Научная статья на тему 'Жанр биографии как социальный феномен'

Жанр биографии как социальный феномен Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5444
528
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЯ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР / ЛИЧНОСТЬ / ЖИТИЕ / АГИОГРАФИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / "НОВАЯ БИОГРАФИЯ" / BIOGRAPHY / LITERARY GENRE / PERSONALITY / LIFE DESCRIPTION / HAGIOGRAPHY / WORLDVIEW / MASS LITERATURE / MASS CULTURE / "NEW BIOGRAPHY"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Раренко М. Б.

В статье прослеживается история развития жанра биографии с момента его зарождения до настоящего времени. Зародившись в эпоху Античности, жанр биографии постоянно развивался, «подстраиваясь» под требования каждой эпохи. Благодаря своей гибкости, жанру удалось не только сохраниться, но и развиться. В настоящее время принято различать художественные, научные, популярные и академические биографии в зависимости от задач, стоящих перед биографом. Несколько отдельно стоит жанр исторической биографии, а автобиография считается ее особым подвидом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The biography genre as a social phenomenon

The article traces the history of the genre of biography from its inception to the present time. Born in the era of Antiquity, the biography genre has constantly been evolving, «adjusting» itself to the requirements of each era. Due to its flexibility, the genre managed not only to survive, but also to develop. Nowadays, it is customary to distinguish between fiction, scientific, popular and academic biographies depending on the tasks the biographer faces. Some researchers distinguish the genre of historical biography, and autobiography is considered a special form of biography.

Текст научной работы на тему «Жанр биографии как социальный феномен»

венной исследовательской методологией. Применение биографического метода дает возможность услышать «живые голоса» так называемых простых людей, взглянуть под иным углом зрения на кажущиеся обыденными ситуации, увидеть в привычном нестандартное, зафиксировать факты и явления, которые «растворены» или плохо заметны в массивах данных социологических опросов.

Список литературы

Берто Д. Полезность рассказов о жизни для реалистической и значимой социологии // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ: Материалы Международного семинара, Санкт-Петербург, 14-17 ноября 1996 г. -СПб.: ЦНСИ, 1997. - С. 14-23.

Голофаст В.Б. Многообразие биографических повествований // Социологический журнал. - М, 1995. - № 1. - С. 71-89. - Режим доступа: http://jour.isras. ru/upload/journals/1/articles/140/submission/original/140-264-1-SM.pdf [Дата обращения: 25.05.2019.]

ГотлибА.С. Познавательный потенциал «истории жизни» (life story) как стратегии качественного социологического исследования // Вестник Самарской Гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. - Самара, 2006. - № 1. -

C. 144-153. - Режим доступа: http://bccp.bspu.unibel.by/files/Gotlib.doc [Дата обращения: 25.05.2019.]

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. - 208 с. - Режим доступа: http://socioline.ru/pages/if-devyatko-metody-sotsiologicheskogo-issledovaniya [Дата обращения: 25.05.2019.]

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности / в сотр. с Семеновой В.В. - М.: Добро-свет, 2001. - 596 с.

Biography and society: The life history approach in the social sciences / Ed. by

D. Bertaux. - Beverly Hills (CA); L.: SAGE, 1981. - 309 p.

Bourdieu P. L'illusion biographique // Actes de la recherche en sciences sociales. - P., 1986. - N 62/63. - P. 69-72.

Thomas W.I., Znaniecki F. The Polish peasant in Europe and America: In 5 vol. -Boston (MA): R.G. Badger, 1918-1920.

2019.03.002. М Б. РАРЕНКО. ЖАНР БИОГРАФИИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН.

M.B. RARENKO. The biography genre as a social phenomenon. DOI: 10.31249/rsoc/2019.03.02

Аннотация. В статье прослеживается история развития жанра биографии с момента его зарождения до настоящего вре-

мени. Зародившись в эпоху Античности, жанр биографии постоянно развивался, «подстраиваясь» под требования каждой эпохи. Благодаря своей гибкости, жанру удалось не только сохраниться, но и развиться. В настоящее время принято различать художественные, научные, популярные и академические биографии - в зависимости от задач, стоящих перед биографом. Несколько отдельно стоит жанр исторической биографии, а автобиография считается ее особым подвидом.

Abstract. The article traces the history of the genre of biography from its inception to the present time. Born in the era of Antiquity, the biography genre has constantly been evolving, «adjusting» itself to the requirements of each era. Due to its flexibility, the genre managed not only to survive, but also to develop. Nowadays, it is customary to distinguish between fiction, scientific, popular and academic biographies -depending on the tasks the biographer faces. Some researchers distinguish the genre of historical biography, and autobiography is considered a special form of biography.

Ключевые слова: биография; литературный жанр; личность; житие; агиография; мировоззрение; массовая литература; массовая культура; «новая биография».

Keywords: biography; literary genre; personality; life description; hagiography; worldview; mass literature; mass culture; «new biography».

Как известно, теория литературных жанров ведет свою историю со времен Аристотеля, который в «Поэтике» (335 г. до н.э.) предложил ее первую систематизацию. И если на фольклорной стадии жанр определялся из внелитературной (культовой) ситуации, то в литературную эпоху жанр получает характеристику своей сущности из собственных литературных норм, которые кодифицируются риторикой, что убедительно было продемонстрировано Аристотелем.

Несмотря на то что существуют различные классификации литературных жанров - по форме, по содержанию, по родам, -биографии как отдельному жанру места не нашлось ни в одной.

В настоящее время во всем мире наблюдается особенный интерес к книгам биографического жанра. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на полки книжных магазинов, ввести запрос «биография» или «жизнеописание» в поисковую строку

крупнейших книжных интернет-магазинов. Повышенное внимание к жанру биографии возникло не внезапно, а было подготовлено исторически, т.е. интерес к жанру присутствовал всегда. Биографический жанр в той или иной его разновидности существовал в эпоху Античности, в Средние века, в Новое время. В конце XIX -начале XX в. произведения биографического жанра пользуются особенно повышенным спросом. Так, с 1890 по 1907 г. в России только в издательстве Ф.Ф. Павленкова (1839-1900), русского книгоиздателя и просветителя, в серии «Жизнь замечательных людей» вышло 198 биографий; в 1933 г. серия была возобновлена по инициативе М. Горького, и в 2011 г. вышла 1500-я книга этой серии. Продолжается серия и сегодня.

Лидирующее положение в исследованиях биографии в настоящее время занимают англоязычные и немецкоязычные исследователи. Изучением биографии занимаются не отдельные исследователи, но целые научные группы и даже центры1.

Термин «биография» происходит от двух греческих корней -bios (букв. «жизнь») и grapho (букв. «пишу») и на русский язык может быть передан как «жизнеописание». Считается, что само слово «биография» пришло в русский язык из французского. В современных толковых словарях русского языка приводится несколько значений лексической единицы «биография»: 1. Биография - жизнеописание, житьесказание, житие, жизнь2. 2. Биография -сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого-нибудь лица; - перен. чья-либо жизнь. Он рассказал интересный случай из своей биографии3. 3. Биография - изложение

1 В 2005 г. в Вене был открыт Институт истории и биографии им. Людвига Больцмана (Ludwig Boltzmann Institut für Geschichte und Theorie der Biographie) -крупный научный центр по изучению биографии, который возглавляет профессор, доктор Вильгельм Хемекер (Wilhelm Hemecker), а в г. Хаген (Германия) в этом же году был основан Институт изучения истории и биографии (Institut für Geschichte und Biographie).

2 Биография // Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Типография А. Семена, 1863-1866. - Режим доступа: http://slovon line.ru/slovar_dal/b-1/id-1835/biografiya. html [Дата обращения: 15.06.2019.]

3 Биография // Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Советская энциклопедия, 1935-1940. - Режим доступа: http://slovonline.ru/slovar_ushakov/b-1/id-2543/biografiya.html [Дата обращения: 15.06.2019.]

наиболее значительных фактов чьей-либо жизни в хронологическом порядке; жизнеописание; - жизнь, жизненный путь кого-либо; - перен. разг. История создания произведений литературы, искусства и т.п.1 4. Биография - жизнеописание, житие, (послужной, формулярный) список; история жизни, жизненный путь, прошлое, жизнь2. 5. Биография: 1) описание жизни человека; жанр исторической, художественной и научной прозы; 2) жизнь человека как совокупность его поступков, событий и умонастроений3.

В «Краткой литературной энциклопедии»4 (1962-1978) термин «биография» уподобляется термину «жизнеописание», а в «Литературной энциклопедии терминов и понятий», вышедшей спустя почти 40 лет, биография определяется как «жанр жизнеописания; предполагает художественное или научное осмысление истории жизни личности, нацеленное на поиск и выявление истоков общественно значимой деятельности человека в его индивидуальном биографическом опыте. Предпосылкой создания Б. служит признание значимости данной личности для истории, культуры, политической жизни или быта в национальном или мировом масштабе. В Б. события жизни героя являются документальным материалом, фактографической стороной; сюжет Б., выявляемый автором в жизни героя или формируемый им, составляют динамика, развитие личности и его закономерности»5.

1 Биография // Новый толково-словообразовательный словарь русского языка / под ред. Т.Ф. Ефремовой. - М.: Русский язык, 2000. - Режим доступа: https://www.efremova.info/word/biografija.html#.XQYUsCwzbIU [Дата обращения: 15.06.2019.]

2 Биография // Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. - М.: Русские словари, 1999. - Режим доступа: http://slovonline.ru/slovar_sinonimov/b-1/id-809/biografiya.html [Дата обращения:

15.06.2019.]

3

Биография // Современный толковый словарь. - М.: Большая советская энциклопедия, 1997. - Режим доступа: https://slovar.cc/rus/bse/477887.html [Дата обращения: 15.06.2019.]

4 Наркевич А.Ю. Биография // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / под ред. А.А. Суркова. - М.: Советская энциклопедия, 1962-1978. - Стб. 620. -Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-6201.htm [Дата обращения: 16.06.2019.]

5 -1

Соболевская О.В. Биография // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А.Н. Николюкин. - М.: Интелвак, 2001. - Стб. 90-92. - Режим доступа: http://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Literaturnaya_entciklopediya_termi nov_i_ponyatij._2001.pdf [Дата обращения: 16.06.2019.]

Биография, представляющая собой довольно разнородное явление, обладает рядом общих черт, которые и позволяют говорить о биографии как особом литературном жанре. На основе фактического материала биография раскрывает картину жизни отдельно взятого человека, развития его личности в связи с общественной действительностью эпохи.

В настоящее время принято выделять разные виды биографии в зависимости от задач, перед ней поставленных: художественные, научные, популярные и академические биографии. Несколько отдельно стоит жанр исторической биографии, а автобиографию принято считать особым видом биографии.

Биография как жанр берет свое начало в древнегреческой литературе, в IV в. до н.э.1, и является одним из самых молодых ее жанров. В качестве примера античной биографии обычно приводят наиболее известное биографическое произведение античности -«Параллельные жизнеописания»2 Плутарха [Плутарх, 1990], древнегреческого философа, биографа и моралиста (ок. 46 - ок. 127), хотя известно, что биографии в изобилии писались и до Плутарха, однако тексты этих биографий к настоящему времени оказались почти полностью утрачены3. Своим возникновением биография обязана кризису полисного образа жизни, который способствовал развитию индивидуальной духовной жизни древнего грека.

В эпоху Средних веков интерес к личности как таковой несколько ослабевает в связи с изменением социальной действительности. «Христианство поставило индивида в непосредственное отношение к Богу, воплотившемуся в человека», - пишет

1 Некоторые исследователи полагают, что говорить о биографии как отдельном жанре в эпоху Античности представляется невозможным, хотя и признают значимость биографических работ того времени. Так, А.Ю. Наркевич пишет: «Древность не знала жанра биографии в современном понимании, тем не менее выдающиеся образцы античных биографий сохраняют до нашего времени свое художественное и историческое значение...» См.: Наркевич А.Ю. Биография // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / под ред. А. А. Суркова. - М.: Советская энциклопедия, 1962-1978. - Стб. 620. - Режим доступа: М1р://£еЬ-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-6201.htm [Дата обращения: 16.06.2019.]

2 Это произведение Плутарха также известно под названием «Сравнительные жизнеописания» (др.-греч. Вю1 ПарбЛХг|^01 - Ыо( рагаШЫ).

3 Первым биографически оформленным энкомием, посвященным историческому лицу - царю Салсмина на Кипре, считается «Эватор» Исократа.

А.Я. Гуревич [Гуревич, 2003, с. 263]. В эту эпоху биография в том виде, в каком она была представлена в Античности, прекращает существовать: полностью меняется отношение к человеку, к его роли в истории, поэтому и биография меняет свой вектор и носит в основном религиозный характер и оказывается представленной в европейской литературе почти исключительно житиями, или агиографией (греч. hagios - святой, grapho - пишу), т.е. жизнеописаниями людей, причисленных церковью к лику святых; их главное назначение - назидательное, дидактическое: жизнь святого и его смерть должны были служить примером для подражания, страдания святого рассматривались как знак Божественной избранности.

Несмотря на то что автобиография (греч. autos - сам, bios -жизнь, grapho - пишу), «описание своей жизни, собственная биография - жанр документально-художественных произведений, преимущественно в прозе»1, жанр, предполагающий способность к саморефлексии, широкое распространение получит только в эпоху Возрождения, более ранние его образцы появились намного ранее: во II в. Марк Аврелий пишет «К самому себе», а около 400 г. появляется «Исповедь» Августина Блаженного.

Поскольку в эпоху Возрождения происходит переориентация мировоззрения с религиозного на светское, то утверждается рационализм, начинает господствовать установка на антропоцентризм и гуманизм, но в этот переходный период «гуманистические учения представляли собой сложный и причудливый сплав христианства с античной философией» [Абрамсон, 1979, с. 53]. В эпоху Возрождения интерес к человеку как личности усиливается, поэтому в произведениях начинают подниматься проблемы, затрагивающие судьбу отдельного человека, его внутренний мир, и востребованными оказываются в первую очередь жанры, позволяющие этот интерес удовлетворить. На историческую сцену в XIV-XV вв. вновь выходит жанр биографии, но уже в ее светском варианте.

Особый интерес к светским биографиям в этот период был отмечен во Флоренции, где составителями биографий знаменитых

1 Романова Г.И. Автобиография // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А.Н. Николюкин. - М.: Интелвак, 2001. - Стб. 15-17. - Режим доступа: http://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Literaturnaya_entciklopediya_termi nov_i_ponyatij._2001.pdf [Дата обращения: 16.06.2019.]

флорентийцев становились люди различного социального статуса и занятий. Светские биографии, возникшие во Флоренции в XIV-XV вв., можно условно разделить на три группы: 1) биографический дискурс на страницах исторических хроник, вписанный в общую историческую канву; 2) биографический нарратив, включенный в «семейные хроники» и «записки» флорентийцев; 3) биографии, написанные как самостоятельные произведения [Куприченко, 2006].

Важной особенностью всех этих биографий было то, что как выступить в качестве биографа, так и стать их героем мог любой человек - независимо от происхождения, статуса, известности. Биографии видных политических деятелей эпохи перемежаются рассказами об обычных горожанах. Такой подход к биографии меняет и отношение к ее форме: теперь каждый «биограф» может сам решать, что следует упомянуть в биографии его героя, а что можно опустить. Так, во второй половине XIV в. флорентиец До-нато Веллути (1313-1370), принадлежащий к одному из самых древних семейств Флоренции, составил историю своего столетия1 в 390 биографиях, в которой описал события, происходившие с ним самим и его кланом с конца XIII в. до самой смерти автора. Однако самым известным произведением эпохи, созданным в жанре биографии, стало «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари (1511-1574), знаменитого итальянского живописца и зодчего, который написал биографии выдающихся людей искусства, не забыв при этом и себя.

В эпоху Просвещения в развитие жанра биографии были внесены коррективы: в первую очередь это проявилось в стремлении широко использовать источники (такой «научный» подход наметился уже у Вазари), подвергать их критическому осмыслению, а также в особом интересе к деталям. Одним из тех, кто оценил большие возможности жанра, оказался Вольтер (1694-1778), французский писатель и философ. Его биографии, посвященные Карлу XII и Петру I, были исключительно популярны. Работая над «Историей Российской империи при Петре Великом» (1759-1763), Вольтер стремится не только к сюжетному, но и к документально-

1 В 1731 г. труд был издан во Флоренции под названием «Crónica di Firenze di D.V., dall'anno 1300, in circa, fino al 1370» (Хроника Флоренции Донато Велутти с 1300 по приблизительно 1370 г.).

му родству историй, несмотря на то что «с русской стороны хотели панегирика царю, прославления его заслуг в пику европейским хулителям» [Гончарова, 2007, с. 185].

Для развития жанра биографии не менее важным становится и то, что Вольтер не просто пишет истории жизни великих людей, но разрабатывает целую программу исторического исследования. Эта программа намечена и выполнена в «Опыте о нравах и духе народов и о главных исторических событиях» (от Карла Великого до Людовика XIII) (1756-1769). Вольтер выделил несколько основных методов исследования исторического материала. Один из них - здравомыслящий подход. Все то, что не объяснимо с точки зрения здравого смысла, по мнению Вольтера, следует отвергнуть.

К этому же времени относится появление первых биографических словарей. Например, в России в 1772 г. выходит «Опыт исторического словаря о российских писателях» [Новиков, 1772] Николая Ивановича Новикова (1744-1818), журналиста, издателя и общественного деятеля, признанного одной из крупнейших фигур Русского Просвещения. Цель издания, в который вошли статьи о 54 писателях Х-ХУН вв., расположенные в алфавитном порядке, Н.И. Новиков видел в том, чтобы составить как можно более полный историко-литературный справочник. На примере «Опыта» можно увидеть, что «научность» при составлении биографий начинает рассматриваться как основополагающий принцип.

В XIX в. количество биографических работ растет в геометрической прогрессии. Как об особой разновидности биографии становится возможным говорить о литературной биографии, в центре которой оказывается судьба известного человека, а биограф приобретает более высокий статус: фактически он уподобляется фигуре писателя, поскольку воспринимается уже не как фиксатор жизни пусть и очень достойного, знаменитого и даже выдающегося человека, а как ее созидатель. Обращаются к жанру биографии известные поэты и писатели, например сэр Вальтер Скотт (1771-1832), опубликовавший ряд произведений на историческую и историко-литературную тему: «Смерть лорда Байрона» (1824), «Жизнеописание романистов» (1821-1824), «Жизнь Наполеона Бонапарта, императора французов» (1827), «История Шотландии» (1829-1830).

Помимо литературной биографии в XIX в. появляется литературная автобиография, основателем которой можно считать С.Т. Кольриджа, английского поэта-романтика, критика и философа. Его «Biographia literaria, или Биографические очерки о моей литературной жизни и мнениях» (Biographia literaria, or Biographical sketches of my literary life and opinions, 1817) [Coleridge, 1817] -неоднородный по структуре и сложный по содержанию текст; «само название обнажает прием внешнего конфликта и одновременно внутреннего единства разных культурных традиций - риторической (Biographia literaria), в которой биографический дискурс всегда является фактом литературной учености, и современной европейской, понимающей биографию как описание событий жизни (Sketches of my literary life and opinions)» [Михайлова, 2015, с. 3].

Биографическое начало явственно присутствует в творчестве одного из самых известных английских романистов XIX в. Чарльза Диккенса (1812-1870). Уже в «Очерках Боза» (1836) [см.: Dickens, 1837], посвященных представителям Лондона его времени, Ч. Диккенс дает исчерпывающие характеристики своим героям и составляет их психологические портреты.

В 1830 г. в России появляется первая литературная биография - «Фон-Визин» П. А. Вяземского [Вяземский, 1848]. «Перечень книг, занявших заметное место в развитии жанра биографии в России, принято начинать с монографии П. А. Вяземского (17921878) "Фон-Визин", написанной в основном в 1830 г., но изданной лишь в 1848 г.» [Прохорова, 2008, с. 6].

Умелый отбор материала, с одной стороны, и додумывание определенных жизненных ситуаций, в которых мог бы оказаться герой - с другой, привели к тому, что в XIX в. жанр литературной биографии приобрел необыкновенную популярность среди читающей публики.

В то же время в России составляются биографические словари. Так, продолжая традицию «Опыта» Н.И. Новикова, в 18361847 гг. Д. Бантыш-Каменский издает восьмитомный «Словарь достопамятных людей русской земли» [Бантыш-Каменский, 1836].

На рубеже XIX-XX вв. интерес к биографическому жанру продолжает сохраняться - по-прежнему издаются биографические словари и пишутся биографии, прежде всего художественные. Биография продолжает развиваться во взаимодействии с романом,

причем их связывают отношения притяжения-отталкивания. С одной стороны, модернистские эксперименты в романе (прежде всего Дж. Джойса, В. Вулф и Д.Г. Лоуренса) прокладывают дорогу экспериментам и в биографии. С другой стороны, при повышенном интересе к внутреннему миру и новым подходам в изображении исторических личностей по форме биография преимущественно остается более консервативной, чем роман, и именно это делает ее привлекательной в глазах читателя. З. Кракауэр, известный исследователь массовой культуры и публицист, в эссе «Биография как новобуржуазный жанр» («Biographie als neuburgerliche Form», 1930) выявил историко-философские корни удивительной востребованности жанра биографии в послевоенный период: в военные годы каждый человек слишком хорошо ощутил на себе свою ничтожность, незначительность и бессилие, чтобы верить в силу и власть личности. И тогда «прибежищем и утешением для среднего класса становится биография. Успокоительной является, с одной стороны, ее основанность на фактах, реальность, достоверность этих фактов, а кроме того, сам ее материал гарантирует биографии наличие композиции, предлагает автору готовую схему развития и угасания» [цит. по: Иванова, 2014, с. 40]. Тем же - особенностью ХХ столетия и мироощущением человека, которому свойственна неспокойность, ожидание чего-то трагического, -объясняет такой повышенный интерес к биографии А. Моруа [Мо-руа, 1978].

В сложившихся условиях не могли не меняться и ожидания читателей биографий, и, как следствие, требования к написанию биографий. Ответом на запросы общества стала пришедшая на смену традиционной биографии XIX в. так называемая «новая биография»1, вызвавшая интерес как у многих авторов начала ХХ в., так и среди читающей публики.

Основными принципами «новой биографии» становятся повышенное внимание к внутреннему миру человека, подчеркнутая психологичность, установка на объективность, отказ от оценки и лакировки, часто иронический тон. Во многом эта новая стадия

1 Также в специальной литературе можно встретить термин «современная биография».

развития жанра стала реакцией на панегиричность и литературную бесформенность традиционной биографии XIX в.

Несмотря на то что тип «новой биографии» зарождается и развивается параллельно в разных странах, основоположником «новой биографии» единодушно был признан Дж.Л. Стрэчи (Giles Lytton Strachey) (1880-1932) - английский писатель, биограф и литературный критик, в 1918 г. опубликовавший сборник биографий «Выдающиеся викторианцы» («Eminent Victorians») [Strachey, 1918], в который вошли четыре небольших биографических исследования (о Флоренс Найтингейл, Т. Арнольде, кардинале Мэннин-ге и генерале Ч. Гордоне), которые сделали его имя известным не только в Великобритании, но и во всем мире.

Дж.Л. Стрэчи был первым, кто на своих героев посмотрел «без пиетета, но хладнокровно, как ученый, их исследовал, а затем представил своим читателям» [Померанцева, 1987, с. 13]; «он позволял им говорить самим за себя и лишь слегка - совсем слегка -их сатиризировал, добавляя им слова из "собственного контекста". У него, таким образом, не было должного уважения к факту, упрекали его и за известную однотонность героев, но он точно, как никто до него, передал саму атмосферу эпохи королевы Виктории, обрисовал характеры наиболее типичных ее представителей» [там же]. Стрэчи понял потенциальные возможности биографического жанра: то, что биография, с одной стороны, принадлежит науке, а с другой - искусству. Объединив эти два начала, он создал некий жанровый гибрид, который в полной мере отвечал запросам современного ему общества.

В предисловии к «Выдающимся викторианцам» биограф изложил свое писательское кредо, которое последовательно воплощал и в других своих трудах - биографиях «Королева Виктория» («Queen Victoria», 1921) и «Королева Елизавета и граф Эссекс» («Elizabeth and Essex: A tragic history», 1928). По мнению Стрэчи, долг биографа заключается в том, чтобы при написании истории жизни соблюдать краткость, не упускать ничего, что значимо, и опускать все, что излишне. В своем исследовании биограф должен быть свободен: «Не дело биографа быть комплиментщиком, его дело - давать обнаженный факт и складывать факты сообразно тому, как он понимает их связь» [цит. по: там же].

Сами создатели «новой биографии» провозглашали и утверждали биографию как художественно-литературный жанр. В прочитанном в Кембридже докладе «Аспекты биографии» («Aspects de la biographie», 1928) А. Моруа отмечал, что биограф вполне может приблизиться к искусству романиста, не пренебрегая научной точностью, что процесс воссоздания цельной картины человеческой личности на основе документов и свидетельств - задача художника.

Моруа называет основные черты биографии ХХ столетия: смелый поиск правды; сосредоточенность на сложности человеческой души, ее мобильности; поиск опоры у своих предшественников. В спорах о том, чем быть современной биографии - научным исследованием или художественным произведением, Моруа приветствовал проникновение в биографию научных методов, но был убежден, что интуитивный способ познания стоит выше научного [Моруа, 1978].

С появлением «новой биографии» «старая» форма биографии не исчезла полностью - она заняла отведенную ей нишу в исторической науке. По-прежнему создаются документальные биографии, которые также пользуются популярностью, но у определенного круга читателей.

В XX в. во всем мире, в том числе и благодаря интенсивному развитию средств массовой коммуникации, стала активно развиваться массовая культура, или культура массового общества, важнейшей отличительной особенностью которой считается тривиальность: «наш век породил беспрецедентную по своему размаху массовую культуру. Массовую в том значении, что она создается для масс, а не массами (и в этом вся трагедия). Эта массовая культура наполовину состоит из банальностей, изложенных с тщательной и скрупулезной достоверностью, наполовину - из великих и бесспорных истин, о которых говорится недостаточно убедительно (поскольку выразить их удачно - дело сложное), отчего они кажутся ложными и отвратительными» [Хаксли, 1986, с. 485]. Другими отличительными характеристиками массовой культуры считаются стандартизация, «поиск экономически наиболее выгодных возможностей производства и распространения культурного продукта, пользующегося максимально широким спросом и самим

своим существованием определяющего и удовлетворяющего запросы массы» [Черняк, Черняк, 2015, с. 101].

Как и раньше, в предыдущие эпохи, жанр биографии вновь оказался перед выбором: приспособиться к требованиям эпохи, став одним из жанров массовой литературы, или фактически погибнуть, оставшись в рамках «высокой» литературы.

В рамках массовой литературы биография подвергается гибридизации: объединившись с жанром очерка, биография-монография превращается в биографию-очерк. Помимо людских историй жизни, активно создаются истории жизни городов и вещей, т. е. рамки жанра постоянно раздвигаются.

Благодаря своей амбивалентной природе, биография, «которая, с одной стороны, опирается на твердые факты и должна честно следовать им, но с другой, всегда имеет дело с набором фактов принципиально неполным и открытым для разнообразных толкований» [Иванова, 2014, с. 53], как жанр сохранилась. Более того, она может считаться сегодня одним из самых востребованных жанров массовой литературы. Как можно видеть из краткого экскурса в историю жанра, биография с момента своего зарождения и вплоть до настоящего времени чутко реагирует на изменения, происходящие в обществе, и подстраивается под требования каждой эпохи.

Список литературы

Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. - М.: Наука, 1979. - 176 с.

Бантыш-Каменский Д.Н. Словарь достопамятных людей русской земли: В 8 т. - М.: Типография А. Семена, 1836.

Вяземский П.А. Фон-Визин. - СПб.: Типография Департамента внешней торговли, 1848. - 466 с.

Гончарова Т.Н. Вольтер - историк Северной войны // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2: История. - СПб., 2007. - Вып. 3. - С. 183190.

Гуревич А.Я. Личность // Словарь средневековой культуры / под общ. ред. А.Я. Гуревича. - М.: РОССПЭН, 2003. - С. 260-270.

Иванова Е.А. Жанр «новой биографии» в творчестве Эмиля Людвига: Дис. ... кандидата филологических наук / Саратовский государственный университет. -Саратов, 2014. - 220 с.

Куприченко Л.Н. Личность и общество в биографической и автобиографической традиции Флоренции XIV - первой трети XVI вв.: Дис. ... кандидата ис-

торических наук / Ставропольский государственный университет. - Ставрополь, 2006. - 306 с.

МихайловаА.Е. «Biographia literaria» С.Т. Кольриджа в контексте немецких влияний: Дис. ... кандидата филологических наук / Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН. - М., 2015. - 274 с.

Моруа А. О биографии как художественном произведении // Писатели Франции о литературе / под ред. ред. Г. Великовской. - М.: Прогресс, 1978. -С. 121-134.

Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писателях. -СПб.: Типография Академии наук, 1772. - Режим доступа: https://rvb.ru/ 18vek/novikov/01text/02criticism/17.htm [Дата обращения: 15.06.2019.]

Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2 т. - М.: Правда, 1990. - Т. 1. -592 с.; т. 2. - 608 с.

Померанцева Г.Е. Биография в потоке времени. ЖЗЛ: Замыслы и воплощения серии. - М.: Книга, 1987. - 336 с.

Прохорова И.Е. У истоков жанра биографии писателя в России: Варианты авторской стратегии: (по материалам выступлений П.А. Вяземского-биографа). -М., 2008. - С. 1-25. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/u-istokov-zhanra-biografii-pisatelya-v-rossii-varianty-avtorskoy-strategii-po-materialam-vystup leniy-p-a-vyazemskogo-biografa [Дата обращения: 20.06.2019.]

Хаксли О. Искусство и банальность // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX в. / под ред. Л.Г. Андреева. - М.: Прогресс, 1986. - С. 483-486.

Черняк В.Д., Черняк М.А. Массовая литература в понятиях и терминах. -М.: Флинта, 2015. - 192 с.

Coleridge S.T. Biographia literaria, or Biographical sketches of my literary life and opinions: In 2 vol. - L.: R. Fenner, 1817. - Vol. 1. - 296 p.; vol. 2. - 309 p.

Dickens Ch. Sketches by Boz: Illustrative of every-day life and every-day people. - L.: J. Macrone, 1837. - VIII, 377 p.

Strachey L. Eminent Victorians. - Garden City (NY): Garden City publishing то., 1918. - 351 p.

2019.03.003. А.Ю. ДОЛГОВ. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРАЕКТОРИЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ ПИ-ТИРИМА СОРОКИНА.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.YU. DOLGOV. Analysis of the interconnection between Pitirim A. Sorokin's life path trajectories and his scientific biography. DOI: 10.31249/rsoc/2019.03.03

Аннотация. В статье анализируется взаимосвязь траекторий жизненного пути и научной биографии русско-американского социолога Питирима Сорокина (1889-1968). На примере двух теорий Сорокина - теории социальной мобильности и теории со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.