Научная статья на тему 'ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ, ИЗМЕНИВШИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ В ПРОДУКТОВОМ РИТЕЙЛЕ'

ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ, ИЗМЕНИВШИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ В ПРОДУКТОВОМ РИТЕЙЛЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / АРХИТЕКТУРА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / РАСХОДЫ НА ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / ПОЛЯРИЗАЦИЯ СПРОСА / ОНЛАЙН-ПРОДАЖИ / ЛОЯЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворова Светлана Дмитриевна, Куликова Оксана Михайловна

Пандемия коронавируса изменила архитектуру розничной торговли продуктами питания с беспрецедентной скоростью и масштабом, которые изменили бизнес-процессы и модели покупательского поведения. В основе перемен лежат пять основных тенденций, которые объединились и усилили друг друга, а розничные торговцы столкнулись с трудностями, связанными с удовлетворением внезапного подъема спроса потребителей. В этой связи авторы полагают, что при прогнозировании деятельности в сфере товарного обращения следует уделять повышенное внимание потребительскому поведению, возникающим тенденциям, динамике онлайн-продаж, изменению спроса и уровню цен на продукты питания, а также безопасности и состоянию здоровья населения. При этом продуктовым ритейлерам необходимо стремиться к повышению эффективности деятельности и находить новые маржинальные пулы для прибыльного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF THE MAIN TRENDS THAT HAVE CHANGED BUSINESS PROCESSES IN GROCERY RETAIL

The coronavirus pandemic has changed the landscape of food retailing with unprecedented speed and scale, which has changed business processes and consumer behavior patterns. At the heart of the changes are five main trends that have combined and reinforced each other, and retailers have faced difficulties in meeting the sudden rise in consumer demand. In this regard, the authors believe that when forecasting activities in the field of commodity circulation, increased attention should be paid to consumer behavior, emerging trends, the dynamics of online sales, changes in demand and the level of prices for food, as well as the safety and health of the population. At the same time, grocery retailers need to strive to improve efficiency and find new margin pools for profitable growth.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ, ИЗМЕНИВШИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ В ПРОДУКТОВОМ РИТЕЙЛЕ»

The instability of national economic systems and the global environmental crisis have activated the formation of new business models, as well as restructured internal organizational and economic processes. In this regard, there was a need to stimulate the economic transformation of enterprises aimed at maintaining their competitiveness. At the same time, it is important for business to ensure environmental benefits on a par with economic returns and to review the processes of value creation and performance evaluation. In the current conditions, the key task was to identify ways to achieve the Sustainable Development Goals, and a clear embodiment of this trend is the ESG approach to management, in which social factors, environmental factors and management factors are included in the decision-making process to reduce risks and sustainable business development.

Keywords: green economy, business transformation, ESG approach, sustainable development, competitive advantages, environmental requirements.

DOI: 10.47581/2021/PS-3/IE.7.57.15 ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ, ИЗМЕНИВШИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ В ПРОДУКТОВОМ РИТЕЙЛЕ Суворова Светлана Дмитриевна, к.э.н., доцент Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Россия (e-mail: suvorova_sd@mail.ru) Куликова Оксана Михайловна, к.т.н. (e-mail: fotooksana@yandex.ru)

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных

технологий и дизайна, Россия

Пандемия коронавируса изменила архитектуру розничной торговли продуктами питания с беспрецедентной скоростью и масштабом, которые изменили бизнес-процессы и модели покупательского поведения. В основе перемен лежат пять основных тенденций, которые объединились и усилили друг друга, а розничные торговцы столкнулись с трудностями, связанными с удовлетворением внезапного подъема спроса потребителей. В этой связи авторы полагают, что при прогнозировании деятельности в сфере товарного обращения следует уделять повышенное внимание потребительскому поведению, возникающим тенденциям, динамике онлайн-продаж, изменению спроса и уровню цен на продукты питания, а также безопасности и состоянию здоровья населения. При этом продуктовым ритейлерам необходимо стремиться к повышению эффективности деятельности и находить новые маржинальные пулы для прибыльного роста.

Ключевые слова: пандемия, архитектура розничной торговли, расходы на продукты питания, поляризация спроса, онлайн-продажи, лояльность потребителей, экологические альтернативы.

Пандемия 2020 года привела к беспрецедентному кризису в области здравоохранения и экономики. В отличии от предприятий торговли непродовольственными товарами, розничные торговцы продуктами питания выполняли важную роль по обеспечению населения товарами первой необхо-

димости. При этом расходы ритейлеров выросли из-за сбоев в цепочках поставок, перебоев на предприятиях поставщиков, а также ускорения и расширения инвестиций в онлайн-сервисы и доставку. Для многих операторов розничной торговли 2020 год стал годом перехода потребительских тенденций на новый уровень. Поскольку рестораны и другие сервисные предприятия в большинстве стран во время первой волны пандемии были закрыты, потребители начали делать запасы для личного потребления как онлайн, так и офлайн. В этот период в Европе продажи продуктов питания выросли на 20%, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При этом розничные торговцы столкнулись с трудностями, связанными с удовлетворением внезапного подъема спроса. Ожидание возможной нехватки товаров спровоцировало незапланированное накопление запасов, что, в свою очередь, привело к еще их большему дефициту. Все это способствовало повышению неопределенности на товарном рынке.

После серьезного сбоя потребители и ритейлеры пришли к пониманию, что пандемия продлится достаточно долго, и постарались адаптировать используемые бизнес-модели и поведение. Однако, до сих пор, два фундаментальных фактора (правительственные ограничения и внимание населения к здоровью), продолжают определять поведение покупателей на рынке. В совокупности они привели к масштабным изменениям в моделях мобильности. В период эпидемии, потребители, в среднем, сократили частоту покупок на 5%, при этом увеличив их объем почти на 16% [1], то есть активность населения снизилась, а модели мобильности были перераспределены по новым направлениями. Так, количество покупок через онлайн-канал увеличилось на 55%, в то время как рост покупок в гипермаркетах составил всего 3%.

Тенденции

Увеличение расходов населения на продукты питания

Поляризация спроса потребителей

Рост онлайн-продаж

Изменение вектора лояльности покупателей

ж

Сознательное отношение к здоровью и окружающей среде

Рисунок 1-Тенденции, изменившие модели потребления и бизнес-процессы в розничной торговле

Подобные тенденции распространились по всей Европе. Тем не менее поведение потребителей в отдельных регионах различалось в соответствии с созданными условиями. Например, в Италии население совершало по-

купки только в непосредственной близости от своего дома, поэтому продажи в торговых точках шаговой доступности резко возросли. Напротив, в Швеции (страна с наименьшим количеством ограничений), потребители консолидировали свои покупки в крупных гипермаркетах на окраине города, которые, по их мнению, были менее загружены и, следовательно, более безопасны [2]. В настоящее время на европейском рынке розничной торговли продуктами питания можно выделить несколько основных сил, которые изменили модели потребления и деятельность ритейла (рис.1.).

Выделенные тенденции являются значимыми для прогнозирования состояния и развития торговой отрасли, поэтому рассмотрим их более подробно.

Увеличение расходов населения на продукты питания.

В связи с удаленной работой, закрытием школ и ограничениями на питание в ресторанах, доля розничной торговли товарами продовольственной отрасли выросла на 8-10% [3]. Некоторые новые привычки, такие как работа в дистанционном формате или более частое приготовление пищи, могут сохраниться в будущем даже если такие факторы, включая необходимость избегать передачи инфекций или ограничения на посещение ресторанов и баров, по крайней мере, частично исчезнут. Тем не менее, сложно сделать точный прогноз, учитывающий разные сценарии того, как быстро будет разрешен кризис в области здравоохранения и в экономике. Маловероятно, что расходы на продукты питания останутся на высоком уровне: как только пандемия закончится и начнется восстановление экономики, продуктовый ритейл займет свое обычное место в экосистеме.

Поляризация спроса потребителей.

Экономические последствия пандемии привели к поляризации сегментов потребителей. Некоторые из них стали покупать более дорогие товары, в то время как другие перешли на более дешевые варианты. Около 30% покупателей в 2021 году планировали потратить большую сумму на экологически чистые и здоровые продукты. При этом, 19% потребителей снизили свои расходы за последний год. Таким образом, поляризация потребительских сегментов, еще более усилилась в 2021 году. В то время как во всех странах Европы наблюдался как рост, так и спад розничной торговли, ее масштабы варьировались в зависимости от страны. В странах, с более высоким спадом торговли прослеживалось увеличение покупок товаров, выпускаемых под собственной торговой маркой. С учетом того, что после пандемии общество скорее всего вернется к прежним нормам, поляризация в покупательском поведении сохранится.

Рост онлайн-продаж.

Онлайн-торговля пережила значительный подъем во время пандемии СОУГО-19, чему способствовали потребители, ищущие безопасные альтернативные варианты покупок [4]. В целом, в Европе продуктовый он-лайн-канал за последний год вырос на 55%, по сравнению с 2019. Самые высокие темпы роста онлайн-продаж (более 60%) наблюдались в Швеции,

Великобритании, Испании и Италии. Для сравнения средние темпы роста в офлайн-каналах были значительно ниже: от 3 до 12% (гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры). Кроме того, на долю онлайн-каналов пришлось около 20% общего дохода от продажи продовольственных товаров в 2020 году [1]. Таким образом, онлайн-продажи превалируют во всех странах. Хотя, темпы роста онлайн-торговли впечатляют, они, скорее всего, не отражают реальный рыночный потенциал, поскольку некоторые игроки так и не смогли справиться с растущим спросом. Данные потребительских опросов показывают, что пользователи онлайн-каналов розничной торговли продуктами питания остались востребованными и в 2021 году. Ожидается, что расходы после СОУГО-19 на онлайн-покупки, снизятся всего на 10%. Научившись ценить удобство покупок через Интернет, потребители будут придерживаться этой привычки и дальше, что побудит ритейлеров, повышать прибыльность онлайн-предложений.

Изменение вектора лояльности покупателей.

Пандемия нанесла ощутимый удар по лояльности покупателей. Более 60% потребителей изменили свое покупательское поведение (рис.2).

Переход в онлайн Новый способ совершения покупок Частный бренд /торговая точка Новый бренд Другая розничная точка/веб-сайт

18%

19%

31%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35%

Рисунок 2 - Предпочтения покупателей при совершении покупок

Отметим, что 31% потребителей поменяли свою приверженность к предприятию розничной торговли или к бренду [5]. В качестве основных причин можно выделить стоимость товаров и удобство совершения покупки (легкий доступ или возможность доставки). Следовательно, у продуктовых ритейлеров появилась возможность привлечь новых покупателей и максимально адаптироваться к их меняющимся потребностям, предоставляя более выгодное ценностное предложение [6]. Поскольку, более 70% потребителей намерены придерживаться изменившихся моделей поведения, есть реальный шанс удержать их в долгосрочной перспективе.

Сознательное отношение к здоровью и окружающей среде.

За последнее время потребители значительно сместили свои расходы в сторону эко-продуктов и продуктов местного производства [7]. 1коло 60% населения предпочитали экологичные альтернативы, а 30% - планировали

уделять больше внимания здоровому питанию в 2021 году по сравнению с 2020 годом [2]. Несмотря на пандемию, число «экоактивистов» - потребителей, которые наиболее осведомлены о проблемах устойчивого развития и наиболее активны в снижении своего воздействия на окружающую среду, продолжает расти по всей Европе. Например, во Франции, Германии и Испании эта категория выросла на 6-10 % в 2021 году. Прошедший год также показал, что потребители обратили внимание не только на здоровую пищу, но и на здоровую и эко-упаковку, поэтому уже сегодня следует повысить доступность таких товаров.

В заключении отметим, пандемия коронавируса масштабно изменила архитектуру розничной торговли продуктами питания. Траектория развития отрасли будет в значительной степени зависеть от дальнейшего развития COVID-19 и от реакции на нее населения. Тем не менее, потребительские изменения в онлайн-каналах, ценностях и образе жизни создают привлекательную возможность для продуктовых ритейлеров захватить долю рынка в течение следующих двух-трех лет. Однако как рост онлайн, так и тенденция к росту стоимости, вероятно, окажут дальнейшее давление на доходность розничной торговли продуктами питания, особенно с учетом того, что общий рынок может сократиться, как только рестораны вернутся. Таким образом, продуктовым ритейлерам необходимо будет стремиться к повышению эффективности и находить новые маржинальные пулы для прибыльного роста. При этом особое внимание следует уделять потребительскому поведению, возникающим тенденциям, динамике онлайн-продаж, изменению спроса и уровня цен на продукты питания, а также безопасности и состоянию здоровья населения.

Список литературы

1. European Central Bank. - url: https://www.ecb.europa.eu/pub/financial-stability/fsr/html/ecb.fsr202011~b7be9ae1f1.en.html

2. Euro Area GDP Growth Rate. - url: https://tradingeconomics.com/euro-area/gdp-growth

3. Google COVID-19 Community Mobility Report. - url: https://datastudio.google.com/

4. Тимофеев, В. Е. К вопросу развития онлайн-торговли в условиях пандемии COVID-19 / В. Е. Тимофеев, М. А. Лешина // Современные тенденции управления и экономики в России и мире: цивилизационный аспект: материалы II всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х ч., Москва, 15 февраля 2021 года. - Москва: Издательский дом «ИМЦ», 2021. - С. 356-360.

5. Васильев И.А., Куликова О.М., Суворова С.Д. Оценка лояльности покупателей к торговым предприятиям современного формата. // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. № 1. С. 172-176.

6. Семенова, З. М. Использование возможностей COVID -19 для развития бизнеса онлайн - торговли / З. М. Семенова // Самоуправление. - 2021. - № 5(127). - С. 377-381.

7. Суворова С.Д., Луканченкова М.О. Влияние «Есо-friendle» тенденций на поведение потребителей // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 8 (50). С. 98-103. DOI: 10.47581/2020/PS87/IE/8/50.017

Suvorova S., Ph.D. Econ., associateprofessor1

Kulikova O., Ph. D., associate Professor2

1St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great

2St. Petersburg State University of Industrial technology and design OVERVIEW OF THE MAIN TRENDS THAT HAVE CHANGED BUSINESS PROCESSES IN GROCERY RETAIL

Abstract. The coronavirus pandemic has changed the landscape of food retailing with unprecedented speed and scale, which has changed business processes and consumer behavior patterns. At the heart of the changes are five main trends that have combined and reinforced each other, and retailers have faced difficulties in meeting the sudden rise in consumer demand. In this regard, the authors believe that when forecasting activities in the field of commodity circulation, increased attention should be paid to consumer behavior, emerging trends, the dynamics of online sales, changes in demand and the level ofprices for food, as well as the safety and health of the population. At the same time, grocery retailers need to strive to improve efficiency and find new margin pools for profitable growth. Keywords: pandemic, retail architecture, food costs, demand polarization, online sales, consumer loyalty, environmental alternatives.

DOI: 10.47581/2021/PS-3/IE.7.57.16 ГЕОМАРКЕТИНГ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ Тараненко Оксана Николаевна, к.п.н., доцент (e-mail: ok-tar@mail.ru) Вартапетова Стелла Акоповна, студент (e-mail: vartapetovastellaakopovna@mail.ru) Пятигорский институт (филиал) СКФУ, Россия

В статье рассматривается геомаркетинг как современный инструмент повышения привлекательности территории. Описываются аспекты понятия «геомаркетинг», цели и результаты геомаркетинговых исследований, их привязка к маркетингу территории, а также проблема российской практики в данной области развития. Особое внимание уделяется геоинформационным системам, позволяющим автоматизировать маркетинговые исследования. Представлены две крупные группы геоинформационных систем.

Ключевые слова: геомаркетинг, исследование, инструменты, геоинформационные системы, территория, бизнес, повышение, привлекательность.

В современных условиях экономического развития и цифровизации различных сфер жизни выдвигаются новые требования к разработке инструментов анализа и управления маркетинговой средой. В свою очередь, геомаркетинг является новым научным направлением в области управления и организации, а также отражает актуальные тенденции применения пространственной информации для принятия решений.

Геомаркетинг представляет собой передовое направление маркетингового анализа с применением методов геоинформатики, реализованных в геоинформационных системах (ГИС) [1]. Следует отметить, что он возник на пересечении двух направлений: классического маркетинга и геоинформа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.