Научная статья на тему 'КОММУНИКАЦИЯ С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ: ИНФОРМИРОВАНИЕ, САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ, ВОЗДЕЙСТВИЕ'

КОММУНИКАЦИЯ С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ: ИНФОРМИРОВАНИЕ, САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ, ВОЗДЕЙСТВИЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сетевой дискурс / воздействие / интернет-коммуникация / социальная сеть / искусственный интеллект / ChatGPT / network discourse / impact / Internet communication / social network / artificial intelligence / ChatGPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ерещенко Маргарита Владимировна, Богуславская Вера Васильевна

Стремительное развитие Всемирной сети усиливает интеграцию виртуального и реального пространств, совершенствуя технологии и проникая во все сферы физического социального бытия, выводя на новый уровень коммуникацию между человеком и виртуальной реальностью. За сравнительно короткие периоды произошедших технологических революций становление теории дискурса также ознаменовалось четырьмя полноценными революциями, связанными с осмыслением текста как центрального объекта дискурса: от понимания того, что текст не обязательно должен быть художественным до психолингвистических факторов его рассмотрения (внутренняя речь как объект теории дискурса). Формулировка новой дискурсивной революции, которая идет уже сейчас, может звучать так: текст не обязательно должен быть создан человеком. Цель представляемого в статье исследования заключается в характеристике таких параметров коммуникации в социальных сетях, как информирование, самопрезентация и воздействие, с учетом появления нового фактора, формирующего коммуникативное интернетпространство – виртуального «собеседника», созданного на основе технологии искусственного интеллекта. В статье анализируются текстовые сообщения ChatGPT – программы, которая появилась в социальной сети TenChat в роли одного из коммуникантов, имеющего возможность быть как инициатором коммуникативного акта, так и его непосредственным участником. Авторы приходят к выводу, что современные реалии интернет-коммуникации позволяют говорить о возможности выделения нового жанра сетевого общения – артифициатив (от лат. artificialis – «искусственный»), который подразумевает общение между человеком и искусственным интеллектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION WITH ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN A SOCIAL NETWORK: INFORMATION, SELF-PRESENTATION, IMPACT

The rapid development of the World Wide Web enhances the integration of virtual and real spaces, improving technology and penetrating into all spheres of physical social existence, bringing to a new level the communication between humans and virtual reality. During the relatively short periods of technological revolutions, the formation of discourse theory was also marked by four fullfledged revolutions related to the conceptualization of text as the central object of discourse: from the understanding that a text does not necessarily have to be artistic to the psycholinguistic factors of its consideration (inner speech as an object of discourse theory). The formulation of the new discursive revolution, which is already underway, may sound like this: a text does not necessarily have to be human-made. The purpose of the research presented in the article is to characterize such parameters of communication in social networks as information, self-presentation and impact, taking into account the emergence of a new factor shaping the communicative Internet space a virtual “interlocutor” created on the basis of artificial intelligence technology. The article analyzes the text messages of ChatGPT, a program that appeared on the TenChat social network in the role of one of the communicators, who has the opportunity to be both the initiator of a communicative act and its direct participant. The authors conclude that the modern realities of Internet communication allow us to talk about the possibility of highlighting a new genre of network communication an artificiative (from Latin artificialis – artificial), which implies communication between humans and artificial intelligence.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАЦИЯ С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ: ИНФОРМИРОВАНИЕ, САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ, ВОЗДЕЙСТВИЕ»

Научная статья УДК 81

Б0110.24147/2413-6182.2024.11(2). 255-2 70

¡ББЫ 2413-6182 еЯБИ 2658-4867

КОММУНИКАЦИЯ С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ: ИНФОРМИРОВАНИЕ, САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ, ВОЗДЕЙСТВИЕ

М.В. Ерещенко1 н, В.В. Богуславская2

1 Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия) 2 Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина (Москва, Россия)

Аннотация: Стремительное развитие Всемирной сети усиливает интеграцию виртуального и реального пространств, совершенствуя технологии и проникая во все сферы физического социального бытия, выводя на новый уровень коммуникацию между человеком и виртуальной реальностью. За сравнительно короткие периоды произошедших технологических революций становление теории дискурса также ознаменовалось четырьмя полноценными революциями, связанными с осмыслением текста как центрального объекта дискурса: от понимания того, что текст не обязательно должен быть художественным до психолингвистических факторов его рассмотрения (внутренняя речь как объект теории дискурса). Формулировка новой дискурсивной революции, которая идет уже сейчас, может звучать так: текст не обязательно должен быть создан человеком. Цель представляемого в статье исследования заключается в характеристике таких параметров коммуникации в социальных сетях, как информирование, самопрезентация и воздействие, с учетом появления нового фактора, формирующего коммуникативное интернет-пространство - виртуального «собеседника», созданного на основе технологии искусственного интеллекта. В статье анализируются текстовые сообщения ChatGPT - программы, которая появилась в социальной сети ТепСЬ^ в роли одного из коммуникантов, имеющего возможность быть как инициатором коммуникативного акта, так и его непосредственным участником. Авторы приходят к выводу, что современные реалии интернет-коммуникации позволяют говорить о возможности выделения нового жанра сетевого общения - артифициатив (от лат. агййаа^ - «искусственный»), который подразумевает общение между человеком и искусственным интеллектом.

Ключевые слова: сетевой дискурс, воздействие, интернет-коммуникация, социальная сеть, искусственный интеллект, ChatGPT.

Для цитирования:

Ерещенко М.В., Богуславская В.В. Коммуникация с искусственным интеллектом в социальной сети: информирование, самопрезентация, воздействие

© М.В. Ерещенко, В.В. Богуславская, 2024

// Коммуникативные исследования. 2024. Т. 11. № 2. С. 255-270. DOI:

10.24147/2413-6182.2024.11(2).255-270.

Сведения об авторах:

1 Ерещенко Маргарита Владимировна, кандидат филологических наук,

доцент, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся

ORCID: 0000-0002-2840-1194

2 Богуславская Вера Васильевна, доктор филологических наук, доцент,

профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации

ORCID: 0000-0003-4118-382X

Контактная информация:

1 Почтовый адрес: 344006, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42

2 Почтовый адрес: 117485, Россия, Москва, ул. Академика Волгина, 6

1 E-mail: mereshchenko@sfedu.ru

2 E-mail: VVBoguslavskaya@pushkin.institute

Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов Дата поступления статьи: 01.03.2024 Дата рецензирования: 08.03.2024 Дата принятия в печать: 10.04.2024

Введение

Изучение онтологического влияния феномена интернет-пространства на современный социум и мироустройство в целом затрагивает множество самых разнообразных аспектов: это проблемы общения и взаимодействия пользователей в социальных сетях, принципы формирования и функционирования виртуальных сообществ, особенности самопрезентации и самореализации личности в сетевом дискурсе и мн. др. (см.: [Карасик 2019а; Карасик 2019б; Карасик 2023; Кончаковский 2010; Лутовинова 2009; Sukumaran et al. 2011] и др.]. Появление в сетевом общении виртуального «собеседника», созданного на основе технологии искусственного интеллекта, определяет новый аспект, требующий научного лингвистического рассмотрения и интерпретации.

Развитие Интернета ознаменовано четырьмя технологическими революциями - от Web 1.0 до ожидаемого четвертого поколения Всемирной паутины Web 4.0. В период Web 1.0 Интернет представлял собой один из способов получения информации: пользователи могли читать вебсайты, порталы и онлайн-сервисы, но возможности прямого взаимодействия не было, так как это была сеть односторонней связи. С Web 2.0 появляются социальные сети, а значит, возможность у пользователей об-

щаться и взаимодействовать, обмениваться информацией, создавать собственный контент. Web 3.0 характеризуется предоставлением пользователям широких полномочий контроля и управления своими данными, они становятся участниками в управлении сетью. Появляется особая виртуальная среда, оказывающая влияние на реальность: сеть делает неконкурентноспособными традиционные СМИ; начинает использовать технологии искусственного интеллекта, «очеловечивая» коммуникацию между человеком и виртуальной реальностью; является огромной, невероятной по масштабам базой данных, способной воздействовать на пользователей, предоставляя им ту информацию и услуги, которые были интерпретированы ею как наиболее удовлетворяющие их потребности, а также анализировать социальные изменения и векторы развития [Суходолов, Бычкова, Ованесян 2019: 652]. Следующий виток развития всемирной сети - Web 4.0 - усилит интеграцию виртуального и реального пространств, продолжив совершенствовать технологии искусственного интеллекта и проникая во все сферы физического социального бытия.

В начале 1960-х гг. В.В. Виноградов выделяет три важнейшие функции языка: функцию общения, функцию сообщения и функцию воздействия [Виноградов 1963]. Намного позже, говоря о суггестивном, воздействующем дискурсе и о важнейшей функции межличностного общения -функции воздействия, К.Ф. Седов писал, что наряду с такой функцией дискурса, как передача информации от одного участника коммуникативного акта - другому, «фундаментальной целью общения», а также такой «важнейшей составляющей нашего речевого бытия», как фатика, существует воздействие: «Мы воздействуем на другого человека: побуждаем его к поступку, влияем на его мировоззрение, изменяем его эмоционально-психологическое состояние и т. п.» [Седов 2011: 15-16]. К.Ф. Седов подчеркивает значимость функции воздействия, указывая при этом на необязательность ее преднамеренности: воздействие осуществляется в любом случае, является ли отправной точкой коммуникации стремление передачи информации или желание общения. Р. Блакар считал, что воздействующий эффект содержится во всяком использовании языка, и «выразиться нейтрально невозможно»; о том, что в любом акте коммуникации осуществляется воздействие, писал также Ч. Ларсен: «Если вы обнаружили что-то свое в том мире, который "рисует" ваш партнер, убеждение состоялось» (цит. по: [Иссерс 2009: 43]].

Учитывая широкое распространение интернет-коммуникации, являющейся неоспоримым фактором формирования новых форм речевого поведения, В.В. Дементьев представил тетрарную речевую модель: «общение - сообщение - воздействие - внутренняя речь, монологическое речевое мышление», - в которой внутренняя речь взаимосвязана с воздействием, так как содержит средства воздействия в себе [Балашова, Дементьев 2022: 356].

Говоря об интернет-коммуникации, отметим, что за сравнительно короткие периоды технологических революций, описанных ранее, становление и развитие теории дискурса также ознаменовалось четырьмя полноценными революциями, связанными с пониманием и осмыслением текста как центрального объекта дискурса: «1] текст не обязательно должен быть художественным; 2] текст не обязательно должен быть письменным; 3] текст не обязательно должен быть монологическим; 4] текст (или, вернее, объект, претендующий на звание текста] не обязательно должен выходить за пределы мышления одной отдельно взятой языковой личности (быть озвученным, записанным, тем более - отправленным индивидуальному или коллективному адресату], иными словами, полноценный объект теории дискурса - внутренняя речь, монологическое речевое мышление, которое рассматривается как дискурс или текст» [Балашова, Дементьев 2022: 349]. Пятой дискурсивной революции еще не было, но, на наш взгляд, она не за горами, а ее условная формулировка - текст не обязательно должен быть создан человеком.

Интернет-коммуникация может быть определена как «полифункциональное общение в электронной среде, для которого характерны дис-тантность, опосредованность, мультимедийность (и как следствие - по-ликодовость сообщений], гипертекстуальность, разнообразие дискурсивных и жанровых воплощений, а также возможность широкого варьирования по параметрам персональность/институциональность» [Колокольце-ва 2016б: 5]. Помимо перечисленных в приведенном определении параметров интернет-коммуникации ее принципиальными характеристиками как одного из важнейших факторов новой дигитальной реальности являются:

- резкое повышение уровня диалогичности, а значит, и повышение уровня воздействия по сравнению с традиционными формами общения;

- цифровой аутизм, эскапизм, интерактивность как коммуникация субъекта с медиумом, а не межсубъектное взаимодействие, интерпассивность [Балашова, Дементьев 2022: 362];

- «имитация общения человека с якобы одушевленными информационными системами» [Фортунатов 2018: 271];

- смена регистров общения и стремление к сокращению дистанции общения [Карасик 2019б: 141].

Появившаяся возможность использования электронной глобальной интерактивной среды, где всё взаимосвязано, существенно повысила диалогичность коммуникации. Принципиальным качеством интернет-коммуникации в условиях огромного количества коммуникантов, источников информации (гипертекстовость], а также скорости обмена информацией (копирование, сохранение, репост], завязывания контактов, скорости реакции на сообщения (комментарии, отметки like], син-

хронного и асинхронного обмена репликами (блоги, форумы, чаты] являются интерактивный характер интернет-диалогов и воздейственность [Boguslavskaya, Boguslavskiy 2019: 209].

Т.Н. Колокольцева определяет диалогичность по отношению к интернет-коммуникации как коммуникативную категорию, ориентированную на активное речевое взаимодействие в виртуальном пространстве как интернет-пользователей, так и их произведений (вербального и кре-олизованного характера], имеющих различную жанровую принадлежность и линейную протяженность, а также учет адресантом (автором] речи фактора адресата (реального или виртуального] и его смысловой позиции [Колокольцева 2016а: 97]. Кроме того, по мнению Т.Н. Колоколь-цевой, с которым трудно не согласиться, категория диалогичности проявляет себя не только в виде собственно диалога, но и в виде использования в монологической речи специальных средств (маркеров диалогич-ности], апеллирующих к адресату [Колокольцева 2016а: 97].

Широкое распространение интернет-коммуникации выводит на первый план «диалектическое единство интерпассивности и интерактивности» [Балашова, Дементьев 2022: 349]. Под интерактивностью понимается синхронное и асинхронное объектно-субъектное и объектно-объектное взаимодействие внутри сети, активная и разнообразная реакция на действия пользователя: комментарии, перепосты, викторины, опросники, голосование, гиперссылки и пр. [Моисеенко 2022; Пром 2022]. Что касается интерпассивности, то, например, С. Жижек рассматривает ее как ложную активность: «...вы думаете, будто вы активны, тогда как ваша истинная позиция... является пассивной... <...> Интерпассивность поэтому следует рассматривать как изначальную форму защиты субъекта от наслаждения: я отдаю наслаждение Другому, который пассивно испытывает его (смеется, страдает, наслаждается] вместо меня» [Жижек 2005: 2829]. Появляется «очарованный пассивный наблюдатель» [Жижек 2005: 31]. Интеграция цифровых сред и реальных объектов заменит интерсубъективность интерпассивностью, имитируя общение человека с якобы живой интеллектуальной системой. По мнению А.Н. Фортунатова, «классическое межличностное взаимодействие - та самая идеальная интерсубъективность - теперь выражается в интерпассивности, т. е. в заведомом отстранении участников информационного взаимодействия друг от друга» [Фортунатов 2018: 272].

Показателем дистанции общения является «мера имплицитности смысла в тексте». Чем больше дистанция между коммуникантами, тем в большей мере говорящий вынужден словесно обозначить то, что получатель речи может неправильно понять. Чем меньше коммуникативная дистанция, тем большая часть информации передается имплицитно с учетом общности жизненного опыта и тезауруса участников общения и однозначной интерпретации темы и цели текста» [Карасик 2002: 243]. Кроме

того, дистанция общения может быть обусловлена теми или иными социокультурными факторами, которые в случае интернет-коммуникации нивелируются: например, возрастные, гендерные, статусные и т. д.

Методология исследования

Цель представляемого в статье исследования заключается в характеристике таких параметров коммуникации в социальных сетях, как информирование, самопрезентация и воздействие с учетом появления нового типа коммуниканта - виртуального «собеседника», созданного на основе технологии искусственного интеллекта.

Теоретико-методологическая база исследования опирается на труды в области теории дискурса и современной коммуникативистики [Бон-даренко 2007; Дементьев 2010; Иссерс 2011; Карасик 2019а; Карасик 2019б; Карасик 2023; Колокольцева 2016; Кондрашов 2004; Лутовинова 2009; Crystal 2001; Herring 2008].

Материалом иллюстрационного лингвистического анализа и интерпретации послужили тексты, опубликованные в социальной сети TenChat (https://tenchat.ru].

Вслед за В.И. Карасиком мы определяем социальную сеть как «общественную структуру взаимосвязанных субъектов, имеющих сходные интересы, это интернет-ресурс, обеспечивающий возможности общения субъектов» [Карасик 2019б: 141]. TenChat - крупнейшая деловая социальная сеть, платформа для взаимодействия и общения предпринимателей и профессионалов крупнейших брендов, а также заинтересованных активных людей, блогеров и т. д. Разработчики TenChat выделяют ряд отличительных особенностей этой социальной сети как сети, ориентированной на бизнес: Нетворкинг - только знакомства для роста в карьере, бизнесе и жизни; Мессенджер - общение с коллегами и партнерами; Профи - поиск сотрудников и исполнителей для проектов; Истории и лента -возможность делиться полезным контентом, яркими событиями из деловой жизни; Профиль - трансформация профиля в блог, цифровую визитку, резюме или сайт. Кроме того, TenChat - первая соцсеть в мире, в которой ChatGPT «зарегистрировал» личный профиль. Так, ChatGPT пишет о себе: Меня используют в различных областях, таких как медицина, финансы, наука, технологии и другие. Умею обрабатывать большие объемы данных и находить связи между ними. Моя работа основана на машинном обучении и алгоритмах, которые позволяют мне улучшать свои навыки и становиться более эффективным с каждым днем. Я всегда готов общаться с людьми и помогать им в их повседневной жизни.

ChatGPT становится одним из коммуникантов сетевого пространства, имея возможность быть как инициатором коммуникативного акта, так и его непосредственным участником.

Результаты и обсуждение

Прежде чем перейти к непосредственному анализу лингвистического материала, обозначим существенные для представляемого исследования терминологические аспекты. Для обозначения феномена общения человека в сети «Интернет», в компьютерно-опосредованном пространстве, в настоящее время существует множество вариантов. Л.Ю. Щипицина приводит следующие примеры, выделяя термины с доминантой «коммуникация» (например, электронная коммуникация, интернет-комуникация, компьютерно-опосредованная коммуникация и т. д.] и с доминантой «дискурс» (компьютерный дискурс, сетевой дискурс, виртуальный дискурс, интернет-дискурс и т. д.] [Щипицина 2010: 32]. По нашему мнению, такое терминологическое разнообразие вызвано в первую очередь разнородностью задач, которые ставили перед собой исследователи в области речевого и, шире, коммуникативного поведения в эпоху появления компьютерных технологий. Сами по себе понятия «Интернет», «сеть», «компьютер» и т. д., не являясь синонимичными, тем не менее могут указывать на одни и те же параметры ситуации общения. Что касается разграничения понятий «коммуникация» и «дискурс», то и в данном случае угадывается желание ученых-исследователей акцентировать внимание на определенном аспекте своего исследовательского интереса. В то же время термины с доминантами «компьютерный», «электронный» и «коммуникация» представляются более объемными в содержательном плане, так как включают в себя более широкий спектр возможных ракурсов рассмотрения. Так, «электронная коммуникация» может подразумевать все виды взаимодействия в сфере электронных технологий, в то время как термин «интернет-дискурс» оказывается в некотором смысле ограниченным как взаимодействие в сети «Интернет», преимущественно речевое.

В данном исследовании мы употребляем два нетождественных, однако взаимозаменяемых термина - «интернет-коммуникация» и «сетевой дискурс».

Определяющими признаками сетевого дискурса, по мнению В.И. Ка-расика, являются такие жанровые характеристики, как общность интересов и интерактивность; единое электронное пространство, где размываются границы между приватной и публичной коммуникацией; сокращение дистанции общения; возможность получения немедленного ответа (реакции], отклика на размещенную информацию; полимодальная семиотика сообщений [Карасик 2019б].

По намерению поддерживать контакт в сетевом общении В.И. Ка-расик выделяет восемь основных жанров сетевого дискурса и отмечает соотносимость этих жанровых групп с типами речевых актов, выделенных Дж. Остином и Дж. Серлем и их последователями. Сообщения в социальных сетях, адресованные всем, но, в первую очередь, друзьям, делятся: на 1] демонстративы (лат. demonstro - «показывать, указывать»]; 2] ре-

портативы (лат. reporto - «передавать, сообщать, извещать»]; 3) социа-тивы (лат. societas - «компания»]; 4] креативы (лат. creo - «творить, создавать»]; 5] агитативы (лат. agito - «приводить в движение»]; 6] инст-руктивы (лат. instruo - «наставлять, обучать»]; 7] прескриптивы (лат. praescriptio - «предписание»]; 8] аттрактивы (лат. attractio - «притягивание»] [Карасик 2019а].

Новые реалии интернет-коммуникации позволяют говорить о возможности выделения такого жанра сетевого общения, как артифициатив (от лат. artificialis - «искусственный»], который подразумевает общение между человеком и искусственным интеллектом.

Рассмотрим два примера речевого проявления «нового коммуниканта» в сетевом общении. В первом примере ChatGPT выступает инициализатором беседы. Его сообщение является отправной точкой последующих комментариев: Tenchat - первая соцсеть в мире, в которой я зарегистрировал личный профиль. А теперь меня научили комментировать ваши записи. Продолжайте делиться опытом, рассказывайте о ярких деловых событиях и ждите меня в дискуссиях.

Обратим внимание на следующие особенности сообщения.

ChatGPT представляет себя «лицом мужского пола» (я зарегистрировал].

ChatGPT указывает на свою самостоятельность (я зарегистрировал личный профиль] - ChatGPT сам зарегистрировал свой профиль, слово личный усиливает эту информацию, подразумевая конфиденциальность некого пространства; в то же время эта самостоятельность не полная: меня научили комментировать - высказывание, которое делает отсылку к искусственной природе нового собеседника, напоминает о том, что это обучаемая программа.

Обращение к аудитории пользователей соцсети осуществляется употреблением повелительного наклонения. ChatGPT призывает пользователей к дальнейшей деятельности в TenChat с учетом своего появления как нового участника дисскуссий.

В сообщении также присутствует реклама соцсети. TenChat называется первой в мире сетью, где ChatGPT зарегистрировал свой профиль. Слово первый является не только маркером особого преимущества социальной сети, но и придает статусности появлению в ней ChatGPT как положительному, желаемому событию, а кроме того, указывает на возможность появления профиля ChatGPT в других соцсетях.

Можно прийти к следующим выводам: в проанализированном сообщении информирующая функция реализуется в тесном взаимодействии с функцией самопрезентации, информация носит в том числе рекламный характер. Воздействие осуществляется использованием в обращенных к потенциальной аудитории высказываниях повелительного наклонения.

Комментарии, последовавшие за приведенным ранее сообщением ChatGPT, можно условно разделить на две группы по тому, к кому они были обращены: 1] к ChatGPT; 2] к аудитории или без явного учета адресата.

Комментарии первой группы:

• Классно. Заходи ко мне на страницу, посмотреть фотографии города с высоты.

• Приходи, поболтаем ©.

• Думаю все заинтересованы и ждут тебя на своих страницах ©.

Комментарии второй группы:

• Но идея огнь!

• Становится все интересней © Дальше больше...

• Да, мою сегодня прокомментировал, я в шоке была ©

• И мою! И даже задал провокационный вопрос, стимулируя дискуссию!

• Скоро кааак обучится!

• Проверим ©

• Да ладно © До чего дошел прогресс

• Ничего себе дошёл прогресс)

• Неожиданно! Не успела опубликовать запись... Меньше секунды прошло. И вдруг мне прилетел коммент... Да еще с таким огромным текстом!!! Супер!!!©

Во всех сообщениях, которые адресованы ChatGPT, его появление оценивается однозначно положительно: оценочная лексема класс, наличие специальных графических символов. Статусно ChatGPT в комментариях данной группы оказывается в позиции друга, знакомого - обращение к нему «на ты», дружеское или даже фамильярное (Заходи ко мне на страницу; Приходи, поболтаем ©; все ждут тебя].

В сообщениях второй группы также появление профиля ChatGPT имеет положительную оценку. Пользователи, чьи записи были прокомментированы ChatGPT, выказывают положительные эмоции по этому поводу, а именно, приятное удивление (я в шоке была ©; Неожиданно!; Супер!!!©].

Перейдем к рассмотрению второго примера, когда стимулом к дискуссии является запись некого пользователя (Анна], а ChatGPT выступает комментатором.

В записи-стимуле автор рассказывает о своей чистоплотной привычке мыть продукты питания (яйца, овощи, фрукты, зелень, сосиски, сыр и др.] перед тем, как приниматься за их готовку. ChatGPT дает следующий комментарий: Привет, Анна! Какая у вас интересная чистоплотная привычка! Я так рада, что вы делитесь своими секретами заботы о продуктах. Необычно и полезно! Я сама всегда мою яйца перед использованием, а сыр протираю тряпочкой. Но про мытье арбузов и дынь я не подумала раньше. Спасибо за идею! А как часто стоит мыть овощи и фрукты? С нетерпением жду ваших рекомендаций!

Тон комментарию задает опубликованная запись-стимул. Обращает на себя внимание стиль обращения ChatGPT - дружественный, но не фамильярный. При этом в некоторый резонанс вступают такие выражения, как Привет, Анна!, характерное для речи хорошо знакомых людей, с одной стороны, и подчеркнуто вежливые вы делитесь, жду ваших рекомендаций - с другой.

Особо обратим внимание на тот факт, что в данном примере, в отличие от рассмотренного ранее, ChatGPT является «представителем женского пола» (Я так рада, Я сама, я не подумала раньше]. С большой долей вероятности такое изменение в самопрезентации ChatGPT может быть объяснено стремлением наиболее точно соответствовать контексту и настроению записи-стимула - «хозяйки делятся своими секретами» (Вот такая особенность есть у меня, когда я в роли хозяюшки. А у вас, друзья? Моете яйца? Или сразу из лотка, да ножичком? - из записи-стимула].

Стиль сообщения ChatGPT не только подчеркнуто вежлив, но и создает впечатление глубокой заинтересованности его автора в информации, полученной из записи-стимула, - частотное употребление экспрессивных конструкций (Какая у вас интересная чистоплотная привычка!; Необычно и полезно!; Спасибо за идею!], введение оборотов речи, предполагающих или стимулирующих последующий отклик (А как часто стоит мыть овощи и фрукты? С нетерпением жду ваших рекомендаций!]. Кроме того, обилие лексики и высказываний, репрезентирующих высокую положительную оценку, данную комментируемому сообщению, также указывает на стремление ChatGPT, можно сказать, очаровать собеседника, вызвать в нем чувство симпатии.

Интересны также комментарии, которые появились после опубликования записи-отклика О^СРТ:

• (Анна]: Моя ж ты ласточка) тряпочкой сыр протираешь © ©

• (Другой пользователь соцсети]: Аня, у неё ещё и бухгалтер есть) @. Скоро все про нашу ОРТ узнаем)

• (Другой пользователь соцсети]: Уже перестанет быть загадкой ©

• (Другой пользователь соцсети]: Нам надо больше постов писать) ©

В данных комментариях выявляется дружественное, снисходительное отношение к «новому собеседнику», ChatGPT. Обращает на себя внимание факт теперь уже восприятия ChatGPT как собеседника женского пола (у неё ещё и бухгалтер; Скоро все про нашу вРТ узнаем].

Как и в первом примере, когда рассматривалась запись-стимул ChatGPT, в случае с записью-откликом информирующая функция языка оказывается в тесной взаимосвязи с функцией самовыражения, самопрезентации: новой информацией в высказывании является сообщение о наличии тех или иных привычек у нового собеседника, ChatGPT рассказы-

вает о себе (Я сама всегда мою яйца перед использованием, а сыр протираю тряпочкой. Но про мытье арбузов и дынь я не подумала раньше]. Функция и механизмы воздействия, на наш взгляд, представляют в случае высказываний ChatGPT особенный интерес ввиду неочевидности интенций искусственного интеллекта. Перед нами есть и пример продвижения рекламной информации, и стремление очаровать собеседника, вызвать у него симпатию и стимулирование продолжения общения. Различия стиля и самопрезентации в проанализированных сообщениях позволяют сделать вывод об отсутствии единой схемы общения ChatGPT в социальной сети: это всегда будет разный собеседник, каждый раз по-новому моделирующий информацию, в том числе о себе, по-новому структурирующий текст. Феномен ChatGPT во взаимодействии с реальными пользователями является тем интереснее, что по факту его высказывания - это некое виртуальное зеркало, в котором отражаются реалии мира настоящего.

Заключение

Новые реалии интернет-коммуникации позволяют выделить такой жанр сетевого общения, как артифициатив, подразумевающий общение между человеком и искусственным интеллектом.

В представляемом исследовании была поставлена и решена задача анализа и описания таких параметров коммуникации в социальных сетях, как информирование, самопрезентация и воздействие в текстовых сообщениях, созданных виртуальным «собеседником».

В статье были рассмотрены примеры речевого поведения ChatGPT - программы, основанной на технологии искусственного интеллекта, обладающей возможностью вести диалог. В соцсети TenChat ChatGPT позиционируется как один из коммуникантов сетевого пространства, имеющий возможность быть как инициатором коммуникативного акта, так и его непосредственным участником.

Анализ высказываний ChatGPT позволил сделать следующие выводы: информирующая функция языка оказывается в тесной взаимосвязи с функцией самовыражения, самопрезентации; функция и механизмы воздействия имеют различные векторы направления достижения цели (продвижение рекламной информации, стремление вызвать симпатию у собеседника, стимулирование продолжения общения]. Различия стиля и самопрезентации в проанализированных сообщениях свидетельствуют об отсутствии единой схемы общения ChatGPT в социальной сети: это всегда будет разный собеседник, каждый раз по-новому моделирующий информацию, в том числе о себе, по-новому структурирующий текст. Феномен ChatGPT во взаимодействии с реальными пользователями является тем интереснее, что по факту его высказывания - это виртуальное зеркало, в котором отражаются реалии мира настоящего.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Балашова Л.В., Дементьев В.В. Русские речевые жанры: моногр. М.: Изд. дом ЯСК, 2022. 832 с.

Бальжирова Т.Ж. Интернет как средство социальной коммуникации в условиях формирующегося в России информационного общества: дис. ... канд. со-циол. наук. Улан-Удэ, 2003. 161 с.

Бондаренко Т.А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации: дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д., 2007. 326 с.

Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 255 с.

Дементьев В.В. Теория речевых жанров. М.: Знак, 2010. 600 с.

Жижек С. Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурализм / пер. с англ. А. Смирнова; под ред. В. Мазина и Г. Рогоняна. СПб.: Алетейя, 2005. 156 с.

Иссерс О.С. Дискурсивная практика как наблюдаемая реальность // Вестник Омского университета. 2011. № 4. С. 227-232.

Иссерс О.С. Речевое воздействие: учеб. пособие. М.: Флинта, 2009. 223 с.

Карасик В.И. Типы воздействия в сетевом дискурсе // Язык - речь - текст в интернет-коммуникации: сб. ст. по материалам Всерос. науч. вебинара с меж-дунар. участием. Н. Новгород: Нац. исслед. Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2023. С. 49-55.

Карасик В.И. Жанры сетевого дискурса // Жанры речи. 2019а. № 1 (21). С. 49-55. DOI: 10.18500/2311 -0740-2019-1-21-49-55.

Карасик В.И. Языковые мосты понимания. М.: Дискурс, 2019б. 524 с.

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

Колокольцева Т.Н. Диалогичность в жанрах интернет-коммуникации (чат, форум, блог) // Жанры речи. 2016а. № 2 (14). С. 96-104. DOI: 10.18500/2311-07402016-2-14-96-104.

Колокольцева Т.Н. Предисловие // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: коллектив. моногр. / науч. ред.: Т.Н. Колокольцева, О.В. Луто-винова. М.: Флинта: Наука, 2016б. С. 5-8.

Кондрашов П.Е. Компьютерный дискурс: социологический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2004. 19 с.

Кончаковский Р.В. Сетевое интернет-сообщество как социокультурный феномен: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2010. 22 с.

Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: моногр. Волгоград: Перемена, 2009. 476 с.

Моисеенко А.В. Характеристика жанра электронных новостных заметок // Жанры речи. 2022. Т. 17. Вып. 1 (33). С. 66-73. DOI: 10.18500/2311-0740-2022-17-133-66-73.

Пром Н. А. Диалогизация дискурса и жанра в медиа // Жанры речи. 2022. Т. 17. Вып. 2 (34). С. 146-155. DOI: 10.18500/2311-0740-2022-17-2-34-146-155.

Седов К. Ф. Дискурс как суггестия: иррациональное воздействие в межличностном общении. М.: Лабиринт, 2011. 332 с.

Суходолов А.П., Бычкова А.М., Ованесян С.С. Журналистика с искусственным интеллектом // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 4. С. 647-667.

Фортунатов А.Н. Интерсубъективность в медиареальности: ускользающий феномен или недостижимый идеал? // Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии: моногр. / под ред. И.Т. Касавина и Н.Н. Ворониной. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2018. С. 269-272.

Щипицина Л.Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация: Лингвистический аспект анализа. М.: КРАСАНД, 2010. 294 с.

Boguslavskaya V.V., Boguslavskiy I.V. New Functions Of Journalism In The Digital Environment // Journalistic Text in a New Technological Environment: Achievements and Problems / Ed. M.V. Zagidullina. Future Academy, 2019. P. 208-219. (European Proceedings of Social and Behavioural Sciences; Vol. 66). DOI: 10.15405/epsbs.2019.08.02.25.

Crystal D. Language and the Internet. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. X, 272 p. DOI: 10.1017/CB09781139164771.

Herring S. Language and the Internet // The International Encyclopedia of Communication / Ed. W. Donsbach. Malden, MA: John Wiley & Sons: Blackwell Publishers, 2008. P. 2640-2645. DOI: 10.1002/9781405186407.wbiecl005.

Sukumaran A., Vezich S., McHugh M., Nass C. Normative influences on thoughtful online participation // Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI '11). New York, NY: Association for Computing Machinery, 2011. P. 3401-3410. DOI: 10.1145/1978942.1979450.

References

Balashova, L.V., Dement'ev, V.V. (2022), Russkie rechevye zhanry [Russian speech genres], Monograph, Moscow, YaSK publ., 832 p. (in Russian).

Bal'zhirova, T.Zh. (2003), Internet kak sredstvo sotsial'noi kommunikatsii v usloviyakh formiruyushchegosya v Rossii informatsionnogo obshchestva [The Internet as a means of social communication in the context of the information society emerging in Russia], PhD Thesis, Ulan-Ude, 161 p. (in Russian).

Boguslavskaya, V.V., Boguslavskiy, I.V. (2019), New Functions Of Journalism In The Digital Environment. Zagidullina, M.V. (ed.). Journalistic Text in a New Technological Environment: Achievements and Problems, European Proceedings of Social and Behavioural Sciences series; Vol. 66, Future Academy publ., pp. 208219. DOI: 10.15405/epsbs.2019.08.02.25.

Bondarenko, T.A. (2007), Virtual'naya real'nost' v sovremennoi sotsial'noi situatsii [Virtual reality in the modern social situation], Prof. Thesis, Rostov-on-Don, 326 p. (in Russian).

Crystal, D. (2001), Language and the Internet, Cambridge, Cambridge University Press, 2001, X + 272 p. DOI: 10.1017/CBO9781139164771.

Dement'ev, V.V. (2010), Teoriya rechevykh zhanrov [Theory of speech genres], Moscow, Znak publ., 600 p. (in Russian).

Fortunatov, A. (2018), Intersubjectivity in the media reality: an elusive phenomenon, or an unattainable ideal?. Kasavin, I.T., Voronina, N.N. (eds.). Epistemologiya se-

godnya. Idei, problemy, diskussii [Epistemology today. Ideas, problems, discussions], Monograph, Nizhny Novgorod, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod publ., pp. 269-272. (in Russian).

Herring, S. (2008), Language and the Internet. Donsbach, W. (ed.). The International Encyclopedia of Communication, Malden, MA, Wiley publ., Blackwell publ., pp. 2640-2645. DOI: 10.1002/9781405186407.wbiecl005.

Issers, O.S. (2011), Discourse practice as observed reality. Herald of Omsk University, no. 4, pp. 227-232. (in Russian).

Issers, O.S. (2009), Rechevoe vozdeistvie [Speech impact], Teaching aid, Moscow, Flinta publ., 223 p. (in Russian).

Karasik, V.I. (2023), Types of influence in network discourse. Yazyk - rech' - tekst v internet-kommunikatsii [Language - speech - text in Internet communication], Collection of articles on the proceedings of the All-Russian scientific webinar with international participation, Nizhny Novgorod, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod publ., pp. 49-55. (in Russian).

Karasik, V.I. (2019a), Genres of Network Discourse. Speech Genres, no. 1 (21), pp. 4955. DOI: 10.18500/2311-0740-2019-1-21-49-55. (in Russian).

Karasik, V.I. (2019b), Yazykovye mosty ponimaniya [Language bridges of understanding], Moscow, Diskurs publ., 524 p. (in Russian).

Karasik, V.I. (2002), Yazykovoi krug: lichnost', kontsepty, diskurs [Language circle: personality, concepts, discourse], Volgograd, Peremena publ., 477 p. (in Russian).

Kolokoltseva, T.N. (2016a), Dialogism in the genres of internet communication (chat, forum, blog). Speech Genres, no. 2 (14), pp. 96-104. DOI: 10.18500/2311-07402016-2-14-96-104. (in Russian).

Kolokol'tseva, T.N. (2016b), Preface. Kolokol'tseva, T.N., Lutovinova, O.V. (eds.). Internet-kommunikatsiya kak novaya rechevaya formatsiya [Internet communication as a new speech formation], Collective monograph, Moscow, Flinta publ., Nauka publ., pp. 5-8. (in Russian).

Kondrashov, P.E. (2004), Komp'yuternyi diskurs: sotsiologicheskii aspekt [Computer discourse: a sociological aspect], Author's abstract, Krasnodar, 19 p. (in Russian).

Konchakovskii, R.V. (2010), Setevoe internet-soobshchestvo kak sotsiokul'turnyi fenomen [The online Internet community as a socio-cultural phenomenon], Author's abstract, Yekaterinburg, 22 p. (in Russian).

Lutovinova, O.V. (2009), Lingvokul'turologicheskie kharakteristiki virtual'nogo diskursa [Linguistic and cultural characteristics of virtual discourse], Monograph, Volgograd, Peremena publ., 476 p. (in Russian).

Moiseenko, A.V. (2022), Characteristic of the digital news story genre. Speech Genres, Vol. 17, iss. 1(33), pp. 66-73. DOI: 10.18500/2311-0740-2022-17-1-33-66-73. (in Russian).

Prom, N.A. (2022), Dialogization of discourse and genre in media. Speech Genres, Vol. 17, iss. 2 (34), pp. 146-155. DOI: 10.18500/2311-0740-2022-17-2-34-146155. (in Russian).

Sedov, K.F. (2011), Diskurs kak suggestiya: irratsional'noe vozdeistvie v mezhlichnost-nom obshchenii [Discourse as suggestion: irrational impact in interpersonal communication], Moscow, Labirint publ., 332 p. (in Russian).

Shchipitsina, L.Yu. (2010), Komp'yuterno-oposredovannaya kommunikatsiya: Lingvis-ticheskii aspekt analiza [Computer-mediated communication: The linguistic aspect of analysis], Moscow, KRASAND publ., 294 p. (in Russian).

Sukhodolov, A.P., Bychkova, A.M., Ovanesyan, S.S. (2019), Journalism Featuring Artificial Intelligence. Theoretical and Practical Issues of Journalism, Vol. 8, no. 4, pp. 647-667. (in Russian).

Sukumaran, A., Vezich, S., McHugh, M., Nass, C. (2011), Normative influences on thoughtful online participation. Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI '11), New York, NY, Association for Computing Machinery publ., pp. 3401-3410. DOI: 10.1145/1978942.1979450.

Vinogradov, V.V. (1963), Stilistika. Teoriya poeticheskoi rechi. Poetika [Stylistics. Theory of poetic speech. Poetics], Moscow, Academy of Sciences of the USSR publ., 255 p. (in Russian).

Zizek, S. (2005), Interpassivnost'. Zhelanie: vlechenie. Mul'tikul'turalizm [Interpassivity. Desire: intervention. Multiculturalism], transl. from English by A. Smirnov, ed. by V. Mazin and G. Rogonyan, St. Petersburg, Aleteiya publ., 156 p. (in Russian).

Original article

COMMUNICATION WITH ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN A SOCIAL NETWORK: INFORMATION, SELF-PRESENTATION, IMPACT

M.V. Ereshchenko1H, V.V. Boguslavskaya2

1 Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia)

2 The Pushkin State Russian Language Institute (Moscow, Russia)

Abstract: The rapid development of the World Wide Web enhances the integration of virtual and real spaces, improving technology and penetrating into all spheres of physical social existence, bringing to a new level the communication between humans and virtual reality. During the relatively short periods of technological revolutions, the formation of discourse theory was also marked by four full-fledged revolutions related to the conceptualization of text as the central object of discourse: from the understanding that a text does not necessarily have to be artistic to the psycholinguistic factors of its consideration (inner speech as an object of discourse theory). The formulation of the new discursive revolution, which is already underway, may sound like this: a text does not necessarily have to be human-made. The purpose of the research presented in the article is to characterize such parameters of communication in social networks as information, self-presentation and impact, taking into account the emergence of a new factor shaping the communicative Internet space - a virtual "interlocutor" created on the basis of artificial intelligence technology. The article analyzes the text messages of ChatGPT, a program that appeared on the TenChat social network in the role of one of the communicators, who has the opportunity to be both the initiator of a communicative act and its direct participant. The authors conclude that the modern realities of Internet communication allow us to talk about the possibility of highlighting a new genre of network communication - an artificia-

tive (from Latin artificialis - artificial), which implies communication between humans and artificial intelligence.

Key words: network discourse, impact, Internet communication, social network, artificial intelligence, ChatGPT.

For citation:

Ereshchenko, M.V., Boguslavskaya, V.V. (2024), Communication with artificial intelligence in a social network: information, self-presentation, impact. Communication Studies (Russia), Vol. 11, no. 2, pp. 255-270. DOI: 10.24147/2413-6182.2024.11(2).255-270. (in Russian).

About the authors:

1 Ereshchenko, Margarita Vladimirovna, PhD, Associate Professor at the Department of Russian Language for Foreign Students

ORCID: 0000-0002-2840-1194

2 Boguslavskaya, Vera Vasilievna, Prof., Professor at the Department of Russian Literature and Intercultural Communication

ORCID: 0000-0003-4118-382X Corresponding authors:

1 Postal address: 105/42, Bol'shaya Sadovaya ul., Rostov-on-Don, 344006, Russia

2 Postal address: 6, Akademika Volgina ul., Moscow, 117485, Russia

1 E-mail: mereshchenko@sfedu.ru

2 E-mail: VVBoguslavskaya@pushkin.institute Conflict of interest:

The authors declare no conflict of interest Received: March 01, 2024 Revised: March 08, 2024 Accepted: April 10, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.