УДК 94(47).084.3
DOI: 10.25206/2542-0488-2019-4-2-47-51
В. И. ТЕТЕРИН
Пермский государственный аграрно-технологический университет,
г. Пермь
АГРАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРМСКОГО ЗЕМСТВА В УСЛОВИЯХ
КОЛЧАКОВСКОГО РЕЖИМА_
В статье рассматривается работа Пермского земства по решению сельскохозяйственных вопросов в первой половине 1919 г. Целью исследования стало изучение деятельности аграрных отделов при земстве в условиях установления режима А. В. Колчака. Показано, как в прифронтовой полосе в условиях Гражданской войны аграрные проблемы приобретали особую значимость, поэтому правительство уделяло большое внимание аграрным отделам при земствах. Автором анализируются мероприятия земства в сфере сельского хозяйства, которые охватывали широкий круг задач — от подбора квалифицированных сельскохозяйственных кадров до институционализации аграрного образования. На основе архивных данных сделаны выводы о месте аграрных отделов в политике А. В. Колчака.
Ключевые слова: Пермское земство, местное самоуправление в Пермской губернии, аграрный вопрос, А. В. Колчак, колчаковский режим, Гражданская война в России.
С первых дней существования органов местного самоуправления в Российской империи важнейшими вопросами, поставленными перед ними правительством, были проблемы социальной защиты населения и помощи гражданам по насущным вопросам. Сюда входило создание развитой системы здравоохранения, противопожарные меры, социальное страхование, ветеринария и т. д. Одним из приоритетных направлений всегда была агрономия. Именно поэтому данные вопросы регулярно оказываются в фокусе внимания учёных.
В результате за весь период изучения земства вышло достаточно много работ, в которых сделана попытка подробно проанализировать политику местного самоуправления в хозяйственной сфере как в масштабах страны, так и на региональном уровне. Первые такие исследования начинают появляться сразу после Гражданской войны в России в 1920-е гг. Среди прочих выделяются труды Н. Е. Какурина. Наибольший интерес представляет его двухтомная работа «Как сражалась революция» [1], в которой он подробно рассматривает ход Гражданской войны на всех фронтах. Будучи прежде всего военным историком, Н. Е. Какурин практически не уделяет внимания общественно-политической жизни в 1917 г. Однако автор рассматривает хозяйственную организацию тыла, поднимает вопросы снабжения армии. В рамках этих тем в его работах уделено внимание и земству. Автор при этом лишь поверхностно касается их деятельности. В дальнейшем долгое время не выходило работ, в которых отдельным вопросом рассматривалась бы хозяйственная деятельность земства и городских дум.
Впервые за долгое время эта тема была поднята в работе В. Ф. Абрамова [2]. Автор попытался охва-
тить всю деятельность земства с 1864 г. по 1917 г. в масштабах всей страны. По интересующему нас периоду после Февральской революции приводятся лишь отдельные отрывочные сведения. Кроме того, в его работе не была затронута деятельность городских дум.
Большой вклад в уральскую историографию периода революции и Гражданской войны внесли работы челябинского историка И. В. Нарского, и прежде всего его монография «Жизнь в катастрофе: Будни населения Урала в 1917—1922 гг.» [3]. Автор одним из первых на Урале стал применять методологию «история повседневности». Новаторский подход и привлечение широкого круга новых и малоизученных источников делают эту работу одной из самых значимых в рамках исследуемого периода. Отдельно стоит отметить попытку автора вписать уральские события в общероссийский и общемировой исторический процесс. Большое внимание И. В. Нарским было уделено и местному самоуправлению. Однако историк уделял внимание прежде всего социальным аспектам деятельности земства.
Разработка проблемы была продолжена в статье известного российского историка земства Г. А. Герасименко в коллективном обобщающем труде «Земское самоуправление в России 1864— 1918 гг.» [4]. Автором проделана большая работа по систематизации изученного материала. Проанализировано общее состояние местного самоуправления в 1917 г. При этом работа посвящена деятельности земств в дореволюционный период, период Гражданской войны не попал в сферу внимания исследователя. Поскольку работа носит обобщающий характер, автор не рассматривал подробно региональный аспект.
Земскую деятельность на Урале рассматривала в своих исследованиях О. В. Ярома [5]. Пристальное внимание автором было уделено региональным аспектам. Однако хронологические рамки этого исследования были ограничены февралём 1917 г. Революционные изменения не нашли отражения в трудах О. В. Яромы.
В последние годы появилось немало исследований, посвященных непосредственно аграрной политике правительства А. В. Колчака [6 — 8]. Они подробно рассматривают правовую основу земельных отношений, структуру органов, отношение крестьян. Однако практически все эти исследования описывают только опыт Сибири без учёта Пермской губернии, положение которой существенно отличалось. Кроме того, в этих работах лишь косвенное внимание уделяется земствам, которые не могли играть большой роли в Сибири, т. к. возникали здесь только непосредственно в революционный период. В отличие же от сибиряков, пермские земцы к 1919 г. уже накопили достаточный опыт взаимодействия с населением и органами государственной власти, в том числе в сфере аграрных отношений.
Таким образом, обширная историография земского самоуправления лишь косвенно затрагивает влияние Гражданской войны в России на традиционную хозяйственную деятельность органов местного самоуправления. Специальные работы по аграрной политике А. В. Колчака не уделяют достаточного внимания земскому самоуправлению и не учитывают региональный аспект Пермской губернии. Вместе с доступным сегодня обширным корпусом источников, как опубликованных, так и не введенных в широкий научный оборот, это делает актуальным проведение исследований по данной теме.
Целью данного исследования стало изучение деятельности аграрных отделов при земстве в Пермской губернии в условиях установления режима А. В. Колчака.
С момента образования земства в Пермской губернии одним из основных направлений его деятельности была агрономия. Крестьянство составляло основную часть населения Пермской губернии, поэтому аграрный сектор привлекал особое внимание гласных. В губернии ещё до революции была налажена система помощи крестьянам по вопросам обработки земли. После революции эта работа активно продолжалась. Первоочередной задачей для органов местного самоуправления в революционных условиях стало создание рациональной, эффективной системы управления сельским хозяйством [9, с. 46]. Для решения этой проблемы гласные прилагали немало сил и средств. Земскими собраниями с этой целью принимались программы работ по улучшению сельского хозяйства в уездах. Они реализовывались имеющимися в распоряжении земских управ средствами. Так, для этого специально действовала агрономическая служба. При губернских и уездных управах предусматривалось обязательное создание агрономических и ветеринарных отделов, целью которых было не только осуществлять контроль, но и оказывать непосредственную практическую помощь крестьянам в ведении сельского хозяйства. При непосредственном участии органов местного самоуправления была создана многоуровневая структура экономических органов, которые могли гибко реагировать на постоянно меняющиеся нужды
населения, а значит, и содействовать развитию крестьянских хозяйств.
Непосредственно после прихода к власти большевиков весной 1918 г. земские органы были заменены Советами. В конце декабря 1918 г. Пермь перешла под власть белой армии А. В. Колчака. Новая администрация восстанавливает органы местного самоуправления.
Сразу после восстановления Пермского земства возникла необходимость в кратчайшие сроки определить план важнейших мероприятий на 1919 г. Одним из ключевых для губернии был вопрос о сельском хозяйстве. Уже 31 декабря 1918 г., буквально через несколько дней после начала работы губернского земства, из Омска поступила телеграмма со срочным запросом о предоставлении проекта сметы по агрономическим мероприятиям в новом году [10, л. 1]. Пермское земство, конечно, не могло так быстро наладить работоспособность. В целом в прифронтовой полосе первые дни царила неразбериха. Так, первую телеграмму, отправленную 31 декабря, в губернской управе зарегистрировали только 24 января 1919 г. Но и после этого смету составить не смогли в установленные сроки. Поэтому 24 февраля 1919 г. Министерство земледелия вновь просило о предоставлении смет, и эта телеграмма поступила только 7 марта [10, л. 2]. Телеграммы из столицы белой Сибири (Омск) продолжали поступать. Для реализации срочных мероприятий по поддержке сельского хозяйства губернское земство подготовило ходатайство перед Министерством земледелия и колонизации по выделению денежных средств из казны [11, л. 28]. По основным отделам этого профиля была рассчитана запрашиваемая сумма 1 369 107 руб. 11 коп. Больше всего средств было запрошено агрономическому отделу — 705 350 руб. 25 коп., а меньше всего по отделу культуры лугов, болот и кормовых растений — 45 600 руб. Однако работа по уточнению сметы длилась всю первую половину 1919 г.
В крайне тяжелых условиях первых месяцев земству не удавалось сразу организовать работу по всем направлениям поддержки сельского хозяйства. В центре всей работы должен был быть аграрный отдел. Его основу составляли агрономы различных региональных уровней: губернский агроном — уездный — участковый агроном с помощником. Для решения текущих вопросов они должны были собираться на агрономические съезды, по мере необходимости созывать агрономические совещания. Второй уровень агрономического отдела составляли уже узкие специалисты: мастера и инструкторы по различным отраслям сельского хозяйства. Они занимались созданием и развитием опытных показательных участков, полей, организацией и проведением выставок. Кроме того, мастера устраивали сельскохозяйственные курсы, содержали склады для хранения семенных материалов и их дальнейшего распространения среди крестьянства и др. По аналогичной схеме создавался и зоотехнический отдел, главным предназначением которого являлось оказание содействия крестьянству в развитии перспективных пород молочного и мясного крупного рогатого скота, лошадей, овец.
В условиях эскалации Гражданской войны земские органы испытывали серьезную нехватку в квалифицированных специалистах. В феврале 1919 г. Пермская губернская земская управа была вынуждена ликвидировать зоотехнический отдел как самостоятельную единицу и передать его в управ-
ление Агрономическому отделу [11, л. 17]. Такая мера была обусловлена массовым уходом в армию по призыву ответственных работников зоотехнического отдела, в том числе заведующего отделом В. И. Черемных и губернского зоотехника А. М. Присадского. Этот ущерб по оценке агрономического совещания не позволял не только расширить мероприятия по животноводству, но даже восстановить их в прежнем объеме. В рамках агрономического отдела работа по курированию зоотехнии в губернии была возложена на двух практиканток. При этом все материальное обеспечение отдела сохранялось в полном объеме, помещения с инвентарем закрывались до момента восстановления полноценной работы зоотехнического отдела.
Для налаживания эффективной работы агрономического отдела Пермской губернской земской управы необходимо было получить точные сведения о личном составе местных отделов, о предполагаемых мероприятиях и т. д. Для этого на 25 марта был назначен делегатский съезд агрономов губернии [11, л. 19]. На организацию съезда земство выделило 4500 руб.
По итогам сбора сведений о состоянии агрономической службы был выявлен существенный недостаток в кадрах [11, л. 35]. Не хватало квалифицированных сотрудников, а те, кто по-прежнему работал, не получали достаточной оплаты. В Губернскую управу регулярно направлялись ходатайства о повышении оклада тем или иным сотрудникам [12, л. 32]. Ощущалась нехватка агрономов и их помощников, техников, инструкторов по животноводству и т. д. Вакантной оставалась и должность губернского агронома. В результате были разосланы объявления о вакантных должностях далеко за пределы Пермской губернии, например, в журнал «Сибирский агроном» и газету «Отечественные ведомости». Соответствующие объявления были даны и в профильном издании правительства А. В. Колчака — «Известия Министерства земледелия»[11, л. 37 — 38].
Одним из решений делегатского съезда агрономов при Пермской губернской земской управе стало введение штатной должности огородника [13, л. 73]. Это предложение было внесено делегатом от Ир-битского уезда И. Калмаковым. Он отмечал, что новая должность имеет местное значение, поэтому целесообразнее было перенести его финансирование из губернского бюджета в уездные. Решение было поддержано делегатами съезда. Однако на практике новую должность смогли ввести только в Екатеринбургском и Соликамском уездах, а в остальных обязанности огородника были возложены на существующий штат. Поэтому И. Калмаков предлагал обеспечить поддержку уездным земствам, а в будущем, после коренной реорганизации земства, передать эту финансовую нагрузку в губернскую управу. Это обосновывалось исключительной важностью огородничества в текущий момент.
Кроме кадровых потерь, еще одной проблемой для агрономического отдела Пермского губернского земства стала неустранимая утрата материальных ресурсов. Начало 1919 г. было ознаменовано для служащих земства оценкой понесенного ущерба. Так, в докладах отмечалось, что особо тяжкой потерей стала утрата за время правления большевиков ценнейших экспонатов агрономической библиотеки [13, л. 57]. В фондах сохранились лишь журналы земства и небольшая часть книг по разным отраслям сельского хозяйства.
Восстанавливая деятельность агрономического отдела Пермского губернского земства в начале 1919 г. регулярно поводились ревизии, обновлялись штатные расписания службы [12, л. 3 — 6]. Отмечалось, что состояние материального фонда отдела находилось в крайне плачевном состоянии. Мебель была поломана, скатерти и шторы порваны, замки не работали или не было к ним ключей.
Стоит отметить при этом, что реальная работа на местах велась, проводились съезды агрономов в преддверии нового посевного сезона, издавалась литература. Так, Земельный отдел Министерства земледелия был очень заинтересован в трудах пермского ученого Владимира Николаевича Варги-на. В Омск даже был запрошен его доклад о разрешении земельного вопроса в Пермской губернии, который был озвучен на съезде агрономов [10, л. 4]. Соответствующий доклад был направлен [10, л. 11].
Только в апреле 1919 г. Пермская губернская земская управа направила в Министерство земледелия и колонизации смету по содержанию агрономического отдела и текущим мероприятиям в 1919 г. [10, л. 14—15 об.]. Управа просила в этом докладе взять половину расходов на счет министерства. По сметным расчетам это составляло 1 129 625 руб. за 1919 г. Вторую половину брало на себя земство. В эту сумму входила оплата труда губернских и уездных агрономов, пчеловодов, торфоведов, техников по домоводству, огородничеству и даже ткачеству.
Одним из вопросов, которые решал Агрономический отдел Пермского земства, было развитие рыболовного хозяйства. Ещё 4 марта 1919 г. министром земледелия И. В. Кучиным было поручено Пермскому земству разработать и принять план мероприятий в области рыбного дела. На Агрономическом губернском совещании 18 марта такой план был принят и представлен на заседании губернского земства 25 марта [14, л. 1—2]. Так, предлагалось создать специальный Рыбный отдел Губернской земской управы. Он должен был взять на учёт все рыболовства в губернии с целью определить производительность водоёмов и их доходность. Это позволило бы оптимизировать земские доходы и расходы. Кроме того, в обязанности создававшегося отдела вменялось «правильное» устройство рыбных хозяйств, артелей, складов и т. д. Отдельным пунктом шло проведение специальных лекций по рыболовству. Агрономическое совещание указывало, что для земства расходы на содержание отдела не были бы велики, так как содержание всего персонала и половина прочих расходов ложились на Министерство земледелия. Однако, несмотря на важность развития рыбной отрасли в губернии, средства из министерства так и не были ассигнованы. В мае был направлен повторный запрос о кредитах в министерство, так как без этих средств невозможно было приступить к организации деятельности рыбного отдела [14, л. 4 — 4 об.]. Наконец, 23 мая из Омска пришел окончательный ответ: необходимую сумму в 159 200 руб. Министерство земледелия отпустить не могло, так как она не была внесена в смету Отдела рыболовства и охоты по причине несвоевременного поступления сведений от Пермского губернского земства [14, л. 7]. Такая неразбериха была закономерна в условиях Гражданской войны. Она сильно сказывалась на эффективности работы земского самоуправления. В таких условиях министерство смогло предложить губернскому земству только сотрудничество с уже действовавшими правительственными органами.
На деле это вылилось только в обсуждение проекта Общего устава рыболовства, который был выслан в Пермскую губернскую земскую управу 24 апреля 1919 г. [14, л. 24]. Этот устав не устанавливал никаких особых правил для губерний Урала, выделяя в особые группы лишь дальневосточные и сибирские районы промышленного рыболовства.
В 1919 г. была продолжена работа по созданию сельскохозяйственного и лесного факультета при Пермском университете. 12 мая 1919 г. было принято решение о создании специальной комиссии, куда входила губернская земская управа в полном составе, представители городского самоуправления и пермской уездной управы, делегаты от Совета профессоров Пермского университета [11, л. 32]. Реализовать идею создания факультета земство уже не успело.
Таким образом, в области сельского хозяйства Пермским земством решался широкий спектр проблем. Это был подбор квалифицированных сельскохозяйственных кадров, и забота о зерновом производстве, и ветеринарная служба, и инсти-туционализация аграрного образования. Однако в условиях острой нехватки материальных ресурсов и недостатка высококвалифицированных специалистов-аграрников наладить эффективную работу было крайне сложно. Все силы аграрного отдела были брошены на решение первоочередных задач. Посевную кампанию удалось организовать, но реализовывать масштабные проекты по развитию сельского хозяйства в Пермской губернии земство уже не могло. Кроме того, инициативность и самостоятельность гласных входила в противоречие с реализуемой политикой А. В. Колчака. В белой Сибири не было такого опытного земства с давней историей, как Пермское, и там правительство могло использовать органы самоуправления только как инструмент для связи с населением [15, с. 21]. В результате белая власть пошла по пути огосударствления органов, занимающихся сельским хозяйством. Это ограничило возможности пермского земства, а после стремительного отступления Белой армии летом 1919 г. оно было окончательно ликвидировано большевиками, так и не успев осуществить своих многих начинаний.
Библиографический список
1. Какурин Н. Е. Как сражалась революция. В 2 Т. Т. 1. 1917-1918 годы. М.: Политиздат, 1990. 272 с. ISBN 5-250-00812-7.
2. Абрамов В. Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура. М.: Ника, 1996. 166 с.
3. Нарский И. В. Жизнь в катастрофе: Будни населения Урала в 1917-1922 гг. М.: РОССПЭН, 2001. 613 с. ISBN 5-82430280-4.
4. Королева Н. Г., Ефременко А. В., Галкин П. В. [и др.]. Земское самоуправление в России, 1864-1918 гг. В 2 кн. Кн. 2. 1905-1918. М.: Наука, 2005. 383 с. ISBN 5-02-010346-2.
5. Ярома О. В. Городское самоуправление Пермской губернии в период с 1905 г. по февраль 1917 г.: дис. ... канд. ист. наук. Пермь, 2005. 245 с.
6. Дурноглазов В. Е., Сойников А. А. Аграрная политика А. В. Колчака // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11, № 1. С. 97-101.
7. Кротт И. И. Земельная политика российского правительства А. В. Колчака и развитие сельскохозяйственного предпринимательства в Западной Сибири // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. URL: http://science-education. ru/ru/article/view?id = 6263 (дата обращения: 01.02.2019).
8. Таппасханова И. Б. Правотворческая деятельность и особенности аграрной политики белых правительств в Сибири в 1918-1919 гг. // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2015. № 2 (7). С. 45-48.
9. Семенченко И. В. Социально-экономическая жизнь земства на Урале в 1917-1918 гг. // Вестник Томского государственного университета. История. 2010. № 4 (12). С. 45-52.
10. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. 44. Оп. 8. Д. 1.
11. ГАПК. Ф. 44. Оп. 8. Д. 3.
12. ГАПК. Ф. 44. Оп. 8. Д. 4.
13. ГАПК. Ф. 44. Оп. 8. Д. 5.
14. ГАПК. Ф. 44. Оп. 8. Д. 2.
15. Гордеев А. Г. Роль земских инструкторов в обеспечении деятельности волостного земского самоуправления в белой Сибири на примере Алтайской губернии // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2017. № 1. С. 19-22.
ТЕТЕРИН Вадим Игоревич, кандидат исторических
наук, доцент кафедры «История и философия».
БРНЧ-код: 3547-0880
ЛиШотГО (РИНЦ): 677585
ОЯСГО: 0000-0001-6873-3946
Адрес для переписки:1е1еппу1@дша11.сош
Для цитирования
Тетерин В. И. Аграрная деятельность Пермского земства в условиях колчаковского режима // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2019. Т. 4, № 2. С. 47-51. БОН 10.25206/2542-0488-2019-4-2-47-51.
Статья поступила в редакцию 06.02.2019 г. © В. И. Тетерин