Научная статья на тему 'Этносоциальные процессы в Крыму в постсоветский период: конфликтогенные факторы и исторические предпосылки'

Этносоциальные процессы в Крыму в постсоветский период: конфликтогенные факторы и исторические предпосылки Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
316
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭТНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЛОКАДА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЛОКАДА / ETHNO-SOCIAL PROCESSES / ETHNIC STRUCTURE / REPUBLIC OF CRIMEA / CRIMEAN TATARS / ENERGY BLOCKADE / FOOD BLOCKADE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Узнародов Дмитрий Игоревич

Рассматривается специфика этносоциальных процессов в Республике Крым в постсоветский период, их конфликтогенные факторы, а также исторические предпосылки, к которым относится почти десятикратное увеличение численности крымско-татарского этноса на полуострове в период 1989-2001 гг., а также отсутствие эффективной политики по расселению крымско-татарских репатриантов в этот период. Отмечается, что стабильность этносоциальных процессов на территории Крымского полуострова определяется спецификой взаимодействия двух ключевых факторов русского и крымско-татарского, характер взаимодействия между которыми зависит от решения таких вопросов, как противодействие экстремизму и землепользование. Установлено, что после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации эффективность решения данных вопросов существенно возросла, что в ближайшей перспективе может способствовать стабилизации этносоциальных процессов и снижению уровня межэтнической напряженности в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-Social Processes in Crimea in the Post-Soviet Period: Conflictogenic Factors and Historical Roots

The article discusses the specifics of ethno-social processes in the Republic of Crimea in the post-Soviet period, its conflictogenic factors and historical roots. Historical roots of ethno-social processes in the Republic of Crimea include nearly a tenfold increase of the number of Crimean Tatar ethnic group on the Peninsula in the period 1989 2001, and the lack of effective policy on resettlement of the Crimean Tatar repatriates during this period. It is noted, that the stability of ethno-social processes in the territory of the Crimean Peninsula is determined by the specificity of the interaction of two key factors Russian and Crimean Tatar, the nature of the interaction between which depends on the decision of such issues as struggle against extremism and land use. It was established, that after joining of Republic of Crimea into the Russian Federation the effectiveness of solving these issues increased significantly, what in the short term may contribute to the stabilization of ethno-social processes and reducing the level of interethnic tension in the Republic.

Текст научной работы на тему «Этносоциальные процессы в Крыму в постсоветский период: конфликтогенные факторы и исторические предпосылки»

УДК 94 (470+571) DOI 10.18522/0321-3056-2016-3-60-66

ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В КРЫМУ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

© 2016 г. Д.И. Узнародов

Узнародов Дмитрий Игоревич - Uznarodov Dmitrii Igorevich -

кандидат политических наук, Candidate of Political Sciences,

младший научный сотрудник, Junior Researcher, Laboratory of Studies of Cossacks,

лаборатория казачества, Южный научный центр РАН, Southern Scientific Center of Russian Academy of Sciences,

пр. Чехова, 41, г. Ростов-на-Дону, 344006. Chekhova Ave, 41, Rostov-on-Don, 344006, Russia.

E-mail: uzn-dmitrij@yandex.ru E-mail: uzn-dmitrij@yandex.ru

Рассматривается специфика этносоциальных процессов в Республике Крым в постсоветский период, их конфлик-тогенные факторы, а также исторические предпосылки, к которым относится почти десятикратное увеличение численности крымско-татарского этноса на полуострове в период 1989-2001 гг., а также отсутствие эффективной политики по расселению крымско-татарских репатриантов в этот период. Отмечается, что стабильность этносоциальных процессов на территории Крымского полуострова определяется спецификой взаимодействия двух ключевых факторов - русского и крымско-татарского, характер взаимодействия между которыми зависит от решения таких вопросов, как противодействие экстремизму и землепользование. Установлено, что после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации эффективность решения данных вопросов существенно возросла, что в ближайшей перспективе может способствовать стабилизации этносоциальных процессов и снижению уровня межэтнической напряженности в республике.

Ключевые слова: этносоциальные процессы, этническая структура, Республика Крым, крымские татары, энергетическая блокада, продовольственная блокада.

The article discusses the specifics of ethno-social processes in the Republic of Crimea in the post-Soviet period, its con-flictogenic factors and historical roots. Historical roots of ethno-social processes in the Republic of Crimea include nearly a tenfold increase of the number of Crimean Tatar ethnic group on the Peninsula in the period 1989 - 2001, and the lack of effective policy on resettlement of the Crimean Tatar repatriates during this period. It is noted, that the stability of ethno-social processes in the territory of the Crimean Peninsula is determined by the specificity of the interaction of two key factors -Russian and Crimean Tatar, the nature of the interaction between which depends on the decision of such issues as struggle against extremism and land use. It was established, that after joining of Republic of Crimea into the Russian Federation the effectiveness of solving these issues increased significantly, what in the short term may contribute to the stabilization of ethno-social processes and reducing the level of interethnic tension in the Republic.

Keywords: ethno-social processes, ethnic structure, the Republic of Crimea, Crimean Tatars, energy blockade, food blockade.

В постсоветский период ключевую роль в этно- 26 февраля, за день до принятия Верховным Сове-

социальных и этнополитических процессах Крым- том решения о проведении референдума об измене-

ского полуострова играют русский и крымско-та- нии статуса Крыма, в Симферополе был проведен

тарский факторы. Менее значимым является укра- многотысячный митинг крымских татар против по-

инский, в реалиях современного Крыма схожий по литики по отделению полуострова от Украины, ор-

своей специфике с русским фактором. Речь идет ганизованный общественной организацией «Медж-

как о политическом, так и о культурном аспектах. лис». А уже в марте того же года «Меджлис» заявил

В частности, большинство украинского населения о непризнании договора о присоединении Крым-

Крыма (79,7 %) родным языком считает именно ского полуострова к Российской Федерации. В

русский [1], а в своих политических установках, как свою очередь, 29 марта на внеочередной сессии Ку-

правило, совпадает с русским населением полуост- рултая (парламента) крымских татар было принято

рова, что хорошо проявилось в период «крымской решение запустить процесс создания на Крымском

весны» 2014 г. полуострове национально-территориальной авто-

Совсем иная ситуация с крымско-татарским эт- номии, наладить контакты с правительствами и

носом - русский язык родным считает всего 5,4 % парламентами различных государств, а также та-

населения полуострова [1]. Иным было и восприя- кими международными политическими структу-

тие крымскими татарами событий весны 2014 г. рами, как ООН, ЕС, ОИС, ОБСЕ и Совет Европы,

на предмет реализации права крымско-татарского народа на самоопределение [2]. Достаточно острая реакция определенной части крымско-татарского населения на присоединение к России во многом обусловлена историческим фактором, а именно депортацией крымско -татарского этноса по решению властей СССР в 1944 г. из-за обвинений в коллаборационизме. Многие крымские татары видят в нынешней российской власти угрозу и часто склонны перекладывать ответственность за действия советских властей на современную Россию, что, безусловно, в корне не правильно.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время стабильность и устойчивость этносоциальных процессов на территории Республики Крым зависит и от уровня конфликтогенности во взаимодействиях между русским и крымско-татарским факторами, на что оказывает влияние эффективность решения таких важнейших для республики вопросов, как землепользование и противодействие экстремизму.

После распада СССР в Крыму произошли значительные изменения этнической структуры, центральную роль в которых сыграл именно крымскотатарский фактор. Например, в период 1989 -2001 гг. доля крымских татар в структуре населения республики увеличилась почти в 10 раз (1,5 % - в 1989 г. и 10,2 % - в 2001 г.) [3]. Изменения этнической структуры полуострова продолжают происходить и в настоящее время. В 12 из 25 муниципальных образованиях крымские татары по демографическому приросту превосходят русских и украинцев [4, с. 71].

С начала XXI в. на полуострове происходит рост этноконфессиональных конфликтов; наиболее нестабильными в данном отношении районами республики являются Бахчисарайский, Белогорский, Джанкойский, Кировский, Красногвардейский, Ленинский, Первомайский, Симферопольский и Советский, в которых доля крымско-татарского этноса составляет от 13 до 30 % от общего числа населения [1, 5], а в ряде населенных пунктов сегмент крымских татар в этнической структуре превышает 50 %. Кроме того, в настоящее время в Республике Крым две трети конфликтов носят этноконфессио-нальный характер, что крайне негативно влияет на характер этносоциальных процессов [5].

Что касается противодействия экстремизму, то после присоединения Крыма к Российской Федерации в марте 2014 г. данная проблема актуализировалась для полуострова с новой силой. Сегодня основную угрозу для республики представляет деятель-

ность крымско-татарской общественной организации «Меджлис», идеология которой всегда носила антирусский и антироссийский характер. Особенно остро жители Крыма ощутили русофобский характер деятельности этой организации в конце ноября 2015 г., когда активисты движения совершили подрыв двух опор линий электропередач на территории Херсонской области Украины, в результате чего поставка электроэнергии в Республику Крым была прекращена. Повторный подрыв опор ЛЭП в Херсонской области произошел с интервалом в два дня, что ознаменовало собой начало длительной энергетической блокады полуострова. Отметим, что до 22 ноября 2015 г. с территории Украины в Крым поступало около 70 % электроэнергии [6].

По мнению заместителя председателя совета министров Республики Крым Р. Бальбека, подрыв опор линий электропередач совершили исламские радикалы, политическое прикрытие которым обеспечивал один из лидеров Меджлиса, депутат Верховной рады Украины от «Блока Петра Порошенко» М. Джемилев, выдавая всех диверсантов за крымских татар. Бальбек отметил, что данный вывод он сделал на основе имеющихся в интернете фотографий диверсантов на фоне поврежденных опор ЛЭП [7].

В свою очередь, М. Джемилев в интервью украинским СМИ заявил, что организаторы данной операции с целью препятствовать восстановлению энергоснабжения в республике не допустят к месту взрыва ремонтные бригады. При этом он уточнил, что будут проведены только ремонтные работы линии, связанной с Запорожской АЭС, а также линий, идущих к некоторым районам Херсонской области [7].

«Энергетическая блокада» представляла собой один из этапов заранее спланированной операции по изоляции полуострова от внешнего мира и дестабилизации социальной обстановки в республике. Ей предшествовала так называемая «продовольственная блокада», которая была введена в конце сентября 2015 г. по инициативе лидеров Меджлиса. Его активисты совместно с несколькими украинскими политическими и военными организациями («Правый сектор», «Всеукраинский союз ветеранов АТО», Гражданский корпус «Азов» и др.) в полдень 20 сентября 2015 г. бетонными блоками перекрыли дороги для проезда грузовых автомобилей на всех трех КПП Херсонской области: «Каланчак», «Чаплинка» и «Чонгар» [8]. А уже 28 сентября была перекрыта железнодорожная ветка, по которой проходили поставки ильменито-вой руды для самого крупного крымского завода «Крымский Титан» в городе Армянск. Акция была

поддержана президентом Украины Порошенко, который определил цель блокады в скорейшем возобновлении государственного суверенитета над полуостровом [9].

Крымско-татарские радикалы используют районы Херсонской области в своих интересах не только из-за наличия сухопутной границы с Республикой Крым, но и в том числе из-за наличия определенных стратегических задач, поставленных руководством Меджлиса, приоритетной задачей которого является создание нового государственного образования, а именно Украинской Республики Крым, с присоединением некоторых прилегающих к полуострову районов Херсонской области [4, с. 71]. Как отметил М. Джемилев, «речь идет о том, чтобы прилегающие к Крыму некоторые части районов Херсонской области официально были присоединены к Автономной Республике Крым, чтобы там создать инфраструктуру автономной республики» [10].

Информационной «площадкой» крымско-татарских радикалов является региональный телеканал АТР, подконтрольный бизнесмену Л. Ислямову. В 2015 г. из-за неоднократного нарушения законодательства российские правоохранительные органы вынесли запрет на вещание телеканала. В настоящее время он имеет право на вещание только на территории Украины [4, с. 71].

Для социально-политического пространства Херсонской области крымско-татарский фактор представляет собой новое явление. Главным образом это обусловлено тем, что значительная часть крымских татар, негативно воспринявшая воссоединение Крыма с Россией, переселилась на ее территорию. Пока что их численность в области невелика, однако вероятность возрастания ее в этнической структуре данного региона Украины в ближайшей перспективе является весьма высокой. В качестве ключевого фактора изменения этнической структуры Херсонской области может стать организация ее экономической блокады, которая будет являться определенным побочным эффектом организованной ранее Меджлисом и различными украинскими радикальными организациями блокады Крымского полуострова [10].

В советский период истории Херсонская область была одним из наиболее развитых в промышленном плане регионов Украины. Для сельскохозяйственного сектора Херсонской области Крым на протяжении длительного времени являлся главным рынком сбыта овощей, фруктов, мяса и других товаров. Кардинально ситуация изменилась в постсоветский период. Почти за 20 лет Херсонская область - одна из наиболее промышленно развитых

областей Украины - превратилась в экономически слабый регион страны. Сегодня Херсонская область представляет собой единственную депрессивную в социально-экономическом плане южную область Украины, а также является единственной областью на юге страны, в которой отсутствует консолидированная политическая элита [10], что имеет немаловажное значение для успешной реализации крымско-татарскими радикалами поставленных целей. О депрессивном социально-экономическом состоянии области свидетельствует то, что средняя заработная плата в регионе в 2014 г. составила 2617 грн., что почти на одну треть меньше, чем в среднем по Украине (3475 грн.) [10]. Более депрессивными, чем Херсонская область, являются только Тернопольская и Черновицкая области, находящиеся на западе страны. Кроме того, во внутреннем экспорте доля товаров Херсонской области составляет только 0,7 %. В свою очередь, в граничащих с Херсонской областью Запорожской и Николаевской областях доля товаров во внутреннем экспорте намного выше - в Запорожской области - 6,9 %, а в Николаевской - 3,4 % [10].

Организация блокады Крымского полуострова еще больше усугубит и без того плачевное состояние социально-экономической сферы Херсонской области, лишив ее крайне важного в торговом отношении региона. Потеря херсонскими производителями важнейшего рынка сбыта приведет к еще большему увеличению безработицы и снижению уровня жизни в регионе, что будет провоцировать местных жителей к вынужденной миграции. А эта проблема крайне актуальна для Херсонской области в последние годы - в соответствии с данными государственной статистики за 2014 г., Херсонская область находится на первом месте среди всех регионов Украины по чистому миграционному оттоку населения [10], опережая даже охваченные войной Донецкую и Луганскую области.

Безусловно, эти процессы очень выгодны крымско-татарским радикалам, планирующим путем формирования на территории Херсонской области «крымско-татарского правительства в изгнании» реализовать свою главную цель, которая состоит в дестабилизации политической обстановки в Крыму и получении контроля над рядом районов республики с компактным проживанием крымско-татарского населения. Следует обратить внимание и на то, что такие районы (Бахчисарайский, Белогор-ский, Джанкойский, Кировский, Красногвардейский, Ленинский, Первомайский, Симферопольский и Советский) граничат между собой, что может являться фактором, на который рассчитывают

крымско-татарские радикалы, пытаясь дестабилизировать политическую обстановку в республике. Однако основная часть вышеперечисленных районов находится в южной части Крымского полуострова, что создает для крымско-татарских радикалов, большинство которых базируется в настоящее время на территории Херсонской области Украины, дополнительные сложности в организации провокаций и диверсий. Исключение составляют Джан-койский и Первомайский районы, располагающиеся в северной части полуострова и также граничащие между собой. В свою очередь, особое внимание властям Республики Крым следует уделить Джанкойскому району, который имеет сухопутную границу с Херсонской областью.

О наличии у Меджлиса целей по дестабилизации политической обстановки в Республике Крым свидетельствуют планы по созданию военного подразделения на территории Херсонской области. Инициатива была озвучена в декабре 2015 г. М. Джемилевым в Анкаре на встрече с президентом Турецкой Республики Р. Эрдоганом и главой МИД М. Чавушоглу [11]. Согласно планам крымско-татарских радикалов, подразделение должно стать частью вооруженных сил Украины, а ключевую роль в его финансировании должны играть Турция и Украина. Другой «активист» Меджлиса Л. Ислямов в конце декабря 2015 г. отметил, что Министерство обороны Турецкой Республики уже приступило к финансированию нового крымско-татарского военного батальона. По словам Ислямова, Турция активно занимается снабжением формирования - на начало 2016 г. ожидается более 200 комплектов военной формы, обуви и одежды [12].

Экстремистский характер деятельности Меджлиса подтверждает его сотрудничество с такими запрещенными на территории Российской Федерации и ряда европейских государств организациями, как «Альраид» (финансируется из Саудовской Аравии) и партией «Хизб ут-Тахрир аль-Исламия» [13, с. 200-206].

13 апреля 2016 г. прокурором Республики Крым Н. Поклонской было вынесено решение о приостановлении деятельности организации «Меджлис крымско-татарского народа» на основании ст. 9 и 10 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 25.11.2015 г.) «О противодействии экстремистской деятельности». После принятия решения о приостановлении деятельности «Меджлис» не имеет права использовать банковские вклады, осуществлять пропаганду, пользоваться средствами массовой информации, организовывать массовые

акции, а также проводить любые другие формы работы [14]. Данное решение может способствовать гармонизации межэтнической обстановки и стабилизировать этносоциальные процессы в республике, поскольку наличие радикальных политических организаций в легальном политическом поле всегда создает риск дестабилизации социальных процессов в обществе, а в случае Крыма существует прямая угроза обострения «национального вопроса» и возникновения новых очагов межэтнической напряженности.

Переходя к рассмотрению вопроса землепользования, следует отметить, что его решение имеет одно из важнейших значений для стабилизации этносоциальных процессов в Республике Крым. После присоединения Крыма к Российской Федерации произошло определенное изменение земельного законодательства. Положительным является то, что в период 2014-2015 гг. парламентом Крыма были приняты законы от 31.07.2014 г. № 38-ЗПК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и от 30.07.2014 г. «О регулировании вопросов, связанных с самовольным занятием земель на территории Республики Крым», которые сделают земельное законодательство Крыма более прозрачным и помогут в разрешении существующих социальных проблем. Особенно важно наличие такого законодательства для потенциально наиболее кон-фликтогенных районов республики, т.е. с равномерным распределением русского, крымско-татарского и украинского населения, а также населенных пунктов, в которых этническое большинство составляют крымские татары.

Одним из наиболее острых социальных противоречий Крыма на протяжении длительного периода являлась проблема «земельных самозахватов». Основным источником ее возникновения стало резкое изменение этнической структуры региона, происходившее на протяжении 90-х гг. XX в. В этот период численность крымско-татарского этноса на территории Крымского полуострова возросла почти в десять раз.

Ошибка властей Украины того периода заключалась в том, что реализация программ по репатриации крымских татар на свою историческую родину не носила плавный характер, в результате чего регион просто оказался не готов к резкому увеличению крымско-татарского сегмента в своей этнической структуре, которая на конец 80-х - начало 90-х гг. имела свою особую специфику. Украинские власти не видели риска в многократном увели-

чении в структуре населения сегмента с совершенно другим культурным кодом, что со временем привело к дестабилизации этносоциальных процессов в регионе и возрастанию уровня межэтнической напряженности.

Одним из проявлений столь опрометчивой политики властей Украины и стало возникновение проблемы «земельных самозахватов». За довольно короткий срок в структуре населения Крыма произошло многотысячное увеличение численности крымско-татарского этноса, что требовало от украинских властей принятия эффективных мер по расселению репатриантов в целях недопущения повышения уровня конфликтогенности и социальной напряженности в регионе.

Однако грамотной политику в этом направлении назвать было нельзя. Более чем за 20 лет на Украине так и не было принято эффективное законодательство по данному вопросу. Согласно данным Республиканского земельного комитета, в 2007 г. в земельных участках реально нуждались только 13 % крымских татар, осуществивших незаконный захват земель [15], а в 2008 г. на территории Крыма самозахваты в общей сложности составили 1300 га [16]. По оценке А. Гриценко, занимавшего в то время пост спикера крымского парламента, в среднем на одного жителя крымско-татарской национальности приходилось 0,81 га земель, а на каждого крымчанина другой национальности - 0,67 га. По его мнению, подобная ситуация была обусловлена отсутствием в правовом поле четкого определения той части крымскотатарских переселенцев, которые могут иметь статус репатриантов и претендовать на соответствующие льготы [17]. Таким образом, отсутствие прозрачного законодательства в данном вопросе привело к тому, что к середине 2000-х гг. крымские татары были обеспечены землей лучше других этнических групп республики.

В разрешении проблемы «земельных самозахватов» должен помочь уже упомянутый нами закон «О регулировании вопросов, связанных с самовольным занятием земель на территории Республики Крым». Он направлен на закрепление в правовом поле критериев, согласно которым граждане могут признаваться нуждающимися в получении права на бесплатное приобретение самовольно занятых земельных участков. В частности, к подобным критериям относятся отсутствие в праве собственности земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома (при этом отчуждение участков не должно быть произведено до 1 января 2014 г.); отсутствие в наличии 13 квадратных метров жилой площади на каждого совместно проживающего с

гражданином члена его семьи; проживание в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для постоянного проживания вне зависимости от обеспеченности жилой площадью; проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений [18].

Положительный эффект действия данного закона уже можно наблюдать в настоящее время. По оценке вице-премьера Республики Крым Р. Баль-бека, к июлю 2015 г. из 59 самовольно занятых земельных массивов общей площадью около 1500 га был освобожден 51. Кроме того, установлено, что только 6-7 тыс. жителей из числа осуществивших самовольное занятие земель могут на законных основаниях претендовать на бесплатное приобретение участка [19, с. 291].

Итак, в настоящее время стабильность этносоциальных процессов в Республике Крым определяется спецификой взаимодействия двух ключевых факторов - русского и крымско--татарского. В свою очередь, характер взаимодействий между данными факторами зависит от эффективности решения таких ключевых в настоящее время для республики вопросов, как противодействие экстремизму и землепользование. После присоединения Крыма к Российской Федерации эффективность решения вышеназванных вопросов значительно возросла. В апреле 2016 г. прокурором Республики Крым было принято решение о приостановлении деятельности организации «Меджлис крымско-татарского народа», экстремистская направленность которой особенно ярко проявилась в 2015 г., в период подготовки и реализации диверсионной операции с территории Херсонской области Украины по созданию продовольственной и энергетической блокады полуострова. Что касается вопроса землепользования, то эффективность его решения также возросла. В 2014 г. были произведены существенные изменения земельного законодательства. В результате принятых законов начала решаться одна из наиболее острых социальных проблем полуострова - проблема земельных самозахватов. К июлю 2015 г. на территории Крыма был освобожден 51 из 59 самовольно занятых земельных массивов. В ближайшей перспективе вышеназванные изменения могут способствовать снижению уровня межэтнической напряженности и стабилизировать этносоциальные процессы в республике.

Литература

1. Итоги переписи населения 2014 года в Республике Крым // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым. URL: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/crimea/ru/census_and_researching/census/crimea_ census_2014/score_2010/ (дата обращения: 16.03.2016).

2. Крымские татары не признают аннексию и создают автономию // Русская служба BBC. 2014. 29 марта. URL: http://www.bbc.com/russian/international/ 2014/03/140329_ crimea_tatars_autonomy (дата обращения: 22.03.2016).

3. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Распределение городского и сельского населения областей республик СССР по полу и национальности // Демоскоп Weekly. URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/resp_nac_ 89.php?reg=11 (дата обращения: 14.04.2016).

4. Баранов А.В. Этносоциальные процессы в Крыму и ресурсы укрепления российской идентичности в регионе // Этносоциальные процессы и риски на Юге России : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию АГУ. Майкоп, 25-26 сентября 2015 г. Майкоп, 2015. С. 70-73.

5. ЯковлевА.Н. Особенности локализации социокультурной конфликтности в Крыму (2011-2012 гг.) // Этнокультурные и межконфессиональные отношения в Крыму : сб. науч. ст. Симферополь, 2013. Вып. 3. С. 43-50.

6. Аксенов: украинская электроэнергия нам больше не нужна // Информационное агентство REGNUM. 2015. 7 дек. URL: http://regnum.ru/news/economy/2029898.html (дата обращения: 28.04.2016).

7. Опоры ЛЭП на Украине могли взорвать исламисты // Информационное агентство REGNUM. 2015. 23 нояб. URL: http://regnum.ru/news/society/2017886.html (дата обращения: 22.04.2016).

8. Левкович О. Съедобная политика: что стоит за блокадой Крыма // Финансово-экономический журнал Forbes Украина. 2015. 21 сен. URL: http:// forbes. net.ua/nation/1402327-sedobnaya-poHtika-chto-stoit-za-blokadoj-kryma (дата обращения: 15.04.2016).

9. Порошенко: цель блокады Крыма - его возвращение в состав Украины // Информационное агентство РИА Новости. 2015. 22 сен. URL: http://ria.ru/world/ 20150922/1271668146.html (дата обращения: 25.04.2016).

10. Шпунт А. Распродажа Украины в гарем. Как украсть регион: блокада Херсона // Информационное агентство REGNUM. 2015. 26 дек. URL: http://regnum.ru/ news/polit/2044740.html (дата обращения: 06.05.2016).

11. Лидер крымских татар попросил у Турции денег на военное подразделение // Информационное агентство

REGNUM. 2015. 18 дек. URL: http://regnum.ru/ news/polit/2039614.html (дата обращения: 12.05.2016).

12. Татары хотят Херсон. Последствия блокады Крыма // Корреспонденте! 2015. 28 дек. URL: http:// korrespondent.net/ukraine/3608812-tatary-khotiat-kherson-posledstvyia-blokady-kryma (дата обращения: 18.05.2016).

13. Гарас Л.Н. Религиозный фактор в социально-политических процессах: крымское измерение // Политическая экспертиза. Политэкс. 2014. № 2. С. 199-214.

14. Поклонская приостановила деятельность меджлиса крымских татар // Информационное агентство России ТАСС. 2016. 13 апр. URL: http://tass.ru/ politika/3201415 (дата обращения: 04.05.2016).

15. Власти Крыма раздают татарам земли вокруг Симферополя // Lenta.ru. 2007. 5 нояб. URL: https:// lenta.ru/ news/2007/11/05/land/ (дата обращения: 19.05.2016).

16. В Крыму самозахватами занято 1300 гектаров земли // Корреспонденте! 2008. 24 марта. URL: http:// korrespond-ent.net/ukraine/events/413559-v-krymu-samozahvatami-zanyato-1300-gektarov-zemli (дата обращения: 16.05.2016).

17. Земельные претензии татар раздражают крымчан // Известиями. 2007. 26 нояб. URL: http://izvestia.ru/ news/413329 (дата обращения: 13.05.2016).

18. Законопроект Республики Крым «О регулировании вопросов, связанных с самовольным занятием земель на территории Республики Крым» // Российская газета. 2014. 30 июля. URL: http://rg.ru/2014/07/30/krim-proekt-zemlya-reg-dok.html (дата обращения: 20.05.2016).

19. Этнополитические процессы в Крыму: исторический опыт, современные проблемы и перспективы их решения / под ред. Н.В. Киселевой, А.В. Малыгина, В.П. Петрова, А.А. Форманчука. Симферополь, 2015. 352 с.

References

1. Itogiperepisi naseleniya 2014 goda v Respublike Krym [Results of the population census 2014 in the Republic of Crimea]. Available at: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_ts/crimea/ru/census_and_researching/cen-sus/crimea_census_2014/score_2010/ (accessed 16.03.2016).

2. Krymskie tatary ne priznayut anneksiyu i sozdayut avtonomiyu [Crimean Tatars do not recognize the annexation and create autonomy]. Available at: http://www.bbc.com/rus-sian/international/2014/03/140329_crimea_tatars_autonomy (accessed 22.03.2016).

3. Vsesoyuznaya perepis' naseleniya 1989 goda. Raspre-delenie gorodskogo i sel'skogo naseleniya oblastei respublik SSSR po polu i natsional'nosti [Population census of USSR 1989. The distribution of urban and rural population of republics of USSR by gender and nationality]. Available at: http://demoscope.ru/weekly/ssp/resp_nac_89.php?reg=11 (accessed 14.04.2016).

4. Baranov A.V. [Ethno-social processes in Crimea and resources of strengthening of the Russian identity in the region]. Etnosotsial'nye protsessy i riski na Yuge Rossii [Ethno-social processes and risks in the South of Russia]. Materials of all-Russian scientific-practical conference dedicated to the 75 th anniversary of ASU (25-26 September 2015, Maikop). Maikop, 2015, pp. 70-73.

5. Yakovlev A.N. [Features of localization of social and cultural conflict in the Crimea (2011-2012)]. Etnokul'turnye i mezhkonfessional'nye otnosheniya v Krymu [Ethnocultural and inter-confessional relations in Crimea]. Collected papers. Simferopol, 2013, iss. 3, pp. 43-50.

6. Aksenov: ukrainskaya elektroenergiya nam bol'she ne nuzhna [Aksenov: we don't Need Ukrainian Electricity]. Available at: http://regnum.ru/news/economy/2029898.html (accessed 28.04.2016).

7. Opory LEP na Ukraine mogli vzorvat' islamisty [Pillars of electric mains in Ukraine could be blown up by the Islamists]. Available at: http://regnum.ru/news/society/ 2017886.html (accessed 22.04.2016).

8. Levkovich O. S"edobnaya politika: chto stoit za blokadoi Kryma [Eatable policy: what is behind the blockade of the Crimea]. Available at: http://forbes.net.ua/nation/1402327-sedobnaya- poli-tika-chto-stoit-za-blokadoj-kryma (accessed 15.04.2016).

9. Poroshenko: tsel'blokady Kryma - ego vozvrashchenie v sostav Ukrainy [Poroshenko: the purpose of the blockade of the Crimea - its return to Ukraine]. Available at: http://ria.ru/ world/20150922/1271668146.html (accessed 25.04.2016).

10. Shpunt A. Rasprodazha Ukrainy vgarem. Kakukrast' region: blokada Khersona [The sale of Ukraine to the harem. How to steal a region: the blockade of Kherson]. Available at: http://regnum.ru/news/polit/2044740.html (accessed 06.05.2016).

11. Lider krymskikh tatar poprosil u Turtsii deneg na voen-noe podrazdelenie [The leader of Crimean Tatars asked Turkey for money for a military formation]. Available at: http://reg-num.ru/news/polit/2039614.html (accessed 12.05.2016).

12. Tatary khotyat Kherson. Posledstviya blokady Kryma [Tatars want Kherson. Consequences of the blockade of the

Crimea]. Available at: http://korrespondent.net/ukraine/ 3608812-tatary-khotiat-kherson-po sledstvyia-blokady-kryma (accessed 18.05.2016).

13. Garas L.N. Religioznyi faktor v sotsial'no-politich-eskikh protsessakh: krymskoe izmerenie [The religious factor in socio-political processes: the Crimean dimension]. Politicheskaya ekspertiza. Politeks, 2014, no 2, pp. 199214.

14. Poklonskaya priostanovila deyatel'nost' medzhlisa krymskikh tatar [Poklonskaya suspended the activity of the Mejlis of Crimean Tatars]. Available at: http://tass.ru/poli-tika/3201415 (accessed 04.05.2016).

15. Vlasti Kryma razdayut tataram zemli vokrug Simfero-polya [Crimean authorities distribute lands around Simferopol to Tatars]. Available at: https://lenta.ru/news/ 2007/11/05/land/ (accessed 19.05.2016).

16. V Krymu samozakhvatami zanyato 1300 gektarov zemli [In Crimea 1300 hectares of land are occupied by land grabbing]. Available at: http://korrespondent.net/ukraine/ events/413559-v-krymu-samozahvatami-zanyato-1300-gektarov-zemli (accessed 16.05.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Zemel'nye pretenzii tatar razdrazhayut krymchan [Land claims of Crimean Tatars annoys the inhabitants of Crimea]. Available at: http://izvestia.ru/news/413329 (accessed 13.05.2016).

18. Zakonoproekt Respubliki Krym «O regulirovanii vo-prosov, svyazannykh s samovol'nym zanyatiem zemel' na ter-ritorii Respubliki Krym» [The draft law of the Republic of Crimea "On regulation of matters related to unauthorized occupation of lands in the territory of the Republic of Crimea"]. Available at: http://rg.ru/2014/07/30/krim-proekt-zemlya-reg-dok.html (accessed 20.05.2016).

19. Etnopoliticheskie protsessy v Krymu: istoricheskii opyt, sovremennye problemy i perspektivy ikh resheniya [Ethno-political processes in Crimea: historical experience, contemporary problems and prospects of their solution]. Ed. N.V. Kiseleva, A.V. Malygin, V.P. Petrov, A.A. Forman-chuk. Simferopol, 2015, 352 p.

Поступила в редакцию 23 июня 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.