. : Знание, 1988. 64 с.

11. Олянич А. В. Презентационная теория дискурса : монография. Волгоград : Парадигма, 2004. 507 с.

12. Курьянович А. В. Когнитивная сущность речевого жанра самопрезентация в эпистолярном дискурсе M. И. Цветаевой // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. № 5 (56).

C. 144-146.

13. Винокур Т. Г. Информативная и фатическая речь как обнаружение разных коммуникативных намерений говорящего и слушающего // Русский язык в его функционировании / отв. ред. Е. А. Земская, Д. Н. Шмелев. Т. 1. Коммуникативно-прагматический аспект. M. : Наука, 1993. С. 5-29.

14. Дементьев В. В. Персонологическая генристика // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 7. Жанр и языковая личность. Саратов : ИЦ «Наука», 2011. С. 5-25.

15. Анисимова Т. В., Гимпельсон Е. Г. Речевая компетенция менеджера : учебное пособие. M. : Mосковский психолого-социальный институт, 2004. 480 с.

REFERENCES

1. Bakhtin M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i nar-odnaya kultura srednevekov'ya i Renessansa. 2-e izd.

[Creativity of Francois Rabelais and folk culture of the Middle Ages and Renaissance. 2nd ed.]. Moscow, Khu-dozhestvennaya literatura, 1990. 543 p. (in Russian).

2. Elina E. G. The oral story of a student activist as a speech genre. Speech Genres, 2019, no. 3 (23), pp. 193199 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-

3-23-193-199

3. Abrosimova A. V. Report on production practice as a speech genre. Speech Genres, 2019, no. 4 (24), pp. 267272 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-

4-24-267-272

4. Anisimova A. T. Student review of a teacher as an evaluative speech genre in Russian and American educational discourses. Speech Genres, 2021, no. 2 (30), pp. 109-117 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2311-0740- 2021- 2- 30-109-117

5. Veselkova T. V. Self-presentation of non-philological students: Speech genre and linguistic characteristics. Speech Genres, 2021, no. 3 (31), pp. 198206 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2311-0740-2021-3-31-198-206

6. Hoffman I. Predstavlenie sebya drugim v povsed-nevnoi zhizni [Presenting oneself to others in everyday life]. Moscow, Canon-press, 2000. 304 p. (in Russian).

7. Mikhailova E. V. Samoprezentatsiya: teorii, issle-dovaniya, trening [Self-presentation: Theories, research, training]. Saint Petersburg, Speech, 2007. 224 p. (in Russian).

8. Kuli Ch. Social self. In: Amerikanskaya sotsiolo-gicheskaya mysl'. Sost. E. I. Kravchenok, pod red. V. I. Dobren'kova [Kravchenok E. I., comp., Do-bren'kov V. I., ed. American sociological thought]. Moscow, Moscow University Press, 1994. 495 p. (in Russian).

9. Leary M. R. Self-presentation: Impression Management And Interpersonal Behavior (Social Psychology Series). Brown & Benchmark Publishers, 1995. 246 p.

10. Zhukov Yu. M. Effektivnost' delovogo obshcheniya [Efficiency of business communication]. Moscow, Znanie, 1988. 64 p. (in Russian).

11. Olyanich A. V. Prezentatsionnaya teoriya diskursa: monografiya [Presentation theory of discourse: Monograph]. Volgograd, Paradigma, 2004. 507 p. (in Russian).

12. Kuryanovich A. V. Cognitive essence of the speech genre self-presentation in the epistolary discourse of M. I. Tsvetaeva. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2006, no. 5 (56), pp. 144-146 (in Russian).

13. Vinokur T. G. Informative and phatic speech as the detection of different communicative intentions of the speaker and the listener. In: Russkii yazyk v ego funktsionirovanii. Otv. red. E. A. Zemskaya, D. N. Shmelev. T. 1. Kommunikativno-pragmaticheskii aspekt [Zemskaya E. A., Shmelev D. N., eds. Russian language in its functioning. Communicative and pragmatic aspect]. Moscow, Nauka, 1993, pp. 5-29 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Dementyev V. V. Personological genristics. Zhanry rechi: sb. nauch. st. Vyp. 7. Zhanr i yazykovaya lichnost' [Speech Genres: Coll. of sci. arts. Iss. 7. Genre and linguistic personality]. Saratov, ITs "Nauka", 2011, pp. 5-25 (in Russian).

15. Anisimova T. V., Gimpelson E. G. Rechevaya kompetentsiya menedzhera: uchebnoe posobie [Manager's speech competence: Study guide]. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute Publ., 2004. 480 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 23.08.2023; одобрена после рецензирования 29.09.2023; принята к публикации 17.10.2023 The article was submitted 23.08.2023; approved after reviewing 29.09.2023; accepted for publication 17.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.