Научная статья на тему 'Земля в иллюминаторе видна'

Земля в иллюминаторе видна Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
151
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андрей Москаленко

Заработать на космическом туризме пытаются как госкорпорации, так и частные компании, но оказывается, что «бороздить просторы Вселенной» можно и совершенно бесплатно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Земля в иллюминаторе видна»

I Заработать на космическом туризме пытаются как госкорпорации, так и частные компании, но оказывается, что «бороздить просторы Вселенной» можно и совершенно бесплатно.

С научно-исследовательскими целями человечество покоряет космос уже больше пяти десятилетий. А вот доступ к околоземной орбите для развлечения был открыт лишь недавно. Настоящая коммерциализация космоса началась в пресловутом миллениуме. После чего космический туризм очень быстро стал прибыльным и перспективным бизнесом. И «первопроходцами» в этом — по праву — можно опять считать Россию.

Организацией «космотуров» за свой счёт — по пока единственному маршруту до Международной космической станции (МКС) — наш «Роскосмос» занимается с 2001 года. Именно тогда первым официальным «непрофессиональным участником космического полёта» (термин «космический турист» специалисты не приемлют) и стал американский бизнесмен итальянского происхождения Деннис Тито. С российским экипажем он отправился на российский же сегмент МКС (станцию между собой делят 14 стран) на борту российского же космического корабля «Союз». На орбите «звёздный путешественник» провел семь дней и 128 раз облетел Землю. Правда, перед этим он ещё прошёл почти полугодовую подготовку к полету в Научно-исследовательском испытательном центре подготовки космонавтов имени Гагарина. Такая «турпутёвка» обошлась Тито в $20 млн.

С тех пор в космос на отдых «толстосумы» стали летать с завидной регулярностью. Вплоть до 2015 года, когда был запланирован полёт британской певицы Сары Брайтман. Звезда прошла спецподготовку, но буквально перед «посадкой на рейс» отказалась от вылета по семейным обстоятельствам.

Чтобы место не пропадало, вместо неё на МКС полетел профессионал — казахстанский космонавт Айдын Аимбетов. Именно тогда впервые заговорили о том, не приведут ли такие «демарши» к закрытию «Роскосмосом» программы космического туризма как таковой. В госкорпорации поспешили заверить, что сложившая ситуация никоим образом не ставит крест на перспективах космического туризма. В ведомстве не видят смысла прекращать такую практику. «Если находится выгодный покупатель, почему бы не отправить его в космос», — завили в «Роскосмосе». Покоритель галактики нашелся действительно быстро — дублёром певицы был определён японский бизнесмен и «большой поклонник космоса» Сатоши Такамацу. Его полёт на МКС может состояться уже в этом, максимум — в следующем году.

«Поймав волну», в большую космическую гонку за деньгами экстремалов-миллионеров активно включились и частные компании. Владельцы некоторые из них — сами люди отнюдь не бедные — уже даже успели «застолбить» себе место в истории освоения космоса.

Наиболее нашумевшие, но пока так и не реализованные проекты — у исполнительного директор Tesla Илона Маска и британского магната Ричард Брэнсона.

Первый со своим стартапом SpaceX «метит» на Марс и обещает высадку на Красную планету уже в 2025 году. А чуть пораньше — в 2019 году — собирается отправить в путешествие вокруг Луны двух космических туристов. Счастливчики уже, мол, даже найдены, но их имена держатся в тайне.

Ричард Брэнсон, считающийся гуру космического туризма, позиционирует свою компанию Virgin Galactic как «первые в мире коммерческие косморейсы». Когда бизнесмен разработал восьмиместный астроплан SpaceShipTwo, почти 700 человек заранее заплатили по $200-250 тысяч, чтобы забронировать себе места на будущие рейсы. Были, кстати, среди них и состоятельные россияне. В полёт в своё время свои кровные вложили, к примеру, бизнесмен и экс-политик Владимир Груздев, девелопер Сергей Полонский и «фармацевтический король» Олег Яньков. «Первенцы» Брэнсона должны были отправиться к звездам ещё 2008 году, однако полёты всё откладываются и откладываются. И если Груздев, видимо, уже забыл, что когда-то записался в космонавты, а Полонскому сейчас не до этого, то Яньков, купивший билет за 101-й километр за номером 343 больше шести лет назад, называет Брэнсона проходимцем. «Хороший кредит получил от нескольких сотен, извините, идиотов, которые вдруг захотели в космос слетать, а что в итоге? — рассказывает Олег. — Мне, к примеру, подарили какой-то пластмассовый самолётик да сертификат о том, что я астронавт, — говорит. — Я, конечно, могу сейчас просто ему «мейл» отправить и сказать, верни мне деньги. А толку? Ну, заплатит он мне за просрочкку неустойку в 5% от $200 тысяч — $6 тысяч. Да я больше, знаете ли, проедаю в поездке во Францию».

В любом случае, как считают специалисты Российской академии космонавтики имени Циолковского, полноценный орбитальный космический туризм ещё долго будет оставаться весьма редким явлением и ограничиваться единичными полётами. Зато суборбитальный туризм, или как его ещё называют, «прыжки» на границу атмосферы и космоса — может стать массовым «туристическим направлением». Такие недолгие полёты проходят по эллиптической траектории, без выхода на орбиту искусственного спутника Земли. За час-два такого путешествия в пространстве туристы смогут увидеть, к примеру, округлости Земли, Луну и Солнце как полноценные космические объекты и почувствовать невесомость. К преимуществам таких полётов можно отнести

более низкую стоимость билета по сравнению с полётом, скажем, на МКС и отсутствие больших перегрузок. Корабли будут взлетать и приземляться как обычные самолёты, что даёт свободу в выборе стартовых площадок. Именно такой двухместный минишаттл Lynx, способный взмывать ввысь и садиться горизонтально, разрабатывает сейчас частная компания XCOR Aerospace. Предполагается, что путешествие на космоплане будет длиться 45 минут, из них 30 минут — на высоте 106 километров, что выше «декларируемой» границы космоса.

Созданием подобного суборбитального ракетно-космического комплекса многоразового использования (СРККМИ) для туристических полётов в космос занимается и российская компания «КосмоКурс», работающая в рамках фонда «Сколково». В отличие от самолётных суборбитальных схем, требующих до нескольких часов полёта, наша космическая экскурсия на высоту орбиты Гагарина по незамкнутой траектории будет занимать всего лишь 15 минут, из них в состоянии невесомости турист сможет находиться в течение 5-6 минут. Экипаж СРККМИ будет состоять из шести экскурсантов и одного экскурсовода (инструктора). «Проездной» обойдется в $200-250 тысяч. Первый полёт запланирован с Капустина Яра или Байконура в 2021 году. Лётные испытания продут на два года раньше.

Однако известный российский космонавт Павел Виноградов ко всем идеям по организации космических прогулок относится весьма скептично. На ажиотаж со стороны желающих «полетать» за собственные деньги всё же лучше не надеяться. Не стоит, по его словам, забывать и о том, что любой космический полёт требует многоэтапной подготовки, которая проводится в целях сохранения здоровья самого космонавта.

При этом результаты соцопросов, пожалуй, говорят об обратном. Так, к примеру, около 70% опрошенных в мире людей в возрасте до 60 лет и более 80% тех, кому ещё нет 40, хотя бы раз в жизни хотели бы побывать в космосе. Возможно, цифры могли бы быть и совершенно иными. Всё дело в том, что респондентов никто не спрашивал — а готовы ли они за это удовольствие выложить кругленькую сумму.

Зато следующая информация точно должна порадовать любителей «халявы планетарного масштаба» и испортить настроение большинству бизнесменов от космоса, мечтающих обогатиться на чьей-то детской мечте. Так, в частности, всё тот же «Роскосмос» объявил на днях об открытом наборе в отряд космонавтов, которых будут готовить к работе на новом пилотируемом корабле «Федерация» и для полётов на Луну. Подать заявку может практически любой россиянин, обладающий отменным здоровьем, имеющий высшее образование по инженерным, научным или лётным специальностям. Кроме того, претенденты должны быть хорошо обучаемы, отлично знать компьютерную технику и английский язык. В отряде космонавтов ждут не только мужчин, но и женщин, и что примечательно: «Роскосмосом» впервые немного расширены возрастные рамки для будущих покорителей космоса — до 35 лет (раньше максимальный возраст кандидатов был 33 года). Приём документов продлится до июля. После чего в Звёздном городке начнется спецподготовка, по результатам которой в конце года в отряд и отберут всего шесть-восемь человек. И кто знает, может именно вам в будущем предстоит высадиться на Луну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.