_________________________ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ_______________________________________
УДК 631.1:631.459(470.61 ):633.11
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ почв РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 гг. Ч.З
© 2003 г. В.Н. Василенко, В.Е. Зинченко, В.П. Калиниченко
Concept of soil fertility raise of Rostov region on 2002 - 2005 is based on the scientific and expert accompanying of Program It guarantees minimization of deviation from the aim of conservation, reproduction and rational us of agriculture land fertility in terms of sustainable development.
Программа повышения плодородия почв Ростовской области рассматривает сущность объектов повышения плодородия почв с точки зрения поведения крупных природно-трансформационных систем. Функционирование агроэкосистем будет рассматриваться не только в валовых и относительных показателях производства [1], но с учетом скорости сложившейся и прогнозируемой трансформации. С этой точки зрения будем рассматривать коэффициент рас-паханности территории, размер которого нелинейным образом влияет на устойчивость агроэкосистем и сопряженных экосистем.
Необходимо принимать во внимание, что землеустроительные решения запретительного характера в отношении сельскохозяйственного использования земель, продукция с которых с высокой вероятностью может оказаться непригодной к использованию в силу ограничений по содержанию загрязнителей, является более эффективной мерой по сравнению с общими экологическими мерами выявления партий уже произведенной продукции, не подлежащей использованию.
Универсальным процессом, который обусловливает утрату плодородия почв Ростовской области, является дифференциация земельных угодий, которая происходит в силу того, что причины изменчивости почв, структур почвенного покрова, ландшафтов не установлены и не управляются’. Водная эрозия почв,* снижение плодородия староорошаемых почв, локальное переувлажнение черноземов (мочарообразова-ние), реставрация солонцов в последействии стандартной почвенной мелиорации являются частными проявлениями латерального аспекта биогеоценоза, который рассматривается в качестве приоритетного фактора Программы, подлежащего оценке и регулированию с точки зрения антропогенного гомеостаза аграрнообусловленной биогеосистемы.
Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Аэрокосмические методы мониторинга земель Ростовской области позволят применить действующую систему сбора информации для сельскохозяйственных целей.
Мониторинг аграрных технологий, применяемых веществ и технических средств реализации технологий, орудий для минимальной и мелиоративной обработки, техника полива, техники создания аграрной инфраструктуры с целью определения характера воздействия на почвы, ландшафты и структуры почвенного покрова. Применение импортной техники и соответствующих зарубежных технологий на почвах, не являвшихся объектом испытания соответствующих устройств в процессе их разработки, осуществляется путем разработки технических условий создания адаптированных технологий и технических средств.
В отсутствие регламента свойств отходов в качестве удобрения, с учетом высочайшей степени загрязнения промышленных и бытовых отходов крупных городов, этот способ можно полагать допустимым только после создания соответствующей службы мониторинга сельскохозяйственного использования отходов как альтернативы утилизации. В ином случае имеется опасность загрязнения сельскохозяйственных угодий, которая еще более возрастает ввиду вероятности того, что внесение в почву неизвестных веществ может привести к необратимым процессам деградации ее важнейших свойств. Поэтому на текущем этапе агропромышленного производства в Ростовской области приоритетными источниками повышения плодородия следует полагать только органические вещества животного и растйтельного происхождения, а также удобрения, производимые из известных апробированных ингредиентов.
Меры повышения плодородия почв и их обоснование предусмотрены исходя из того, что выбор приоритета управления плодородием почвы конкретного земельного угодья следует базировать на принципе комплексности воздействия на сложившуюся природно-антропогенную структуру объекта землепользования. Следует учитывать представления о коррекции режима использования почв, структур почвенного покрова, ландшафтов на базе как сложившихся, так и подлежащих разработке частных мер преодоления парциальных составляющих процесса деструкции природных и антропогенных земельных систем [2].
Программа регламентирует перечень мер управления плодородием почв Ростовской области и порядок их применения согласно региональным приоритетам управления плодородием почв.
Суть мер преодоления дефляции и водной эрозии. в создании новых режимов в природных и искусственных системах, которые обеспечивают сокращение предпосылок эрозии и дефляции, повышение степени устойчивости соответствующей системы к их воздействию, коррекцию хозяйственно-экономического режима природопользования. Сохранение и накопление влаги в качестве ведущего принципа защиты почв от эрозии и получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур представляется неправомерным упрощенным подходом к решению задачи корректного управления состоянием почв, структур почвенного покрова, ландшафтов. Оно оборачивается дезориентацией пользователя земельного фонда в отношении набора и сути мер, реально необходимых для обеспечения устойчивости свойств этого фонда.,
В развитие концепции Программы предусматривается приоритет инновационного принципа финансирования, обеспечивающий реализацию положения об устойчивых зонально и ирригационно обусловленных агроэкосистемах, текущее равновесие в которых планируется исходя из представлений о конечном периоде нормативной эксплуатации ирригационного объекта, который позволяет минимизировать затраты на поддержание мелиоративного состояния орошаемых земель и сопряженных ландшафтов.
Высокие технические возможности, значительная степень хозяйственного освоения территории Ростовской области, издержки интенсивных методов эксплуатации земель, отсутствие концепции управления земельным фондом Ростовской области привели к необходимости использовать представления об антропогенно преобразованных землях, агроземах, интенсивности антропного фактора перспективы плодо- _ родия почв Ростовской области. Программа определяет антропогенно преобразованные почвы и ландшафты и пути управления их динамикой в качестве приоритетного направления работ. В числе соответствующих направлений реализации Программы пространственно неоднородные структуры почвенного покрова и их коррекция в зависимости от природного или антропогенного происхождения текущих свойств
[3].
Переувлажнение агроландшафтов Ростовской области частично обусловлено разветвленной водохозяйственной сетью. Водохранилища на крупных и малых реках приводят к подпору грунтовых вод, вызывая опасный подъем их уровней. Происходит засоление почв, причем не только на орошаемых, но и на прилегающих землях, возделываемых по неорошаемой зональной агротехнике, а также исключенных из орошения по каким-либо причинам богарных землях внутри и по периферии оросительных систем. Имеется множество опасных в гидрологическом и гидрогеологическом отношениях бассейнов суточного регулирования оросительной воды, участков регулярного и лиманного орошения, на которых идет избыточная подача воды, ее нерегламентированное, непроизводительное расходование. Имеет место заболачивание и засоление пониженных территорий.
Еще не получила должной оценки современная аг-рогенная трансформация гидрологического и гидрогеологического режимов ландшафтов. Ландшафты, полностью или частично вовлеченные в аграрное использование, в последние 50-100 лет находятся в состоянии изменения водного баланса. Особое значение имеет абсолютное и относительное удлинение фазы пребывания воды в почвах и грунтах. Водопотребле-ние агрофитоценозов меньше, чем у исходных биогеоценозов. Агротехнические приемы сбережения влаги усиливают переувлажнение и грунтовое просачивание влаги, уменьшают степень гидрологической канализации ландшафта. В частности, переувлажнение Целинского района Ростовской области, как и самого п. Целина, во многом обусловлено именно рассмотренными причинами. Такие примеры антропогенного переувлажнения в Ростовской области не единичны. Складывается антропогенно-климатический эксцесс водного баланса, комбинирующий с природными климатическими циклами [4].
Совершенно не принимается во внимание при сельскохозяйственном производстве важнейшая проблема управления структурами почвенного покрова, которые являются промежуточным звеном между почвами и ландшафтами. Структура почвенного покрова, т.е. особый механизм объективного. различия свойств рядом расположенных почв, в решающей степени может влиять как на эффективность аграрно-. го производства, качество производимой продукции, так и на качество агроэкосистемы, ее устойчивость к деградации.
Программа рассматривает рекреацию как приоритет развития региона с соответствующим физико-географическим ресурсом согласно обоснованию переориентации режима использования земель, реорганизации ландшафтов, трансформации занятости населения.
Принятие решений в отношении распределения земель по видам использования предусмотрено в порядке землеустройства.
В Ростовской области целый ряд экологических проблем обусловлен характером землепользования, принципами и традициями землеустроительных решений.
Действующие землеустроительные решения большинства сельскохозяйственных предприятий не имеют топографического, инфраструктурного, сетт-лингового, эргономического обоснования, не содержат экспертизы соответствия приоритету поддержанного развития территорий и их демографического состояния. Это одна из причин отсутствия ландшафт-но адаптированных решений землеустроительных единиц, хотя такие решения, несмотря на относительную сложность проектирования и освоения проекта, являются условием устойчивости свойств агроландшафта, вложенных в него структур почвенного покрова, эргономичности агроструктуры.
Ландшафтное обоснование не производится при принятии решений о животноводческих объектах, которые часто располагают в непосредственной бли-
зости от гидрографической сети. Животноводческие объекты становятся источником ее загрязнения. Водохозяйственные объекты и системы испытывают при этом необратимые экологические последствия.
Отсутствие ландшафтных землеустроительных решений является одной из причин повышения актуальности проблемы эвтрофирования водоемов. Это связано с растворением и поступлением с поверхностным стоком воды в гидрографию минеральных и органических удобрений, внесенных на сельскохозяйственные,угодья, животноводческих стоков, промышленных отходов, стимулирующих биологическую активность водных организмов.
Сельскохозяйственные предприятия организованы так, что последействие их сельскохозяйственной активности при исполнении положений проекта землеустройства на длительный период (10 лет и более) не рассматривается. Такая постановка деятельности имеет системный дефект, который отражается, в частности, в том, что на Дону менее чем за 200 лет земледельческой традиции земельные угодья претерпели существенные изменения. Имеющиеся многочисленные научные данные о высокой скорости изменения экосистем, сложившейся в Ростовской области, позволяют уже на этом основании сделать заключение о катастрофическом характере динамики земельных угодий. Несоответствие землеустроительных решений устройству гидрографии и климатическим факторам, а технологий обработки почвы - критериям ее устойчивости, приводит к тому, что в Ростовской области большое количество земель подвержено действию водной эрозии,' дефляции. Вклад в такое состояние земельных угодий вносит излишняя типизация проти-воэрозионной и противодефляционной агротехники, которую следует апробировать для индивидуальных землеустроительных контуров согласно наблюдениям за их состоянием в последействии соответствующей агротехники, корректируемой в свою очередь согласно текущим тенденциям эрозии или дефляции.
Часть территории области, особенно правобережье Дона в отрогах Донецкого кряжа, объективно не может быть полностью защищена от эрозионного процесса при сложившейся структуре земельных угодий даже в случае прироста доли земель, охваченных про-тивоэрозионной агротехникой. Эта территория - расчленена гидрографической сетью, характеризуется большими уклонами поверхности. Необходимы меры реструктуризации земельных угодий согласно динамике их свойств. В ином случае возможно продолжение и усиление эрозионного процесса, чрезмерная задержка поверхностного стока на водосборах, увеличение локального переувлажнения земель, т.е. комплекс природно-трансформационных явлений неблагоприятного характера.
В земельном балансе области имеются солонцовые комплексные почвы, причем достаточно универсальным признаком земельных угодий является расширение ареалов почв, к которым можно применить понятие солонцеватости.
Переувлажнение многих территорий Ростовской области происходит в результате деформации гидрологического режима ландшафтов, которая имеет техногенное, в том числе водохозяйственное и сельскохозяйственное, происхождение. Природные гидрографические пути передвижения поверхностных вод деформируются или вообще исключаются из гидрологического процесса.
Имеет место сбой пастбищ и опустынивание земель. Общие размеры территорий, на которых отмечается перегрузка пастбищ, в последние годы сократились. Однако территории, на которых процессы деградации происходят в катастрофическом режиме, значительны. Проблема улучшения состояния сенокосов и пастбищ, кроме производственного значения, имеет и важный рекреационный аспект, сущность которого в сохранении многообразия функций биосферы, многообразия ее компонентов, снижении скорости антропогенных изменений в экосистемах.
Предупреждение и преодоление последствий техногенных и природно-трансформационных экологически необоснованных воздействий на среду сельскохозяйственного производства - один * из приоритетов Программы. •
Ведение сельскохозяйственного производства Ростовской области осложнено техногенными аграрными следствиями: терриконы, шахтные воды, пруды-отстойники, золоотвалы, животноводческие объекты в гидрографии, РоАЭС, водохозяйственное и инфраструктурное переувлажнение с активизацией зоны аэрации агроландшафтов, их агрогенная трансформация гидрологического и гидрогеологического режимов ландшафтов, антропогенно-климатический эксцесс водного баланса, антропогенная структура почвенного покрова как особый механизм пространственного различия свойств почв, загрязнение почв и грунтов тяжелыми металлами, нефтепродуктами и другими токсикантами, захламление и переуплотнение земель, проявление оползневых процессов, состояние земель в городских, промышленных зонах, которые рассматриваются на уровне почвоподобных тел, застройка в пониженных'элементах рельефа, захоронение и утилизации экологически опасных отходов и веществ, загрязнение земель на объектах нефтегазового комплекса, вероятность проектной и, тем более, запроектной аварии на Ростовской АЭС. Эти и другие техногенные следствия выводят из оборота плодородные земли.
Программа предусматривает экспертный подход к координации хозяйственной деятельности на земельном фонде области с учетом приоритета аграрного использования земель как невозобновимого природного ресурса.
Координация Программы в силу стадийности и многоуровневости планируемых мер управления плодородием предусматривает конструктивное взаимодействие с другими блоками плана развития сельскохозяйственного производства, с другими отраслями производственной, экологической и других сфер интересов Ростовской области.
Координация строится исходя из достигнутого уровня видения проблемы, выработанных принципов ее решения и ресурса управления состоянием соответствующих систем. Если в отношении управления органическим веществом почвы в процессе реализации Программы возникнет ситуация выбора приоритета между традиционными органическими удобрениями и внесением в почву особых субстанций неизвестного элементного состава, то решение принимается согласно критерию степени апробирования. Если критерий апробирования не выполняется исходя из задачи управления плодородием в рамках агротехнических, агрохимических, лесомелиоративных, мелиоративных мер, то применяется решение более высокого уровня координации, например в аспекте повышения соответствующего приоритета животноводства, производства средств доставки и-внесения традиционных органических удобрений, оценки не только производственной, но и природоохранной функций сфер хозяйственной деятельности, с которыми необходимо координировать Программу повышения плодородия почв Ростовской области. Только если экономический приоритет апробированного решения исчерпан или не выполним, следует практически переходить, например, к вермикультуре, разработке и апробации новых органических субстанций и стимуляторов органического вещества почвы: «супергумуса», осадка сточных вод г. Ростова-на-Дону в качестве органического удобрения почв поймы левого берега Нижнего Дона и т.п.
Критерием координации принята комбинация хозяйственного, экономического и экологического результатов реализации Программы на основе усовершенствованных и выработанных в процессе работы способов оценки указанных результатов. Если принятие мер равной значимости требует различных ресурсов, то принимается к исполнению менее затратная мера, однако если в процессе работы выявляется неучтенный экологический приоритет предварительно отклоненной меры, то она принимается к исполнению вместо той, которая была назначена первоначально.
В частности, на третьем этапе Программы инвентаризации земель населенных пунктов предусматривается не только по критерию уточнения базы земельного налога, но с точки зрения приемлемости среды обитания, производительности аграрного производства, специализации и разделения труда. Нерегулируемое ведение животноводства преимущественно в частном секторе приводит не только к тому, что происходит ухудшение эпизоотической обстановки, усложняется процесс ветеринарного обслуживания и воспроизводства высококачественного поголовья, но ухудшается качество среды обитания населения, причем навоз, как правило, превращается из источника органического вещества почвы в неконтролируемый загрязнитель гидрографии.
Критерии инвентаризации земель производственного назначения позволят получить значительный народнохозяйственный эффект, поскольку будет возможность оптимизировать землеустроительные реше-
ния с точки зрения топографической составляющей ландшафтов, почв, структур почвенного покрова, инфраструктуры и обеспечить преодоление текущей тенденции деградации земель под влиянием антропогенного неконтролируемой латеральной дифференциации их свойств. Будут выявлены экосистемные пути реализации биоклиматического ресурса Ростовской области в валовом сборе сельскохозяйственной продукции.
Программа предусматривает осуществление комплекса экономических, организационно-хозяйственных, технических, технологических и правовых норм, обеспечивающих рациональное использование • земельных ресурсов, сохранение и повышение плодородия почвы.
Реализация третьего этапа Программы повышения плодородия почв Ростовской области будет обеспечена при условии соблюдения концепции и выполнения долговременных и текущих приоритетов.
Перераспределение финансовых ресурсов в пределах блоков Программы, общее уменьшение или увеличение финансирования проводятся исходя из экспертного научного сопровождения Программы согласно варьированию текущих приоритетов в пределах целевой функции максимума устойчивости при-родно-хозяйственной среды Ростовской области. Экспертное сопровождение Программы предусмотрено в целях создания нетиповых наукоемких индивидуальных землеустроительных и природообустроительных проектов использования, введения, перераспределения, консервации земельного фонда Ростовской области. При разработке программ (схем землеустройства) обосновывается размещение территорий природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. На этих территориях устанавливается особый режим использования земель.
Вариационный подход Программы демонстрируется на примере принятого на краткосрочную перспективу решения об увеличении финансовых ресурсов на мелиорацию почв при некотором сокращении объемов коренного улучшения пастбищ в качестве установленного при обосновании критерия текущего выбора приоритетов управления плодородием. В порядке вариационного подхода обоснование настоящей Программы выполнено в терминах минимальных ограничительных и агроэкосистемных инновационных уровней стоимости* исполнения работ. Этот подход принят в качестве основы принципа и порядка финансирования Программы.
Финансирование Программы повышения плодородия почв осуществляется из областного и местного бюджетов за счет средств земельного налога в пределах сумм фактического поступления налога в соответствующие бюджеты.
Реализация Программы повышения плодородия почв контролируется в порядке Государственного контроля использования земель и их охраны местной администрацией, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, другими государственными органи-
зациями, обеспечивающими использование и охрану земельных ресурсов.
Научное и производственно-экспедиционное обеспечение Программы предусматривает исследование плодородия почв и рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Теория и методы управления плодородием почв, обеспечивающие получение устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур, научные основы функционирования агроландшафтых экосистем, устойчивых к эрозии, дефляции, преодоление отрицательного' техногенного воздействия, ландшафтноадаптированные системы земледелия, в том числе на контурно-ландшафтной основе, обеспечат формирование в Ростовской области тенденций поддержанного состояния многообразия ландшафтов, агроландшафтов, структур почвенного покрова, почв, земель различного назначения.
Разработка принципов содействия принятию решений о развитии и финансировании новых направлений управления плодородием почв как в области хозрасчетной, так и в особенности бюджетной инновации предусмотрена на базе понятия об уровне устойчивости невозобновимого природного ресурса: почв, структур почвенного покрова, ландшафтов, земельных угодий различного назначения.
Координация мер повышения плодородия почв с отраслями производственной, экологической и других сфер интересов Ростовской области ввиду приоритета аграрного использования земель с точки зрения размеров использования и последствий природнотрансформационных решений, принимаемых в помехообразующих с точки зрения агротехники отраслях хозяйства.
Оптимизация, распределение и перераспределение земельного фонда реализуются согласно критерию максимизации природоохранной функции землепользования путем регулирования его размеров, конфигурации, ограничений деятельности, эргономичности и инфраструктурной функциональности. Для этого предусмотрено стимулирование мер повышения плодородия, предпринимаемых землепользователями, сопоставления устойчивости почв, структур почвенного покрова, ландшафтов в различных хозяйствующих единицах путем агроэкологической экспертизы.
Социальный аспект Программы состоит в том, что обеспечение сочетания мер стимулирования производства продукции в приоритетных с точки зрения рентабельности затрат зонах области и мер сохранения, переориентирования хозяйственной активности агросоциумов зон рискованного земледелия предусматривается исходя из принципа занятости территории ведущим этносом.
Определение перечня и объема работ третьего этапа Комплексной программы выполняется с учетом возможной реализации вариационного принципа инновации в природопользование.
Донской государственный аграрный университет_______
Результаты комплексных исследований будут использованы для проектирования и практического осуществления систем земледелия, обеспечивающих стабильное повышение продуктивности пашни и других угодий агроландшафта, ресурсо- и энергосбережение, охрану природной среды.
Программы декларирует приоритет индивидуального проектирования и внедрения мер повышения плодородия почв. В связи с этим предусмотрено применение экспертного метода сопровождения Программы. Научное обеспечение системы земледелия, обычно предлагаемое в виде зональных рекомендаций, будет конкретизироваться на базе экспертной системы, созданной в результате исполнения индивидуального договора, реализуемого под эгидой Министерства сельского хозяйства Ростовской области как третьей стороны в договоре между сельскохозяйственной производственной единицей и лицензированным региональным учебно-научным центром. При этом принимаемые на основании экспертизы решения имеют обязательный характер. Спектр возможных решений - вплоть до изменения размера и характера земельных угодий, специализации, рода хозяйственной деятельности землепользователя. Возможно рассмотрение частных вариантов накопленных и текущих неблагоприятных изменений в сельском хозяйстве области. Экспертиза наукоемких проектов управления ресурсом земель Ростовской области позволит реализовать метод управления по опережению, ускорив реакцию обратной связи интеллектуально поддержанной системы коррекции приоритетов природопользования, охраны и повышения плодородия.
Экспертная оптимизация процесса реализации Программы производится на основе экспертной оценки режима ее реализации. Принимаются меры коррекции исполнения Программы с целью минимизации возможных объективных или субъективных причин отклонения от концепции третьего этапа Программы повышения плодородия почв Ростовской области.
Литература
1. Милащенко Н.З. II Вестник РАСХН. 2001. № 2. С. 14 -19.
2. Калиниченко В.П. Концепция управления продуктивностью агроландшафтов. Биотехнология и производство экологически чистой продукции сельского хозяйства // Тез. докл. регион, науч.-практ. конф. Персиановка, 1994. С. 7-9.
3. Калиниченко В.П., Сковпенъ А Н., Баранов А.И. Структура почвенного покрова ирригационно обусловленного агроландшафта // Эволюция и деградация почвенного покрова: Материалы 2-й Междунар. науч. конф. Ставрополь, 2002. Т. 1. С. 208 - 211.
4. Калиниченко В.П., Филоненко В.Н., Ляхов В.П. II Изв. вузов Сев.-Кавк. регион. Естеств. науки. 2002. № 1. С. 92-97.
_______________________________________8 октября 2002 г.