Научная статья на тему 'Земельно-рентные отношения в системе регулирования национального богатства'

Земельно-рентные отношения в системе регулирования национального богатства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНТА / ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА / РЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗЕМЕЛЬНО-РЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО / RENT / LAND RENT / RENT RELATIONSHIPS / LAND RENT RELATIONSHIPS / GOVERNMENT INTERVENTION / NATIONAL WEALTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малыш Е. В.

Земельная рента — объективная экономическая категория. Государство должно использовать знания о том, как образуется рента и как ее оптимально использовать в интересах общества в системе государственного регулирования экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAND RENT RELATIONSHIPS IN THE SYSTEM OF REGULATION OF THE NATIONAL WEALTH

Land rent is an objective economical category. The Government should use knowledge about the generation of rent and its usage in the interest of the society in the system of the state economical regulation.

Текст научной работы на тему «Земельно-рентные отношения в системе регулирования национального богатства»

развития информационного элемента организационноэкономического механизма функционирования рынка мяса и мясопродуктов. Основными задачами, ведущими к достижению результатов, должны стать:

— сочетание интересов исполнительной власти и бизнеса;

— признание равенства и самостоятельности хозяйствующих субъектов;

— гласность и обоснованность в определении критериев поддержки хозяйствующих субъектов;

— оптимальное использование ресурсов (природных, трудовых, производственных, научных, финансовых, информационных);

— приоритетное развитие конкурентоспособных, импортозамещающих, ресурсосберегающих, наукоемких и экологически чистых производств;

— целевой характер мер поддержки хозяйствующих субъектов.

При этом основными направлениями деятельности администраций на разных уровнях управления АПК должны стать поддержка хозяйствующих субъектов производственного, а не посреднического направления (последнее способно развиваться самостоятельно, без привлечения государственных средств поддержки), содействие кооперации крупных, средних и малых предприятий, облегчение доступа хозяйствующих субъектов к финансовым ресурсам, оказание обучающих и консультационных услуг для возможности осуществления производственных планов повышения производства товарной продукции.

Литература

1. Агропромышленный комплекс России в 2009 году. М. : Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, 2010. 534 с.

2. Чаянов А. В. Оптимальные размеры сельскохозяйственных предприятий. М., 1928.

УДК 332.6 ББК 65.9 (2Рос) 32-434

ЗЕМЕЛЬНО-РЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА

Е. В. МАЛЫШ,

соискатель, Уральская ГСХА 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42

Аннотация. Земельная рента — объективная экономическая категория. Государство должно использовать знания о том, как образуется рента и как ее оптимально использовать в интересах общества в системе государственного регулирования экономики.

Ключевые слова: рента, земельная рента, рентные отношения, земельно-рентные отношения, государственное регулирование, национальное богатство.

Теория ренты, имеющая глубокие исторические корни, развивалась вместе с усложнением и дифференциацией социально-экономических отношений. Она возникла как теория земельной ренты, связанная с функционированием сельского хозяйства, как отрасли обеспечивающей экономическую систему жизненно необходимыми благами. На стадии доиндустриального развития именно сельское хозяйство было базовой отраслью экономической системы.

Переход к рыночной экономике в нашей стране сопровождался ростом научного интереса к проблемам ренты, особенно земельной и нефтяной. В современных условиях складываются различные подходы к исследованию этой проблемы. В ходе проведенного исследования нами был выявлен спектр представлений о сущности земельной ренты:

— развитие теории дифференциальной ренты на основе идеи убывающего плодородия земли, открытие множества разнообразных видов дифференциальных рент, в том числе при использовании труда и капитала;

— объяснение возникновения ренты на основе ценности и редкости, соотношения спроса и предложения;

— открытие абсолютной ренты вначале на худших земельных участках, а затем и на лучших, открытие абсолютной ренты в краткосрочном периоде при

Abstract. Land rent is an objective economical category. The Government should use knowledge about the generation of rent and its usage in the interest of the society in the system of the state economical regulation.

Keywords: rent, land rent, rent relationships, land rent relationships, government intervention, national wealth.

использовании капитала, определение абсолютной ренты как дифференциальной ренты минимального размера;

— обоснование отличия природной ренты от неприродной на основе продолжительности ее образования, значимости для общества и вследствие неэластичности предложения природных ресурсов;

— развитие методов определения земельной ренты на основе теории остатка;

— развитие идей конфискации земельной ренты, реанимация предложений физиократов использовать единый налог, критика предложений конфискации ренты, отстаивание и популяризация этих предложений;

— развитие идей конфискации, национализации земель на основе теории ренты;

— развитие идей централизации экономики, коллективизма и социализма, классовой борьбы на основе теории ренты;

— применение теории ренты на практике.

Таким образом, эволюция теории земельной ренты соответствует эволюции экономической науки вообще и прочно связана с развитием производственных отношений в сельском хозяйстве. Представляя собой форму реализации прав собственности на полученный сельскохозяйственный продукт и на землю, рента появилась

с возникновением земельных отношений. Земельная рента — объективная экономическая категория, вследствие чего любая власть, радеющая о приросте национальных богатств, должна считаться с этим явлением и адекватно использовать знания о том, как образуется рента и как ее оптимально использовать в интересах общества в системе государственного регулирования экономики.

Несмотря на то что изучение земельной ренты началось давно, по нашему мнению, большинство экономистов смешивают земельную ренту с природной и имущественной рентами. Не совсем корректно подходят и к сущности земельной ренты.

Проведя анализ точек зрения современных российских экономистов на сущность земельной ренты, нами был сделан вывод: современное понимание ренты опирается на представление предыдущих поколений и развивает его, выделяет такие признаки земельно-рентных отношений:

1) свойство факторов воспроизводства введенных в хозяйственный оборот;

2) форма реализации собственности;

3) форма выражения сверхприбыли (избыточный доход), полученной в результате эксплуатации ограниченных разнокачественных ресурсов;

4) не требует от собственника ресурсов предпринимательской деятельности.

Рентные отношения, являясь экономическими отношениями, взаимосвязаны с отношениями собственности. Учеными, внесшими основной вклад в развитие теории прав собственности, являются А. Алчян, Р. Коуз, Й. Барцель, Г. Демсец, С. Пейович и др. В последние годы ряд российских ученых ведут исследования по этой проблеме. Среди отечественных исследователей неоинституциональной школы можно назвать В. Л. Тамбовцева, А. Е. Шаститко, Р. А. Капелюшникова, А. Н. Олейника, В. В. Вольчика и др.

Под отношениями собственност и обычно понимают отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Одним из условий успешного функционирования экономической системы является спецификация прав собственности. Если у собственности есть хозяин, то он будет стремиться к наиболее эффективному использованию этой собственности. Чем точнее и надежнее защищены права собственности, тем прозрачнее становится связь между действием и результатом действий собственника, его благосостоянием или разорением. В случае, когда спецификация отсутствует, то возникает процесс размывания права собственности.

Имеющиеся литературные источники позволяют проследить процесс формирования института собственности на землю в России, начиная с XIII в., когда, в связи с разложением родового строя Древней Руси, получило развитие вотчинное землевладение, просуществовавшее до середины XV столетия. Безраздельно владея землей, холопами и крестьянами в пределах своего поместья, власть над остальной «вольно-земледельческой частью» удела князь-хозяин обеспечивал посредством налогообложения. Поместное землевладение на протяжении веков претерпело множество трансформаций. Увязанное со службой царю, оно сначала не имело под собой полных прав частной земельной собственности. По большому счету, право распоряжения землей оставалось за царем. В первой половине XVI в. владение

поместьем не давало права на продажу или раздел его между наследниками, а при их отсутствии земля переходила в царскую казну. При Иване IV вотчины и поместья отписывались на государя, происходил массовый пересмотр и общая перетасовка владельческих прав, устои начавшей формироваться частной собственности на землю были подорваны. При Петре I поместья были превращены в вотчины, в наследуемую собственность. При Анне Иоанновне эти правила были усилены, а при Екатерине II дворяне получили полную частную собственность на землю. Считается, что институт частной собственности помещиков на землю в России окончательно закрепился в 1785 г. и действовал без изменений до 1861 г. К этому времени свыше 70 % земельных угодий, пригодных к использованию, находились в частной собственности дворян. С началом крестьянской реформы 1861 г. стал укрепляться институт крестьянской собственности на землю. К 1905 г. более 60 % земельных угодий находились не в частной собственности. После октября 1917 г. частная собственность на землю была отменена и только в рамках крестьянского двора в определенной степени сохранялась психология и менталитет частного собственника. В то же время, традиции частной собственности в отношении более крупного производства были утрачены.

Собственность как институт в настоящее время следует рассматривать с точки зрения экономического и правового содержания.

Как правовая категория, собственность формируется под воздействием Конституции страны. Право собственности с юридической точки зрения — это санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с использованием собственности. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 209), собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения объектом собственности. Право владения — предоставляемая законом возможность фактического обладания вещами, т. е. исключительного физического контроля за имуществом (вещью). Право пользования — основанная на законе возможность эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и получения от него доходов, т. е. личного использования вещи. Право распоряжения имуществом — предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую свободу имущества, т. е. право принимать решения о том, как и кем вещь может быть использована. Эти правомочия тесно связаны и лишь только в комплексе составляют юридическое содержание права собственности. Носителями права собственности являются:

1) физическое лицо — гражданин как субъект гражданских прав и обязанностей; 2) юридическое лицо — организация, являющаяся субъектом гражданских прав и обязанностей; 3) государство и муниципальные образования.

В XIX в. О. фон Бем-Баверк (1851-1914 гг.) высказал идею о том, что обмен товарами представляет собой обмен «пучками» прав собственности. Такой подход впоследствии лег в основу теории прав собственности, которая получила дальнейшее развитие в связи с процессом демократизации отношений собственности в условиях постиндустриального общества через развитие ее кооперативной и акционерной форм, на базе чего регулируется распределение собственности и материальных

благ. Согласно теоретическим основам неоинституционализма, права собственности — это отношения между субъектами хозяйствования по поводу «пучка правомочий», способного расщепляться, распределяться между субъектами. Чем шире набор правомочий, закрепленных за объектом собственности, тем выше его ценность. В условиях полноты и реализованности прав собственности происходит расщепление «пучка» и передача отдельных прав в пользу тех, кто их выше ценит, что способствует достижению Парето-эффективности и удорожанию объекта.

Важное место в понимании проблем формирования и защиты «пучка правомочий» для конкретного собственника занимает вопрос об экономической эффективности использования этой собственности. Собственник должен стремиться к повышению рыночной стоимости своей собственности. Государство должно стимулировать процесс повышения рыночной стоимости собственности.

Право собственности определяет какие издержки и вознаграждения получат агенты за свои действия. Переструктуризация прав собственности ведет к сдвигам в системе экономических стимулов. Реакцией на сдвиги будет изменившееся поведение экономических объектов.

Рыночная стоимость полных прав собственности всегда будет выше, чем рыночная стоимость права пользования.

В экономическом содержании обычно различают две стороны: материально-вещественную (объекты собственности) и социально-экономическую (отношения между людьми в связи с их присвоением). Понятие права собственности напрямую связывается с центральной проблемой экономической науки — проблемой редкости, т. к. их установление имеет смысл только по отношению к редким ресурсам. Права собственности могут защищаться не только государством, но и другими социальными механизмами. Собственник может использовать принадлежащий ему объект любым разрешенным способом. Прибыль от использования объекта присваивается.

Экономические субъекты-собственники обладают чертами: 1) принятие и реализация самостоятельных экономических решений; 2) наличие собственного капитала и/или имущества; 3) обладают определенной экономической властью.

Таким образом, рентные отношения являются элементом системы отношений собственности. По нашему мнению, отношения собственности, свойственные рентным отношениям, имеют следующую структуру: 1) субъект; 2) объект; 3) часть действий государства, специфицирующего и защищающего право собственности; 4) «пучок» прав собственности.

Для всех субъектов рентных отношений характерно рентоориентированное поведение, обусловленное рентным интересом. Рентный интерес — это действия, направленные на получение рентного дохода на «поле взаимодействия». Значит, рентные отношения являются элементом социальных отношений.

Проведенный анализ позволяет считать земельнорентные отношения социально-экономическими отношениями.

При этом под рентными отношениями понимаются социально-экономические отношения по поводу пользования объектами собственности для производства

экономических благ, не требующие от собственника приложений труда и капитала. Это отношения между собственником объекта и его пользователем. При всех различиях моделей экономического действия в пользовании объектами собственности предполагается нацеленность на максимизацию полученного результата и минимизацию упущенных возможностей.

Земельно-рентные отношения основаны на земельных отношениях и связаны с использованием земель сельскохозяйственного назначения.

Взаимосвязь форм экономических активов и форм земельных отношений определяет дальнейшую взаимосвязь с формами земельно-рентных отношений (формы земельной ренты). Указанная взаимосвязь определяет формы земельно-рентных отношений:

1. Природная земельная рента — отношения по поводу рационального, наилучшего использования земель сельскохозяйственного назначения, их улучшения, защиты, рекультивации, выделения категорий земель.

2. Производственная земельная рента — отношения, связанные с производством сельскохозяйственной продукции.

3. Человеческая земельная рента — отношения по поводу использования технологий, связанных с производством на землях сельскохозяйственного назначения.

Отличительной чертой земельно-рентных отношений является то, что все их формы проявляются на одном и том же объекте.

Земельно-рентные отношения при использовании земель сельскохозяйственного назначения выполняют следующие функции, которые определяют методологические подходы государственного регулирования национального богатства:

1. Оценочная функция: в процессе предоставления объекта собственности в использование происходит процесс определения стоимости пользования.

2. Доходообразующая функция: в ходе рентных отношений формируется доход от использования объекта собственности.

3. Функция капитализации экономического актива национального богатства: объект собственности необходимо сохранять, преумножать, улучшать и т. д., рентный доход нужно использовать на покрытие этих расходов.

Функционирование механизма государственного регулирования национального богатства в части распределения земельно-рентного дохода в современной России сопряжено с такими основными проблемами:

1) с развитием частной собственности и рыночных отношений стал ясен нетрудовой характер земельнорентного дохода, проявляющийся в расслоении общества. Интерес экономических субъектов составляют те объекты собственности, которые способны генерировать высокий земельно-рентный доход;

2) субъекты, получившие доступ к земельнорентному доходу, стараются установить способ его повышенного генерирования. Субъекты, не получившие такого доступа, стараются занять место рентопо-лучателей;

3) земельно-рентный доход практически не сказывается на наращивании национального богатства России;

4) земельно-рентный доход в России связан с «политическим фактором», чиновники своевольно формируют рентные потоки, направляя их зачастую на собственные нужды.

Современный земельно-рентный ресурс становится воспроизводственной категорией, требующей инвестиционных ресурсов для своего воспроизводства и сохранения. Рентный фактор производства позволяет владельцу получить доход в результате своей экономической эксплуатации. Этот доход не получают другие агенты, не имеющие доступа к рентному ресурсу.

В российском обществе в настоящее время сложилось четыре варианта изъятия части полученного земельно-рентного дохода, которые в свою очередь являются предметом государственного регулирования национального богатства:

— непосредственное изъятие государством через поддержание государственной собственности;

— непосредственное присвоение обществом через низкие цены на продовольствие;

— изъятие ренты в виде арендной платы;

— через налогово-бюджетный механизм:

— создана система рентоулавливающих налогов;

— определенная часть рентных доходов изымается в бюджет и образует стабилизационный финансовый резерв, используемый при ухудшении рыночной конъюнктуры на рентные ресурсы.

Следует констатировать, что сегодня рентные доходы аккумулируют лишь два экономических субъекта — предприятия, использующие рентные ресурсы, и государство в лице государственного аппарата. Предприятия не могут их освоить даже для собственной инвестиционной

политики. Государство формирует финансовый резерв, который использует на цели государственной политики.

Сложившаяся политика российского государства в отношении рентных доходов приводит к отрицательным последствиям для экономики:

1) она стимулирует коррупцию органов управления в форме «платы» за доступ к рентным ресурсам;

2) укрыть рентный доход гораздо проще, чем любой другой вид дохода, что способствует непропорциональному обогащению и уходу от налогов;

3) собственники неоправданно высоких рентных доходов опосредовано влияют на увеличение цен, на инфляцию.

Основная роль земельно-рентных отношений проявляется в обеспечении пространственного базиса существования общества. Они одновременно обеспечивают и наращивание национального богатства страны и вопросы продовольственной безопасности. Земельная рента способна играть роль эффективного инструмента государственного регулирования экономики.

Таким образом, при исследовании значения земельно-рентных отношений в системе регулирования национального богатства была показана взаимосвязь форм земельных отношений с формами земельно-рентных отношений, выделены функции земельно-рентных отношений при использовании земель сельскохозяйственного назначения, которые определяют методологические подходы государственного регулирования национального богатства.

Литература

1. Варламов А. А., Комов Н. В., Шаманаев В. С., Хлыстун В. Н. Государственное регулирование земельных отношений. М. : Колос, 1998. 264 с.

2. Малышев Б. С. Рента : монография. Благовещенск : Изд-во АГУ, 2005. 207 с.

3. Мещеров В. А. Методологические основы анализа рыночной стоимости и земельной ренты. М. : Изд-во МЭСИ, 2006. 95 с.

4. Пустуев А. Л., Черемных О. А., Жапаров К. Ж. Земельная рента: теоретический аспект. М. : Агропресс, 2003. 290 с.

УДК 631.15

РЫНОК КАРТОФЕЛЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В МИРЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р. А. МЕШЕВА, ведущий экономист, Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Россел ьхозакадемии

360022, КБР, г. Нальчик, ул. Мечникова, д. 130а; тел. 8(8662)77-33-94; e-mail: [email protected]

Аннотация. В настоящей статье рассмотрены основные тенденции рынка картофеля как в Российской Федерации, так и в мире. Отмечается, что картофель играет ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности многих стран мира. Особое внимание уделено селекционно-семеноводческой составляющей развития и совершенствования рынка картофеля. Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, картофель, рынок картофеля.

Abstract. This article reviews the main trends in the market of potatoes in the Russian Federation and in the world. Noted that the potato has played a key role in ensuring food security in many countries. Particular attention is paid to breeding and seed production component of the development and improvement of market potatoes.

Keywords: agricultural production, potato, potato market.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время стратегически важному рынку картофеля в научной литературе уделяется недостаточное внимание.

В целом, развитие картофельной индустрии, налаживание рыночных каналов сбыта данного клубнеплода,

существенная и грамотно выстроенная институциональная поддержка, а также инфраструктура рынка картофеля и картофелепродуктов играют важную роль в обеспечении мировой продовольственной безопасности. Для этого необходимо увеличивать производительность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.