DOI: 10.26086/NK.2020.57.3.012 УДК 785
© Ли Исюань, 2020
Вэйнаньский педагогический университет (Вэйнань, Китай), преподаватель
E-mail: [email protected]
ЖАНР СИМФОНИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВАН СИЛИНЯ
В статье рассматривается симфоническое творчество одного из крупнейших китайских композиторов-симфонистов XX-XXI веков Ван Силиня. Автор девяти симфоний, Ван Силинь проложил путь к серьезной концептуальной трактовке этого жанра. Художественный стиль, технология музыкального языка Ван Силиня далеки от так называемой «модной» школы в лице композиторов Тан Дуна, Лэй Гуаньера, Чэнь Цигана и др. Обобщив опыт крупнейших симфонистов ХХ века, Ван Силинь создал новый для китайской музыки образец жанра симфонии-трагедии, что отражает масштабы развития творческих и эстетических устремлений композитора. При этом Ван Силинь сохранил целый ряд выразительных черт китайского искусства. Так, в музыке Четвертой симфонии композитор опосредованно использовал стилистику китайской оперы, а также характерные приемы интонирования народных песен. Эти элементы он воплощает с помощью универсального музыкального языка.
Девять симфоний композитора лучше всего представляют его художественные достижения, воплощают его трагические переживания и инновационное использование элементов народной культуры. В статье анализируются нестандартные решения симфонического цикла в Четвертой симфонии композитора, драматургия и тематизм симфоний с позиций достижений мирового симфонизма.
Ключевые слова: симфонизм, жанр симфонии, китайская музыка, Ван Силинь, симфоническая концепция, оркестровая драматургия
© Li Yixuan, 2020
Weinan Normal University (Weinan, China), lecturer
SYMPHONY GENRE IN THE WORKS OF WANG XILIN
The article examines the symphonic work of one of the largest Chinese composers-symphonists of the XX-XXI centuries. Wang Xilin. The author of nine symphonies, Wang Xilin paved the way for a serious conceptual interpretation of this genre. The artistic style and technology of Wang Xilin's musical language are far from the so-called «fashionable» school represented by the composers Tang Dong, lei Guan'er, Chen Qigang, and others. Summing up the experience of the greatest symphonists of the twentieth century, Wang Xilin created a new example for Chinese music of the Symphony-tragedy genre, which reflects the scale of development of the composer's creative and aesthetic aspirations. At the same time, Wang Xilin preserved a number of expressive features of Chinese art. Thus, in the music of the Fourth Symphony, the composer indirectly used the style of Chinese Opera, as well as the characteristic intonation techniques of folk songs. He embodies these elements with the help of a universal musical language.
The composer's nine symphonies best represent his artistic achievements, embody his tragic experiences and innovative use of elements of folk culture. The article analyzes non-standard solutions of the Symphony cycle in the composer's Fourth Symphony, as well as the dramaturgy and thematicism of symphonies from the perspective of world Symphony achievements.
Key words: symphonism, Symphony genre, Chinese music, Wang Xilin, symphonic concept, orchestral drama
Жанр симфонии в китайской музыке имеет относительно недолгую историю. Симфоническая поэма Хуан Цзы «Ностальгия» 1929 года считается первым симфоническим произведением в Китае. Однако, за небольшой в историческом плане период ведущие китайские симфонисты смогли не только освоить новый для них жанр, но и достигнуть в нем значительных высот. В их числе композитор Ван Силинь, автор девяти симфоний, симфонических поэм и отдельных оркестровых сочинений. По значимости достижений и глу-
бине концепций творчество Ван Силиня можно сравнить с самыми значительными композиторскими фигурами ХХ века в этой области — Малером и Шостаковичем. Профессор Чжу Дун из Центральной консерватории назвал его «лучшим симфоническим композитором в Китае» [3].
Причина приверженности к симфонической музыке тесно связана с личностью композитора и его музыкальной деятельностью, так как именно симфонические жанры наиболее полно передают его историческую миссию художника и глубокое
понимание трагедии, которая сопровождает борьбу за свободу и независимость. Некоторые крупномасштабные произведения композитора, такие как Симфония № 5, не исполнялись десятилетиями: Симфония № 1 впервые прозвучала в 1999 году, спустя 37 лет после создания, а Симфония № 4 была исполнена лишь в 2005, поскольку концерт, запланированный на декабрь 2000 года, был отменен китайским правительством после лекции Ван Силиня, в которой он призывал к отказу от коммунистического пути развития страны. Тем не менее, композитор продолжал работать над симфониями, так как считает этот жанр своего рода мерилом профессионального мастерства. Кроме того, по его мнению, именно симфонии дают полное и философски обоснованное представление о значительности всей национальной культуры в мировом музыкальном пространстве.
Художественный стиль, технология музыкального языка Ван Силиня не совпадает с тем, что сегодня популярно у слушателей, далеки они и от так называемой «модной» школы Тан Дуна, Лэй Гуаньера, Чэнь Цигана и др. Прежде чем писать свою 1 симфонию (дипломную работу), композитор основательно изучил более сорока партитур классиков мирового симфонизма — Гайдна, Бетховена, Шуберта, Чайковского и др. Это исследование стало крепкой основой композиторской техники Ван Силиня, дало ему необходимые знания в области гармонии, полифонии, формы. Сочинения Шостаковича, Дворжака, симфонические поэмы Сметаны, квартетное письмо Равеля, Шостаковича и Мясковского стали важным дополнением к осмыслению симфонического метода европейских композиторов.
Работа над изучением партитур заставила композитора осознать, что невозможно двигаться в профессиональном развитии без технологий. «Мой метод — читать музыку, копировать музыку и играть партитуры на фортепиано. Это то, что
твердо сформировалось в моем представлении в процессе исследования шедевров» [1].
В процессе эволюции симфоническая музыка Ван Силиня прошла несколько этапов. На первом этапе композитор освоил различные виды тонально-модальной системы, главным образом на примере произведений Стравинского и Барто-ка. Следующим этапом стало изучение двенадцатитоновой техники и свободной атональности. В 1988-1989 годах Ван Силинь обратился к творчеству Пендерецкого и Ксенакиса [6]. Вхождение в авангардную музыку, темброво-сонорную технику, пристальное внимание к звукообразованию нашли отражение в четырех частях Третьей симфонии, написанной в 1990 году. В 1991 году Симфония № 3 была провозглашена главным достижением в истории китайской музыки. Все эти шаги, направленные на совершенствование профессионального мастерства, способствовали творческому росту композитора и сделали возможным обращение к масштабным героико-тра-гическим концепциям, до того времени в китайской музыке не представленным.
Главной темой симфонического творчества Ван Силиня стала тема Человека перед лицом испытаний и катастроф. Композитора вдохновляла отечественная история, противоречивая и трагическая, о чем он не раз высказывался в интервью [2; 4]. Эти идеи с поразительной яркостью воплотились в Четвертой симфонии композитора (1999-2000).
По своей композиции и драматургическим принципам симфония следует полотнам Шостаковича, часто открывающимся такими вступлениями, из которых впоследствии вырастает основной тематизм. Характерно медитативное медленное начало у солирующего контрабаса в самом низком глухом регистре, звучание которого возникает словно из небытия и напоминает древние сказания старцев:
1лчИй* = 54-56
Простая песенная диатоническая мелодия получает продолжение в полифоническом диалоге сначала с виолончелями, а затем с альтами, первыми и вторыми скрипками. Протяженный канон передает глубокую печаль и чувство горечи. В момент кульминации этого эпизода к струнной группе присоединяется флейта пикколо, усиливая щемящий оттенок звучания.
Композиционные закономерности воспроизводят логику свободно трактованной сонатной формы романтического балладного вида1, но написанной с подлинно симфонической мощью и размахом. Организующим началом выступает противопоставление агрессивно-наступательного тематического комплекса и темы рассказа о страданиях народа.
Если первый раздел отличается камерностью звучания, неторопливым развертыванием тщательно выписанной «квартетной» фактуры, то второй буквально взрывается оглушительным свистом и грохотом до этого момента молчащих духовых и ударных инструментов. Такая внезапная смена характера также унаследована от симфонической драматургии Шостаковича (можно напомнить эпизод расстрела во 2 части 11 симфонии). Звучание усиливается трелями и глиссандо у всех инструментов. Партия литавр в этом эпизоде созвучна их использованию в 11 симфонии Шостаковича. Звучание их наступательное, жесткое, оглушительное, как взрывы бомб. Литавры поддерживает группа барабанов, гонгов и там-та-мов (см. Пример 2).
Дальнейшее развитие построено на противопоставлении низких струнных, которые ведут тему первого раздела, и всей массы оркестра тройного состава. Особенной мощью и непреклонностью выделяется партия ударных. В отдельных группах возникают небольшие тематические фрагменты, преодолевающие несокрушимую звуковую массу. Напри-
Общая композиция одночастной симфонии выстраивается на основе противопоставления двух тематических блоков: темы начального сказа-раздумья и батальных эпизодов. Каждый из следующих эпизодов представляет начальный материал в измененном виде.
В общем виде композицию можно представить следующим образом:
мер, в ц. 11 слышны отчаянные вскрики труб (см. Пример 3).
Группа ударных усилена малым барабаном и там-тамом. Вместе с литаврами они выстраиваются в мощное остинато, символизирующее натиск огромной вражеской силы.
Общее растущее напряжение усиливается использованием особых приемов звукоизвлече-ния, например, в ц. 18 frullato у деревянных и медных духовых (с сурдиной), pizzicato у всей струнной группы, которое в низком регистре сходно по тембру с шипением и треском. Для усиления агрессивного эффекта в ц. 36 вводятся хлесткие удары бича (Frusto), заглушающие жуткие вопли валторн и сбивчивый ритм струнных.
В ц. 42 вновь возвращается первая тема в начальном высотном положении, но в мощном звучании фаготов (вместо одного фагота играет валторна с контрафаготом), а затем и в первоначальном тембровом облике у струнной группы. Однако, полностью первоначальный облик она не обретает, ее заглушают агрессивные «атаки» ударных инструментов.
Разработка построена по принципу волновой драматургии. В ней выделяется несколько кульминационных подъемов и спадов. Первая мощная кульминация батального эпизода наступает в ц. 44. Как и у Шостаковича, в симфонии Ван Силиня кульминационная зона длительная и мощная. Она строится на противопоставлении сжатого мотива из первой темы и взрывного натиска ударных (см. Пример 4).
1 раздел Тема А экспозиция 2 раздел (от ц. 5) Экспозиция тематиче ского комплекса В и разработка 1 3 раздел (ц. 50-60) Вариантное развитие темы А 4 раздел (от ц. 65) Разработка 2 Элементы репризы темы А в ц. 74 и ц. 83
Lento Forte e feroce drammatico infernale Lento Allegro risoluto М = 110 М=112
archi tutti Archi div. con surd + Pf, Chinese patti ц. 88 + Cel, Camp, Sil, tom-tom
Результатом отчаянной борьбы двух сил становится реакция на ужас пережитого и предчувствие новых страданий. В ц. 50 возвращается первоначальное медленное движение (Lento), однако фактура становится иной. Призрачный характер звучанию первой темы придают glissando струнных с сурдинами, которые каноном включаются в движение. Тема звучит жалобно, страдальчески. Соло виолончели оказывается уже не диатоническим, а осложненным хроматическими щемящими интонациями. Начавшийся было в унисон четырехголосный канон в ц. 55, постепенно переходит в канон в секунду. Тема так и не обретает прежний вид, ее интонационность разрушена, фактура искажена.
Симфоническая концепция Ван Силиня многогранно раскрывает идею борьбы. Отсюда еще один разработочный эпизод (от ц. 65), в котором совмещаются классические функции разработки, репризы и коды. В этом разделе композитор усложняет тематическую работу. Так из первоначального мотива первой темы в партиях струнных постепенно, прибавляя по одному звуку, вырастает новый материал. Большой вес приобретают остинато. С его помощью выстраивается огромное нарастание к кульминации, в котором ведущая роль принадлежит ударным инструментам. К группе ударных присоединяются фортепиано, фагот, валторна и низкие струнные, что в результате создает эффект колокольного набата. Важный штрих в партитуре — появление китайских тарелочек (ц. 73). Их нежное звучание вносит светлый оттенок в мрачный хаос батальных картин. Неслучайно вслед за этим новым тембром в ц. 74 звучит первая тема, хотя и искаженно у низких струнных, но настойчиво. Элементы этой темы появляются в партии валторн, настойчиво повторяются в укрупненном ритме. В ц. 83 фрагмент первой темы обрывается. Однако, подлинная трагедия несет в себе не только страх смерти и горечь потерь. В трагедии глубоко заложена вера в жизнь. Завершение симфонии Ван Силиня, постепенное истаивание звучности фортепиано, там-тама, ксилофона, колоколов и челесты заставляет вспомнить комментарий, сказанный Артуром Онеггером по поводу конца его 3 военной симфонии: «Есть еще птицы, чтобы петь на деревьях».
4 симфония2 — это большое симфоническое произведение, основанное на музыкальных принципах европейского авангарда 1960-х и 1970-х годов, но не лишенное глубоких связей с национальной китайской культурой. Воплощение трагедии, глубокой печали, отчаяния направлено на то, чтобы вызвать ответную реакцию, взбудо-
ражить, потрясти слушателя. В музыке симфонии запечатлелись отличительные черты китайской нации, но сделано это с помощью универсального музыкального языка. Человеческие страдания не зависят от национальности, каждый человек страдает одинаково глубоко. Для более тонкой передачи этих сложных чувств и переживаний композитор опосредованно использовал стилистику китайской оперы, а также характерные приемы интонирования народных песен. Враждебные силы обрисованы агрессивными тембровыми кластерами, наступательной жесткой динамикой, короткими штрихами, внезапной агогикой.
Ван Силинь воплотил настоящую трагедию, которая до него очень редко встречалась в подобных жанрах в Китае, и это отражает масштабы развития творческих и эстетических концепций композитора. Девять симфоний лучше всего представляют художественные достижения Ван Силиня, воплощают его трагические переживания и инновационное использование элементов народной культуры. В Симфонии № 1, законченной в 1962 году, сформировалось его симфоническое мышление в музыке и запечатлелось чувство беспокойства о человеческой судьбе. В Симфонии № 3 (1990) и Симфонии № 4 (с 1999 по 2000) новаторски использовался звук, фактура, звуковысотная организация и другие технические приемы. Начиная с «Пятой симфонии» (2001) для ансамбля 22 струнных инструментов можно говорить об усложнении концепции ритма и полифонической техники. В Симфонии № 8 «Диалог комедии» (2009) передана идея конфронтации двух групп образов, которые вызывают ассоциации с событиями недавней истории Китая.
В своей 9 симфонии — «Антияпонском военном реквиеме», написанном и исполненном в 2015 году, композитор впервые присоединил хор в симфонию, идя по стопам великих мастеров прошлого — Бетховена и Малера. Эта масштабная симфоническая поэма в шести частях, цель которой состоит в том, чтобы возродить у зрителей память о страданиях в истории борьбы с агрессором и пробудить непреклонный дух сопротивления врагу. Сочинение отражает глубокое понимание Ван Силинем национальной истории и судьбы человека, стремление к справедливости и осознанию трагедии этой борьбы. Композиционный аспект обнаруживает тенденцию к обновлению технических методов и применению национальных традиций. Ван Силинь использует национальные черты абстрактно: извлекает ядро из народной музыки, нарушает устоявшуюся логику ритма, перекомбинирует мотивы, воссоздает мелодию, тем самым еще больше сохраняет оча-
рование народной музыки. При использовании современных композиционных техник композитор сочетает эмоции с техническими умениями, что придает сочинению более глубокий смысл.
Музыка китайского симфониста разоблачает уродливые проявления в обществе, но он не просто презирает их, он размышляет над природой зла. Эти размышления и высокий профессионализм позволили Ван Силиню создать свой уникальный творческий стиль в китайской симфонической музыке.
Примечания
1 Внешнее сходство с Балладой № 2 Ф. Шопена.
2 Аудиозапись симфонии на сервере YouTube.
Литература
1. Дин Лин, Ли Чжэн. На пути к мятежной музыке — интервью с мистером Ван Сили-нем // Форум социальных наук. 2017. № 4. С. 113-131. URL: https://www.sin80.com/pub/ wang-xilin-dc6ddcd8.
2. Чжу Цзинянь. Ван Силинь: одинокий поиск коренится в народной музыке // Китайская газета искусств https://www.sin80.com/pub/ wang-xilin-folk-music-seek (дата обращения 20.07.2020).
3. Ван Силинь. Не Эр не композитор. Выступление на юбилейном собрании, посвященном столетию Не Эр в Юйси, Юньнань (30 июля). URL: https://www.sin80.com/pub/nie-er-not-composer (дата обращения 20.07.2020).
4. Ван Силинь: создание собственной симфонии Китая // Народная ежедневная. URL: https:// www.sin80.com/pub/wang-xilin-d42a48e2 (дата обращения 20.07.2020).
5. Wang Xilin. 4 симфония [Score Video]. URL: https://www.youtube.com/watch?v= B3DpZkeZ4zY (дата обращения 20.07.2020)
6. Tatlow K. A Wordless Elegy for China's War Dead. URL: https://www.nytimes.com/2015/ 12/12/world/asia/china-wang-xilin-symphony. html (дата обращения 20.07.2020).
References
1. Ding, Ling, and Li, Zheng (2017), "The road to rebellious music — interview with Mr. Wang Xilin", Social Science Forum [Electronic], no. 4, pp. 113-131, availiable at: https://www.sm80. com/pub/wang-xilin-dc6ddcd8 (Accessed 20 July 2020).
2. Zhu, Jinglian (2017), "Wang Xilin: the lonely quest rooted in folk music", availiable at: https:// www.sin80.com/pub/wang-xilin-folk-music-seek (Accessed 20 July 2020).
3. sin80 (2012), "Wang Xilin:Nie Er is not a composer", availiable at: https://www.sm80. com/pub/nie-er-not-composer (Accessed 20 July 2020).
4. sin80 (2018), "Wang Xilin: creating China's own symphony", availiable at: https://www.sm80. com/pub/wang-xilin-d42a48e2 (Accessed 20 July 2020).
5. Wang, Xilin (2020), "4 simfoniya" [Score Video], availiable at: https://www.youtube.com/ watch?v=B3DpZkeZ4zY (Accessed 20 July 2020).
6. Tatlow, K. (2017), "A Wordless Elegy for China's War Dead", availiable at: https://www. nytimes.com/2015/12/12/world/asia/china-wang-xilin-symphony.html (Accessed 20 July 2020).