Научная статья на тему 'Жанр идиллии в творчестве Н. М. Карамзина и К. Р'

Жанр идиллии в творчестве Н. М. Карамзина и К. Р Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2094
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДИЛЛИЯ / СЕНТИМЕНТАЛИЗМ / РЕАЛИЗМ / ПЕЙЗАЖ / Н.М. КАРАМЗИН / К.Р / IDYLL / SENTIMENTALISM / REALISM / LANDSCAPE / N.M. KARAMZIN / K.R

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жаплова Татьяна Михайловна, Толкачев Дмитрий Вячеславович

В литературоведении существуют различные подходы к анализу жанровых признаков сентиментальной идиллии, выделяющие термин в качестве подвижной формы, способной взаимодействовать с эпическими и поэтическими жанрами. Изучая виды и специфику идиллического хронотопа в русской прозе и поэзии, ученые выявляют взаимосвязь идейных и эстетических позиций, присущих идиллическому жанру, с особенностями исторических обстоятельств, литературного направления, творческого метода, духовных принципов эпохи. Перспективным представляется рассмотрение идиллии в качестве эволюционирующего подвижного жанра, предполагающего наличие прозаических и лирических структурных свойств, позволяющего обнаружить сходства и различия в творчестве писателей, провести параллель между существенными элементами в их произведениях в контексте литературного течения и времени. В статье на примере прозаических и поэтических произведений Н.М. Карамзина, поэта К.Р. (Великого князя Константина Романова) рассматриваются жанровые особенности идиллии, соответствующие теоретическим обоснованиям сентиментализма XVIII начала XIX вв. и реализма конца XIX начала XX вв. Данный аспект анализа позволяет обнаружить признаки идиллического пейзажа в жанрах элегии, послания и повести, которые характеризуются в системе лейтмотивов, символов и образов, и приблизиться к пониманию категорий красоты и «чувственного идеала» в разработке авторами любовной, природной, философской тем на различном художественном материале в прозе и поэзии. В ходе анализа были рассмотрены такие компоненты идиллического хронотопа как природное начало, единение человека со стихией, семейная любовь, жизнь на лоне природы, достижение гармонии, синтез реальности и мечты, определена их сентименталистская направленность, в равной степени соответствующая драматизму романтического конфликта в прозе Н.М. Карамзина и лиричности фона в реалистических произведениях в поэзии К.Р. По мнению авторов статьи, в идиллических панорамных картинах и природных пейзажах проявляется интерес писателей к человеческой психологии, проблеме взаимосвязи внутреннего и внешнего в характере героя через связь с природой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE OF IDYLL IN A CREATION OF N.M. KARAMZIN AND K.R

In literary criticism, there are various approaches to the analysis of genre features sentimental idyll, the words in a mobile form, capable of reacting with the prosaic and poetic genres. By studying the types and specifics of the idyllic chronotope in Russian prose and poetry, the scientists reveal the relationship of the ideological and aesthetic positions inherent in the idyllic genre, with features of historical circumstances, a literary movement, creative method and spiritual principles of the era. Promising consideration idyll as rolling evolving genre, involving the presence of lyrical prose and structural properties, allows you to discover the similarities and differences in the work of writers, to draw a parallel between the essential elements in their works in the context of the literary movement and time. In the article on the example of prose and poetry, N.M. Karamzin, the poet K.R. (Grand Duke Konstantin Romanov) considered genre features idyll corresponding theoretical justification sentimentalism XVIII-early XIX century and realism of late XIX-early XX century. This aspect of the analysis reveals signs of an idyllic landscape in the genres of elegies, letters and stories, which are characterized in the system of leitmotifs, symbols and images, and closer to understanding the beauty categories and «sensual ideal» in the development of the authors of love, nature, philosophical topics in a variety of artistic material in prose and poetry. The analysis covered such components idyllic chronotope as a natural beginning of human unity with the elements, family love, life, close to nature, to achieve harmony, synthesis of reality and dream, picked their sentimental orientation, are equally relevant to the conflict in dramatic romantic prose N. M. Karamzin and lyrical background in realistic works in poetry KR According to the authors, in idyllic panoramic paintings and natural landscapes shown interest to writers of human psychology, the problem of the relationship of internal and external to the character of the hero through a connection with nature.

Текст научной работы на тему «Жанр идиллии в творчестве Н. М. Карамзина и К. Р»

УДК 82.09: 821.161.1

Жаплова Т.М., Толкачев Д.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]; [email protected]

ЖАНР ИДИЛЛИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.М. КАРАМЗИНА И К.Р.

В литературоведении существуют различные подходы к анализу жанровых признаков сентиментальной идиллии, выделяющие термин в качестве подвижной формы, способной взаимодействовать с эпическими и поэтическими жанрами. Изучая виды и специфику идиллического хронотопа в русской прозе и поэзии, ученые выявляют взаимосвязь идейных и эстетических позиций, присущих идиллическому жанру, с особенностями исторических обстоятельств, литературного направления, творческого метода, духовных принципов эпохи. Перспективным представляется рассмотрение идиллии в качестве эволюционирующего подвижного жанра, предполагающего наличие прозаических и лирических структурных свойств, позволяющего обнаружить сходства и различия в творчестве писателей, провести параллель между существенными элементами в их произведениях в контексте литературного течения и времени.

В статье на примере прозаических и поэтических произведений Н.М. Карамзина, поэта К.Р. (Великого князя Константина Романова) рассматриваются жанровые особенности идиллии, соответствующие теоретическим обоснованиям сентиментализма XVIII - начала XIX вв. и реализма конца XIX - начала Xx вв. Данный аспект анализа позволяет обнаружить признаки идиллического пейзажа в жанрах элегии, послания и повести, которые характеризуются в системе лейтмотивов, символов и образов, и приблизиться к пониманию категорий красоты и «чувственного идеала» в разработке авторами любовной, природной, философской тем на различном художественном материале в прозе и поэзии.

В ходе анализа были рассмотрены такие компоненты идиллического хронотопа как природное начало, единение человека со стихией, семейная любовь, жизнь на лоне природы, достижение гармонии, синтез реальности и мечты, определена их сентименталистская направленность, в равной степени соответствующая драматизму романтического конфликта в прозе Н.М. Карамзина и лиричности фона в реалистических произведениях в поэзии К.Р. По мнению авторов статьи, в идиллических панорамных картинах и природных пейзажах проявляется интерес писателей к человеческой психологии, проблеме взаимосвязи внутреннего и внешнего в характере героя через связь с природой.

Ключевые слова: идиллия, сентиментализм, реализм, пейзаж, Н.М. Карамзин, К.Р.

В литературоведческой науке значение термина «идиллия» пересекается с пасторалью и буколиками. Исторически под идиллией понимается жанровая форма буколической поэзии, признаками которой являлись описания «умиротворенных бытовых картин и пейзажей, безмятежной пастушеской жизни, простых и открытых характеров крестьян» [17]. Различие заключается в том, что идиллией называют стихотворное произведение пасторального жанра, которое не ограничивается жизнеописанием только пастушеского быта. В новое время узкое значение понятия размылось, и идиллией стали называть произведения о мирной жизни влюбленной пары («Старосветские помещики» Н.В. Гоголя) или о мирном патриархальном быте.

Сентиментальные произведения в жанре идиллии, включенные в систему художественной прозы и лирической поэзии, подчеркивали в искусстве сентиментализма, в первую очередь, тесную связь с природой. Возникший как противопоставление торжественной приподнятости

одической поэзии и гимнов, в котором воображаемая реальность проникнута покоем и благостью, жанр «объединял возможности лирического и прозаического родов» [17]. В Древнем Риме идиллией называлось небольшое стихотворение на тему сельской жизни. Древнегреческий поэт Феокрит в идиллиях опирался на античный мим, подготавливая развитие пасторального жанра в драматическом литературном роде и театральном искусстве [17]. В русской литературе идиллия в виде стилизаций под античные образцы появилась в ХУШ - начале XIX века в поэзии А.П. Сумарокова, В.А. Жуковского, Я.Б. Княжнина и Н.И. Гнедича.

Утвердившийся в литературе конца ХУШ века идеал жизни на лоне природы стал частью бытового сознания, и в период увлечения искусством рококо превратился в популярную форму «утонченной салонной игры в простоту, невинность и близость к природе» [11]. В этот период идиллия обрела возможность функционирования на всех уровнях: в форме лиро-эпического стихотворения и во взаимодействии с жанрами

оды, элегии, послания, повести, поэмы. В них она фиксировала идеал прошлого, напоминая о ценностях, к которым может стремиться человек даже вопреки «действительному опыту» [11]. По убеждению Ф. Шиллера, идиллия убеждала человека, живущего в «эпоху культуры», в «чувственном доказательстве» [20] возможности достижения гармоничного состояния в процессе иррационального отдаления от реалий быта.

В литературоведении термин «идиллический» закрепился не только как прозаический, но и лирический. Чувственный идеал, воспринятый писателями-сентименталистами как исток природной стихии, противопоставил деревенское начало городскому - цивилизации, разрушившей нравственные основы общества. Одной из центральных оппозиций идиллии явилась антитеза «город - деревня», которая выразила основную идею в творчестве сентименталистов. В. Е. Хализев под «идиллическим в литературе» понимал «радостную растроганность мирным, устойчивым и гармоничным сложением жизни» [19] и относил к ценностным критериям, определяющим идиллию, «спокойное семейное бытие и счастливую любовь», а также «единение человека с природой, его живой и творческий труд» [19], несмотря на недостижимость подобного в полной мере.

В XVIII века идиллия «интенсивно развивалась на Западе, в России намечалась в произведениях писателей-классицистов» [3]. По мнению Е.И. Ляпушкиной, «история изучения идиллии обнаруживала смешение двух основных значений термина. С одной стороны, под идиллией подразумевался жанр, выделение которого предполагало наличие прозаических и лирических структурных особенностей, созвучных другим жанрам. С другой стороны, она использовалась для обозначения ведущей темы - идиллического (мирного, безмятежного, спокойно-счастливого) существования на лоне природы, в деревне» [14]. Заняв особое место в творчестве сентименталистов (М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, А.П. Сумароков, В.К. Тредиа-ковский), она слилась с элегией, посланием, одой, заняла контекстуальную позицию в направлении сентиментализма и реализма, реализовалась в прозаических и поэтических жанрах,

нашла воплощение в творчестве современников и последователей сентименталистов.

Исследуя эволюцию элегического пейзажа в русской поэзии XVIII века К.Н. Григорьян замечал: «В «Элегиях» А.П. Сумарокова заметно движение от описательности картин природы к их эмоциональной окрашенности» [2]. Природа, на которую спроецированы мысли и чувства человека, аккомпанирует настроению лирического субъекта или диссонирует с его состоянием: «Без тебя мне скучен день, не прохладна в рощах тень. Почернеет цвет лилей...» [16]. Несмотря на то, что пейзажные зарисовки у А.П. Сумарокова представляют из себя лишь фон, природа становится соучастницей происходящего с людьми, что характеризует идиллическую картину декоративно и живописно.

Сложившаяся в конце XVIII века эстетическая теория Н.М. Карамзина «перекликалась с позицией В.К. Тредиаковского 1730-х годов» [3]. Оба поэта трактовали художественное творчество как подражание природе. Карамзин видел «суть искусства в подражании красотам величественной натуры» [10] и понимал, что литература «должна заниматься изящным, изображать красоту, гармонию и распространять их в области чувствительного» [10]. В интимно-лирических жанрах (идиллии, эклоги, элегии, песни) поэт стоял у истоков нового литературного направления, приблизившись к художественному выражению «жизни сердца» [6] конкретного человека, отдаленного от городской жизни.

В поисках средств для передачи психологического состояния сентименталисты сосредоточились на изображении проявлений нравственных качеств человека. Руководствуясь правилом «лицо - зеркало души», они прибегали к использованию «языка взоров» [13], что подчеркивало в идиллии описательность изображаемых явлений и определяло авторский почерк. На этом основании важный для сентиментализма критерий «рафинированного вкуса» [13] был провозглашен В.К. Тредиаков-ским в предисловии к «Езде в остров любви», в котором главной причиной, не позволившей ему перевести роман Поля Тальмана на церковнославянский язык, писатель назвал следующую: «Славянский язык жесток моим ушам слышится» [13]. Сформулированную В.К. Тредиаков-

ским эстетическую оппозицию о языке произведения («жесткий» (грубый, неестественный) и «нежный») [ 18] продолжит в своем творчестве Н.М. Карамзин.

Вслед за родоначальником сентиментализма в русской литературе М.Н. Муравьевым, Карамзин, по мнению Д.С. Лихачева, своими программными выступлениями в издаваемых им самим «Московском журнале» (1791-1792), альманахах «Аглая» (1794-1795), «Аониды» (1796-1799) оказал существенное влияние на «эстетический климат эпохи» [12]. Философски определив каноны идиллического жанра, Н.М. Карамзин выразил интерес к судьбе частного человека, его философскому содержанию, которое с помощью понятия «чувствительность» участвовало в решении вопроса о связи эмоции и пейзажа.

В программном стихотворении «Протей, или Несогласия стихотворца» (1798) Карамзин задал риторический вопрос на эту тему: «Чувствительной душе не сродно ль изменяться? Она мягка, как воск, как зеркало ясна. И вся природа в ней с оттенками видна. Нельзя ей для тебя единою казаться в разнообразии естественных чудес» [7]. В теоретико-литературном предисловии к книге «Аонид» (1797) редактор альманаха призывал поэтов «обыкновенное чувство украшать выражением, показывать оттенки, которые укрываются от глаз других людей» [6]. Для писателя было важно определить закономерность между реальностью и выражаемой картиной, придать пейзажу поэтическое звучание.

В статье «Нечто о науках, искусствах и просвещении» (1794) он объяснил суть сен-тименталистского подхода к отражению действительности: «Искусства и науки, показывая красоты величественной натуры, возвышают душу, делают ее чувствительнее, обогащают сердце наслаждениями и возбуждают в нем любовь к порядку, гармонии и добру». Писатель выявил специфику искусства, ограничив проблему подражания рамками «украшенной природы» [6], при этом акцентируя внимание на нравственном смысле поэзии, которой доступна способность волновать. Одним из ключевых переживаний, способным воплотиться в идиллическом сюжете, станет тема любовных отношений.

Характерное для сентименталистов размышление о любви, «самой чистой сладости жизни», содержится в письме Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву от 10 декабря 1797 года. Писатель заключил: «Это высокое исступление чувствительности, священнейший огонь, который горит в душах и возвышает их над человечеством. Физическое удовольствие не значит ничего в истинной любви. Предмет ее слишком свят и божествен. Чувства спокойны, когда сердце взволнованно, а оно всегда в волнении при этой страсти. Мало есть душ, способных к такому чувству, но сила этих душ развивается только этим чувством. Надо, чтобы они испытали его, иначе они будут томиться в жизни, снедаться потребностью любви» [6]. В письме возник вопрос об этическом аспекте любви в жизни и в литературе, способной правильно ее запечатлеть.

Н.М. Карамзин полагал, что чувство изящного облагораживает человека, развивает его моральные качества: то есть «рассматривал соотношение «правильного», «полезного» и «приятного» в искусстве иначе, чем теоретик классицизма [11]. Сблизив категории «прекрасного» и «доброго», он выдвинул на передний план эстетическую сторону художественного творчества, созвучную в будущем различным литературным направлениям. Для него первостепенными понятиями, вместе с чувствительностью, стали красота, воображение, фантазия и мечта, в равной степени созвучные всем поэтам.

В сентименталистской прозе идиллия нашла воплощение в повести «Бедная Лиза», которая проиллюстрировала авторское отношение к пространству и времени, характерное для идиллического хронотопа, и развитие темы любви, олицетворенной через состояние природы. Деревня в повести вместе с природой отделены от города рекой, но пасторальное место встреч героев располагается на определенном расстоянии от хижины, в которой живут мать с Лизой. Деревня занимает промежуточное положение как часть природного мира, противопоставленная городу, впитавшему в себя элементы цивилизации. Место встреч Лизы и Эраста сохраняет черты пасторального жанра: «тень столетних дубов», «глубокий чистый пруд» [8] и становится центром придуманного мира.

Пасторальный мир в повести является воображаемым и желанным. Мечты Лизы, данные через внутренний монолог, представляют собой идиллию - картинку, которая воспроизводит атрибуты буколической поэзии: пастух, стадо, свирель. С помощью фантазии Лиза включает себя в мир как пастушку, но заменяет пастуха Эрастом. Силой ее мечты герои оказываются в пасторали. Реализация фантазии подчеркнута повтором фраз, рисующих воображаемые действия пастушка из представлений Лизы и Эраста, которая повторяет кажущееся, усиливая реальность: «взглянул на нее с видом ласковым, взял ее за руку» [8]. Таким способом выражается сентиментальная интонация действия.

Создавая идиллическую картину, Карамзин придавал первостепенное значение эмоциональному воздействию на душу читателя, порицал «притворную слезливость и излишнюю высокопарность» [6], одобрял не беспрестанные упоминания о слезах, а умение «описать разительную причину их; означить горесть общими чертами, которые, будучи слишком обыкновен-ны, не могут производить отклика в сердце читателя, но особенными, имеющими отношение к характеру и обстоятельствам» [6]. Личность и истинность тона стали существеннейшим вкладом сентиментализма в развитие русской любовной лирики, которые были продолжены в творчестве поэтов следующих столетий, чье творчество вписывалась в рамки других литературных направлений. Одним из них стал поэт К.Р., Великий князь Константин Романов.

Любовная и природная лирика K.P. продолжала традиции «чистого искусства», которое упрочило свои позиции к концу XIX века. Природа привлекала поэта в своих переходных состояниях, и потому природные образы в элегиях К.Р. носили идиллический характер. Один этот факт указывал на интерес автора к теме безмятежности, естественной стихии и ее времени, поскольку за счет аллюзий лирика приобретала эмоциональную и символическую значимость. Нехарактерность образа возлюбленной и тяготение к идиллическому пейзажу доказывали символическую содержательность отдельных картин, созданных автором, которые в конце XIX в. пока еще оставались реалистическими, объединившими элегические и идиллические черты.

Согласно сентименталистской концепции, в идиллическом жанре обыденная городская жизнь разрушала обаяние лирического образа, нивелировала духовный облик. В пейзажной лирике К.Р., синтезировавшей черты реализма и символизма, углублялся интерес к человеческой психологии, проблеме взаимосвязи внутреннего и внешнего в человеке, отраженное через состояние природы, пространственно отдаленной от города, цивилизации. Но при этом мифологическое время в пейзажных стихотворениях было созвучно биографическому, которое «характеризовало этапы становления лирического героя и отражало смену укладов русской жизни, вехи которой традиционно иллюстрирует пейзаж» [4]. Природный пейзаж в стихотворении не «замыкал» произведение тематически, но расширял его в пространственном и эмоциональном планах.

В стихотворениях К.Р. большое значение имела тема уединения певца от забот суетного мира. Критики утверждали, что «трагедия действительности может найти в K.P. переводчика» [15], что поэту удаются лишь «изысканные идиллии» [11]. Но несмотря на «богатство, почести, высокий сан» [9] («Я баловень судьбы... Уж с колыбели...»), разочарований и потрясений в жизни поэта было достаточно, хотя литературоведы отмечали в стихотворениях Великого князя преобладание «жизнеутверждающего чувства и наивную радость» [1]. Лексика его произведений, насыщенная образами-символами, позже стала неотъемлемой частью образной системы элегической лирики русских поэтов начала XIX века. Сходство с эстетикой Н.М. Карамзина проявило себя через совмещение в сюжете природных и мифологических образов: идиллический фон был необходим поэту в качестве декорации для изображения переживаний героя, в нем преобладали мотивы смятения, волнения, таинственности.

Идеальный пейзаж связывался у К.Р. с религиозными мотивами, через него лирическому субъекту открывался образ Бога («Бывают светлые мгновенья...»). К.Р. тяготел к умиротворенным картинам, и его идиллии из жизни природы были отмечены признаками романтического конфликта. В их пространстве лирический герой вступал в противоречие с субъективным чувством автора («Вы помните ль? Однажды,

в дни былые...», «Летом») или переносился в плоскость непостижимой мечты («Мне снилось, что солнце всходило...»).

Экзальтированное умиление поэта радостями жизни было связано с религиозным мироощущением, а трагические ноты «осенних» и «зимних» картин смягчались православным смирением автора перед значимостью «сезонных» церковных праздников и обрядов. В стихотворениях К.Р. синтезировал традиционные природные мотивы, согласуя противоположные точки зрения (как, например, сочетания хвойных и лиственных деревьев), при этом описания природы были насыщены предметными подробностями и образами.

Процесс осмысления идеального пейзажа происходил и у современников К.Р. В отличие от взглядов К.Р., у А.Н. Апухтина приметы «восхитительного места» [6] не соединялись гармонично с человеком, а ликовали над ним («Был чудный вешний день...»). С.Я. Надсон продолжил в лирике схему эстетических канонов идиллического пейзажа. Например, в стихотворении «На могиле А.И. Герцена» поэтом рисуются идиллический и бурный пейзажи (шум волны, черная мгла, дремучий лес). Этот тип пейзажа называется оссиановским, поскольку получил распространение благодаря «Сочинениям Оссиана», мифического древнего шотландского певца, чьи стихи, сочиненные Дж. Макферсоном в 1765 году, приобрели популярность в России.

В идиллических картинах К.Р. учитывал семантические ореолы, которые приобрели пейзажные образы в фольклоре и предшествующей литературе. Традиционно восприятие родины как страны северной, снежной: «О север, родина моя!» [9] («Вчера мы ландышей нарвали...»), «На родину, туда, на север» («На площади Святого Марка»), «Родного севера картина» («Родного севера картина...»), «Я вижу север мой с его равниной снежной» («Колокола»), «Мой север, мой край полуночный» («Из Крыма»), «Царство снега, зим и вьюг» («Письмо»), «Из царства северной зимы» («В Крым»). Пейзажные зарисовки Великого князя правдивы и точны, однако образ героини в них иллюзорен, абстрактен, что позволяет перевести сюжет на диалектический уровень, связать его с бесконечно возвышенной и религиозно окрашенной любовью.

В освоении национального пейзажа К.Р. пошел по пушкинскому пути, изучая невзрачные, но дорогие сердцу черты русской природы: «Обыкновенная картина: кой-где березовый лесок, необозримая равнина, болото, глина и песок» [9] («Вчера мы ландышей нарвали...») Преобладающее свойство этого пейзажа - вы-равненность и протяженность, состояние гармонии, сглаженности внутренних контрастов: «Полей зеленых предо мной необозримая равнина. Луга, овраги, лес да горы, простор, раздолье, благодать» [9] («Родного севера картина...»). Идиллический и умиротворенный пейзаж был у поэта излюбленным.

К пейзажным идиллиям K.P. следует отнести стихотворения «Затишье», «У озера», «В дождь», «В детской», «Зимой», «О, лунная ночная красота». Художественно завершенная первая описательная часть в них подчеркивает философскую составляющую, выступая как общественно-философский эквивалент образного впечатления. В стихотворениях подобной структуры случай из человеческой жизни или мысль поэта о лирическом герое через сравнение с аналогичным в природе приобретает черты истинности, наполняется философским содержанием. Происходит своеобразная «мифологизация конкретного психологического факта и наблюдения» [5].

Однако, не во всех произведениях К.Р. отдает предпочтение изображению безмятежных и статичных пейзажей. Так, в цикле «У берегов» K.P. изображает северную природу Иматры и Балтики, в котором зрительные образы вытесняются звуковыми, резко контрастируя с изобразительными средствами идиллии и открывая К.Р. читателю как поэта-стилиста: «шипенье», «грохот», «клокочет», «ревет», «хлещет» [9] («Иматра»). Хотя в этих стихотворениях нет сопоставления с демоническими силами, традиционных для романтической поэзии, словосочетания «бешеный вопль», «неистовый хохот» и «победный клик» [9] указывают на первооснову, отсылающую к романтическому конфликту. Вероятно, эти образы были для поэта привычными и воспринимались как атрибуты бурного пейзажа, существуя в сочетании романтического и реалистического.

Таким образом, жанровая доминанта идиллии способна функционировать в жанрах, не

имеющих собственной концепции (повесть), дополнять и обогащать их (элегия, послание). Эмоциональная и символическая значимость идиллии использовалась для воздействия на сознание читателя. В соответствии с сентиментализмом и традициями «чистого искусства» Н.М. Карамзин и К.Р. придавали особое значение темам любви и природы. Идилличе-

ский хронотоп позволил выделить любовную, природную и философскую идиллии, и характеризовать их лирическим отношением к пространству и времени. Сочетание человеческой жизни с природой, единство ритма в идиллии, помогает находить общий язык для явлений природы и событий человеческой жизни.

11.01.2017

Список литературы:

1. Гречнев, В.Я. Августейший поэт / В.Я. Гречнев // Русская литература. - СПб., 1997. - №3. - С. 200-202.

2. Григорьян, К.Н. Жуковский и Пушкин (К эволюции русской элегии) / К.Н. Григорьян // На путях к романтизму. Сб. науч. тр. Отв. ред. Ф.Я. Прийма - Л.: Наука, 1984. - С. 172-193.

3. Гуковский, Г.А. Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века / Г.А. Гуковский. - Л.: Изд-во АН СССР, 1938. - 314 с.

4. Жаплова, Т.М. Образ русской усадьбы в поэзии XIX - начала XX века / Т.М. Жаплова. - Оренбург, 2006. - 428 с.

5. Жаплова, Т.М. Усадебная поэзия в русской литературе XIX века / Т.М. Жаплова. - Оренбург, 2004. - С. 54.

6. Карамзин, Н.М. Избранные статьи и письма / Н.М. Карамзин. - М., 1982. - С. 112-143.

7. Карамзин, Н.М. Полное собрание стихотворений / Н.М. Карамзин. - М.; Л., 1966. - С. 230-243.

8. Ковалевская, Е.Г. Анализ текста повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» / Е.Г. Ковалевская // Язык русских писателей XVIII века. - Сб. Ст. Л., 1981. - С. 176-193.

9. K.P. Сочинения в 2-х тт. / К.Р. - Париж, 1965. - С. 95-155.

10. Кросс, А.Г. Разновидности идиллий в творчестве Карамзина / А.Г. Кросс // XVIII век: Державин, Карамзин в литературном движении XVIII начала XIX вв. Вып. 8. - Л., 1969. - С. 210-228.

11. Купреянова, E.H. К вопросу о классицизме / Е.Н, Купреянова // XVIII век. Сб. 4. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. -С. 5-44.

12. Лихачев, Д.С. Человек в литературе Древней Руси. 2-е изд. / Д.С. Лихачев. - М.: Наука, 1970. - 180 с.

13. Лотман, Ю.М. «Езда в остров любви» Тредиаковского и функция переводной литературы в русской культуре первой половины XVIII века / Ю.М. Лотман // Избранные статьи: В 3». - Т. 2. - Таллинн: Александра, 1992. - С. 22-28.

14. Ляпушкина, Е.И. Русская идиллия XIX века и роман И.А. Гончарова «Обломов» / Е.И. Ляпушкина. - СПб., 1996. - С. 95100.

15. Никольский, Б.Б. Благородное двадцатилетие / Б.Б. Никольский // Новое время. СПб., 1900. - Авг., №8781. - С. 57-93.

16. Сумароков, А.П. Избранные произведения / А.П. Сумароков. - Л., 1957. - С. 12-26.

17. Сумароков, Л.И. Основы теории литературы / Л.И. Сумароков. - М.: Просвещение, 1976. - 447 с.

18. Тредиаковский, В.К. Избранные произведения / В.К. Тредиаковский; сост., коммент. и вступ. ст. Л.И. Тимофеева. - М.; Л.: Советский писатель, 1963. - 577 с.

19. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М., 1999. - С. 35-57.

20. Шиллер, Ф.В. Статьи по эстетике / Шиллер Фридрих // Собр. соч. - Т. VI. - М., 1957. - С. 18-35.

Сведения об авторах:

Жаплова Татьяна Михайловна, доцент кафедры связей с общественностью и журналистики Оренбургского государственного университета, доктор филологических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: [email protected]

Толкачев Дмитрий Вячеславович, аспирант факультета филологии и журналистики Оренбургского государственного университета 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.