Научная статья на тему 'Зеркальные вещи и их пространственные отношения в натюрмортах К. С. Петрова-Водкина'

Зеркальные вещи и их пространственные отношения в натюрмортах К. С. Петрова-Водкина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
354
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАТЮРМОРТ / ПЕТРОВ-ВОДКИН КУЗЬМА / ЗЕРКАЛЬНЫЕ ВЕЩИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зеркальные вещи и их пространственные отношения в натюрмортах К. С. Петрова-Водкина»

Список источников и литературы

1. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения // Диалектика общения.

Гносеологические и мировоззренческие проблемы. - М.: ИФАН СССР, 1987.

2. Жиленко М.Н. Танец как форма коммуникации в социокультурном пространтсве:

Дис... канд. культ. Наук. - М., 2000. - 191 с.

3. Ионин Л.Г. Восстание меньшинств. - СПб: Университетская библиотека, 2013. - 240с.

4. Френсис Фукуяма. Великий разрыв. - М: АСТ, 2008. - 480 с.

5. Худеков С.Н. Искусство танца: история. Культура. Ритуал. - М: Эксмо, 2010. - 564 с.

6. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического

исследования системы 1986-1989 гг. - СПб: Наука, 1993. - 340 с.

Василишен А.А., философско-социологический факультет ПГНИУ Научный руководитель: д.ф.н., профессор В.Н. Железняк

Зеркальные вещи и их пространственные отношения в натюрмортах К.С. Петрова-Водкина

Для Кузьмы Петрова-Водкина натюрморты не сразу стали центральной темой его творчества. Художник приходит к этому жанру только в 1918-1920 годах, когда расцвет этого направления уже обозначили многие отечественные художники и сверстники Петрова-Водкина в начале XX века, но особый дух и индивидуальные черты художественного мышления отличали Кузьму Петрова-Водкина от других мастеров этого жанра.

Для интерпретации возьмем, например, «Натюрморт с зеркалом» (Петров-Водкин, 1919), но перед тем, как начать анализ, разберемся, что значит для нас слово «натюрморт». Значение этого слова хранится уже в самом его названии. «Мертвая природа» (натюрморт: фр. nature morte «мёртвая природа») вещей, «которые актом творения художника обретают новую жизнь в контексте холста. Натюрморт лишает вещи их привычного окружения с единственной целью дать им новую жизнь в живом образе мертвой природы» (Мордовцева, 2006). Вещь рождается вновь и погружается в другое бытие, попадает в новый контекст и среду, где художник воскрешает вещь и делает ее частью своего творения, где предметность вещи уже неотделима от холста.

В случае с Кузьмой Петровым-Водкиным и его «Натюрмортом с зеркалом» мы видим непритязательный набор вещей: чайная ложка, лист потрепанной белой бумаги, небольшое зеркало в раме и стеклянный цилиндр, напоминающий чернильницу, все эти вещи лежат на поверхности стола, который находится в странной, наклонной перспективе. Деталей, изображенных на полотне, совсем немного, но глубокий смысл чувств и тонкость в изображении предметов выразительны до предела.

Зеркальные и стеклянные предметы встречаются почти во всех натюрмортах Петрова-Водкина. Автор, вводя эти вещи в свои творения, погружается в свой собственный анализ предметов, которые посредством падающих лучей света и отражений раскрывают для автора новое знание об

этих вещах. Петров-Водкин изучает новые для себя особенности и качества вещей в зеркальных поверхностях. Мы можем воспринимать вещи во всех отношениях, которые были нам непонятны и невидимы. Через сложные взаимодействия отблеска и света нам открывается новый взгляд на предметы, в данном случае, на чернильницу и зеркало. Зеркало - мистический и таинственный образ этого натюрморта - изображено будто бы стоящим на ребре и отбрасывающим неясную и непостижимую тень. Петров-Водкин позволяет взглянуть на него с невидимого ракурса и с необычной стороны. Геометричность пространства, темнота простора отражаются в зеркале. Обыденность этого предмета не раскрывает истинное знание и впечатление о нем. Только в творении художника нам открывается вся подлинность пространства и цвета изображенного зеркала, а в следствии - и единое представление о вещи.

Для наглядного и иллюстративного примера обратимся к другой, не менее живописной, картине Петрова-Водкина «Натюрморт с письмами» (Петров-Водкин, 1926), написанной в 1925 году. На ней мы вновь замечаем зеркальные и стеклянные предметы: стакан с водой, чайная ложка и зеркальная грань, на которой располагаются остальные вещи. Изображено несколько предметов, которые, за счет отражающей поверхности, являют нам свою скрытую сторону и дают художнику возможность разнообразно играть со световыми бликами. Кузьма Сергеевич на этом натюрморте изображает еще более сложную, по моему мнению, игру отражений и отблесков вещей. Художник дает возможность посмотреть на знакомые и привычные нам предметы в очень неожиданном и тонком видении. Эти образы бытийствуют в себе, в чистой и вечно-таинственной минорной окраске (Хайдеггер, 1993, 47-120). Потрепанные и изорванные письма, прозрачная вода в стакане, преломляющая пространство, ведущее во тьму. Особая конкретность и наличность изображаемых предметов явлены нам в определенном порядке. Все они взяты с высокой точки зрения, в искаженной перспективе, в единых пространственных отношениях, простых по своей сущности, но неоднозначных и порой тайных взаимодействиях, как и все в творчестве Кузьмы Петрова-Водкина.

Список источников и литературы

1. Т.В. Мордовцева. Натюрморт языка философии [Электронный ресурс] // 'AvQpronoXoyia. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/mordov/ stilllife.html# top (дата обращения: 7.01.2006).

2. Натюрморт с зеркалом. К.С. Петров-Водкин // 1919. Х.М. 50х69. Нац. гал. Армении, Ереван.

3. Натюрморт с письмами. К.С. Петров-Водкин // 1925. Х.М. 42х53.

4. Хайдеггер М. Исток художественного творения. // Работы и размышления разных лет. -М.: Гнозис,1993. - С. 47-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.