кономичЦки
науки
УДК: 332.21
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КРЫМУ
ЕМЕЛЬЯНОВ Дмитрий Николаевич, канд. эконом. наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А.Костычева, e-mail: [email protected]
Автор рассматривает нынешнее состояние земельных отношений в российском Крыму, существующие проблемы и противоречия, перспективы их развития. В работе дается краткий критический анализ земельных преобразований до воссоединения Крыма с Россией. Земельная реформа в Крыму вступила в практическую фазу с 1999 года, но в силу нечеткости и противоречивости украинского земельного законодательства и необходимости постоянного администрирования и принятия отдельных решений для каждого конкретного случая, она шла очень медленно. Значительным негативным фактором, препятствовавшим нормальному ходу реформы и эффективному распределению земель, была массовая коррупция, особенно при принятии решений о распределении дорогих земель в курортной зоне полуострова. Автор характеризует новую региональную законодательную базу в рамках российского законодательства и план дальнейших земельных преобразований, ход бесплатного распределения земель, решение проблемы самовольного захвата земель, налаживания земельного рынка. В конце работы автор систематизирует свои предложения по совершенствованию этих отношений.
Ключевые слова: земельные отношения в Крыму, самозахваты земель, проект «Крымская Калифорния», межевание и кадастрирование земель, «прозрачность» земельных отношений, субсидирование крымского сельского хозяйства.
Введение
Возвращение Россией Крыма является актом исторической справедливости, несмотря на то, что мировое общественное мнение по этому поводу сильно разделилось, и политические силы, негативно воспринявшие это воссоединение, достаточно влиятельны. Рано или поздно и они будут вынуждены с этим смириться, ибо у Крыма не было достойного будущего в рамках нынешней, разрываемой гражданской войной, Украины с почти полностью разоренной экономикой. Положительные эмоции и взрыв патриотизма россиян по этому поводу неизбежно будут угасать, особенно в условиях тяжелейшего экономического положения, в котором уже находится и сама Россия и в котором она, видимо, будет пребывать еще какое-то время, но проблемы, поставленные этим воссоединением, будут, наоборот, нарастать. Причем речь идет не только о внешних проблемах (негативные последствия от санкций со стороны ряда стран, экономической и политической блокады полуострова, конфликта на много лет с Украиной), но и о внутренних, которые не решались очень много лет. Среди всех этих проблем можно выделить и сложную проблему урегулирования земельных отношений в Крыму, которая на полуострове стоит даже более остро, нежели проблемы земельных отношений в остальной России. Но именно ее решение является важнейшим фактором политической и социальной стабильности стратегически важного для России Крыма.
Объекты и методы
Объектом анализа в данной статье является нынешнее состояние земельных отношений в Крыму, существующие проблемы и противоречия, перспективы их развития. Делаются предложения по совершенствованию этих отношений. Данный анализ предполагает сочетание исторического и
© Емельянов Д.
логического подходов, использование методов формальной и диалектической логики, обычно применяемых при анализе экономических проблем.
Основная часть
Земельный фонд Крыма представлен 2,6 млн. га, из которых 72% (1,9 млн.га) - сельскохозяйственные земли, 10% (0,3 млн. га) - лесной фонд, 9% (0,2 млн. га) - водный фонд, 5% (0,1 млн.га) - охраняемые территории или территории специального режима. Иначе говоря, преобладающая часть земель территории республики - это основа развития аграрного сектора, в котором благоприятные климатические условия сочетаются с определенным дефицитом воды. Земельная реформа в Крыму вступила в практическую фазу с 1999 года, однако в силу нечеткости и противоречивости украинского земельного законодательства, необходимости постоянного верхнего администрирования путем принятия отдельных решений для каждого конкретного случая, она шла очень медленно. Значительным негативным фактором, препятствовавшим нормальному ходу реформы и эффективному распределению земель, была также массовая коррупция, особенно при принятии решений о распределении дорогих земель в курортной зоне южного берега Крыма. Проблема распределения земель усугубилась и постоянно нарастающей межнациональной проблемой в результате массового возвращения крымских татар, которые были депортированы из Крыма в годы Великой Отечественной войны, но впоследствии реабилитированы. В Крым вернулись 250 тыс. крымских татар, которые составляют 12% населения региона. Начались самозахваты земель крымскими татарами, что еще больше замедлило ход реформы.
Несмотря на то, что земельная реформа все-Н.2015 г
13-
Вестник ФГБОУ ВПО РГАТУ, №1 (25), 2015
таки шла, создавались возможности для более эффективного использования земли, начал формироваться земельный рынок, хотя общие результаты реформы пока являются достаточно скромными. Лишь треть сельских жителей получили полноценные земельные паи и смогли в полной мере реализовать свое право на землю [5].Зато в полной мере проявили себя негативные стороны реформы, а именно: большие масштабы теневой скупки земли и земельных спекуляций, массовые злоупотребления при ее бесплатном распределении, что в свою очередь провоцирует ее самозахваты и незаконные хозяйственные самообустройства земель, рост социальной и межнациональной напряженности на почве нерешенного земельного вопроса. Например, проверка, проведенная во второй половине 2014 года, выявила 59 самовольно занятых земельных массивов, занимающих площадь почти 1,5 тысячи гектаров [7]. Одним словом, новой, российской, власти надо как можно быстрее решать накопившиеся за последние четверть века в украинском Крыму земельные проблемы.
Но есть и еще одно интересное историческое обстоятельство в сфере земельных отношений полуострова, которое требует прояснения. Вообще в истории России есть немало белых пятен. Одним из них является так называемый «проект «Крымская Калифорния». Еще в 20-е годы ХХ века в США возникла идея создания на территории Крыма еврейского государства, дружественного США. Еврейско-американская благотворительная организация «Джойнт», часто представлявшая до установления дипломатических отношений с США интересы этой страны в Советской России, начиная с 1924 года, выделяла ей заем под залог 375 тысяч гектаров крымской земли. Он предоставлялся в течение 10 лет по $ 900.000 в год под 5% годовых. Вся сумма займа оформлялась в виде специальных облигаций, которые скупали заинтересованные в реализации проекта лица в США. В случае невозврата кредита в установленный срок (начало выплат - 1945 год, окончание - 1954 год) они становились бы собственниками крымских территорий. Эти земли в дальнейшем могли бы составить основу будущего независимого государства. Кстати, мировая история не имеет прецедентов такого рода. Известны лишь случаи продажи земель одним государством другому. Так, например, неоднократно расширялась территория США. Параллельно с предоставлением займа специально созданная структура «Агро-Джойнт» заключила в течение 1924-33 годов с советским правительством в лице комитета по землеустройству евреев в Крыму (КомЗЕТ) ряд договоров, в соответствии с которыми КомЗЕТ в специально созданных еврейских национальных районах предоставлял земельные участки еврейским поселенцам в основном с Западной Украины и Белоруссии, а «Агро-Джойнт» финансировал создание и функционирование на них 186 коллективных хозяйств [8]. В свете тогдашних представлений значительной части большевиков о затишье перед предстоящей мировой коммунистической революцией и отмене в перспективе товарно-денежных отношений проблема возврата данного кредита,
и тем более передачи кому бы ни было земель, скорее всего не рассматривалась вообще. Зато текущие финансовые выгоды в период неустойчивого НЭПа были налицо. Неизвестно ни о каких бы то ни было переговорах по этому проекту между СССР и владельцами земельных облигаций в 4050-е гг. ХХ века, ни о возврате предоставленного кредита. Сам проект «Крымская Калифорния» в итоге потерпел неудачу. Дело в том, что еще 18 октября 1921 г. была образована Крымская АССР с очень широкими правами, характерными в первые послереволюционные годы для автономных республик, вплоть до самостоятельных внешних сношений по дипломатической и торговой линиям. Все земельные вопросы тем более находились в их полной компетенции. И, строго говоря, советские власти, закладывая крымские земли, выходили за рамки своей компетенции, что, впрочем, в то время было не столь редким явлением. Но, кроме юридической ничтожности закладывания земель в обеспечение кредита, идея создания в Крыму еврейской автономии натолкнулась на сильное сопротивление местного сельского населения -русских, крымских татар, греков, караимов и других народов, не желавших отдавать свои земли переселенцам. Сыграло свою роль и нежелание многих поселенцев заниматься непривычным для них сельскохозяйственным трудом. В итоге большая часть переселенцев вернулась назад, другие перебрались в города. Есть несколько версий о причинах передачи Н.С.Хрущевым в 1954 г. Крыма Украине - по глупости, в связи с 300-летием воссоединения Украины с Россией, из желания угодить украинцам в силу причастности Хрущева к массовым репрессиям, для упрощения решения вопросов водоснабжения Крыма. Но нельзя упускать из виду и то, что именно в 1954 г. истекали сроки расчета по предоставленным в свое время Советской России кредитам под залог крымских земель. Хотя СССР представлял из себя единое государство, можно было поставить под сомнение условия подписанного когда-то Советской Россией договора и игнорировать требования о передаче земель. Возвращение Крыма спустя 60 лет в состав России опять поднимает этот вопрос. Мировая практика показывает, что долговые проблемы могут растягиваться даже на многие столетия. Например, в 2014 году Великобритания внезапно заявила о намерении рассчитаться по государственным долгам, возникшим еще в 1720 году, в Х1Х веке, а также в годы первой мировой войны. СССР с использованием методов тайной дипломатии в свое время отчасти рассчитывался по царским долгам. Современная Россия без лишнего афиширования до 2030 г. продолжает рассчитываться с США по «ленд-лизу» времен второй мировой войны. Поэтому нельзя исключать того, что вопрос о заложенных крымских землях еще когда-нибудь встанет. Но можно предположить, что, если он и будет решаться, то не путем передачи иностранцам российских теперь уже земель. Современное российское законодательство, а именно Земельный кодекс РФ (статья 15) и Федеральный закон N 101-ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (статья 3) создают необходимую правовую основу для этого.
Пока решение наболевших земельных проблем в Крыму находится в самом начале. Но объем нормативно-правовой деятельности в этой сфере вырос за 2014 год уже в три раза. Предполагается, что правовое урегулирование всего комплекса вопросов, связанных с земельными отношениями, завершится к концу 2014 -началу 2015 года [1]. Успешно на новой юридической основе идет процесс дооформления землеотводов, начатый до референдума о независимости Крыма. Уже создана региональная служба по земельному фито-санитарному надзору, которая займется ревизией земель с точки зрения их использования. В рамках комплексной Программы «Земля-Народу! Построй свой дом на своей земле!» в соответствии с российским и новым местным законодательством идет бесплатное распределение дачных и садовых земельные участков и создание некоммерческих товариществ их собственников [2]. 24 декабря 2014 года в Республике Крым был принят закон "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений". Этот документ дает возможность получить бесплатно в собственность земельные участки гражданам - членам ранее созданных садоводческих товариществ, и крымчанам, имеющим в собственности на земельных участках жилые дома. Всего под действие закона попадает около 300 тысяч крымчан. Те крымчане, которые не относятся к числу нуждающихся, но возвели до 16 марта 2014 года на участках капитальные строения, должны будут выкупить землю или снести самострои. Льготными категориями граждан, имеющих право на приобретение земельных участков, являются ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны; граждане, признанные подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации, либо пострадавшими от политических репрессий; инвалиды-чернобыльцы; многодетные семьи; крымчане, проживающие в аварийных домах, а также семьи, в которых обеспеченность жилой площадью составляет не более 10 метров на человека. В некоторых районах республики планируется даже изменить статус необрабатываемых сельскохозяйственных земель на земли под индивидуальное жилищное строительство.
Кроме того, обсуждается проект закона "О регулировании вопросов, связанных с самовольным занятием земель на территории Республики Крым". Он предусматривает, что каждый крымча-нин может один раз получить в собственность на бесплатной основе самовольно занятый земельный участок размером от 5 до 10 соток [4]. Но этот человек должен быть признан нуждающимся в его получении, а именно: не может иметь в собственности другой земельный участок; на каждого члена семьи должно приходиться менее 13 квадратных метров жилой площади. Кроме того, эти домовладения должны находиться в зоне, где разрешена застройка. Не будут узаконены самозахваты в пределах природоохранной или заповедной зон. Вместе с тем допускается легализация земельных участков с построенными, но не введенными в эксплуатацию домами, владельцы
которых заключили договоры с электроснабжа-ющими организациями и регулярно оплачивают коммунальные услуги. По некоторым данным, в Крыму насчитывается 1,6 тысячи таких строений. Если самовольно занятыми оказались земли, уже находящиеся в частной собственности, людям предложат взамен другие участки. Все граждане, независимо от национальности, должны напрямую решать вопросы выделения земли с органами власти, а не через посредников в виде каких-либо общественных организаций. Любая общественная организация, выступающая в роли посредника, формально признает свою роль как организатора в процессе самозахвата определенных территорий, то есть подпадает под законодательное преследование. Интересно, что всего 10 из 59 руководителей "полян протеста" сдали списки участников самозахватов, а абсолютное большинство проигнорировали это предложение [3]. Уже с 1 апреля жители Республики Крым начнут получать земельные участки или смогут легализовать самовольно занятые.
Возможно, что процесс земельных преобразований в Крыму будет ускорен тем, что в 2015 году в России начнется очередной - завершающий -этап земельной реформы. Его дополнительной юридической основой является Федеральный закон №171-ФЗ „О внесении изменений в Земельный кодекс Рф и отдельные законодательные акты РФ" от 23.06.2014 г., который вступит в силу с 1 марта 2015 года, а смысл состоит в том, чтобы ввести в оборот земли, которые сейчас не используются, и максимально упростить процедуру оформления участков как для бизнеса, так и для граждан. Устанавливается новый порядок предоставления и гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В частности, землю можно будет получить без аукциона - например, льготным категориям населения и жителям малонаселенных местностей. С 2015 до 2020 года будет действовать норма, согласно которой в упрощенном порядке можно оформить так называемые прирезки к участкам -самозахваченные участки земли, на которые никто больше не претендует. Это будет платная, но недорогая процедура. Неиспользуемые в течение трех лет участки будут изыматься - эта норма существовала в законодательстве и прежде, но в новом законе прописана процедура ее осуществления. Самая главная положительная сторона нового закона состоит в том, что он делает процедуру распределения земли прозрачной. Новый закон разрабатывался с учетом обобщения почти 25-летнего опыта налаживания рыночных правоотношений в землепользовании. В нем много детально прописанных процедур прямого действия с конкретными и достаточно краткими сроками их выполнения (не более трех месяцев). Ожидается, что новое земельное законодательство позволит снизить цены на землю - во-первых, потому что практически любой сможет купить участок напрямую у местных органов власти, минуя посредников, во-вторых, потому что должно значительно увеличиться предложение земли, поскольку в оборот будет дополнительно введено значитель-
3
Вестник ФГБОУ ВПО РГАТУ, №1 (25), 2015
ное количество неиспользуемых земель [6].
На наш взгляд, основными направлениями решения земельных проблем Крыма являются следующие направления деятельности новых властей:
1. срочная разработка и принятие всего комплекса местных законов и других нормативно-правовых актов по земельным отношениям с учетом специфики Крыма, но в рамках земельного законодательства России;
2. срочное проведение полноценного межевания и кадастрирования всех крымских земель с оценкой их стоимости;
3. кардинальное и максимально быстрое решение проблемы самозахватов земли путем их узаконивания в случае наличия у фактических владельцев права на бесплатное получение земли или ее изъятия в случае отсутствия этого права;
4. «прозрачная» процедура составления списков претендентов на получение бесплатного жилья в силу возможной проблемы нехватки земли для всех претендентов на нее и четкие критерии признания нуждающимися в земле; неущемление прав лиц, подавших заявки на получение жилья до воссоединения Крыма с Россией;
5. изъятие неиспользуемых в течение последних трех лет земель у их фактических владельцев;
6. предоставление возможности горожанам получить бесплатно дачные и садово-огородные участки.
Каждое из перечисленных направлений позволит решить конкретную проблему, мешавшую ранее эффективным земельным преобразованиям. Первое направление позволит исключить в дальнейшем необходимость чрезмерного администрирования, а также массовые злоупотребления при распределении земли, что было типичным для «украинского» периода Крыма.
Второе направление позволит избежать многочисленных территориальных земельных споров и более справедливо распределить землю между желающими в диапазоне норм размеров предоставляемых участков, полноценно закрепить их права на земельную собственность, а впоследствии создать нормальные условия для земельного оборота - купли-продажи земли, ипотеки, аренды, дарений и наследований, где требуется достаточно точная оценка качества земли.
Третье направление должно положить конец силовым, неюридическим попыткам решения земельных вопросов, исключив их в будущем, что должно снизить остроту взаимоотношений между крымскими татарами и славянским населением Крыма.
Четвертое направление снизит уровень социальной напряженности, связанной с земельным вопросом и повысит уровень доверия к власти как справедливого судьи в земельных спорах.
Пятое направление позволит бороться с многочисленными земельными спекуляциями, когда земли скупаются лишь с целью их последующей выгодной перепродажи, повысит эффективность использования земель по их прямому назначению. В украинском законодательстве в отличие от
российского не предусматривается возможность изъятия неиспользуемых земель, поэтому этот процесс в Крыму практически не имеет прецедентов, а уровень неиспользуемых земель достаточно велик.
Наконец, последнее, шестое направление позволит отчасти решить как проблему питания населения, особенно малоимущего, повысить реальные доходы населения, так и будет способствовать распространению культуры здорового отдыха.
Результаты и выводы
Подводя итоги нашего исследования, можно констатировать, что все накопившиеся за много лет земельные проблемы Крыма в принципе решаемы в рамках постоянно совершенствующегося российского земельного законодательства и формирующегося законодательства Республики Крым. Очевидно, что по сравнению с тем, что было сделано в «украинский» постсоветский период, за последний год для кардинального решения земельных проблем республики было уже сделано значительно больше. Найдены эффективные инструменты справедливого бесплатного распределения земли, относительно мирного решения проблемы самозахватов земли, борьбы с чиновничьим произволом в этой сфере и земельными спекуляциями, сохранения природоохранных зон республики, формирования и развития полноценного земельного рынка, повышения «прозрачности» земельных отношений. В то же время не должно быть иллюзий беспроблемного хода реформы, поскольку, во-первых, земля как экономический ресурс крайне неоднородна и распределить ее абсолютно справедливо невозможно, а следовательно, всегда будут недовольные любым ее распределением; во-вторых, в республике имеется «пятая колонна» с внешней поддержкой и финансированием, заинтересованная в дестабилизации ситуации в республике как в относительно узкой сфере земельных отношений, так и в экономической сфере в целом, а также в социальной и политической сферах. Вероятно, активные земельные преобразования растянутся на все ближайшее десятилетие. В условиях экономической блокады Крыма федеральной власти следует подумать о более серьезном субсидировании крымского сельского хозяйства, потерявшего возможности реализации винодельческой и другой продукции как на Украине, так и в европейских странах.
Список литературы
1.Аксёнов обещает урегулировать земельные вопросы в Крыму до 1 декабря. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.allcrimea. net/news/2014/10/9/aksenov-obeshaet-uregulirovat-7ете1пуе-уорго5у-у-кгути-с1о-1-с1екаЬгуа-23248/.
2.В Крыму в рамках Программы «Земля-народу!» продолжается оформление земельных участков под садоводство или дачи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.allcrimea.net/ news/2014/10/13/. ^кгути-^гатка^ргодгатту-zemlyanarodu-prodolzhaetsya-oformlenie-zemelnyh-uchastko.
3.Гусакова, В. Крыму участники самозахватов не захотели узаконить землю [Электронный ре-
сурс] / В.Гусакова - 06.11.2014. - Режим доступа: http://www.rg.rU/2014/11/06/гед^о^ет1уа.^т!
4. Законопроект Республики Крым "О регулировании вопросов, связанных с самовольным занятием земель на территории Республики Крым" [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.rg.ru/2014/07/30/krim-proekt-zemlya-reg-dok.html.
5. Земельные отношения в Крыму (октябрь 2006). Отчет по программе развития и интеграции Крыма ПРООН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.undp.crimea.ua/img/content/file/ Land_RU.pdf
6. Зубков, И. Несносные заборы. В этом году землю можно будет прикупить значительно дешевле [Электронный ресурс] / И.Зубков -15.01.2015. - Режим доступа:
http://www.rg.ru/2015/01/15/zemlya.html
7. Суконкина, Ю. В Крыму начнется выдача земли на "полянах протеста" [Электронный ресурс] / Ю. Суконкина - 09.01.2015 - Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/01/09/reg-kfo/zemlya.html
8. Храмов, В.Л. Проект «Крымская Калифорния» / В.Л.Храмов //Русский вестник.- 2014. -№19.- С.12.
LAND RELATIONS IN MODERN CRIMEA
Emelyanov Dmitriy Nikolaevich, Kandidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Economics and Management, Ryazan state agrotechnological University named for P.A.Kostychev,e-mail:[email protected]
The author examines the current state of land relations in the Russian Crimea, existing problems and contradictions, their development prospects. The article gives a brief critical analysis of land reforms before the reunification of the Crimea with Russia. Land reform in the Crimea entered the practical phase in 1999, but it demanded a permanent intervention of senior officials and making individual decisions for each particular case of distribution of land because of ambiguities and contradictions of Ukrainian land legislation. Massive corruption, especially when making decisions on the allocation of expensive land in the resort area of the peninsula were also significant negative factor of the normal course of reform and of the efficient distribution of land. The author considers a new regional code of laws of Russian Crimea according to Russian land legislation and plan for future land reforms, the ways of free distribution of land, solution of the problem of land seizures, regulation of the land market. In conclusion, the author makes his proposals to improve land relations in the Crimea.
Key words: land relations in Crimea, land seizures, project " Crimean California ", land-surveying and conducting of land cadastre," transparency "of land relations, subsidies to Crimean agriculture.
Literatura
1.Aksenov obeshchaet uregulirovat zemelnye voprosy v Krymu do 1 dekabrya . [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://news.allcrimea.net/news/2014/10/9/aksenov-obeshaet-uregulirovat-zemelnye-voprosy-v-krymu-do-1-dekabrya-23248/.
2.V Krymu v ramkakh programmy«Zemlya-narodu!» prodolzhaetsya oformlenie zemelnykh uchastkov . [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://news.allcrimea.net/news/2014/10/13/. v-krymu-v-ramkah-programmy-zemlyanarodu-prodolzhaetsya-oformlenie-zemelnyh-uchastko.
3.Gusakova, V. V Krymu uchastniki samozahvatov ne zahoteli uzakonit zemlyu[Elektronnyy resurs] / V.Gusakova - 06.11.2014. - Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2014/11/06/reg-kfo/zemlya.html
4.Zakonoproekt Respubliki Krym " O regulirovanii voprosov, svyazannyh s samovolnym zanyatiem zemel na territorii Respubliki Krym ". [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2014/07/30/krim-proekt-zemlya-reg-dok.html.
5.Zemelnye otnosheniya v Krymu (oktyabr 2006). Otchet po programme razvitiya I integratsii Kryma PROON [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.undp.crimea.ua/img/content/file/Land_RU.pdf
6. Zubkov, I. Nesnosnye zabory. Vetomgoduzemlyumozhno budet prikupit znachitelno deshevle[Elektronnyy resurs]/I.Zubkov-15.01.2015. -- Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2015/01/15/zemlya.html
7. Sukonkina, Yu. V Krymu nachinaetsya vydacha zemli na " polyanakh protesta" [Elektronnyy resurs] / Yu. Sukonkina - 01.09.2015- Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2015/01/09/reg- kfo /zemlya.html
8. Hramov, V.L. Proekt"Krumskaya kaliforniya"/ V.L.Hramov//Russkiy vestnik.- 2014. - №19.- S.12.
УДК 653.2
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ МОЛОКА
Конкина Вера Сергеевна, канд. экон. наук, доцент кафедры информационных технологий в экономике, Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева, e-mail: [email protected]
Анализ состояния отрасли молочного скотоводства выявил неблагоприятные тенденции -рост себестоимости молока, снижение рентабельности поголовья коров. Для качественного изменения состояния молочной отрасли необходимо разрабатывать мероприятия по совершенство© Конкина В.С. 2015 г