Научная статья на тему 'Земельные ресурсы — мющный фактор экюнюмическюгю и социального развития России'

Земельные ресурсы — мющный фактор экюнюмическюгю и социального развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
земельные ресурсы / экономическое развитие / социальное развитие / государственная земельная политика / инвентаризация / land resources / economic development / social development / public land policy / inventory

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комов Николай Васильевич, Конокотин Николай Георгиевич, Цыпкин Юрий Анатольевич, Фомин Александр Анатольевич, Козлова Наталья Васильевна

Современные тенденции мирового развития, высокие темпы и масштабы урбанизации приводят к серьезным изменениям глобальных систем обеспечения жизни и деятельности живущих на Земле народов. В статье, на основе анализа мирового опыта, даются рекомендации по изменению государственной земельной политики в Российской Федерации. Рассматриваются земельные ресурсы как мощный фактор социального и экономического развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комов Николай Васильевич, Конокотин Николай Георгиевич, Цыпкин Юрий Анатольевич, Фомин Александр Анатольевич, Козлова Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAND RESOURCES ARE A POWERFUL FACTOR IN THE ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT OF RUSSIA

The current trends in world development, the rapid pace and scale of urbanization are causing major changes in the global systems for the lives and activities of peoples living on Earth. The article, based on the analysis of world experience, gives recommendations on changing the state land policy in the Russian Federation. Land resources are considered a powerful factor in the social and economic development of Russia.

Текст научной работы на тему «Земельные ресурсы — мющный фактор экюнюмическюгю и социального развития России»

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

УДК 332.363 DOI: 10.24411/2587-6740-2020-12020

ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ — МОЩНЫЙ ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Н.В. Комов1 , Н.Г. Конокотин1, Ю.А. Цыпкин1, А.А. Фомин1, Н.В. Козлова2

1ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Россия

2ФГБОУ ВО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова», г. Белгород, Россия

Современные тенденции мирового развития, высокие темпы и масштабы урбанизации приводят к серьезным изменениям глобальных систем обеспечения жизни и деятельности живущих на Земле народов.

В статье, на основе анализа мирового опыта, даются рекомендации по изменению государственной земельной политики в Российской Федерации. Рассматриваются земельные ресурсы как мощный фактор социального и экономического развития России.

Ключевые слова: земельные ресурсы, экономическое развитие, социальное развитие, государственная земельная политика, инвентаризация.

Главными естественными источниками решения этих задач в XXI веке будут возобновляемые природные ресурсы, базисной составляющей которых является земля. Поэтому российские богатейшие земельные ресурсы, как главный источник существования жизни человека, привлекают пристальное внимание во всем мире. К великому сожалению, с этим самым дорогим национальным богатством у нас не все в порядке, что справедливо вызывает серьезную озабоченность и тревогу гражданского общества, ученых и представителей бизнеса за равнодушное отношение государства к своим земельным богатствам. А их площадь составляет 1,7 млрд. гектаров, что равно площади трех европейских континентов.

В последнее время в России превалирует глубоко ошибочное представление о земле как об обычном товаре, которого у нас несметное количество и его можно забрасывать и не использовать не тысячами, а десятками миллионов гектаров, не понимая, что это приводит к огромным потерям не только продуктов питания, но и сырья для промышленности, а в рыночных условиях и значительных финансовых ресурсов, которые крайне необходимы государству.

О чрезвычайной важности земельных ресурсов в развитии страны очень четко сказано в выступлении Президента РФ В.В. Путина на заседании Президиума Госсовета «О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц» в октябре 2012 года. Вот его слова: «Нам с вами сегодня предстоит обсудить вопросы совершенствования использования земельных ресурсов. Вы хорошо знаете, что это мощный фактор экономического и социального развития и одновременно одна из самых сложных и исторически острых проблем вообще, а в нашей стране — в особенности».

Это позиция высшего руководства нашего государства. Она закреплена в главном Законе страны — Конституции Российской Федерации, статья 9 которой гласит: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и дельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Земля на Руси всегда была источником богатства и славы нашего народа, а российские земельные просторы постоянно привлекали наших завистников. А им есть чему завидовать! Россия занимает седьмую часть земного шара, площадь пашни составляет десятую часть от всех распаханных земель в мире, площадь под лесами занимает пятую часть от мировых ле-сопокрытых территорий. На территории России расположено более половины самых плодородных черноземных почв мира, половина мировых запасов пресной воды и 60% запасов древесины хвойных пород. Стоит наша российская земля не одну сотню триллионов долларов США. Вот где таятся наши реальные, а не мнимые источники инвестиций для устойчивого пространственного развития страны и повышения качества жизни наших граждан.

Осознавая это, наш великий государственный деятель и реформатор Петр Аркадьевич Столыпин все свои помыслы и дела направил, прежде всего, на земельные преобразования, считая, что «земля — это залог нашей силы в будущем, земля — это Россия.

У кого земля — у тех и власть». Поэтому все силы и законодателя, и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния — земли. Основной площадкой для проведения земельной реформы было земство. Он понимал, что мощное развитие России могут и способны обеспечить две главные составляющие — земельные и человеческие ресурсы. Бесплатная приватизация

земли, низкие налоги, дешевые кредиты и государственные субсидии были основой не только массового развития предпринимательства и освоения огромных территорий, но и создания среднего класса общества как созидательной основы и главного «щита» государства.

Для этого правительством были разработаны необходимые нормативно-правовые документы для осуществления «столыпинского земельного курса», а точнее полный комплекс землеустроительных дел на всей территории страны. С учетом предложений с мест были созданы необходимые информационные, экономические и административные условия для проведения преобразований, что позволило сосредоточить весь комплекс земельных дел в одном ведомстве. Основополагающим документом был закон о землеустройстве. Как раз такие действия правительства крайне нужны для России и сегодня.

Земля — один из важнейших геополитических факторов нашего государства. Земля — это «скреп» России. Она первична. Нефть, газ, лес, вода, уголь, золото, недвижимость — вторичны. Это прекрасно понимал П.А. Столыпин. Так почему же мы не понимаем, сегодня, что земля как объективно существующий природный объект выполняет экологическую и ресурсную функции, как место и условие жизни человека — социальную функцию, как единая территория государства — пространственно-политическую функцию, как объект хозяйствования — экономическую функцию. Вот какой мощный ресурс для экономического и социального развития России дала нам матушка-природа.

В то же время, имея такое реальное богатство, страна ведёт поиск ресурсов за счет которых возможно модернизировать экономику, обеспечить ее рост и пополнить бюджет. К великому сожалению, это происходит в самой крупной и самой богатой земельной державе

8 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 2 (374) / 2020

www.mshj.ru

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

мира с огромной рентной составляющей. Поэтому для прорыва страны в будущее ставка должна быть сделана не только на человеческий, но и на земельный фактор. И был прав древнекитайский философ Лао-Цзы, который еще четыре тысячи лет назад говорил, что государство может быть благополучным и мощным только при наличии трех составляющих: земля, народ и эффективное управление. Что не хватает сегодня России, чтобы продвигаться вперед — земель огромное количество, народ умный и трудолюбивый. А нет третьего составляющего — эффективного государственного управления своим земельным богатством.

В большинстве развитых стран земельные платежи в местные бюджеты являются самым устойчивым источником финансовых поступлений. Они составляют более половины их доходной части. А государство на своем уровне регулирует лишь правила их взимания. Видимо, настала пора и нам уйти от крайне неэффективной краткосрочной неэффективной земельной политики и от безграмотного раздела территории на земельные участки без комплексного земельного проектирования и перейти к стратегическому государственному управлению земельными ресурсами на основе комплексных программ и проектов по использованию самой крупной в мире земельной территории.

Придавая особую значимость земле, как главной базовой составляющей стабильного развития России, на вышеупомянутом заседании президиума Государственного совета РФ 2012 года были определены главные направления повышения эффективности использования богатейших земельных активов, прежде всего, в интересах народа и устойчивого развития общества и экономики. Но сегодня, отметил Президент РФ, этот мощный земельный потенциал используется малоэффективно: «Люди пишут, что невозможно найти информацию о свободных землях, что они находятся в положении бесправных просителей, что с их запросами и потребностями никто не считается и что надо помучиться от трех и более лет, прежде чем получить участок. В результате земля остается нереализованной и не работает в полную силу. Произвол и коррумпированность чиновников гасят, тормозят полноценное развитие земельных отношений в России. И, как следствие, замедляется продвижение страны в целом». Такова оценка состояния дел в земельной сфере, данная высшим руководством государства.

Какие же особо важные и первоочередные проблемы необходимо решить? Это: разграничить государственную собственность на землю, сформировать единый информационный ресурс о земле, выработать условия, ускоряющие и упрощающие предоставление земельных участков в собственность или в аренду и эффективно и комплексно использовать землю для строительства жилья. «Без решения вопроса о земле мы и жилищный вопрос также не решим никогда», — отметил В.В. Путин.

Но, к великому сожалению, до сих пор государственная собственность не разграничена. Не определены территории, подлежащие резервированию для федеральных и других государственных нужд и для решения местных задач. В то же время продолжаются «захваты» ценных земель с использованием понятия «не-разграниченная государственная собственность». При этом выбираются лучшие участки, а остальные территории в большинстве своем

забрасываются. И таких земель многие миллионы гектаров. Только сельхозземель не используется более 40 млн га, а это площадь пашни такой высокоразвитой страны, как Канада. Не надо пояснять, какое количество продукции теряет Россия, тратя в то же время миллиарды долларов на закупку продовольствия за рубежом. Да плюс к этому многие сельские жители остаются без работы.

Одна из важных проблем — разграничение государственной собственности на землю. Здесь у нас все еще очень много неразберихи: значительное количество земель простаивает. Нужно принять меры и требовать внятного обоснования потребности в земле от ведомств и организаций, в расположении которых находятся миллионы гектаров. А всего не используется государственных земель около 600 млн гектаров. А это площадь Европы или треть территории России.

Если земля не работает, давайте будем передавать её другим собственникам, в том числе муниципалитетам, они ближе к людям и вполне способны решить, где дом построить, где картошку посадить или как-то по-другому использовать землю с пользой для людей и для страны. Но это поручение Президента до сих пор не выполнено. Да и выполнять, к великому стыду, некому. В стране вот уже два десятка лет нет земельного органа, который надо было усилить, а его упразднили после принятия нового Земельного кодекса. Такого еще не сделала ни одна развитая страна.

Главное богатство народа и главную территориальную составляющую России государство умудрилось отдать в руки многочисленных федеральных ведомств, одновременно лишив прав местные органы обустраивать свои территории и, соответственно, решать социальные и другие задачи по созданию условий жизни и деятельности живущих там граждан. Где бы ни был человек, он хочет жить достойно. Президент на недавнем заседании Госсовета по развитию местного самоуправления поставил задачу решить эту проблему. Но это давно и успешно решил наш сосед Китай. Он более 40 лет назад включил свои земельные ресурсы в качестве главной рентной составляющей и базисной основы развития страны, для чего создал мощный единый государственный земельный орган по управлению земельными ресурсами.

Такой орган был и у нас — Госкомзем России. Он от имени государства проводил инвентаризацию всей российской земли, на ее основе вел ее ежегодный государственный учёт и оценку, земельный кадастр и регистрацию прав, на всей территории разрабатывал схемы землеустройства в разрезе районов, субъектов РФ и страны в целом, а также проекты землеустройства отдельных территорий.

В 90-х годах прошлого столетия в соответствии с принятыми законодательными актами земельными органами на местах были созданы специальные земельные аренды, которые позволили провести бесплатное перераспределение земель в пользу граждан. В частную собственность передано более 130 млн. гектаров, что больше площади пашни всех европейских государств. На государственный кадастровый учёт были поставлены земельные участки более 45 млн. граждан России и одновременно земельные комитеты зарегистрировали права на них.

На начало 2000 года были наделены землей 265 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, 30 тысяч уволенных в запас военнослужащих получили землю, около одного миллиона гектаров было выделено гражданам России для индивидуального жилищного строительства. Проведена огромная работа по делимитации границы с Украиной, Казахстаном, Грузией и Азербайджаном. В тот же период Госкомзем приступил к созданию многофункциональной земельной информационной системы, которая на основе реальных данных о земле должна обеспечить устойчивость единого экономического пространства России. Нужно было в короткие сроки создать по всей стране мощную земельную налогооблагаемую базу, которая должна была обеспечить огромные дополнительные поступления от земли и недвижимости в местные бюджеты.

Для этих целей было подготовлено несколько тысяч высококвалифицированных кадров — землеустроителей в Центре по управлению земельными ресурсами «Земля» в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Государственном университете по землеустройству и других вузах страны. В целом за 10 лет работы Госкомзема были заложены основы нового земельного строя России, который необходимо было закрепить законодательно и реализовать в начале XXI века.

В итоге в земельной сфере страны земельными органами было сделано все необходимое, чтобы на всей территории запустить реальный регулируемый государством земельный оборот и не только на частных, но и государственных землях, как в Китае.

Но этого не случилось. Огромную собственную работу по наведению порядка в земельной сфере страны, государство ликвидировало вместе с высококвалифицированным земельным органом, и приступило к внедрению непригодной для огромных российских земельных просторов «западной модели», что позволило сделать огромную земельную территорию страны не базисом и «скрепом» устойчивого пространственного развития, а обычным точечным штучным «товаром».

Сегодня в стране не проводится комплексное землеустройство и полная инвентаризация всех земель. Вот уже 20 лет не ведется государственный учёт всей земли. Из-за отсутствия долгосрочной земельной политики не осуществляется планирование использования и комплексная оценка всех земельных богатств России. А отсюда произвол, коррумпированность, безответственность и безграмотность огромной армии чиновников, присосавшихся к мощному российскому «земельному кораблю» и работающих на себя, а не на народ, общество и государство.

Отсутствие на территориях научно-обоснованных «правил игры» с земельными ресурсами, а это землеустройство, которое должно быть главным государственным регулятором российского землепользования, дало возможность не только многочисленным ведомствам, но и местным органам власти применить к государственным землям, а их 92% территории страны (более 1,5 млрд га), надуманное понятие «неразграниченная государственная собственность» и в нарушение Конституции и поручений Президента РФ решать свои ведомственные, а часто и личные вопросы.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (374) / 2020

LAND RELATIONS AND LAND MANAGEMENT

Все это привело к деградации российской земли, а это касается не только сельскохозяйственной, но и в наименьшей степени лесной, городской, охранных и других территорий. Сегодня отсутствует надежная законодательная база, регулирующая правовые, экономические, экологические, организационные и другие аспекты эффективного государственного управления земельными ресурсами страны как единым территориально-пространственно-природным базисом устойчивого развития России и одновременно сложным социально-эколого-экономическим объектом государственного управления.

Не храня главное «народное добро» — землю, страна теряет огромные средства и не получает значительные инвестиции. А могли бы иметь за счет земельных активов не один триллион дополнительных поступлений и, в основном, в местные бюджеты. А это реальное решение многих социальных проблем (образование, медицина, наука), а также комплексного обустройства территорий и многих других местных задач в интересах своего народа.

Земля, как единая территория государства с ее огромными лесными и водными богатствами, запасами недр и недвижимостью — это неразрывный и неделимый природный организм (ресурс), который нельзя разорвать на отдельные «клочья». Все попытки — это сделать для любого государства всегда заканчивались неудачей и огромными потерями для народа, общества и страны в целом. Такое в разные периоды происходило с Японией, Англией, США и рядом других сегодня развитых стран. Но они быстро выходили из сложной ситуации и первую задачу, которую они решали, это наведение порядка на земле. Почему же в России это не делается? Государство обязано уже в ближайшее время ответить на этот вопрос и решить его. Ведь только при строительстве жилья земельный фактор составляет от трети до половины его стоимости. Это ли не резерв, используя который, местная власть может снизить его стоимость и соответственно сделать жилье доступным для наших граждан.

Земля, которую можно уже в ближайшее время передать территориям для создания своего земельного фонда для наделения ею граждан и бизнеса, не менее 200-250 млн. га. Это не только сельхоз земли, но и лесные, водные и другие территории. Кто мешает создавать, например, лесные фермы, как это делается в Канаде, Швеции, Финляндии? Это будет гораздо эффективнее, чем они не используются совсем, к тому же огромные территории захламлены и заброшены. Для выявления неиспользуемых земель следует провести инвентаризацию всех земельных ресурсов страны, в которой отразить их реальное состояние. В США и в Китае, например, она проводится раз в пять лет. Известно, что без учета земли, нельзя проводить землеустройство и зонирование территорий, планировать эффективное использование земли и ее комплексную оценку, а, соответственно, и охранять и нести ответственность за нее, как это предусмотрено Конституцией РФ и федеральным земельным, природоохранным и другими законодательствами.

Это позволит резко сократить затраты на такие бюрократические действия чиновников, как выбор и согласование участков, принятие необъективных решений, рассмотрение и утверждение материалов, максимально сокра-

тится произвол и коррумпированность, бюрократизм и волокиту при получении участков. Да и народ почувствует реальную помощь от властных структур в оформлении земли. Но без проведения инвентаризации российской земли выполнить чрезвычайно важные поручения руководства страны очень сложно, а зачастую и невозможно.

Многие страны (Китай, Вьетнам, Монголия, СНГ и др.) при нашем участии внедрили с учётом своих особенностей нашу российскую земельную систему, за что нам благодарны. А Россия, наоборот, её упразднила. Но прошедшее время показало, что такие «упражнения» с землей очень дорого обходятся государству и, прежде всего, нашим гражданам — налогоплательщикам. Все эти просчёты государственной политики привели к тому, что в самой богатой земельной державе мира — самые мизерные в мире земельные платежи. К примеру, в США с 300 млн. га государственных земель получают ежегодно около 170 млрд. $, а в России с 1,5 млрд. га (т.е. в 5 раз больше) государственных земель получают те же 170 млрд., но рублей. А ведь эти средства должны быть основой местных бюджетов. Вот, где зарыт огромный пласт дополнительных инвестиций, которые, прежде всего, нужно искать не в банках и у народа, а на земле. Это решит две сверхважные задачи государства:

Первая — местная власть, получив немалые средства от земельных активов, сможет в значительной мере решить многие экономические, социальные и экологические проблемы и комплексно обустроить свою территорию.

Вторая — федеральная власть, сохранив значительные средства в федеральном бюджете, сможет направить их на освоение и пространственное развитие территории страны. И самое главное — самые надежные, постоянные и долгосрочные земельные активы можно направить на создание специальных территориальных земельных фондов. Их нужно оценить и использовать также в качестве гаранта перед банками при получении кредита для развития малого и среднего бизнеса, да и самим территориям со своей земельной собственностью участвовать на условиях кооперации в развитии своей территории. Это будет наш собственный российский путь обустройства огромных земельных пространств для укрепления суверенитета России и повышения качества жизни всех россиян.

Большинство наших соседей, да и многие другие страны в вопросах эффективного государственного управления и использования своих земельных ресурсов ушли вперед, оставив нас далеко позади, т.е. на «задворках» планеты Земля. Видимо, это сделано умышленно в качестве примера, как нельзя обращаться с нашей первоосновой и главным земельным богатством. Поэтому Россияи не сотрудничает с другими странами в земельной сфере, а ведь раньше оно было со многими государствами, как развитыми, так и развивающимися. И его следовало бы восстановить. Для чего? Ответ очень простой.

Государство, вступив в XXI век, не знает размер природной ренты на душу населения от национального достояния (полезные ископаемые, углеводороды, леса, биоресурсы, водные богатства, земельные участки и расположенная на них недвижимость и др.). А ведь это дало бы ответ на главный вопрос, обеспечивающий

достойную жизнь нашего народа на земле, а также эффективность и целесообразность использования этих ресурсов на различных территориях великой России и в целом по стране.

Учитывая, что в России 92% земельной территории (1,5 млрд. га) находится в государственной собственности, одним из основных принципов рационального использования и охраны земель должно быть государственное управление землей, которое обеспечивает деятельность государства, связанную с учетом и регистрацией земли, планированием ее использования в соответствии с перспективными планами экономического и социального развития территорий и страны в целом.

Государство сегодня должно знать каков единый земельный актив страны оно имеет, включая лесные, водные ресурсы, недра и недвижимость. Это должно делаться одновременно с переписью населения. Такая система работает в развитых странах. Для ее реализации государство создает единый земельный орган по управлению землей.

Руководствуясь положениями Конституции РФ, указаниями и поручениями Президента РФ одним из самых актуальных направлений деятельности государства должна быть разработка и законодательное принятие современной долгосрочной земельной политики, решающей следующие задачи:

1. Законодательно установить, кто в стране определяет государственную земельную политику.

2. Кто определяет меры по реализации государственной земельной политике.

3. Кто обеспечивает реализацию этих мер и несет за это всю полноту ответственности перед народом и государством.

Исходя из вышеизложенного, в целях успешного решения ключевых задач и перспектив развития России, государственную земельную политику, как минимум, должен определять Президент страны. Меры по претворению этой политики в жизнь должно определить Правительство РФ. Исполнение намеченных мер в целом по стране и на территориях должен реализовать единый государственный земельный орган, который входит в структуру Правительства РФ.

Главное в земельной политике государства должно быть признание высочайшей ценности земли, особой её охраны, защита прав и законных интересов всех землепользователей, регулирование земельных отношений, эффективное управление земельными ресурсами страны, создание пространственных условий для устойчивого развития общества и государства. В этих целях органы власти всех уровней обязаны:

• создать совместно с научной общественностью и реализовать собственную российскую систему землепользования и землеустройства, обеспечивающую вовлечение мощного земельно-ресурсного потенциала в эффективное пространственное развитие страны;

• определить наряду с человеческим капиталом земельно-ресурсный потенциал как главный носитель ренты в качестве основного звена устойчивого развития России, провести учет и оценку на рентной основе земельно-ресурсного потенциала в составе национального богатства страны и поставить его на государственный баланс;

1G -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № Z (Э74) | ZOZO

www.mshj.ru

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

.Uí. •о*

^txw

• делегировать территориям отдельные государственные полномочия, направленные на увеличение налогооблагаемой базы за счёт передачи 200-250 млн. га государственных земель в их собственность для предоставления ее в собственность или в аренду гражданам и юридическим лицам, в первую очередь для ведения малого и среднего бизнеса и наделения землей многодетных семей;

• вовлечь в принятие решений и реализацию новой государственной земельной политики главную созидательную силу России — Гражданское общество, которое обеспечит системную работу с народом на местах, тесные связи с социальными и профессиональными слоями, работу в трудовых коллективах и главное — укрепит связь народа с властью. А это сегодня крайне важно для такой великой мировой державы, которой является наша страна.

Сегодня наша планета разделена географически на различные территории, которые находятся под разными государственными суверенитетами. Мир раздроблен, не имеет ли-

дера, способного чётко сформулировать пути долгосрочного устойчивого развития и увлечь за собой всё человечество. Таким лидером, подающим пример другим, может стать Россия, имеющая самые богатые в мире земельные ресурсы и человеческие, научные и другие возможности для их эффективного использования и успешного пространственного развития нашего государства.

Это будет мощный Земельный проект России как великой мировой державы и реальная глобальная цивилизационная инициатива нашей страны по эффективному освоению огромных земельных пространств, который позволит не только укрепить ее позиции в мировом сообществе, но и считать общепризнанным лидером сохранения мира и самой жизни человечества на Земле. Такова миссия Великой России в двадцать первом веке.

Литература

1. Комов Н.В., Шарипов С.А., Цыпкин Ю.А., Коноко-тин Н.Г., Фомин А.А., Сорокина О.А. Управление земельными ресурсами. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научный консультант», 2020. 556 с.

2. Цыпкин Ю.А., Алтухов А.И., Баутин В.М., Близню-кова Т.В., Бордияну И.В., Борисычев Р.Г., Губарев Е.В., Демченко А.А., Долгушкин Н.К., Донцова Л.В., Дудченко А.Л., Дуранин М.Ю., Камаев Р.А., Комов Н.В., Орлов С.В., Павленко Д.П., Пакулин С.Л., Папцов А.Г., Феклистова И.С., Фомин А.А. и др. Оценка земельных ресурсов и агробизнеса. Серия: Оценка бизнеса. M.: PRO-Appraiser, 2G19. 44б с.

3. Tsypkin Yu.A., Feklistova I.S. Assessing the efficiency of management and land use in the agrarian sector of municipalities. IOP conference series: earth and environmental science, 2G19. С. G12G89. DOI: 10.1088/1755-1315/274/1/012089

4. Цыпкин Ю.А., Фомин А.А., Пакулин С.Л., Козлова Н.В., Феклистова И.С. Инновационные направления устойчивого развития агропромышленного комплекса // Международный сельскохозяйственный журнал. 2G19. № б (372). С. 84-88. DOI:10.24411/2587-б740-2019-1б113

5. Демченко А., Решетилова Н., Цыпкин Ю .Экономический потенциал при эффективной земельной реформе в России // АПК: Экономика, управление. 1998. № 3. С. 9-15.

6. Мамонтова И.Ю. Rational use and protection of agricultural lands // International agricultural journal. 2G2G. № 1. DOI:10.24411/2588-0209-2020-10143

7. Мамонтова И.Ю., Фомина М.А. Институциональные проблемы России, обусловленные наличием природных ресурсов // «StudNet». 2G2G. № 1.

Об авторах:

Комов Николай Васильевич, академик РАН, доктор экономических наук, профессор, ran-komov@mail.ru

Конокотин Николай Георгиевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой городского кадастра, konokotinng@mail.ru Цыпкин Юрий Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга, , ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0774-485X, tsypkin@valnet.ru

Фомин Александр Анатольевич, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономической теории и менеджмента, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3881-8348, agrodar@mail.ru

Козлова Наталья Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, apolo2007@mail.ru

LAND RESOURCES ARE A POWERFUL FACTOR IN THE ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT OF RUSSIA

N.V. Komov1, N.G. Konokotin1, Y.A. Tsypkin1, A.A. Fomin1, N.V. Kozlova2

'State university of land use planning, Moscow, Russia 2Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod, Russia

The current trends in world development, the rapid pace and scale of urbanization are causing major changes in the global systems for the lives and activities of peoples living on Earth.

The article, based on the analysis of world experience, gives recommendations on changing the state land policy in the Russian Federation. Land resources are considered a powerful factor in the social and economic development of Russia.

Keywords: land resources, economic development, social development, public land policy, inventory.

References

1. Komov N.V., Sharipov S.A., Tsypkin Yu.A, Konokotin N.G., Fomin A.A., Sorokina O.A. (2020) Upravlenie zemel'nymi resursami [Management of land resources]. Moscow: Scientific consultant. 556 p.

2. Tsypkin Yu.A., Altukhov A.I., Bautin V.M., Bliznyuko-va TV, Bordiyanu I.V., BorisychevR.G., Gubarev E.V., Demchen-ko A.A., Dolgushkin N.K., Dontsova L.V., Dudchenko A.L., Dura-nin M.Yu., Kamaev R.A., Komov N.V., Orlov S.V., Pavlenko D.P., Pakulin S.L., Paptsov A.G., Feklistova I.S., Fomin A.A. i dr. (2019) Otsenka zemel'nykh resursov i agrobiznesa [Land and agri-

About the authors:

business assessment]. Seriya Otsenka biznesa. Moscow: PRO-Appraiser. 446 p.

3. Tsypkin Yu.A., Feklistova I.S. (2019) Assessing the efficiency of management and land use in the agrarian sector of municipalities. IOP conference series: earth and environmental science. pp. 012089. doi: 10.1088/1755-1315/274/1/012089

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Tsypkin Y.A., Fomin A.A., Pakulin S.L., Kozlova N.V., Feklistova I.S. (2019) Innovatsionnye napravleniya ustoichi-vogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa [Innovative directions of sustainable development of agro-industrial complex]. Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaistvennyi zhurnal, No 6 (372), pp. 84-88. doi:10.24411/2587-6740-2019-16113

5. Demchenko A., Reshetilova N, Tsypkin Yu. (1998) Eh-konomicheskii potentsial pri effektivnoi zemel'noi reforme v Rossii [Economic potential with effective land reform in Rus-sia].APK: Ehkonomika, upravlenie [Agrarian and industrial complex: Economy, management], No 3, pp. 9-15.

6. Mamontova IJ. (2020) Rational use and protection of agricultural lands. International Agricultural Journal. No 1. doi:10.24411/2588-0209-2020-10143

7. Mamontova I.J., Fomina M.A. (2020) Institutsional'nye problemy Rossii, obuslovlennye nalichiem prirodnykh resursov [Russia 's institutional problems due to the availability of natural resources]. «StudNet», No 1.

Nikolay V. Komov, academician of the Russian academy of sciences, doctor of economics, professor, ran-komov@mail.ru Nikolay G. Konokotin, doctor of economic sciences, professor, head of the department of urban cadastral, konokotinng@mail.ru

Yury A. Tsypkin, doctor of economic sciences, professor, head of the department of marketing, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0774-485X, tsypkin@valnet.ru Alexander A. Fomin, candidate of economic sciences, professor of the department of economic theory and management, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3881-8348, agrodar@mail.ru

Natalya V. Kozlova, candidate of economic sciences, associate professor, apolo2007@mail.ru

tsypkin@valnet.ru

"yJSIJSjfe, МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ №2 (374)/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.