Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ "ЗЕЛЕНЫХ" ФИНАНСОВ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ "ЗЕЛЕНЫХ" ФИНАНСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЗЕЛЕНЫЕ» ФИНАНСЫ / «ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ESG-ПРИНЦИПЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соломатина Аксинья Сергеевна

В статье рассматривается развитие «зеленых» финансов, как института финансового права: анализ потребности общества и доступности в использовании соответствующих финансовых инструментов, развитие феномена «зеленых» финансов, ESG-принципов, их суть и значение. Анализируется зарубежный и отечественный опыт применения «зеленого» финансирования в различных областях. Также изучаются перспективы правового закрепления данного института. В частности, статья содержит предложение по законодательному регулированию нового института: создание единого закона, регулирующего основные начала деятельности субъектов «зеленого» рынка в Российской Федерации. Раскрываются принципы и инструменты, наиболее эффективные в условиях рыночной экономики. Материал разработан на основе изучения нормативно-правовых актов развитых стран и подзаконных актов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF LEGISLATION IN THE FIELD OF REGULATION OF "GREEN" FINANCE

The article discusses the development of "green" finance as an institution of financial law: an analysis of the needs of society and the availability of appropriate financial instruments, the development of the phenomenon of "green" finance, ESG principles, their essence and significance. Foreign and domestic experience in the use of "green" financing in various fields is analyzed. The prospects for the legal consolidation of this institution are also being studied. In particular, the article contains a proposal for the legislative regulation of a new institution: the creation of a single law regulating the main activities of the subjects of the "green" market in the Russian Federation. The principles and tools that are most effective in a market economy are revealed. The material was developed on the basis of studying the legal acts of developed countries and by-laws of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ "ЗЕЛЕНЫХ" ФИНАНСОВ»

Перспективы развития законодательства в сфере регулирования «зеленых» финансов Prospects for the development of legislation in the field of regulation of "green" finance

Соломатина Аксинья Сергеевна

Студент 3 курса ЮРИУ РАНХиГС Россия, г. Ростов-на-Дону [email protected] Научный руководитель: Рысай Б.Г.

Solomatina Aksinya Sergeevna

Student URIU RANXiGS Russia, Rostov-on-Don [email protected] scientific director: Rysay B. G.

Аннотация.

В статье рассматривается развитие «зеленых» финансов, как института финансового права: анализ потребности общества и доступности в использовании соответствующих финансовых инструментов, развитие феномена «зеленых» финансов, ESG-принципов, их суть и значение. Анализируется зарубежный и отечественный опыт применения «зеленого» финансирования в различных областях. Также изучаются перспективы правового закрепления данного института. В частности, статья содержит предложение по законодательному регулированию нового института: создание единого закона, регулирующего основные начала деятельности субъектов «зеленого» рынка в Российской Федерации. Раскрываются принципы и инструменты, наиболее эффективные в условиях рыночной экономики. Материал разработан на основе изучения нормативно -правовых актов развитых стран и подзаконных актов Российской Федерации.

Annotation.

The article discusses the development of "green" finance as an institution of financial law: an analysis of the needs of society and the availability of appropriate financial instruments, the development of the phenomenon of "green" finance, ESG principles, their essence and significance. Foreign and domestic experience in the use of "green" financing in various fields is analyzed. The prospects for the legal consolidation of this institution are also being studied. In particular, the article contains a proposal for the legislative regulation of a new institution: the creation of a single law regulating the main activities of the subjects of the "green" market in the Russian Federation. The principles and tools that are most effective in a market economy are revealed. The material was developed on the basis of studying the legal acts of developed countries and by-laws of the Russian Federation.

Ключевые слова: «зеленые» финансы, «зеленая» экономика, нормативно-правовой акт, ESG-принципы, правовое регулирование, инструменты «зеленого» финансирования, принципы.

Key words: «green» finance, «green» economy legal act, ESG principles, legal regulation, green finance tools, principles.

На сегодняшний день важным направлением государственной политики нашей страны является обеспечение устойчивого развития и внедрение принципов экологии, социальной политики и корпоративного управления, иначе говоря - ESG (environmental, social, governance) принципов. Тематика «зеленых» финансов встраивается в экологическую повестку развитых государств и активно набирает обороты с середины 2000-х годов. Европейские программы зеленого финансирования увязаны с несколькими программами устойчивого развития Евросоюза, что обеспечивает их успешную реализацию. Одна из ключевых таких программ -«Европейская зеленая сделка».

В 2016 году Россия подписала Парижское соглашение по климату, инициированное ООН. Это соглашение обязует страны активно участвовать в сокращении своего углеродного следа, выброса вредных газов с целью недопущения нагрева планеты выше 1,5 градуса Цельсия.

Также стоит отметить, что в 2019 году был запущен Нацпроект «Экология», включающий 9 Федеральных проектов в сфере утилизации отходов, сохранения биоразнообразия, очищения воздуха и водоемов и так далее.

В этом контексте идет процесс связки бизнес-проектов с экологическими принципами и развивается рынок «зеленого» финансирования. [1]

Концепция зеленой экономики заключается в необходимости сокращения экстенсивного роста и получения прибыли любой ценой в обмен на устойчивое развитие и сохранение природных ресурсов. В целом прилагательное «зеленый» сейчас используется для отнесения необходимой категории к принципам экологичности, разумного потребления и устойчивого развития.

Эксперты Bloomberg определяют «зеленые» финансы как инвестиции в проекты экологически устойчивого развития и производство экологических товаров и услуг. Некоторые авторы обобщают под этим термином все финансовые потоки, необходимые для продвижения проектов по защите климата и низкоуглеродному производству. [2]

В Российской Федерации законодатель относит к «зеленым» проектам те, которые способствуют достижению целей Парижского соглашения об изменении климата или Повестке об устойчивом развитии, в частности это следующие направления:

1. Утилизация и переработка отходов;

2. Чистая энергетика и энергосбережение;

3. Сохранение природных ландшафтов и биологического разнообразия;

4. Экологичный транспорт и сокращение выбросов загрязняющих веществ в воздух;

5. Безвредное промышленное производство и строительство, сокращение углеродного следа;

6. Эффективное сельское хозяйство.

Россия присоединилась к усилиям регуляторных органов других стран и выпустила Таксономию зеленых проектов [3] с учетом наилучших международных практик. Формулировки российской таксономии заслуживают доверия. Таксономия закрепила критерии проектов устойчивого развития и требования к системе верификации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации №1587 от 21 сентября 2021 года. [4] Распоряжением Правительства Российской Федерации №3024-р от 18 ноября 2020 года ВЭБ РФ был определён в качестве методологического центра по финансовым инструментам устойчивого развития. [5]

Крупные коммерческие компании в России разделяют важность проблемы и становятся субъектами «зеленой» экономики. одним из первых «зеленых» эмитентов на федеральном уровне стала компания ОАО «РЖД». 23 апреля 2019 года «РЖД» выпускает еврооблигации на сумму 500 000 000 евро, 12 марта 2020 года на сумму 250 000 000 швейцарских франков и еще через год 450 000 000 в той же валюте. Локальных облигаций в российской валюте компания выпустила в размере 100 000 000 000 рублей. Сбербанк в качестве пилотных продуктов предлагает зеленые облигации, которые выпускаются с целью финансирования зеленых проектов [6]. Банк «Центр-Инвест» произвел первый в стране выпуск «зеленых» банковских облигаций в ноябре 2019 г. [7]

Несмотря на большое внимание коммерческих компаний и государственных органов к проблеме экологии, правовое регулирование в области «зеленых» финансов в Российской Федерации основано лишь на постановлениях Правительства, а единый Федеральный закон, определяющий все основные начала, отсутствует. На мой взгляд, это существенное упущение законодателя.

Зеленая экономика достаточно новое явление в России, но перспективное. Для достижения значительных положительных результатов в этой области необходимо достаточное правовое регулирование. Наиболее эффективным видится решение о принятие единого закона, который закрепит основополагающие принципы

«зеленого» финансирования, субъекты «зеленой» экономики, статус субъектов, верификацию и инструменты, используемые в данной области. Закон может включать в себя 4 главы: общие положения, формирование средств и механизм государственного контроля, ответственность участников и вступление в силу Закона. Общие положения будут содержать основные термины, предмет «зеленых» финансов, субъектный состав, принципы, инструменты, а также права и обязанности сторон. Вторая глава - источники, формы финансирования и меры государственной поддержки в сфере «зеленых» финансов. Третья - меры поощрения субъектов и ответственность. Заключительная глава сможет регламентировать порядок применения норм Закона и иных нормативно-правовых актов.

Основываясь на опыт зарубежных стран, а также на практику по использованию «зеленых» финансов в России, можно выделить следующие принципы, которые лягут в основу нового института.

1. Принцип устойчивого развития. Вся деятельность человечества должна быть направлена на сохранение ресурсов (особенно природных) для следующих поколений, на обеспечение высокого качества жизни всех людей.

2. Принцип применения зеленого финансирвоания. Все институты объединяются для достижения общего блага: государство активно поддерживает экологические программы и инициативы, создает условия для формирования «зеленой» экономики и «зеленого» финансирования, вводит льготы и поощрения для чистых производств. Корпоративный сектор снижает свой углеводородный след, внедряет экологически чистые технологии, влияет на формирование культуры бережного производства.

3. Принцип открытости. Экономика, адаптирующаяся к «зеленым» финансам должна быть максимально открытой и прозрачной. Компании, прибегающие к «зеленому» финансированию, должны быть подотчетны и подвержены публичному контролю.

4. Принцип выгодности. Переход к активному распространению «зеленого» финансирования и инвестирования должен стимулироваться рыночными выгодами. Например, «зеленый» автокредит предоставляется на приобретение экологически чистых автомобилей по ставкам ниже обычных кредитов, поэтому потребителю выгодно приобрести более экологичный продукт.

В качестве субъектов правоотношений в сфере «зеленых» финансов, которые найдут отражение в главе, посвященной общим положениям данного института, можно выделить следующие: органы государственного регулирования, эмитенты, инвесторы, коммерческие банки, страховые организации, фондовые биржи и публично-правовые образования.

В качестве инструментов «зеленой» экономики, которые также необходимо включить в текст единого закона, можно выделить следующие.

1. «зеленое» инвестирование. Под «зеленым» инвестированием подразумеваются вложения в программы и проекты, целью которых является сокращение выбросов в атмосферу, сохранение окружающей среды. Этот инструмент эффективен для всех субъектов «зеленой» экономики, особенно для крупных коммерческих компаний.

2. ресурсные платежи. Это издержки предприятия, связанные с использованием природных ресурсов и рассчитанные в соответствии с действующей в стране методикой расчета затрат. Система платежей за использование природных ресурсов относится к одним из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды. Природно-ресурсные налоги и платежи в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, относятся к числу регулирующих доходов бюджета, распределение которых осуществляется ежегодно при принятии бюджета. [8]

3. Субсидирование, программно-целевое финансирование «зеленых» проектов.

4. Кредитование. Обычно льготное кредитование климатических проектов и экологических инициатив.

5. Углеродные налог. Это налог, взимаемый с содержания углерода в топливе, как правило, в транспортном и энергетическом секторах. Данный инструмент способен регулировать потребление углерода и эффективно сокращать выбросы парниковых газов.

6. «Зеленые» облигации. Это долговые ценные бумаги, выпускаемые с целью финансирования проектов экологического и устойчивого развития.

7. Экологическое страхование. Предполагает, что страховщик выплачивает страховое возмещение в случае, когда рисковое событие достигает параметров, определенных в договоре страхования. Такими параметрами могут служить, например, уровень воды при наводнении, скорость ветра при урагане, магнитуда землетрясения и т.д. По договору параметрического страхования страховщик обязан произвести выплату страхового возмещения при наступлении страхового случая вне зависимости от того, понес ли страхователь убытки.

8. «Зеленый» краудфандинг. Это форма коллективного инвестирования, заключающаяся в сборе (при посредничестве инвестиционных платформ) денежных средств от неопределенного круга третьих лиц в целях финансирования «зеленых» проектов.

Федеральный закон должен включать и другие положения, регулирующие сферу зеленых финансов -основные термины, права и обязанности субъектов «зеленого» рынка, льготы субъектов, механизм государственного контроля, принцип отслеживания показателей эффективности, а также ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

Таким образом, подобный нормативно-правовой акт способен внести ясность в регулирование рынка «зеленых» финансов, подтвердить в качестве приоритетного направления развития построение «зеленой» экономики в России.

Список используемой литературы:

1. Стратегия развития ВЭБ.РФ до 2024 года и на перспективу до 2030 года

2. «Зеленое финансирование» в России: создание возможностей для «зеленых» инвестиций аналитическая записка// Адриана Дамианова, Эва Гуттиэрез, Екатерина Левитанская, Гаянэ Минасян, Владислава Немова

3. Таксономия «зеленых» проектов

4. Постановлением Правительства Российской Федерации №1587 от 21 сентября 2021 г.

5. Распоряжением Правительства Российской Федерации №3024-р от 18 ноября 2020 года

6. Андреева О.В., Мелехова М.А., Туриченко Л.П., Чернобай О.С. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ // Фундаментальные исследования. - 2020. - № 8. - С. 7-11

7. Годовой отчет «Траектория устойчивого развития» Банка Центр Инвест 2019 г.

8. Федеральная налоговая служба, официальный сайт. Режим доступа -https://www.nalog. gov.ru/rn77/taxation/kbk/fl/nsrp/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.