20. Шмаков С. А. Указ. соч. С. 208.
21. Панфилов В. В. По старому русскому обычаю. М., 2003. С. 135-190.
22. Там же. С. 139.
23. Конович А. А. Указ. соч. С. 119.
24. Чичеров И. И. Зимний период русского земледельческого календаря 16-19 вв.: очерки по истории народных верований. М., 1957. С. 194.
25. Ванченко Т. П. Сущность и структура массовых праздников // Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологии: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2005. С. 27.
УДК 821.512.145
А. М. Закирзянов
ЖАНР «ЭССЕ» В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ТАТАРСКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ)
В статье раскрывается литературно-критическая ситуация рубежа XX-XXI вв. Выявляются предпосылки возникновения «новой критики», ее специфические черты. Особое внимание уделяется анализу структурных и функциональных особенностей жанра «эссе» как одного из активных жанров импрессионистской критики.
Situation in literary criticism of the edge of the XX-XXI centuries is considered in the article. The sources of "new criticism" are revealed. The author pays special attention to structural and functional peculiarities of the essay, one the active genres of impressionistic criticism.
Ключевые слова: литературная критика, социокультурная ситуация, «новая критика», импрессионистская критика, жанр эссе.
Keywords: literary criticism, socio-cultural situation, "new criticism", impressionistic criticism, the genre of essay.
Состояние литературной критики определяется общественно-политическими и культурными условиями, общим состоянием литературного процесса, влиянием критической мысли прошлых эпох, преемственностью традиций, наличием связи между поколениями и т. п. В эпоху, вошедшую в историю под названием «годы застоя», такие понятия, как марксистско-ленинская методология, метод соцреализма, партийность, классовость литературы, вошли в серьезное противоречие с общественной жизнью и с законами литературного развития. Это противоречие нашло свое отражение и в татарской литературной критике. Оно выразилось в приукрашивании и упрощении личной и творческой судьбы анализируемого писателя, сужении читательской аудитории, направленности критики на поиск недостатков только в твор-
© Закирзянов А. М., 2010 120
честве малоизвестных авторов, тех, кто делает в литературе первые шаги и т. д. Тем самым «год от года увеличивалось количество бесцветных, спокойных по тону обзоров, а проблемных, острых статей становилось все меньше» [1]. Данная оценка состояния литературной критики отражена в работах А. Халима, М. Валеева, М. Юнуса, 3. Мансурова, Р. Файзуллина, Р. Сверигина, Г. Ахунова, Ф. Байрамовой, А. Гилязова, С. Ха-физова и др. К вышесказанному можно добавить и следующее: а) критика стала отражением общего литературного процесса; б) в 70-80-е гг. ХХ в. в литературу, в том числе в критику, уменьшился приток новых творческих сил, образовалась некая пустота между двумя поколениями; в) свою роль сыграло и то, что из жизни ушли такие литературоведы, как Г. Халит, И. Нурул-лин, Ф. Миннуллин, Ф. Зулькарнай, - эрудированные, обладавшие своеобразным литературным вкусом и твердой гражданской позицией; г) критика этого периода медленно избавлялась от старых стереотипов, не принимая во внимание то, что новая эпоха требует нового видения; д) критика страдала однообразием, анализ произведения или творчества писателя превращался в поток общих слов, критики сбивались на высокопарный стиль, увлекаясь чрезмерным восхвалением писателя, приписыванием ему несуществующих заслуг и т. п.
Современная литературная критика интересна для исследования как один из важных периодов ее истории. В тесной взаимосвязи с литературным процессом, критика переживает серьезные качественные изменения, начавшиеся во второй половине 80-х - 1990-х гг. и продолжившиеся на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Такая периодизация имеет определенную условность, так как первый этап, характеризующийся определенной внутренней противоречивостью, остается объектом исследовательского поиска. В итоге они позволяют говорить о критике начала XXI в. как отдельном этапе ее развития.
На развитие литературной критики влияют внешние и внутренние факторы, особенно ярко проявляющиеся в переломные периоды. Если внешние формируются социокультурными условиями, то внутренние тесно связаны с традициями и настоящим состоянием литературного процесса. В этот период в общественном сознании происходят серьезные изменения: освобождение от старых стереотипов и стремление к новым ценностям. Татарская литературная критика не была готова воспринимать и оценивать качественные изменения в реалистической и романтической литературе, проявляющиеся, в частности, в модернистских изобразительных средствах и приемах. Среди причин этого - кризис реалистической критики, принципы которой доминировали в советское время. Попытки догматического оценивания современных произведений старыми мето-
дами не дали положительных результатов, особенности художественных поисков отдельных писателей остались не раскрытыми. Это вызывает несогласие многих писателей, приводит к противоречивым, неоднозначным суждениям. Поэтому творчество таких писателей, как Р. Ахметзя-нов, К. Сибгатуллин, Ф. Байрамова, А. Халим и других, не получило своей объективной оценки, не была определена их роль в литературном процессе. На фоне этих внутренних противоречий критика постепенно выходит на путь исканий.
Под воздействием общественных и культурных перемен в 1990-е гг. в татарской литературе появляется «новая волна» (Д. Загидуллина). Широко начинают освещаться актуальные проблемы, касающиеся судеб татарского народа, традиций, языка, настоящего и будущего нации. Постепенно исчезают «белые пятна» в истории литературы, возвращаются отдельные произведения Г. Ибрагимова, Ф. Амирхана, Г. Рахима, а также наследие Г. Исхаки. Увидели свет произведения татарских писателей-эмигрантов. В татарском искусстве слова, традиционно развивающемся в русле реалистического и романтического течений, начали проявляться модернистские течения и приемы. Следует отметить, что между современной литературой и состоянием критико-эстетической мысли образовалось серьезное несоответствие. В этих условиях активно развивалась публицистика, которая в дальнейшем станет опорой развития современной литературной критики.
Значительное влияние на состояние современной литературной критики и ее развитие имеют и сложившиеся традиции в системе анализа и оценки литературы. Известный литературовед Н. Юзи-ев отмечает, что «в связи с изменениями в обществе традиции постоянно меняются и обновляются. Традиция - это не простое повторение и обновление без изменений достижений прошлого. Единственный путь связи с традицией - это ее продолжение и развитие. А обновление традиций ведет к новаторству. В таком понимании мы можем говорить, что традиция рождает новаторство, а новаторство обогащает традицию» [2].
Рассмотрение татарской литературной критики рубежа веков как отдельного этапа становится возможным благодаря ряду моментов, которые принципиально отличают критику этого периода от предшествующих эпох: а) обогащение принципов оценки произведений отдельными приемами; б) изменение жанровой системы критики, обособление и активизирование отдельных жанров; в) взаимное проникновение различных форм критики; г) активный приход в критику писателей, развитие «писательской критики»; д) восприятие критики как эстетического явления в статьях, ориентированных на аналитичес-
кую оценку; е) стремление оценить литературную критику прошлых лет по-новому и в связи с этим - усиление споров по поводу задач и функций литературы и критики, что отразилось в спорах по поводу места критики в общей культурной жизни; ж) приход в критику новых авторов.
Все это позволяет вести речь о появлении «новой критики». Яркой иллюстрацией формирования «новой критики» стало развитие писательской критики на перестроечной волне 90-х гг. Так, мы стали свидетелями всплеска импрессионистской критики, в основе которой лежат первоначальные чувства и переживания от прочтения художественного произведения. Критический анализ произведения строится на основе эмоциональных ощущений и переживаний. «Новая критика» не стремится к научным, доказательным выводам, в нем доминируют эмоциональные, субъективные оценки, она «принимает во внимание только одного читателя - себя, свои эмоции» [3]. К импрессионистской критике в первую очередь обращаются сами писатели. Необходимо отметить, что она формирует свойственную ей жанровую систему. В рамках импрессионистской критики активизируются жанры эссе, обзора, литературно-биографического очерка.
Понятие «критический жанр» до сих пор вызывает споры. Как форма выражения эстетического сознания литературная критика развивается в контексте с общественной и литературной средой. Жанр можно понять в тесной связи с природой, функциями критики, ее местом в литературном процессе. Критик, находясь между писателем и читателем, исходит из определенных задач и целей и, опираясь на свои идейно-эстетические взгляды, анализирует произведение. «При этом критик опирается на объективное, образное содержание литературы как на предмет анализа и оценки, которое, в свою очередь, влияет на содержание и структуру критического суждения, на систему аргументации, композицию и стиль произведения критика» [4].
Вид жанра, изменение элементов содержания и структуры дает возможность выявить общее и особенное, характерное для определенного этапа развития критики. Это помогает понять сво-образие жанровой системы каждого периода. «Фундамент специфической критической поэтики образует прежде всего ее своеобразная жанровая система, включающая как особые формы, которые были рождены исключительно этим родом литературной деятельности (рецензия, проблемная статья, обзор, предисловие, послесловие и т. д.), так и усвоенные критикой и подчиненные ею собственным задачам "независимые" литературные жанры: письмо, памфлет, пародия, эпиграмма» [5]. В критике также находят отра-
жение личный опыт критика, фрагменты автобиографии, мемуары, характеристика эпохи, размышления о нравственности и т. д. Они же приводят к изменению отдельных особенностей жанра, формированию синтетического жанра, воплотившего свойств различных жанров.
Критика каждого периода, формируя свою жанровую систему, создает своего рода иерархическую лестницу. Изменения в жанровой системе могут идти различными путями, они вызываются различными факторами: «изменением представлений о задачах критики, выборочностью в культивировании жанровых "запасов" прошлого, использованием прежних жанров в новой функции, за счет внутрижанровых взаимосвязей, обогащение через взаимодействие с литературой, публицистикой, философией. Определенную роль могут играть и критические дискуссии, акцентирующие важность того или иного жанра» [6]. Относительно критериев выделения отдельных жанров критики, их классификации в литературоведении наблюдаются расхождения. Поэтому при определении видов жанров, характера их взаимовлияния встречаются определенные противоречия [7].
В татарском литературоведении жанры критики изучены мало, хотя «в литературно-критической мысли начала ХХ века начинается обмен мнениями в направлении выделения видов критики и определения их характерных черт» [8]. Сегодня применительно к татарской литературной критике используется сложившаяся на материале русской критики жанровая классификация [9]: 1. Информативные жанры (заметка-сообщение, аннотация, обзоры, отчеты, беседы, репортажи). 2. Аналитические жанры (рецензия, литературный обзор, проблемная беседа, эпистолярные записки, статья, аналитический комментарий, научный спор). 3. Литературно-публицистические жанры (литературный портрет, очерк (дневник путешествий, очерк-портрет, проблемный очерк, биографический очерк, критико-би-ографический очерк, очерк, посвященный исследованию творческой манеры писателя), фельетон, пародия, шарж, памфлет, эссе) [10].
Поскольку в современной литературной критике жанр «эссе» занимает особое место, то выяснение его характерных признаков, глубинных особенностей способствует более полному представлению о характере творческих поисков, новых путях, приемах и формах отражения действительности, потерях и приобретениях эстетической мысли не только в сфере критики, но и литературы вообще.
Активизация жанра «эссе» в литературной критике конца ХХ - начала XXI в. объясняется следующими факторами: 1) усилением лири-ко-эмоционального начала в татарском искусст-
ве слова и в критике; 2) взаимодействием критики с публицистикой, их синтезом; 3) ростом субъективизма; 4) интересом к личности писателя, активным выявлением авторского «я»; 5) выходом за рамки жанра, несоблюдением его требований; 6) определенным изменением функций критики.
В многочисленных словарях и научных трудах по литературоведению подчеркиваются такие качества эссе, как отражение личных мыслей и чувств автора, небольшой объем, свободная композиция. «Эссе» - это жанр, требующий от автора поэтического мастерства и таланта прозаика, в котором искренние мысли и чувства завязаны в один узел. Поскольку «эссе» является литературно-публицистическим жанром, разделение этих двух начал, точнее, выяснение, которое из них превалирует, тесно связано с теми целями, которые ставит перед собой автор статьи. В зависимости от этого статья будет относиться к литературной критике или публицистике.
Среди тех, кто на рубеже столетий активно обращался к жанру эссе, - Р. Сибат, М. Гали-ев, Р. Гаташ, Н. Гамбар, И. Валиулла, Т. Галиул-лин, А. Халим и др. Мы знаем их всех как писателей, работающих в различных литературных жанрах. И это составляет особенность современного жанра «эссе». Статьи названных авторов, появившиеся в литературных журналах и газетах, а также критических сборниках, позволяют говорить об их типологической общности, т. е. об особенностях жанра «эссе», в частности об их схожести с точки зрения композиции, принципов и методов интерпретации и оценки литературного произведения, средств воздействия на читателя и пр. Активизация жанра «эссе» объясняется также ориентированностью татарского литературоведения на импрессионистскую критику. В данном исследовании определение качеств и характерных черт жанра «эссе» в современной татарской литературной критике построено на основе анализа статей известного писателя Р. Сибата [11].
Итак, мы отмечаем в критике усиление эмоционального начала. В своей статье «Ахун нашей прозы» Р. Сибат делает попытку анализа творчества своего современника и наставника -Г. Ахунова в органическом единстве с его личностью. Искренние размышления автора направлены на то, чтобы раскрыть особенности творческого мышления большого писателя через его личность, биографию, его взгляды и отношение к вечным вопросам. К размышлениям об учителе присоединяются попытки осознать, в чем суть искусства слова: «В Прекрасный Дворец под названием Литература нужно заходить, вымыв не только руки и лицо, но и Душу, и еще с зажженным светом своего Духа! Это... сад Духовности,
Прекрасных Чувств, Литературной Веры, Добра и Красоты». Р. Сибат погружается в памятные события, связанные с судьбой прозаика. Он воссоздает светлые образы родителей Г. Ахунова, через них определяет основы, истоки личности писателя. Характеристики, данные когда-то отцом будущего писателя сыну - «странный», «загадочный», - словно предсказали особенности его характера и отражение этих качеств в его творчестве. Все это интригует читателя, зарождает в нем интерес.
Статьи, написанные в этом жанре, заслуживают внимания и с точки зрения структуры. Это связано с кругом задач - дать информацию о том времени и литературном окружении, в котором жил писатель, дать представление о произведении, оценить творчество писателя, привести литературно-культурные факты, остановиться на теоретических вопросах.
«Эссе» не обходит стороной и теоретические вопросы (хотя они и не занимают большого места). Теоретические рассуждения, представленные параллельно с эмоционально-личностным пластом, с одной стороны, служат веским аргументом, обоснованием взглядов критика, с другой стороны, помогают выяснить, в какой мере творческие принципы данного писателя основаны на традициях, а в какой - они новаторские. Свою статью «Три слова после прочтения трехтомника (После прочтения трехтомника Р. Фай-зуллина)» Р. Сибат начинает с размышлений о поэте и поэзии и пишет, что он преклоняет голову перед Поэзией - «волшебной Страной Чувств», перед ее «волшебным таинством и колдовством». «Поэты поистине достойны того, чтобы на них молиться, - пишет он, - они, уже живя на Земле, своим духом - словно Жители Неба, носители Высочайшего Духа. Без этого и нет божественной истинной Поэзии! Поэты всегда выше всего. Даже когда принижены обстоятельствами жизни. И когда они умирают совсем молодыми от чахотки... И когда склоняют свою голову под топор палача.» Перед тем как дать оценку коротким стихотворениям Р. Файзулли-на, автор, основываясь на типологическом сходстве, пишет о широко распространенных в японской поэзии стихотворных формах танка и хай-ку, их особенностях, и отмечает, что татарский поэт «вернулся» к коротким поэтическим формам, составляющим стержень народного творчества. В этой статье Р. Сибата теоретические рассуждения постоянно вплетаются в ткань интерпретации произведения. В своей статье «Гаташ -певец любви» Р. Сибат останавливается на теории критики: «Критика бывает облечена в определенные шаблоны, а "эссе" - это свободная форма. В нашей литературе почти нет "эссе" в истинном значении этого слова. настоящие
"эссе" лично я нашел у Марселя Галиева, а еще у Равиля Файзуллина, Зульфата и Наиса Гамба-ра». Одна из слабых сторон современной татарской критики - оценка произведений литературы, относящихся к различным течениям и направлениям, с одинаковых позиций. В статье «Ахун нашей прозы» Р. Сибат не только останавливается на этой проблеме, но и показывает, что жанр «эссе» не оставляет без внимания этот сложный вопрос. Обозначив стремление татарской прозы к реализму и романтизму, он именно с этих позиций оценивает произведения Г. Ахунова. Автор делится своими мыслями по поводу целей и задач художественного произведения, особенностей повествования, изображения, оценки, свойственных более всего прозе: «При оценке художественного произведения главное состоит не в том, чтобы выяснять "что автор не сказал или не досказал?", а в том, "что он сказал?" и главное -"как сказал?"»
В структуре произведений, написанных в жанре «эссе», все - название, структура (то есть деление на части и их названия), окончание -подчинено главной цели. Название «Три слова после прочтения трехтомника» прямо намекает на композицию «эссе». В первой части, названной «Первое слово», раскрываются причины, подтолкнувшие к написанию статьи, цели и задачи автора, вторая часть - «Среднее слово» - состоит из десяти частей («Поэтическая бомба», «Тело или душа», «Тепло души», «Чувства, навеянные запахами», «Поэтическая тайна» и др.). Они служат раскрытию особенностей, тенденций развития поэзии Р. Файзуллина, эволюции поэта. А в «Последнем слове» делаются обобщающие выводы. Эссе «Гаташ - певец любви» также имеет схожую структуру и состоит из следующих частей: «Вступление», «Цветы просят воды», «Солнечные острова», «Ищу море», «Дорожные песни», «Цветы под снегом», «Последнее слово».
Если написанная о романе А. Гилязова «Давайте помолимся!» одноименная статья, с одной стороны, напоминает монографическую статью, то с другой - мы видим в ней еще одну особенность, свойственную эссе. Это - свободное обращение с литературными, публицистическими, социологическими материалами и фактами. Чтобы полнее и яснее довести до читателя свою точку зрения, автор делится своими философскими размышлениями, литературно-эстетическими мыслями. Основанием для них служит данное литературное произведение. Р. Сибат пишет: «В этом романе перед нами предстает не только прозаик, изображающий жизнь, ее многочисленные грани, но и писатель-философ со своим мировоззрением и глубокими мыслями». Очень показательны и названия глав: «Три аршина мыслей», «Страшное нутро акул.», «Оскотинива-
ние человека. », «Тюремная любовь», «Татары и татарство», «Призыв». Философские размышления дают возможность автору статьи полнее воссоздать образ писателя и передать свое, личное к нему отношение. Этому также способствуют отдельные детали, авторское видение, его ассоциативное мышление, даже элементы вымысла. А уж интонация статьи, своеобразные сравнения, проникновенность делают стиль критика еще более действенным. Сюда же следует добавить постоянные обращения автора к читателю: «Давайте читать. получать уроки, давайте класть земные поклоны»; «Читай и понимай своих писателей и поэтов». Обращаясь к читателю как к единомышленнику, автор эссе призывает его к разговору, а часто и к спору, иначе говоря, приглашает принять участие в общей беседе писателя, критика и читателя.
Вопросы, касающиеся искусства и истории культуры, в статьях переплетаются с актуальными вопросами времени. Поэтому использование цитат из классических произведений, проведение параллелей с отдельными произведениями не только поднимают разговор о литературе на новую высоту, но и помогают понять и определить то место, которое занимает данное произведение в общем литературном процессе. Р. Си-бат в своем эссе говорит об основополагающей концепции не только романа «Давайте помолимся!», но и творчества А. Гилязова в целом и считает, что истоки надо искать в повести «Три аршина земли», написанной в начале 1960-х гг. Говоря об отражении в литературе тюремно-ла-герной тематики, он обращается к творчеству В. Шаламова, Е. Гинзбург, В. Аксенова, А. Солженицына, а также И. Салахова, Г. Тавлина и подчеркивает наличие серьезного отличия в их основных тенденциях.
Особенности жанра «эссе» зависят от характера творчества писателя, особенностей его эволюции, того места в литературе, которое он занимает, а также от индивидуальности критика, задач, которые он перед собой ставит и т. д. Именно потому жанр «эссе» столь разнообразен по формам. В современной критике мы встречаемся с эссе, которые напоминают рецензию, очерк творчества, публицистическую статью, силуэт и т. д.
Таким образом, в конце XX - начала XXI в. татарская литературная критика переживает один из важных периодов своего развития. В тесной взаимосвязи с литературным процессом она претерпевает серьезные качественные изменения,
характеризуется противоречивостью, потерей определенных позиций, но в то же время внутри нее появляются и новаторские начинания. Одной из особенностей «новой критики» является развитие импрессионистской критики, формирующей свойственную ей жанровую систему (эссе, обзоры, литературно-биографические очерки и др.). Именно в жанре «эссе» более полно выражаются характерные признаки современной татарской литературной критики.
Примечания
1. Миннуллин Ф. М. С костью в горле // Топор в руках злонамеренных. Казань: Тат. кн. изд-во, 1994. С. 113.
2. Юзиев Н. Г. Обновляя традиции. Казань: Тат. кн. изд-во, 1966. С. 4.
3. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М.: Сов. энцикл., 1987. С. 170.
4. Жанры русской литературной критики 7080-х годов Х1Х века. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. С. 9.
5. Жук А. А. Конспект вступительной лекции по курсу истории русской литературной критики // Русская литературная критика. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1994. С. 8.
6. Крылов В. Н. Русская символистская критика (1890-1910-е гг.): генезис, типология, жанровая поэтика: дис. ... д-ра филол. наук. Казань, 2007. С. 246.
7. Жанры русской литературной критики 7080-х годов Х1Х века. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. С. 6-16.
8. Гилазов Т. Ш. От рецензий к некрологам: татарская литературная критика начала XX века. Казань: Тат. кн. изд-во, 2008. С. 18.
9. Егоров Б. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиция, стиль. Л.: Сов. писатель, 1980. 317 с.; Жанры русской литературной критики 70-80-х годов Х1Х века. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. 162 с.; Зельдович М. Г. В поисках закономерностей: о литературной критике и путях ее изучения. Х.: Изд-во при Харьк. ун-те, 1989. 160 с.; Коновалов В. Н. Литературная критика 70 - начала 80-х годов Х1Х века (Системный анализ): дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 1996. 56 с. и др.
10. Харрасова Р. Ф. Теория литературной критики: учеб. пособие. Казань: Казанский гос. ун-т, 2007. С. 20.
11. Сибат Р. Три слова после прочтения трехтомника (После прочтения трехтомника Р. Файзуллина) // Казан утлары. 1996. № 10. С. 133-148.; Сибат Р. Гаташ - певец любви // Казан утлары. 1998. № 3. С. 134-150 ; Сибат Р. Ахун нашей прозы // Казан утлары. 2000. № 9. 131-147 б.; Сибат Р. Давайте помолимся! // Казан утлары. 2001. № 10. С. 121-131.