Научная статья на тему 'Система инструментов государственного регулирования земельно-рентных отношений'

Система инструментов государственного регулирования земельно-рентных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / РЕНТА / ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА / РЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗЕМЕЛЬНО-РЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО / GOVERNMENT INTERVENTION / GOVERNMENT INTERVENTION MECHANISM / RENT / LAND RENT / RENT RELATIONSHIPS / LAND RENT RELATIONSHIPS / NATIONAL WEALTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малыш Е. В.

Земельная рента — объективная экономическая категория. Государство должно использовать знания о том, как образуется рента и как ее оптимально использовать в интересах общества в системе государственного регулирования экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TOOLS FOR THE STATE ECONOMICAL REGULATION OF LAND RENT RELATIONSHIPS

Land rent is an objective economical category. The Government should use knowledge about the generation of rent and its usage in the interest of the society in the system of the state economical regulation.

Текст научной работы на тему «Система инструментов государственного регулирования земельно-рентных отношений»

Экономика

Е. В. МАЛЫШ, аспирант, Уральская ГСХА

СИСТЕМА ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-РЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

620072, г. Екатеринбург, ул. Сыромолотова, д. 25, кв. 149; тел. 348-55-20, 359-81-37, 89024495962, 89122785215;

e-mail: malysz.elena@mail.ru

Ключевые слова: государственное регулирование, механизм государственного регулирования, рента, земельная рента, рентные отношения, земельно-рентные отношения, национальное богатство. Keywords: government intervention, government intervention mechanism, rent, land rent, rent relationships, land rent relationships, national wealth.

Экономическую власть свойственно проявлять всем экономическим субъектам в определенном масштабе, используя собственный механизм реализации власти. Экономическая власть хозяйствующих субъектов выступает в двух формах: во-первых, собственническая хозяйственная власть на экономические ресурсы, варианты их комбинирования в производственном процессе и в ограниченной мере на такие рыночные параметры, как: спрос, предложение, цена; во-вторых, дополнительная хозяйственная власть, направленная на других субъектов. Суть экономической власти хозяйствующих субъектов состоит в способности и возможности присваивать не средства производства, а конечный продукт, создаваемый при помощи средств и предметов труда.

Экономическая власть государства обладает следующими основными чертами:

— это отношения между людьми, которые не являются их характерной чертой;

— экономическая власть государства предметно обусловлена: отношения власти не поддавались бы оценке, будь они неделимы. Каждая грань отношений имеет свой предел: «Х» имеет власть над «У» в вопросе «А», но не в вопросе «Б»;

— экономическая власть государства относительна: «Х» имеет над «У» больше власти, чем над <^»;

— экономическая власть государства «ситуационна»;

— экономическая власть государства должна опираться на одобрение населения;

— экономическая власть государства кончается там, где начинается насилие, хотя она и предполагает угрозу применения силы.

Таким образом, под «государственным регулированием экономики» обычно понимают некоторую форму реализации экономической власти государства.

В соответствии с этим можно обозначить свойства государственного регулирования экономики:

1) изменение экономического поведения хозяйствующих субъектов;

2) последовательное достижение государственных целей в экономике;

3) комплекс государственных методов и инструментов воздействия;

4) экономические отношения между государством и другими субъектами;

5) экономические функции государства;

6) справедливое использование и распределение экономических ресурсов.

Реализация экономической власти государства производится с помощью механизма государственного регулирования. К определению сущности

механизма государственного регулирования сформировалось в настоящее время два основных подхода: функциональный (преобладает в зарубежной литературе) и структурный (в отечественной литературе).

Этимологический смысл слова «механизм» (гр. те^апе — орудие, машина) состоит в том, что это — «система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности».1 Философский смысл термина «механизм» состоит в том, что это — «система движений или событий, а также устройство или приспособление, в котором или посредством которого совершаются эти движения, обусловленные законами природы».2 Экономический смысл слова «механизм» — «последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление; система, устройство, определяющее порядок вида дея-тельности».3

Интегрируя современные представления об экономических механизмах управления, определим элементы механизма государственного регулирования: цель, которая определяет функционирование и строение механизма; управляющий субъект, целенаправленно воздействующий на объект; управляемый объект; инструментарий управления; прямые (управленческие) и обратные связи; результат управления (контроль выполнения цели). Указанные элементы определяют не только структуру механизма государственного регулирования, но и его функциональное содержание (рис. 1).

Механизм государственного регулирования является экономической системой, для которой характерны следующие свойства: полиструктурность; полифункциональность; самодостаточность и самобытность; наличие механизма целеполагания; гибкость, адаптивность, устойчивость; саморегуляция и саморазвитие; пространственно-временная ограниченность.

В настоящее время отечественные экономисты выделяют такие основные функции механизма государственного регулирования, как формы реализации экономической власти государства: 1) правовая; 2) стабилизационная; 3) защитная; 4) производство общественных благ: 5) перераспределительная: 6) социальная.

Рисунок 1

Схема конструктивного построения элементов механизма государственного регулирования

1 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений. М. : Азъ Ltd., 1992. С. 363.

2 Философский энциклопедический словарь. М. : ИНФРА-М, 2009. С. 266.

3 Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. В. Ф. Гарбузова. М. : Финансы и статистика, 2004. С. 492.

Основными особенностями современного механизма государственного регулирования в России являются:

1) волнообразное изменение механизмов государственного регулирования на всех уровнях экономики и по всем направлениям; 2) взаимосвязь роли и механизма государственного регулирования с типом и моделью экономической системы; 3) более широкое использование рыночных инструментов перераспределительных отношений.

Комплекс инструментов государственного регулирования земельно-рентных отношений земель сельскохозяйственного назначения должен опираться на совокупность стратегических целей и тактических задач государственного регулирования, которые формируются на базе макроэкономических ориентиров развития национальной экономики.

Обобщение программных документов, определяющих социально-экономическое развитие страны, позволило автору сделать вывод о том, что в качестве генеральной цели государственного регулирования современной России, в общем, и земельно-рентных отношений земель сельскохозяйственного назначения, в частности, устанавливается повышение качества жизни населения и рост национального богатства на основе сбалансированного развития экономики.

Главную цель обычно разделяют на блоки: социальный, экономический, финансовый, инфраструктурный, экологический.

Основой целью социального блока является повышение уровня жизни и благосостояния населения. Экономический целевой блок ориентирован на рост производства и национального богатства России. Главная цель финансового блока заключается в стабильном обеспечении финансовыми ресурсами. Улучшение качества земель сельскохозяйственного назначения значится основной целью экологического блока. Инфраструктурный целевой блок ориентирован на создание условий для успешного инвестирования полученного земельно-рентного дохода.

Основная роль земельно-рентных отношений проявляется в обеспечении пространственного базиса существования общества. Они одновременно обеспечивают и наращивание национального богатства страны, и вопросы продовольственной безопасности. Земельная рента способна играть роль эффективного инструмента государственного регулирования экономики.

Механизм государственного регулирования земельно-рентных отношений земель сельскохозяйственного назначения должен быть основан на функциях земельно-рентных отношений. В состав механизма должны включаться комплекс инструментов государственного регулирования и земельно-рентный институт как управляющая система.

Мотив механизма государственного регулирования земельно-рентных отношений земель сельскохозяйственного назначения опирается на специфические черты и свойства земель сельскохозяйственного назначения, как экономического актива национального богатства, и на взаимосвязь форм земельных отношений с формами земельно-рентных отношений, при этом обеспечивают:

1) стремление получить прибыль, не требующей деятельности;

2) установление земельно-рентного горизонта — временного периода получения добавочного дохода;

Экономика

3) осуществление накопления финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов;

4) минимальный размер транзакционных издержек механизма изъятия;

5) выявление условий, при которых земельные ресурсы превращаются в земельно-рентные ресурсы.

Метод механизма государственного регулирования земельно-рентных отношений земель сельскохозяйственного назначения реализует свои функции при использовании земель:

1) налогообложение;

2) привлечение инвестиционных ресурсов, гарантирующих в течение определенного периода погашение долговых обязательств собственника земельно-рентных ресурсов;

3) способ увеличения доходов бюджетов всех уровней через систему делегирования прав органам государственной власти быть владельцами земельно-рентных ресурсов.

Комплекс инструментов государственного регулирования земельно-рентных отношений должен включать в себя инструменты системного и частного характера федерального и регионального уровней, имеющие единую методологическую основу властного воздействия.

К системным инструментам регулирования федерального уровня относятся: федеральные целевые программы; инвестиционная политика; налоговая политика; государственная поддержка сельскохозяйственного товаропроизводителя; ценовая политика; антимонопольная политика; экспортно-импортная политика; научно-техническая и инновационная политика. В перечень системных инструментов регулирования регионального и местного уровня входят: региональные и местные целевые программы; инвестиционные соглашения; долевая государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей.

К частным инструментам регулирования на всех уровнях относятся: условия предоставления земель сельскохозяйственного назначения в пользование и в собственность; нормативы землепользования; государственный земельный кадастр; государственный надзор в сфере землепользования; система планирования мер по охране земель сельскохозяйственного назначения; методика государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения.

К методологической основе инструментов государственного регулирования земельно-рентных отношений следует отнести:

1) оценку кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения;

2) корректировку кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с факторами, влияющими на величину рентного дохода;

3) управление ставкой земельного налога.

Уровень дифференциации инструментов государственного регулирования земельно-рентных отношений следует определять по двум основным направлениям:

Учет неравенства естественных (природноклиматических) факторов:

— неравенство естественных факторов;

— неравенство естественных условий, связанное с предыдущей эксплуатацией земельно-рентного ресурса.

Учет неравенства экономических (экономикогеографических и институционально-экономических) факторов, таких как:

— результат действий собственника и пользователя земельного ресурса;

— инфраструктурные экономические факторы, не являющиеся результатом действий собственника и пользователя земельного ресурса;

— результат действий контрагентов собственника и пользователя земельного ресурса.

В рамках институционального подхода государственное регулирование земельно-рентных отношений должно непосредственно осуществляться через систему земельно-рентных институтов, основным видом деятельности которых должно являться генерирование земельно-рентного дохода.

Земельно-рентный институт должен обладать следующими свойствами:

1) организационная структура должна обеспечивать получение земельно-рентного дохода на заданном уровне;

2) должны определяться те земельные ресурсы, потребительские качества которых позволяют генерировать земельно-рентный доход заданного уровня;

3) должны определяться требования к собственнику ресурса;

4) должен определяться возможный период получения дохода для каждого земельно-рентного ресурса;

5) должно осуществляться совместное нормативное регулирование в сферах налогообложения и инвестиционной деятельности;

6) необходимо выделить факторы, определяющие величину земельно-рентного дохода и оценку земельнорентного ресурса;

7) необходимо разработать систему распределения земельно-рентного дохода в расчетном периоде;

8) нужно оценивать риски, влияющие на земельнорентный доход, и методы управления ими.

Экономическая сущность земельно-рентных отношений и цели государственной экономической политики определяют алгоритм конструктивного построения механизма государственного регулирования земельнорентных отношений, состоящий из таких основных элементов: цель, которая определяет функционирование и строение механизма; управляющий субъект; управляемый объект; инструментарий управления; прямые и обратные связи; результат управления (контроль выполнения цели). Эти элементы определяют не только структуру механизма, но и его функциональное содержание.

Специфические черты земель сельскохозяйственного

назначения, как экономического актива национального богатства

Формы экономических активов национального богатства

Формы земельных отношений

Формы земельной ренты

» X.

Функции земельно-рентных отношений

Стратегические цели и тактические задачи применения рентного подхода для механизма налогообложения земель сельскохозяйственного назначения

ЗЕМЕЛЬНО-РЕНТНЫЙ ИНСТИТУТ

Оценка стоимости земель с/х назначения

Факторы влияния на земельно-рентный доход

-сз-

ИНСТРУМЕНТЫ

государственного регулирования изъятия земельно-рентного дохода:

- системные инструменты: федерального и регионального уровня;

- частные инструменты: федерального и регионального уровня;

- методологические особенности инструментов.

Рисунок 2

Комплекс инструментов государственного регулирования

Таким образом, выявляются устойчивые взаимосвязи между целевыми ориентирами и инструментами государственного регулирования земельно-рентных отношений (рис. 2).

Комплекс инструментов государственного регулирования земельно-рентных отношений в части изъятия земельно-рентного дохода в методологическом смысле опирается на две взаимно дополняющие части: на оценку стоимости земель сельскохозяйственного назначения и на управление рисками тех факторов, которые влияют на земельно-рентный доход.

Литература

1. Варламов А. А., Комов Н. В., Шаманаев В. С., Хлыстун В. Н. Государственное регулирование земельных отношений. М. : Колос, 1998. 264 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Малышев Б. С. Рента : монография. Благовещенск : Изд-во АГУ, 2005. 207 с.

3. Мещеров В. А. Методологические основы анализа рыночной стоимости и земельной ренты. М. : Изд-во МЭСИ, 2006. 95 с.

4. Пустуев А. Л., Черемных О. А., Жапаров К. Ж. Земельная рента : теоретический аспект. М. : Агропресс, 2003. 290 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.