Научная статья на тему 'Землеустроительное дело России: историческая ретроспектива в рамках "столыпинских чтений в государственном университете по землеустройству"'

Землеустроительное дело России: историческая ретроспектива в рамках "столыпинских чтений в государственном университете по землеустройству" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
310
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / МЕЖЕВОЕ ДЕЛО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / LAND MANAGEMENT / BOUNDARY BUSINESS / ECONOMIC THEORY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тренькова Екатерина Вячеславовна

Современный землеустроительный процесс трансформационной экономики России сложен и многогранен, обладает большой долей противоречий и неразрешенных вопросов. Однако именно от ясности вопросов землепользования зависит эффективность развития производственных отношений, что является фундаментом экономической стабильности современного общества. В данной статье рассматриваются исторические вехи развития землеустройства, создается историческая взаимосвязь прошлого и настоящего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тренькова Екатерина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern land management process of transformational economy of Russia is difficult and many-sided, possesses a big share of contradictions and not resolved questions. However the efficiency of development of relations of production depends on clarity of questions of land use that is the base of economic stability of modern society. In this article historical milestones of development of land management are considered, the historical interrelation of the past and the present is created.

Текст научной работы на тему «Землеустроительное дело России: историческая ретроспектива в рамках "столыпинских чтений в государственном университете по землеустройству"»

Землеустроительное дело России: историческая ретроспектива в рамках «Столыпинских чтений в Государственном университете по землеустройству» Land management business of Russia: a historical retrospective within «Stolypin readings at the State university on land management»

|\ if МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 4Í ЖУРНАЛ

Тренькова Екатерина Вячеславовна,

преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы

обслуживания», г. Новокузнецк

Trenkova E.V.,

teacher GBOU "Novokuznetsk technical school of construction technologies and services",

Novokuznetsk

Аннотация. Современный землеустроительный процесс трансформационной экономики России сложен и многогранен, обладает большой долей противоречий и неразрешенных вопросов. Однако именно от ясности вопросов землепользования зависит эффективность развития производственных отношений, что является фундаментом экономической стабильности современного общества. В данной статье рассматриваются исторические вехи развития землеустройства, создается историческая взаимосвязь прошлого и настоящего.

Summary. Modern land management process of transformational economy of Russia is difficult and many-sided, possesses a big share of contradictions and not resolved questions. However the efficiency of development of relations of production depends on clarity of questions of land use that is the base of economic stability of modern society. In this article historical milestones of development of land management are considered, the historical interrelation of the past and the present is created.

Ключевые слова: землеустройство, межевое дело, экономическая теория.

Key words: land management, boundary business, economic theory.

В дореволюционной России землеустройство являлось одним из приоритетных направлений государственной деятельности. Его роль особенно возросла с отменой крепостного права в России и последовавшей за ней земельной реформой.

Основные этапы развития землеустроительного дела в Российской Империи были следующие (рис. 1) [1].

Рис. 1 - Ключевые этапы развития землеустройства в Российской Империи

Ко времени Октябрьской революции 1917 года имелось одиннадцать категорий земель, среди прочих частновладельческие и городские. Сформировавшаяся система землеустройства в Российской Империи к началу ХХ века была нарушена в связи с принятием советскими органами власти ряда актов, в том числе Декрета о земле 1917 г. Была провозглашена государственная собственность на землю.

Основным актом, регулировавшим земельные отношения в Советском Союзе, стал Земельный кодекс РСФСР от 1922 г. Согласно которому землеустройство имело своей задачей упорядочение существующих и образование новых землепользований [2, ст. 165]. Земельный кодекс РСФСР регламентировал основные землеустроительные действия: отвод земель, предоставляемых в пользование государственным организациям, учреждениям и предприятиям, городам и поселениям городского типа, объединениям трудовых земледельцев, а также на особых условиях (аренды, концессии и пр.) иным учреждениям, обществам и лицам [2, ст. 166].

Подготовка землеустроительного дела в соответствии с Земельным кодексом Советского Союза состояла в установлении состава земель, подлежащих устройству в хозяйственно-техническом обследовании землеустраиваемой местности, определении земельных прав, выяснении землеустроительных пожеланий участников землеустройства в составлении предварительного проекта наиболее правильного и целесообразного устройства обозначенной местности. Составленный проект землеустройства предъявлялся сторонам на

плане и в натуре с составлением особого протокола. Затем, окончательно утверждался землеустроительным учреждением [2, ст. 187]. Землеустройство могло производиться как по инициативе землепользователей, так и волостных, районных и соответствующих им съездов советов и исполнительных комитетов земельных органов [3, ст. 16].

Земельный кодекс РСФСР 1970 г. [4] ввел понятие государственного землеустройства. Под государственным землеустройством понималась система государственных мероприятий, направленных на осуществление решений государственных органов в области пользования землей (ст. 121).

Землеустройство включало, среди прочих, следующие землеустроительные действия (ст. 122 п.2):

□ уточнение и изменение границ землепользований (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 12.03.1980 г.);

□ отвод и изъятие земельных участков;

□ установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов;

□ проведение топографо-геодезических и других обследований и изысканий.

В процессе землеустройства составлялись землеустроительные проекты, а также документы на право пользования землей. Землеустроительные проекты составлялись при участии заинтересованных землепользователей и после утверждения переносились в натуру.

«Застой» в землеустроительных работах в 90-х гг. был вызван из-за следующих основных причин (рис. 2).

•отсутствие жесткого, логически-опосредованного осуществления земельного реформирования с точки зрения правовой и научной обоснованности

1

•неэффективная организация государственного контроля за землепользованием

1

•отсутствие развитого земельного рынка, и практического опыта в его организации •отсутствие эффективной системы контроля за нарушения земельного законодательства •кризис финансовой системы и экономической модели в целом

Рис. 2 - Причины отсутствия эффективного земельного рынка

2

В

3

8

1

4

Последующее принятие Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О землеустройстве», а также ряда законодательных и подзаконных нормативных актов вывело отечественное землеустройство на новый качественный уровень.

Федеральный закон «О землеустройстве» устанавливает правовые основы проведения землеустройства. Цели Закона раскрывают особенности данного нормативного правового акта, которые выражаются в регулировании комплекса вопросов как публичного, так и частного характера. Установлено два вида землеустройства - территориальное и внутрихозяйственное. Каждый вид решает свои задачи [5, ст. 1].

Землеустройство - это комплекс мероприятий осуществляемых государством, землевладельцами, землепользователями и собственниками земельных участков по наведению порядка в их использовании и охране. Землеустройство включает в себя правовые, организационно-хозяйственные, экономические, технологические и технические мероприятия.

Территориальное землеустройство - система мероприятий (действий) по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования и охраны земель, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности. Распространяется на все земли независимо от целевого назначения, форм собственности и использования.

Внутрихозяйственное землеустройство - система мероприятий (действий) по организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков.

Субъекты

• Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти

•субъекты Российской Федерации в лице органов государственной власти

•органы местного самоуправления (муниципальные и иные административно-территориальные образования)

• юридические лица (предприятия, учреждения, организации)

• граждане

Объекты

•территории всех 85 субъектов Российской Федерации (вся территория Российской Федерации) •территории всех муниципальных образований Российской Федерации, т.е. территории местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на иных территориях (т.е. в городах, поселках, станицах, районах (уездах), сельских округах (волостях) и других муниципальных образованиях) [6]

•территории иных административно-территориальных образований. К ним относятся прежде всего закрытые административно-территориальные образования [7] •территориальные зоны [8] •земельные участки [8]

•части вышеуказанных территорий, зон и участков

Рис. 3 - Субъекты и объекты землеустроительного дела в России

Землеустроительная документация - это документы, полученные в результате проведения мероприятий, направленных на организацию использования земли, учет и оценку земельных ресурсов, составление территориальных и внутрихозяйственных планов [5, ст. 19].

Карта (план) объекта землеустройства - обязательный и необходимый элемент землеустройства, имеющий графическую форму. В этом документе отображаются местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей [5, ст. 20].

В ходе проведения территориального землеустройства выполняются следующие

основные работы [9, с. 531]:

□ образование земельного участка;

□ межевание земельного участка.

При межевании объектов землеустройства проводятся работы по определению (установлению) на местности границ земельных участков, их согласованию с обладателями права на смежные земельные участки, закреплению границ межевыми знаками, определению их координат, изготовлению карты (плана) объекта землеустройства.

Таким образом, межевание земельного участка проводится с целью бесспорного определения и опознания на местности положения границ объектов землеустройства (межевых знаков и граничных линий), определенных на картографических материалах в соответствии с проектом строительства объекта и проектом границ земельного участка.

Требования по межеванию установлены в Федеральном законе «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. за № 78-ФЗ, «Положении о проведении территориального землеустройства», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2002 г. за № 396. Основными документами, регламентирующими проведение работ по межеванию земельных участков, являются «Инструкция по межеванию земель», утвержденная Роскомземом 8 апреля 1996 г., и «Основные положения об опорной межевой сети», утвержденные приказом Росземкадастра 15 апреля 2002 года.

При межевании земельных участков в городах учитываются также требования «Положения о порядке установления границ землепользовании в застройке городов и других поселений», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. за № 105 с изменениями и дополнениями согласно постановлению Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в

постановления Правительства Российской Федерации по вопросам градостроительства и землепользования» от 21 августа 2000 г. за № 615.

Резюмируя следует выделить главное, рассматривая исторический процесс формирования земельных правоотношений следует подчеркнуть ту важную категориальную роль, которую играет понятие земельный участок в современном рыночном обороте. «Земля» как категория не является предметом экономической модели управления. Для того, чтобы можно было эффективно управлять всем комплексом земельно-имущественной собственности в Российской Федерации необходимо иметь четкие представления о том, что именно «земельный участок» (разграниченный и определенный во времени и пространстве) может служить источником развития экономики на конкретной территории. И даже с учетом всего накопленного опыта законодательного оформления земельных правоотношений «земельный участок» сегодня не является фактором развития территории. Необходимо и дальше развивать модель землеустроительного дела в России.

Список использованной литературы

1. Ялбулганов А.А. Постатейный комментарий к ФЗ «О землеустройстве». Система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

2. Постановление ВЦИК «О введение в действие земельного кодекса, принятого на 4 сессии IX созыва» от 30.10.1922 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

3. Постановление ЦИК СССР «Общими началами землепользования и землеустройства» от 15.12.1928 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

4. Постановление ВС РСФСР «Об утверждении земельного кодекса РСФСР» от 01.07.1970. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

5. ФЗ «О землеустройстве» от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

6. Федеральный закон от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

7. Закон РФ от 14.07.1992 г. № 3297-1 (в ред. от 02.04.1999 г., с изм. от 30.12.2001 г.) «О закрытом административно-территориальном образовании» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

8. Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

9. Семенищенков А.А., Комов Н.В., и др. Предоставление земельных участков для строительства объектов нефтегазового комплекса, промышленности, транспорта, линий связи и электропередачи. (Практическое пособие для разработки землеустроительной документации). 3-е изд., переработ., и доп. - М.: Юни-пресс, 2003.

References

1. Yalbulganov A. A. Article comment to the Federal law"on land management". Consultant system Plus [Electronic resource]. Mode of access: http://www.consultant.ru/

2. The resolution of the Central Executive Committee "About introduction in action of the land code, adopted at the 4 session of the IX convocation" from 30.10.1922 [Electronic resource]. Mode of access: http://www.consultant.ru/

3. Resolution of the CEC of the USSR "General principles of land use and land management" of 15.12.1928 [Electronic resource]. Mode of access: http://www.consultant.ru/

4. Resolution of the armed forces of the RSFSR "on approval of the land code of the RSFSR" from 01.07.1970. [Electronic resource.] Mode of access: http://www.consultant.ru/

5. FZ "On land management" of 18.06.2001 № 78-FZ. [Electronic resource.] Mode of access: http://www.consultant.ru/

6. Federal law No. 154-FZ of 28.08.1995 (as amended on 21 March 2002) "on the General principles of the organization of local self-government in the Russian Federation" [Electronic resource]. Mode of access: http://www.consultant.ru/

7. The law of the Russian Federation from 14.07.1992 g. № 3297-1 (as amended from 02.04.1999, with izm. from 30.12.2001) "on closed administrative-territorial entity" [Electronic resource]. Mode of access: http://www.consultant.ru/

8. Federal law of 02.01.2000 № 28-FZ" on the state land cadastre " [Electronic resource]. Mode of access: http://www.consultant.ru/

9. Semenishchenkov A. A., Komov N. In. Provision of land plots for construction of oil and gas facilities, industry, transport, communication and power lines. (Practical guide for the development of land use documentation). 3rd ed., overwork., and DOP. - M.: uni-press, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.