Научная статья на тему 'ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РУТУЛОВ В XVII-XVIII ВВ'

ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РУТУЛОВ В XVII-XVIII ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ / ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ОБЩИННАЯ ФОРМА ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ДЕСЯТИНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джалилова Хадижат Музаферовна

Цель. Исследование и анализ особенностей земельно-правовых отношений рутулов в XVII - ХVIII вв. Методы. Методологической базой исследования являются принципы исторического детерминизма, системного анализа и историзма. Результаты. Изучены, проанализированы земельно-правовые отношения рутулов в определенный период исторического развития - XVII-ХVIII вв., выявлены его особенности. Выводы. В исследуемый период среди рутулов шел процесс социальной дифференциации (оформления сословий, деления на классы). На это повлияли предшествующие исторические события (иноземные нашествия, распространение ислама и т. д.), ускорившие процесс расслоения рутульского общества и предопределившие своеобразие их социально-экономическое развития в XVII-ХVIII вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUTULS’ LAND AND LEGAL RELATIONS IN THE 17-18TH CENTURIES

Aim. The study and analysis of the characteristics of the Rutuls’ land and legal relations in the 17-18th centuries. Methods. The methodological basis of the research is the principles of historical determinism, system analysis and historicism. Results. The authors studied, analyzed the Rutuls’ land and legal relations in a certain period of historical development: the 17-18th centuries, revealed its features. Conclusions. In the period under study in the Rutul society was in the process of class registration and class division, which began long before that. Historical events (foreign invasions, the spread of Islam) accelerated the process of differentiation of the Rutul society and predetermined the originality of the Rutuls’ socio-economic development in the 17-18th centuries.

Текст научной работы на тему «ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РУТУЛОВ В XVII-XVIII ВВ»

7. Tretyakov V. T. The USA and Russia under Trump's and Putin's governing: against each oth-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации Дадашов Канан Камран оглы, аспирант, кафедра международных отношений и внешней политики России, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО), Москва, Россия; e-mail: canan.94@mail.ru

Принята в печать 04.02.2019 г.

er, apart or together? In: Polis. Political studies. 2017. No. 6. Pp. 125-136. (In Russian)

THE AUTHOR INFORMATION Affiliation

Kanan K. Dadashov, postgraduate, the chair of International Relations and Foreign Policy of Russia, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO), Moscow, Russia; e-mail: canan.94@mail.ru

Received 04.02.2019.

История и археология / History and Archeology Оригинальная статья / Original Article УДК 94(471.67)

DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-14-18

Земельно-правовые отношения рутулов

в XVII-XVIII вв.

© 2019 Джалилова Х. М.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: hadizhatdzhalilova@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Исследование и анализ особенностей земельно-правовых отношений рутулов в XVII - XVIII вв. Методы. Методологической базой исследования являются принципы исторического детерминизма, системного анализа и историзма. Результаты. Изучены, проанализированы земельно-правовые отношения рутулов в определенный период исторического развития - XVII-XVIII вв., выявлены его особенности. Выводы. В исследуемый период среди рутулов шел процесс социальной дифференциации (оформления сословий, деления на классы). На это повлияли предшествующие исторические события (иноземные нашествия, распространение ислама и т. д.), ускорившие процесс расслоения рутульского общества и предопределившие своеобразие их социально-экономическое развития в XVII-XVIII вв.

Ключевые слова: формы земледелия, землепользование, социально-экономическая структура, общинная форма земельной собственности, десятина.

Формат цитирования: Джалилова Х. М. К вопросу о земельно-правовых отношениях рутулов в XVII-XVIII вв. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2019. Т. 13. № 1. С. 14-18. DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-14-18_

The Rutuls' Land and Legal Relations in the 17-18th Centuries

© 2019 Khadizhat M. Dzhalilova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: hadizhatdzhalilova@yandex.ru u

ABSTRACT. Aim. The study and analysis of the characteristics of the Rutuls' land and legal relations in the 17-18th centuries. Methods. The methodological basis of the research is the principles of historical determinism, system analysis and historicism. Results. The authors studied, analyzed the Rutuls' land and

legal relations in a certain period of historical development: the 17-18th centuries, revealed its features. Conclusions. In the period under study in the Rutul society was in the process of class registration and class division, which began long before that. Historical events (foreign invasions, the spread of Islam) accelerated the process of differentiation of the Rutul society and predetermined the originality of the Rutuls' socioeconomic development in the 17-18th centuries.

Keywords: agriculture, land use, socio-economic structure, communal land ownership, tithe.

For citation: Dzhalilova Kh. M. The Rutuls' Land and Legal Relations in the 17-18th Centuries. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2019. Vol. 13. No. 1. Pp. 1418. DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-14-18. (In Russian)

Общественные и гуманитарные науки ••• 15

Social and Humanitarian Sciences •••

Введение

Земельно-правовые отношения - это вид правоотношений, складывающихся в системе землевладения и землепользования. Они влияют на процесс социально-экономического развития народов, определяют степень развития общества.

Научный анализ основных форм землевладения и землепользования рутулов позволил определить уровень социально-экономического развития рутульского общества, его структуру, и особенности.

Целью научной статьи является изучение и анализ оценки земельно-правовых отношений рутулов в ХУ11-ХУ111 вв. и их особенностей. Земельные правоотношения имеют экономическое содержание, обуславливают социально-экономический уклад общества и его развитие, определяют социальную структуру общества. Методологической основой исследования стали исторический детерминизм, системный анализ и историзм. Автором использованы различные источники и архивный материал рукописного фонда ИИЯЛ ДФИЦ РАН.

Результаты

В исследуемый период система земельно-правовых отношений рутулов включала следующие четыре формы собственности: частная (мюльк, которая делилась на бекскую и крестьянскую), вакуфная (ме-четская), общинная и тухумная.

Из них более распространенной (или основной) являлась частная форма земельной собственности: пахотные и покосные земли, сооружения, здания, рабочий инвентарь и т. д.

История возникновения частной собственности у рутулов аналогична истории других горцев, т. е. возникла значительно ранее. Определить точное время ее становления представляется затруднительным. Вопрос этот очень сложный и носит полемический характер.

Процесс становления и оформления частной собственности не был единовременным. Он растянулся на долгое время,

продолжая развиваться и в более позднее время (ХУП-ХУШ вв.). Особенностью явилось то, что первоначально в частную собственность обращали имущество, находящееся в общественной собственности. Когда семьи расширялись, и отделялись молодые, джамаат выделял им из общинной собственности участок пахотной земли.

Семья осуществляла в отношении своей собственности (мюлька) все права собственника имущества (куплю-продажу, дарение, завещание, передача мечети и т. д.).

В Рутуле общинники часто продавали пограничные участки земель жителям других сел или разрешали пользоваться ими. Это подтверждают архивные данные, где говорится, что: «...пахотные, покосные... места в Самурском округе состоят в пользовании отдельных хозяйств так же, как и небольшие рощи, составляют их мюльки, причем как свободные поселяне, так равно и зависимые от беков всегда свободно располагали этими землями по своему усмотрению и продавали их без всяких ограничений» [7, с. 23].

Так, например, большая часть населения Рутула имела земельные участки в соседних селениях - Лакуне, Киче, Ихреке, Куфе и т.д. Но распределение земель было неравномерным. Большая часть частновладельческих земель (мюльков) находилась у сельской знати (старшин, кадиев и др. духовных лиц). А самая многочисленная группа населения, крестьяне, имела небольшие мюльки.

Архивные данные свидетельствуют, что в частной собственности рутулов находилось: пахотной земли - 17000 десятин, покосных и пастбищных земель -183 десятины, садов и леса - 100 десятин. [7, с. 143]

Вакуфная форма земельной собственности у рутулов, как и у других народов Дагестана, возникла и стала распространяться с появлением ислама. Основным источником вакуфных земель явились завещания

верующими своих пахотных и покосных земель мечетям.

В Рутуле, ставшем одним из центров распространения ислама в Южном Дагестане, насчитывалось семь мечетей. Каждая мечеть имела вакуфы, т. е. земли, собственность, переданная мечетям по завещаниям (а1хсан) мюльковладельцами. Если количество мечетей было больше, как в некоторых других селениях, земли имела либо главная мечеть, либо одна-две большие квартальные мечети. Например, в Шиназе из девяти мечетей, только одна джума-мечеть имела земли. [6, с. 54-59]

В целом в Самурском округе вакуфные земли составляли 130 десятин пахотной земли, 45 десятин лесных угодий. Согласно мусульманскому праву лицо вправе завещать в пользу мечети (вакуф) любое имущество, находящееся в частной собственности, в том числе и недвижимость: земли, сады, огороды, мельницы т.д. В процессе исламизации ликвидировались удельные феодалы, оказавшие сопротивление. Их право собственности на земли отчуждали в пользу сельской общины. Вероятно, указанную категорию земель первоначально обращали в вакуф.

Это лишний раз подтверждает факт того, что вакуфная форма собственности возникла после появления и распространения ислама.

«Сообщения письменных источников о строительстве новых культовых сооружений в Дагестане в XI-XIV вв. свидетельствуют о неуклонном росте вакуфных земель и вакуфных поступлений вообще», -отмечает А. Р. Шихсаидов. [8, с. 35] На территории рутулов выявлено много надписей, свидетельствующих о строительстве религиозных учреждений. Следовательно, можно предположить, что вакуфная форма собственности у рутулов уже существовала в вышеуказанное время.

Вакуфные земли, в основном, обслуживали нужды верующих, работающих в мечети (мулл, кадиев) и медресе, их учеников, а также бедняков, детей, оставшихся без попечения родителей, и других социально незащищенных членов общества.

Наиболее распространенной формой безвозмездной передачи имущества мечетям в Дагестане был закят - основной источник пополнения и расширения мечет-ского имущества (вакуфа). Но не везде закят был обязательным для крестьян. Например, из населения Рутула только за-

житочные семьи жертвовали (отдавали) десятину в пользу нуждающихся. Мелкий и крупный рогатый скот, а также продукты земледелия, облагались налогом по установленным нормам. Так, облагаемое налогом количество скота составляло сорок (40) овец минимум, т. е. от сорока овец их владелец должен был отдавать по одному барану. За количество овец меньше сорока, налог не взимался. Сбор закята с продуктов земледелия составлял 1/10 часть [2, с. 112]. В Рутуле отсутствовала система сбора налогов. Жители добровольно приносили в мечеть определенное ими же количество урожая, скота и т. д. Доход, собранный в виде налогов, направляли на благотворительные цели. В некоторых мечетях составляли списки, кому полагался закят. В священный месяц Рамадан свой доход мечети распределяли всему сельскому обществу.

Итак, мечети имели приличный доход, получаемый от собственнических хозяйств, закята и пожертвований населения. Доход распределялся служителями мечети во главе с кадием. Должность кадия была выборной. Кадий должен был олицетворять собой высшие добродетели: ученость, справедливость, доброжелательность, авторитет.

Отличительной особенностью вакуф-ных земель было то, что они не отчуждались, не возвращались, не делились, никому не передавались.

В некоторых селах джамаатом или верующими при мечетях (имеющих духовный чин) назначались управляющие (или попечители) мечетским имуществом (ва-куфной собственностью) при условии, если завещатель оговаривал это в условиях завещания. В Рутуле вакуфами ведал помощник муллы - муруд [4, с. 97-98].

Вакуфные земли сдавались во временную аренду сроком на шесть лет. Причем арендатора определял джамаат, раскидывая жребий. Арендную плату платили мечетям, размер платы определяли на сельском сходе, исходя из размера земельного участка.

В общинной (джамаатской) собственности рутулов находились пахотные земли, пастбища, леса, луга, выгоны, сенокосы и т. д. В союзах сельских общин, в том числе и в Рутульском магале, имелось несколько категорий общинных земель [6, с. 55]. В собственности сельской общины находилось много пахотных земель, пастбищ, лесов и т. д. На втором месте находились

Общественные и гуманитарные науки

Social and Humanitarian Sciences •••

зимние и летние хутора, поскольку было развито отгонное скотоводство. Наряду с частной собственностью сохранялась и коллективная, на пахотные и покосные участки.

Согласно архивным данным, «.. .рутульское и другие общества пользуются имеющимися у них лесными участками как частной общественной собственностью и позволяют пользоваться ..крестьянам других обществ и .. посторонним за плату или по дозволению общества (джамаата), или по дружбе или снисхождению к соседскому обществу, или какому другому обстоятельству» [7, с. 156-159]. Как видим, приведенный документ констатирует добрососедские отношения рутулов с жителями соседних сел. Они сдавали общинные земли соседям в аренду не только с целью выгоды, но и в бесплатное пользование. Как пишет Б. Г.Алиев, «...в собственности Рутула и Цахура вплоть до XIX века имелись покосные участки». [1, с. 99]

В третий вид общинного землевладения входили земли, которыми совместно пользовались два и более сел (сельских общин). В основном, это были, отдаленные от населенных пунктов пастбища, горы, отдельные лесные массивы.

Общинная собственность играла ключевую роль в социальной, политической и экономической жизни рутулов. Как выше отмечали, сельским общинам принадлежало право собственности на многие категории земель: леса, луга, выгоны, пастбища и пустоши и т. д., находившиеся в совместном пользовании всего общества. Общинная собственность, преимущественно пастбища, распределялась довольно строго и регламентировалась общинным правом рутулов. Был утвержден порядок очередности пастьбы общественного скота на летних и зимних пастбищах и выгонах. [3, с. 75]

Тухумная форма землевладения зародилась из коллективной собственности на землю, стала его пережитком. Некогда она являлась основной формой земельной собственности. А к изучаемому периоду туху-мы перестали быть самостоятельными субъектами земельной собственности. По этому поводу Б.Г. Алиев отмечает, что: «Помимо того, что тухумы сохраняли за собой, как за родственной группой, определенные земельные участки, собственность их существовала в результате дележа общинных земель между ними и получе-

ния ими по наследству определенного участка земли, используемого ими в неразделенном виде» [1, с. 124].

В свое время тухумное землевладение возникло вследствие самовольных захватов пустующих земель, поэтому земли и другие объекты имущества были неравномерно распределены между тухумами. Приведем примеры. В одном из рутуль-ских сел, Шиназе, большая часть пахотных земель была сосредоточена в руках трех тухумов: Минтарар, Сайраныйер, Ад-лыхъанар. Это свидетельствует о том, что предки этих тухумов поселились в Шиназе первыми, а остальные тухумы - после. Поэтому свободных земель, пригодных для пахоты, сева для других тухумов - Биду-кьанийер и Джедерер и т. д., не осталось, за исключением тех маленьких участков, которые они сохранили за собой в своих бывших поселениях. Члены этих тухумов оказались безземельными и вынуждены были арендовать землю у имущих или батрачить на землях халифа, беков [6, с. 5859].

По сравнению с другими категориями тухумных земель, пригодных для пахоты, было меньше.

По сведениям старожилов, (информаторов) в Рутуле, например, тухум Атлыха-нар имел участок «Ч1алагада», расположенный на выселке села, тухум Ч1екыер владел участком в местности «Мыгра» (за пределами села), тухуму Сайидер принадлежали земли в местности «Сырга», а тухум Газит1ай пользовался территорией в местности «Лыкнед»; в Борче крупные участки пахотных земель были сосредоточены в руках тухума Косогьлийер [3, с. 71 -78].

Разумеется, эти примеры не свидетельствуют о распространении тухумного землевладения повсеместно. Как отмечалось выше, большая часть пахотных земель была поделена между семьями, частная собственность которых являлась основой проживания семей в тухуме. Семейная частная собственность дополняла собственность общинную.

Вместе с тем, тухумная форма землевладения имела двойственную позицию в отношении к основным формам земельной собственности: в отношении к общинной собственности она выступала как частная, в отношении индивидуальной - являлась коллективной. Это была специфическая черта тухумной формы землевладения.

Пережиток и наличие тухумной собственности свидетельствовал о замедленном общественном развитии.

Заключение

Земля выступает объектом собственности, пользования, базисом производственно-хозяйственной, социальной деятельности и главным условием производства. Земельные отношения выполняют множество экономических, социальных и иных функций. Изучив особенности и специфику земельно-правовых отношений рутулов в обозначенный период, можно сделать сле-

1. Алиев Б. Г. Формы землевладения в Дагестане в XVII-XVIII вв. 308 с.

2. Айтберов. Т. А. Об общественном строе ру-тульцев (конец XVI - начало XVII вв.) // Советская этнография. 1981. № 6. С. 112-116.

3. Джалилова Х. М. Рутулы в XVII-первой половине XIX вв. Махачкала, 2004. 159 с.

4. Лавров Л. И. Рутульцы в прошлом и настоящем // Кавказский этнографический очерк. М.-Л, 1962. Вып. 3. С. 96-99.

5. Магомедов Р. М. Общественно-экономи-

1. Aliev B. G. Forms of land ownership in Dagestan in the 17-18th centuries. 308 p. (In Russian)

2. Aytberov. T. A. Rutuls' social structure (the end of the 16th c.- the beginning of the 17th c.). In: Soviet Ethnography. 1981. No. 6. Pp. 112-116. (In Russian)

3. Dzhalilova Kh. M. Rutuls in the 17th c. - the first half of the 19th c. Makhachkala, 2004. 159 p. (In Russian)

4. Lavrov L. I. Rutultsy in the Past and Present. Caucasian Ethnographic Essay. Moscow-Leningrad, 1962. Issue 3. Pp. 96-99. (In Russian)

5. Magomedov R. M. Socio-economic and political system of Dagestan in the 18th c. - the begin-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Джалилова Хадижат Музаферовна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры правоведения и прав человека, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; email: hadizhatdzhalilova@yandex.ru

Принята в печать 04.02.2019 г.

дующие выводы: в исследуемом периоде в рутульском обществе наметился процесс сословного оформления и классового деления, который ускорили иноземные нашествия, распространение ислама и другие исторические события, имевшие место ранее. Дифференциация рутульского общества предопределила своеобразие и особенности социального развития рутулов в XVII-XVIII вв. В XVII в. в части рутульского общества уже выделялись две крупные социальные категории: привилегированное сословие (беки) и рядовые крестьяне (лежберы).

6. Мусаев Г. М-С. Из исторического прошлого рутулов до присоединения к России // Вопросы истории и этнографии Дагестана. Вып. VII. Махачкала, 1976. С. 54-59.

7. Умаханов М.-С. К. Сословно-феодальные отношения в Дагестане в XV-XVII вв. Махачкала, 1966. // РФ ИИЯЛ ДФИЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 167. С. 295-300.

8. Шихсаидов А. Р. Арабские строительные надписи (Х^И вв.) // УЗ ИИЯЛ. Махачкала, 1964. С. 67-78.

ning of the 19th c. Makhachkala, 1957. 365 p. (In Russian)

6. Musaev G. M-S. The historical past of the Rutuls before joining Russia. Problems of the history and ethnography of Dagestan. Issue VII. Makhachkala, 1976. Pp. 54-59. (In Russian)

7. Umakhanov M.-S. K. The class-feudal relations in Dagestan in the 15-17th c. Makhachkala, 1966. HRF IHLL DFRC RAS. F. 3. L. 1. C. 167. Pp. 295-300. (In Russian)

8. Shikhsaidov A. R. Arab construction inscriptions (10-17th cc.) IHLL Proceedings. Makhachkala, 1964. Pp. 67-78. (In Russian)

THE AUTHOR INFORMATION Affiliation

Khadizhat M. Dzhalilova, Ph. D. (History), assistant professor, the chair of Law and Human Rights, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; email: hadizhatdzhalilova@yandex.ru

Received 04.02.2019.

Литература

ческий и политический строй Дагестана в XVIII-начале XIX вв. Махачкала, 1957. 365 с.

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.