Научная статья на тему 'Жандармское полицейское управление Сибирской железной дороги в организации обеспечения порядка и законности в ходе переселенческого движения в России (1893-1914 гг. )'

Жандармское полицейское управление Сибирской железной дороги в организации обеспечения порядка и законности в ходе переселенческого движения в России (1893-1914 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
366
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / TRANSMIGRATION MOVEMENT / КРЕСТЬЯНЕ / PEASANTS / СИБИРЬ / SIBERIA / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЖАНДАРМЕРИЯ / RAILROAD GENDARMERIE / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / RAILROAD / ЦИРКУЛЯР / CIRCULAR / ЖАНДАРМСКОЕ ПОЛИЦЕЙСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УНТЕР-ОФИЦЕР / GENDARME DIRECTORATE / CORPORAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Санин В. Е.

На основе анализа архивных документов показаны направления и методы работы чинов жандармских подразделений по разрешению сложных и непредвиденных ситуаций, возникающих в полосе железной дороги, в том числе и по причине халатности должностных лиц, отвечающих за переселение. Значительное внимание уделено работе руководства жандармского полицейского управления Сибирской железной дороги по разработке мер оперативного реагирования на возникающие угрозы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gendarme directorate of the siberian railroad in organization of the provision of law and order in the course of the transmigration movement in Russia (1893-1914's.)

The analysis of the archival documents shows the methods the gendarmes used to solve difficult and unforeseen problems occurred in the railroad area, including the problems caused by the negligence of the officials responsible for the transmigration. The article pays great attention to how the gendarme directorate of the Siberian railroad worked out measures of operational reaction to the arising threats.

Текст научной работы на тему «Жандармское полицейское управление Сибирской железной дороги в организации обеспечения порядка и законности в ходе переселенческого движения в России (1893-1914 гг. )»



ограничивается интеллектуальным и волевым отношением лица лишь к общественно опасному деянию;

• содержание умысла при вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве или получении включает осознание лицом общественной опасности совершения указанных действий, осознание целей этих действий и желание совершить названные действия;

• эксплуатация потерпевшего - обязательный признак субъективной стороны совершения таких действий, образующих объективную сторону торговли людьми, таких как вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей;

• анализ субъективной стороны состава торговли людьми показал, что в конструировании ч. 1 ст. 1301 УК РТ нашли свое проявление недостатки юридической техники формулирования ее содержания. Выход из создавшегося положения видится в изменении редакции данной нормы за счет включения в ее нового содержания, купли-продажи и совершения иных сделок с человеком и отнесения цели эксплуатации, в смысле действующей ч. 1 ст. 1301 УК РТ, к вербовке, перевозке, передаче, укрывательству или получению человека, что давно имеет место в УК некоторых зарубежных государств (например, России, Беларуси и Украины).

1 Громов С.В. Уголовно-правовая характеристика торговли людьми и использования рабского труда: Дисс... канд. юрид. наук. Моск. Гос. лингвис. унив. М., 2006. С. 92.

2 НаумовА.В. Российское Уголовное право. Общая часть. Куре лекций. М., 1996. С. 213.

3 Панов Н.И. Способ совершения преступления и уголовная ответственность. Харьков, 1982. С. 54.

4 Уголовное право. Общая часть / Под. Ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова М., 1996. С. 130.

5 Кругликов Л.Л. Уголовно-правовые средства противодействия работорговле и сложным с ней формам // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние. Саратов, 2004. С. 396.

6 Евстифеева Е.В. Оптимизация Уголовно-правовой основы с торговлей людьми // Преступность и уголовные законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние. Саратов, 2004. С. 410.

7 URL: http://www.vipdissertatюn.сom.

8 Наден О.В. Торговля людьми по уголовному праву и проблема специального соучастия. Монография. Киев. Ати-ка. С. 71.

9 Лизогуб Я.Г., Сценко С.С. Против действия торговли людьми: анализ зарубежного законодательства: Научный журнал / Наук. Ред. докт. юрид. наук, проф. С.С. Сценко. Киев. Атика, 2005. С. 42.

жандармское полицеиское управление сибирской

железной дороги

в организации обеспечения порядка и законности в ходе переселенческого движения в россии (1893-1914 гг.)

В.Е. Санин,

адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России

E-mail: [email protected]

Аннотация. На основе анализа архивных документов показаны направления и методы работы чинов жандармских подразделений по разрешению сложных и непредвиденных ситуаций, возникающих в полосе железной дороги, в том числе и по причине халатности должностных лиц, отвечающих за переселение. Значительное внимание уделено работе руководства жандармского полицейского управления Сибирской железной дороги по разработке мер оперативного реагирования на возникающие угрозы.

Ключевые слова: Российская империя, переселенческое движение, крестьяне, Сибирь, железнодорожная жандармерия, железная дорога, циркуляр, жандармское полицейское управление, унтер-офицер.

GENDARME DIRECTORATE OF THE SIBERIAN RAILROAD IN ORGANIZATION OF THE PROVISION OF LAW AND ORDER IN THE COURSE OF THE TRANSMIGRATION MOVEMENT IN RUSSIA (1893-1914'S.)

V.E. Sanin,

postgraduate of the Department of Theory and History of State and Law of St-Petersburg Military Institute of Internal Troops

of the Ministry of the Interior Russia

Annotation. The analysis of the archival documents shows the methods the gendarmes used to solve difficult and unforeseen problems occurred in the railroad area, including the problems caused by the negligence of the officials responsible for the transmigration.

The article pays great attention to how the gendarme directorate of the Siberian railroad worked out measures of operational reaction to the arising threats.

Keywords: Russian Empire, transmigration movement, peasants, Siberia, railroad gendarmerie, railroad, circular, gendarme directorate, corporal.

К концу XIX в. история освоения Сибири насчитывала более трёхсот лет. Надежда правительства на заселение Сибири при помощи ссыльнопоселенцев оказалась неоправданной.

Время, между тем, диктовало необходимость экономического развития восточных регионов и от властей требовалось принятие мер, способствующих рациональному заселению и эффективному освоению этого края. Одной из таких мер должно было стать переселение крестьян из малоземельных губерний центральной России на плодородные земли Сибири.

Проведение железной дороги до Челябинска и последующее начало строительства в 1891 г. Сибирской железной дороги (далее - СЖД), дали мощный толчок росту переселенческого движения в Сибирь и ее освоению. 10 декабря 1892 г. был образован Комитет Сибирской Железной дороги (далее - КСЖД или Комитет), председателем которого был назначен наследник престола Великий князь Николай Александрович. На КСЖД, помимо функции общего руководства строительством Сибирской железной дороги, были возложены различные дополнительные, побочные обязанности по развитию прилегающих территорий, в том числе «содействие заселению и промышленному развитию прилегающих к дороге местностей».[1]

Переселенческое управление Министерства Внутренних Дел, учрежденное 2 декабря 1896 г., также принимало меры к упорядочению переселенческого движения, начиная с подготовки крестьян к выселению и кончая их передвижением и устройством на новых местах. Особенное внимание обращено было на передвижение переселенцев по железным дорогам.

Таким образом, правительство Российской империи, осознавая важность и масштабы переселения крестьян в Сибирские губернии [10], его политическое, социальное и экономическое значение предпринимает необходимые меры по обеспечению выполнения задач переселения.

Однако, нередко возникали непредвиденные сложности. Оказалось, что численность переселявшихся и темпы переселения превышали темпы подготовки участков к заселению. Недостаточно было чиновников для этой работы, их квалификация не всегда отвечала требованиям, имели место взяточничество и коррупция [11].

В этих условиях руководство МВД возлагает на железнодорожную жандармерию дополнительные обязанности по обеспечению порядка и законности в период проезда переселенцев к местам постоянного проживания. Основная служебная нагрузка ложится на плечи унтер-офицерского состава, которые непосредственно дежурили на станциях и наблюдали за соблюдением правил и закона на железной дороге.

К началу массового переселения в Сибирь в конце XIX в. жандармы не обладали опытом работы по контролю за движением по железным дорогам большого количества семей переселенцев с детьми и имуществом. Руководство железнодорожной жандармерией в циркулярах и телеграммах постоянно направляют деятельность нижних чинов. Анализ содержания Перечневой ведомости приказов и циркулярных распоряжений[6], имеющих руководящее значение для унтер-офицеров жандармского полицейского управления Сибирской железной дороги (далее - ЖПУ СЖД) показывает, что в период с 1898 по 1904 г. начальник ЖПУ СЖД шесть сво-

их распоряжений посвятил вопросам деятельности жандармов по обеспечению организованного проезда переселенцев к местам поселений.

Начиная с 1906 г. тема соблюдения законности и порядка при переселении крестьян на новые земли становится еще более актуальной в работе железнодорожной жандармерии на СЖД. Достаточно сказать, что в 1907 - начале 1908 г. начальник ЖПУ СЖД полковник В.Н. Деболи[12] в своих распоряжениях семь раз обращался к теме исполнения унтер-офицерами обязанностей по наблюдению за переселенцами.[9] Это, несомненно, говорит о важности вопроса.

Переселенческое движении можно разделить на три этапа: первый с 1893 по1903 г., второй - 19041905 г. и третий с 1906 по 1914 г.. В зависимости от особенностей, характеризующих переселенческое движение в каждый из этих периодов, руководством Отдельного Корпуса жандармов и Жандармских Полицейских Управлений железных дорог (далее -ЖПУ ЖД) определялись и задачи железнодорожной жандармерии.

Так, на первом этапе (1893-1903гг.) переселенческое движение характеризовалось довольно стремительным ростом, достигнув своего максимума в 1896 г. [16] На фоне роста количества переселенцев отдельные организационные, экономические вопросы переселения оставались неурегулированными. Этим объясняется характер задач, решаемых железнодорожной жандармерией в эти годы.

Одна из проблем, которую приходилось решать жандармерии тех лет, - это борьба с самовольным переселением крестьянских семей. В этой связи Штабом Корпуса Жандармов была подготовлена Инструкция чинам ЖПУ ЖД о порядке действий по пресечению самовольных переселений крестьян из губерний Европейской России в казённые земли Сибири и степные области, объявленная для руководства циркуляром № 48 от 24 марта 1897 г. (далее -Инструкция). [14]

В Инструкции довольно подробно расписывались действия чинов ЖПУ ЖД по выявлению самовольно переселяющихся, порядок их задержания, а также вопросы взаимодействия с чинами общей полиции и особыми должностными лицами, командированными на железнодорожные станции для наблюдения за остановкой самовольных переселенцев. При этом особо подчеркивалось, что принимать меры к задержанию унтер-офицеры могут только с разрешения своего непосредственного начальника на тех железных дорогах и станциях, где это будет определено Губернатором по соглашению с начальником ЖПУ Дело в том, что самовольно переселяющегося необходимо было выявить как можно ближе к местам их прежней оседлости, задержать его желательно было

до покупки билетов для проезда по железной дороге или при посадке в вагоны. С этой целью, при отходе поезда жандармские унтер-офицеры обязывались особо наблюдать за крестьянскими семьями, следующими в Челябинск или другую станцию СЖД. Если же крестьяне без разрешительных документов все же добирались до Сибири, назад возвращали их крайне редко. С некоторыми оговорками, как правило, принималось решение «на устройство переселенцев,

прибывших ..... без установленного разрешения в

Сибирь и Степное генерал-губернаторство, на переселенческих участках и на отвод им казенной земли на общем основании».[13]

Не менее важной задачей железнодорожной жандармерии на протяжении всего периода переселения стало оказание помощи железнодорожному медицинскому персоналу в наблюдении за санитарным состоянием поездов и здоровьем переселенцев. Для руководства в практической деятельности чинам жандармерии довели циркуляр Департамента железных дорог от 4 июня1898 г. с Временной инструкцией медицинскому персоналу относительно врачебно-санитарной помощи переселенцам во время передвижения их по железным дорогам (далее -Временная инструкция).[15]

В развитие требований Временной инструкции руководители жандармских полицейских управлений и отделений дополняли и уточняли обязанности унтер-офицеров в вопросах контроля за соблюдением санитарных норм в поездах с переселенцами.

Исполняя требования Временной инструкции, начальник ЖПУ СЖД в приказании от 4 июля 1900 г. обязывает унтер-офицеров подчиненных управлений принимать меры к недопущению в летнее время посадки в вагон переселенцев свыше 25 человек, включая детей.

В 1907 г., 13 апреля выходит указание Штаба Корпуса, обязывающее чинов ЖПУ ЖД оказывать помощь руководителям переселенческих пунктов и станционным агентам проводить очистку переселенческих вагонов.[2] В пути крестьяне устраивали в вагонах стирку белья, подолгу не выбрасывали пищевые отходы, создавая угрозу появления заболеваний и эпидемий. Рабочих железной дороги к очистке вагонов переселенцы не допускали, опасаясь смешивания имущества нескольких семей. Эта проблема вышла даже на уровень правительства и жандармам поручили для её разрешения применять свое влияние и власть.

Приходилось унтер-офицерам решать вопросы, которые вообще далеки от их обязанностей по службе. Дело в том, что нередко при перевозке переселенцев случались смертные случаи. Начальник Челябинского отделения жандармерии в своем распоряжении № 6 от 1 июня 1896 г. дает указание

унтер-офицерам вверенного отделения принимать меры к погребению умерших в пути, «если по обстоятельствам смерти, обстановка в которой найден труп, наружный его вид или по другим сведениям нет оснований сомневаться, что смерть по естественным причинам..».[5]

В последующие 3-4 года деятельность железнодорожной жандармерии, совместно с чинами Переселенческого управления, была направлена на организацию контроля за соблюдением правил перевозки переселенцев и их клади, порядка и благочиния в поездах и вокзалах, недопущение правонарушений переселенцами и в отношении переселенцев. В это время для руководства в жандармские отделения на СЖД поступают приказания начальника управления: «о встрече унтер-офицерами воинских, переселенческих и всех пассажирских поездов» (1901 г.); «об отправлении переселенческой клади в одном поезде с самими переселенцами»(1902 г.); «о вознаграждении за утрату или повреждение переселенческой клади»(1904 г.). [3] Нередко в архивах встречаются документы, свидетельствующие о добросовестном и инициативном исполнении обязанностей унтер-офицерами. Так, например, в приказании N° 13 по ЖПУ СЖД от 10 июня 1897 г. унтер-офицеру Михаилу Носкову объявлена благодарность»за умелое обнаружение и задержание на станции Чулым мошеннически выманивших 120 руб. у переселенца и покушавшихся безбилетно проехать по железной дороге крестьянина Тобольской губернии, Курганского округа, Елошинской волости Симсона Иванова Субачева».[6]

Возвращаясь к периодизации переселенческого движения, необходимо отметить, что в ходе второго периода (1904 и 1905 гг.) сибирское переселение под влиянием войны с Японией и вызванного ею закрытия Сибири для дозволенного переселения упало до совершенно ничтожной величины - (приблизительно 30000).[16] Основное внимание жандармерии в этот период было приковано к передвижениям воинских частей и военнослужащих, которые создавали не меньше проблем на железных дорогах, чем переселенцы.

Третий период переселенческого движения (19061914гг.) можно назвать «столыпинским». Аграрные преобразования, инициированные П.А. Столыпиным, предусматривали организацию массового переселения крестьян из европейской части России в Сибирь, на Дальний Восток, в Северный Казахстан.

С этой целью было реорганизовано Переселенческое управление. Оно было изъято из подчинения Министерства внутренних дел и поступило в ведение Главного управления землеустройства и земледелия (далее - ГУЗиЗ), ведущей государственной организации, осуществляющей «столыпинскую» аграрную реформу.

На Сибирской магистрали были выделены два района (Западный и Восточный) по организации передвижения переселенцев. Переселение крестьян в Сибирь стало осуществляться более организованно.

Вместе с тем, участие железнодорожной жандармерии в регулировании процессов переселения оставалось актуальным. Более того, обозначились новые проблемы, решение которых требовало непосредственного участия именно правоохранительных органов Империи. Речь идет о распространении революционных идей среди граждан России и среди переселенцев в том числе.

Наиболее ярко проблемы переселенческого движения обрисовал начальник ЖПУ СЖД полковник В.Н. Деболи. В телеграмме подчиненным отделениям 6 марта1908 г. он отмечает: «было замечено, что переселенцы, следуя к своим местам, по пути рас-пропагандировались, снабжались преступной литературой, даже будто бы вместе с ними следовали агитаторы, которые пытались вызвать ропот переселенцев и возбуждали их к неповиновению властям, пользуясь всякими незначительными промахами администрации, случайными задержками и т.п., объясняя все это будто бы умышленными действиями администрации».[8]

Между тем упущений в организации переселения действительно было немало. Полковник В.Н. Деболи получал сведения, что агенты дороги умышленно задерживали поезда с переселенцами, ставили их в глухие места, отказывали в советах, не выдавали вовремя их грузов, крестьяне долго не получали документов для дальнейшего следования по водным путям или документа на отведенные им участки. Была информация и о том, что стража переселенческих Управлений на станции Челябинск вымогает с переселенцев 5-10 коп. с человека за право дальнейшего проезда.

Вместе с тем, основной задачей оставалась борьба с различными проявлениями революционных настроений, тем более, что железная дорога становится центром действий и выступлений противников власти. В этой работе железнодорожным жандармам оказывают помощь многие государственные институты, информируя их о различных тревожных событиях. Так, заведующий переселенческим делом в Акмолинском районе в секретном циркуляре № 4721 от 4 августа 1907 г. просит начальника Омского отделения ЖПУ СЖД осуществить соответствующий надзор за фактами «снабжения на железнодорожной станции Омск переселенческие поезда нелегальной литературой».[7]

В этих условиях, начальник ЖПУ СЖД полковник В.Н. Деболи приказал начальникам отделений особое внимание сосредоточить на станциях Челябинск, Омск, Обь и Красноярск. Унтер-офицеров

обязал выходить к каждому переселенческому поезду, наблюдать за посторонними лицами, не допускать их к поездам, подозрительных лиц не стесняясь обыскивать и удалять со станции.

Начальник ЖПУ СЖД требует от подчиненных относиться к переселенцам как можно внимательнее, входить в их нужды и оказывать им всякое содействие. При этом он рекомендует чаще беседовать с переселенцами, стараться узнать от них, «не притесняли ли их, не снабжали ли их листками и книжками преступного содержания, не смущали ли их ложными рассказами о возможном тяжелом существовании в тех местах, куда они направляются и т.д., стараясь путем расспроса установить вино-вных».[9]

Заслуживает внимание тот факт, что начальник ЖПУ СЖД пытается выработать систему в работе железнодорожной жандармерии с переселенцами. Обнаружение недостатков, незамедлительный доклад непосредственному начальнику, письменное дознание по всем виновным, независимо от должностного положения - такой алгоритм прописывает он в своей телеграмме. И далее подводит итог: «Все мне это необходимо для своевременных, подробных, вполне обоснованных и подтвержденных свидетельскими заявлениями, донесений командиру корпуса, так как правительство, озабочиваясь о нуждах народа и представляя переселенцам земли принимает все возможные меры к наилучшей доставке переселенцев на новые места. Почему чины администрации, переселенческие агенты и другие должностные лица, умышлено чинящие задержки в таком важном государственном деле, должны понести наказание».[9]

Подводя итог, необходимо отметить, что железнодорожная жандармерия сыграла важную роль в реализации планов государства по массовому переселению крестьян из губерний центральной России в Сибирь.

Руководство ЖПУ СЖД и нижние чины, выполняя волю правительства, принимали необходимые меры по обеспечению законности и порядка на железных дорогах при переселении крестьян на новые земли. Эта работа способствовала налаживанию взаимодействия жандармерии с различными ведомствами по преодолению трудностей, сопровождающих процесс переселения; арсенал жандармов обогатился новыми методами работы. Сегодня можно с уверенностью сказать, что заселение сибирских просторов в конце XIX - начале ХХ в.в. было наи-

более массовым за всю историю переселения и послужило мощным толчком к экономическому развитию сибирских областей.

Литература

1. Российский государственный исторический архив. Ф.560. Оп.27. Д.3. Л.64 об.

2. Государственный архив Томской области. Ф.411. Оп.1. Д.172. Л.117.

3. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф.272. Оп.3. Д.188. Л.230-237.

4. ГИАОО. Ф.272. Оп.3. Д.188. Л.193, 193, об.194.

5. ГИАОО. Ф.272. Оп.1. Хр.184. Св.10 Л.45.

6. ГИАОО. Ф.272. Оп.2. Хр.175. Св. 10 Л.64.

7. ГИАОО. Ф.271. Оп.1. Д.20. Л.44.

8. ГИАОО. Ф.272. Оп.3. Д.188. Л.193 об.

9. ГИАОО. Ф.272. Оп.3. Д.188. Л.194-194 об.

10. Точные итоги переселенческого движения за 15 лет с 1896 г. по 1909 г. включительно, теперь подсчитаны: прошло в Сибирь в прямом направлении за эти годы около трех миллионов семейных переселенцев (2841602 души). См.: Поездка в Сибирь и Поволжье. Записка П.А. Столыпина и А.В. Кривошеина. Спб., 1911. С. 76.

11. Рогачевская М.А. П.А. Столыпин: аграрная реформа и Сибирь. URL:http://econom.nsc.ru/eco/arhiv/ ReadStatiy/2002_09/Rogachevska.htm (дата обращения 15 февраля 2014 г.)

12. Деболи Владимир Николаевич (1860 - ?), Начальник жандармского полицейского управления сибирской железных дорог с 1906 по 1910 гг., русский, православный, из потомственных дворян Воронежской губернии, был женат на Александре Андриановне Леонтьевой. Имел троих детей. В последующим назначался начальником Воронежского ЖПУ ЖД, Самарского ЖПУ ЖД. См. Железнодорожные артефакты: История жандармской ЖД полиции. URL:http://kokarda.zbord. ru/viewtopic.php?t=504 (дата обращения 15 февраля 2014 г.)

13. Предписание Тобольского губернатора Н.М. Богдановича крестьянским чиновникам Тобольской губернии о водворении самовольных переселенцев. Сибирские переселения. Документы и материалы. Выпуск 1. Новосибирск, 2003. / Отв. ред. докт. истор. наук. М.В. Шиловский. С. 93-94.

14. Справочная книжка для нижних чинов Жандармских Полицейских Управлений железных дорог. Сост. полк. Фёдоров. Изд.2. Санкт-Петербург. 1903. С 322-324.

15. Там же. С. 325-326.

16. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. [Электронный ресурс] СПб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907. URL: http://www.vehi.net/brokgauz/all/078/78223. shtml (дата обращения 15.02.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.