Научная статья на тему '«ЗЕЛЕНОЕ» ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ'

«ЗЕЛЕНОЕ» ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«зеленые» финансы / финансовая система / климатические риски / «зеленый» капитал / климатические условия / инвесторы / «зеленые» проекты / «зеленые» облигации / "green" finance / financial system / climate risks / "green" capital / climatic conditions / investors / "green" projects / "green" bonds

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Екатерина Борисовна, Кравченко Оксана Викторовна

В последние годы климатическая повестка приобрела новое звучание из-за глобальных климатических изменений, угрожающих всему человечеству. Необходимость привлечения дополнительных денежных средств на борьбу с глобальным потеплением обусловливает потребность в совершенствовании инструментов «зеленого» финансирования. В целях обеспечения доверия инвесторов к «зеленым» инструментам требуется создание для них единого стандарта. Европейский союз и Россия пошли по пути создания национальных стандартов для «зеленых» облигаций, формируя соответствующую правовую базу. В статье анализируется предложенный Европейской комиссией пакет мер, направленных на финансирование перехода к устойчивой экономике. Автором исследуются проблемы формирования правового регулирования устойчивого финансирования в России, особенно в части создания национальной таксономии «зеленых» проектов и национальной верификации устойчивых финансовых инструментов. Проведенный в статье сравнительно-правовой анализ законопроектов ЕС и России в области «зеленого» финансирования показал близость подходов в установлении регуляторных правил. Также в статье раскрываются перспективы «зеленого» финансирования в условиях цифровизации. На основе исследования передовых практик (кошелька «зеленых» активов, цифровых «зеленых» облигаций и др.) был сделан вывод, что в настоящее время предлагаемые для целей устойчивого финансирования цифровые решения еще недостаточно проработаны. Но в перспективе их использование позволит существенно повысить доверие инвесторов к «зеленым» инструментам и снизить расходы, в том числе за счет цифровизации процесса верификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In recent years, the climate agenda has acquired a new meaning due to global climate change threatening all of humanity. The need to attract additional funds to combat global warming leads to the need to improve the tools of "green" financing. In order to ensure investor confidence in "green" instruments, it is necessary to create a single standard for them. The European Union and Russia have taken the path of creating national standards for "green" bonds, forming an appropriate legal framework. The article analyzes the package of measures proposed by the European Commission aimed at financing the transition to a sustainable economy. The author examines the problems of formation of legal regulation of sustainable financing in Russia, especially in terms of creating a national taxonomy of "green" projects and national verification of sustainable financial instruments. The comparative legal analysis of the EU and Russian draft laws in the field of "green" financing carried out in the article showed the similarity of approaches in establishing regulatory rules. The article also reveals the prospects of "green" financing in the context of digitalization. Based on a study of best practices (wallet of "green" assets, digital "green" bonds, etc.), it was concluded that currently the digital solutions proposed for sustainable financing purposes have not yet been sufficiently developed. But in the future, their use will significantly increase investor confidence in "green" instruments and reduce costs, including through digitalization of the verification process.

Текст научной работы на тему ««ЗЕЛЕНОЕ» ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

УДК 336

«ЗЕЛЕНОЕ» ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Куликова Екатерина Борисовна, Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Университет «МИР»), г. Самара

E-mail: kuzminaekb@gmail.com

Кравченко Оксана Викторовна, Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Университет «МИР»), г. Самара

E-mail: zav06@mail.ru

Аннотация. В последние годы климатическая повестка приобрела новое звучание из-за глобальных климатических изменений, угрожающих всему человечеству. Необходимость привлечения дополнительных денежных средств на борьбу с глобальным потеплением обусловливает потребность в совершенствовании инструментов «зеленого» финансирования. В целях обеспечения доверия инвесторов к «зеленым» инструментам требуется создание для них единого стандарта. Европейский союз и Россия пошли по пути создания национальных стандартов для «зеленых» облигаций, формируя соответствующую правовую базу.

В статье анализируется предложенный Европейской комиссией пакет мер, направленных на финансирование перехода к устойчивой экономике. Автором исследуются проблемы формирования правового регулирования устойчивого финансирования в России, особенно в части создания национальной таксономии «зеленых» проектов и национальной верификации устойчивых финансовых инструментов. Проведенный в статье сравнительно-правовой анализ законопроектов ЕС и России в области «зеленого» финансирования показал близость подходов в установлении регуляторных правил.

Также в статье раскрываются перспективы «зеленого» финансирования в условиях цифровизации. На основе исследования передовых практик (кошелька «зеленых» активов, цифровых «зеленых» облигаций и др.) был сделан вывод, что в настоящее время предлагаемые для целей устойчивого финансирования цифровые решения еще недостаточно проработаны. Но в перспективе их использование позволит существенно повысить доверие инвесторов к «зеленым» инструментам и снизить расходы, в том числе за счет цифровизации процесса верификации.

Abstract. In recent years, the climate agenda has acquired a new meaning due to global climate change threatening all of humanity. The need to attract additional funds to combat global warming leads to the need to improve the tools of "green" financing. In order to ensure investor confidence in "green" instruments, it is necessary to create a single standard for them. The European Union and Russia have

taken the path of creating national standards for "green" bonds, forming an appropriate legal framework.

The article analyzes the package of measures proposed by the European Commission aimed at financing the transition to a sustainable economy. The author examines the problems of formation of legal regulation of sustainable financing in Russia, especially in terms of creating a national taxonomy of "green" projects and national verification of sustainable financial instruments. The comparative legal analysis of the EU and Russian draft laws in the field of "green" financing carried out in the article showed the similarity of approaches in establishing regulatory rules.

The article also reveals the prospects of "green" financing in the context of digitalization. Based on a study of best practices (wallet of "green" assets, digital "green" bonds, etc.), it was concluded that currently the digital solutions proposed for sustainable financing purposes have not yet been sufficiently developed. But in the future, their use will significantly increase investor confidence in "green" instruments and reduce costs, including through digitalization of the verification process.

Ключевые слова: «зеленые» финансы, финансовая система, климатические риски, «зеленый» капитал, климатические условия, инвесторы, «зеленые» проекты, «зеленые» облигации.

Key words: "green" finance, financial system, climate risks, "green" capital, climatic conditions, investors, "green"projects, "green" bonds.

Введение. Глобальное потепление, вызываемое выбросами углекислого газа, требует существенной перестройки экономик развитых и развивающихся стран с целью их переориентации на низкоуглеродную экономику [3]. Международное сообщество, осознавая влияние глобального изменения климата, признало необходимость «приведения финансовых потоков в соответствие с траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата» в Парижском соглашении 2015 году.

Актуальность. В отношении финансирования борьбы с изменением климата наблюдается недостаточное финансирование, что отмечено исследователями. Оценки показывают, что общая сумма требуемых ежегодных инвестиций составляет от 580 миллиардов до 6 триллионов долларов США. Важную роль в финансировании борьбы с климатическими изменениями играют государства, однако без участия частных инвесторов эта задача не может быть решена. Частные инвестиции в «зеленые» проекты являются значимым стимулом для перехода к низкоуглеродной экономике [2]. Для привлечения таких инвестиций необходимо совершенствовать регулирование «зеленых» финансовых инструментов, чтобы повысить доверие ответственных инвесторов к ним.

Основная часть. Европейский стандарт «зеленых» облигаций является золотым стандартом для компаний и государственных органов, которые хотят использовать такие облигации для финансирования «зеленых» проектов в соответствии с таксономией Европейского союза. Данный стандарт добровольный и доступен для всех эмитентов, включая как компании и организации, находящиеся в ЕС, так и за его пределами [1].

Основная цель Европейского стандарта «зеленых» облигаций -предоставить эмитентам возможность продемонстрировать финансирование

«зеленых» проектов, а инвесторам - возможность сравнивать предлагаемые ими финансовые инструменты с этим надежным стандартом. Такой подход помогает снизить риски, связанные с гринвошингом. Ключевые требования Европейского стандарта «зеленых» облигаций, указанные Европейской комиссией, включают следующее:

1. Соответствие таксономии: средства, полученные от облигаций, должны быть полностью направлены на проекты, соответствующие таксономии ЕС.

2. Прозрачность: полная прозрачность в отчетности о распределении средств от облигаций.

3. Внешняя проверка: все европейские «зеленые» облигации должны быть проверены внешним рецензентом (верификатором), чтобы убедиться в соответствии финансируемых проектов требованиям ЕС.

4. Надзор со стороны Европейского агентства по рынкам ценных бумаг (ESMA) за верификаторами: внешние верификаторы, предоставляющие услуги эмитентам европейских «зеленых» облигаций, должны быть зарегистрированы и контролироваться ESMA для обеспечения качества и надежности их отзывов.

Регламент по европейским «зеленым» облигациям имеет две основные цели: создание единых требований к использованию обозначения «европейские «зеленые» облигации» и установление простой системы регистрации и надзорных рамок для внешних верификаторов.

Добровольный характер Европейского стандарта «зеленых» облигаций вызывает разного рода реакции. С одной стороны, обозначение GBS может быть использовано только при полном соблюдении требований стандарта, что может привести к дополнительным расходам и сделать эти инструменты менее привлекательными для эмитентов. С другой стороны, эмитенты могут использовать «зеленую» маркировку для своих облигаций при соблюдении более мягких рекомендаций, что подрывает эффективность борьбы с гринвошингом.

Одно из ключевых отличий Европейского стандарта «зеленых» облигаций от международных рекомендаций заключается в обязательном назначении аккредитованного верификатора эмитентом для подтверждения соответствия структуры облигаций стандарту ЕС и для подтверждения отчета о распределении средств [5]. Внешняя предварительная и последующая проверки эмитента повышают доверие со стороны инвесторов.

Исследователи отмечают, что внешняя проверка является надежным индикатором того, имеют ли облигации реальные экологические или климатические преимущества [7]. Поэтому сертифицированные и проверенные облигации более привлекательны для «зеленых» инвесторов, чем те ценные бумаги, которые просто маркируются эмитентом как «зеленые».

Россия отстает от ведущих зарубежных стран в развитии рынка «зеленого» финансирования. Первые «зеленые» облигации на российском рынке были выпущены в 2018 году компанией «Ресурсосбережение ХМАО», которая смогла привлечь 1,1 млрд рублей. В последние годы интерес к новому финансовому инструменту значительно возрос у крупных российских компаний.

Наиболее продвинутым в этой сфере является ОАО «РЖД», которое с 2019 по 2021 год провело четыре выпуска «зеленых» евробондов на общую сумму 500 млн евро, 500 млн швейцарских франков и 100 млрд рублей. РЖД акцентирует внимание на соответствии выпусков облигаций международным стандартам и привлекает внешних экспертов для верификации своих выпусков.

Интерес представляет также Москва, которая стала первым российским субъектом, вышедшим на рынок с «зелеными» облигациями. Размещение в размере 70 млрд рублей было проведено на Московской бирже в 2021 году. Средства полученные от этого размещения будут использованы для финансирования и рефинансирования городских экологических проектов, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ и парникового газа от автотранспорта. Облигации Москвы были признаны «зеленым» финансовым инструментом в соответствии с национальной российской методологией, а также отвечают стандартам GBP.

Несмотря на явный прогресс в области «зеленого» финансирования, российский рынок «зеленых» облигаций значительно уступает мировому. На специализированном секторе «Устойчивого развития» Московской биржи функционируют всего 18 выпусков облигаций десяти эмитентов. Препятствия в развитии российского рынка «зеленых» облигаций могут быть связаны с недостаточно проработанной нормативно-правовой базой этого финансового инструмента [6].

Работа по созданию правового регулирования «зеленого» финансирования началась с поручения Президента РФ по итогам заседания в 2016 г. Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». В настоящее время готовится к запуску система финансирования «зеленых» проектов и инициатив в сфере устойчивого развития [4].

14 июля 2021 г. Правительством РФ было принято распоряжение № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ». В нем даны определения таким терминам, как «зеленый» проект и адаптационный проект, обозначены приоритетные цели, связанные с положительным воздействием на окружающую среду, и основные направления устойчивого финансирования. К таким отраслям отнесены энергетика, строительство, промышленность, транспорт, водоснабжение и др.

Для реализации данного распоряжения Правительства РФ планируется принятие целого ряда нормативных актов. Одним из важнейших нормативных методических документов станет разрабатываемая Минэкономразвития совместно с Государственной корпорацией ВЭБ.РФ национальная таксономия «зеленых» проектов, т.е. методология отнесения проектов к «зеленым».

Для общественных обсуждений был опубликован проект постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев проектов устойчивого развития в Российской Федерации и методических указаний, направленных на достижение целей и основных направлений устойчивого развития в Российской Федерации». В нем установлены критерии «зеленых» проектов (таксономия «зеленых» проектов) и критерии адаптационных проектов (таксономия адаптационных проектов).

Международная организация, действующая под эгидой ООН, «Принципы ответственного инвестирования» (PRI), приняла участие в обсуждении и выразила заинтересованность в том, чтобы основополагающие документы «зеленого» рынка в РФ были понятны глобальным институциональным инвесторам и не создавали дополнительных сложностей и несостыковок при принятии решений об инвестициях. Поэтому ее рекомендации направлены

преимущественно на сближение российской таксономии «зеленых» проектов с таксономией ЕС.

Одним из ключевых замечаний, выдвинутых по отношению к предложенному принципу классификации в российской таксономии, является его отличие от принципа классификации таксономии Европейского союза. В российской таксономии основным принципом является выделение направлений реализации «зеленых» проектов, включающих разное количество субнаправлений, в то время как принцип классификации таксономии ЕС основан на виде экономической активности. Это различие в подходе может вызвать определенные сложности для трансграничных инвесторов в том, что они должны будут обосновывать сходство и различия в идентификации устойчивых проектов, что может препятствовать иностранным инвестициям в России.

Кроме того, еще одно принципиальное отличие российской таксономии от международных подходов заключается в безусловном признании атомной энергетики Россией как «зеленой». В мире пока не достигнута консенсус по этому вопросу, и дебаты на эту тему продолжаются как в ЕС, так и в США. Приверженцы атомной энергетики считают, что она может сыграть важную роль в решении проблем, связанных с климатическим кризисом, при условии использования следующего поколения более безопасных и экономически эффективных реакторов. Однако противники атомной энергетики считают, что ядерные реакторы слишком дороги и требуют слишком много времени для строительства.

С учетом этих факторов, Россия стремится добиться международного признания атомной энергетики как низкоуглеродной. Внутри страны также ведутся активные дискуссии по разработке таксономии. Например, в проекте Минэкономразвития к "зеленым" объектам отнесены только бесплотинные ГАЭС и ГЭС проточного и деривационного типов, в то время как отечественные гидроэнергетики настаивают на том, что все объекты гидроэнергетики следует рассматривать как возобновляемые источники энергии и отнести их к "зеленым" объектам для целей устойчивого развития.

Обсуждения о таксономии как в ЕС, так и в России ярко демонстрируют влияние выбранной стратегии ответственного инвестирования на развитие национальной экономики. Исследователи, основываясь на зарубежном опыте, указывают на сложности поиска баланса между экологической ответственностью и развитием национальной экономики в России. Именно поэтому в российской таксономии особое внимание уделяется адаптационным проектам, которые имеют переходный характер и могут способствовать финансированию проектов по повышению эффективности в нефтегазовой промышленности, утилизации попутного нефтяного газа, переработке угля для получения более чистого топлива и другим проектам.

Кроме «зеленых» и адаптационных проектов, российская таксономия также предусматривает категорию "иных проектов", которая включает социальные проекты. Критерии для таких проектов планируется разработать на следующем этапе развития правового регулирования устойчивого финансирования.

Для реализации «зеленых» и адаптационных проектов предусматривается выпуск соответствующих финансовых инструментов, нормативное обеспечение

которых осуществляется Банком России. Принятие Положения Банка России об особенностях эмиссии ценных бумаг, а также разработка рекомендаций по реализации принципов ответственного инвестирования для институциональных инвесторов и доверительных управляющих активами институциональных инвесторов являются первыми шагами в создании институциональных и правовых условий для ответственного инвестирования

Выводы. В настоящей статье рассматривается введение рекомендаций по выстраиванию эффективных взаимоотношений институциональных инвесторов с обществом с целью повышения качества диалога и улучшения результатов общества в области устойчивого развития. Банк России опубликовал проект изменений в Положение от 19 декабря 2019 года, относящиеся к зеленым и социальным облигациям, с учетом национальной таксономии зеленых проектов и верификации устойчивых финансовых инструментов. Ключевым изменением является возможность проведения верификации инвестиционной политики эмитента, а также проведение независимой внешней оценки соответствия принципам и стандартам в сфере экологии или социального финансирования. Введение национальной системы верификации предполагает использование модельной методологии и модельных подходов верификаторами, включенными в Методологический центр ВЭБ.РФ. Контрольные функции над верификаторами осуществляет сам Методологический центр, имея возможность выносить предупреждения и исключать нарушителей из перечня верификаторов. Таким образом, Россия создает национальное регулирование устойчивого финансирования, сопоставимое с международными подходами и практикой ведущих стран.

Список использованных источников:

1. Акимов О.М. Зеленые финансы: учебное пособие. - Москва: КНОРУС, 2024. - С. 8-17.

2. Батенёва Т., Зубков И. Индустрии включат зеленый свет // Российская газета. - Спецвыпуск. - № 121 (8472).

3. Ермакова Е.П. О проекте общеевропейского закона о климате и проблемах нормативного регулирования «зеленого» финансирования в Европейском союзе // Государство и право. - 2020. - № 5. - С. 96-107.

4. Долганов А.В., Долганова Н.А. О развитии системы зеленого финансирования в Российской Федерации // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2021. - № 16.

5. Еремина О.И., Морозова Г.В., Филичкина Ю.Ю. Международный опыт развития «зеленого» кредита как инструмента «зеленого» финансирования // Контентус. - 2021. - № 1.

6. Семенова Н.Н., Еремина О.И., Скворцова М.А. «Зеленое» финансирование в России: современное состояние и перспективы развития. Финансы: теория и практика. - 2020. - 24 (2). - 39-49. - DOI: 10.26794/2587-5671 -2020-24-2-39-49.

7. Ситник А.А. «Зеленые» финансы: понятие и система // Актуальные проблемы российского права. - 2022. - Т. 17. - № 2. - С. 63-80. - DOI: 10.17803/1994-1471.2022.135.2.063-080.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.