DOI: 10.47581/2021/PS-3/IE.7.57.14 «ЗЕЛЕНАЯ» ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА: РЕШЕНИЕ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ
Суворова Светлана Дмитриевна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Россия Куликова Оксана Михайловна, к.т.н. (e-mail: [email protected])
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных
технологий и дизайна, Россия
Неустойчивость национальных экономических систем и мировой экологический кризис активировали формирование новых бизнес-моделей, а также перестроили внутренние организационные и хозяйственные процессы. В этой связи, возникла необходимость стимулирования экономической трансформации предприятий, направленной на поддержание их конкурентоспособности. При этом бизнесу важно обеспечить экологические преимущества наравне с экономической отдачей и пересмотреть процессы создания ценности и оценки результатов деятельности. В сложившихся условиях ключевой задачей стало определение способов достижения целей в области устойчивого развития, а наглядным воплощением такого тренда является ESG-подход к управлению, при котором социальные факторы, факторы окружающей среды и факторы управления включаются в процесс принятия решений для снижения рисков и устойчивого развития бизнеса.
Ключевые слова: «зеленая» экономика, трансформация бизнеса, ESG-подход, устойчивое развитие, конкурентные преимущества, экологические требования.
В последние годы основным направлением хозяйственной деятельности для большинства предприятий является цифровая трансформация бизнеса. Стремительно развивающиеся технологии спровоцировали перемены и в поведении потребителей. Появились новые бизнес-модели, перестроились внутренние организационные процессы. Следовательно, цифровизация превратилась не в вопрос выбора, а в условие выживания компании, связанное со сдвигом ценностных ориентиров в обществе. В этой связи правительства многих стран взяли курс на устойчивое развитие и «зеленый» экономический рост.
Сегодня, цели в области устойчивого развития направлены на вовлечение частного бизнеса в решение глобальных вызовов. С одной стороны, человечество пересматривает образ жизни, переходя к осознанному потреблению. С другой стороны, социум предъявляет новые требования, связанные не только с генерацией прибыли, но и с наличием активной позиции в создании безопасного будущего для следующих поколений. Нагляд-
ным воплощением такого тренда является ББО-подход к управлению, при котором социальные факторы, факторы окружающей среды и факторы управления включаются в процесс принятия решений для снижения рисков и устойчивого развития бизнеса.
В новых условиях ключевой задачей становится определение способов достижения целей в области устойчивого развития (в частности, экологических) через основную деятельность на основе концепции создания ценности М. Портера и М. Креймера, согласно которой, повышение конкурентоспособности и улучшения экономических и социальных условий общества может осуществляться в деятельности. Из чего следует, что устойчивое развитие является предметом стратегии, а не отдельной программы корпоративной социальной ответственности. При этом бизнесу важно обеспечить экологические преимущества наравне с экономической отдачей и пересмотреть процессы создания ценности и оценки результатов деятельности с учетом соответствующих критериев.
В качестве механизма устойчивого развития сформирована концепция «зеленой» экономики, ориентированная на повышение благосостояния мирового общества и обеспечивающая социальную справедливость [1], снижающую риски для окружающей среды (табл.1).
№ п/п Таблица 1 - Отличительные черты «зеленой» экономики. Отличительные черты
1. Эффективное использование природных ресурсов.
2. Сохранение и увеличение природного капитала.
3. Уменьшение загрязнения.
4. Обеспечение низких углеродных выбросов.
5. Предотвращение утраты природных благ и биоразнообразия.
6 Рост доходов и занятости населения.
Для «зеленой» экономики нужны новые индикаторы, отражающие не только количественное, но и качественное развитие. Поэтому привычный показатель ВВП сегодня подвергается резкой критике. Принципиальное отличие новых индикаторов - это вычитание показателей истощения природного капитала. Таким образом, экономический рост не может быть удовлетворительным, если при этом страдает окружающая среда.
«Зеленая» экономика предполагает экологизацию как производства, так и потребления [2]. Чтобы социально-экономические проблемы были решены максимально бережно по отношению к природе, должны измениться все стороны жизни. Следовательно, необходимы усилия на всех уровнях: государства, бизнеса и населения.
Для ускорения перехода к «зеленой экономике» правительства разных стран принимают соответствующие меры, стимулирующие экономическую трансформацию, направленные на поддержание конкурентоспособ-
ности предприятий. Например, «Зеленый пакт для Европы» охватывает все отрасли, уделяя особое внимание энергетике, металлургии, транспорту, сельскому хозяйству. В ближайшее время подобные меры можно ожидать и в России [3]. Бизнес, реализующий свою деятельность в этом направлении, может получить поддержку.
В настоящее время активно развивается «зеленое» финансирование, представляющее собой инвестиции, обеспечивающие экологические преимущества и подразумевающие оценку финансовых рисков, связанных с экологическими последствиями экономической деятельности. Пренебрегая стратегией устойчивого развития, бизнес будет ограничивать себе доступ к новым ресурсам, поскольку устойчивое развитие является основой для внедрения инноваций, новых бизнес-моделей [4], «зеленых» технологий, уникальных продуктов (например, «голубой океан» является незанятой нишей как для стартапов, так и для экосистем).
«Зеленая» трансформация бизнеса предоставляет возможность изменить взаимоотношения между разными группами стейкхолдеров, что является важным, поскольку преодоление большинства экологических и социальных проблем требует коллективных усилий. В этой связи, концепция создания устойчивых конкурентных преимуществ обретает новый смысловой оттенок.
Для изменения вектора бизнеса и помощи в привлечении инвестиций, с целью оценки проектов на соответствие экологическим требованиям, группой технических экспертов были разработаны рекомендации по устойчивому финансированию и сформулирован ряд экологических задач (табл.2).
Таблица 2 - Экологические задачи № п/п Задачи
1. Смягчение последствий изменения климата.
2. Адаптация к последствиям изменения климата.
3. Устойчивое использование и охрана водных и морских ресурсов.
4. Переход к экономике «замкнутого цикла».
5. Предотвращение и контроль уровня загрязнений окружающей среды.
6. Защита и восстановление биоразнообразия и природных экосистем.
Пороговые критерии экологичной экономической деятельности бизнеса представлены на рисунке 3.
Вместе с тем, требуемая перестройка бизнеса очень сложна. Поскольку общество едва вступило на путь устойчивого развития, то готовых решений по достижению успеха не существует. Полагаться на рекомендации и
вслепую следовать трендам крайне опасно, так как ситуация может восприниматься поверхностно. Со временем можно ожидать, что базовые устойчивые практики станут отраслевыми нормами, а не способом дифференциации.
(-N
Вносить
существенный
вклад в решение
хотя бы одной из
шести
экологических
задач V____/
о
/-\
Не причинять серьезного вреда
в области остальных задач
Соответствовать минимальным нормативным стандартам
Рисунок 3. Критерии экологичной экономической деятельности
Поэтому, для обеспечения в долгосрочной перспективе экономических выгод, наряду с экологическими, необходимо проводить систематический всесторонний стратегический анализ. В связи с чем, следует начать с определения возможности позиционировать экологические свойства продукта как уникальную ценность, исходя из существующих компетенций. Если свойств окажется недостаточно, необходимо определить, каким образом их можно развить, диверсифицируя производственные технологии и процессы.
Например, компания Nike изменила продуктовую стратегию под эгидой «Move to Zero», принципом которой является безотходное производство:
- выбор инновационных материалов, проектирование обуви с учетом последующей переработки;
- минимизация отходов;
- увеличение жизненного цикла продукции и так далее.
В качестве последних разработок компании Nike можно отметить модель кроссовок «Air VaporMax 2020 Flyknit», которая на 50% состоит из переработанных материалов. Подобная трансформация является прерогативой для компаний не только легкой промышленности [5].
Существуют примеры проектов в области экологически чистого транспорта и строительства, сельского хозяйства и животноводства, машиностроения и многих других отраслей. Так, крупнейшая энергетическая компания Дании «0rsted», 10 лет назад использовала только ископаемое топливо. Сегодня возобновляемые источники энергии обеспечивают 68% ее дохода («0rsted» - лидер мирового рынка прибрежной ветроэнергетики). При этом компании удалось снизить выбросы углекислого газа на 86%, а к 2023 году она планирует полностью отказаться от угля.
В заключении следует отметить, что принятие ESG-приоритетов находит отражение на стиле менеджмента и у бизнеса появляется новый смысл,
объединяющий усилия компании по выстраиванию диалога с сотрудниками, которые в свою очередь становятся движущей силой «зеленых» инициатив, основанных на ESG-факторах:
- E-environme (факторы окружающей среды): собственное воздействие; бизнес-возможности; деятельность потребителей.
- S-social (социальные факторы): развитие человеческого капитала; ответственность перед обществом; воздействие на общество.
- G-governance (факторы управления): корпоративное управление.
Авторы полагают, что для воплощения «зеленого» типа экономического
развития требуется новая технологическая и инновационная база. Прежде всего поддержку должны получить наукоемкие, высокотехнологичные, обрабатывающие и инфраструктурные отрасли, оказывающие минимальное негативное влияние на экологию. Инвестиции в физический и человеческий капиталы, усиление регулирования природопользования, стимулирование конкуренции для развития инноваций и «зеленых» технологий является минимальным перечнем мер на пути к трансформации экономической модели.
Решение о переходе к устойчивому развитию требуют зрелости и подготовки, поэтому необходимы программы обучения, позволяющие восполнить пробелы в знаниях и объяснить прагматичные аспекты «зеленой» трансформации бизнеса.
Список литературы
1. Семенова, Н. Н. "Зеленая экономика": новые подходы к финансированию / Н. Н. Семенова // Финансовая жизнь. - 2019. - № 2. - С. 30-35.
2. Бобылев, С. Н. Новые приоритеты для экономики и зеленое финансирование / С. Н. Бобылев, П. А. Кирюшин, Н. Р. Кошкина // Экономическое возрождение России. -2021. - № l(67). - С. 152-166. - DOI 10.37930/1990-9780-2021-1-67-152-166.
3. Яковлев, И. А. Климатическая политика Российской Федерации: международное сотрудничество и национальный подход / И. А. Яковлев, Л. С. Кабир, С. И. Никулина // Финансовый журнал. - 2020. - Т. 12. - № 4. - С. 26-36. - DOI 10.31107/2075-1990-20204-26-36.
4. Куликова, О. М. Адаптация логистической системы России к переходу в цифровую среду / О. М. Куликова, С. Д. Суворова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - № 7(49). - С. 98-103. - DOI 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/7/49.015.
5. Митяшин, Г. Ю. Сравнительный анализ моделей экологизации розничных торговых предприятий на примере компаний "X5 retail group" и "лента" / Г. Ю. Митяшин, Ю. В. Катрашова, Ю. Б. Миндлин // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2021. - № 1. - С. 50-55. - DOI 10.37882/22232974.2021.01.17.
Suvorova S., Ph.D. Econ., associateprofessor1
Kulikova O., Ph. D., associate Professor2
1St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great
2St. Petersburg State University of Industrial technology and design
«GREEN» BUSINESS TRANSFORMATION: A SOLUTION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT
The instability of national economic systems and the global environmental crisis have activated the formation of new business models, as well as restructured internal organizational and economic processes. In this regard, there was a need to stimulate the economic transformation of enterprises aimed at maintaining their competitiveness. At the same time, it is important for business to ensure environmental benefits on a par with economic returns and to review the processes of value creation and performance evaluation. In the current conditions, the key task was to identify ways to achieve the Sustainable Development Goals, and a clear embodiment of this trend is the ESG approach to management, in which social factors, environmental factors and management factors are included in the decision-making process to reduce risks and sustainable business development.
Keywords: green economy, business transformation, ESG approach, sustainable development, competitive advantages, environmental requirements.
DOI: 10.47581/2021/PS-3/IE.7.57.15 ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ, ИЗМЕНИВШИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ В ПРОДУКТОВОМ РИТЕЙЛЕ Суворова Светлана Дмитриевна, к.э.н., доцент Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Россия (e-mail: [email protected]) Куликова Оксана Михайловна, к.т.н. (e-mail: [email protected])
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных
технологий и дизайна, Россия
Пандемия коронавируса изменила архитектуру розничной торговли продуктами питания с беспрецедентной скоростью и масштабом, которые изменили бизнес-процессы и модели покупательского поведения. В основе перемен лежат пять основных тенденций, которые объединились и усилили друг друга, а розничные торговцы столкнулись с трудностями, связанными с удовлетворением внезапного подъема спроса потребителей. В этой связи авторы полагают, что при прогнозировании деятельности в сфере товарного обращения следует уделять повышенное внимание потребительскому поведению, возникающим тенденциям, динамике онлайн-продаж, изменению спроса и уровню цен на продукты питания, а также безопасности и состоянию здоровья населения. При этом продуктовым ритейлерам необходимо стремиться к повышению эффективности деятельности и находить новые маржинальные пулы для прибыльного роста.
Ключевые слова: пандемия, архитектура розничной торговли, расходы на продукты питания, поляризация спроса, онлайн-продажи, лояльность потребителей, экологические альтернативы.
Пандемия 2020 года привела к беспрецедентному кризису в области здравоохранения и экономики. В отличии от предприятий торговли непродовольственными товарами, розничные торговцы продуктами питания выполняли важную роль по обеспечению населения товарами первой необхо-