Научная статья на тему 'Жалобы трудящихся в 1920-х - 1930-х гг. И политика советского госконтроля'

Жалобы трудящихся в 1920-х - 1930-х гг. И политика советского госконтроля Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
507
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Титов Владимир Юрьевич

На основе методов аксиологии намечены ценностные ориентиры для выбора приоритетов при оценке эффективности золотодобычи и формировании экономически осознанного подхода к реализации предпринимательской деятельности в горной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жалобы трудящихся в 1920-х - 1930-х гг. И политика советского госконтроля»

сы буржуазных СМИ, определяли специфику и особенности информационной деятельности ТАСС, препятствовали осуществлению более полного и объективного обмена информацией.

1 О партийно-советской печати, радиовещании и телевидении. - М.: Мысль, 1972. - С. 134-135.

2 Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства СССР, 31 января 1935 г., № 5, отдел первый.

3 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), ф.17, оп.125, д, 57, л. 51.

4 Известия 1934, 18 февраля,

5 Пальгунов Н.Г. Основы информации в газете. ТАСС и его роль. - М.: МГУ, 1955. - С. 18.

6 РГАСПИ, ф.17, оп.125, д. 57, л, 52.

7 См, :Севостьянов Г.Н. Москва-Вашингтон: Дипломатические отношения, 1933-1936. - М.; Наука, 2002. - С. 32.; Проблемы Дальнего Востока. - 1980. - № 4. - С. 18.

8 Солсбери Г. Сквозь бури нашего времени. Воспоминания. Пер с англ. - М.: МО, 1993. -С. 133.

9 РГАСПИ, ф.17, оп.125, д. 57, л. 41.

10 РГАСПИ, Ф.17, оп. 125, д. 57, л. 10.

11 РГАСПИ, ф.17, оп.125, д. 57, л.З.

12 РГАСПИ, ф.17, оп.125, д, 57, л. 43.

13 Политбюро ЦК РКП(6)-ВКП(6) и Европа. Решения "особой папки". 1923-1939. - М.: РОССПЭН, 2001. -С. 293.

14 Сталин и Каганович. Переписка. 1931-1936 / Сборн. док. - М.: Росспэн, 2001, - С. 384.

15 РГАСПИ. Ф, 17, оп. 125, д. 57, л. 38.

В.Ю.Титов

Жалобы трудящихся в 1920-х - 1930-х гг. и политика советского госконтроля

В настоящее время силовые ведомства России плотно занимаются экономической и плановой деятельностью в области развития сырьевой добычи, В истории Советского Союза видное место в системе экономической и внутриполитической жизни общества играли органы госконтроля, по своим принципам тоже являющиеся военизированными учреждениями. На предвоенные годы как раз приходится становление и развитие основных методов деятельности советского госконтроля. Освещение данного вопроса является целью статьи.

С первых дней государственного строительства Коммунистическая партия приступила к созданию регулирующего механизма в экономике. Декретом СНК от 1 декабря 1917 г. такими функциями был наделен Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). По замыслу Совета Народных комиссаров ВСНХ должен был осуществлять диктатуру экономического развития во всероссийском масштабе. В условиях коренной ломки социальных устоев общества такую деятельность возможно было осуществить только при условии строжайшего контроля. 14 ноября 1917 г. ВЦИК принял положение о рабочем контроле, и теперь фабрично-заводские комитеты имели право проводить контроль на производстве.

Рабочий контроль вводился во всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных предприятиях, применявших наемный труд. Он охватывал производство, куплю,

распределение и продажу продуктов и сырьевых материалов, их хранение, а также финансовую сторону деятельности предприятий. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев предприятий, Рабочие допускались к бухгалтерии, складским помещениям, они получали право вмешиваться во все подробности производственного процесса, часто ничего в этом не понимая, В последние недели уходящего

1917 г. это осознало советское правительство и через постановления Первого Съезда профсоюзов в январе

1918 г. подчинило заводские комитеты профсоюзному контролю. Однако такое положение дел удовлетворяло СНК недолго. В.И.Ленин опасался и недолюбливал за самостоятельность мышления одного из лидеров профсоюзного движения Д.Б.Рязанова. Популярнейший революционер, учёный-марксист, Давид Борисович выступал за автономность профсоюзных организаций от правительства и партии большевиков.

Приблизительно через полтора года после опубликования Декрета о рабочем контроле СНК издает закон о Рабкрине, Так сокращенно был назван новый Наркомат рабоче-крестьянской инспекции, который действовал с 1923 по 1936 г. Основная причина создания Рабкрина - неспособность решить силами рабочего контроля проблему реорганизации всего производства. К концу 1921 г. весь советский аппарат управления был пронизан духом бюрократизма. Положение усугублялось нехваткой грамотных людей.

Достаточно часто Наркомат брался за решение неотложных дел, чрезвычайных ситуаций, которые чаще всего инициировались жалобами. В Государственном архиве Российской Федерации, в фонде № Р-374 Наркомата РКИ показан сам механизм проверки, Так, в описи № 2 (Секретариат наркомата) самым заметным является дело № 4, состоящее из расследований по письмам советских граждан, адресованных Г.К.Орджоникидзе. В письмах содержатся материалы о примерах бюрократизма, просьбы о помиловании, выдачи пособий и т.п. Григорий Константинович был не единственным партийным руководителем, который получал такого рода письма. В связи с этим, одним из направлений политики госконтроля в СССР становится проверка жалоб и реагирование по поводу фактов, свидетельствующих о вопиющем нарушении социалистического законодательства. Наибольший интерес представляют дела описи № 6 - «материалы по обследованию проведения советской демократии на местах». На основе 46 дел можно проследить работу Наркомата по проверке низового советского аппарата на местах1. Этой части работы придавалось принципиальное значение, ибо для её выполнения привлекались рабочие на общественных началах. В условиях хронической нехватки кадров как для судов, так и для органов госконтроля, проверка жалоб превратилась в основной метод борьбы с бюрократизмом и волокитой. Это подтверждают публикации в печати на протяжении всех 1920-х гг. Журнал «Революционная законность» в 1929 г., подводя итоги специфики советского надзора в правовой системе СССР, отвел жалобам граждан с мест главное значение в строительстве советского правосудия2.

В 1930 г. при Наркомате РКИ СССР правительство создает Объединённое бюро жалоб. Задачами этого учреждения являлось «...улучшение госаппарата посредством борьбы с бюрократизмом, волокитой, бесхозяйственностью»3. Свою работу бюро организовывало по двум вариантам: «летучих ревизий» и «внезапных налетов». По сути эти две формы были одним и тем же: внезапным появлением сотрудников бюро в учреждениях, на деятельность которых поступили конкретные жалобы,

В обоих вариантах цель проверок жалоб объяснялась однозначно: организовать массу трудящихся, руководить ею и «возбудить в ней инициативу». Такую установку несколько раз проговаривали лидеры партии с трибун XV съезда партии и XVI партконференции,

Завершающим звеном в расследовании поступавших жалоб считалось совещание рабочих заседателей, которое в СНК иносказательно называли "гласным судом", 13-15 человек рабочих во главе с председателем - из штата бюро или члена ЦКК - разбирали дело после рабочего дня прямо в цехах фабрик и заводов. Многие изобличенные в нарушениях руководители не возражали против разбора самого дела, но просили

устраивать мероприятие без рабочей массы, на что всегда получали отказ.

Штаты работников объединённого бюро жалоб состояли из инспекторов-организаторов, которым доверялись массы добровольцев. 75% добровольцев были рабочими, что называется, от станков, состоявшими в партии или числившимися старостами на предприятиях.

Динамика рассмотрения жалоб достаточно убедительно свидетельствует о росте доверия рабочих новому Наркомату РКИ СССР. Например, в 1928 г. бюро рассматривало 250-300 жалоб, а весной 1930 г. - от 3 250 до 4 тысяч в месяц. Рекордное число жалоб пришло в 1929 г. - 43 тысячи. В содержании самих жалоб также произошел качественный сдвиг. Склочный характер жалоб и сведение личных счетов вытесняются жалобами общественного значения (о недостатках, мешающих выполнению промфинплана, об ошибках в кооперации, об искажении тем или иным работником классовой линии и т.п.)4.

Одного возгласа на вечернем совещании рабочих заседателей в бюро оказывалось достаточно, чтобы у руководителей какого-либо учреждения возникали "сомнения" в целесообразности нахождения на работе обратившего на себя внимание служащего5. Тем самым советское правительство давало понять, что жалоба превратилась в основной инструмент государственного и общественного контроля.

25 февраля 1934 г. Политбюро рассмотрело и утвердило положение «О комиссии Партийного Контроля при ЦК ВКП (б)», а тремя днями позже было принято и утверждено СНК положение «О Комиссии Советского Контроля». Основное отличие между ними заключалось в том, что КПК имела право проводить проверку на предмет выявления нарушения партийной этики. Для этих целей Комиссия выбирала партколлегию в составе трех человек. Аппарат Комиссии ПК был практически такой же, как в КСК6,

Комиссия Советского Контроля учреждалась при Совете Народных Комиссаров для систематической, конкретной и оперативной проверки «фактического исполнения важнейших решений правительства всеми звеньями советского и хозяйственного аппарата сверху донизу»7, В пункте втором постановления специально было оговорено, что КСК мог проводить проверку как по заданию СНК, так и по собственной инициативе, Свою работу КСК проводил в тесной взаимосвязи с Комиссией партийного контроля, однако отчитывался только перед Советом Народных Комиссаров СССР.

Состав КСК намечался Съездом ВКП (б) и утверждался ЦИК и СНК. Руководителем КСК являлся один из заместителей Председателя СНК. Пленум КСК по правилам собирался не реже одного раза в три месяца. Для руководства всей текущей контрольной работой в период между заседаниями пленумов из членов комиссии избирался исполнительный орган - Бюро. Чис-

денность бюро не превышала 11 человек. Члены КСК имели право присутствовать на заседаниях всех высших государственных учреждений страны.

Для выполнения возложенных задач КСК имел право проверять все центральные и местные учреждения «под углом зрения контроля», «давать обязательные указания соответствующим органам в случае явного нарушения решений правительства», контролировать прием и сдачу дел при смене руководителей, ставить в известность СНК о случаях нарушения дисциплины. Через выход на руководителей соответствующих органов контролеры КСК могли налагать на виновных дисциплинарные взыскания вплоть до смещения с должности и привлечения виновных через органы прокуратуры к ответственности в судебном порядке.

В каждой союзной и автономной республике КСК имела своего представителя, ответственного только перед комиссией или правительством. Кроме этого, назначались постоянные уполномоченные на места по таким отраслям, как транспорт, черная металлургия, оборонные сферы промышленности. В краях и областях уполномоченные Комиссии Советского Контроля подчинялись своим начальникам по республикам, При необходимости КСК могла рассчитывать на помощь всех государственных, партийных и общественных учреждений за исключением, пожалуй, армии и органов правопорядка.

Центральный аппарат Комиссии Советского Контроля был разделен на 23 группы. По две группы приходилось на земледелие, зерновые организации, и скотоводство; четыре группы контролировали машиностроение, электротехнику, топливную промышленность и черную металлургию; по одной группе - на цветную металлургию, химическую, лесобумажную, легкую промышленности и торговлю. Остальные группы КСК распределялись в следующем порядке: четыре группы курировали транспорт и связь; военных, внешнюю торговлю и финансовые учреждения проверяли отдельные группы. Точно так же обстояло с проверкой главков, сфер жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения. Отдельная группа КСК занималась жалобами и именовалась просто Бюро жалоб8, Бюро жалоб занимало в этом списке предпоследнее 22 место и по объему работы вряд ли чем-то уступало всем своим предшествующим группам. Но именно сюда стекались письма граждан, содержавшие описание наиболее злостных правонарушений.

Фактически постановления Политбюро от 25 и 28 февраля 1934 г. (об учреждении КПК и КСК) на долгие годы определили специфику и порядок политики государственного контроля в СССР. С течением времени менялись вывески над организациями, изменялась их взаимоподчиненность, но контроль оставался наравне с правительством главным мозговым центром строительства социально-экономических отношений в обществе. Вместе с этим на смену жалобе - основного

метода контроля и надзора - в 1920-х гг. приходит систематическая проверка всех советских предприятий и учреждений. В подтверждении данного предположения приведем слова М.И.Ульяновой (1878-1937 гг.), младшей сестры В.И.Ленина, члена ЦКК партии в НК РКИ, а с 1934 г. члена Комиссии Советского Контроля. М.И.Ульянова, заведуя Объединенным Бюро жалоб КСК, в сентябре 1934 г, столкнулась с волокитой в собственном ведомстве. Жалобы и заявления от граждан рассматривались по 3 и 5 месяцев. Чем больше посылали запросов с мест, тем меньше на них обращали внимания в центре9. Среди обнаруженных заявлений Марию Ильиничну потрясло письмо студентов, которые, доведенные до отчаяния бюрократическими отношениями руководства вуза, грозились покончить жизнь самоубийством, Вся беда была в том, что на протяжении нескольких месяцев рассмотрение студенческих заявлений «поручалось отдельным лицам как второстепенная дополнительная нагрузка». До тех пор, пока заявления не попали в руки М.И.Ульяновой, дело не сдвинулось с мертвой точки. Только после её вмешательства и постановления КСК о злоупотреблениях в отношении студентов необходимые материалы были опубликованы в печати, В те же самые дни М.И.Ульянова безуспешно пыталась прекратить волокиту в Сталинградском Крайисполкоме. Её отчаяние передают следующие строчки: «Несмотря на неоднократные проверки, проведенные Уполномоченным КСК и Бюро Жалоб, вскрывавшие плохую работу с жалобами, Сталинградский Крайисполком... отнесся формально и не организовал работу с жалобами в соответствии с постановлением ЦИК СССР от 27 апреля 1934 г. и ВЦИК от 1 июля 1934 г.»10.

То же самое повторялось по отношению к другим руководителям КСК в других краях и областях РСФСР. Кругом царила волокита и плохая организация работы по жалобам. Уполномоченные КСК на местах бездействовали11.

Ситуацию, сложившуюся вокруг деятельности Комитета Советского Контроля в 1934 - зимой 1935 гг., можно объяснить только слабостью прокурорского надзора на территории всего Союза. Именно поэтому Комитет был вынужден все время обращаться за помощью в газеты. Публичная огласка фактов, связанных с нарушениями законодательства, пугала бюрократов намного сильнее, чем вмешательство в их дела сотрудников КСК. Правительство обратило внимание на подобное стечение обстоятельств еще летом 1933 г., когда началась реорганизация работы советской прокуратуры12. Чтобы хоть как-то упорядочить работу Комитета и придать юридический вес этой организации, в июле 1935 г. совместно с Верховным Судом и Прокуратурой РСФСР правительство разработало «Структуру прохождения проверок жалоб». Отныне Объединённое Бюро жалоб подчинялось Наркомюсту, По времени такая реорганизация совпала со знаменитой

ПЕРЕСТРОЙКОЙ А.Я.Вышинского, которую тот осуществ-, лял в союзных и республиканских судах. Суть мероприятий А.Я.Вышинского, Прокурора СССР, - заставить уважать силу советского закона, который в общественном мнении за долгие годы войн, реформ и революционных преобразований превратился в нечто рекомендательное и необязательное к исполнению. Точно такую же точку зрения Андрей Януарьевич отстаивал на страницах журнала «Революционная законность» в 1930-х гг, и в одном из своих капитальных трудов «Теория судебных доказательств».

Непрерывное движение жалоб по Прокуратуре демонстрировало рост заинтересованности граждан в таком виде контроля. Согласно данным журнала «Революционная законность», начиная с 1924 г. количество жалоб, поступающих в органы прокуратуры, возрастает с 25,4 до 43,4% в год. Самыми актуальными и злободневными темами жалоб были соцстрах - 30%, административно-правовые нарушения руководителей - 28%, сельскохозяйственные (по причине коллективизации) - 24,5%13.

Постепенно в органах контроля стали обращать внимание на факты консолидации различных групп населения вокруг какого-либо вопроса, при этом представителей КСК, ОГПУ или суда воспринимали в качестве, если не врагов, то, по крайней мере, нежелательных свидетелей таких негласных "сговоров", В этом ракурсе жалоба как инструмент давления на руководителей или воздействия на учреждения приобретала совершенно иную направленность, Здесь ни СНК, ни Политбюро не могли ограничиться организацией и централизацией КСК или Объединенного Бюро,

Постановлением Совета Народных Комиссаров и Указом Президиума Верховного Совета 6 сентября 1940 г. было объявлено о создании союзно-республиканского Народного Комиссариата Государ-* ственного Контроля (НКГК), Появление НКГК в командно-административной системе приходится на предвоенный год, что свидетельствует о милитаризации советской экономики, Так, в задачи Наркомата Государственного Контроля входило обязательное осуществление строжайшего контроля «над учетом и расходованием государственных средств и материальных ценностей, находившихся в распоряжении государственных, кооперативных и других общественных организаций, учреждений и предприятий, а также проверка исполнения решений Правительства Союза ССР», Контроль обычно осуществляли через производство государственной ревизии, для чего при НКГК СССР были учреждены должности старших ревизоров и контролеров, которые непосредственно утверждались правительством14, Законодательная и нормативная база нового наркомата во многом совпадала со структурой НКВД15 с Аппарат НКГК состоял из наркома и его канцелярии, которой подчинялся главный контролер страны, затем следовали старшие контролеры и старшие ре-

визоры. В подчинении у старших ревизоров находились контролеры, а те, в свою очередь, руководили работой ревизоров,

Первой инициативой нового наркомата стало предложение о сокращении расходов как фонда капитального строительства, так и фонда заработной платы. Предполагалось, что сократить расходы помогут мероприятия, «направленные против бесхозяйственного расходования и прямого разворовывания государственных средств и материальных ценностей». При этом ни члены Политбюро, ни кто-либо из руководителей Наркомата госконтроля не видели ничего зазорного в том, что все мероприятия по сути своей превентивные, рассчитанные не на долгосрочное развитие экономики, а на быстрое пополнение государственного бюджета. Особое внимание в ЦК ВКП (б) придали сокращению расходов фонда заработной платы по следующим видам:

сокращение аккордных (по факту выполнения), сверхурочных, по соглашению, по трудовому договору, по счетам зарплат;

сокращение выплат за досрочное выполнение отчетов, за составление годовых и квартальных планов, за инвентаризацию, за освоение новых штатов;

сокращение зарплаты по совместительству; для плановиков и снабженцев исключить премиальные;

постоянное уточнение и сокращение расходов дирекции;

запрещение самовольного увеличения штатов без согласования с НКГК16,

Было это вызвано не столько широкой практикой «разбазаривания средств» на предприятиях, сколько подозрением, что самостоятельность в области начисления заработной платы приведет общественное мнение к более радикальным суждениям на местах. В первую очередь ЦК ВКП(б) опасался, что возможные суждения будут касаться вопросов бытового и коммунального обслуживания. Эти проблемы сильнее всех сплачивали рабочих и служащих одного предприятия в некий корпоративный коллектив, очень часто готовый анонимно, так сказать, "от всех" высказывать противоположные речи представителям обкомов. Обезличивание ЦК ВКП(б) в данном вопросе не случайно. Практически и Нарком правительства, и каждый секретарь ЦК отрицательно отреагировал бы на формирование кор-поративно-альтернативных представлений в общественном мнении СССР. Тем более, если бы это в конечном итоге привело даже к иллюзорной критике ВКП(б).

В связи с этим Оргбюро ЦК ВКП(б) рекомендовало НКГК усилить работу в области эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства предприятий: запретить предоставления бесплатного жилья, бесплатных коммунальных услуг, бесплатного пользования инвентарем и обязательно пересмотреть размер квартплат. Суммы

платежей должны были включать расходы на амортизационные и эксплуатационные отчисления, которые соответствовали заявленным цифрам в квартальном плане17, Это замечание имело прямое отношение к росту словесных недовольств в среде рабочих и служащих, занимавших ведомственное жильё, Дело в том, что не все работавшие на фабриках и заводах, платили одинаковые квартплаты. Некоторые сотрудники пользовались негласными льготами по найму жилья, что становилось возможным только при личных, даже доверительных отношениях с администрацией предприятия. Естественно, это вело к росту недоверия, которое высказывало большинство рабочих и служащих. Аналогичные разговоры велись полушепотом, и те, кто их вел, не желали критиковать партию или ЦК в целом. Тем не менее, разговоры недовольных коммунальными платежами людей были и с ними приходилось считаться. Для прекращения циркуляции в общественном мнении такого рода слухов, ЦК ВКП(б) предложил Наркомату Госконтроля провести проверки фонда заработной платы с тем, чтобы выявить значительные резервы, Базируясь на материалах такой проверки, ЦК хотел разделить трудящихся по категориям оплаты труда и сделать это сверху, минуя наркомовские, заводские и

фабричные конторы на местах, Осуществлению такого плана помешала Великая Отечественная война.

1 ГАРФ, ф. Р-374, справка по описям.

2 II «Революционная законность». - 1929, - № 15-18. -С. 6-7.

3 Объединенное бюро жалоб НКРКИ СССР и РСФСР. М

- Л„ 1930 - С. 3.

4 Там же, с. 12.

5 А, Греков, В Киселев, Опыт борьбы с бюрократами, ГИЗ, 1930.

6 РГАСПИ, ф. 17, оп. 3, д. 907, л. 5, 10.

7 РГАСПИ, ф. 17, оп. 3, д. 940, л. 59-63.

8 Там же, л. 62 об. - 63.

9 ГАРФ, ф. Р - 7511, оп. 1, д. 75, л. 9.

10 Там же, л. 18-19,

11 Там же, д. 143, л. 10,

12 РГАСПИ, ф. 17, оп. 3, д. 925, л. 47.

13 II «Революционная законность». - 1929. - № 15-18.

- С, 8. Подсчитано автором.

14 ГАРФ, ф, Р - 8300, оп. 9, д. 16, л. 2-5.

15 Там же, л. 7.

16 Там же, л. 2-6.

17 Там же.

А.А.Кузьмичева, A.B.Неретин

Аксиологические основания предпринимательской деятельности (на примере развития современных технологий золотодобычи)

... Зато читал Аламо Смита и был глубокий эконом, То есть умел судить о том, как государство богатеет, И чем живет, и почему не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Отец понять его не мог и земли отдавал в залог...

A.C. Пушкин

Взгляд в прошлое, настоящее и будущее золотодобычи. Золото - драгоценный металл, экономическое значение которого состоит в том, что он на протяжении длительных экономических периодов выступал в роли денежного товара, образуя наряду с другими металлами, а позднее монопольно основу денежных и валютных систем. Золото употреблялось в качестве денег еще за 1500 лет до н.э. в Китае, Индии, Египте и государствах Месопотамии1, и в 8-7 вв, до н.э. в

1 «...- Я сказал, что финикиянин за один золотой талант, отданный взаймы, берет две меры земли с населением в тридцать два человека в аренду на три года. Посмотрите, какой участок земли и как много людей. А теперь взгляните сюда. Вот этот

кусок золота, меньше куриного яйца, это талант. Представляете ли вы себе, святые отцы, всю подлость финикиян, ведущих подобную торговлю? Этот жалкий кусок золота не обладает никакими ценными качествами: просто желтый тяжелый металл, который не ржавеет, - вот и все. Человек не оденется в золото и не утолит им ни голода, ни жажды. Если бы у меня была глыба золота величиной с пирамиду, я все равно был бы таким же нищим, как ливиец, кочующий по западной пустыне, где нет ни фиников, ни воды. И за кусок такого бесполезного металла финикиянин берет участок земли, который может прокормить и одеть тридцать два человека, а вдобавок берет и самих этих людей. В продолжение трех лет он пользуется трудом людей, которые умеют обрабатывать и засевать землю, собирать зерно, изготавливать муку и пиво, ткать одежды, строить дома и выделывать мебель. В то же время фараон или номанарх лишен на три года услуг этих людей. Они не платят ему податей, не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.