Научная статья на тему 'Зерновое производство России в условиях ВТО'

Зерновое производство России в условиях ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВТО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЗЕРНОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПОСЛЕДСТВИЯ / УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / GRAIN MANUFACTURE / WTO / EFFICIENCY / CONSEQUENCES / CONDITIONS OF PARTICIPATION / THE STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полянская Наталья Александровна, Полянский Михаил Владимирович

в статье рассмотрены основные условия, преимущества и проблемы, с которыми столкнутся отечественные зернопроизводители в связи с новыми условиями работы, связанными с требованиями всемирной торговой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAIN MANUFACTURE OF RUSSIA IN CONDITIONS OF WTO

In the article the basic conditions, advantages and problems with which it collided domestic grain producers in connection with the new operating conditions connected with requirements of worldwide trading organi-zation are considered

Текст научной работы на тему «Зерновое производство России в условиях ВТО»

УДК 338.43

Н. А. ПОЛЯНСКАЯ, М. В. ПОЛЯНСКИЙ

ЗЕРНОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВТО

Ключевые слова: ВТО, государственная поддержка, зерновое производство, последствия, условия участия, эффективность.

Аннотация: в статье рассмотрены основные условия, преимущества и проблемы, с которыми столкнутся отечественные зернопроизводители в связи с новыми условиями работы, связанными с требованиями всемирной торговой организации.

Одним из наиболее обсуждаемых вопросов в современных условиях является участие России во Всемирной торговой организации. Многие эксперты и аналитики продолжают обсуждать и прогнозировать, что приобретает Россия и сколько она за это заплатит. Вступление России в ВТО необходимо рассматривать как результат нахождения баланса между преимуществами и недостатками от членства в торговой организации.

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО длился на протяжении 18 лет и 16 декабря 2011 г. Всемирная торговая организация официально приняла условия, предложенные Россией. 22 августа 2012 г. РФ юридически стала полноправным 156-м участником ВТО. Во многом это обусловлено тем, что современная российская экономика может эффективно развиваться только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг, правила игры, на котором определяются при решающей роли Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей более 150 государств и покрывающей более 95 % оборота мировой торговли.

Особенно актуальным является вопрос о том, каким образом отреагируют на вхождение в ВТО отдельные отрасли экономики. Ожидается, что многие сектора экономики останутся фактически нетронутыми, в то время как в других произойдут кардинальные перемены. К последним, в частности, относятся два наиболее уязвимых в сложившихся условиях сектора сельского хозяйства - производство свинины и выращивание зерновых культур.

Основными преимуществами от вступления в ВТО для российской зерновой отрасли являются:

© Полянская Н. А., Полянский М. В.

- получение лучших в сравнении с существующими условий для доступа российского зерна и продуктов его переработки на иностранные рынки;

- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО;

- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Безусловно сильной стороной отечественного зернопроизводства в современных условиях является огромный потенциал использования земельных ресурсов. Тогда как слабых сторон намного больше:

- низкий уровень применяемых технологий и техники и, как следствие, более высокий уровень себестоимости по сравнению с зарубежными конкурентами;

- дефицит рабочей силы, особенно квалифицированных кадров, вызван финансовой непривлекательностью и непопулярностью отрасли;

- слабая развитость и нестабильность рынков сельхозпродукции, в частности, сильное отставание внутренних цен на зерно от мирового уровня.

Переговоры по обязательствам в области сельского хозяйства являлись одним из основных направлений переговорного процесса в рамках присоединения России к Всемирной торговой организации. Особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе определяет Соглашение по сельскому хозяйству. Соглашение регулирует три блока вопросов:

1. Возможности доступа на отечественный рынок импортных товаров. В частности, сокращение импортных пошлин на ряд чувствительных видов продовольствия: живые свиньи, мясо свиней свежее и мороженое, молоко (прежде всего, сухое) и сливки сгущенные, сыры, рис, масло пальмовое, колбасы (прежде всего, сырокопченые). Импортная пошлина на зерновые культуры после вступления России в ВТО не изменится и составит 5 %. Сохранится и пошлина на ввоз муки 10 %, кроме рисовой муки, пошлина на которую так же, как и на рис,

снизится с сегодняшних 0,12 евро за 1 кг до 15 %, но не менее

0,045 евро за 1 кг.

2. Внутренняя поддержка сельского хозяйства, которая, в соответствии с принципами ВТО, дифференцирована по трем группам; а также снижение лимитируемого уровня поддержки сельхозпроизводителей до 9,0 и далее до 4,4 млрд $. Внутренняя поддержка сельхозпроизводителей в рамках ВТО разделяется на три типа, получивших название «корзин», в зависимости от степени искажающего воздействия на торговлю: желтая, зеленая и голубая.

В «зеленую корзину» входят меры поддержки, не оказывающие искажающее воздействие на торговлю, то есть на рынок, или оказывающие минимальное воздействие, например: поддержка на развитие инфраструктуры, на научные исследования, на подготовку кадров, на программы страхования урожая, программы региональной помощи, а также не связанная с производством поддержка доходов сельхозпроизводителей. Меры «зеленой корзины» могут применяться без ограничений.

В «желтую корзину» входят меры, искажающие рынок. Их начальный, конечный размер и темп сокращения до согласованного уровня обсуждаются в ходе переговоров. К «желтой корзине» относятся: ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация затрат на горючее и смазочные материалы, удобрения, другие материально-технические ресурсы, списание долгов, другие, не вошедшие в «зеленую корзину» меры поддержки. Обязательства по мерам «желтой корзины» фиксируются для каждого члена ВТО в перечне в виде агрегированных мер поддержки.

«Голубая корзина» включает меры субсидирования, направленные на ограничение производства сельскохозяйственной продукции. Эти меры не подлежат обязательному сокращению, если выплаты привязаны к фиксированным площадям и урожаю или к фиксированной численности поголовья.

Вместе с тем существует исключение из этих правил регулирования, которое позволяет не включать в лимитированные меры поддержки субсидии, не превышающие 5 % стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции. Оно называется правило Де Минимис.

3. Запрет на экспортные субсидии. Основными крупными странами — потребителями российского зерна по-прежнему являются Египет (отгружено 1,4 млн тонн пшеницы), Турция (1,4 млн тонн пшеницы), Иран (0,6 млн тонн пшеницы), Саудовская Аравия (0,5 млн тонн ячменя). Всего на 10 октября объем экспорта отечественного зерна составил 8,1 млн тонн.

По мнению многих экспертов, такие условия фактически погубят российское зерновое производство, поскольку отечественные производители, и так находящиеся в тяжелых условиях, вынуждены будут выдерживать конкуренцию с крупными зарубежными агрохолдингами, в руках которых сконцентрированы значительные производственные мощности и ресурсы, за счет которых они имеют возможность грамотно оптимизировать свои издержки и фактически предлагать потребителям продукцию высокого качества, по относительно низким ценам.

При этом многие опасения, которые высказываются по вопросу участия России в ВТО, по существу не связаны со вступлением в данную организацию. Так, за 18 лет переговоров с ВТО России так и не удалось повысить конкурентоспособность отечественного зернового производства. В частности, за последние 4 года резко вырос уровень закредитованности подавляющего большинства зернопроизводителей страны. Это подтверждает тот факт, что к середине 2012 года в бюджетах многих регионов был исчерпан годовой лимит средств, предназначенных для субсидирования ставок по банковским кредитам для сельхозпроизводителей. При этом практически полностью освоен объём средств, предназначенных для этой цели в федеральном бюджете. Острая нехватка оборотных средств вынуждает хозяйства реализовать продукцию по ценам ниже себестоимости. В последние годы рентабельность зернового производства с учетом субсидий составляет примерно 10—15 %, снижение импортных таможенных пошлин в соответствии с условиями ВТО, по грубым оценкам, означает падение рентабельности до 5 %. Растущее бремя долгов снижает привлекательность сельхозпроизводства. Более того, утрачиваются финансово-экономические возможности для сохранения, тем более расширения, объёмов посевных площадей.

Поэтому улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности, государственная поддержка зернового производства и в целом аграрного сектора - эти вопросы должны быть решены вне зависимости от членства России во Всемирной торговой организации.

Начиная переговоры о присоединении к ВТО, Россия определила уровень поддержки сельского хозяйства в 89 млрд долл. (среднегодовой уровень субсидий в 1989—1991 гг.). Затем наша делегация последовательно «сдавала» первоначальные позиции сначала до 36 млрд долл., позднее - до 16 млрд долл. В итоге уровень допустимых субсидий определен в сумме 9 млрд долл., а к 2017 г. должен быть снижен до 4,4 млрд долл. При этом в 2011 г., по официальным данным, в России на поддержку сельского хозяйства государством было выделено

125 млрд руб., т. е. чуть более $4 млрд В итоге на 1 гектар пашни в России выделяется в 40 раз меньше средств, чем в Евросоюзе, и в 15—17 раз меньше, чем в США. Поэтому вопрос о снижении уровня поддержки АПК в условиях ВТО абсолютно неправомерен.

Рисунок 1 - Уровень поддержки сельхозтоваропроизводителей, центов (в пересчете на 1 $ произведенной продукции)

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что основной риск, связанный с участием России в ВТО, это усугубление уже существующих системных проблем в зерновом хозяйстве России. Не проведя модернизацию отечественного сельскохозяйственного зернового производства в современных условиях, мы рискуем не осуществить ее еще очень долго, что осложнит решение задачи обеспечения продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны. Особенно важно, как можно скорее, до окончания переходного периода и вступления в силу всех обязательств ВТО, создать необходимые условия для скорейшего перевода отрасли на новую технологическую основу повышения ее конкурентоспособности, а следовательно, обеспечить полноценное государственное финансирование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зерновая отрасль России в ВТО. http://grun.ru/

2. О рисках и угрозах обеспечения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства в условиях присоединения России к ВТО.

Совместный доклад ГНУ ВНИИЭСХ и экономических институтов. http://www.vniiesh.ru/

3. Перспективы производства зерна в России до 2020 года. http ://agroprim. com/

4. Суслов С. А. Законы растениеводства и земледелия / Вестник НГИЭИ. 2012. № (18). С. 119 - 130.

GRAIN MANUFACTURE OF RUSSIA IN CONDITIONS OF WTO

Keywords: grain manufacture, WTO, efficiency, consequences, conditions of participation, the state support

Annotation. In the article the basic conditions, advantages and problems with which it collided domestic grain producers in connection with the new operating conditions connected with requirements of worldwide trading organization are considered

ПОЛЯНСКАЯ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА - к.э.н., преподаватель кафедры экономики и статистики, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).

POLYANSKAYA NATALIA ALEKSANDROVNA - the candidate of economic sciences, the teacher of the chair of economics and statistics, the Nizhniy Novgorod state engineering-economic institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]).

ПОЛЯНСКИЙ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ - старший преподаватель кафедры информационных систем и технологий, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).

POLYANSKIY MICHAEL VLADIMIROVICH - the senior teacher of the chair of informational systems and technologies, the Nizhniy Novgorod state engineering-economic institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.