Научная статья на тему 'Земское самоуправление и вопросы политического воспитания граждан в условиях революции 1917 г. (на материалах Пермской губернии)'

Земское самоуправление и вопросы политического воспитания граждан в условиях революции 1917 г. (на материалах Пермской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
375
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЗЕМСТВО / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПЕРМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ЛОКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / POLITICAL EDUCATION / ZEMSTVO / LOCAL SELF-GOVERNMENT / PERM PROVINCE / LOCAL HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тетерин Вадим Игоревич

В статье рассматривается деятельность Пермского губернского земства по политическому воспитанию населения. В существующей на сегодняшний день обширной историографии местного самоуправления имеются лишь отдельные отрывочные сведения о роли земства в политическом просвещении населения. Необходимость проведения специальной работы по политическому просвещению широких народных масс стала ощущаться вскоре после февральских событий 1917 г. В очень короткие сроки земства смогли значительно повлиять на ситуацию в губернии. Программа земства по политическому воспитанию масс положила начало формированию правового сознания населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local self-government and problems of political education of citizens in 1917's revolution (on the materials of the Perm province)

The article reviews the work of the Perm province Zemstvo on political education of the population. The existing extensive historiography of local government have only a few information about the role of the Zemstvo in political education of the population. The need for special work on the political education of the population began to be felt long after the events of February 1917 in a very short time Zemstvo could significantly affect the situation in the province. Zemstvo program for political education of the masses started the formation of the legal consciousness of the population.

Текст научной работы на тему «Земское самоуправление и вопросы политического воспитания граждан в условиях революции 1917 г. (на материалах Пермской губернии)»

2. Народное хозяйство Омской области в одиннадцатой

пятилетке. — Омск, 1986. — С. 38.

3. Народное хозяйство Томской области за 1976 — 1980 годы. — Новосибирск, 1982. — С. 20.

4. Кемеровская область в цифрах (1965—1975 гг.). — Кемерово, 1977. — С. 43.

5. Кемеровская область в цифрах (1975— 1985 гг.). — Кемерово, 1987. - С. 36, 52.

6. Народное хозяйство Новосибирской области за 19711975 гг. - Новосибирск, 1976. - С. 47.

7. Народное хозяйство Новосибирской области за 19811985 гг. - Новосибирск, 1986. - С. 25.

8. Тюменская область в цифрах. — Тюмень, 1994. — С. 183.

9. Народное хозяйство Тюменской области за 70 лет. — Тюмень, 1987. - С. 54.

10. Народное хозяйство РСФСР в 1985 году : стат. сб. — М., 1986. - С. 159, 163.

11. Крестьянство и сельское хозяйство Сибири (19601980-е гг.). - Новосибирск, 1991. - С. 101.

12. Орлов, Д. С. Аграрный сектор Алтайского края во второй половине 70-х-первой половине 80-х годов ХХ века / Д. С. Орлов. - Бийск, 2007. - С. 42.

13. ГАНО Ф. П-4. Оп. 34. Д. 902. Л. 24.

14. ГАРФ Ф.А. - 616. Оп. 3. Д. 4186. ЛЛ. 95-97.

15. ЦДНИ ТО Ф. 252. Оп. 3. Д. 53. ЛЛ. 6-18.

16. ГИАОО Ф. 17. Оп. 1А. Д. 314. ЛЛ. 29, 71; Д. 665. Л. 15.

17. ГАРФ Ф.А. - 616. Оп. 3. Д. 630. ЛЛ. 31, 104.

18. ГИАОО Ф.Р. - 1699. Оп. 1. Д. 3659. ЛЛ. 1-3.

19. РГАЭ Ф. - 7486. Оп. 40. Д. 231. Л. 60.

20. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1978. - Т. 12. - С. 274-289.

21. ГАРФ Ф. А. - 616. Оп. 9. Д. 1356. Л. 82, 180-183.

22. ГБУТО ГАТО Ф.Р. 1495. Оп. 1. Д. 1223. Л. 75.

23. Орлов, Д. С. Аграрный сектор Новосибирской области в середине 1950-х - первой половине 1970-х гг. / Д. С. Орлов, С. Н. Андреенков. - Бийск, 2010. - С. 61.

24. ГАКО Ф.П. - 75. Оп. 45. Д. 35. Л. 17; Л. 23.

25. ЦДНИ ТО Ф. 607. Оп. 31. Д. 340.

26. ГААК Ф.Р. 569. Оп. 13. Д. 6677. ЛЛ. 67-68.

27. ГАСПИТО Ф.П. 124. Оп. 1. Д. 6757. ЛЛ. 1-12.

28. ГАНО Ф.П.- 4. Оп. 96. Д. 202. ЛЛ. 13-22.

29. ГАРФ Ф.А. - 616. Оп. 9. Д. 6504. Л. 80.

30. Сельское хозяйство СССР. - М., 1988. - С. 466.

31. Ильиных, В. А. Сельское хозяйство Сибири в XX веке: поиск модели устойчивого развития / В. А. Ильиных // Сибирь: проекты XX в. (начинания и реальность) : моногр. // А. А. Долголюк [и др.]. - Новосибирск, 2002. - С. 230-295.

ОРЛОВ Дмитрий Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории и права, заместитель декана по учебной работе факультета истории и права.

Адрес для переписки: orlovd2010@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.01.2013 г.

© Д. С. Орлов

УДК 94(47) 084.3 в. И. ТЕТЕРИН

Пермская государственная сельскохозяйственная академия

ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ВОПРОСЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.

(НА МАТЕРИАЛАХ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ)

В статье рассматривается деятельность Пермского губернского земства по политическому воспитанию населения. В существующей на сегодняшний день обширной историографии местного самоуправления имеются лишь отдельные отрывочные сведения о роли земства в политическом просвещении населения. Необходимость проведения специальной работы по политическому просвещению широких народных масс стала ощущаться вскоре после февральских событий 1917 г. В очень короткие сроки земства смогли значительно повлиять на ситуацию в губернии. Программа земства по политическому воспитанию масс положила начало формированию правового сознания населения.

Ключевые слова: политическое просвещение, земство, местное самоуправление, Пермская губерния, локальная история.

Построение в современном правовом государстве гражданского общества является на сегодняшний день одной из приоритетных задач развития России. В условиях укрепления государственной вертикали власти огромное значение приобретают взаимоотношения местного самоуправления и центральной власти. Обратная связь между властными структурами, местным самоуправлением и гражданским обществом страны существенно оптимизируется в условиях осуществления в масштабах страны прог-

раммы по политическому воспитанию населения. Радикальные общественно-политические изменения, проходившие в России в конце ХХ в., поставили вопросы политического воспитания и просвещения масс в ряд наиболее обсуждаемых в обществе.

В этой связи представляется актуальным обращение к истории возникновения и реализации идеи политического воспитания населения в начале ХХ в. Наиболее показательным в этом отношении представляется период коренной ломки политической

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

системы в России (1917 г.). Вопросами политического просвещения населения в тот период начали заниматься различные организации — политические партии, Советы и т.д. Официальные мероприятия просвещения по политическим вопросам Временное правительство проводило в основном через органы местного самоуправления.

В первые годы Советской власти появляются работы, в которых лишь упоминается деятельность земств, как правило в негативном смысле [1-4]. Новый этап в изучении проблем, связанных с деятельностью местного самоуправления, в советской историографии начинается в 60-е гг. ХХ века, и развивается в 70-е - 80-е гг. [5-7]. С 1990-х гг. в отечественной историографии земств начался новый период. Появились работы, посвящённые проблемам взаимоотношения местного самоуправления и органов государственной власти. Уход от идеологического единообразия позволил исследователям увеличить круг изучаемых проблем, расширить методологическую базу исследований [8-10].

Вместе с тем за всё время изучения земств не появилось ни одной работы, где была бы подробно проанализирована роль местного самоуправления в политическом воспитании населения. В указанных работах встречаются лишь отдельные упоминания об этом виде деятельности земств.

Объяснить это можно тем, что большая часть исследований посвящена периоду становления и развития местного самоуправления 1864- 1917 гг. Крайне важное для земств время в 1917 г., когда они стали играть весьма значимую роль в политической жизни страны, в историографии отражён слабо. В тех же немногих работах, так или иначе затрагивающих этот период, вопросы политического воспитания населения, решением которых впервые стало заниматься именно земское самоуправление, также практически не раскрыты. За весь период изучения земства вышло лишь несколько работ, в которых сделана попытка анализа деятельности по политическому воспитанию.

Впервые эта тема была поднята в статье В. Ф. Абрамова [11]. Автор попытался охватить всю просветительскую деятельность земства в период с 1864 г. по 1917 г. в масштабах всей страны. Основная часть статьи посвящена дореволюционному периоду существования местного самоуправления. В. Ф. Абрамов смог систематизировать всю просветительскую деятельность земств в стране. Однако период политической активности земцев при Временном правительстве практически не нашёл отражения в статье. Приводятся лишь отрывочные данные по 1917 г., в основном по тем видам деятельности, которые продолжались и после революции. Новые направления деятельности в области политического просвещения не нашли отражения в исследовании В. Ф. Абрамова. Во многом это связано с тем, что автор не ставил перед собой задачи специального исследования политического воспитания, а рассматривал культурнопросветительские мероприятия земства.

Вновь тема политического воспитания была поднята в статье известного российского историка земства Г. А. Герасименко в коллективном обобщающем труде «Земское самоуправление в России 18641918 гг.» [12]. В исследовании отдельная глава была посвящена роли земства в революционных событиях 1917 г. Автор пишет о значительной политизации просветительской деятельности органов местного самоуправления. Описаны некоторые мероприятия по политическому воспитанию масс (пропаганда

через народные дома, передвижные библиотеки). Однако в работе не выделена отдельно деятельность по политическому воспитанию, не упорядочены все мероприятия в данном направлении. Поскольку работа носит обобщающий характер, автор даже не затрагивал региональный аспект.

Попытка отразить региональные особенности политического просвещения населения, проводимая земством в 1917 г, была сделана в диссертации И. В. Семенченко [13]. Заявленная тема не позволила автору отразить особенности всех губерний Урала, основная часть диссертации построена на материалах Оренбурга. Политическое воспитание населения в диссертации показано как хаотичная, бессистемная деятельность, которая в разных губерниях имела аналогичный характер. Основные мероприятия земства (народные курсы, лекции, чтения) описаны на материалах одной губернии, а вывод делается в целом по Уралу. Библиотеки и избы-читальни в диссертации лишь упоминаются. Часть мероприятий по политическому воспитанию вообще не нашла отражения в диссертации.

Таким образом, по данной проблеме до сих пор нет специальных исследований, раскрывающих особенности политического воспитания, как на общероссийском уровне, так и на региональном. В существующей на сегодняшний день обширной историографии местного самоуправления имеются лишь отдельные отрывочные сведения о роли земства в политическом просвещении населения.

Необходимость проведения специальной работы по политическому просвещению широких народных масс стала ощущаться вскоре после февральских событий 1917 г. В Пермской губернии вопрос о подготовке к выборам в Учредительное собрание и политическому воспитанию народных масс был поднят земствами в рамках 60-й чрезвычайной сессии (1-9 марта 1917 г.) [14, с. 115-116]. Органы местного самоуправления брали на себя функцию информирования и разъяснения населению сути событий, касающихся политической жизни страны.

В дальнейшем вопросы политического воспитания населения губернии регулярно поднимались на земских заседаниях. Особое внимание данному вопросу было уделено во время заседаний 61-й и 63-й чрезвычайной сессии [14, 15].

Была утверждена программа ознакомления населения со свершившимися событиями. Для этого Губернская земская управа публиковала брошюры, листовки, организовывала в различных населенных пунктах губернии публичные чтения, приглашала лекторов и т.д. В целях координации всех мероприятий при Пермском губернском земстве был создан Объединённый комитет по политическому воспитанию населения. Кроме представителей земств в заседаниях комитета принимали участие делегированные члены Исполнительного комитета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, Крестьянского союза, объединённых кооперативных организаций. Таким образом поддерживалась связь земских деятелей со всеми существующими в губернии организациями.

Аналогично обстояла ситуация и на уездном уровне. В уездных центрах для претворения в жизнь политики губернского земства собирались съезды с привлечением всех местных организаций. Так, в конце марта 1917 г. в Оханске состоялось первое уездное народное земское собрание (Съезд земских гласных с участием приглашённых представителей других организаций, приглашён был и представитель от Уральского Совета солдатских и рабочих депутатов)

[16, 1917. — 11 апреля. — С. 28]. На собрании прозвучали призывы к ещё более плодотворной работе по решению главной задачи — «единению и закреплению нового порядка». А гласные Пермского уездного земства в апреле 1917 г. приняли следующее постановление: «Земство должно ставить своей задачей совершенно объективное ознакомление населения с вопросами, знание которых необходимо для гражданина правового государства» [17, с. 72].

Необходимо отметить, что деятельность земства в сфере политического воспитания широких масс населения сильно зависела от общероссийской политической конъюнктуры. Информация, поступавшая в народ, преследовала цель «разъяснить необходимость поддержки Временного правительства» и, соответственно, должна была показать особое положение земств.

На организацию работы по политическому воспитанию населения губернским земством по решению, принятому на заседании 60-й чрезвычайной сессии Пермского губернского земского собрания, было выделено 50 000 рублей. В последующих заседаниях были приняты постановления увеличить сумму ассигнований до 120 000 рублей, разделив их в равных долях между всеми уездами губернии. Кроме того, сами уезды также выделяли средства из своего бюджета. Так, например, Пермское уездное земское собрание постановило выделить 12000 рублей на просветительскую деятельность и дополнительно Исполнительному комитету Союза земских служащих 5000 рублей на пропаганду [18, с. 72 — 73].

Принятые на первых земских сессиях положения о разъяснении населению сложившейся обстановки сразу начали воплощаться в жизнь. Базой для их реализации стали организационные структуры, находившиеся в подчинении земства. Прежде всего, это периодическая печать и система образования. Выделенные средства местное самоуправление расходует на проведение разъяснительной работы среди населения, для подготовки выборов в Учредительное собрание. Информация помещается на страницы официального издания земства — газеты «Пермская земская неделя».

Особо важная роль прессы была выявлена в ходе летней подготовки к выборам в органы местного самоуправления по новым правилам. Главная цель этих выборов — создание нового земства, которые бы максимально отражали интересы народа. Процесс демократизации земств, который начался сразу после падения самодержавия, перешёл в решающую фазу. По итогам выборов кардинально поменялся состав земства и городских дум: решающую роль в большинстве органов местного самоуправления играли теперь социалисты-революционеры.

В августе 1917 года Временным правительством продолжается работа по подготовке выборов в Учредительное собрание. Пермский губернский комиссар получает телеграмму из центра об открытии Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии [19, л. 3 — 3об)]. На местах предполагалось создание окружных комиссий.

Все действия органов местного самоуправления по подготовке выборов детально описывались в прессе. С лета 1917 г. на страницах земской печати начинают публиковаться статьи и заметки об Учредительном собрании. «Пермская земская неделя» пытается разъяснить основные положения о выборах, публикует информацию о деятельности Временного правительства в этом направлении и, что самое важное, программы всех политических партий, в том числе

и социал-демократов [16, 1917. — 9 июля. — С. 42 — 43]. Демократизация земств и преобладание в их рядах социалистов нашла своё отражение и в программе просвещения народа. Осенью в Пермской земской неделе начинают публиковаться выдержки и даже целые статьи из социалистических газет — «Власть народа», «Воля народа» и др. Кроме того, информация распространялась через публикуемые листовки, воззвания.

В сентябре Пермским земством было опубликовано положение о выборах в Учредительное собрание [20, л. 1—36 об]. Согласно ему Пермская губерния выделялась в отдельный округ. По окончании подготовительной работы в октябре были вывешены на всеобщее обозрение для ознакомления граждан списки кандидатов от разных групп и партий. Начали публиковаться избирательные записки по Пермскому округу [16, 1917. — 24 октября. — С. 1—4].

Другой структурой, на которую опиралось земство в деле политического просвещения населения, стала система культурного просвещения. Уже существующая сеть библиотек была значительного расширена. Земства стали заполнять их прежде всего политической литературой. При активной поддержке уездного земства в г. Оса был открыт научно-образовательный музей [16, 1917. — 2 апреля. — С. 42]. Уже 1 марта 1917 г. в здании музея состоялось заседание редакционной комиссии по поводу издательской деятельности музея. С этой же целью была развёрнута сеть изб-читален. Например, Пермская уездная управа постановила открыть библиотеки при всех школах и в селениях с числом дворов больше 20. Для инородцев открывались библиотеки на родном языке. Появились передвижные «летучие» библиотеки [18, с. 74].

Новой сферой деятельности земств становится проведение политической просветительской деятельности в культурно-просветительских центрах — «народных домах». Идея их создания возникает ещё до революции, но воплотить её в жизнь земствам удалось лишь в рамках программы политического воспитания населения в 1917 г. Например, городская управа г. Перми занималась поддержкой культурно-просветительского центра «Народный дом» [21, л. 184]. До революции их главной целью была борьба

за народную трезвость. После революции «Народный дом» перешёл в ведение земства и стал заниматься просветительской деятельностью среди городского населения, при нём работала библиотека-читальня. Через такие учреждения местное самоуправление и вело политическое просвещение среди населения Пермской губернии.

Главным проводником идей земцев становятся учителя. В одном из первых послереволюционных номеров «Пермской земской недели» появилось большое воззвание к учителям губернии, принятое на собрании учителей 19 — 20 марта [16, 1917. — 2 апреля. — С. 47 — 48]. В первой его части основное внимание уделено падению самодержавия и появлению новой революционной демократической власти. С этим связывается возросшая роль учителей. Во второй части перед педагогическим сообществом губернии ставятся две основные задачи: закрепление в населении понятий о новом правовом государственном устройстве и защите профессиональных интересов. Из воззвания становится ясно, что решающую роль в реализации обеих задач берёт на себя именно Пермское губернское земство.

Подобное же собрание было проведено ранее (8 — 9 марта) и среди учителей начальных училищ

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

г. Перми [16, 1917. — 2 апреля. — С. 49 — 50]. Оно было инициировано директорами училищ. Главным итогом обсуждения стала всемерная поддержка педагогами нового правительства. Учителя даже отправляют поздравительную телеграмму в Петроград, в которой заверили в своей лояльности правительству кн. Г. Е. Львова.

Учителя становятся основой обширного пропагандистского аппарата, сформированного местным самоуправлением в Пермской губернии. Кроме того, земством были организованы специальные курсы для подготовки агитаторов. В ряды агитаторов привлекались все местные культурные силы [12, с. 341].

Вопрос подготовки агитаторов был отдельно рассмотрен в докладе по народному образованию на 62-й чрезвычайной сессии Пермского губернского земства [22, л. 1 — 11]. На общегубернские курсы было заложено 10 — 11 тыс. рублей, а оплату лекторов при поездке их в уезды — 2 000 руб. Просветительской секцией земства было принято решение направлять подготовленных агитаторов в уезды для чтения лекций о политической свободе [23, л. 20]. Им оплачивали проезд (на лошади) и суточные (2 рубля) [17, л. 73].

Таким образом, земства, воспользовавшись политической ситуацией, сложившейся в России в феврале 1917 г., начинают играть значимую роль на местах. Во всём поддерживая Временное правительство, органы местного самоуправления впервые занялись политическим воспитанием населения. Малограмотное, а зачастую и вовсе неграмотное население, не смогло в полной мере оценить революционную ситуацию. На выборы в Учредительное собрание пришло лишь около половины избирателей. В Перми (без учёта гарнизона) большинство проголосовало за партию кадетов (28,9 %), на втором месте — партия эсеров. В целом по губернии большинство голосов получила ПСР [24, с. 155— 156]. Эта же партия преобладала и в органах местного самоуправления.

Характерно, что в других губерниях Российской империи местные органы самоуправления сталкивались с такими же проблемами. При этом способы их решения не особо отличались от мер, принимаемых в Пермской губернии. Следовательно, ситуация в Пермской губернии полностью подтверждает общую для России тенденцию: земства наряду с другими политическими организациями повсеместно взяли на себя функцию повышения политической грамотности населения.

Программа земства по политическому воспитанию масс положила начало формированию правового сознания населения. В очень короткие сроки они смогли значительно повлиять на ситуацию в губернии. Явка на выборы в Учредительное собрание вполне сопоставима с современными показателями. Однако не стоит забывать, что в конечном итоге земства проиграли Советам.

Библиографический список

1. Победа Октябрьской социалистической революции на Урале / под ред. Ф. П. Быстрых. — Свердловск : СреднеУральское кн. изд., 1967. — 556 с.

2. Урал в огне революции / Ф. С. Горовой [и др.] // Пролетарская революция в Пермской губернии. — Пермь : Пермское кн. изд., 1967. — 234 с.

3. Лисовский, Н. К. Октябрь на Южном Урале / Н. К. Лисовский // Борьба за установление и упрочнение Советской власти на Южном Урале в 1917 — 1918 гг. — Челябинск : Челябинское кн. изд., 1957. — 304 с.

4. Рычкова, Г. П. Большевики Урала в борьбе за победу Великой Октябрьской социалистической революции / Г. П. Рычкова ; под ред. Я. С. Юферова. — Свердловск : Свердлгиз, 1947. - 99 с.

5. Старцев, В. И. Революция и власть / В. И. Старцев // Петроградский Совет и Временное правительство в марте — апреле 1917 г. — М. : Мысль, 1978. — 256 с.

6. Бурджалов, Э. Н. Вторая русская революция. Москва. Фронт. Периферия / Э. Н. Бурджалов ; Акад. наук СССР, Науч. совет по компл. проб. «ИВОСР», Мос. гос. пед. ин-т. им. В. И. Ленина. — М. : Наука, 1971. — 463 с.

7. Андреев, А. М. Местные Советы и органы буржуазной власти / А. М. Андреев ; Акад. наук СССР, Ин-т истории СССР. — М. : Наука, 1983. — 334 с.

8. Абрамов, В. Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура / В. Ф. Абрамов ; ред. В. Н. Володина. — М. : Ника, 1996. — 166 с.

9. Герасименко, Г. А. Земское самоуправление в России / Г. А. Герасименко. — М. : Наука, 1990. — 262 с. — ББК 5-020084965-4.

10. Лаптева, Л. Е. Земские учреждения в России / Л. Е. Лаптева ; отв. ред. Е. А. Скрипилев ; Рос. Акад. наук, Ин-т государства и права. — М. : ИГПАН, 1993. — 133 с.

11. Абрамов, В. Ф. Земство, народное образование и просвещение / В. Ф. Абрамов // Вопросы истории. — 1998. — № 8. — С. 44 — 60.

12. Земское самоуправление в России 1864 — 1918 гг. В 2 кн. Кн. 2 / отв. ред. Н. Г. Королёва ; Ин-т Рос. истории РАН. — М. : Наука, 2005. — 384 с. — КБК 5 -02-010346-2.

13. Семенченко, И. В. Деятельность земств на Урале: 1900 — 1919 гг. : дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.02 / Ирина Васильевна Семенченко ; [Место защиты: Оренбург. гос. пед. ун-т]. — Оренбург, 2010. — 456 с.

14. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Фонд печатных изданий (ФПИ). Д. 16359.

15. ГАПК. ФПИ. Д. 24748.

16. Пермская земская неделя : Орган Пермского губернского земства / учредитель Пермское губернское земство. — 1917 — 1918. — еженед.

17. ГАПК. ФПИ. Д. 15346.

18. Журналы Пермского уездного земского собрания 47-й, 48-й, 49-й чрезвычайных сессий 1917 г. : доклады управ. — Пермь : Камская электротипография, 1918 г. — 183 с.

19. ГАПК. Ф. 35. Оп. 1. Д. 357.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. ГАПК. Ф. 35. Оп. 1. Д. 361.

21. ГАПК. Ф. 35. Оп. 1. Д. 126.

22. ГАПК. ФПИ. Д. 28665.

23. ГАПК. Ф. 43. Оп. 3. Д. 1.

24. Пермь от основания до наших дней. : исторические очерки / А. М. Белавин [и др.] ; под ред. М. Г. Нечаева. — Пермь : Книжный мир, 2000. — 392 с. — КБК 5-93824-002-6.

ТЕТЕРИН Вадим Игоревич, старший преподаватель кафедры истории, социологии и права Пермской государственной сельскохозяйственной академии; соискатель по кафедре новейшей истории России Пермского государственного национального исследовательского университета.

Адрес для переписки: teterinvi@qmail.com

Статья поступила в редакцию 15.02.2013 г.

© В. И. Тетерин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.