Научная статья на тему 'Здравоохранение республики Саха (Якутия): по материалам государственной статистики'

Здравоохранение республики Саха (Якутия): по материалам государственной статистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеев Леонид Федорович

Проанализированы показатели расходов на здравоохранение в зависимости от валового регионального продукта и в рамках консолидированного бюджета PC (Я) по материалам государственной статистики. По этим данным можно рассчитать прямые и непрямые расходы республики на здравоохранение, при этом их снижение задача не только медицинских работников, но и всего государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимофеев Леонид Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здравоохранение республики Саха (Якутия): по материалам государственной статистики»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2006, №2

УДК 31:616(571.56)

Здравоохранение Республики Саха (Якутия): по материалам государственной статистики

Л.Ф. Тимофеев

Проанализированы показатели расходов на здравоохранение в зависимости от валового регионального продукта и в рамках консолидированного бюджета PC (Я) по материалам государственной статистики. По этим данным можно рассчитать прямые и непрямые расходы республики на здравоохранение, при этом их снижение - задача не только медицинских работников, но и всего государства в целом.

In clause parameters of charges on public health services depending on a total regional product and within the limits of consolidated budget Republik of Sakha (Yakutia) on materials of the state statistics are analyzed. On these data it is possible to calculate direct and indirect charges of republic on public health services, thus their decrease — a problem not only medical workers, but also all state as a whole.

Нами проанализированы статистические материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики (ТОФСГС) по Республике Саха (Якутия), касающиеся отрасли здравоохранения, за период 1992-2004 гг. Именно за эти годы произошли серьёзные изменения в экономике, в организации здравоохранения и в других областях Российской Федерации. Небезынтересно, как эти преобразования повлияли на нашу республику, в частности, на такую важную социальную сферу, как здравоохранение.

Вначале рассмотрим валовой региональный продукт (ВРП) Республики Саха (Якутия) и долю расходов на здравоохранение (табл. 1).

Видно, что показатели ВРП неуклонно повышались и в 2004 г. по сравнению с 1998 г. увеличились в 4,5 раза. Это свидетельствует о неуклонном повышении производительности труда в Якутии, в целом об успешной реализации стратегии экономического развития республики. Видно также, что доля расходов на здравоохранение колебалась за рассматриваемый период от 2,5 до 3,7% от ВРП, составляя в среднем 3,2%.

В практике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) принято сравнивать удельный вес расходов на здравоохранение в зависимости от валового внутреннего продукта (ВВП) тех или иных стран. Считается, что этот показатель не должен быть ниже 5% от ВВП, а развитые в

ТИМОФЕЕВ Леонид Федорович - д.м.н., зам. директора ИЗ АН РС(Я).

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2006, №2

экономическом плане государства давно выделяют на здравоохранение от 8 до 12% от своего ВВП[1].

Для примера возьмем данные по СССР и РФ. Если в 1960-х гг. объем финансирования здравоохранения был вполне удовлетворительным, составляя 6-6,5% ВВП, то в последние годы существования СССР он сократился до 3-3,5%. Это стало следствием т.н. финансирования по остаточному принципу, который состоял в том, что здравоохранение и социальная сфера получали средства только после того, как ими были обеспечены приоритетные отрасли народного хозяйства (оборона, тяжелая индустрия и прочие) [2].

Таблица 1

Расходы на здравоохранение от ВРП РС(Я) (в фактических действовавших ценах, млрд. руб., с 1998 г. - млн. руб.)

Год ВРП, в рыночных ценах Расходы на здравоохранение Расходы на здравоохранение (в% к ВРП)

1992 277 9,2 3,32

1993 2617 65,8 2,51

1994 8555 301,5 3,52

1995 20365 581,5 2,86

1996 27198 996,7 3,66

1997 30181 1107,6 3,67

1998 33529 1027,7 3,07

1999 61623 1754,5 2,85

2000 81186 2384,6 2,94

2001 100731 3254,8 3,23

2002 114758 4247,2 3,70

2003 133143 4636,2 3,48

2004* 151839 5036,0 3,32

* Экспертная оценка.

121

ТИМОФЕЕВ

В России общие затраты на здравоохранение в 1994-1999 гг. составляли 4,0-5,1% от ВВП, в том числе уровень 5,1% был достигнут лишь в одном 1997 г. С такими показателями Россия, к сожалению, находится не в числе передовых тран в мире и Европе. И хотя в свое время Советский Союз, несмотря на пресловутый остаточный принцип финансирования, построил одну из лучших моделей здравоохранения для оказания доступной бесплатной медицинской помощи для всех своих граждан, недостаточный уровень выделения бюджетных средств аукнулся сегодня в виде материальной изношенности основных фондов отрасли, недостаточным притоком медицинских кадров, в первую очередь в первичное звено здравоохранения. Как следствие, сегодня отрасль испытывает серьезные трудности в вопросах замены устаревшего парка медицинской техники и оборудования, недостаточно внедряются новейшие медицинские и информационные технологии.

При кажущейся некорректности сравнения доли расходов на здравоохранение в масштабе одного субъекта Российской Федерации все же приходится констатировать, что в Якутии можно, с учетом рекомендаций экспертов ВОЗ, увеличить расходы на здравоохранение, по крайней мере, в 1,5 раза. Попробуем рассмотреть данный вопрос по расходам консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) (табл.2).

При этом надо иметь в виду, что ежегодно эти расходы в среднем составляют 30,0% от ВРП. Доля здравоохранения от расходов консолидированного бюджета варьировала от 8,3 до 13,9%,

в среднем составляя за рассматриваемый период 11,4%. Много это или мало, показывает динамика расходов на здравоохранение государственного бюджета Якутии за последние 35 лет: 1970 г. - 24,0%, 1980 г. - 21,1, 1990 г. - 19,0% [3]. Между тем были и лучшие времена для отрасли: в 1966 г. расходы госбюджета республики составляли 28,3%, а в 1957 г. - 31,1% [4, 5].

Немудрено, что именно в 1950-80-е гг. были построены и оснащены многие лечебно-профилактические учреждения в городах и районах Якутии, составляющие сегодня основу разветвленной сети ЛПУ на территории республики. И хотя в 1990-е гг. был дан новый импульс укреплению материально-технической базы учреждений, модернизации и совершенствованию системы здравоохранения, тем не менее доведение удельного веса здравоохранения от расходов консолидированного бюджета до уровня 17,0-18,0% - веление времени и, надо прямо сказать, не столь неразрешимая задача для законодательной и исполнительной властей Республики Саха (Якутия).

Предполагается, что увеличение средств государственного бюджета республики потребуется не только для решения насущных проблем отрасли, но и в целях снижения непрямых расходов в вопросах воспроизводства здоровья населения, к которым причисляются социальные трансферты (назначенные пенсии по инвалидности и выплаченные пособия по временной нетрудоспособности), а также так называемая упущенная выгода в производстве ВРП в связи с преждевременной смертностью человека.

Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составляла (без данных 2002 г.) от 95,8 до 99,3% от всей численности постоянного населения РС (Я) в трудоспособном возрасте (табл.3). Иными словами, до 4,2% населения причислялось к неработающим инвалидам и неработающим лицам, получающим пенсии на льготных условиях. В свою очередь, среднегодовая численность занятых в экономике варьировала от 98,9% от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в 1992 г. до 79,3% в 2004 г., в 2000-2003 гг. была даже ниже, чем в 2004 г.

Согласно разъяснениям ТОФСГС, к занятым в экономике относятся лица, которые в рассматриваемый период времени выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму. К числу занятых в экономике относятся также лица, выполнявшие работу в качестве помогающих на семейном

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2006, №2

Таблица 2

Расходы консолидированного бюджета РС(Я) на здравоохранение (млн.руб., 1992-1997 гг. - млрд.руб.)

Год Расходы, всего Здравоохранение и физическая культура В том числе на здравоохранение Доля здравоохранения от расходов консолидированного бюджета, %

1992 110,7 9,3 9,2 8,31

1993 540,5 67,1 65,8 12,17

1994 2856,1 308,4 301,5 10,56

1995 5435,9 651,9 581,5 10,70

1996 8435,8 1094,4 996,7 11,82

1997 9968,3 1188,4 1107,6 11,11

1998 7404,4 1101,9 1027,7 13,88

1999 16859,6 2177,4 1754,5 10,41

2000 24323,5 2823,5 2384,6 9,80

2001 33348,6 3470,5 3254,8 9,76

2002 37042,0 4524,4 4247,2 11,47

20G3 41557,4 4843,9 4636,2 11,16

2004 46342,3 5325,9 5036 10,87

122

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ РОД: ПО МАТЕРИАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

предприятии, лица, временно отсутствовавшие на работе из-за болезни, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения и других подобных причин. К занятым в экономике относятся также лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, включая занятых в хозяйствах населения производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства для реализации, для которых эта работа является основной. Из табл. 3 видно, что от 2,5 до 6,3% занятых в экономике составляли лица старше трудоспособного возраста и подростки.

Очевидно, что до 4,2% (до 25,6 тыс. человек) населения ежегодно не могут быть включены к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте ввиду инвалидности или причисления к категории неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях. Далее регистрируется большая заболеваемость среди трудоспособного населения, хоть и считающегося занятым в экономике, но ввиду ухода на больничный лист, активно не участвующего в производстве товаров и услуг. Поэтому с 2002 г. суммы ежегодно выплаченных пособий по временной нетрудоспособности превысили 1 млрд. руб. (по данным регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РС (Я)).

Таблица 3

Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.*

Год Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте | Лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые в экономике В том числе Среднегодовая численность занятых в экономике

Лица старше трудоспособ ного возраста Подростки 1

1992 645,3 14,3 14,0 0,3 573,9

1993 636,6 27,8 27,5 0,3 537,8

1994 623,5 20,1 19,2 0,9 515,0

1995 624,1 22,9 22,1 0,8 537,8

1996 613,1 18,9 17,6 1,3 526,3

1997 609,4 13,2 13,2 - 500,6

1998 601,6 14,7 14,7 - 481,0

1999 595,1 22,5 22,0 0,4 477,8

2000 598,3 22,6 22,3 0,3 471,7

2001 602,7 24,6 23,9 0,7 473,7

2002 605,5 29,8 27,9 2,0 474,6

2003 604,1 27,5 26,9 0,6 470,0

2004 591,1 25,0 24,1 0,9 468,6

* По данным баланса трудовых ресурсов. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2006, №2

Кроме того, последние инициативы (сентябрь 2005 г.) Президента Российской Федерации В.В. Путина, согласно которым здравоохранение оказалось в числе четырех приоритетных направлений внутренней политики государства, также предполагают увеличение средств региональных бюджетов на охрану здоровья населения. Ведь в дополнение к федеральным средствам, которые целевым образом пойдут на финансирование модернизации станций скорой медицинской помощи, строительство клинико-диагностических центров, повышение заработной платы участковых врачей и педиатров, региональным властям необходимо будет повышать уровень качества и доступности медицинского обслуживания в первичном звене здравоохранения, внедрять широкие профилактические мероприятия, повышать уровень оплаты труда высококвалифицированным специалис-там-медикам и т.д.

Публикации последних лет [6, 7] убедительно указывают на возросший интерес к экономике здравоохранения и к тому, что здоровье населения является категорией не только медико-биологической, но в значительной степени и экономической, характеризующей состояние трудового потенциала и трудовых ресурсов. Для изучения воспроизводства здоровья населения все более значимыми становятся расчеты «жизненного потенциала», «продолжительности здоровой жизни», экономическая оценка стоимости «груза болезней».

Для этого необходимо рассчитать не только прямые и непрямые расходы на здравоохранение, но и т.н. упущенные выгоды в производстве ВРП в связи с преждевременной смертностью и выбытием из производства инвалидов трудоспособного возраста. С учетом того, что на 1 занятого в экономике в 2004 г., вне зависимости от пола и распределения по отраслям производства, приходилось 324 тыс. руб. ВРП, то можно вычислить ущерб от причин, связанных с утратой здоровья и преждевременной смертностью, в денежном выражении. И пусть это будут расчетные данные, требующие при этом постоянной корректировки, но в виде исходных они, на наш взгляд, могут стать основой для последующих прогнозов, в том числе и в рамках федеральной целевой программы «Здоровье работающего населения России».

В заключение хотелось бы предложить шире использовать экономические методы управления здравоохранением, ибо всем уже ясно, что поддержание необходимого уровня здоровья, потенциал и ресурсы здоровья из плоскости со-

ПАВЛОВА, КРИВОШАПКИН, ПРОТОПОПОВА, ЭРДЕС, СЛИЗКОВА

циальной политики должны перейти в плоскость социально-экономических отношений. Ведь передовые развитые страны мира давно поняли значимость мер по повышению уровня и качества жизни своих граждан, увеличению средней продолжительности их жизни, снижению общей и социально обусловленной заболеваемости, а также инвалидности. Такие меры бесспорно ведут к укреплению экономики страны, государства в целом, его национальной безопасности.

Литература

1. Щепин В. О. Структурные преобразования в здравоохранении. - М., 1997. - 224 с.

2. Трагакес Э., Лессоф С. Системы здравоохранения: время перемен: Россия II Европейская об-

серватория по системам здравоохранения, 2003. -193 с.

3. Якутия за 70 лет: Стат.сборник. - Якутск, 1987.-96 с.

4. Заседания Верховного Совета Якутской АССР 4-го созыва (3-я сессия): Стеногр. отчет. - Якутск, 1957.-265 с.

5. Заседания Верховного Совета Якутской АССР 6-го созыва (7-я сессия): Стеногр. отчет. - Якутск, 1966.- 171 с.

6. Кораблее В.Н. Здоровье населения как объект управления в региональной политике // Дальневосточный медицинский журнал. - 1999. - С. 9-13.

7. Методы изучения воспроизводства здоровья населения / В.Ю. Альбицкий, А.И. Глушаков, А.Б. Галлямов, A.A. Гильманов. - Казань: Медицина, 2001.-228 с.

УДК 616.72-002.77-053.8

Влияние заболевания на качество жизни больных ревматоидным артритом

А.Б. Павлова, В.Г. Кривошапкин, Р.Н. Протопопова, Ш.Ф. Эрдес, К.Ш. Слизкова

В исследовании ставилась задача изучения показателей КЖ у больных РА - жителей г. Якутска. Обследовано 77 больных с диагнозом РА, средний возраст составил 47,1 ±11,02 лет. Изучалось КЖ с помощью опросников HAQ и SF36. Качество жизни больных РА зависит от возраста больных (у больных молодого возраста сильнее снижены показатели КЖ, характеризующие психологическое здоровье), длительности заболевания (с увеличением длительности наблюдается снижение показателей КЖ по шкалам физического функционирования, боли, жизнеспособности, ролевого эмоционального функционирования) и стадии заболевания (чем выше стадия, тем значительнее снижены показатели КЖ в физической и социальной сферах). Функциональный статус по HAQ больных РА ухудшается с прогрессированием заболевания, с увеличением группы стойкой нетрудоспособности и с возрастом.

Ключевые слова: качество жизни, ревматоидный артрит, HAQ, SF36.

In research the task of study of parameters quality of life (QoL) at the patients RA - people of the town Yakutsk. 77 patients with the diagnosis RA are surveyed, the average age has made 47,1±11,02 years. Was studied QoL with the help опросников HAQ and SF36. The quality of life of the patients RA depends on age of the patients (at the patients of young age parameters QoL, describing psychological health) stronger are reduced, of duration of disease (with increase of duration the decrease of parameters QoL on scales of physical functioning, pain, viability, role emotional functioning) and stage of disease is observed (the above stage, the more considerable parameters QoL in physical and social spheres) are reduced. The functional status on HAQ of the patients RA is worsened with прогрессированием of disease, с by increase of group of proof invalidity and с by age.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПАВЛОВА А юна, Бимбастна - м.н.с. ИЗ АН РС(Я); Key words: quality of life, rheumatoid arthritis,

КРИВОШАПКИН Вадим Григорьевич - д.м.н., HAQ SF36 проф., директор ИЗ АН PC (Я); ПРОТОПОПОВА

Раиса Николаевна - к.м.н., рук. группы ИЗ АН Актуальность

РС(Я); ЭРДЕС Шандор Федорович - д.м.н., зам. директора по научной работе Института ревматологии 0 ¡-nA,m гпнчь-ппа I/ пт Воспалительные и дегенеративные заооле-РАМН; СЛИЗКОВА Ксения Шандоровна - м.н.с. ^

Института ревматологии РАМН. вания опорно-двигательного аппарата представ-

124 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2006, №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.