Научная статья на тему 'Земельная реформа в Зимбабве: баланс политической целесообразности и экономической неизбежности?'

Земельная реформа в Зимбабве: баланс политической целесообразности и экономической неизбежности? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
земельный вопрос / земельная реформа / ЗАНУ-ПФ / перераспределение земель / оппозиция / кризис / санкции / засухи / Э. Мнангагва / компенсации / land issue / land reform / ZANU – PF / land redistribution / opposition / crisis / sanctions / droughts / Mr. E. Mnangagwa / compensation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Прокопенко Любовь Ярославовна

В статье рассматривается политический аспект земельной реформы в Республике Зимбабве. Проблема земельной реформы была и остается одной из ключевых в истории страны, в последние десятилетия она постоянно находится в центре внимания политического и электорального процессов, что обусловливает актуальность настоящего исследования. Реализация программы ускоренной земельной реформы (Fast Track Land Reform Programme, FTLRP) в 2000–2002 годы привела к серьезной реконфигурации собственности на землю, что способствовало сохранению власти правящей партии Африканский национальный союз Зимбабве – Патриотический фронт (ЗАНУ-ПФ). Правительство осуществляло земельную реформу в условиях обострения противостояния с оппозицией, прежде всего с партией Движение за демократические перемены (МДС) во главе с профсоюзным лидером Морганом Тсвангираи. Исследование показало, что спусковым механизмом экономического и политического кризиса в Зимбабве в 2000–2010-е годы, который стал наиболее заметным явлением в южноафриканском регионе, во многом послужила ускоренная земельная реформа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Land Reform in Zimbabwe: a Balance of Political Expediency and Economic Inevitability?

The article considers the political aspect of land reform in the Republic of Zimbabwe. The problem of land reform has been one of the crucial ones in the history of this African country, which celebrated 40 years of independence on April 18, 2020. In recent decades, it has been constantly in the spotlight of political and electoral processes. The land issue was one of the key points of the political program from the very beginning of Robert Mugabe’s reign in 1980. The political aspect of land reform began to manifest itself clearly with the growth of the opposition movement in the late 1990s. In 2000–2002 the country implemented the Fast Track Land Reform Program (FTLRP), the essence of which was the compulsory acquisition of land from white owners without compensation. The expropriation of white farmers’ lands in the 2000s led to a serious reconfiguration of land ownership, which helped to maintain in power the ruling party, the African National Union of Zimbabwe – Patriotic Front (ZANU – PF). The government was carrying out its land reform in the context of a sharp confrontation with the opposition, especially with the Party for the Movement for Democratic Change (MDC), led by trade union leader Morgan Tsvangirai. The land issue was on the agenda of all the election campaigns (including the elections in July 2018); this fact denotes its politicization, hence the timeliness of this article. The economic and political crisis in Zimbabwe in the 2000–2010s was the most noticeable phenomenon in the South African region. The analysis of foreign and domestic sources allows us to conclude that the accelerated land reform served as one of its main triggers. The practical steps of the new Zimbabwean president, Mr. Emmerson Mnangagwa, indicate that he is aware of the importance of resolving land reform-related issues for further economic recovery. At the beginning of March 2020, the government adopted new regulations defining the conditions for compensation to farmers. On April 18, 2020, speaking on the occasion of the 40th anniversary of the independence of Zimbabwe, Mr. E. Mnangagwa stated that the land reform program remains the cornerstone of the country’s independence and sovereignty.

Текст научной работы на тему «Земельная реформа в Зимбабве: баланс политической целесообразности и экономической неизбежности?»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

К 40-летию независимости Республики Зимбабве

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В ЗИМБАБВЕ:

БАЛАНС ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕИЗБЕЖНОСТИ?

© 2020 Л.Я. Прокопенко

ПРОКОПЕНКО Любовь Ярославовна, старший научный сотрудник Центра изучения стран Тропической Африки Института Африки РАН. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: skole60@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается политический аспект земельной реформы в Республике Зимбабве. Проблема земельной реформы была и остается одной из ключевых в истории страны, в последние десятилетия она постоянно находится в центре внимания политического и электорального процессов, что обусловливает актуальность настоящего исследования.

Реализация программы ускоренной земельной реформы (Fast Track Land Reform Programme, FTLRP) в 2000-2002 годы привела к серьезной реконфигурации собственности на землю, что способствовало сохранению власти правящей партии Африканский национальный союз Зимбабве - Патриотический фронт (ЗАНУ-ПФ). Правительство осуществляло земельную реформу в условиях обострения противостояния с оппозицией, прежде всего с партией Движение за демократические перемены (МДС) во главе с профсоюзным лидером Морганом Тсвангираи. Исследование показало, что спусковым механизмом экономического и политического кризиса в Зимбабве в 2000-2010-е годы, который стал наиболее заметным явлением в южноафриканском регионе, во многом послужила ускоренная земельная реформа.

Ключевые слова: земельный вопрос, земельная реформа, ЗАНУ-ПФ, перераспределение земель, оппозиция, кризис, санкции, засухи, Э. Мнангагва, компенсации

DOI: 10.31132/2412-5717-2020-51-2-14-29

18 апреля 2020 г. исполнилось 40 лет независимости Республики Зимбабве. В новейшей истории этого африканского государства важное место занимает проблема земельной реформы.

Исторический опыт показал, что одним из важных условий экономического роста и социального развития свободных и демократических обществ являются права собственности. Суть и цель земельной реформы заключается в изменении властных отношений между теми, кто владеет земельной собственностью и теми, кто находится за рамками такого владения. Земельная реформа происходит, как правило, в момент серьезных политических перемен. XX век дал много примеров этого, например события в странах Юго-Восточной Азии (так называемые «восточноазиатские тигры» - Южная Корея,

Сингапур, Гонконг и Тайвань). Справедливо это и в отношении некоторых африканских стран, в том числе Зимбабве. Проведение там земельной реформы имеет не только экономический, но и политический характер, так как правящая партия Африканский национальный союз Зимбабве - Патриотический фронт (ЗАНУ-ПФ) осуществляла и продолжает осуществлять ее в условиях противостояния с оппозицией.

Из истории вопроса

Именно вопрос земельной реформы был одним из ключевых пунктов программы Роберта Мугабе на выборах в Зимбабве в 1980 г. После получения независимости в 1980 г. очень остро стояла проблема преодоления исторически сложившегося расового экономического неравенства. Стране досталось в наследство крайне непропорциональное распределение земель между белыми фермерами (5,6 тыс. человек владели 15,5 млн га, что составляло 45% наиболее плодородной земли) и черными крестьянами-общинниками (8,5 тыс. человек пользовались территорией в 1,4 млн га, то есть 5% земель) [1, с. 55]. Поэтому в принятой программе социально-экономического переустройства зимбабвийского общества земельная реформа, которая была нацелена на ликвидацию отсталости африканского сельскохозяйственного сектора за счет перераспределения земельной собственности в пользу африканцев, провозглашалась одной из главных задач. Этого планировалось достигнуть «... путем национализации плодородных недоиспользуемых в районах товарного земледелия земель с выплатой компенсации ее владельцам, то есть белым фермерам, с последующим расселением на выкупленных землях беднейших безземельных семей из общинных районов на индивидуальных участках» [2, с. 174]. В марте 1992 г. власти приняли закон о приобретении земли, позволяющий осуществлять это без согласия землевладельца, но с компенсацией.

Программа расселения безземельных крестьян шла медленно. Это происходило по ряду причин - излишняя бюрократизация процесса расселения беднейших африканцев, недостаточный уровень финансирования со стороны западных доноров, хищения и коррупция в верхних эшелонах власти. До середины 1990-х годов зимбабвийскую земельную реформу, согласно решению, принятому на Ланкастер-хаусской конференции в 1979 г. (Лондон), отчасти финансировала Великобритания. Правительство тори за 17 лет на земельную реформу в Зимбабве вложило 44 миллионов фунтов стерлингов, то есть, как отмечает российский ученый В.Г. Шубин, «.в 30 или 40 раз меньше, чем ранее было обещано» [3, с. 23]. Затем помощь была приостановлена. Главная причина, по мнению ирландского исследователя Тома Лоджа1 - «. стало ясно, что часть предоставленных средств использовалась для покупки ферм для политических лидеров» [4]. Справедливости ради необходимо отметить, что перед началом проведения земельной реформы в 2000 г. власти Зимбабве для получения очередных траншей донорской помощи пытались демонстрировать действенность антикоррупционной кампании. В надежде достичь своеобразного компромисса и собрать необходимые средства для приобретения земли правительство Мугабе в 1998 г. организовало Международную конференцию доноров, однако она не увенчалась успехом.

Экономический и политический кризис в Зимбабве в 2000-2010-е годы стал наиболее заметным явлением в южноафриканском регионе. По мнению многих зарубежных и отечественных исследователей, его своеобразным спусковым механизмом послужила именно ускоренная земельная реформа. Она вызвала отрицательную реакцию западных стран, так как шла вразрез с принципом неприкосновенности частной собственности. В то же время опыт проведения земельной реформы привлек внимание соседних ЮАР и Намибии, где этот вопрос оставался актуальным.

1 Автор известной монографии «Политики в Южной Африке: от Манделы до Мбеки» (Lodge T. Politics in South Africa: From Mandela to Mbeki. Bloomington: Indiana University Press, 2003. 314 c.).

Активное обсуждение кризисного состояния экономики Зимбабве, возникшее в результате действий властей по реализации земельной реформы в начале 2000-х годов, началось с публикаций известного политолога Махмуда Мамдани. Отражена эта тема и в российской африканистике, прежде всего в работах Л.А. Демкиной, В.Г. Шубина, А.Д. Хаматшина и Э.Р. Салахетдинова. В.Г. Шубин называет нерешенный земельный вопрос «миной замедленного действия» [6, с. 90], которая «взорвалась» в Зимбабве на рубеже ХХ1 века.

В конце 1990-х годов с ростом оппозиционного движения в Зимбабве отчетливо начал проявляться политический аспект земельной реформы. В сентябре 1999 г. в политическом ландшафте страны появилась новая партия - Движение за демократические перемены (Movement for Democratic Change, MDC) во главе с профсоюзным лидером Морганом Тсвангираи. Большинство сторонников оппозиционной партии были выходцами из городской среды. Интересно, что, выступая на конференции, в ходе которой была создана МДС, Тсвангираи не говорил о земельном вопросе, однако белые фермеры поддержали новую партию, предполагая, что она станет серьезным противником правящей партии ЗАНУ-ПФ. Уже в самом начале своей деятельности МДС предстояло решить сложную задачу по агитации на референдуме в феврале 2000 г. против принятия новой конституции, которая давала президенту Р. Мугабе право избираться президентом более двух раз. В проект конституции был также включен пункт о конфискации земель.

Программа ускоренного земельного реформирования

В конце февраля - начале марта 2000 г. члены Национальной ассоциации ветеранов освободительной войны (создана в 1980 г.), недовольные своим экономическим положением после получения страной независимости, насильственно заняли 70 ферм, которые принадлежали белым владельцам, позже были заняты сотни хозяйств. Как правило, хозяев изгоняли, но были убиты 12 белых фермеров [6, с. 95]. Правительство президента Мугабе поддержало действия ветеранов по захвату земель у белых и провело через парламент закон об ускоренной (fast track) земельной реформе, которая предусматривала конфискацию земли без выкупа. Правой рукой Мугабе в деле реализации земельной реформы была Джойс Муджуру - ветеран освободительной борьбы, которая в тот период была министром развития аграрных и водных ресурсов. В результате в стране осталось менее 300 коммерческих фермеров [3, с. 25].

В апреле 2000 г. президент ЮАР Табо Мбеки, выступая на региональном саммите в Виктория Фоллз (Зимбабве), призвал иностранных доноров оказать содействие земельной реформе президента Мугабе. В этом его поддержали лидеры Намибии и Мозамбика. Но реализация земельной реформы в начале 2000-х годов имела для Зимбабве серьезные международные последствия - резко снизился уровень иностранных инвестиций, кредитов и донорской помощи со стороны западных стран. В 2002 г. страны Евросоюза приняли пакет экономических санкций против режима Р. Мугабе и целого ряда членов правительства, в 2003 г. подобные санкции ввели США. Необходимо отметить, что санкции вплоть до смещения Мугабе в 2017 г. неоднократно продлевались и пересматривались.

В таких условиях в 2000-2002 годах в стране была проведена Программа ускоренной земельной реформы (Fast Track Land Reform Programme, FTLRP), суть которой заключалась в обязательном приобретении земли у белых владельцев без компенсации, что фактически было ее экспроприацией. Но само перераспределение земель и переселение новых землепользователей длилось гораздо дольше. Вокруг программы возникло много противоречий. Ряд зарубежных исследователей и правозащитников, например Габриэль Шумба [7] и Бертус де Вилльерс, высказывали мнение, что новый этап рефор-

мы (жесткий и омраченный физическим насилием с кровопролитием) был связан не с подлинной готовностью правительства ускорить проведение земельной реформы, а с политическим климатом в стране. Б. де Вилльерс писал: «Земельная реформа была частью политической кампании ЗАНУ-ПФ начиная с 1980 г., благодаря которой правящая партия могла оставаться у власти и отвлекать население от острых социальных и экономических проблем» [8, с. 23].

Действительно, именно в эти годы в жизни страны состоялись важные политические события: 2000 г. - парламентские выборы, 2002 г. - президентские выборы. И те и другие проходили в условиях повышенной конкуренции правящей партии с сильной политической оппозицией в лице партии МДС, возглавляемой М. Тсвангираи. В обществе усилилось недовольство, в том числе у так называемых «ветеранов». На выборах в 2000 г. вопрос земельной реформы, как и ожидали власти, стал инструментом мобилизации общественного мнения и отвлечения его внимания от других серьезных социально-экономических проблем, стоящих перед страной. В 2002 г. перераспределение земли также значительным образом повлияло на выбор избирателей в пользу правящей партии. Б. де Вилльерс отмечал, что «ЗАНУ-ПФ и Мугабе вели выборы, руководствуясь схемой «Земля - это экономика, а экономика - это земля» и поэтому победили» [8, с. 20].

Согласно данным различных неправительственных организаций, в результате перераспределения большое количество ферм попали в руки членов правящей партии. Против этого высказывались некоторые зимбабвийские политики, например, Маргарет Донго, борец за права женщин, одна из основателей Национальной ассоциации ветеранов освободительной войны, депутат парламента, смело выступавшая против фактического однопартийного правления Р. Мугабе. Под ее давлением в 2002 г. правительство обнародовало список ферм, купленных по модели земельной реформы с участием добровольного покупателя, но теперь они были заняты правительственными чиновниками и сторонниками Мугабе. Этот список известен как «Список Донго». Позже он был дополнен и опубликован в журнале Justice for Agriculture (JAG), в нем были перечислены более тысячи ферм, находившихся в руках видных государственных чиновников и членов партии [9, с. 278]. Согласно материалам неправительственной организации «Хьюман Райтс Вотч» (Human Rights Watch), во многих случаях работники и владельцы фермерских хозяйств заявляли, что ветераны войны занимали коммерческие сельскохозяйственные угодья без дальнейшего их использования в производственных целях, ограничиваясь сбором урожая и забоем скота для нужд собственного пропитания [10]. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) в декабре 2001 г. предупредила, что и без того напряженная продовольственная ситуация в Зимбабве ухудшилась в результате сокращения производства зерновых и общего экономического спада. В феврале 2002 г. крупнейшая гуманитарная организация Всемирная продовольственная программа (World Food Programme, WFP) начала в Зимбабве экстренную раздачу продовольствия населению.

М. Тсвангираи обвинял президента Р. Мугабе в создании угрозы коммерческому сельскому хозяйству страны: «Народ Зимбабве останется ни с чем из-за иррационального лидера, иррационального правления» [11, с. 66]. Тсвангираи также критиковал правящую партию ЮАР Африканский национальный конгресс (АНК) за поддержку земельной политики Мугабе и за высказывания, в которых преуменьшалось насилие, происходившее на выборах в Зимбабве: «Поддержка АНК партии ЗАНУ-ПФ вредна. А мы-то надеялись, что они сделают все возможное для поддержки свободных и справедливых выборов!» [11, с. 66].

Архиепископ Римско-католической церкви в г. Булавайо Пиус Нкубе, получивший широкую известность как давний и жесткий критик президента Р. Мугабе и правящей партии ЗАНУ-ПФ также неоднократно заявлял, что политический и экономический

кризис в стране напрямую связан с земельной реформой. Он также обвинял власти в использовании голода в качестве метода подавления оппозиции. По его словам, гуманитарная помощь жителям страдающей от засухи провинции Матабелеленд (там оппозиционная партия МДС на выборах регулярно набирала большинство голосов) распространялась только при условии, что ее получатель проголосует на парламентских выборах в 2005 г. за правящую партию [12]. Ситуация, в которой страна оказалась на грани голода, возникла не только в результате проведения земельной реформы, но также из-за демонстративного отказа президента Мугабе от международной гуманитарной помощи. По данным газеты Washington Post, Р. Мугабе в мае 2004 г., обсуждая эту тему в разговоре с корреспондентом британского телеканала Sky News, сказал: «Мы не голодны. У страны достаточно собственных запасов зерна» [13].

В этот период громко заявила о себе также проблема политического насилия [14, с. 94-98]. Когда в мае 2000 г. был убит региональный активист МДС Алан Данн, секретарь оппозиционной партии по юридическим вопросам Дэвид Колтарт заявил: «Происходящее - не хаос, а организованное государством насилие. Речь идет о борьбе с МДС - первой за 20 лет реальной угрозой правления ЗАНУ-ПФ. Вспомним, как Мугабе грозил несколько недель назад, что его противников ждет смерть, а белые фермеры - враги государства. Насилие - прямой результат этих заявлений» [11, с. 63]. В то же время угрозы звучали и со стороны МДС.

Реализация Программы ускоренной земельной реформы продолжалась до конца 2003 г. В 2005 г. в закон о земельной реформе была внесена поправка, «по которой вся отобранная земля сельскохозяйственного назначения объявлялась государственной» [6, с. 119]. Ведение хозяйства черными аграриями при отсутствии необходимых знаний и опыта и засуха 2006 2008 гг. привели к спаду производства и экономическо-

му кризису, который усугубился в результате экономических санкций Запада, наложенных на Зимбабве после выборов 2002 и 2008 годов. Зимбабве оказалась в 2008 г. в числе пяти самых слабых стран по рейтингу «недееспособных» (или «несостоявшихся») государств [17, с. 63-65] 2.

Крайне негативное влияние на экономику оказывали повторяющиеся засухи. Как отмечают российские исследователи-африканисты И.О. Абрамова и Л.Л. Фитуни, в Зимбабве, как и в ряде других африканских стран, «погодные факторы (засухи, наводнения) из года в год становятся одной из главных причин небывало высоких годовых темпов роста потребительских цен в стране» [15, с. 161].

Западные доноры обвиняли в экономическом кризисе правительство Р. Мугабе. В.Г. Шубин считает, что зарубежные СМИ распространяли часто ложную информацию о ситуации в Зимбабве или, по меньшей мере, это было «сгущение красок» [16].

В этот период из страны уехали почти 200 тыс. белых. Действительно, одним из результатов проведения земельной реформы в 2000 г. стало резкое сокращение численности белого населения в Зимбабве (в 2014 г. оно оценивалось примерно в 30 тысяч человек, в то время как в конце 1990-х годов - около 70 тыс. человек). Однако были и те белые, кто не только остался в стране, но и поддерживал реформу и принимал участие в ее реализации. Например, министр здравоохранения Зимбабве в 1986-2002 гг. Тимоти Стампс в интервью западным журналистам часто оправдывал проводимую земельную реформу в стране. А Рой Беннет, экспроприированный фермер и казначей оппозиционной партии МДС, в созданном в 2009 г. правительстве национального единства по иронии судьбы был назначен заместителем министра сельского хозяйства.

Начавшийся накануне всеобщих выборов в 2008 г. раскол оппозиции также усугубил внутриполитическую обстановку в Зимбабве. В 2006 г. МДС из-за разногласий по

2 Он расчитывается по двенадцати индикаторам, в том числе «расщепление общества с выделением правящей элиты», «подрыв законности власти и криминализация государства», «быстрый и/или глубокий экономический спад».

поводу участия или бойкота выборов 2008 г. раскололась на две фракции: МДС-Т во главе с М. Тсвангираи и МДС-М, которую возглавил Артур Мутамбара. 15 сентября 2008 г. они вместе с ЗАНУ-ПФ подписали Г лобальное политическое соглашение (ГПА) и договорились о создании коалиционного правительства, в котором М. Тсвангираи получил должность премьер-министра. В соглашении речь шла также о земельной реформе. Признавая различия в своих подходах «к приобретению и перераспределению земли» [18], стороны признавали «неизбежность и желательность комплексной программы земельной реформы в Зимбабве, которая устраняет проблемы исторических дисбалансов и несправедливости, с целью решения проблем справедливости и производительности» [19]. В этом документе была подтверждена невозможность возврата к прошлому в вопросе земельной реформы, также было заявлено о намерении провести всесторонний, прозрачный и беспристрастный аудит земель. Однако из-за нехватки финансирования он осуществлен не был.

Создание коалиционного правительства с партией М. Твангираи и соглашение о прекращении захвата фермерских хозяйств, принадлежащих белым, мало изменили ситуацию к лучшему. Президент Р. Мугабе не отказывался от попыток продолжать вести свою политику по земельному вопросу. По сообщению британского журнала The Economist, в феврале 2009 г. во время торжества, посвященного его 85-летию, на котором присутствовали около 2 тысяч человек, он заявил: «Распределение земли будет продолжаться. Немногим оставшимся белым фермерам следует быстро покинуть свои фермы, поскольку им там не место...» [20].

Премьер-министр М. Тсвангираи продолжал критиковать политику властей по земельной реформе. Так, выступая в октябре 2011 г. на агробизнес форуме в Йоханнесбурге (ЮАР), он сказал: «Это не земельная реформа, когда вы берете землю у нескольких белых и отдаете ее нескольким чернокожим» [21]. Говоря о значении иностранных инвестиций в сельское хозяйство Зимбабве, он твердо заявлял о необходимости защиты государством прав собственности, настаивая, что «Конституционность и верховенство права должны быть основными нормами перераспределения земель» [21]. В том же году в ЮАР вышла в свет автобиография этого политика Morgan Tsvangirai: At the Deep End. Любопытно, что в ней проблема земельной реформы в Зимбабве была затронута мало, в основном речь шла о политических баталиях между МДС и правящей партией. В главе под названием «Земля, голоса, продовольствие» оппозиционный политик уверено заявлял, что «Земельная реформа использовалась ЗАНУ-ПФ для оправдания согласованной кампании против политических оппонентов, которая включала убийства, нападения, пытки и уничтожение имущества» [22, с. 266]. Но фактическая политическая приверженность МДС земельной реформе в тексте книги не прослеживается. Такое молчание по важной теме зимбабвийского общества могло свидетельствовать о создавшемся на тот момент политическом тупике. Как отмечает южноафриканский исследователь Роджер Саутхолл, партия Тсвангираи «приняла необратимость процесса земельной реформы», а Программа ускоренной земельной реформы «структурно изменила общество» [23, с. 95].

Экспроприация земель белых фермеров в 2000-е годы была популярной среди черного населения, хотя среди пострадавших от реформы были и африканцы - сельскохозяйственные рабочие. Она привела к серьезной реконфигурации собственности на землю. Это, безусловно, помогло правящей партии укрепить свои позиции в сельской местности и в этот период способствовала сохранению политической власти ЗАНУ-ПФ. Перераспределение земель во многом помогло снизить накал требований общества к социальной справедливости и позволило правящей партии остаться у власти.

Таким образом проводимая правительством Р. Мугабе земельная реформа имела явный политический подтекст. Зимбабвийский исследователь Лавмор Мадхуку, рассматривая земельный вопрос в Зимбабве, в частности, масштабы, которые он приобрел с на-

чавшимся в феврале 2000 г. захватом земель, отмечает, что «...он демонстрирует вне всякой тени сомнения неразрывную связь между законом и политикой» [24, с. 124]. Южноафриканские авторы Алоис Чилунджика и Доминик И. У визеймана, соглашаясь с мнением Б. де Вилльерса о том, что земельная реформа с самого начала правления ЗА-НУ-ПФ была частью ее политической кампании, в 2015 г. отмечали: «Недостающим звеном (...) является отсутствие политической поддержки со стороны правительства, которое в целом может проявиться в форме надежной законодательной базы для обоснования и поддержки сельскохозяйственных партнерств и договорных соглашений в аграрном секторе Зимбабве» [25, с. 140]. Британский исследователь Чарльз Лурье утверждает, что больше всего от конфискации земель белых фермеров выиграла политическая элита Зимбабве, не имеющая опыта ведения сельского хозяйства [26]. К таким выводам он пришел в результате анализа 111 подробных интервью, взятых у высокопоставленных зимбабвийских политиков, представителей военных, полиции и секретных служб, а также белых фермеров, покинувших страну, которые послужили материалом для написания монографии. Уже упоминавшийся Т. Лодж отмечал в 2018 г., что реализация реформы «. привела к разрушению относительно эффективного трудоемкого коммерческого сектора и нанесла серьезный ущерб деловой уверенности» [4].

Исследователи данной проблемы в первые годы после начала земельной реформы давали резко отрицательные оценки ее методов и последствий. Более объективный анализ содержался в работе П.Б. Матонди «Как понять ускоренные земельные реформы в Зимбабве» (Matondi P.B. Understanding Fast Track Land Reforms in Zimbabwe), опубликованной Институтом Африки северных стран в Упсале. Она написана на материале, который автор собрал во время работы его группы в Зимбабве в 2003-2004 годы. По его мнению, проведение реформы должно было решить социальные цели, прежде всего, уменьшить бедность и ликвидировать перенаселенность на общинных землях, предполагался также «высокий уровень производства для обеспечения продовольственной безопасности, создания рабочих мест и получения иностранной валюты» [6, с. 98].

Исследователь из ЮАР Кирк Хелликер отмечает, что дебаты по зимбабвийской земельной реформе поляризованы между позицией меньшинства, которое утверждает, что радикальная перестройка аграрного капитала послужила прогрессивной тенденцией, открывшей возможности для черных мелких фермеров, и позицией большинства, которое настаивает на том, что перераспределение земель резко сократило сельскохозяйственное производство, тем самым серьезно навредив продовольственной безопасности для большинства зимбабвийцев [27].

В этом плане представляет интерес работа «Земельная реформа в Зимбабве: мифы и реальность» ученого из британского Института исследований развития (Institute of Development Studies at Sussex University) Джозефа Уинтера, изучавшего 400 домохозяйств в провинции Масвинго в течение десяти лет. В 2010 г. он признавал, что ускоренной программе земельной реформы, проводимой с 2000 г., «.сопутствовали серьезные проблемы, такие как насилие (в том числе нападения на белых фермеров со смертельным исходом) . и коррупция, связанная с распределением средств некоторых ферм» [28]. Однако он твердо настаивает на развенчании мифов по поводу того, что земельная реформа в Зимбабве была полным провалом, что большая часть земли перешла к политическим сторонникам президента Мугабе, что нет инвестиций в хозяйства на переселенных землях и что сельское хозяйство находится в полном упадке. Исследователь считает, что большая часть дебатов по поводу земельной реформы была чрезмерно политизирована. Согласно его данным, около двух третей людей, которым дали землю в провинции Масвинго, были обычными зимбабвийцами с низким уровнем доходом. Оставшуюся треть составили государственные служащие (16,5%), бывшие работники ферм, находящихся в собственности белых (6,7%), бизнесмены (4,8%) и сотрудники служб безопасности (3,7%) [28].

Схожего мнения придерживается и В.Г. Шубин, который в книге «Судьбы Зимбабве», вышедшей в 2015 г., отмечал, что, несмотря на постоянные споры сторон коалиционного правительства, период их совместного управления государством (2009-2013 гг.) характеризовался «... постепенным подъемом экономики и политической стабильности...» [6, с. 122]. Как отмечает А.Д. Хаматшин, основной причиной неэффективности аграрной реформы в Зимбабве «.стало отсутствие (за исключением периода между получением независимости в 1980 г. и внедрением политики структурной адаптации на рубеже 1990-х гг.) полноценной государственной поддержки получивших наделы крестьян» [29, с. 9].

Земельная реформа проходит также в соседней с Зимбабве ЮАР. Интересно, что там не только в рядах АНК, но и среди его политических противников, были и есть сторонники зимбабвийской модели земельной реформы. Они считают ее приемлемой для Южной Африки по той причине, что, несмотря на длительные политический и экономический кризисы, государство в Зимбабве выжило, политическая элита довольно устойчива, а экономика была частично реконструирована с помощью китайских инвестиций (имеется в виду добыча полезных ископаемых). В числе таких сторонников зимбабвийского варианта известный радикальный политик Джулиус Малема. В 2010 г. он после поездки в Зимбабве в качестве лидера Молодежной лиги АНК опубликовал документ, в котором восхвалял земельную реформу, проводимую президентом Р. Мугабе [30]. После изгнания Малемы из АНК он в 2013 г. создал партию Борцы за экономическую свободу (Economic Freedom Fighters, EFF), которая уже в самом начале своей деятельности призывала изменить раздел 25 Конституции, который запрещает «произвольное лишение собственности» и ограничивает экспроприацию в общественных интересах, за которые землевладельцы будут получать «справедливую и равную» компенсацию» [31, с. 10-11]. Поэтому сторонники Малемы требовали конфискации земель по зимбабвийской схеме, когда вся земля переходит в собственность государства. Планы молодых радикалов казались привлекательными для некоторых избирателей, разочарованных политикой тогдашнего президента ЮАР Джейкоба Зумы.

Следующие президентские выборы состоялись в июле 2013 г., они вновь закончились победой Р. Мугабе, получившего 61,1% голосов избирателей. Оппозиция после поражения на выборах была расколота, и М. Тсвангираи отказался участвовать в новом коалиционном правительстве. А в правящей партии в этот период обострилась борьба за место преемника 89-летнего Мугабе, в которой участвовала и первая леди страны Грейс Мугабе [32, с. 163-167]. Политический кризис завершился тем, что 15 ноября 2017 г. военные взяли ситуацию в стране под свой контроль, назвав это необходимой «коррекций» для изоляции преступников, которые якобы находятся в окружении президента Р. Мугабе. 20 ноября на заседании партийного руководства ЗАНУ-ПФ Мугабе был отозван с постов лидера страны и партии, а его супруга с несколькими ее высокопоставленными сторонниками были исключены из партии. ЦК ЗАНУ-ПФ назначил преемником Мугабе вице-президента страны Эммерсона Мнангагву. Популярность партии МДС во главе с М. Тсвангираи к этому времени значительно снизилась из-за острой внутрипартийной борьбы, а сам Тсвангираи болел раком.

Земельный вопрос традиционно стоял на повестке дня и в кампании всеобщих выборов 2018 г. В манифесте ЗАНУ-ПФ отмечалось: «Партия поддержит повестку земельной реформы, которая значительно улучшила жизнь народа Зимбабве. Ее фокус будет направлен на продуктивное использование земель.» [33]. В феврале 2018 г. новый президент Зимбабве Э. Мнангагва поручил правительству дать всем белым фермерам разрешение на аренду земли сроком до 99 лет, тем самым уравняв их в правах с чернокожим населением. Правительство рассматривало возможность выплаты компенсаций некоторым белым фермерам, которые подверглись экспроприации, а также предложило некоторым из них возобновить коммерческое фермерство в рамках 99-летней системы

аренды земли. Было также заявлено о планах выпустить облигации, а вырученные от их продажи средства направить на комплексное восстановление экономики страны.

После кончины М. Тсвангираи 14 февраля 2018 г. партию МДС возглавил 40-летний адвокат Нельсон Чамиса. Предвыборный манифест МДС изобиловал популистскими обещаниями (например, проведение в Зимбабве Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу). Почти 100-страничный документ содержал также и обещания относительно земельного вопроса. Отмечалось, что с 2000 г. хаотичная и плохо спланированная ускоренная земельная реформа разрушила сельскохозяйственный сектор страны, к 2016 г. объем сельскохозяйственного производства снизился до 12%, а «Зимбабве из житницы Африки в 1980-е годы превратилась в страну с дефицитом продовольствия» [34, с. 44]. Оппозиционная партия в случае победы на выборах обещала окончательно решить земельный вопрос, обеспечить гарантии владения землей, восстановить земельный рынок, расширить финансирование сельскохозяйственной инфраструктуры, развивать в аграрном секторе технологии и инновации [34, с. 45].

Всеобщие выборы состоялись 30 июля 2018 г. Победу одержал Э. Мнангагва, получивший 50,1% голосов избирателей. Во время своей инаугурационной речи новый президент заявил, что не будет отменять земельную реформу и «будет укреплять Земельную комиссию с тем, чтобы она занималась всеми нерешенными вопросами, которые связаны с перераспределением земли» [35].

Рассматривая политический аспект земельной реформы в Зимбабве, необходимо также отметить его гендерную часть. Женщины составляют около 50% населения страны, многие из них работают в аграрном секторе. В разные периоды правящая и оппозиционные политические партии использовали земельный вопрос не только как средство исправления исторической несправедливости или перераспределения богатства, но и как инструмент электоральной мобилизации. Политики в борьбе за голоса женской части избирателей давали обещания расширения прав женщин-аграриев.

Правительство Зимбабве признало Цели устойчивого развития (ЦУР - Sustainable Development Goals, SDGs), принятые ООН 25 сентября 2015 г., в числе которых было также названо гендерное равенство (Цель № 5 - «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек»). Многое в этом направлении уже сделано. О расширении участия женщин в принятии решений свидетельствует то, что после закрепления в 2013 г. новой конституцией 30-процентной квоты представительства женщин в органах власти [36, с. 66] на выборах в 2013 г. число женщин, избранных депутатами парламента, составило 34%, а на выборах в 2018 г. - 31,5%. Достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин имеет решающее значение для развития сельского хозяйства и продовольственной безопасности. Местные неправительственные организации призывают к тому, чтобы гендерный паритет в области земельных ресурсов был включен в государственную земельную политику.

Новый этап реформы, новые проблемы

Действия нового президента Зимбабве Э. Мнангагвы свидетельствовали о понимании важности урегулирования проблем, связанных с земельной реформой, для дальнейшего восстановления экономики страны. Г оворя о перераспределении земли в последние годы, он отмечал, соглашаясь при этом с мнением оппозиционной МДС, что оно «:... лишило Зимбабве статуса ее хлебной житницы» [37]. По некоторым сообщениям правительство до определения объема общей компенсации планировало сделать предварительную промежуточную выплату фермерам в размере $16 млн. Группа белых фермеров, входящих в Союз коммерческих фермеров (The Commercial Farmers Union, CFU), считает это далеко не достаточным, называя сумму в $9 млрд [38]. Од-

нако некоторые бывшие белые фермеры считают план правительства по выплате компенсаций за землю не более, чем пропагандистскими мерами. Именно так его назвал фермер и правозащитник из провинции Машоналэнд Бэн Фритт в своем открытом письме, опубликованном в апреле 2019 г. [39]. Подобная реакция объясняется сложностями в определении формы, сумм компенсаций, а также проблемами, связанными с предоставлением пострадавшими белыми фермерами необходимой документации для возмещения ущерба.

Но есть также белые фермеры, которые, учитывая прежде всего временной фактор, оценивают ситуацию более прагматично. К ним относится, например, 72-летний белый фермер Дэйв Уэйкфилд, владевший до реформы 2000 га земли, которые он купил в 1980 г., а сейчас арендующий небольшую ферму у чернокожего владельца и вынужденный в своем пожилом возрасте выращивать картофель и кукурузу. В мае 2019 г. он говорил, что причитающаяся ему сумма в $20 тыс., хотя по его подсчетам она должна быть намного больше, «лучше, чем ничего, так как это шаг в правильном направлении» [38].

Промежуточные платежи - только первые шаги правительства, но они никоим образом не могут кардинально решить вопрос о праве собственности на землю.

Опыт проведения земельной реформы в Зимбабве выявил ряд проблем и «подводных камней». Необходимо, например, учесть тот факт, что, независимо от того, будет ли передача земли платной или проходить на бесплатной основе, новым поселенцам нужен широкий спектр услуг, которые, вероятно, в долгосрочной перспективе могут стоить намного дороже, чем коммерческая цена земли. Оппозиция предупреждает, что это ляжет дополнительным бременем на государственный бюджет. Проблема достижения баланса ожиданий по расовому разделению земли стала дилеммой для правительства. Чернокожие фермеры считают, что белые землевладельцы купили в свое время земли за символические суммы, в связи с чем сами они тоже вправе рассчитывать на компенсацию, так как их предки, жившие на этих землях, были с них согнаны.

6 марта 2020 г. в правительственной Government Gazette были опубликованы новые нормативные акты (Statutory Instrument, SI, 62 of2020), в соответствии с которыми бывшие зимбабвийские коммерческие фермеры теперь могут подать заявку на возвращение своей земли. По заявлению министра по земельным делам Перенса Шири, «цель нормативных актов состоит в том, чтобы обеспечить распоряжение землей лицам, которые имеют право на компенсацию» [42]. Новые правила применяются только к «коренным» фермерам, которые потеряли свои земли во время ускоренной программы земельной реформы, или к фермерским хозяйствам, находящимся в иностранной собственности, которые были теоретически защищены в соответствии с двусторонними соглашениями о поощрении и защите инвестиций (Bilateral Investment Promotion and Protection Agreements, BIPPAs) и двусторонними инвестиционными договорами (Bilateral Investment Treaties, BITs).

Определение «коренной» (indigenous) применяется к лицам, которые родились и проживают в определенном месте или регионе, и не обязательно относится исключительно к конкретной расе. Тем не менее, правительство постоянно называет «коренными» только чернокожих зимбабвийцев. Именно этот факт настораживает бывших белых землевладельцев. Например, уже упоминавшийся фермер и правозащитник Бэн Фритт считает, что новые акты «вводят белых фермеров в заблуждение и дают им ложную надежду» [43]. Подтверждают подобные опасения и некоторые местные СМИ. Так по информации, опубликованной в газете The Sunday Mail 8 марта 2020 г., высокопоставленный чиновник в министерстве сельского хозяйства (полное название - Министерство земель, сельского хозяйства, водных ресурсов, климата и расселения в сельской местности), пожелавший остаться анонимным, сообщил ее корреспонденту, что новые правила предназначены для решения проблемы неправомерного лишения прав

коренных фермеров. Он добавил: «То, как сельскохозяйственные угодья были приобретены, ударило по черным фермерам...» [44].

Одним из важных политических аспектов земельной реформы в Зимбабве является проблема отношений с Западом. Западные страны одним из условий отмены многолетних экономических санкций поставили именно полную компенсацию белым фермерам. Невыполнение этого требования вызывает недовольство у западных партнеров. По всей видимости, президент хорошо понимает увязку своих решений с реалиями внешней политики. 18 апреля 2020 г., выступая по случаю 40-летия провозглашения независимости страны, он заявил, что «.программа земельной реформы по-прежнему является краеугольным камнем нашей независимости и суверенитета» [45]. При этом он выразил благодарность всем фермерам, которые, несмотря на повторяющиеся засухи, продолжают производить продукцию. Поблагодарив Европейский союз за смягчение позиций в отношении Зимбабве, президент призвал Вашингтон безотлагательно снять его санкции без каких-либо предварительных условий: «Они незаконны и вредны для нашего народа. Зимбабве не заслуживает их» [45].

Лидер оппозиционной партии МДС Нельсон Чамиса считает, что осуществление земельной реформы было необходимо, но ее реализация была далеко не идеальна. Его оценка в этом вопросе несколько смягчилась по сравнению с предвыборными высказываниями в 2018 г. 19 апреля 2020 г., выступая по поводу национального Дня независимости, он заявил, что в стране необходимо «обеспечить безопасность землевладения и создать надежную аграрную систему» [46].

Весной 2020 г. к комплексу экономических проблем, в числе которых острая нехватка иностранной валюты для закупки зерна после засухи, присоединилась еще одна, глобальная, - необходимость борьбы с пандемией Covid-19 и ее последствиями. В начале апреля министр финансов Мтули Нкубе заявил по этому поводу: «Мы работаем с двумя кризисами, мы боремся на обоих фронтах» [47]. Естественно, возникший новый вызов осложнят реализацию планов правительства в отношении выплаты компенсаций за землю.

Таким образом, практика показала, что земельная реформа в Зимбабве - конгломерат экономических, политических, расовых и юридических проблем, а ее адекватное решение требует комплексного учета внутри- и внешнеполитических условий.

Источники

1. Шубин Г.В. Кризис в Зимбабве (1997-2007). Проблемы развития ЮАР и Зимбабве. Сборник статей. М., Memories. 2007. 75 с. ISBN 9-785903116355.

2. Демкина Л.А. Социально-экономические предпосылки кризиса в Зимбабве в конце 90-х гг. XX века. Юг Африки. Наследие прошлого и настоящее. М., Институт Африки РАН. 2006. 236 с. ISBN 5-201-04838-2.

3. Шубин В. Г. Зимбабве, кризис преодолен? Азия и Африка сегодня. 2012, № 5. с. 23-25. ISSN 0321-5075.

4. Lodge T. Thinking about SA land reform. https://www.politicsweb.co.za/opinion/thinking-about-sa-land-reform (дата обращения 17.04.2020)

5. Салахетдинов Э.Р. Влияние внешних факторов на кризис в Зимбабве в начале XX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2015.

6. Шубин В.Г. Судьбы Зимбабве. М., Институт Африки РАН. 2015. 158 с. ISBN 978-591298-160-9.

7. Shumba G. A critical reflection on the 2002 presidential election in Zimbabwe. African Human Rights Law Journal. 2002, т. 2, вып. 1, с. 327-346. ISSN 1996-2096. https://www.ahrlj.up.ac.za/ images/ahrlj/2002/ahrlj_vol2_no2_2002_gabriel_shumba.pdf (дата обращения 18.04.2020)

8. De Villiers B. Land reform: Issues and Challenges - A Comparative Review of Experiences in Zimbabwe, Namibia, South Africa and Australia. Johannesburg: Konrad Adenauer Foundation. 2003. 172 с. ISBN 9780620303699.

9. Pilossof R. The Land Question (Un) Resolved: An Essay Review. Historia. 2008, т. 53, вып. 2, с. 270-279. http://www.scielo.org.za/pdf/hist/v53n2/12.pdf (дата обращения 10.04.2020)

10. Land Reform in the Twenty Years After Independence. http://www.hrw.org/reports/ 2002/zimbabwe/ZimLand0302-02.htm (дата обращения 10.04.2020)

11. Hudleston S. Face of Courage. A Biography of Morgan Tsvangirai. Cape Town. Double Storey. 2005. 159 с. ISBN 1 77013 005 5.

12. http://www.reuters.com/newsArticle.jhtml?type=topNews&storyID=8011555 (дата обращения 18.04.2020)

13. Timberg C. U.N. to Resume Food Aid to Zimbabwe. http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2005/06/01/AR2005060100908.html (дата обращения 18.04.2020)

14. Прокопенко Л.Я. Новые политические элиты в государствах Юга Африки. М., Институт Африки РАН. 2011. 252 с. ISBN 978-5-91298-092-3.

15. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Тенденции экономического развития и инфляционные процессы в странах Африки южнее Сахары. Проблемы современной экономики. 2016. № 4 (60), с. 159-165. ISSN 1818-3395.

16. Шубин В.Г. Зимбабве: кризис преодолен? http://naukarus.com/zimbabve-krizis-preodolen (дата обращения 20.04.2020)

17. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л., Сапунцов А.Л. «Возникающие» и «несостоявшиеся» государства в мировой экономике и политике. М., Институт Африки РАН. 2007. 197 с. ISBN 978-591298-020-6.

18. Global Political Agreement. Article V Land Question (5 (4)). https://www.pindula.co.zw/ Global_Political_Agreement (дата обращения 20.04.2020)

19. Global Political Agreement. Article V Land Question (5 (3)). https://www.pindula.co.zw/ Global_Political_Agreement (дата обращения 20.04.2020)

20. Zimbabwe's farms. Whose land? https://www.economist.com/middle-east-and-africa/2009/ 03/05/whose-land (дата обращения 18.04.2020)

21. Tsvangirai on land reform. https://www.farmersweekly.co.za/archive/tsvangirai-on-land-reform (дата обращения 18.04.2020)

22. Morgan Tsvangirai (with T. William Barongo). Morgan Tsvangirai: At the Deep End, Johannesburg: Penguin Books. 2011. 564 с. ISBN 978-0-14302-682-2.

23. Southall R. Too Soon to Tell? Land Reform in Zimbabwe. Africa Spectrum. Hamburg: GIGA German Institute of Global and Area Studies. 2011, т. 46, вып. 3, с. 83-97. ISSN 0002-0397.

24. Madhuku L. Law, Politics and the Land Reform Process in Zimbabwe. Post-Independence Land Reform in Zimbabwe: Controversies and Impact on the Economy. Harare: Friedrich Ebert Stiftung and Institute of Development Studies. 2004, с. 124-146. ISBN: 0-7974-2786-4.

25. Chilunjika A., Uwizeyimana D.E. Shifts in the Zimbabwean Land Reform Discourse from 1980 to the present. African Journal of Public Affairs. 2015, т. 8, вып. 3, с. 131-144. https://pdfs.semanticscholar.org/7771/61cfcd6e 1bff87f82bf0ff8dd8ecd0670bbd.pdf (дата обращения

18.04.2020)

26. Laurie C. The Land Reform Deception: Political Opportunism in Zimbabwe's Land Seizure Era. Oxford University Press, 2016. 424 с. ISBN 978-0190680527.

27. Helliker K. Review of Ian Scoones et al. Zimbabwe’s Land Reform: Myths and Realities. Journal of Contemporary African Studies. 2011, т. 29, вып. 3, с. 349-359.

28. Winter J. Zimbabwe land reform "not a failure". https://www.bbc.com/news/world-africa-11764004 (дата обращения 19.04.2020)

29. Хаматшин А.Д. Земельные отношения и развитие сельскохозяйственного производства на Юге Африки. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., Институт Африки РАН. 2014.

30. Onslow S., Plaut M. Robert Mugabe (Ohio Short Histories of Africa). Ohio University Press, 2018. 208 с. ISBN 978-0821423240.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Constitution of the Republic of South Africa, 1996. Chapter 2: Bill of Rights. Section 25 (1-9).

http://www.justice.gov.za/legislation/constitution/SAConstitution-web-eng.pdf (дата обращения

19.04.2020)

32. Прокопенко Л.Я. Женщины и власть (на примере стран Юга Африки). М., Институт Африки РАН. 2018. 206 с. ISBN 978-5-91298-217-0.

33. ZANU PF. The People’s Manifesto 2018. https://www.zanupf.org.zw/wp-content/ uploads/ZANU_PF_2018_MANIFESTO_ENGLISH.pdf (дата обращения 18.04.2020)

34. New Zimbabwe Pledge for a Sustainable and Modernisation Agenda for Real Trasformation. MDC Alliance Smart Pledge 2018, гл. 3, ч. II (3.8). https://t792ae.c2.acecdn.net/wp-content/uploads/ 2018/06/MDC-ALLIANCE-SMART -MANIFESTO.pdf (дата обращения 18.04.2020)

35. President Mnangagwa’s inauguration speech in full. https://www.chronicle.co.zw/president-mnangagwas-inauguration-speech-in-full-2 (дата обращения 18.04.2020)

36. Constitution of Zimbabwe (Final Draft: January 2013). Part 4, Article 124 (1 (b)). (дата обращения 20.04.2020)

37. Бонд П. Зимбабве: политика в стиле Мугабе. http://rabkor.ru/columns/analysis/2019/ 03/19/mugabe-style (дата обращения 20.04.2020)

38. Zimbabwe’s white farmers: Who will pay compensation? https://www.bbc.com/news/world-africa-48264941 (дата обращения 21.04.2020)

39. Cole B. Zimbabwe's compensation promise to white farmers causes fury. https://www.iol.co. za/sunday-tribune/news/zimbabwes-compensation-promise-to-white-farmers-causes-fury-21114654 (дата обращения 18.04.2020)

40. Maphenduka J. Govt takes plunge to compensate white farmers. https://www.thestandard. co.zw/2019/12/22/govt-takes-plunge-compensate-white-farmers (дата обращения 18.04.2020)

41. Mkodzongi G., Lawrence P. The fast-track land reform and agrarian change in Zimbabwe. Review of African Political Economy. 2019, т. 46, вып. 159, с. 1-13. https://www.tandfonline.com/ doi/full/10.1080/03056244.2019.1622210 (дата обращения 20.04.2020)

42. Marawanyika G., Sguazzin A. Zimbabwe gives land back to white farmers after wrecking economy. https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-03-13/zimbabwe-offers-land-to-recom-pense-dispossessed-white-farmers (дата обращения 16.04.2020)

43. Freeth B. Zimbabwe government’s land for compensation offer is misleading. https://www.thezimbabwean.co/2020/03/zimbabwe-governments-land-for-compensation-offer-is-misleading (дата обращения 18.04.2020)

44. Towindo L. Govt moves to clean anomalies on farms. https://www.sundaymail.co.zw/some-farmers-to-get-land-back-as-govt-moves-to-clean-anomalies-on-farms (дата обращения 17.04.2020)

45. ZIM@40, PRESIDENT MNANGAGWA’S UHURU SPEECH: LET’S CHERISH LEGACY OF PEACE. https://www.zanupf.org.zw/zim40-president-mnangagwas-uhuru-speech-lets-cherish-le-gacy-of-peace (дата обращения 19.04.2020)

46. Chida P. Covid-19: Chamisa chides government. https://www.thestandard.co.zw/2020/04/19/ covid-19-chamisa-chides-government (дата обращения 19.04.2020)

47. Sguazzin A. Zimbabwe’s Currency Plans Upended as It Fights on Two Fronts. https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-03-13/zimbabwe-offers-land-to-recompense-dispossessed-white-farmers (дата обращения 18.04.2020)

LAND REFORM IN ZIMBABWE:

A BALANCE OF POLITICAL EXPEDIENCY AND ECONOMIC INEVITABILITY?

© 2020 Liubov Prokopenko

PROKOPENKO Liubov Ya., Senior Research Fellow, Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences. Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka str., 30/1, e-mail: skole60@mail.ru

Abstract. The article considers the political aspect of land reform in the Republic of Zimbabwe. The problem of land reform has been one of the crucial ones in the history of this African country, which celebrated 40 years of independence on April 18, 2020. In recent decades, it has been constantly in the spotlight of political and electoral processes. The land issue was one of the key points of the political program from the very beginning of Robert Mugabe’s reign in 1980. The political aspect of land reform began to manifest itself clearly with the growth of the opposition movement in the late 1990s.

In 2000-2002 the country implemented the Fast Track Land Reform Program (FTLRP), the essence of which was the compulsory acquisition of land from white owners without compensation. The expropriation of white farmers’ lands in the 2000s led to a serious reconfiguration of land ownership, which helped to maintain in power the ruling party, the African National Union of Zimbabwe - Patriotic Front (ZANU - PF). The government was carrying out its land reform in the context of a sharp confrontation with the opposition, especially with the Party for the Movement for Democratic Change (MDC), led by trade union leader Morgan Tsvangirai. The land issue was on the agenda of all the election campaigns (including the elections in July 2018); this fact denotes its politicization, hence the timeliness of this article. The economic and political crisis in Zimbabwe in the 2000-2010s was the most noticeable phenomenon in the South African region. The analysis of foreign and domestic sources allows us to conclude that the accelerated land reform served as one of its main triggers.

The practical steps of the new Zimbabwean president, Mr. Emmerson Mnangagwa, indicate that he is aware of the importance of resolving land reform-related issues for further economic recovery. At the beginning of March 2020, the government adopted new regulations defining the conditions for compensation to farmers. On April 18, 2020, speaking on the occasion of the 40th anniversary of the independence of Zimbabwe, Mr. E. Mnangagwa stated that the land reform program remains the cornerstone of the country’s independence and sovereignty.

Keywords: land issue, land reform, ZANU - PF, land redistribution, opposition, crisis, sanctions, droughts, Mr. E. Mnangagwa, compensation

DOI: 10.31132/2412-5717-2020-51-2-14-29

References

Abramova I.O., Fituni L.L. Tendencii ekonomicheskogo razvitiya i inflyacionnye processy v stranah Afriki yuzhnee Sahary (Economic development trends and inflationary processes in SubSaharan Africa). Problemy sovremennoj ekonomiki. 2016. № 4 (60). pp. 159-165. ISSN 1818-3395.

Abramova I.O., Fituni L.L., Sapuncov A.L. «Voznikayushchie» i «nesostoyavshiesya» gosudar-stva v mirovoj ekonomike i politike ("Emerging" and "failed" states in global economy and politics). Moscow, Institute for African Studies RAS. 2007. 197 с. ISBN 978-5-91298-020-6.

Bond P. Zimbabve: politika v stile Mugabe (Zimbabwe: Politics, Mugabe Style). http://rabkor.ru/ columns/analysis/2019/03/19/mugabe-style (accessed 20.04.2020)

Chida P. Covid-19: Chamisa chides government. https://www.thestandard.co.zw/2020/04/19/covid-19-chamisa-chides-government (accessed 19.04.2020)

Chilunjika A., Uwizeyimana D.E. Shifts in the Zimbabwean Land Reform Discourse from 1980 to the present. African Journal of Public Affairs. 2015. vol. 8, issue 3, pp. 131-144. https://pdfs. semanticscholar.org/7771/61cfcd6e1bff87f82bf0ff8dd8ecd0670bbd.pdf (accessed 18.04.2020)

Cole B. Zimbabwe's compensation promise to white farmers causes fury. https://www.iol.co. za/sunday-tribune/news/zimbabwes-compensation-promise-to-white-farmers-causes-fury-21114654 (accessed 18.04.2020)

Constitution of Zimbabwe (Final Draft: January 2013). Part 4, Article 124 (1 (b)) (accessed

20.04.2020)

Constitution of the Republic of South Africa, 1996. Chapter 2: Bill of Rights. Section 25 (1-9). http://www.justice.gov.za/legislation/constitution/SAConstitution-web-eng.pdf (accessed 19.04.2020) Demkina L.A. Socialno-ekonomicheskie predposylki krizisa v Zimbabve v konce 90-h gg. XX veka (Socio-economic preconditions of the crisis in Zimbabwe in late 90s.) Yug Afriki. Nasledie proshlogo i nastoyashchee. Moscow, Institute for African Studies RAS. 2006. 236 p. ISBN 5-20104838-2.

De Villiers, B. Land reform: Issues and Challenges - A Comparative Review of Experiences in Zimbabwe, Namibia, South Africa and Australia. Johannesburg: Konrad Adenauer Foundation. 2003. 172 p. ISBN 9780620303699.

Freeth B. Zimbabwe government’s land for compensation offer is misleading. https://www.thezimbabwean.co/2020/03/zimbabwe-governments-land-for-compensation-offer-is-misleading (accessed 18.04.2020)

Global Political Agreement. Article V Land Question Global_Political_Agreement (accessed 20.04.2020)

Global Political Agreement. Article V Land Question Global_Political_Agreement (accessed 20.04.2020)

Hamatshin A.D. Zemelnye otnosheniya I razvitie selskohozajstvennogo proizvodstva na Yuge Afriki. (Land relations and agricultural development in Southern Africa). Ph. Diss. (Econ.). Moscow. 2014.

Helliker K. Review of Ian Scoones et al. Zimbabwe’s Land Reform: Myths and Realities. Journal of Contemporary African Studies. 2011, vol. 29, issue 3, pp. 349-359. http://www.reuters.com/ newsArticle.jhtml?type=topNews&storyID=8011555 (accessed 18.04.2020)

Hudleston S. Face of Courage. A Biography of Morgan Tsvangirai. Cape Town. Double Storey. 2005. 159 p. ISBN 1 77013 005 5.

Land Reform in the Twenty Years After Independence. http://www.hrw.org/reports/2002/ zimbabwe/ZimLand0302-02.htm (accessed 10.04.2020)

Laurie C. The Land Reform Deception: Political Opportunism in Zimbabwe's Land Seizure Era. Oxford University Press, 2016. 424 p. ISBN 978-0190680527.

Lodge T. Thinking about SA land reform. https://www.politicsweb.co.za/opinion/thinking-about-sa-land-reform (accessed 17.04.2020)

Madhuku L. Law, Politics and the Land Reform Process in Zimbabwe. Post-Independence Land Reform in Zimbabwe: Controversies and Impact on the Economy. Harare: Friedrich Ebert Stiftung and Institute of Development Studies. 2004, pp. 124-146. ISBN: 0-7974-2786-4.

Maphenduka J. Govt takes plunge to compensate white farmers. https://www.thestandard. co.zw/2019/12/22/govt-takes-plunge-compensate-white-farmers) (accessed 18.04.2020)

Marawanyika G., Sguazzin A. Zimbabwe gives land back to white farmers after wrecking economy. https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-03-13/zimbabwe-offers-land-to-recom-pense-dispossessed-white-farmers (accessed 16.04.2020)

Mkodzongi G., Lawrence P. The fast-track land reform and agrarian change in Zimbabwe. Review of African Political Economy. 2019, vol. 46, issue 159, pp. 1-13. https://www.tandf-online.com/doi/full/10.1080/03056244.2019.1622210 (accessed 20.04.2020)

Morgan Tsvangirai (with T. William Barongo). Morgan Tsvangirai: At the Deep End, Johannesburg: Penguin Books. 2011. 564 p. ISBN 978-0-14302-682-2.

New Zimbabwe Pledge for a Sustainable and Modernisation Agenda for Real Trasformation. MDC Alliance Smart Pledge 2018. Chapter 3. Part II (3.8). https://t792ae.c2.acecdn.net/wp-content/uploads/2018/06/MDC-ALLIANCE-SMART-MANIFESTO.pdf (accessed 18.04.2020)

Onslow S., Plaut M. Robert Mugabe (Ohio Short Histories of Africa). Ohio University Press, 2018. 208 p. ISBN 978-0821423240.

(5 (3)). https://www.pindula.co.zw/ (5 (4)). https://www.pindula.co.zw/

Pilossof R. The Land Question (Un) Resolved: An Essay Review. Historia. 2008, vol. 53, issue 2, pp. 270-279. http://www.scielo.org.za/pdf/hist/v53n2/12.pdf (accessed 10.04.2020)

President Mnangagwa’s inauguration speech in full. https://www.chronicle.co.zw/president-mnangagwas-inauguration-speech-in-full-2 (accessed 18.04.2020)

Prokopenko L.Ya. Novye politicheskie elity v gosudarstvah Yuga Afriki (New political elites in Southern Africa countries). Moscow, Institute for African Studies RAS. 2011. 252 p. ISBN 978-591298-092-3.

Prokopenko L.Ya. Zhenshchiny i vlast (na primere stran Yuga Afriki) (Women and Power (Southern Africa countries)). Moscow, Institute for African Studies RAS. 2018. 206 p. ISBN 978-591298-217-0.

Salahetdinov E.R. Vliyanie vneshnih faktorov na krizis v Zimbabve v nachale XX veka. (Influence of external factors on the crisis in Zimbabwe in early XX cent). Ph. Diss. (Hist.). Moscow. 2015.

Shubin V.G. Zimbabve, krizis preodolen? (Zimbabwe, the crisis is over?) Aziya i Afrika Segod-nya. 2012, № 5, pp. 23-25. ISSN 0321-5075.

Shubin V.G. Zimbabve, krizis preodolen? (Zimbabwe, the crisis is over?) http://naukarus. com/zimbabve-krizis-preodolen (accessed 20.04.2020)

Shubin V.G. Sudby Zimbabve (Fates of Zimbabwe). Moscow, Institute for African Studies RAS. 2015. 158 p. ISBN 978-5-91298-160-9.

Shubin G.V. Krizis v Zimbabve (1997-2007) (Crisis in Zimbabwe (1997-2007)). Problems of development, South Africa and Zimbabwe. Collected essays). Moscow, Memories. 2007. 75 p. ISBN 9785903116355.

Shumba G. A critical reflection on the 2002 presidential election in Zimbabwe. African Human Rights Law Journal. 2002, vol. 2, issue 1, pp. 327-346. ISSN 1996-2096. https://www.ahrlj. up.ac.za/images/ahrlj/2002/ahrlj_vol2_no2_2002_gabriel_shumba.pdf (accessed 18.04.2020)

Southall R. Too Soon to Tell? Land Reform in Zimbabwe. Africa Spectrum. Hamburg: GIGA German Institute of Global and Area Studies. 2011, vol. 46, issue 3, pp. 83-97. ISSN 0002-0397.

Sguazzin A. Zimbabwe’s Currency Plans Upended as It Fights on Two Fronts. https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-03-13/zimbabwe-offers-land-to-recompense-dis-possessed-white-farmers (accessed 18.04.2020)

Timberg C. U.N. to Resume Food Aid to Zimbabwe. http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2005/06/01/AR2005060100908.html (accessed 18.04.2020)

Towindo L. Govt moves to clean anomalies on farms. https://www.sundaymail.co.zw/some-farmers-to-get-land-back-as-govt-moves-to-clean-anomalies-on-farms (accessed 17.04.2020)

Tsvangirai on land reform. https://www.farmersweekly.co.za/archive/tsvangirai-on-land-reform (accessed 18.04.2020)

Winter J. Zimbabwe land reform 'not a failure'. https://www.bbc.com/news/world-africa-11764004 (accessed 19.04.2020)

ZANU PF. The People’s Manifesto 2018. https://www.zanupf.org.zw/wp-content/uploads/ ZANU_PF_2018_MANIFESTO_ENGLISH.pdf (accessed 18.04.2020)

ZIM@40, PRESIDENT MNANGAGWA’S UHURU SPEECH: LET’S CHERISH LEGACY OF PEACE. https://www.zanupf.org.zw/zim40-president-mnangagwas-uhuru-speech-lets-cherish-legacy-of-peace (accessed 19.04.2020)

Zimbabwe's farms. Whose land? https://www.economist.com/middle-east-and-africa/2009/03/05/ whose-land (accessed 18.04.20)

Zimbabwe’s white farmers: Who will pay compensation? https://www.bbc.com/news/world-africa-48264941 (accessed 21.04.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.