Научная статья на тему 'Земледельческие обряды мордвы в Республике Мордовия'

Земледельческие обряды мордвы в Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
791
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
земледельческие обряды мордвы / крестьянское население / республика мордовия

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шерстобитова Ж. В.

В статье рассматриваются моления, жертвоприношения и божества в земледельческих обрядах мордвы, проживающей в Республике Мордовия. Их основной целью является забота о будущем урожае, плодородии полей в системе жизнеобеспечения крестьянского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supplications, sacrificial offerings and gods in agricultural rites of the Mordovians are regarded in the article. The main objects of these rites are a future harvest and fertility of land in the life system of the peasantry.

Текст научной работы на тему «Земледельческие обряды мордвы в Республике Мордовия»

Ж. В. Шерстобитова

ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ МОРДВЫ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Работа представлена отделом археологии и этнографии Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Л. И. Никонова

В статье рассматриваются моления, жертвоприношения и божества в земледельческих обрядах мордвы, проживающей в Республике Мордовия. Их основной целью является забота о будущем урожае, плодородии полей в системе жизнеобеспечения крестьянского населения.

Supplications, sacrificial offerings and gods in agricultural rites of the Mordovians are regarded in the article. The main objects of these rites are a future harvest and fertility of land in the life system of the peasantry.

Значительный интерес в российской науке представляют земледельческие обря -ды мордвы, которые в наши дни продолжают бытовать в сельской местности. Их

формирование относится к глубокой древ -ности. Они были тесно связаны с хозяйственными занятиями народа и приурочивались к началу или завершению каких-

347

либо работ: началу пахоты, сева, уборке урожая и т. д. Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами с молениями и жертвоприношениями в честь богов и духов.

Одним из самых торжественных моментов в жизни мордовского крестьянства были посев и уборка урожая. Мордва готовилась к их совершению как какому-ни-будь священнодействию, и поэтому всегда в начале посева и уборки хлебов она моли -лась богам1. Вполне понятно, что из-за своей большой значимости земля являлась предметом особого почитания и преклонения. Именно она давала все необходимое для жизни, поэтому к ней сложилось особенное отношение. По представлению мордвы, она нередко представлялась женщиной, обладающей плодородной силой, производящей все необходимое для людей. Ее почитали как божество и, олицетворяя, приписывали ей многие человеческие чер -ты и свойства, посвящали множество жертвоприношений с просьбами о благополучии. Например, в первую очередь просили хорошего урожая, полного колоса, высоких и сильных хлебов2. Следует отметить, что во всех крестьянских дворах перед выходом на сев зерновых молитвы обычно произносились женщинами. Если даже в доме не было женщины, способной «сотворить» молитву, то такую приглашали из другого хозяйства. И только на следующий день рано утром люди отправлялись в поле: другие в это время должны сидеть дома, показываться на улице не полагалось3.

Среди божеств, имеющих непосредственное отношение к хлебу, особое место занимает божество поля, держательница и покровительница - Пакся-ава (Норов-ава). В некоторых случаях при молитвах обращаются к одному имени, так как подразумеваются как параллельные божества поля, урожая. В связи с тем что божество Пакся (Норов)-ава у мордвы занимало особое положение, ей посвящался целый цикл молений и празднеств. До начала полевых

работ божеству поля жертовали хлеб, мясо, пуре, мед и произносили различные молитвы. Архимандрит Макарий отмечал, что обряды жертвоприношений мокшане проводили перед посевом каждого вида зерновых. В день начала сева не разрешалось дарить подарков, что-то продавать и просто что-либо давать из дома соседям, родным, знакомым. В противном случае считалось, что хлеб может не родиться4. Мордва Инсарского уезда Пензенской губернии отправлялись на поле ранним утром, предварительно помолившись богам и предкам. Каждый хозяин шел на поле, строго следя за тем, чтобы никто не перешел им дорогу. На поле брали с собой хлеб, мясо, сало и, сложив все на меже, молились Пакся-аве. Нередко приносили с собой и жертвенного гуся, голову, ноги и крылья которого закапывали на меже5. У мордвы-эрзи в этот день (Алатырский, Ардатовский уезды Симбирской губернии) в землю закапывали яйца6. В д. Чукалы Большеигнатовско-го района крестьяне при выезде в первый раз на посев ярового (овса) брали с собой в поле мальчика. Сеятель вместе с семенами обычно бросал вареное яйцо, которое подбирал этот мальчик7. Нередко в землю за -капывали ломоть хлеба с положенным на него кусочками от всех жертвенных блюд8. Как отмечает Л. Сабурова (участник этнографической экспедиции 1955 г.), мордва с. Вертилим Мельцанского района ныне Старошайговского района) в тот день, когда начинали сеять или жать, из дома также ничего не давали. С последним снопом оставляли все плохое и в последнюю горсть вкладывали все несчастья и ее с собой не брали. По обычаю, мордва этого села устраивали пляски вокруг последнего снопа9. Интересное замечание приводит У. Харва относительно обрядов эрзян Бугульмин-ского уезда Самарской губернии. Весной, до начала полевых работ, каждый род собирался в одном из домов. Хозяин дома накрывал стол, перед иконой зажигал свечу. Все присутствующие молились богу с под-

нятыми вверх руками. У божества просили хороший урожай, а на поля тихий дождь10. Во время уборки урожая мордовские крестьяне каждый раз приглашали отобедать с ними божество поля и Кузьму-Демьяна (святые русской православной церкви Кузьма и Демьян)11 .

До начала полевых работ в мордовских селах проводили моления, посвященные плугу - «Керет-озкс» - «Молян-плугу». Для этого на луг несли пироги и пуре, где молились об удачном проведении полевых работ12. В Пензенской губернии (в частности, в Городищенском уезде) празднества в честь божества урожая (Норов-ава) устраивали после окончания весенне-полевых работ. В жертву приносили овец и гусей. Часть головы жертвенной овцы, гусиную голову, крылья и ноги заворачивали в траву и оставляли на меже, покрыв землей. Перья и пух птицы закапывали в ямку13. При этом произносили молитву следующего содержания: «Норов-ава, кормилица, вот посеяли мы овес, гречку, просо, уроди, упало ли зерно на камень, уроди, на глину, уроди, в песок ли, уроди. На твое имя резали овцу, гуся, варили брагу, все готовили белыми руками, с легким чистым сердцем... кланяемся тебе»14. В честь Пакся-авы и Норов-авы эрзяне села Сабанчеева Ала-тырского уезда Сибирской губернии ежегодно проводили жертвоприношения и моляны, которые назначались заранее и приходились на время выкалашивания ржи. Моляны обязательно устраивались на ржаном поле. В этих празднествах раньше участвовали одни мужчины. Жертвенный костер тушить не полагалось. При молении обращались то к божеству поля (Пакся-аве), то к божеству урожая (Норов-аве)15.

Некоторые исследователи отмечали, что божеству поля Норов-аве мордва посвящала и «Сараз-озкс». Кур резали на месте моления и варили в общих котлах. Перед трапезой обращались к Норов-аве: «Норов-ава, Норов-паз, кормилица, на полевой меже твой дом. вокруг поля хо-

дишь, по вспаханному полю, по посеянной ржи. Дай нам хлеба, возрастающего богатства, дай нам такого хлеба, чтобы солома была толстой, колос тяжелым. Норов-ава, Норов-паз, как мы кланялись, так пусть кланяются посеянные нами хлеба, толстая наша солома. Как мы сгибали головы, так пусть у них головы сгибаются. Вот тебе Норов-ава, желтые красивые яйца, вот тебе пирожки! Со склоненной головой принесли, старое возьми, новое дай: наполни и наши поля, наполни наши гумны»16.

К ней же относится и «Грань-озкс» -моление на грани, т. е. на меже, отделявшей поля одного села от полей другого. На этом молении просили Норов-аву о добром урожае17. Молились и о спорине хлеба, без которой он не будет питателен, и чтобы спорина не ушла к соседям на поля. По мнению мордовского крестьянства, спори-ну могли взять к себе на поля соседние деревни. Для этого стоило только перенести к себе частичку земли. Она же могла быть передана соседям нечаянно и односельчанами, например, частичка земли могла упасть от плуга на поля соседей во время вспашки18.

Как отмечает мордва, жнецы перед уборкой звали обедать Пакся-аву, просили у нее помощи при жатве, чтобы благополучно провести жатву или прополоть поле. Чтобы руки не порезать серпом и т. д., говорили следующие слова:

...Пакся-ава, паксянь-кирди, Приходи к нам обедать, После обеда - помогать, Да не заболят наши руки, Да не заболят наши спины.19

Нередко мордовские крестьяне совер-шали жертвоприношения своим божествам (и, в частности, Пакся-аве или Норов-аве) и в случае неудачных всходов озимых куль -тур. Поэтому для нее перед окончанием жатвы специально мордовские крестьяне оставляли несжатые полоски, кусочек хлеба, посыпанный солью, чтобы она не сердилась на них. Люди в определенной сте-

пени боялись Пакся-авы, думая, что по ее желанию может быть неурожай (недород) хлебов20.

С просьбами и молениями о хорошем урожае мордва нередко обращалась и божествам (покровителям) данного села (деревни): Велень-паз, Велень-кирди-паз, Ве-лень-кирди-азорава. Примером здесь может служить молитва, произносимая на молянах - «Велень-поза-озкс», которая звучит так: «Велень-кирди-азорава, велень-атя, велень-ава, атятьне-покштятьне! Пусть растет урожай, родится он в избытке, чтобы было чем вас поминать»21 .

Наряду с указанными божествами с просьбой и молитвами о хорошем урожае мордва обращалась и к Верховному божеству. В ночь перед Новым годом пожилые женщины брали приготовленную пищу и шли молиться на берег реки. Постелив на землю скатерть и встав на колени, они молились следующим образом: «Нишке-паз, Вере-паз, Покш-паз, ты мой кормилец! Да уродится хлеб, да растрескает он землю. Дай кормилец на верхушки ее зерна. Нишке-паз, Вере-паз, Покш-паз, ты мой кормилец! Соблюди от бури, от града, от нехорошего дождя, дай росу на верхушки, сырость на корни. Нишке-паз, Вере-паз, Покш-паз, ты мой кормилец! Дай всякую всячину на урожайный хлеб... на птицу и на здоровье»22. К Нишке-пазу обращались и на Троицу с просьбой о хорошем хлебе, дожде, тихом ветре и вообще хорошей погоде для хлебов. К нему же взывали и на Петров день, на что указывали некоторые исследователи быта мордвы23.

Не забывали просить его и в женские моляны - «Бабань-озкс». «Нишке-паз, мы пришли молиться, поклониться тебе, пусть родится наш хлеб с толстым стеблем, длинным колосом. Посмотри здесь яйца для тебя, пусть зерна будут такими же большими, как яичные желтки, дай тихий дождь, защити урожай от порывистого ветра и града, дай тем, кто возделывает землю, доброго здоровья, не посылай тяжелого на

деревню..». Здесь же молились Стака-пазу, чтобы не посылал тяжелые времена и голодные годы. Это же отмечали исследователи мордовского быта А. Н. Минх и И. Н. Смирнов24.

Интересно отметить, что иногда место Нишке-паза замещал живой человек, которого выбирали для исполнения функции Верховного Бога. У Нишке-паза (его заместителя) просили хороший урожай, прирост скота, здоровья для людей25. Нечто подобное отмечает у мордвы-мокши Тамбовской губернии И. И. Дубасов, когда один из уважаемых стариков взбирался на дерево (при подобных обрядах), а все остальные, стоя на коленях, молились и обращались с просьбами, на которые получали, разумеется , всегда положительный ответ26.

Для получения хорошего урожая нема -ловажное значение имело умение задоб-рить пожертвованиями божества грома и молнии, ветра и тумана, мороза. У божества грома чаще всего просили дождя при сильной засухе. У мордвы бог грома ассоциировался с Ильей-пророком, поэтому этот день в некоторых местах отмечали только мужчины. Паасонен отмечает, что мордва за неделю до Пургине-пазнэ-озкс готовили медовый напиток в ложбине, в середине леса. Один из стариков перед трапезой произносил молитву: «Пургине-паз, дом твой на небе. в правой руке твоей дождь, в левой град, ты повелитель над дождем и градом. кого ты хочешь пощадить, на того посылаешь тихий дождик, ты поливаешь его хлеб и кормишь его круглый год. Пургине-паз. дай нам тихий дождик, не посылай на наш урожай разрушающего града»27. В опубликованном сборнике А. А. Шахматова есть молитва, посвященная морозу: «Мороз-атя, посмотри сюда, мороз-атя, возьми ложку молочного супа, угостись, пощади наш овес, а повреди болота и луга»28. Мордва божество мороза чествовала и ранней весной и осенью (принося жертвы просили сберечь от холодов озимые культуры) и на Рождество ва-

рили молочный суп29. Люди просили мороз уйти в леса, горы, но только не на посевы зерновых культур30.

Таким образом, земледельческие обряды и моления занимали основное место в жизнедеятельности мордвы. Главной их

целью являлась забота о будущем урожае, обеспечение плодородия полей и безбедного существования крестьянского населения и т. п. Это вполне понятно, так как земля являлась главным источником богатства и благосостояния.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Красноперое И. Мордовская община в Бугульминском уезде // Северный вестник. 1897. № 1. С. 69.

2 Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968. С. 21.; Фукс К. Ф. Поездка из Казани к мордве Казанской губернии в 1839 г. // Журнал Министерства внутренних дел. СПб., 1839. С. 106.

3 Смирнов И. Н. Мордва // ИОАИЭ при Казанском университете. Казань, 1895. Т. 11. С. 313.

4 Шахматов А. А. Мордовский этнографический сборник. СПб., 1910. С. 139.

5 Смирнов И. Н. Указ. соч. С. 315.

6 Бутузов Ф. Из быта мордвы села Живайкино Жадовской волости Карсунского уезда Сим -бирской губернии // ИОАИЭ. Казань, 1893. Т. 11. Вып. 5. С. 487.

7 РФ. ГУНИИГН. И-148. Мордовская этнографическая экспедиция в 1953 г. по селам Больше-игнатовского района Мордовской АССР. Л. 8.

8 Минх А. Н. Моляны и обряды мордвы Саратовской губернии // Этнографическое обозрение. М., 1892. № 4. С. 120.

9 РФ. ГУНИИГН. И-219. Отчет о работе и другие материалы мордовской историко-этногра-фической экспедиции 1955 г. под руководством В. М. Белицер. Л. 17.

10 Харва У. Религиозные воззрения мордвы. Хельсинки, 1952. С. 206.

11 Бутузов Ф. Из быта мордвы села Живайкина Жадовской волости Карсунского уезда Сим -бирской губернии // ИОАИЭ. Казань, 1893. Т. 11. Вып. 5. С. 487.

12 Милъкович. Быт и верования мордвы в конце XVIII столетия // Тамбовские епархиальные ведомости. 1876. № 13. С. 826, 831.

13 Снежницкий И. Праздник «Петроозкос» - Петров молян в день святого апостола Петра и Павла в мордовском селе К-се // Пензенские епархиальные ведомости. 1870. № 23. С. 702.

14 Мокшин Н. Ф. Указ. соч. С. 21.

15 Бутузов Ф. Верования и культ мордвы (эрзи) села Сабанчеева Алатырского уезда Симбирской губернии // ИОАИЭ. Казань, 1893. Т. 11. Вып. 4. С. 383.

16 Евсевьев М. Е. Мордва Татреспублики. Материалы по изучению Татарстана. Казань, 1925. Вып. 2. С. 191.

17 Там же. С. 192.

18 Мокшин Н. Ф. Указ. соч. С. 89.

19 Там же. С. 22-23.

20 Там же. С. 23.

21 Харва У. Указ. соч. С. 231.

22 Шахматов А. А. Указ. соч. С. 129-130.

23 Снежницкий И. Указ. соч. С. 708; Евсевьев М. Е. Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии // Живая старина. СПб., 1915. С. 33.

24 Минх А. Н. Указ. соч. С. 120; Смирнов И. Н. Указ. соч. С. 34.

25 Шахматов А. А. Указ. соч. С. 57.

26 Дубасов И. И. Очерки по истории Тамбовского края. Тамбов, 1890. Т. 1. С. 124.

27 Паасонен Н. Mordwinische Volkdichtung. B.III. - Helsinki, 1941. S. 36.

28 Шахматов А. А. Указ. соч. С. 138.

29 Шахматов А. А. Там же. С. 137.

30 Смирнов И. Н. Указ. соч. С. 320.

35 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.