Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 167—170. Audit journal. 2023;(4):167—170.
ФИНАНСЫ
Научная статья УДК 336.1
https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2023-4-1 67-1 70 NIION: 201 7-0074-4/23-1 78
EDN: https://elibrary.ru/YQPEJH MOSURED: 77/27-021-2023-04-378
«Зеленые финансы» как инструмент повышения устойчивости финансовом системы государства
Татьяна Константиновна Чернышева
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,
Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Настоящая работа посвящена исследованию применения «зеленых» финансов в качестве инструмента повышения устойчивости финансовой системы государства. В настоящее время проблемы изменения климата и загрязнения окружающей среды стали неотъемлемой частью глобальной повестки в области устойчивого развития. Происходящие трансформации представляют собой серьезные угрозы как для экологии, так и для мировой экономической системы. Интерес к «зеленым» финансам как механизму повышения устойчивости финансовой системы в нашей стране с каждым годом все больше возрастает. В работе представлены ключевые меры, предпринимаемые в Российской Федерации в данной области, а также отмечены существующие дисбалансы. Проведенный в ходе исследования анализ позволил сформировать ряд рекомендаций по повышению эффективности применения «зеленых» финансов в нашей стране для повышения устойчивости финансовой системы.
Ключевые слова: устойчивое развитие, «зеленые» финансы, экологические проекты, финансовая система, «зеленые» облигации
Для цитирования: Чернышева Т.К. «Зеленые» финансы как инструмент повышения устойчивости финансовой системы государства // Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 167—170. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-167-170. EDN: https://elibrary.ru/YQPEJH.
FINANCE
Original article
Green finance as a tool to increase the stability of the financial system of the state
Tatiana K. Chernysheva
Plekhanov Russian University of Economics,
Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. This work is devoted to the study of the use of "green" finance as a tool to increase the stability of the financial system of the state. Currently, the problems of climate change and environmental pollution have become an integral part of the global agenda for sustainable development. The ongoing transformations pose serious threats to both the environment and the global economic system. Interest in "green" finance as a mechanism to increase the stability of the financial system in our country is increasing every year. The paper presents the key measures taken in the Russian Federation in this area, as well as the existing imbalances. The analysis carried out during the study allowed us to form several recommendations for improving the effectiveness of the use of "green" finance in our country to increase the stability of the financial system.
Keywords: sustainable development, "green" finance, environmental projects, financial system, "green" bonds
For citation: Chernysheva T.K. "Green" finance as a tool to increase the stability of the financial system of the state // Auditor-skiye vedomosti = Audit journal. 2023;(4):167—170. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-167-170. EDN: https://elibrary.ru/YQPEJH.
© Чернышева Т.К., 2023
В широком смысле «зеленые» финансы включают в себя разнообразные виды инвестиций и финансовых инструментов, цель которых — поддержка проектов и инициатив, способствующих достижению эколого-экономической устойчивости. Подобные инвестиции могут быть направлены на создание экологически чистых технологий, развитие «зеленой» инфраструктуры предприятий и другие мероприятия, способствующие сокращению негативного воздействия на окружающую среду [1].
Возрастающий интерес к «зеленым» финансам объясняется несколькими ключевыми аспектами. Во-первых, они способствуют снижению рисков для инвесторов. Инвестиции в «зеленые» проекты позволяют диверсифицировать инвестиционный портфель, что может уменьшить риски, связанные с колебаниями рынка и политическими факторами (особенно в области добычи полезных ископаемых и энергоресурсов). Во-вторых, «зеленые» финансы способствуют развитию экологически устойчивых отраслей экономики, что способствует сокращению зависимости от нефти и газа. Это также стимулирует создание новых рабочих мест и содействует долгосрочной прибыльности предприятий (особенно в контексте установленных нормативно экологических норм) [2].
Применение «зеленых» финансов на практике может быть реализовано через разнообразные инструменты, к примеру:
• «зеленые» облигации (ценные бумаги с фиксированным доходом, предоставляющие кредиты для помощи банкам, компаниям и государственным органам в финансировании проектов с положительным влиянием на окружающую среду);
• «зеленые» инвестиционные фонды (инвестирование в акции фонда, например, ETFs. Такие фонды позволяют инвесторам диверсифицировать свой портфель экологических проектов, а не покупать акции или облигации одной фирмы);
• государственные «зеленые» кредиты.
Таким образом, данные механизмы обеспечивают получение финансирования для проектов и инициатив, которые способствуют достижению экологической устойчивости.
По оценке международной организации Climate Bonds Initiative (CBI) по состоянию на январь 2023 г. было выпущено «зеленых» об-
лигаций на сумму более 2 трлн долл., а к 2025 г. их объем достигнет 5 трлн долл. (на текущий момент их эмиссия занимает уже 5% мирового долгового рынка) [6]. Больше всего «зеленых» инвестиций получает энергетический сектор, за ним следуют здания с низким содержанием углерода, транспорт, водная инфраструктура и отрасль управления отходами. В топ-5 стран по выпуску ESG-облигаций входят США, Китай, Франция, Германия и Нидерланды.
Подчеркнем, что Россия также является деятельным участником движения по формированию повестки устойчивого развития. Исследование, проведенное в 2020 г. Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, показало, что 12 национальных проектов и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры прямо или косвенно соответствуют принципам устойчивого развития. В нашей стране также начал формироваться и активно развиваться рынок финансирования «зеленых» проектов, направленных на сокращение негативного воздействия на окружающую среду. Важными шагами в этом направлении стали следующие события:
• первые «зеленые» облигации в 2016 г. выпустила «Транспортная концессионная компания», направившая привлеченные инвестиции на развитие экологически чистого городского транспорта;
• после подписания Парижского соглашения по климату в 2015 г. и его ратификации в 2019 г. российские власти обратили внимание на тему регулирования в сфере «зеленого» инвестирования и ESG-повестки, что подразумевает собой обязательства по снижению выбросов парниковых газов и удержанию роста глобальной средней температуры;
• в 2019 г. был утвержден национальный проект «Экология», который направлен на охрану окружающей среды [5]. Работа ведется по таким направлениям, как утилизация и переработка отходов, ликвидация несанкционированных свалок, сохранение лесов и водоемов, снижение выбросов в атмосферу, развитие экологического туризма и экологического воспитания, сохранение биологического разнообразия и др.;
• ответственной за продвижение повестки устойчивого развития, согласно поруче-
нию Правительства РФ, является государственная корпорация развития ВЭБ.РФ. Она разрабатывает локальные стандарты и финансирует проекты, иногда используя средства коммерческих банков. ВЭБ.РФ группирует также проекты на уровне муниципалитетов для их более эффективной реализации;
• в феврале 2023 г. Банк ДОМ.РФ провел на Мосбирже выпуск «зеленых» облигаций на сумму 5 млрд руб. В апреле 2023 г. Росбанк разместил на этой же площадке облигации устойчивого развития на 3 млрд руб.
Российская железнодорожная компания (РЖД) стала первым эмитентом «зеленых» облигаций от России на международном рынке. Прежде чем выпускать «зеленые» облигации, эмитент обращается к независимому агентству-верификатору. Это агентство оценивает, соответствуют ли проект и облигации «зеленому» статусу, и делает независимую оценку проекта.
Несмотря на предпринимаемые усилия, развитию «зеленого» финансирования в России мешает ряд факторов, которые проистекают из недостаточной согласованности и разрозненности усилий всех заинтересованных лиц и ключевых институтов [4]. К основным дисбалансам, существующим на данный момент, можно отнести, в частности:
• отсутствие единого методологического органа (института), ответственного за координацию между различными государственными организациями, занимающимися вопросами «зеленого» финансирования;
• недостаток значительного портфеля «зеленых» проектов из-за скромных целевых показателей по сокращению выбросов парниковых газов, недостаточного развития «зеленых» государственных закупок и контроля за соблюдением существующих законодательных норм в области окружающей среды, а также недостаточной регуляции в отношении требований к энергетической эффективности зданий;
• слабое развитие нормативно-правовой базы для обеспечения реализации инструментов «зеленого» финансирования,
включая стандарты и определения «зеленых» проектов или активов;
• недостаточное участие государственных финансовых институтов развития в сфере экологизации;
• низкий уровень осведомленности финансовых организаций, пенсионных фондов и других институциональных структур о рисках и возможностях, связанных с «зеленым» финансированием.
При этом международный опыт развития «зеленого» финансирования показывает, что для успешного распространения новых инструментов и платформ необходима активизация усилий всех участников (как со стороны государства, так и со стороны бизнес-структур и экспертного сообщества). Кроме того, важно иметь единый орган или институт, который будет играть ведущую роль в продвижении данной повестки, и обеспечивать согласованность действий между инициаторами «зеленых» проектов, инвесторами и регулирующими органами [3].
Резюмируя сказанное, «зеленые» финансы представляют собой перспективный инструмент для повышения устойчивости финансовой системы государства. Однако успешность их реализации на практике напрямую зависит от степени развития нормативно-правовой базы, уровня стандартизации и информационной прозрачности. С учетом растущей экологической проблематики «зеленые» финансы могут сыграть важную роль в обеспечении устойчивого будущего для финансовых систем и окружающей среды в целом.
Представляется, для того чтобы «зеленые» облигации стали популярными в Российской Федерации, их средняя доходность должна быть выше, чем у обычных облигаций и депозитов. Помимо этого, увеличить спрос также могут и налоговые стимулы (например, уменьшенный НДФЛ на доходы по Б5С-об-лигациям). Для этого необходимо, чтобы соответствующие государственные структуры (Банк России в частности) оказывали систематическую поддержку эмитентам таких облигаций. Одной из мер может стать льгота эмитентам облигаций в виде компенсации части расходов на размещение или освобождение инвесторов — физических лиц от уплаты НДФЛ с процентов по бумагам.
Список источников
1. Диваева Э.А. Условия трансформации ESG-принципов: экономические и социальные аспекты // Инновации и инвестиции. 2022. № 1. С. 190-202.
2. Жукова Е.В. Основные тенденции развития ESG-повестки: обзор в России и в мире // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2021. Т. 18, № 6 (120). С. 68-82.
3. Мишура Л.Г., Александрова В. С. Концепция устойчивого развития и ESG-трансфор-мация общества — вызовы современности // Modern Economy Success. 2022. № 4. С. 93—96.
4. Стрельников Е.В. Проблемы определения риск-профиля эмитента ESG-инструментов на открытом рынке: практика применения на российском и европейском уровне // Фундаментальные исследования. 2021. № 12. С. 240—246.
5. Паспорт национального проекта «Экология» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол № 16 от 24 декабря 2018 г.) //. URL: http://static. government.ru/media/iiles/pgU5Ccz2iYew3Aoel5vD GSBjbDn4t7FI.pdf (дата обращения: 01.10.2023).
6. Данные Инициативы по климатическим облигациям // URL: https://www.climatebonds. net/market/data/ (дата обращения: 02.10.2023).
References
1. Divaeva E.A. Conditions of transformation of ESG principles: economic and social aspects // Innovations and investments. 2022. No. 1. Pp. 190—202.
2. Zhukova E.V. The main trends in the development of the ESG agenda: a review in Russia and in the world // Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics. 2021. T. 18, No. 6 (120). Pp. 68—82.
3. Mishura L.G., Alexandrova VS. The concept of sustainable development and ESG-transformation of society — challenges of modernity // Modern Economy Success. 2022. No. 4. Pp. 93—96.
4. StrelnikovE.V. Problems of determining the risk profile of the issuer of ESG instruments on the open market: the practice of application at the Russian and European level // Fundamental research. 2021. No. 12. Pp. 240—246.
5. Passport of the national project "Ecology" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 16 of December 24, 2018) // URL: http://static.government.ru/media/files/pgU5Ccz 2iVew3Aoel5vDGSBjbDn4t7FI.pdf (accessed: 01.10.2023).
6. Data from the Climate Bonds Initiative // URL: https://www.climatebonds.net/market/data / (accessed: 02.10.2023).
Информация об авторе
Т.К. Чернышева — ассистент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.
Information about the author T.K. Chernysheva — Assistant of the Department of State and Municipal Finance Plekhanov Russian University of Economics.
Статья поступила в редакцию 11.10.2023; одобрена после рецензирования 25.10.2023; принята к публикации 11.11.2023.
The article was submitted 11.10.2023; approved after reviewing 25.10.2023; accepted for publication 11.11.2023.