Научная статья на тему 'Земли сельскохозяйственного назначения: эколого-правовой аспект использования и охраны'

Земли сельскохозяйственного назначения: эколого-правовой аспект использования и охраны Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Черкашина Елена Геннадьевна

The author touches upon the ecological and legal matters of agricultural land use and protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Земли сельскохозяйственного назначения: эколого-правовой аспект использования и охраны»

Е.Г. Черкашина

ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ : ЭКО ЛОГО -

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ

The author touches upon the ecological and legal matters of agricultural land use and protection.

Сельское хозяйство - наиболее активная область взаимодействия человека и природы. В качестве основных направлений взаимоотношений человека и окружающей среды в области сельского хозяйства можно рассматривать охрану окружающей природной среды от негативного воздействия сельскохозяйственного производства (в качестве негативных факторов выделяются мелиорация земель, химизация, индустриализация производства и пр.) и охрану сельскохозяйственного производства от негативного воздействия окружающей среды (уже антропогенной). в качестве факторов такого воздействия выделяются промышленное загрязнение земель, вод, лесов и т. д.

В цепи экологических отношений определяющее место занимает земля. По утверждению великого русского почвоведа В.В. Докучаева, почвенный слой земли является отражением состояния природы. Ухудшение качества почв свидетельствует об общем экологическом ухудшении1 .

В связи с проведением современной земельной реформы значительно расширился круг земельных отношений, регулируемых действующим законодательством России. Это связано с перераспределением земель, отменой монополии государственной собственности на землю, легализацией частной и муниципальной собственности на нее, с установлением равного режима защиты различных форм собственности. В основе реформирования, как известно, были идеи приватизации земли как основного ресурса сельскохозяйственного производства и создания условий для формирования так называемой многоукладной экономики, реорганизации колхозов и совхозов, создания крестьянских хозяйств2 Совершенно понятно, что в такой обстановке особое внимание обращалось на судьбу земельных ресурсов (земельных участков), используемых в сельскохозяйственном производстве. Земля в этой сфере является незаменимым фактором в силу ряда особенностей, среди которых можно назвать ее ограниченность (неизменность количества); неперемещаемость; невоссоздаваемость; неуничтожаемость; практическую неисчерпаемость ее производительной силы.

Отношение к землям сельскохозяйственного назначения со стороны государства всегда отмечалось вниманием и особой защитой. Так, принятыми в 1968 г. Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик в преамбуле земля определялась как важнейшее богатство советского общества и главное средство производства в сельском хозяйстве. В составе земель единого государственного земельного фонда на первое место ставились земли сельскохозяйственного назначения (ст. 4). На землепользователей возлагалась обязанность рационально использовать предоставленные им земельные участки, не совершать на них действий, нарушающих интересы соседних землепользователей (ст. 11).

Нормы и положения раздела II Основ полностью посвящены землям сельскохозяйственного назначения. Их содержание по многим позициям совпадает с нормами современного земельного законодательства: определение земель сельскохозяйственного назначения (п. 1 ст. 1 Основ и ст. 77 ЗК); условия предоставления в пользование земель сельскохозяйственного назначения и землепользователи (ст. 22 Основ и ст. 78 ЗК); обязанности землепользователей и их экологическая направленность (ст. 23 Основ и соответственно гл. II и VI ЗК).

Земли сельскохозяйственного назначения не случайно ставятся на первое место среди выделяемых в законодательстве семи категорий земель земельного фонда России. Основное их назначение - производство сельхозпродукции. Иначе говоря, здесь земля выступает не только в качестве базиса для производственной деятельности, но и прежде всего в качестве главного средства производства. Поэтому при характеристике этих земель выделяется такое важнейшее их свойство как плодородие. При отсутствии плодородия невозможно производство сельскохозяйственной продукции3 . Весьма важным природным свойством земли, используемой в сельхозпроизводстве, по мнению И.А. Иконицкой, является способность повышать плодородие при правильной организации ее использования4 .

В сельском хозяйстве эффективность использования земли в сфере экономики - наиболее полное применение ее производительных свойств с целью получить максимальное количество сельскохозяйственной продукции. Однако при этом нельзя не учитывать, что земля, будучи основной производительной силой в сельском хозяйстве, одновременно представляет собой уникальный природный объект, требующий особой охраны.

В связи с этим заслуживает внимания федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.98 № 101-ФЗ. Целью закона, согласно его преамбуле (она также специально конкретизируется в ст. 2), является установление правовых основ государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного

назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами земельных участков, хозяйственной деятельности.

Глава I закона в ст. 1 содержит определения основных понятий, используемых в нем, что позволяет правильно использовать его нормы и положения, - например, при квалификации земельных правонарушений, которые приводят к деградации почв, загрязнению земель и т.д. Кроме того, законом определяются полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Глава 3 закона устанавливает права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков, в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предусматривая проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель; осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения и др. (ст. 7-8).

Законом предусмотрены меры по обеспечению плодородия земель посредством установления стандартов и правил пользования, возложения обязанностей на собственников земель со стороны как федеральных органов государственной власти, так и региональных, а также органов местного самоуправления.

Административно-правовое регулирование отношений по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, согласно закону, должно проводиться посредством реализации государственных программ, учета показателей состояния плодородия земель, мониторинга их плодородия, сертификации почв земельных участков, агрохимикатов и пестицидов, лицензирования деятельности по агрохимическому обслуживанию.

Вопросы государственного регулирования в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения невозможно рассматривать без учета поддержки со стороны государства. Так, гл. 5 закона выделяет для этого основные направления государственной поддержки: стимулирование инвестиционной деятельности по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; организация научных исследований в сфере обеспечения плодородия земель сельхозназначения и др. (ст.23).

В рамках данной темы представляется целесообразным обратиться и к федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.02.02 № 101-ФЗ5 .

Сфера действия настоящего закона в соответствии со ст. 1 - отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением участками земель сельскохозяйственного назначения; правила и ограничения, применяемые к обороту участков и долей в праве общей собственности на участки земель сельскохозяйственного назначения; сделки, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на участки земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на участки земель сельскохозяйственного назначения; условия предоставления участков земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Помимо этого, - что немаловажно - закон определяет особенности оборота участков земель

сельскохозяйственного назначения. В данный раздел входят следующие вопросы: купля-продажа, аренда, наследование участков земель сельскохозяйственного назначения и др.

Современное земельное законодательство предоставило возможности использовать земли данной категории различным субъектам. Признанные в установленном порядке землями сельскохозяйственного назначения согласно ст. 78 ЗК предоставляются гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, занимающимся садоводством, животноводством, огородничеством.

Наибольший по величине массив сельскохозяйственных земель занимают аграрные коммерческие организации. Это бывшие колхозы и совхозы, реорганизованные в новые организационно-правовые формы: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации.

Среди некоммерческих организаций, использующих земли сельхозназначения, наиболее многочисленны садоводческие и огороднические некоммерческие объединения граждан. Другую группу составляют некоммерческие организации, в том числе сельскохозяйственные потребительские кооперативы. В соответствии с законом о сельскохозяйственной кооперации эти организации создаются для обслуживания сельскохозяйственного производства: выполнения для фермеров, аграрных производственных кооперативов и предприятий, являющихся членами такого потребительского кооператива, ремонтных, агрохимических, мелиоративных и иных работ, помощи в правовых вопросах, внедрении научных достижений, организации сбыта производимой продукции и т. д.

Религиозные организации выращивают сельскохозяйственную продукцию в основном в монастырях для собственных нужд, для чего им и предоставляются земельные участки.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15.06.92 № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» (в ред.от 21.03.05)6 граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта, участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в хуторские и станичные общества, создавать окружные, войсковые и иные традиционные для казачества общества7 . Казачье общество - добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. (ст. 2 ФЗ РФ от 05.12.05 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»)8 . Станичным и иным казачьим общества безвозмездно отводятся земельные наделы для коллективного землепользования на основе традиционных для казачества форм общинного владения землей либо общей собственности участников общества на землю.

Опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научноисследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и

общеобразовательных учреждений также рассматриваются в качестве землепользователей на землях сельскохозяйственного назначения. Научно-исследовательская деятельность в сельском хозяйстве невозможна без опытной базы, поэтому научно-исследовательские институты и опытные станции имеют опытные поля, на которых выводятся и апробируются новые сорта культурных растений. Отработка передовых технологий производства сельскохозяйственной продукции, испытание сортов и видов растений, разработка и опробывание новых пестицидов и агрохимикатов в производственных условиях осуществляется в опытных хозяйствах, подведомственных тем или иным научным учреждениям.

Специфика сельскохозяйственного землепользования общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской федерации для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов находит отражение в федеральных законах от 30.04.99 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», от 07.05.01 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных

малочисленных народов Севера, Сибири и Дальне Востока Российской Федерации»9 . Так, федеральный закон от 30.04.99 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» зафиксировал право лиц, относящихся к малочисленным народам, безвозмездно владеть и пользоваться в местах своего традиционного проживания и хозяйственной деятельности землями различных категорий, необходимыми для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами. При этом к коренным малочисленным народам согласно этому закону относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствования и промысла, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общинами. Единый перечень коренных малочисленных народов РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000, изменения в него внесены 28.03.01. Порядок образования этими народами общин установлен федеральным законом от 20.07.2000 «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (в ред. от 02.02.06)10 .

Рациональное использование земель сельхозназначения представляется как совокупность предпринимаемых субъектами земельных отношений целенаправленных действий, призванных обеспечить эффективное сельскохозяйственное производство в соответствии с объективными закономерностями развития природы и общества. Организационные вопросы в этой сфере решает прежде всего государство. Так, в целях охраны земель сельхозназначения Правительством РФ от 20.02.06 было принято Постановление № 99 «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы». Государственными заказчиками названной программы являются Министерство сельского хозяйства РФ и Федеральное агентство водных ресурсов.

Целями программы признаны:

1) сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов;

2) создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельхозпродукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.

Анализ современного состояния и возможных сценариев развития сельскохозяйственного производства

подтверждает необходимость проведения комплекса мероприятий по стабилизации и восстановлению сельхозугодий, обеспечивающих повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, а также улучшение общей экологической обстановки.

Сельскохозяйственные угодья, выбывшие из оборота за последние 15 лет, составили более 15 млн. гектаров, более 56 млн. гектаров пашни характеризуется низким содержанием гумуса. Среднегодовой дефицит гумуса в пахотном слое за последние годы в среднем по России составил 0,52 т. на гектар. Вносимые дозы минеральных и органических удобрений не компенсируют потерю (при сборе урожая) питательных веществ почв.

Дальнейшая деградация и выбытие сельхозугодий из оборота могут привести к полной стагнации сельскохозяйственного производства.

Программа должна создать благоприятные условия для функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации, наиболее полного и рационального использования природно-климатического и экономического потенциала, направленного на повышение продуктивности отечественного сельскохозяйственного производства, его экологизацию в целях обеспечения населения страны качественным продовольствием, улучшения социальной обстановки и жизни на селе, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест.

Программа предусматривает проведение комплекса взаимосвязанных технических, организационных, экологических, технологических и хозяйственных мероприятий с соответствующим финансовым, материальнотехническим, научным и информационным обеспечением при условии соблюдения законодательства РФ.

Основными задачами программы являются систематическое воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, получение стабильных урожаев и улучшение баланса питательных веществ в почвах с учетом биоклиматического потенциала агроландшафтов.

Решение основной задачи Программы осуществляется через:

рациональное использование биоклиматического потенциала, получение стабильных урожаев, систематическое воспроизводство природного плодородия почв земель сельхозназначения, улучшение баланса питательных веществ в почвах без отрицательного воздействия на все компоненты агроландшафтов;

организацию мониторинга плодородия почв земель сельскозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв земель сельхозназначения на основе проведения агрохимического и эколого-токсикологического обследования этих земель, а также выборочного анализа материалов картографирования;

сохранение достигнутого уровня плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в системе земледелия и защита земель от затопления и подтопления путем строительства и реконструкции гидротехнических и мелиоративных сооружений;

защиту и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания;

снижение степени кислотности и солонцеватости почв;

сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства;

научное, информационно-аналитическое и нормативно-методическое обеспечение программы, разработку научных методик, рекомендаций и технологий для проведения работ по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;

создание стимулов для субъектов РФ и сельскохозяйственных товаропроизводителей;

сохранение существующих и создание новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, сокращение заболеваемости населения за счет качественной и безопасной (без токсикантов) сельскохозяйственной продукции и повышения водообеспеченности сельских районов.

Хочется надеяться, что программа будет реализована в полной мере, поставленные цели будут достигнуты, а задачи - выполнены, поскольку сегодня, действительно, важно сохранить земли сельскохозяйственного назначения, а главное - плодородие.

Примечателен тот факт, что субъекты Российской Федерации не остаются в стороне от решения насущных вопросов, связанных с использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения. Так, правительством Амурской области было принято постановление от 30.10.08 (№ 250) «О долгосрочной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Амурской области как национального достояния на 2009-2010 годы». Основанием для разработки названной программы явились следующие нормативно-правовые акты:

1) федеральный закон от 16.07.98 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

2) федеральный закон от 10.01.96 № 4-ФЗ «О мелиорации земель»;

3) распоряжение Правительства РФ от 01.10.05 № 1564-Р «О концепции федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы»;

4) Постановление Правительства РФ от 20.02.06 № 99 «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как

национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года».

Основными целями программы названы:

сохранение и воспроизводство плодородия почв;

рациональное использование природных ресурсов и создание на этой основе благоприятных условий для устойчивого и эффективного функционирования агропромышленного комплекса области;

обеспечение населения качественными продуктами питания.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1) обеспечить условия для сохранения и восстановления плодородия почв, улучшения состояния мелиорируемых земель;

2) предотвратить выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота;

3) повысить степень использования биоклиматического потенциала области и стабилизация сельскохозяйственного производства;

4) увеличить количество рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повысить жизненный уровень населения.

Основными условиями обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса Амурской области являются сохранение, восстановление и рациональное использование плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.

Сохранение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и его рациональное использование в процессе хозяйственной деятельности имеют огромное значение. Плодородие почв, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельхозкультур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы.

Экстенсивное использование плодородия почв уже вызвало снижение валовых сборов основных сельхозкультур и усилило зависимость сельскохозяйственного производства от погодных условий.

В области по состоянию на 1 января 2008 г. общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляла 2733,7 тыс. га, в том числе 2089,1 тыс. га сельхозугодий, или 82% уровня 1990 г. (пашни - 1232, 3 тыс. га, посевные площади - 779,4 тыс. га).

На 1 января 2008 г. в области насчитывалось 246,1 тыс. га мелиорированных земель. Отмечается недостаточность мелиоративных работ. Часть мелиорированных земель используется под сенокосы и пастбища, часть осушенных земель переведена в залежь.

В области сложился отрицательный баланс гумуса. В результате за последние 15 лет площадь пашни с высоким его содержанием сократилась на 19,6%.

Основными причинами сокращения объемов работ по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельхозназначения области являются недостаток собственных оборотных средств у производителей сельхозпродукции, связанный с диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и на промышленную продукцию, поставляемую селу, опережающий рост цен на энергоносители, а также отсутствие системы долгосрочного кредитования хозяйств и ограниченность областного бюджета.

Действующая система нормативного обеспечения эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения основана на принципе приоритета и повышенной охраны высокопродуктивных сельхозгодий, которые используются в качестве основного средства производства в сельском хозяйстве. В п. 1 ст. 79 ЗК сформулированы основные требования по использованию и охране пашни, сенокосов, пастбищ, залежей, земли, занятой многолетними насаждениями (садами, виноградниками) и другими видами сельскохозяйственных угодий, используемых исключительно для сельскохозяйственных целей. При этом подчеркивается, что сельхозугодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Содержание действующей ныне редакции ст.79 ЗК РФ (п.4) свидетельствует об особенностях использования сельскохозяйственных угодий. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждении высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

В современных условиях опасность для экологического состояния сельскохозяйственных земель представляет снижение общего уровня культуры земледелия и невыполнение обязательных почвозащитных, а также иных природоохранных мероприятий. В большинстве основных сельскохозяйственных регионов России распаханность территории превышает экологически допустимые пределы, что усиливает процессы деградации

почв и ухудшает гидрологический режим водосборных бассейнов, снижает способность природных комплексов к саморегуляции и поддержанию продуктивности сельскохозяйственных угодий.

В связи с этим встает вопрос, насколько нормы действующего законодательства обеспечивают экологически обоснованное соотношение различных видов сельскохозяйственных угодий и тем самым способствуют решению проблемы формирования экологически устойчивых сельскохозяйственных ландшафтов и сохранения биологического разнообразия.

Ряд статей федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» формулируют экологические требования при осуществлении хозяйственной деятельности. Так, ст. 42 содержит требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения и предусматривает проведение мероприятий по охране земель, почв и прочих природных объектов. В ст. 43 сформулированы требования в сфере охраны окружающей среды при проведении мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Правовое регулирование мероприятий по мелиорации земель осуществляется в соответствии с законом РФ от 10.01.96 № 4-ФЗ «О мелиорации земель». В ст. 49 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» содержатся требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйстве.

Действующее земельное законодательство также уделяет особое внимание охране земель сельхозназначения. Нормы главы II действующего ЗК РФ в полной мере распространяются на земельные участки данной категории.

На собственников земли, землепользователей, землевладельцев и арендаторов возлагаются обязанности осуществлять рациональную организацию территории, восстанавливать и повышать плодородие почв, а также других полезных свойств земли, проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, загрязнения, от иных процессов разрушения; осуществлять защиту от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель вредителями и болезнями растений и т.д. Общеизвестно, что от правильной организации территории зависит качество использования земли.

Не являются безвредными минеральные удобрения, средства борьбы с сорняками, вредителями и болезнями сельхозкультур, стимуляторы роста растений. Их применение должно осуществляться строго нормировано с соблюдением научно обоснованной технологии, что обеспечит правильное соотношение положительного эффекта и возможных отрицательных последствий. Имеются списки веществ, которые запрещено применять. Перечень их устанавливается Минсельхозом РФ, Минздравсоцразвития РФ и Минприроды РФ и постоянно пересматривается. Для такого рода веществ и средств устанавливаются строгие правила и нормы применения: порядок транспортировки, хранения, сроки внесения и дозировка.

Почвенные ресурсы - одна из самых необходимых предпосылок обеспечения жизни на Земле. Ценность почвы определяется не только ее значением для производства продуктов питания и промышленного сырья, но и той великой экологической ролью, которую играет почва в жизни биосферы. Именно почва, как верхний слой земли, обладает производительной силой, и она же, как элемент биосферы, призвана обеспечить биохимическую среду для человека, животных и растений.

Россия обладает уникальным богатством, созданным природой - черноземом, признанным эталоном почв. И задача современного российского общества в этой связи - использовать, сохраняя и оберегая всеми возможными способами и приемами то, что создала природа.

1 Аграрное право: Учебник/ отв. редд-р крвд наук проф. ГЕ. Быстров, д-р юрвд наук проф. М.И Козырь. —М.: Юрисщ 1996.

2 Галиновская Е.А. Основные правовые проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса России // Ж.Р.П. -2006. - № 4.

3 Аграрное право...

4 Правовые проблемы рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель (материалы «круглого стола») // Г осударство и право. - 1998. - № 4.

5 Свод законов РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3018.

6 Ведомости ВС РФ. - 1992. - № 25. - Ст.1429; Свод законов РФ. - 2003. - № 9. - Ст. 851; 2005. - № 13. - Ст. 1135.

7 Комментарий к Земельному кодексу РФ / под ред. С. А. Боголюбова. - СПб.: Питер, 2009.

8 СЗ РФ. 2005. № 50. Ст.5245.

9 Боголюбов С. А. Земельное право: Учебник. - 3-е изд., перераб. и до. - М.: Юрайт-Издат, 2009.

10 Комментарий к Земельному кодексу РФ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.