Научная статья на тему 'Жанр стихотворения в прозе: западноевропейский опыт в китайской интерпретации'

Жанр стихотворения в прозе: западноевропейский опыт в китайской интерпретации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
914
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ / НОВАЯ КИТАЙСКАЯ ПОЭЗИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / PROSE POEM / CHINESE NEW POETRY / FORMATION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Харишин Д. Г.

Статья посвящена рассмотрению предпосылок возникновения жанра стихотворения в прозе в новой китайской литературе. Раскрыто важное влияние иностранных (Ш.Бодлер, И.Тургенев, В.Уитмен, Р.Тагор и др.) и китайских (Лу Синь, Го Можо, Мао Дунь, Лю Баньнун, Се Бинсинь, Го Фень, Лю Даба, Дай Ваншу и др.) писателей и поэтов на процесс становления и развития современного жанра. Уделено внимание жанровой специфике, тематике и проблематике стихотворений в прозе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанр стихотворения в прозе: западноевропейский опыт в китайской интерпретации»

Харишин Д.Г. ©

Ассистент, кафедра китайской, корейской и японской филологии, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко

ЖАНР СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ: ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ В

КИТАЙСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению предпосылок возникновения жанра стихотворения в прозе в новой китайской литературе. Раскрыто важное влияние иностранных (Ш.Бодлер, И.Тургенев, В.Уитмен, Р.Тагор и др.) и китайских (Лу Синь, Го Можо, Мао Дунь, Лю Баньнун, Се Бинсинь, Го Фень, Лю Даба, Дай Ваншу и др.) писателей и поэтов на процесс становления и развития современного жанра. Уделено внимание жанровой специфике, тематике и проблематике стихотворений в прозе.

Ключевые слова: стихотворения в прозе, новая китайская поэзия, становление, развитие. Keywords: prose poem, Chinese new poetry, formation, development.

Стихотворения в прозе - это самостоятельный жанр современной литературы, сложный и утонченный, психологической особенностью которого является то, что он приближен к людям современного общества. Стихотворения в прозе - это короткие лирические произведения, сходные по форме текста к прозе и одновременно по мелодике, повышенной эмоциональности и лирическим сюжетом, даже с фрагментами спорадической рифмовки, - к поэзии [1, 133].

В Европе в VI-VII веках существовали схожие по форме произведения, однако, как самостоятельный жанр в европейском литературоведении стихотворения в прозе выделяются лишь в конце XIX - начале ХХ века. Так, в XVII веке английский писатель Джереми Тейлор (англ. Jeremy Taylor, 1613-1667), британский мастер английской прозы Томас Браун (англ. Thomas Browne, 1605-1682), французский писатель и педагог Франсуа Фенелон (фр. François de Salignac de La Mothe-Fénelon dit Fénelon, 1651-1715) писали лирические миниатюры, которые стали известны во всем мире. В 1894 году французский поэт и писатель Пьер Луис (фр. Pierre Louys, 1870-1925) издал лирический сборник «Песни Билитис» (фр. «Chansons de Bilitis»), который в то время фактически можно было рассматривать как стихотворения в прозе. Однако, как самостоятельный литературный жанр они еще не выделялись.

Зарождение жанра стихотворений в прозе связывают с Францией и романтизмом, ведь процессы сочетание поэтического мышления и прозаической формы стали наиболее актуальны в русле романтизма. Выступая против любых попыток регламентирования, эстетика романтизма побуждает к отказу от разграничения литературных жанров, становится толчком для создания новых художественных форм. Многие литературоведы, среди которых С.Бернар, Л.Декон, Б.Джонсон, М.Балашов и др., основателем жанра стихотворений в прозе считают французского поэта Алоизиюса Бертрана (фр. Louis Jacques Napoléon Bertrand, 18071841), цикл стихотворений в прозе «Гаспар из тьмы» («Gaspard de la nuit», 1842) которого положил начало оригинальному литературному явлению и стал ярким примером выражения чувств в свободной и пластической жанровой форме. В последствии Ш. Бодлер (фр. Charles Pierre Baudelaire, 1821-1867) вводит термин "poème en prose" - "стихотворения в прозе" - для этого жанра, а сборник «Гаспар из тьмы» стал моделью «маленьких поэм в прозе» («Petits poèmes en prose», 1869) Бодлера. Его миниатюры вызвали широкий резонанс критиков и современников, что позволило украинским ученым ошибочно считать Шарля Бодлера родоначальником жанра стихотворений в прозе (И.Денисюк, С.Павлычко, Н.Шумило) [1, 3].

Среди китайских исследователей жанра стихотворения в прозе, стоит упомянуть имя Лин Иляна ( Ш^Й, 1919-1996), который в своей статье «Размышления о стихотворениях в

© Харишин Д.Г., 2013 г.

прозе» ( , 1956) также ошибочно отмечает, что именно Ш. Бодлер в своем

литературном творчестве впервые обратился к данному жанру [5, с. 163].

В развитие жанра стихотоворения в прозе весомый вклад внесли Си Ди (Чжэн Чженьдо) (ШШ 1898-1958), Тен Гу (ШШ, 1901-1941), Ван Пинлин 1898-

1964) и др. В китайских периодических изданиях печатались специальные статьи, посвященные изучению жанра стихотворений в прозе, с целью ознакомления китайских писателей и читателей с особенностями нового жанра. Так, например, Чжэн Чженьдо писал: "Мы должны понимать, что необходимой составляющей настоящей поэзии является не наличие рифмы, а возможность передать высокую образность и эмоциональность речи стихотворения, не прибегая к стихотворной форме. Так, эмоциональная напряженность, лирическая взволнованность, поэтическая образность, переданы прозой - это и есть настоящий стих, а рифмованное, однако лишенное главных свойств поэзии произведение -это не стихотворение" [6, с. 232].

Жанр стихотворения в прозе вошел в китайскую литературу как заимствованный. «Словарь современной китайской поэзии» ( ((ФШ^^^Й^Й)) ) дает такое определение: "Стихотворения в прозе (кит. ^ ^ ^ ) - это жанр современной лирической литературы, которому свойственны особенности поэзии и прозы. Он сочетает в себе экспрессию стихотворения и описательность прозаического художественного произведения. Стихотворение в прозе имеет формальные признаки прозаического произведения, ему не свойственна канонизированная форма изложения, отсутствует деление на стихотворные строки, отсутствует рифма, не требуется четкая ритмическая организации речи. Обычно стихотворение в прозе небольшое по размеру, характеризуется лаконичностью и изяществом изложения, мелодичностью, ему присуща выразительная гибкость и разнообразие формы выражения прозаического произведения. В стихотворении в прозе автор обычно выражает свои чувства и переживания, связанные с обществом и человеческой жизнью. Значительное внимание уделяется изображению реальной действительности, которая обусловливает изменчивость мыслей и чувств. «Дикие травы» Лу Синя являются первым современным сборником стихотворений в прозе" [8].

Жанр современных стихотворений в прозе появился в Китае одновременно с новой литературой. К. Мурашевич в своем диссертационном исследовании «Художественно-эстетический феномен поэзии "4 мая" в китайской литературе начала ХХ века» отмечает, что "новый век пришел в литературу со своей образной системой, новыми интонациями, звуками, красками, лексикой. В поэзии "4 мая" изменились содержание, идеи и формы. Переход поэзии на язык байхуа освободил ее от четких рамок, способствовал упрощению рифмы и ритма, стимулировал развитие стихотворений в прозе" [3, 186].

Посредством художественного слова поэты поднимали наболевшие вопросы, как политические, так и социальные, писали о бедах крестьян и о подавлении человеческой личности. Обращение к личности было одной из существенных черт поэзии "4 мая", хотя сначала она не могла предложить методы лечения социальных болезней и не могла выяснить глубинные причины их появления. Критическое отношение к реальности сочетается с уважением к человеку, к его индивидуальности. Таким образом, поэзия впервые начала сознательную и целенаправленную борьбу за человека, его духовное, физическое и материальное обновление [3, 20-21].

На самом деле, в Древнем Китае существовало много литературных произведений, сходных по форме со стихотворениями в прозе. Так, например, Го Можо в 1921 году в одном из своих писем отмечал: "Хотя в Китае не существовало понятия "стихотворения в прозе", однако произведения Цюй Юаня, такие как «Отец-рыболов» ( ((Ш.^)) ), «Гадание о жилье» ( I Ь ® )) ), а также много притч и рассказов из книги философа Чжуанцзы «Нанхуа чженьцзин» можно назвать стихотворениями в прозе" [7, 170]. В начале "Движения 4 мая" 1919 года писатель Чжоу Цзожень в своей работе «Изящная литература» ( )

высказал мнение о том, что "стихотворения в прозе - это мост между поэзией и прозой" [9, 76].

В 1915 году в 7 номере 2 тома журнала «Китайское общество беллетристов» ( {фЩ Ш ^ )) ) на древнем языке вэньянь был напечатан перевод яркого представителя реалистической школы Лю Баньнуна (М^^, 1891-1934)1 четырех разделов стихотворений в прозе И.С. Тургенева (тогда они вошли в рубрику "рассказы"). Это был самый ранний перевод иностранных стихотворений в прозе в Китае. Как отмечает К. Мурашевич, с 1917 года поэт начал писать стихи на разговорном языке байхуа, обогатив китайскую поэзию новой формой, рифмой и ритмом. Из-под пера Лю Баньнуна вышли достойные образцы нерифмованного стихотворения (^Ш^) и стихотворений в прозе, которые в то время были новыми для китайской литературы [3, 187]. Стихи Лю Баньнуна, написанные в новой манере, достаточно легки в прочтении. Поэт, используя простую разговорную речь, повествует о проблемах того времени, создает привычные и обыденные образы [3, 74].

С возникновением новой поэзии, (поэзии "4 мая")2, современный китайский писатель Лу Синь, работая над рассказами и публицистическими статьями, написал шесть стихотворений на байхуа: «Сон» ( ((^)) ), «Дух любви» ( ), «Цветы персика»

( 1ШШ ), «Их сад» ( «ШПЙ^Ш ), «Человек и время» ( «Л^)) ), «Он »( «Ш ). Эти новые стихи были наполнены философскими размышлениями писателя и глубоким символическим смыслом. Стихи были легкими и гибкими, особый колорит которым придавал почти прозаический тип повествования. Это была попытка Лу Синя в написании нерифмованных стихотворений (^Ш^). Хотя шесть стихов Лу Синя имели особенности стихотворений в прозе, однако их еще нельзя отнести к этому жанру.

И все же, в процессе формирования новой литературы3 развитие стихотворений в прозе, как самостоятельного литературного жанра, происходило медленно. Причиной было то, что некоторые писатели (представители течения возвращение к древности (Ж^Ш^Л), которые стояли на позиции соблюдения классического стиля в литературе) демонстрировали неприятие и непонимание новой поэзии, осуждали ее бессистемность. Ведь, как было отмечено ранее, перейдя на байхуа, поэзия не имела уже четких рамок, произошло упрощение рифмы и ритма. Поэтому перед писателями и поэтами, которые способствовали развитию новой поэзии, появилась необходимость в борьбе за становление нового жанра. Так, Чжэн Чженьдо отмечал, что "многие, придерживаясь точки зрения, что 'нерифмованное стихотворение - это не стихотворение' ( Ф Ш ^ % ^ ), считают, что "прозаическое произведение не может быть поэтическим" ( ^ ^ ^ ^ % ^ ), на самом деле такое утверждение является необоснованным и свидетельствует об их неосведомленности, ведь многие писатели своими произведениями, написанными в жанре стихотворений в прозе, как Ш.Бодлер, И.Тургенев и др., преодолели несокрушимый закон: 'нет рифмы - нет стиха' (^ Ш Я Ф ^ ) [6, 234]. В некоторых статьях звучит обоснование особенностей жанра стихотворений в прозе и необходимость его развития. Китайский специалист по истории литературы и искусства Тэн Гу отмечал: "Большую часть новой поэзии Китая составляют свободные стихи, а стихотворений в прозе очень мало. Я надеюсь на появление подлинных стихотворений в прозе, которые откроют новую эпоху на творческой ниве" [6, 235] .

В мае 1918 года в 5-том номере 4-ого тома журнала «Новая молодежь» ( ((^Ш^)) ) в рубрике "стихотворения" появилось стихотворение в прозе жены индийского эзотерика, метафизика, буддолога Ананды Кумарасвами Элис Этель Ричардсон (под псевдонимом Ратан Деви) в переводе Лю Баньнуна под названием «Я иду среди снега» ( ((^^тШФ)) ).

В стихотворениях в прозе первой половины ХХ в. поэты и писатели сосредоточивали внимание на проблемах лиричности, фрагментарности бытия. Они обращались к внутреннему миру человека, провозглашали одиночество души, негативизм реальности, поднимали тему эмансипации женщин и общечеловеческих прав. Эти темы были близки китайской молодежи периода "4 мая", которая не принимала жестокую реальность и

находила воплощение своих мечтаний в стихотворениях в прозе Лю Баньнуна, Сю Юйно (Ш , 1894-1958), Сю Дишаня (, 1894-1941), Цзяо Цзюьина (^ШШ, 1905-1975), Сю Чжимо 1896-1931) и др.

Важное влияние на развитие новой китайской литературы также имели стихотворения в прозе Лу Синя, Го Можо, Мао Дуня, Чжу Цзициня (^ k Ш, 1898-1948), Се Бинсинь (ШК 1900-1999), Го Фена ($Щ, 1917-2010) Лю Дабая (ЭД^Й, 1880-1932), Дай Ваншу 1905-1950). В период «литературной революции» именно Лю Баньнун ввел в широкое употребление понятие "стихотворения в прозе". Впоследствии в китайских газетах и журналах (в приложении к «Утренней газете» ( ((ЩШ)) h'JT'J), «Еженедельной литературной газете» ( ((^^МШ)) ), журнале «Нити слов» ( «ipM)) ), «Ежемесячнике прозы» ( «'ЬШЛ Ш )) ) и др.) регулярно печатали переводы стихотворений в прозе И.С. Тургенева, Ш. Бодлера, В. Уитмена (англ. Walt Whitman, 1819-1892) и известного индийского поэта Рабиндраната Тагора (англ. Rabindranath Tagore, 1861-1941) и др.

На основе этой переводной литературы происходило становление и развитие жанра стихотворения в прозе в новой китайской литературе, вобравшей в себя и заимствования, и свой личный взгляд на современность. С 1919 по 1923 годы Лю Баньнун написал немало стихотворений в прозе: «Старая корова» ( ((^Ф)) ), «Продаю овощи» ( ), «Струна

Е» ( «Е Й)) ), «Голод » ( «Ш)) ), «Дождь» ( <Ш)) ), «Тишина» ( «#)) ), «Ограбление» ( ((й)) ). Всем им свойственна лиричность, ярко выраженная эмоциональность.

Выдающийся основоположник новой поэзии Го Можо 20 декабря 1920 года в приложении «Фонарь науки» ( { ^ 'JT)) ) новой газеты «События Китая» ( { 00 ^ ^ Ш)) ) опубликовал короткие стихотворения в прозе («Зима» ( ((#)) ), «Она и он» ( ),

«Тело богини» ( ), «Название страны» ( ((^й!^)) ) под общим названием «Мои

стихотворения в прозе» ( ((^l^^ii)) ). А 16 февраля 1921 года в «Фонаре науки» в его переводе было опубликовано стихотворение в прозе И.Тургенева, в кратком предисловии к которому, Го Можо познакомил китайского читателя с жанром стихотворения в прозе зарубежного образца [10, 191].

В печатных изданиях литературной группы реалистического направления «Общество изучения литературы» () «Ежемесячнике прозы» и «Литературном ежедекадном издании» появлялись не только статьи, посвященные теоретическим исследованиям исторического развития жанра стихотворений в прозе западной литературы, но и печатались произведения, которые открыли путь для развития этого жанра в современной китайской литературе. Писатели и поэты «Общества изучения литературы» - Чжу Цзицинь, Се Бинсинь, Сю Юйно, Сю Дишань, Цзяо Цзюьин, Ван Тунчжао ( , 1897-1957), Ван

Женьшу 1901-1972), Сю Чжи (ШШ, 1899-1947), Сунь Лянгун (#{Ц, 1894-1962) и

др. печатали свои стихотворения в прозе в изданиях общества. В журналах «Нити слов», «Ураган» ( ((Ш)) ) и других периодических изданиях печатались также стихотворения в прозе Сунь Фуси (#ШШ, 1898-1962), Чжан Ипин 1900-1947), Гао Чанхуна (й^Й,

1898-1954)и др.

До 1927 года, перед выходом сборника Лу Синя «Дикие травы», уже было издано два сборника стихотворений в прозе. Один сборник «Плач среди ночи» ( { Ш ^ )) ) Цзяо Цзюьиня был напечатан в 1925 году, а второй - сборник писателя Гао Чанхуна «Душевные поиски» ( ) появился в 1926 году. «Плач среди ночи» - это первый сборник

стихотворений в прозе в новой китайской литературе. И все же, «Дикие травы» значительно отличаются высоким мастерством и художественным зрелостью от двух вышеупомянутых сборников.

Таким образом, взаимодействие, интеграция, естественный синтез лучших достижений китайской литературной традиции с новаторской западноевропейской способствовали становлению и развитию современного жанра стихотворения в прозе в

Китае. Для стихотворений в прозе характерна тематика, актуальная для конкретного исторического периода, которая отражает внутренний, субъективный опыт автора. В стихотворениях в прозе китайские писатели и поэты выражали свои эстетико-философские взгляды, внутренние ощущения, волнения. Их стихотворения в прозе полны глубокого эмоционального психологизма. Стоит также отметить, что особое внимание уделяется личности автора, его размышлениям, суждениям и переживаниям.

1Лю Баньнун - китайский поэт и филолог конца XIX — первой половины ХХ в. Участник "Движения 4 мая". Учился в Лондоне и Париже (1920-1925гг.). С 1925 года — профессор Пекинского университета. В своих стихах рассказывал о трагедии человека в буржуазном обществе, о социальном неравенстве. 2Поэзия "4 мая", или новая поэзия ( Ш ^ ) - стихи, написанные на разговорном языке байхуа, появились в китайской литературе во время "Движения 4 мая" и продолжили свое развитие в творчестве поэтов последующих времен.

3Новая литература (Ш - литература, получившая развитие после "Движения 4 мая" 1919 года.

Литература

1. Б^ун О.А. Типолопя жанру поезп в прозi (французька та украшська лтератури кшця XIX - поч.

XX ст.) : автореф. дис..... канд. фшол. наук: 10.01.05 - порiвняльне лггературознавство / О. А.

Б^ун ; ТНПУ iм. В.Гнатюка. - Тернопшь, 2008. - 20 с.

2. Лггературознавчий словник-довщник / Р.Т. Гром'як, Ю.1. Ковалiв. - К.: ВЦ "Академiя", 1997. -752с.

3. Мурашевич К.Г. Художньо-естетичний феномен поезп "4 травня" в китайськш лiтературi початку XX ст. : дис. ... канд. фшол. наук : 10.01.04 / Мурашевич Катерина Геннадпвна ; Ки!в. нац. ун-т iм. Тараса Шевченка. - К., 2011. - 221 с.

4. Чжуан-цзы (книга) [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/701099/

5. п+ШШ // ФДШ^^вМ / п+ШШ^Шо - 1976^ 8 Я^о - 316 Йо

6. // % 2 1981 ^о—441 Й

7. // % 10 — ^Ж: 1959 ^о —

210 Йо

8. // 1988 ^о

9. Ш^Ло^Ш / — 1991/4 ^о—213 Йо

10. / #55!. — 2010 ^о—366 Йо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.