Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328). Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 49-51.
И. Н. Потеряхина
ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОРПОРАТИВНОГО САЙТА
Рассматриваются элементы, характеризующие корпоративный сайт как отдельный жанр делового дискурса, отмечаются его особенности, обусловленные принадлежностью к виртуальному пространству. Утверждается, что развитие виртуальной среды оказало значительное влияние на деловое общение.
Ключевые слова: деловой дискурс, речевой жанр, корпоративный сайт.
В современном коммуникативном пространстве, по мнению как отечественных, так и зарубежных исследователей, существуют, взаи-мовлияют и взаимодействуют различные типы дискурса - военный, медицинский, педагогический, политический, деловой. Подчеркнем. что последний, с одной стороны, обладает типичными дискурсивными характеристиками и находится под влиянием, происходящих в нем процессов, а с другой - имеет ярко выраженную специфику. Деловая коммуникация протекает в соответствии с принятыми в деловом сообществе нормами и правилами и регламентируется достаточно жесткими стандартами. Основной задачей деловой коммуникации является решение различных деловых вопросов, обмен профессиональными сведениями и фактами.
Цель делового общения обычно определяют как «установление условий сотрудничества, достижение деловой договоренности между двумя и более заинтересованными сторонами или одностороннее определение позиции по какому-либо вопросу» [1. С. 56]. Деловой дискурс - это общение между коммуникантами, общей характерной чертой которых являются деловые отношения, основанные на общем понимании деловой картины мира, профессиональных знаниях и ценностях, правилах речевого этикета. Кроме того, они охватывают отношения не только внутри организации, но и между организациями, а также между организациями и отдельными индивидами [5]. Этот дискурс занимает значительное место в жизни многих профессионалов, что обусловлено необходимостью постоянного обсуждения вопросов, связанных с организацией производства, с жизнедеятельностью трудового коллектива, заключением различного рода сделок, договоров, принятием решений, оформлением документов и т. д. [5].
Каждый тип дискурса реализуется через набор определенных жанров. Так, в рамках дело-
вого дискурса можно отметить такие жанры, как запрос информации, предоставление ответа, деловое письмо, доклад, предложение, распоряжение, презентация и т. п. Попытки ученых построить иерархию жанров делового дискурса сводятся к расположению имеющихся разновидностей в определенном порядке, используя один или несколько характерных признаков. Цель подобной классификации состоит не только в том, чтобы систематизировать все имеющиеся жанры, создав по возможности простую и эффективную теорию, но и в том, чтобы выявить наиболее характерные признаки, по которым можно было бы отличить жанры друг от друга в рамках одного типа дискурса. Эту задачу выполнить нелегко, поскольку таких критериев несколько и они неравнозначны.
Одной из актуальных проблем при исследовании того или иного жанра, является определение его структуры. Н. В. Дудкина [2],
Н. Б. Лебедева [3], Н. Б. Рогачева[4], Т. В. Шмелева [6], J. Yates и W. J. Orlikowski [7] в своих исследованиях описывают и используют различные структуры с разным количеством элементов. Обобщая приведенные выше идеи о структуре речевого жанра, нам представляется целесообразным свести все многообразие элементов речевого жанра к следующим пяти параметрам: цель, адресант, адресат, хронотоп коммуникативного акта, код, канал.
Кроме того, сегодня, говоря о существующем разнообразии жанров, необходимо учитывать их эволюцию: жанры изменяются во времени под влиянием как лингвистических, так и экстралингвистических факторов. Теряют свою актуальность старые жанры (телеграмма, личное письмо), появляются новые (чат, блог, корпоративный сайт). Особую востребованность и внимание исследователей сегодня приобретают жанры виртуальной коммуникации. Лингвисты сходятся во мнении, что в задачи виртуального жанроведения входит описание
50
И. Н. Потеряхина
и структурирование всего многообразия виртуальных (цифровых) жанров и способов их классификации. Виртуальное жанроведение можно рассматривать как часть более широкого направления в современной лингвистике, анализирующего речевые практики электронной коммуникации и электронного общения -лингвистики Интернета.
Для делового дискурса изменения в жанровой системе под влиянием виртуального пространства особенно очевидны. Интернет-среда предоставляет те возможности, которые, с одной стороны, высоко ценятся в деловой коммуникации, с другой стороны, не могли реализоваться вне электронного пространства: гипертекстуальность и интерактивность, интенсивность использования мультимедиа, возможность поддержания связи между автором текста и его аудиторией, синхронность / асин-хронность коммуникации, частота обновления информации.
Одним из примеров возникновения нового жанра благодаря виртуальной среде является официальный сайт корпорации. Корпоративный сайт (КС) - это полноценное представительство компании в Интернете. В первую очередь - это имиджевый инструмент, который должен запоминаться клиентам и партнерам уникальным дизайном, удобной функциональностью и гибкостью в управлении. Грамотно сделанный корпоративный веб-сайт - это мощный инструмент продвижения товаров и услуг, предлагаемых компанией, средство привлечения потенциальных клиентов и поиска деловых партнеров.
С целью определения роли, которую играет жанр КС в формировании делового дискурса, мы рассматриваем англоязычные корпоративные сайты таких общеизвестных компаний, как Microsoft Worldwide Home, Intel, IBM, McDonalds.com, The Coca-Cola Company, в соответствии с указанными выше жанрообразующими характеристиками.
Любой сайт корпорации выполняет, как минимум, две коммуникативные цели: информативную, связанную с предоставлением посетителям полной, актуальной информации о деятельности компании, ее товарах и услугах, а также регулятивную, нацеленную на привлечение инвесторов и партнеров по бизнесу, увеличение объема продаж.
Основными коммуникативными составляющими любого КС являются адресант, адресат и сообщение.
Адресантом корпоративного сайта является компания, формирующая своеобразное виртуальное представительство в виде корпоративного сайта, представленная как некое обобщенное лицо, не заменяющее ни руководство компании, ни ее сотрудников по отдельности. Например, в тексте «But what does Intel bring to healthcare? Along with our history of innovation, we have the knowledge and experience to connect people and information in new ways» мы видим, как название компании «Intel», употребляемое в единственном числе, изменяется на местоимение множественного числа we, получившее свое широкое распространение в официальноделовой речи. Подчеркнем, что по параметру адресант КС - массовый (коллективный), так как в создании текста того или иного корпоративного сайта участвуют работники разных отделов компании, но также вышестоящие сотрудники корпорации, создатели сайта.
Адресатами данного речевого жанра выступают посетители сайта, среди которых можно выделить несколько групп: во-первых, это потенциальные партнеры, во-вторых, инвесторы и, наконец, потребители товаров и услуг компании. Особенностью адресатов КС является их относительная активность в формировании содержания сайта, что становится возможным благодаря гипертекстовым ссылкам, позволяющим пользователю уйти от линейности текста и самостоятельно определять характер и объем получаемой информации. Если исходить из количественного параметра, адресат является массовым. Если исходить из качественного параметра, и адресант, и адресат являются социальными, так как они связаны деловыми отношениями, выступая в определенных социальных ролях.
В зависимости от целевой аудитории, среди КС можно выделить: 1) сайты, предназначенные широкому кругу потребителей и лиц, интересующихся деятельностью компании;
2) внутрикорпоративные, оптимизирующие внутреннюю работу компании, открытые для доступа только сотрудникам корпорации;
3) смешанные типы, в которых присутствуют два предыдущих типа в виде разных разделов.
Что касается хронотопа коммуникации, следует отметить вариативность, дистант-ность, возможность каждой из сторон выбрать удобное время и место коммуникации. Более того, КС благодаря современным технологиям и своей виртуальной природе может предполагать интерактивность, несмотря на
удаленность участников коммуникации друг от друга.
Безусловно, любой КС - это определенный текст, отвечающий ряду заданных параметров, основными из которых являются содержание, код и канал. Тематика (содержание) КС как жанра определяется прежде всего сферой деятельности компании. КС обычно содержит общую информацию о деятельности компании, последние новости, исторический материал, отчеты о деятельности, финансовые документы, биографию руководителей и выдающихся работников, список товаров и услуг, контактные данные.
Что касается канала передачи информации, он представляет собой совокупность всех возможностей виртуальной среды: письменная речь, видео, аудио, изображения. Само по себе появление подобного рода представительства компании стало возможным только благодаря развитию компьютерных технологий и, несомненно, несет отпечаток виртуальной среды. КС представлен в виртуальном пространстве, и его электронная природа отражается на всех жанрообразующих элементах.
Благодаря своим характеристикам КС предоставляет бизнесменам новые возможности и «степени свободы». В рамках любого КС происходит пересечение двух культурно-информационных систем - профессиональной и виртуальной. Результатом этого симбиоза является изменение дискурсивной деятельности участников: адресат КС становится активным участником дискурсивного процесса, его когнитивные характеристики учитываются на всех этапах создания КС.
Итак, КС является одним из важных жанров делового дискурса, который можно рассматривать как коммуникативное взаимодействие в
определенном институциональном контексте, где адресант и адресат наделены определенными социальными ролями. Изучение КС должно строиться с учетом всей совокупности языковых и экстралингвистических факторов.
Список литературы
1. Гурьева, З. И. Речевая коммуникация в сфере бизнеса: к созданию интегративной теории: на материале текстов на русском и английском языках : дис. ... д-ра филол. наук. М., 2003. 446 с.
2. Дудкина, Н. В. Речевой жанр «поздравление» в русской и американской лингвокуль-турах : автореф. ... дис. канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2011. 24 с.
3. Лебедева, Н. Б. Жанры естественной письменной речи // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М., 2007. С.116-123.
4. Рогачева, Н. Б. Структура и функционирование вторичных речевых жанров интернет-коммуникации (на материале русского и английского языков) : автореф. . дис. канд. филол. наук. Саратов, 2011. 23 с.
5. Ширяева, Т. А. Современный деловой дискурс: опыт лингво-когнитивного исследования // Когнитивные исследования языка. Вып. XIII. Ментальные основы языка как функциональной системы. М. ; Тамбов, 2013. С.811-822.
6. Шмелева, Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Вып. 1. Саратов, 1997. С. 88-98.
7. Yates, J. Genres of Organizational Communication: A Structurational Approach to Studying Communication and Media / J. Yates, W. J. Or-likowski // The Academy of Management Review. Vol. 17, № 2. P. 299-326.